Введение
Актуальность проблемы
Сохранение и укрепление здоровья ребёнка является основой его полноценного развития. К сожалению, сегодня с увеличением школьной нагрузки, гиподинамией здоровьешкольников значительно ухудшается.
По данным Министерстваздравоохранения РФ, НИИ педиатрии РАН первое место среди заболеваний младших школьников занимают патологии опорно-двигательной системы (ОДС) - нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Это огромная проблема, т.к. именно в этом возрасте происходит формирование опорно-двигательного аппарата.
По результатам исследований российских ученых Н. Л. Носовой, В. А. Кашубы (3) нарушения ОДС приводят к функциональным изменениям в организме. Дефекты осанки ухудшают функцию внутренних органов: затрудняется работа сердца, ЖКТ, органов дыхания. Последствиями неправильной осанки могут быть появление головных болей, повышение утомляемости.
Таким образом, поскольку при нарушениях осанки ухудшается работа всех органов и систем организма, то сами нарушения осанки могут быть предвестниками серьезных заболеваний организма.
Актуальность данного проекта обусловлена задачей поиска эффективных средств коррекции нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.
Цель работы: изучение влияния спортивной и танцевальной деятельности на осанку младшего школьника
Задачи исследования:
изучить современную научную литературу по проблеме исследования;
выявить факторы, влияющие на нарушение осанки у младших школьников;
определить занятостьобучающихся в спортивных и танцевальных секциях;
изучить проблему эффективности использования средств танцевальной и спортивной деятельности с целью формирования правильной осанки;
доказать влияние спортивной и танцевальной деятельности на осанку.
Гипотеза исследования: если ребенок младшего школьного возраста занимается в спортивной или танцевальной секции, то это приведет к укреплению его опорно-двигательного аппарата и к формированию правильной осанки.
Методы исследования:
анализ состояния ОДС по медицинским картам учащихся;
наблюдение за осанкой обучающихся на уроке, перемене;
анкетированиеобучающихся на предмет их занятости в спортивных и танцевальных секциях;
анализ влияния спортивных и танцевальных занятий на коррекцию осанки.
Объект исследования: осанка учащихся 2в класса МОУ «СОШ № 64»
Предмет исследования: танцевальная и спортивная деятельность как формы коррекции осанки у младших школьников
Практическая значимость исследования – заключается в том, что результаты нашей работы могут быть использованы родителями и педагогами.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой и цитируемой литературы и приложения.
Глава I. Теоретическое обоснование влияния спортивной и танцевальной деятельности на осанкумладшего школьника
1.1.Основные понятия темы исследования
Рассмотрим основные понятия темы исследования:
Младший школьный возраст – период жизни ребенка от 6-7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I - IV классы) в современной школе (1). Спорт - физические упражнения для развития и укрепления организма (5).
Спортсмен – человек, занимающийся спортом (5).
Спортивная деятельность - специальный вид деятельности в определенном виде спорта (9).
Танец – искусство пластических и ритмических движений (5).
Танцевальная деятельность - это вид творческой деятельности, предназначенный для зрелищного эффекта, достигаемого путем имитации жестов, ритмической смены поз и па, служащих образным языком, способным выражать эмоциональное состояние человека (13).
Осанка - внешность, манера держать себя (о положении корпуса, складе фигуры).
Возьмем эти определения за основу в нашей работе (5).
1.2.Правильная осанка, виды и причины нарушения осанки
Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье школьников возможно только при сохранении правильной осанки (7). Она определяется следующими признаками:
голова и туловище держаться прямо;
голова слегка приподнята;
плечи отведены назад;
грудная клетка развернута;
живот подобран;
в поясничной области имеется небольшой изгиб.
Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами, осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием.
Различают следующие варианты нарушения осанки: в сагиттальной(передней-задней) и во фронтальной плоскости.
Рассмотрим нарушения осанки в передней-задней плоскости (вид сбоку):
круглая спина - увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника;
плоская спина - сглаживание всех физиологических изгибов;
кругло-вогнутая спина - увеличение грудного кифоза и увеличение поясничного лордоза;
Рассмотрим искривление позвоночника во фронтальной плоскости – (вид сзади).
При этом виде нарушения осанки позвоночник имеет искривление в форме дуги.
