Введение
«Самое главное для человека это его здоровье», «желаем тебе крепкого здоровья», «здоровье не купишь», «здоровье дороже золота» - как часто мы это слышим, но понимаем это тогда, когда возникают проблемы. Мы часто на уроках и классных часах говорим о здоровье, а недавно наш учитель познакомил нас с данными официальной медицинской статистики: «…последние десятилетия свидетельствуют о росте психических расстройств. Так, по данным ВОЗ, дети и подростки с различными нарушениями психического здоровья – 20%, в Европе это составляет от 14% - 32»%. По данным института Мозга человека РАН, проблемы с психическим здоровьем имеют 15% детей, 25% подростков и до 40% призывников. Как свидетельствует большинство научных исследований, самой широкомасштабной проблемой подросткового возраста, по прежнему, остается проблема зависимостей, связанная сейчас с высоким риском развития алкоголизма и наркомании, но и с так называемыми нехимическими зависимостями: интернет, межличностные… Сейчас очень актуальны проблемы подростковой агрессии, нарушение пищевого поведения, суицидального поведения…». Услышав о таких цифрах, невольно задумываешься о здоровье. Сейчас существует огромное количество методик, направленных на поддержание здоровья, они все идут в помощь официальной медицине:
-герудотерапия
-иглотерапия
-арттерапия
-апитерапия
-спицетерапия
-цветотерапия
И я подумала: «А что я могу сейчас сделать для себя, для своего здоровья? И тут же себе дала ответ: «Изучать, применять, беречь и ценить!». Наше незнание – это завязанные глаза и ненадо сражаться вслепую, нужно изучать и применять свои знания во благо. Самая доступная для моего возраста терапия – это арт и цветотерапия и я решила побольше узнать о цветотерапии.«Обожаю этот цвет» ,«Глаза отдыхают» - как часто мы об этом слышим и говорим и не задумываемся о том, что постоянно испытываем влияние цвета на наш организм. «Все живое стремиться к цвету», так сказал великий Гете. Конечно, наша жизнь немыслима без различных оттенков цвета. Цвет нас радует и огорчает, цвет – это чудо, великий дар, он таинственен т.к. по нему можно «прочитать» внутреннее состояние человека. Цвет нужен всем т.к. он поддерживают душу. Весь мир человек видит в цветах, он присутствует почти во всем - в одежде, в украшениях, в картинах, в интерьере помещения, в пище. Но мы не знаем, какую пользу может принести знания и правильное использование цвета.
Цель :
Изучить влияние цвета на человека, на возможность снятия стресса, возможность использовать цвет в противовес химическим препаратам.
Задачи:
1. Проанализировать содержание понятия цветотерапия в специальной литературе
2. Провести наблюдения за использованием цвета в одежде при оформлении дома , класса, комнаты. Изучить взаимосвязь между любимыми цветами одежды и поведением человека.
3.Исследовать основные любимые цвета одноклассников и их ощущения.
4.Разработать рекомендации по использованию цвета для сохранения здоровья и выступить перед своими друзьями.
Методы:
Изучение литературы
Анкетирование
Эксперименты
Актуальность:
Самое драгоценное у человека – это здоровье. Только здоровый человек может быть хозяином судьбы своей и своей страны. Самого рождения и до конца нашей жизни нас сопровождают различные цвета, знание значения цвета в жизни принесет огромную пользу т.к. уже учеными установлено, что каждый цвет излучает свою энергию, которую мы можем использовать для улучшения нашего здоровья. Главная задача - это повысить стрессоустойчивость обучающихся, т.к. здоровье ученика непосредственно связано с обучением. Знание значение цвета необходимо каждому человеку. И я решила побольше узнать о цветах, об их влиянии на здоровье , чтобы в будущем применять эти знания и использовать. А еще очень хочется познакомить своих друзей с теми познаниями, которые я получила при работе над этим проектом. И моим девизом стало выражение «Изучи и используй»
2. Основная часть:
2.1.Кто изучал влияние цвета на здоровье человека?
