ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время ни одна область человеческой деятельности не обходится без применения компьютерной техники. За свое, относительно не долгое, существование компьютер уже успел занять место во многих областях жизнедеятельности человека: на работе, в учебе, и, конечно же, стал одним из самых любимых развлечений для детей. С появлением интернета компьютер стал лучшим способом поиска информации, делового общения, отдыха. Однако помимо многочисленных плюсов, которые приносит компьютер человеку, не стоит забывать и о его негативном влиянии на здоровье в случае нарушения санитарных правил работы.
Этим опасениям есть основания, но не потому, что компьютер «излучает что-то страшное» и «может ударить током» (современные модели компьютеров, давно ничем подобным не грозят). Самый большой вред компьютера в том же, в чём и его достоинство, а именно в его бесконечной увлекательности. Вред компьютер приносит в том случае, когда дети (да и взрослые) не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник, не впасть в психологическую зависимость от электронной игрушки). Педагоги обвиняют компьютер в том, что у детей падает уровень текстового мышления, т.е. дети не могут адекватно пересказывать тексты. Врачи также ругают компьютер за то, что он портит здоровье ребенка. Одни психологи говорят, что компьютеры хорошо влияют на развитие умственных способностей, а другие сетуют на то, что дети, увлекающиеся компьютерными играми, часто страдают аутизмом, у них развивается агрессия, различные страхи и фобии. С ними солидарны и педиатры: длительное сидение за компьютером портит зрение, осанку, да и вообще неизвестно, какое влияние оказывает на не окрепший детский организм компьютерное излучение. Я поставила перед собой цель выявить негативное влияние ПК (персонального компьютера) на психофизиологические показатели организма подростка [2].
Актуальность: вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. Многие родители, услышав о том, что их ребёнок всерьёз увлёкся компьютером, зачастую не осознают серьёзность проблемы, путая стремление к наукам со способом ухода от реальности. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. Социологический опрос учащихся 8-9-х классов МБОУ «СОШ № 9» г.Лесосибирске, показал, что 74% респондентов знают допустимое время работы с компьютером, но, несмотря на это 42% проводят у компьютера больше двух часов, а в выходной день весь вечер. Так же выяснилось, что 37,8% респондентов используют компьютер в учебных целях, 24% отдают предпочтение компьютерным играм, а 29% общаются в социальных сетях.
Гипотеза: длительная работа на компьютере отрицательно влияет на психофизиологическое состояние подростков.
Цель: изучение влияния компьютера на психофизиологические показатели здоровья учащихся 8-9-х классов МБОУ «СОШ № 9» г. Лесосибирска.
Задачи:
1. Изучить и систематизировать теоретический материал по этой теме.
2. Провести социологический опрос учащихся МБОУ «СОШ №9» г. Лесосибирска с целью определения времени, проведённого учащимися за компьютером и выявления компьютерной зависимости.
3. Провести исследования изменения психофизиологических показателей учащихся в различных условиях.
4. Составить рекомендации по организации безопасных условий работы на компьютере.
Объект исследования: психофизиологические показатели здоровья учащихся.
Предмет исследования: изменения психофизиологических показателей здоровья подростка под влиянием компьютера.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности применения материала на классных часах и уроках психологии в средней школе. Для предотвращения зависимости от компьютера. Продуктом работы являются буклет «Рекомендации для компьютерных пользователей».
Новизна исследования: данные исследования впервые проводились с участием учащихся 8-9х классов МБОУ «СОШ №9» г. Лесосибирска.
Методы: аналитический, экспериментальный, эмпирический, моделирование.
I. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Методики исследования
1. Социологический опрос учащихся восьмых и девятых классов.
Цель: определение времени, проведённого учащимися за компьютером и выявления компьютерной зависимости.
1. Анкетирование учащихся.
2. Обработка результатов, составление диаграмм. (Приложение 3-10)
2. «Теппинг – тест» (методика Е.П.Ильина).
Цель: определение работоспособности нервной системы по психомоторным показателям.
Оборудование: бланки с 6 квадратами, карандаш, секундомер.
1. Взяли стандартные листы бумаги (203 x 283 мм), разделили их на 6 квадратов, расположенных в два ряда.
2. Взяли в правую (левую) руку карандаш и поставили его перед первым квадратом бланка.