Также встречаются нарушения осанки в виде плоскостопия и врожденной косолапостии других нарушений стопы.
Существует ряд тестов, при помощи которых самостоятельно можно определить правильная ли у тебя осанка (приложение 1).
Уточним причины нарушения осанки.
Осанка в любом возрасте имеет нестабильный характер, она может улучшаться или ухудшаться.
Одними из причин, которые могут привести к нарушению осанки в младшем школьном возрасте, являются:
недостаточная двигательная активность;
неправильное положение тела при занятиях и во время сна;
недостаток света около письменного стола;
несоответствие размеров и конструкции мебели росту ребенка;
вес портфеля(ранца), ношение ранца в одной руке или на плече.
Для формирования правильной осанки необходимы профилактические меры, предупреждающие ее нарушение.
Очень важно следить за правильной позой, особенно во время письма. Оно у школьников младших классов вызывает наибольшее утомление. Дети начинают искать опору для головы и туловища, прислоняться грудью к краю стола, при этом затрудняются дыхание и кровообращение и легко возникают дефекты осанки. Длительное сидение за компьютером в неправильной позе также приводит к формированию неправильной осанки.
Школьная мебель и мебель для выполнения домашних заданий, чтения, компьютерных игр должна быть подходящая ребенку по росту. Проверить это просто: крышка стола должна быть на 2-3 см выше локтя сидящего ребенка, сиденье стула - на уровне коленного сустава.
Еще одна причина плохой осанки - освещение. Недостаток света заставляет школьника наклоняться к рабочей поверхности стола как можно ниже.Настольная лампа должна быть достаточной мощности (40-50 ватт), но не слишком яркой и находиться слева от ребенка и лишь в крайнем случае перед ним. Целесообразно также оставить включенным общий источник света комнаты.
Избыточный вес портфеля (ранца)увеличивает опасность нарушения осанки, заболевания суставов рук. У детей постоянно носящих тяжести, может развиться плоскостопие. Тяжелый портфель, как и любой другой непосильный груз, повышает опасность травм. Ношение книг и прочих ученических принадлежностей в ранце на спине способствует равномерному распределению нагрузки, освобождает руки.
1.3.Влияние спортивной и танцевальной деятельности на осанку младшего школьника
Традиционным средством формирования правильной осанки, многократно исследованным и признанным эффективным, принято считать лечебную физическую культуру (ЛФК), однако это не снижает остроты ситуации, т.к. в последнее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих нарушения осанки. Помимо этого, в результате исследований было установлено, что на занятиях ЛФК наблюдается снижение интереса у детей к двигательной деятельности лечебного характера в связи с её однообразием.
Данные обстоятельства заставляют искать новые подходы и определять такие средства физического воспитания, которые создают интерес у младших школьников к двигательной деятельности и положительно влияют на формирование осанки. К таким средствам мы предполагаем отнести танцевальную и спортивную деятельность.
Рассмотрим подробнее роль спортивной и танцевальной деятельности в формировании осанки младших школьников.
Влияние различных видов спорта на осанку рассматривается многими авторами (Н.Г.Озолин, В.И.Дубровский) (6).
Современная спортивная классификация включает в себя более чем 60 видов спорта. Для рассмотрения влияния различных видов спорта на опорно-двигательный аппарат мы их разделим их на 3 группы по степени участия тех или иных групп мышц в работе и особенностям спортивной рабочей позы.
Симметричные виды спорта - при занятиях которыми правая и левая половины тела спортсмена выполняют одновременно или попеременно одни и те же движения. При этом позвоночник занимает строго срединное положение, мышцы туловища, брюшного пресса и конечностей получают равномерную физическую нагрузку (плавание, конькобежный спорт, беговые виды легкой атлетики и др.).
Асимметричные виды спорта - при занятиях которыми обе половины тела спортсмена выполняют разные действия. При этом спортсменнаходится в вынужденной позе, позвоночник наклоняется в одну и ту же сторону или же происходит его скручивание. В связи с этим одна половина тела испытывает нагрузку значительно в большей степени, чем другая, равномерность развития мышц нарушается (баскетбол, бокс, метание, стрельба, настольный теннис и др.).
