МЫШКИ-ПЕСЧАНКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ ОКРУЖАЮЩИХ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МЫШКИ-ПЕСЧАНКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ ОКРУЖАЮЩИХ

Овчаренко О.И. 1
1
Учаева О.Ю. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Домашние грызуны - кролики, крысы, хомячки и другие - гораздо более неприхотливы в содержании, чем кошки или собаки. При этом большинство из них отлично приручаются, привязываются к своим хозяевам и легко осваивают различные трюки.

Мышки-песчанки наиболее популярны из домашних грызунов.

Чтобы понять, как выглядит песчанка, достаточно представить себе небольшую мышь, но с ушками чуть короче. Эти грызуны порой вырастают до 20 см, а могут быть и совсем маленькими – всего 5 см. Средний вес песчанки – 100-200 гр., а совсем маленькие представители не превышают и 15 гр.

Песчанки интересны по своей природе. Обладают рядом уникальных способностей, что сделало их помощниками для людей в научных исследованиях. К тому же они поддаются дрессировке и очень интересны в своём поведении. Общение с ними расслабляет и улучшает эмоциональный фон.

Я провела ряд исследований в области поведения песчанок и их взаимодействия с людьми. Полученную информацию и результаты исследования я отобразила в своей работе.

Цель работы: исследовать влияние мышек-песчанок на эмоциональный настрой человека и степень их дрессируемости.

Перед собой я поставила следующие задачи:

  • Изучить литературу по теме исследования

  • Разрушить стереотипы общества по отношению к мышам.

  • Выяснить степень дружелюбия и дрессируемости данного вида.

Гипотеза: общение с мышками-песчанками расслабляет человека и улучшает его эмоциональный настрой.

Объект исследования: Мышка-песчанка по кличке Нюша, мнение людей об этом домашнем животном.

Предмет исследования: Влияние мышек-песчанок на эмоциональный фон окружающих.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование (4 класс школы №49, родители учащихся, семьи), аналитический,

Сроки исследования: Август 2016г. – февраль 2017г.

Применение: для улучшения эмоционального настроя окружающих.

2. Литературный обзор

2.1. Ареал обитания песчанок и особенности жизнедеятельности в дикой природе

У песчанки, как и у некоторых других видов грызунов, имя вполне говорящее. Этот зверек населяет пустынные или полупустынные территории Африки и Азии. В частности, в Средней Азии ее можно встретить в туркменской и казахской республике. Ареал распространения грызуна охватывает некоторые острова Средиземного моря и распространяется до самого Забайкалья. Другие страны, на территориях которых живут песчанки – Индия, Иран, Монголия и северо-западные местности Китая. (Приложение №1. общее фото)

2.2. Особенности данного вида

Отличительная особенность песчанки – это опушенный по всей длине хвост с кисточкой на конце. При нападении хищника хвост может отбрасываться, но впоследствии он не вырастает. Мордочка в зависимости от вида – остренькая или притупленная. И характеристика окраса песчанки тоже заключена в ее названии. Шерстка этого грызуна, обитающего в дикой природе, обычно буровато-песочного или бурого цвета – это одновременно и его маскировка в песках. Окраска тела на спинке и с боков охристо-песчаная или буроватая, брюшко более светлое. За ушами и вокруг глаз могут быть расположены светлые пятна. Зубная система у разных видов песчанок различная. Стандартное количество зубов 16, коренные зубы чаще бывают с корнями, но встречаются и без корней. Поскольку этот маленький зверек в целом беззащитен перед более сильными животными, природа наделила его острым зрением, слухом, быстрой реакцией и удлиненными задними лапками, чтобы скорее передвигаться.

Во время морозов песчанки прячутся под землёй, и не всегда впадают в спячку. Здесь тоже есть свои вожаки и законы. А кладовые просто ломятся от запасов и могут достигать 3 кг в расчёте на одну особь.

Образ жизни наземный; некоторые виды способны совершать прыжки на задних лапах длиной до 3,5 м. Большинство песчанок — дневные животные. Преимущественно растительноядные, питаются семенами и наземными частями растений; делают в норах запасы корма (до 60 кг).

2.3. Влияние песчанок на эмоциональный фон окружающих

В нашей стране уже созданы Клубы любителей песчанок, проводятся выставки, где вместе с другими грызунами выставляют и песчанок, созданы и успешно работают питомники, занимающиеся племенным и селекционным разведением породистых песчанок. (Приложение №2)

2.4. Стереотипы отношения к грызунам в современном обществе

К сожалению, в обществе существуют очень много стереотипов о грызунах. Наиболее распространённые это: все грызуны дикие, грязные, необучаемые и неприятные существа.