3. По команде экспериментатора проставляли точки в каждом квадрате бланка. В течение 30 с. Работали в каждом квадрате. Переход с одного квадрата на другой осуществляли по команде экспериментатора «перейти» не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Все время работали в максимальном темпе.
4. Подсчитали количество точек в каждом квадрате. Построили график работоспособности, для чего отложили на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат — количество точек в каждом квадрате.
5. Оценили силу нервных процессов по форме кривой, соединяющей точки на графике, и расположению её относительно прямой линии, проведённой, от одной точки параллельно оси абсцисс.[3]
6. Ранжирование результатов. Оценка работоспособности нервной системы.
3. Определение артериального давления и пульса.
Артериальное давление измеряется тонометром.
1. Усадили подростка так, чтобы рука лежала примерно на одной линии с сердцем. Рука освобождена от одежды и выпрямлена в локтевом суставе.
2. Наложили манжету на 2 см выше локтевого углубления.
3. Нажали кнопку «Старт» на тонометре.
4. Зафиксировали данные давления и пульса.
4. Исследование функционального состояния организма человека с помощью субъективной самооценки – тест «САН» - самочувствие, активность, настроение.
Цель: научиться определять ритмические или вызванные какой-либо нагрузкой изменения умственной работоспособности.
Оборудование: корректурная таблица В.Я. Анфимова, секундомер, калькулятор.
1. Испытуемым выдали таблицы В.Я. Анфимова, на которой они проводили две пробы через временной интервал: в начале и конце занятия. Данный тест представляет собой перечень 30 пар признаков полярного значения.
2. Учащиеся соотносили своё состояние со шкалой 3210123 каждой пары признаков. Например, на экране монитора между парами слов «самочувствие хорошее» и «самочувствие плохое» расположены цифры 3210123.
3. При подсчёте крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары – в 7 баллов. При этом полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
4. Полученные результаты по каждой категории делятся на 10.
5. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 – о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0-5,5 баллов.
5. Определение умственной работоспособности посредством корректурного теста
Цель: определить умственную работоспособность.
Оборудование: методический материал; корректурный тест (таблица Анфимова); секундомер; калькулятор.
1. Учащимся были выданы методические тесты. По команде «Начинайте» в течение 2 минут по секундомеру испытуемые вычеркивали две буквы, «А» и «Н». По команде «Заканчивайте» отмечали место в таблице, где был закончен просмотр. Затем задание усложняли.
2. В течение следующих 2 минут учащиеся вычеркивали буквы «А» и «Н», но при этом определенные сочетания этих букв таких как «СА» и «ЕН», подчеркнули.
3. Затем подсчитали количество просмотренных знаков, допущенных ошибок по всей работе и отдельно в каждой части. Под ошибкой следует понимать не зачеркнутые заданные буквы, неподчеркнутые заданные буквосочетания, зачеркнутые незаданные буквы, подчеркнутые незаданные буквосочетания. Пропущенную строку следует считать как одну ошибку. Результаты занесли в таблицу (Приложение 12).
4. По окончании работы с таблицей Анфимова подсчитали:
а) общее количество просмотренных знаков (S);
б) количество вычеркнутых букв (М);
в) общее количество букв, которое необходимо было вычеркнуть в просмотренном тексте (N);
г) количество допущенных ошибок (n).
5. Вычислите коэффициент точности выполнения задания (А):
А = M / N.
6. Вычислите коэффициент умственной продуктивности (Р):
Р = А × S.
7. Сравните полученные результаты с ориентировочными критериями, приведенными в таблице 2. (Приложение 2)
В выводе дайте оценку умственной работоспособности на момент исследования
Результаты собственных исследований
Среди учащихся восьмых и девятых классов МБОУ «СОШ №9» г. Лесосибирска был проведён социологический опрос учащихся с целью выявления негативных моментов компьютеризации. Анализируя научную литературу о признаках компьютерной зависимости и ответы респондентов выявили, что некоторые участники эксперимента сами того не подозревая имеют компьютерную зависимость, которая по-разному проявляется у учащихся. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. Результаты опроса показали, что забывают про свои обязанности, если засиделись за компьютером 20% респондентов. Среди респондентов 29% страдают зависимостью, которая проявляется в бесконечном пребывании человека в сети. У подростков проявляется раздражимость, если их отрывают от любимого занятия. У 24% респондентов проявляется кибераддикция - зависимость от компьютерных игр. Несмотря на то, что эти игры формируют внутренний план действий, развивают память, мышление, воображение психологи считают, что такие игры особенно опасны для детей, потому что эмоциональное возбуждение вырастает с каждым уровнем. Ребёнку требуется физическая разрядка. Нередко это выражается в агрессии по отношению к окружающим.