Цвет окружает человека повсюду и постоянно воздействует на организм человека. Издавна врачи использовали элементы цветотерапии. Еще египетские, индийские, китайские медики древности изучали влияние цвета на человека. А вот что гласит основной постулат китайских врачей при дворе китайского императора: «Все оттенки красного отвечают за физическое здоровье тела, синие тона помогают «настроить» разум, желтый цвет отвечает за душевное состояние…». Врачи прошлого считали цвет одним из важнейших факторов в процессе лечения.Так Авиценна назначал своим пациентам лечение определенными цветами в зависимости от характера заболевания и душевного состояния больных. Для лечения ран он употреблял черный, зелёный, красный или белый пластырь, в зависимости от типа раны. Ставил диагноз по цвету кожи и мочи больного. Широко использовала лечение цветом и народная медицина. Так как , издавна в России для лечения скарлатины использовали красную ткань, а при рожистом воспалении – красную шерсть , а чтобы уберечься от желтухи носили золотые бусы . В старой Англии ручку для маленького ребенка обвязывали красной ниткой , чтобы у него росли зубки. И сейчас в наше время очень стало модно носить на запястье красную ленту – для благополучия. А вот пример из литературы: один из мостов Лондона был окрашен в черный цвет. Было замечено , что наибольшее количество самоубийств в городе случалось именно на этом мосту. У колыбели цветотерапии стояли величайшие умы: Аристотель, Леонардо да Винчи, Ньютон, Гете, а в наше время И.П.Павлов, С.Н.Вавилов.
2.2 Цветотерапия
Цветотерапия – это медицинское направление , которое использует воздействие цвета на психоэмоциональное состояние человека и на его самочувствие. Оказывается, мрачные тона посылают меньше импульсов в эндокринную систему, а следовательно, она вырабатывает меньше гормонов, которые влияют на развитие организма и поэтому снижается сопротивляемость, обостряются хронические заболевания. Цвет очень важен для медиков, художников, психологов, строителей, педагогов, ученых и политиков. Цветом лечат бессонницу , гипертоническую, язвенную болезнь , многие неврологические заболевания, восстановление нормальной жизнедеятельности. Учеными доказано, что цвет вызывает определенные биохимические реакции в человеческих тканях, стимулирует различные железы и некоторые отделы головного мозга, в том числе и гипофиз. Последний стимулирует выработку целого ряда гормонов, которые отвечают за обмен веществ, сон, аппетит, наше эмоциональное состояние и пр. Иначе говоря, то, как мы себя чувствуем, во многом зависит от цветов, которыми мы окружены. Поэтому медицина научилась использовать цвета во благо – для благотворного влияния на наше здоровье. Основы цветотерапии были заложены на Востоке ( Индия, Китай) в IV – III тысячелетии до нашей эры. Отдавали должное цветотерапии и такие выдающие ученые как Гиппократ и Парацельс. Макс Люшер известный швейцарский психотерапевт, в XX веке создал цветодиагностику
2.3 Интересные факты :
1. Воспитание в Японии: Детям предлагают создать рисунок, а затем по нему судят о состоянии здоровья ребенка: сначала обнаруживают цвета , какие отсутствуют в их рисунках , потом анализируют, почему ребенку не нравится тот или тот цвет. Потому что японцы считают: «Гармония в цвете – гармония в душе – гармония в жизни». После небольшого такого теста намечается план работы с ребенком т.к. по цветам, которые ребенок чаще всего использует в рисунках, можно определить характер ребенка, его реакцию на жизненные ситуации и эмоциональный климат в семье .