3. Исследовательская часть

3.1. Наблюдение за мышкой-песчанкой в домашних условиях

Песчанки интересны мне с тех пор, как одна из них появилась у меня дома. До появления мышки в качестве домашнего питомца, я не имела о них никакого представления.

Цель наблюдения: выявить особенности жизнедеятельности мышки-песчанки в домашних условиях и способность к дрессировке?

По началу я боялась взять её на руки. Она опасалась меня. Но мне стало интересно подружиться с этим замечательным и очень милым зверьком.

Песчанка, пожалуй, один из самых подвижных и активных грызунов, и об этом обязательно следует помнить. Она любит побегать в комнате, ей интересно все обследовать.

Питается песчанка тыквенными и подсолнечными семечками, морковкой, яблоками, два раза в день. Она делает запасы и ест, когда проголодается, выбирает ту еду которая ей больше по вкусу. Воду следует менять раз в два дня. Активность проявляет в вечернее и ночное время.

Сначала мышка боялась идти на контакт, пищала, когда ее трогали или гладили. Песчанка за две недели привыкла к моим рукам и охотно шла на контакт. К остальным членам семьи Нюша привыкала гораздо дольше. Около месяца двух.

Нюша любит сидеть на руках и ползать по телу. Увидев человека рядом с клеткой, она подбегает к дверке и ждёт, что её возьмут на руки или дадут возможность побегать вне клетки. Когда я называю мышку по имени, она смотрит в мою сторону, прислушивается. Сначала мне было интересно просто общаться с мышкой, брать её на руки. Потом я прочитала о том, что мышек можно дрессировать, и мне стало интересно, сможет ли моя Нюша выполнить некоторые трюки.

Сначала я её научила перебегать через кольцо. Это происходило непринуждённо, как бы само собой разумеющееся. Потом я стало учить Нюшу перепрыгивать со стула на стул. На это ушло немного больше времени около двух-трех недель. Поначалу мышка боялась. Мне приходилось её немного подталкивать. Но потом Нюша поняла, что я нахожусь рядом и её всегда подстраховываю. Сейчас мышка перепрыгивает со стула на стул с лёгкостью. Мне даже не приходится её приманивать.

Затем я стала приучать мышку перебегать по мостику. Часто Нюша его игнорирует. Скорее всего это происходит из-за того, что она привыкла перепрыгивать. Самым сложным оказалось научить мышку перепрыгивать через препятствия. Часто Нюша их просто обегала. Приходилось препятствия соединять с мостиком. Так же я научила Нюшу спускаться по " ступенькам" из рук. Но часто мышка в силу своей постоянной активности устаёт выполнять упражнение и стремится побегать вдоль рук или забраться на плечи.

Мышка охотнее выполняет упражнения, если их сочетать с подсолнечными или тыквенными семечками.

Вывод: Песчанки любопытны, ласковы, дружелюбны и общительны. Эти грызуны милы и приятны в общении, легко поддаются дрессировке (Приложение №3)

3.2. Анкетирование членов семьи

Я заметила, что я или члены моей семьи пребываем в плохом настроении, общение с песчанкой улучшает настроение, расслабляет, перенастраивает на положительное общение с окружающими. С ней весело играть всей семьей, ухаживать, кормить, что несомненно сплачивает нашу семью. Я взяла интервью у мамы, братишки, папы:

Цель: определить, какое влияние оказывает песчанка на эмоциональный настрой членов моей семьи

Вопросы

Мама

Папа

Братишка (6 лет)

- Нравится ли тебе, что у нас дома живет мышь?

Да, конечно

Да

Я в восторге

-Какой была твоя первая реакция и почему?

Отрицательная. Я боялась мышей и думала, что от неё будет много мусора.

Нейтрально.

Мне было интересно.

- Поменялось ли твое отношение сейчас?

Нюша вызывает положительные эмоции, исчез страх перед грызунами.

Мне тоже стал интересен процесс дрессировки мышей.

Люблю играть и разговаривать с Нюшей.

-Когда у тебя возникает желание пообщаться с Нюшей?

После тяжелого трудового дня.

Когда хочется поднять себе настроение, после каких-то неприятностей.