Смешанные виды спорта - при занятиях которыми происходит частая смена спортивной рабочей позы, обе половины тела спортсменаиспытывают постоянно меняющиеся нагрузки, положение позвоночника постоянно меняется, отсутствует вынужденная спортивная поза, мышцы равномерно развиваются (все виды борьбы, волейбол, многоборья, регби, ручной мяч, футбол, хоккей и др.).
Более подробное влияние некоторых видов спорта на осанку рассмотрено в приложении 2.
Изучив научно-методическую литературу по данной теме мы выяснили, что наиболее благоприятное влияние на формирование осанки оказывают симметричные и смешанные виды спорта. Они, равномерно развивают мышцы обеих половин тела, предупреждают возникновение нарушений осанки и даже способствуют устранению начальной степени деформации позвоночника. По результатам исследования (Егоров Г.Е.) (2), при занятиях этими видами спорта уже в течение одного года происходят благоприятные изменения в осанке детей. В течение 5 лет занятий из 587 детей с нарушением осанки во фронтальной плоскости у 531 (90.5%) осанка стала правильной.
При занятиях асимметричными видами спорта наблюдается обратная картина. В течение 1-2 лет у 20,1% из 409 здоровых детей отмечено появление нарушений осанки, чаще во фронтальной плоскости. Через 5 лет занятий этот показатель увеличивается до 38,6%. Это свидетельствует о том, что многолетние занятия асимметричными видами спорта неблагоприятно отражаются на процессе правильного формирования осанки.
Рекомендации по выбору видов спорта приведены в приложении 3.
Танцевально-хореографические упражнения исторически считаются эффективным средством формирования правильной осанки.
Более двух с половиной тысяч лет тому назад Платон сказал: «Танцы назначены для образования тела». И сегодня эти слова звучит актуально.
Опыт современных мастеров танца, педагогов-практиков, специалистов в области физической культуры (Котельникова Е.Г., Хавилер Дж.С и др.) (4,10) свидетельствует, что занятия танцем оказывают серьезнейшее воздействие на формирование и укрепление опорно-двигательного аппарата.
Одна из отличительных черт танцора – правильная осанка. Именно по осанке даже в толпе можно узнать человека, который занимается танцами. Уже с самых первых занятий ещё начинающих танцоров учат правильно держать осанку, а уже потом начинают осваивать танцевальные па.
Существует множество различных направлений в танцах. Однако любые танцы оказывают одинаково положительное влияние на здоровье всего организма.
Сбалансированные умеренные нагрузки на все группы мышц при занятиях танцами постепенно формируют сильный мышечный корсет, который удерживает позвоночник в правильном положении, развивается чувство равновесия, ловкости, координации, двигательная память.
Выводы по 1 главе
На основании изученной научно-методической литературы мы:
Определили основные понятия темы исследования
Младший школьный возраст – период жизни ребенка от 6-7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I - IV классы) в современной школе.
Спорт - физические упражнения для развития и укрепления организма.
Спортивная деятельность - специальный вид деятельности в определенном виде спорта.
Танец – искусство пластических и ритмических движений.
Танцевальная деятельность - это вид творческой деятельности, предназначенный для зрелищного эффекта, достигаемого путем имитации жестов, ритмической смены поз и па, служащих образным языком, способным выражать эмоциональное состояние человека.
Осанка - внешность, манера держать себя (о положении корпуса, складе фигуры).
Выяснили что такое правильная осанка.
Определили виды нарушения осанки и выявили основные причины приводящие к нарушению осанки.
Изучили литературу и выяснили эффективность использования средств танцевальной и спортивной деятельности с целью формирования правильной осанки, определили виды занятий, оказывающих максимально эффективное действие на осанку.
Глава II. Эмпирическое исследование влияния спортивной и танцевальной деятельности на осанку младшего школьника
2.1 Анализ медицинских карт обучающихся
Для изучения состояния опорно-двигательного аппарата обучающихся 2в класса МОУ СОШ №64 были проанализированы данные медицинских карт, общее количество которых мы взяли за 100 %.
По результатам обследования выявлено:
нормальная осанка - 36 % (9 человек).
нарушения осанки - 32% (8 человек).