Причинами компьютерной зависимости являются: недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье; отсутствие у подростка серьёзных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером; неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей, общая неудачливость ребёнка [5].
Психические проявления компьютерной зависимости: появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или даже при ожидании контакта, депрессии при отсутствии контакта. В виртуальном мире подросток чувствует себя намного комфортней, чем в реальной жизни, что создаёт угрозу успешности [8].
Из участников опроса лишь 54% осознают, что их здоровье ухудшается при длительной работе (игре) за компьютером. Ухудшается сон, если поздно находятся в сети у 11%, испытывают головную боль 4% учащихся, боли в суставах 2,7%, сонливость 11%. Усталость глаз отмечают 24% испытуемых. Мы проанализировали результаты медицинских диагностических обследований учащихся участвующих в эксперименте и сделали вывод, что распространённым заболеванием органов зрения является миопия (близорукость). Наблюдается отрицательная динамика, по сравнению с прошлым годом.
В 8 «С» классе миопия у 46% учащихся. Наблюдается ухудшение зрения в 9 «А» классе - 15,3% учащихся; в 9 «Б» -42,3% учащихся, в 9 «Д» - 16% учащихся. Медики утверждают, что одна из причин ухудшения зрения это возрастание зрительной нагрузки при работе за дисплеем. Частая перенастройка глаза к различным яркостям и расстояниям является одним из главных негативных факторов при работе с дисплеями. Зрительная нагрузка существенно возрастает из-за необходимости постоянного перемещения взора с экрана монитора на клавиатуру и бумажный текст. Так как рассматривание информации на достаточно близком расстоянии со светящегося экрана более утомительно, чем чтение книг или просмотр передач. Поэтому появился специальный термин - компьютерный зрительный синдром (КЗС). Данный синдром характеризует расстройство зрения [3]. Негативному влиянию компьютера на зрение способствует неправильная организация рабочего места. Блики на экране монитора от внешних источников, неправильное расстояние от глаз до экрана, неудачный выбор цветов, чрезмерно большая яркость экрана [4].Даже самые идеальные, мониторы вредны для зрения. По статистике, ежедневная работа за компьютером ухудшает зрение в среднем на одну диоптрию в год [2]. Усугубляет ситуацию так же отсутствие гимнастики для глаз во время работы.
Исследования функционального состояния организма учащихся мы начали с определения работоспособности нервной системы по психомоторным показателям. С помощью «Теппинг – теста» по методике Е.П.Ильина. Участники эксперимента в шести квадратах расположенных в два ряда проставляли точки, в максимальном темпе. Время работы в каждом квадрате по 30 секунд. Затем подсчитывали количество точек в каждом квадрате и построили график работоспособности. Затем соотнесли полученные графики с эталонными графиками и оценили работоспособность нервной системы. Сильный тип нервной системы – когда выпуклый тип кривой (темп нарастает до максимального в первые 10-15 секунд, в последующие снижается ниже исходного). Такой тип нервной системы у 19,2% респондентов. Средний тип нервной системы ровный тип кривой так же у 53,8%. Слабый тип нервной системы нисходящий тип кривой (максимальный темп снижается уже со второго пяти секундного отрезка и остаётся на сниженном уровне в течение всего времени работы) у 7,6%. Средне слабый тип нервной системы – вогнутый тип кривой (первоначальное снижение максимального темпа сменяется кратковременным возрастанием его до исходного) у 19,2%. Данный тип нервной системы у 7,5% респондентов.