2. «О чем говорят цвета в детских рисунках»: цвета в рисунках говорят о душевных переживаниях. Рисование чаще используют психологи для коррекции и для успокоения и рисование разными цветами лучше и эффективнее чем различные таблетки
2.4 Лечебные свойства цветов
цвет |
стимулирует |
используется |
Красный |
активизирует все функции организма, заряжает энергией мышцы и печень, повышается давления и температуры, учащается дыхание. |
Используется для лечения некоторых кожных заболеваний, помогает при простуде, пневмонии, астме |
Оранжевый |
стимулирует активность, повышает аппетит, улучшает кровообращение и цвет кожи, способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности, обладает антиспазматическим свойством. |
|
Желтый |
стимулирует зрение и нервную деятельность, интеллектуальные способности, жажду знаний, активизирует двигательные центры, стремление изучать что-то новое, побуждает к поездкам, путешествиям. |
Используется для лечения диабета, пищеварения, депрессии. |
Зеленый |
успокаивает, понижает давление, расширяет капилляры, облегчает головную боль |
Используется при лечении нервов и сердечно-сосудистой системы, астме, бессоннице. |
Голубой |
успокаивает, снижает мышечное напряжение, понижает давление, температуру, помогает собраться с мыслями, сосредоточиться. |
Используется при бессоннице, нервных расстройствах. |
Синий |
Успокаивает, понижает давление и температуру, обладает снотворным эффектом. |
Используется при лечении эмоциональных и нервных людей, лечит отеки, ожоги, ревматизм, головную боль, воспаление глаз. |
Фиолетовый |
Вызывает чувство усталости , тормозит и угнетает. |
Используется при лечении нервных и психических заболеваниях, болезнях почек, печени, мочевого и желчного пузырей. |
Серый |
вызывают депрессию, скуку, аппатию |
Используется при лечении |
Белый |
выражает потребность защититься, скрыть эмоции, отгородиться от людей. |
Используется при лечении нервной системы, активизирует обмен веществ, хорошо влияет на кровеносную систему и сердечную деятельность |
Черный |
вызывают депрессию |
Используется при лечении |
коричневый |
вызывают депрессию |
Используется при лечении бессонницы, лучшее снотворное. |
Вывод: эти достижения ученых применяются в медицине.
2.5 Каждый цвет имеет свою символику и свои психологические особенности: По этим цветам можно дать характеристику человеку и определить его душевное состояние.
Оранжевый: цвет теплоты, спокойствия, способствует хорошему настроению. Цвет оказывает поддержку в тяжелой ситуации. Он дает способность что то делать, но его нужно вводить постепенно. Это один из лучших цветов в психотерапии.
+ сила, энергия, волнение, терпимость, свободолюбие
- всепрощение, высокое самомнение.
Черный: цвет депрессии, пустоты, печали, подавленности, тишины и спокойствия. Человек выбирает этот цвет, если ему чего то не хватает или в жизни нет чего то очень важного. Он вызывает бездействие, скрытость.
+ созидание, содержательность
- подавление, депрессия, пустота
Синий цвет: Цвет упорства, настойчивости, преданности, серьезности, строгости. Синий цвет успокаивает, расслабляет, охлаждает. Люди выбравшие синий цвет организованны, сильны духом, всегда имеют свою точку зрения, это честный и совестливый человек. Но этот цвет вгоняет в меланхолию, слабость, вызывает духовные впечатления.
+ организованность, сила духа, непреклонность
- подчиненность
Коричневый цвет: Цвет надежности, стабильности, преданности, открытости. Он успокаивает, поддерживает. Человек, выбирающий этот цвет, желает физического отдыха, покоя и внимания.
+ надежность, здравый смысл
- депрессия, разочарование
Красный цвет: Цвет силы, жизни, радости, здоровья, воли к победе, источник энергии. Человек, выбирающий этот цвет, всегда любит быть первым, он максималист, любит споры и дисскусии. Человек практичный, прямолинейный, эгоист.
+ лидерство, упорство, настойчивость, динамичность, демонстративность
- насилие, жестокость, упрямство,
Зеленый цвет:цвет спокойствия, стабильности, надежды и свежести. Человек, выбирающий этот цвет, замкнутый, скрытый, у него есть свой мир, они умеют взвешивать ситуацию и находить правильный выход, они могут успокаивать людей.
+ обязательность, стабильность
-эгоизм, ревность
Серый цвет: цвет сдержанности, он успокаивает нервы. Человек, выбирающий этот цвет, чувствует себя раздвоенным, чувствует себя плохо, одиноко, ненужным и чужим. Они не верят в эмоции, не верят людям, не верят в искренность. Но он всегда думает, что лучшее еще впереди, но ничего для этого не делает.
+ реальность, здравомыслие, информированность
- печаль, меланхолия, депрессия, боязнь
Белый цвет: цвет совершенства, равенства, невинности и чистоты.
+ честность, уверенность в себе, справедливость, свобода, радость, веселье
- нетерпимость, цвет сплетен, склонность к осуждению.