плоскостопие и другие нарушения стоп (приводящие к неправильному распределению механических нагрузок на позвоночник) –32% (8 человек).
Состояние опорно-двигательного аппарата обучающихся
2в класса МОУ СОШ №64
Таким образом, в результате изучения медицинских карт учащихся 2В класса мы пришли к выводу, что более 60% детей имеют нарушения опорно-двигательного аппарата.
.Разработка методических рекомендаций влияния спортивной
и танцевальной деятельности на осанку
Для выявления занятости учащихся 2В класса в спортивных и танцевальных секциях было проведено анкетирование, в котором полиняли участие 25 обучающихся, общее количество которых мы взяли за 100 %.
Обучающимся было предложено ответить следующие вопросы анкеты:
В какой спортивной или танцевальной секции ты занимаешься?
Сколько раз в неделю проходят занятия?
Занимаешься ли ты хореографией на дополнительных занятиях в школе?
Было проанализировано 25 анкет и выявлены следующие результаты:
20% (5человек) - не посещают никакие спортивные секции;
36 % (9 человек) - занимаются плаванием;
24% (6 человек) - занимаются в танцевальных секциях;
4 % (1 человек) - занимается фигурным катанием (6 раз в неделю);
4 % (1 человек) - занимается легкой атлетикой
4 % (1 человек) - занимается акробатикой;
4 % (1 человек) - занимается карате;
4 % (1 человек) - занимается дзюдо.
В результате анкетирования мы выявили, что большинство учащихся (80%) занимаются в спортивных и танцевальных секциях.
Из 25 учеников – 68% (17 человек) занимаются на дополнительных занятиях по хореографии в школе.
Таким образом, мы выявили, что большинство обучающихся занимается в спортивных и танцевальных секциях.
Мы проанализировали виды спортивной и танцевальной деятельности, которыми занимаются обучающиеся 2В класса и их влияние на осанку.
Большинство выбранных учащимися занятий положительно влияют на осанку и опорно-двигательный аппарат в целом (плавание, танцы). Однако есть такие спортивные секции при занятиях в которых происходит асимметричная нагрузка на позвоночник (метания, прыжки в легкой атлетике), деформация и растяжение позвоночника при прыжках в одну сторону и резких приземлениях (фигурное катание) и др.
Такие виды спорта мы не рекомендуем использовать обучающимся с нарушениями осанки, при нормальной осанке занятия такими видами спорта необходимо дополнить специальными корригирующими упражнениями, также при выполнении сложных в техническом плане упражнений необходимо тщательно соблюдать правила техники безопасности и проводить хорошую и длительную разминку перед тренировкой.
Изучив влияние различных видов спортивной и танцевальной деятельности на осанку мы предлагаем обучающимся выбирать для занятий в младшем школьном возрасте занятия, положительно влияющие на осанку, т.к. в этот период происходит формирование опорно-двигательного аппарата. Для удобства восприятия мы их представили в таблице.
Таблица 1
Виды спортивной и танцевальной деятельности положительно влияющие на осанку и разработка методических рекомендаций по их применению
№ |
Вид спорта |
Характеристика движений |
Влияние на ОДА |
Рекомендации |
1 |
Плавание |
Плавные симметричные движения |
Симметричность и гармоничность развития мышц, снятие нагрузки на позвоночник Общее укрепление организма |
Использовать для профилактики и коррекции осанки |
2 |
Танцы |
Плавные симметричные движения |
Сбалансированные умеренные нагрузки на все группы мышц. Формирование мышечного корсето Общее укрепление организма |
Использовать для профилактики и коррекции осанки |
3 |
Легкая атлетика |
Спорт. ходьба, бег Циклические движения |
Симметричная нагрузка |
Использовать для профилактики нарушений осанки |
4 |
Акробатика |
Всестороннее развитие физических способностей |
Положительное: симметричность и гармоничность развития мышц. Общее укрепление организма Отрицательное: Травмоопасно, разрыв связок, травмы позвоночника |
Тщательно выполнять правила техники безопасности на занятиях. Постепенность в специализации |
5 |
Футбол, лыжный спорт |
Симметричные циклические движения |
Симметричность развития мышц туловища и конечностей. Общее укрепление организма |
Использовать для профилактики нарушений осанки |
Выводы по 2 главе
В ходе анализа медицинских карт обучающихся 2В класса мы пришли к выводу, что более 60% имеют нарушения опорно-двигательной системы.