В любое свободное время.

Вывод: Положительное влияние после общения с мышкой песчанкой отмечают и другие члены моей семьи: двоюродная сестра, дядя. (Приложение №4)

3.3. Анкетирование учащихся 4 «В» класса и их родителей

В анкетировании приняли участие 25 человек.

Цель: выявить уровень информированности одноклассников о мышке-песчанке и определить их отношение к этому домашнему животному.

Моим одноклассникам и их родителям были предложены следующие вопросы.

1. Знакомы ли с данным видом мышей? – 45% ответили «Да»

2. Вызывает ли мышки-песчанки положительные эмоции? – 18% ответили «Да»

3. Завели бы Вы себе песчанку дома? – 15% ответили «Да»

Вывод: только шестая часть опрошенных положительно относится к этому виду домашних животных. (Приложение №5, Приложение №6)

3.4. Знакомство с мышкой-песчанкой. Эксперимент по определению влияния мышки-песчанки на эмоциональный настрой человека

В школе была организована встреча с моим питомцем мышкой Нюшей, на которой мои одноклассники смогли свободно пообщаться с песчанкой, подержать ее в руках, покормить, погладить, поиграть с ней. А также в рамках моего исследования к нам в гости приходили мои друзья и их родители, у которых тоже была возможность пообщаться с этим милым зверьком.

Цель: определить влияние мышки-песчанки на эмоциональный настрой.

В эксперименте приняли участие 20 человек в классе, 5 человек у нас дома.

Взяли на руки

24 человека

Отказались

1 человек

Погладили

23 человека

Улыбнулись

25 человек

Отметили улучшение настроения

25 человек

(Приложение №7)

3.5. Повторное анкетирование участников эксперимента

После общения со зверьком, я провела повторное анкетирование, в ходе которого были выявлены совершенно другие результаты.

В анкетировании приняли участие 25 человек.

Цель: определить, как изменилось отношение одноклассников и их родителей к мышке-песчанке после личного контакта.

Знакомы ли с данным видом мышей? – 100% ответили «Да»

Вызывает ли мышки-песчанки положительные эмоции? – 78% ответили «Да»

Завели бы Вы себе песчанку дома? – 50% ответили «Да»

Вывод: после личного контакта с мышкой у одноклассников и их родителей значительно улучшилось отношение к грызунам.

(Приложение №8)

3.6. Выявление стереотипов, бытующих в обществе, о домашних мышах

Завести дома мышку мешают сложившиеся в обществе стереотипы. Поэтому, я хочу предоставить опровержение данным стереотипам.

СТЕРЕОТИП

ОПРОВЕРЖЕНИЕ

- Мышки-глупые.

Спешу разуверить, это определение неверно. Безусловно, интеллект мышей уступает крысиному, но, заручившись ее доверием можно обучить мышку несложным трюкам: подбегать на зов, ходить по маленькой дощечке.

-Мышки-диковатые и сложно приручаются.

Этот стереотип возник из-за врожденной пугливости мышей, которая "лечится" терпением хозяина и временем.Освоившись, начав доверять человеку, мышка становится вполне ручной, садится на руку, дает себя гладить, реагирует на человека.

- Мыши могут питаться остатками с нашего стола.

Совершенно дикое заблуждение. Мышь - грызун и основу корма должны составлять зерна и злаки. Необходимо включать в рацион фрукты и овощи, витамины и поэтому кормить мышку лучше специальными кормами, продающимися в любом зоомагазине.

-Мышке достаточно любой емкости в качестве жилища.

Нет, не обойдется мышка ни картонной коробочкой, ни деревянным ящиком, ни, тем более, стеклянной банкой.Несмотря на небольшие размеры мышки, позаботьтесь о достаточно просторном жилище для своего питомца.

Вывод: многие стереотипы о грызунах являются не обоснованными.

4.Выводы и рекомендации

В ходе научно-практической работы мною было выяснено, что мышки-песчанки действительно положительно влияют на эмоциональный настрой окружающих, улучшают настроение, приносят много радости как детям, так и взрослым.

По результатам работы мною сделаны следующие выводы:

- мышки-песчанки легко приручаемы, обучаемы и любопытны;

- их можно использовать (по моему мнению) как лекарство от плохого настроения.

- большая часть стереотипов опровергнута.