Фиолетовый цвет: тяжелый цвет, цвет раскаяния. Человек, выбирающий этот цвет, не может найти в себе силы реализоваться, боится потерять независимость, контролирует свои эмоции.
+ чувственность, идеализм
- завышенная самооценка, гордыня.
3.Практическая работа.
3.1 Какого цвета наш класс?
Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, в период обучения в школе. Поэтому учеба, мероприятия направленные на сохранение здоровья, являются важным делом. Цвет это мощное средство влияния на психическое здоровье человека и современный человек должен знать и понимать, как цвет влияет на здоровье человека. Цвет может привлекать и отталкивать, вселять спокойствие или возбуждать.
Главная задача школы – создание благоприятных условий для разностороннего развития и самообразования. Мы большую часть времени проводим в школе и школа по праву называется «второй дом». «Дома и стены помогают» -известная пословица и она права. В нашей школе многое сделано для разнообразия классов: стены голубого, зеленого, розового и салатового цветов, оформление – у каждого класса свое. Ведь наш класс это корабль, на котором мы отправляемся в страну Знаний, и это путешествие продлится 5 лет, класс - это мост в мир будущего. Разнообразные классы соответствуют разнообразному природному миру, в котором живет человек. Учеными было установлено, что разные в цветовом решении классы создают творческую атмосферу, успокаивают и повышают работоспособность учащихся.
кабинеты |
цвета |
Русского язык |
Голубой и |
географии |
Голубой |
Математика |
Голубой |
История |
Зеленая |
Физики |
Голубой |
Информатики |
Зеленый |
Иностранного языка |
Зеленый |
Библиотека |
Светло - желтый |
Обж |
Зеленый |
технологии |
Зеленый |
Татарские языка |
Бежевый и голубой |
музыка |
Зеленый |
Начальных классов |
Светло - желтый |
Вывод: Разные цвета дарят радость, силу, энергию, бодрость духа, поднимают настроение. Используя систему этих цветов, наша школа стала притягательной для детей, радостной:
Светлые и бледные постельные цвета - соответствуют рождению, молодости, силе.
Зеленые кабинеты - соответствуют состояниям природы от весны до конца лета, состояние роста, желание познать.
Синие и голубые кабинеты – соответствуют доброте и удовлетворенности.
3.2 Влияние цвета на умственную продуктивность (внимания)
Для эксперимента была создана группа учащихся в количестве 10 человек.
Исследование умственной работоспособности осуществляется при помощи таблицы Анфимова. Таблицу мы разместили на бумаге разного цвета: оранжевого, синего, светло-зелёного и белого.
Задание: быстро и точно вычеркнуть заданную букву в течении одной минуты. Причем, для определенного цвета бумаги – определенная буква. Концентрация внимания оцениваем по количеству ошибок.
оранжевый |
синий |
зеленый |
белый |
|
Эля |
4 |
3 |
2 |
2 |
Ксюша |
3 |
4 |
1 |
1 |
Вероника |
5 |
4 |
4 |
5 |
Ильзия |
3 |
3 |
1 |
1 |
Руслан |
5 |
5 |
3 |
3 |
Катя |
2 |
1 |
- |
1 |
Алина |
3 |
1 |
- |
1 |
Данияр |
4 |
5 |
5 |
4 |
Андрей |
3 |
4 |
2 |
2 |
Руслан |
4 |
4 |
3 |
3 |
диляра |
3 |
4 |
2 |
3 |
Вывод: при анализе оказалось, что внимание учащихся зависит от цвета бумаги и лучше внимание концентрируется на зеленой бумаге
Фрагмент таблицы В.Я. Анфимова
СХАВСХЕВИННААИСНХВХВКСНАИСВХВГВХЕНАИСНЕВХАРВНХИВСНАВСАВСНАЕКЕАХВВКЕХИСХВИКИПХИВХЕИСНЕИНАИЕНХХКЖХЕЕКВ
Фрагмент таблицы В.Я. Анфимова
АКСНВЕАНЕРКВСОАЕНВРАКОЕСАНРКВНЕОРАКСВОЕСОВРКАНВСАЕРНВКСОАНЕОСВНЕРКАОСЕРВКОАНКСАНКАНЕОСВРЕНАКСОЕНВРКСАРЕСВНЕСКАОЕНСВКРАОЕВРЕСОАКВНЕСАКВРЕНС
3.3 Исследование проведено с помощью метода анкетирования среди начальных классов- 2-4 классы
- Какие цвета вы больше любите?