В результате анкетирования обучающихся мы выявили, что большинство учащихся (80%) занимаются в спортивных и танцевальных секциях.
Проанализировав виды спортивной и танцевальной деятельности, которыми занимаются обучающиеся 2В класса, можно сделать вывод, что большинство выбранных школьниками занятий положительно влияют на опорно-двигательный аппарат (плавание, танцы).
При занятиях такими травмоопасными видами спорта, как фигурное катание, дзюдо необходимо тщательно выполнять правила техники безопасности на занятиях.
При нарушениях осанки исключить занятия видами спорта отрицательно влияющими на осанку (метания, барьерный бег). При нормальной осанке проводить ее периодический контроль.
Заключение
В ходе изучения научной работы мы пришли к выводу, что тема исследования актуальна.
Так как первое место среди заболеваний младших школьников занимают патологии опорно-двигательной системы, а занятия ЛФК не пользуются популярностью у младших школьников в связи с её однообразием, то необходимо обратить внимание на такие средства физического воспитания, которые создают интерес у младших школьников к двигательной деятельности и положительно влияют на формирование осанки. Мы отнесли к таким средствам танцевальную и спортивную деятельность и доказали ее влияние на формирование и укрепление осанки.
В 1 главе мы изучили научную литературу по проблеме исследования.
Мы уточнили основные понятия.
Младший школьный возраст – период жизни ребенка от 6-7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I - IV классы) в современной школе.
Спорт - физические упражнения для развития и укрепления организма.
Спортивная деятельность - специальный вид деятельности в определенном виде спорта.
Танец – искусство пластических и ритмических движений.
Танцевальная деятельность - это вид творческой деятельности, предназначенный для зрелищного эффекта, достигаемого путем имитации жестов, ритмической смены поз и па, служащих образным языком, способным выражать эмоциональное состояние человека.
Осанка - внешность, манера держать себя (о положении корпуса, складе фигуры).
Мы выяснили, что такое правильная осанка, какие бывают нарушения осанки и выявили причины, которые могут привести к нарушению осанки в младшем школьном возрасте: недостаточная двигательная активность, неправильное положение тела при занятиях, недостаток света около письменного стола, несоответствие размеров и конструкции мебели росту, большой вес портфеля(ранца) и ношение его в одной руке или на плече.
Так же мы изучили эффективность использования средств танцевальной и спортивной деятельности с целью формирования правильной осанки, определили виды занятий, оказывающих максимально эффективное действие на осанку.
Во 2 главе мы провели анализ медицинских карт обучающихся 2В класса МОУ «СОШ № 64» и выяснили, что 60% школьников имеют нарушения осанки.
Определили занятость школьников в спортивных и танцевальных секциях, проанализировали влияние различных видов занятий на осанку и доказали эффективность влияния занятий танцевальной и определенными видами спортивной деятельности на процесс формирования и коррекции нарушений осанки.
Таким образом, наша гипотеза о том, что если ребенок младшего школьного возраста занимается в спортивной или танцевальной секции, то это приведет к укреплению его опорно-двигательного аппарата и будет способствовать формированию правильной осанки доказана.
Список используемой литературы
Большая психологическая энциклопедия. А. Б. Альмуханова и др. - М.: Эксмо, 2007. - 542 с.
Егоров Г.Е. Классификация видов спорта по характеру их влияния на опорно-двигательный аппарат спортсмена и некоторые рекомендации по рациональной ориентации детей в спорте. // В сб.: Актуальные вопросы травматологии и ортопедии. - Л., 1983. - С. 105 - 107.
Кашуба В. А. Биомеханика осанки. – Киев : Олимп. лит., 2003. – 260 с.
Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений: учеб. пособие. Л., 1973. 169 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. –М.: Рус. Яз., 1985 – 797 с.
Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера / Н.Г. Озолин. – М. :Астрель, 2004. – 863 с.
Потапчук A.A., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. Издательство.: Речь, 2001.-166с.
Забалуева Т.В. Профилактика и коррекция нарушений осанки школьников на занятиях различными видами спорта // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. Выпуск :9 (31) 2007. –с. 41-45.