Специалисты считают мышей и крыс самыми умными среди грызунов, а среди мышей умом и сообразительностью отличаются мыши-песчанки. Они привыкают к своему имени и отзываются на него, их можно научить правильно реагировать на некоторые команды и звуки. Простые трюки им тоже по силам: их можно научить «служить», перепрыгивать с рейки на рейку и другим.

Моя Нюша уже откликается на свое имя и выполняет некоторые команды. Поэтому, в перспективе я буду продолжать занимать дрессировкой своей мышки, и даже выстроила алгоритм для тех людей, которые хотели бы заниматься дрессировкой своего питомца:

Алгоритм дрессировки мышки-песчанки

1. Когда вы принесёте мышку домой, дайте ей возможность адаптироваться к новому месту и к новой клетке.

2. Подружитесь с мышкой. Наладьте контакт через клетку. Дайте познакомиться с руками. Обнюхать их.

3. Пробовать брать мышку на руки. Дать ей возможность адаптироваться и привыкнуть к рукам. Не пугать мышку, не делать резких движений, не накрывать мышку сверху рукой. Это её пугает. Мышка должна вам доверять.

4. Дать мышке возможность поползать по вашим рукам, плечам. Пусть исследует ваше тело. Будет чувствовать себя у вас комфортно и безопасно.

5. Параллельно дать мышке обследовать другие места. Например, стул, стол или диван.

6. Положить корм в руку и предложить его мышке. Она должна привыкнуть брать его с рук.

7. Понаблюдать за мышкой. Узнать, что она любит делать. Затем это можно использовать в своих трюках.

8. Используя корм, побуждать мышку выполнить какой-нибудь трюк: перепрыгнуть со стула на стул, пролезть через кольцо или тоннель и т.д.

9. Всё время называть мышку по имени, чтобы она привыкла и откликалась на него.

Не торопите мышку. Делайте всё постепенно. На тренировки могут уйти дни и недели. Главное, чтобы она доверяла вам и чувствовала себя с вами комфортно и уютно. И у вас обязательно всё получится!

5. Заключение

В настоящее время немало людей уверены в том, что домашние питомцы положительно влияют на организм человека в целом, его психику и здоровье. Более того, питомцы способны сделать своего хозяина чуточку счастливее – это доказанный учеными факт.

Сравнительно недавно разработана целая система лечения людей при помощи общения и дружбы с питомцами, которая называется анималотерапия. Эта система пользуется огромной популярностью среди взрослых и детей, а «терапевтами» среди животных чаще всего становятся кошки, собаки, аквариумные рыбки и попугаи, а теперь еще и мышки!

6. Библиография и Интернет-источники

1. http://vetugolok.ru/gryzuny/mysh/peschanki.html

2. https://vk.com/topic-68172588_29894418

3. «Мир животных: насекомые. Пауки. Домашние животные» - научно-художественное издание. /И.И.Акимушкин-4-е изд.-М.: Мысль,1999. -464с.:ил.

4. «Мир животных» - научно - популярное издание. Серия «Современная школьная энциклопедия» /М.Ф.Березина, Е.Л.Богтырёва, Л.Л.Бурмистрова, С.В. Востокова, Т.А. Вершинина,Т.В Воронина,Е.В. Дубровкина, Н.М. Карпышева, М.В. Комогорцева, С.Л. Першкольникк, Н.А. Рубинштейн, А.В. Симолин, М.А. Тарханова, А.В. Тихонов, И.В. Травина, И.О. Шаповалова, .А.А Шилейко/ ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2009.-416с.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 .Общее фото песчанок.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 .Клубы любителей песчанок.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3 . Дрессировка песчанки Нюши.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4 . Анкетирование членов семьи.

Вопросы

- Нравится ли тебе, что у нас дома живет мышь?

-Какой была твоя первая реакция и почему?

- Поменялось ли твое отношение сейчас?

-Когда у тебя возникает желание пообщаться с Нюшей?

ПРИЛОЖЕНИЕ №5 . Анкетирование учащихся.

Вопросы

1. Знакомы ли с данным видом мышей?

2. Вызывает ли мышки-песчанки положительные эмоции?

3. Завели бы Вы себе песчанку дома?

ПРИЛОЖЕНИЕ №6 . Анкетирование учащихся.( диаграмма)

ПРИЛОЖЕНИЕ №7 . Эксперимент по определению влияния мышки-песчанки на эмоциональный настрой человека.

ПРИЛОЖЕНИЕ №8 . Результаты повторного анкетирования.

Просмотров работы: 1151