- В какой цвет вы бы хотели покрасить стены вашего класса?
- На каких листочках интереснее было бы вам писать?
Исходя из полученных данных можно сделать вывод:
Учащиеся начальных классов предпочитают красные и сине– голубые цвета. Красный выражает жизненную силу, активность, стремление получать результаты и добиваться успеха, импульсивность, волю к победе. Синий означает полное спокойствие, довольство, умиротворенность. Красный-синий – гармония и активность, эмоциональная удовлетворенность. Ученики 2 класса выбирают красный и синий цвет – это говорит об активности и желании победить. Ученики 3и 4 классов выбирают так же красный, черный и белый цвета – это говорит о деятельности, импульсивности, загруженности. А классные руководители в этих классах выбрали голубой цвет – это говорит об их добросовестности, строгости.
3.4 Цветовая энциклопедия человеческих эмоций: Тестирование по М. Люшеру.
У меня имеется все 8 цветов. Ученик выбирает из них самый любимый, а затем из оставшихся еще и так до конца. Глядя на получившуюся гамму цветов, можно сказать о состоянии человека. О таком тесте рассказывала наша учительница, она сама его проходила в больнице, после очень серьезной операции. А вот некоторые личностные характеристики цветов, которые используют психологи:
Красный – энергетичный, решительный, напряженный, отзывчивый, уверенный. общительный, сильный
Зеленый – волевой, самостоятельный, невозмутимый, черствый.
Желтый – оптимистичный, разговорчивый, открытый, энергичный, разговорчивый
Синий – добрый, честный, справедливый, добросовестный, спокойный. невозмутимый
Фиолетовый – несправедливый, неискренний, эгоистичный
Мы провели исследование среди учеников с помощью теста по цветотерапии М. Люшера и получили следующие результаты, которые выявили, какие же цвета предпочитают мои друзья и дать им небольшую характеристику:
Это мой класс:
имя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Эля |
красный |
желтый |
оранжевый |
голубой |
фиолетовый |
синий |
зеленый |
белый |
коричневый |
Катя |
голубой |
синий |
красный |
зеленый |
белый |
оранжевый |
желтый |
фиолетовый |
черный |
Ильзия |
синий |
голубой |
желтый |
белый |
оранжевый |
красный |
фиолетовый |
зеленый |
серый |
Диляра |
синий |
голубой |
оранжевый |
желтый |
фиолетовый |
белый |
красный |
зеленый |
черный |
Алина |
синий |
голубой |
оранжевый |
красный |
белый |
зеленый |
черный |
фиолетовый |
черный |
Вероника |
зеленый |
красный |
фиолетовый |
голубой |
желтый |
оранжевый |
белый |
черный |
серый |
Ксюша |
бежевый |
розовый |
белый |
красный |
оранжевый |
зеленый |
фиолетовый |
желтый |
коричневый |
Андрей |
голубой |
синий |
желтый |
серый |
фиолетовый |
белый |
зеленый |
черный |
красный |
Руслан |
голубой |
оранжевый |
синий |
фиолетовый |
желтый |
белый |
серый |
черный |
коричневый |
Руслан |
голубой |
серый |
синий |
черный |
коричневый |
желтый |
фиолетовый |
красный |
зеленый |
Данияр |
голубой |
черный |
серый |
синий |
желтый |
фиолетовый |
белый |
красный |
зеленый |
По всей школе:
Цвета |
Количество обучающихся |
Красный |
5 |
Коричневый |
3 |
Черный |
7 |
Серый |
1 |
Белый |
4 |
Оранжевый |
2 |
Желтый |
10 |
Синий |
0 |
Зеленый |
12 |
Голубой |
9 |
Фиолетовый |
1 |
Из данной таблицы можно увидеть, что основное предпочтение отдается:
1 место: Зелёный
2 место: Желтый
3 место: Голубой
4 место: Черный
3.3 Влияние цвета одежды на здоровье человека
Следующим этапом исследовательской работы было выявление предпочтений цвета в одежде. Для этого был использован тест, «Какого цвета ваше платье?». Были опрошены девушки только старших классов: с 5 по 11 класс - 24ученицы и были выявлены следующие результаты, которые мы внесли в таблицу:
Цвета |
Количество обучающихся |
Красный |
5 |
Розовый |
1 |
Черный |
1 |
Серый |
- |
Белый |
1 |
Оранжевый |
- |
Желтый |
4 |
Синий |
5 |
Зеленый |
3 |
Голубой |
4 |
Таким образом, мы определили, что большинство опрошенных выбрали бы платье :
1 место: красный и синий
2 место: желтый и голубой
3 место: зеленый
Нами были разработаны рекомендации по использованию цвета в одежде:
- Благодаря розовому или персиковому цвету, другим людям будет приятно общаться с вами. Зеленый, голубой и бирюзовый цвета помогают испытывать сочувствие к другим и вникать в их проблемы. Сочетание голубого и зеленого цветов помогает поддерживать общение с аудиторией.