Следующим этапом нашей работы было исследование функционального состояния организма человека с помощью субъективной самооценки – тест «САН» - самочувствие, активность, настроение. Испытуемым выдавали таблицы В.Я. Анфимова (Приложение 1), на которых они проводили две пробы через временной интервал: в начале занятия и после работы с компьютером. В тесте представлен перечень 30 пар признаков полярного значения, номера 1,2,7,8,13,14,19,20,25,26, характеризуют «самочувствие»; номера 3,4,9,10,15,16,21,22,27,28, характеризуют «активность» и обозначенные номерами 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30 – «настроение». Учащиеся соотносили своё состояние со шкалой 3210123 каждой пары признаков. Полученные результаты по каждой категории делили на 10. Хорошее самочувствие у 41%, неблагоприятное у 16,7%, активность нормальная у 37,5%, низкая у 16,7%. Настроение хорошее у 83,3%, угнетённое у 8,3% респондентов. Результаты самооценки показывают, что практически у всех респондентов показатели настроения выше, чем самочувствие и активность. (Приложение 2)
Далее экспериментальные исследования психофизиологических особенностей учащихся осуществляли на уроках до работы на компьютере и после работы на компьютере. Продолжительность работы на компьютере составляла 30 минут. В качестве контроля был выбран урок биологии. Исследования функциональных показателей проводили в начале урока и в конце урока. Физиологические изменения в контроле и в эксперименте оценивались по изменению частоты сердечных сокращений – пульсу и артериальному давлению. Пульс повысился у 19% учащихся после занятия без компьютера, а после тридцати минут ни компьютере у 39 % учащихся. Показатели АД повысились у 3,8% учащихся после урока без компьютера, а после работы на компьютере в течение 30 минут давление повысилось у 30,4% учащихся. Следовательно, можно сделать вывод о том, что более продолжительная работа за компьютером будет вызывать повышение АД у большего количества людей.
Следующим этапом нашей работы было определение умственной продуктивности посредством корректурного теста. Учащимся были выданы методические тесты. По команде «Начинайте» в течение 2 минут по секундомеру испытуемые вычеркивали две буквы, «А» и «Н». По команде «Заканчивайте» отмечали место в таблице, где был закончен просмотр. Затем задание усложняли. В течение следующих 2 минут учащиеся вычеркивали буквы «А» и «Н», но при этом определенные сочетания этих букв таких как «СА» и «ЕН», подчеркнули. Затем подсчитали количество просмотренных знаков, допущенных ошибок по всей работе и отдельно в каждой части. Результаты занесли в таблицу. (Приложение 13)
Для каждой пробы рассчитали коэффициент продуктивности работы. Получились следующие результаты: повышение продуктивности после работы с компьютером наблюдается у 76,9% респондентов, которым характерен средний тип нервной системы (Приложение 1). Такие изменения проявляются уже после тридцати минутной работы за компьютером. А если подросток больше проводит времени за компьютером, продуктивность ещё больше будет снижаться.
Выводы:
1. Компьютер влияет на психофизиологические показатели школьников. Длительная работа за компьютером, может вызвать компьютерную зависимость, т.е. психические расстройства.
2. Длительная работа за компьютером является одной из причин прогрессирующей миопии у учащихся.
3. Согласно субъективной самооценке у большинства учащихся после работы на компьютере показатели среднее или ниже среднего значения у 58%.
4. Содержимое интернета в любом случае вызывает эмоции. Поэтому при работе с компьютером повышается пульс и артериальное давление. Длительная работа за компьютером может стать причиной серьезных нервно-мышечных расстройств.
4. Коэффициент умственной продуктивности в эксперименте после работы с компьютером ниже, чем в контроле. Расстройства внимания и невозможность концентрироваться являются следствием хронического переутомления.
5. Длительная работа за компьютером может стать причиной нарушений осанки или искривления позвоночника по типу сколиоза, то есть искривления позвоночного столба в сторону (латерально). Основной причиной развития заболеваний позвоночного столба является неправильная позиция на рабочем месте.
Список литературы
Алимова Т. Л.,. Лямин Л. В., Петрова Т. Н., Холкин И. Г. Персональный компьютер для офиса. М.:Радио и связь, 1993. 158 с.
Воронина Г.А., Джергения С.Л. Физиология и психология труда. Учебно - методич. пособие для студентов педвузов. – Киров: Изд-во ВГП,1999. – 52 с.