Терминология спорта. Толковый словарь-справочник / А.Н. Блеер, Ф.П. Суслов, Д. А. Тышлер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 464 с.
Фомин А.С. Балетмейстер, музыка, танец/ А.С. Фомин. - Новосибирск: Зап-Сиб.кн.изд., 1973. 64с.
Хавилер Дж.С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. М, 2004. 116 с
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тесты на правильную осанку
Для того чтобы узнать, какая у тебя осанка, можно проделать несколько тестов.
Подойти с привычной осанкой к стене и встать к ней спиной. Если тело соприкоснулось с поверхностью стены в четырех точках - затылок, лопатки, ягодицы, пятки, значит, с осанкой все в порядке
Встать прямо и напрячь колени. Если теряется равновесие, значит осанка неправильная.
Чтобы проверить, правильно ли ты сидишь, поставь руку локтем на парту, кончики вытянутых пальцев должны касаться угла глаза.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 1
Влияние некоторых видов спорта на осанку
Виды спорта |
Их влияние на осанку |
|
1 |
Футбол, лыжный спорт |
способствуют общему укреплению организма и симметричному развитию мышц туловища и конечностей |
2 |
Плавание |
оказывает положительное влияние на формирование правильной осанки, особенно такими способами, как брасс, кроль на спине. Этот вид спорта способствует общему укреплению организма, симметричному и гармоничному развитию всех мышц тела занимающегося, снимает нагрузку на позвоночник, тем самым исправляя различные дефекты осанки. |
3 |
Тяжелая атлетика |
происходят сильные прогибания при выжимании штанги, сдавливание межпозвоночных дисков. Чрезмерное увлечение этим видом спорта в младшем школьном возрасте, когда идет усиленный рост позвоночного столба, способствует возникновению дефектов осанки. |
4 |
Теннис, бадминтон, настольный теннис, бокс, фехтование |
отрицательно сказываются на формировании правильной осанки, так как на мышцы туловища действует асимметричная нагрузка. |
5 |
Конькобежный спорт и езда на велосипеде |
связаны с постоянным наклонным положением туловища, которое отрицательно действует на формирование осанки и способствует развитию такого нарушения, как круглая спина. В этом случае необходимо применять упражнения для тренировки общей и силовой выносливости мышц разгибателей спины. |
6 |
Легкая атлетика |
объединяют различные виды физических упражнений. Их этих упражнений положительно на осанку и общее состояние организма влияют - спортивная ходьба, бег; отрицательно – метания, прыжки. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Талица 1
Рекомендации по выбору видов спорта
Характер нагрузки |
Виды спорта |
при нормальной осанке |
при нарушении осанки |
при сколиозе 1-й степени |
Симметричная нагрузка |
Биатлон, велосипедный спорт, гимнастика спортивная, гребля на байдарке, конькобежный спорт, легкая атлетика (беговые виды), лыжные гонки, лыжное двоеборье, плавание, прыжки в воду, прыжки на батуте, прыжки на лыжах с трамплина, |
показаны |
показаны |
показаны |
Асимметричная нагрузка |
банминтон, баскетбол, бокс, гребля академическая, гребля на каноэ, легкая атлетика (метание), пулевая стрельба, стрельба из лука, теннис, теннис настольный, фехтование, фигурное катание |
Противопоказаний нет. Для профилактики нарушения осанки необходимо увеличение удельного веса симметричной нагрузки |
Нецелесообразны, ранняя специализация противопоказана |
Противопоказаны |
Смешанная нагрузка |
Борьба вольная, борьба классическая, борьба самбо, водное поло, волейбол, гимнастика художественная, горнолыжный спорт, многоборья по легкой атлетики, регби, ручной мяч, футбол, хоккей |
показаны |
показаны |
показаны |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Фото 1
Исследователь изучает научную литературу
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Фото 2
Наблюдение за осанкой обучающихся
2В класса МОУ «СОШ № 64» во время урока
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Фото 3
Дополнительное занятие хореографией обучающихся
2В класса МОУ «СОШ № 64»
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Фото 4
Выполнение упражнений для коррекции осанки на уроке физкультуры обучающимися 2В класса МОУ «СОШ № 64»