-Одежда голубого цвета успокаивает и помогает прийти в себя, розовый цвет одаривает чудесным настроением. Серый цвет наделяет ощущением пространства, серую одежду хорошо носить в тех случаях, когда возникает желание помечтать. Если необходимо вечером подготовиться к экзамену, то лучше надеть что-нибудь желтое для обострения интеллектуальных способностей.
3.4"Цветовой релаксатор"
Можно мысленно насыщать себя необходимым цветом с помощью медитации или просто долго и пристально рассматривать "носитель" необходимого цвета, которым может быть, например, лист цветной бумаги – «цветовой релаксатор» и поправить свое здоровье, повысить стрессоустойчивость.
Возьмите лист цветной бумаги, в центре листа нарисуйте или наклейте из бумаги, другого цвета, кружок диаметром 1-2 см, соответствующий вашему темпераменту. Диаметр кружка подбирается так, чтобы с расстояния 2 м он был ещё отчетливо виден. Нужно повесить "Цветовой релаксатор" на стену на уровне глаз в положении сидя у себя в комнате и пользоваться им: если необходимо уравновесить свои эмоции, нужно сесть напротив "Цветового релаксатора" на расстоянии 1,5-2 м., расслабиться и посмотреть в центр листа на цветной кружок в течение 20-30 минут. Смотреть до легкого утомления, затем, отдохнув с закрытыми глазами, снова смотреть на точку без напряжения и усталости.
Примечание:
Темперамент это проявление процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Тип нервной деятельности определяется свойствами нервных процессов: силой, уравновешенностью и подвижностью.
Сангвиник – легко увлекается новым делом, легко приспосабливается, дисциплинированный, энергичный, общительный, стрессоустойчивый
флегматик – медлительный, терпимый, выдержанный, стрессоустойчивый
холерик – общительный, эмоциональный, вспыльчивый, обидчивый, несдержанный, с высокой самооценкой
меланхолик – чувствительные, неуверенные в себе, тревожные, с низкой работоспособностью
Цвет листа для холериков - зеленый (салатовый), точки - красный.
Цвет листа для сангвиников - синий, точки - желтый.
Цвет листа для флегматиков - красный (розовый), точки - зеленый.
Цвет листа для меланхоликов - желтый (золотой), точки - синий.
5. Заключение
Все поставленные задачи я решила: изучила исторические данные об изучении лечебного воздействия цвета, провела наблюдения за использованием цвета в одежде и при оформлении класса , дома и школы, исследовала основные цветовые предпочтения одноклассников, составила рекомендации по использованию цвета для сохранения здоровья; предложила использовать "Цветовой релаксатор" для снятия психического напряжения и достижению спокойствия. А еще посоветовала сделать релаксатор для своей мамочки. Я сделала для своей мамы, ей очень понравилось, т.к. она работает в клубе, а работа с людьми требует много сил и терпения, все люди разные. И мой главный вывод: по возможности использовать цветотерапию и на уроках, в школе, т.к. наше здоровье непосредственно связано с обучением. Это необходимо, чтобы повысить стрессоустойчивость
Литература:
материалы из интернета
материал из журнала «1000 советов»
материалы Республиканского фестиваля «Паруса науки»
материалы по психологии.