Воронина Г.А. Школа здоровья: учебно-методическое пособие для учителей и студентов
педвузов. Издание 2-е, дополн. – Киров: изд-во ВГПУ, 2001. – 104 с.
Высоцкая М.В. Экология. Элективные курсы. 9 класс – Волгоград: Учитель, 2007.
5. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. // Вопросы психологии. – 1973, – № 6. – С.141-145.
6. Ильицкая М. Друг мой - враг мой. М.: "Просвещение", 2002. 64 с.
7. Танич И. Клуб самоубийц, или этот страшный зверь компьютер /И.Танич// Мир медицины. – 1997. - №3. – С. 36-37.
8. Тимофеев О. Компьютер на здоровье: как сохранить при работе с ПК. Взгляд врача. М.: Просвещение, 2003. 98 с.
Приложение 1
Таблица 1.
Результаты «Теппинг – теста» (методика Е.П.Ильина) и
теста на определение умственной работоспособности
Респондент |
Тип нервной системы |
Изменение работоспособности |
1 |
Средняя нервная система. |
Понизилась |
2 |
Средняя нервная система. |
Повысилась |
3 |
Средняя нервная система. |
Повысилась |
4 |
Сильная нервная система. |
Понизилась |
5 |
Средне-слабая нервная система. |
Понизилась |
6 |
Средняя нервная система. |
Понизилась |
7 |
Сильная нервная система. |
Понизилась |
8 |
Средняя нервная система. |
Повысилась |
9 |
Средне-слабая нервная система. |
Понизилась |
10 |
Средняя нервная система. |
Понизилась |
11 |
Средняя нервная система. |
Понизилась |
12 |
Средне-слабая нервная система. |
Понизилась |
13 |
Средняя нервная система. |
Понизилась |
14 |
Слабая нервная система. |
Понизилась |
15 |
Сильная нервная система. |
Понизилась |
16 |
Средне-сильная нервная система. |
Нет изменений |
17 |
Слабая нервная система. |
Понизилась |
18 |
Средняя нервная система. |
Понизилась |
19 |
Средне - слабая нервная система. |
Понизилась |
20 |
Средняя нервная система. |
Понизилась |
21 |
Средняя нервная система |
Повысилась |
22 |
Средняя нервная система |
Повысилась |
23 |
Средняя нервная система |
Повысилась |
24 |
Средняя нервная система |
Понизилась |
25 |
Сильная нервная система |
Понизилась |
26 |
Сильная нервная система |
Понизилась |
Приложение 2
Таблица 2.
Тест «САН» - самочувствие, активность, настроение
Респондент |
Самочувствие |
Активность |
Настроение |
1 |
4,1 |
3,5 |
3,9 |
2 |
5,7 |
5,3 |
5,4 |
3 |
4,1 |
4,6 |
6,1 |
4 |
5,7 |
4,5 |
6,9 |
5 |
6,7 |
5,7 |
5,3 |
6 |
4,6 |
4 |
5,9 |
7 |
6,3 |
5,6 |
6,8 |
8 |
5,3 |
4,7 |
5,5 |
9 |
4,6 |
4,3 |
6,5 |
10 |
5,2 |
5 |
5,7 |
11 |
4,7 |
5,1 |
5,4 |
12 |
6,3 |
5,7 |
8,2 |
13 |
5,2 |
5,3 |
5,6 |
14 |
5,9 |
4,9 |
6,5 |
15 |
3,1 |
2,7 |
5,5 |
16 |
4,6 |
4,3 |
6,2 |
17 |
3 |
2,9 |
4,6 |
18 |
4,5 |
4,4 |
6 |
19 |
3,1 |
2,9 |
2,7 |
20 |
4,7 |
4 |
5,4 |
21 |
4,6 |
4,2 |
4,9 |
22 |
4,7 |
4,1 |
6,1 |
23 |
6,7 |
5,9 |
6,6 |
24 |
2,5 |
3,6 |
4,1 |
25 |
5,2 |
5,5 |
5,8 |
Таблица 3
Сводная ведомость результатов теста «САН» - самочувствие, активность, настроение
Средний балл |
Характеристика показателей |
Самочувствие |
Активность |
Настроение |
5-5,5 |
Норма |
41,6% |
37,5% |
83,3% |
>4 |
Средний балл |
41,6% |
45,8% |
8,3% |
|