ВЛИЯНИЕ АРОМАТЕРАПИИ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ АРОМАТЕРАПИИ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Алтунин А.Р. 1
1
Зыбина М.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность:

Многие ученики моего класса жалуются на усталость, плохое самочувствие, головную боль, подавленное настроение. И это понятно: уроки в школе и дома, дополнительные занятия после школы, всё это влияет на учащихся. А это неправильно! Мама рассказала мне, что в интернете читала статью об улучшении условий хорошего самочувствия и повышение работоспособности с помощью запахов. Мне стало интересно узнать, каким образом различные запахи влияют на жизнь человека. Я обратил внимание, что многие запахи сильно влияют на нашу жизнь. Например, запах мандаринов напоминает о новогодних праздниках и повышает настроение, аромат свежеиспечённого хлеба вызывает аппетит, а от резкого запаха краски может разболеться голова.

Гипотеза:

Мы предполагаем, что ароматические масла повышают уровень работоспособности на уроке.

Цель моей работы:

Выяснить, как влияют различные запахи на работоспособность младших школьников.

Задачи:

а) проанализировать научную информацию по теме;

б) заинтересовать учеников моего класса проведением данного исследования;

в) провести анкетирование учащихся и родителей;

г) провести исследование по влиянию запахов на работоспособность учащихся;

д) подготовить рекомендации для классных руководителей и родителей учащихся.

Объект исследования: запахи эфирных масел различных растений.

Предмет исследования: влияние запахов эфирных масел различных растений на работоспособность младших школьников.

Методы:

- наблюдение,

- анкетирование,

- теоретический анализ,

- сравнение,

- анализ,

- исследование.

1. Теоретическая часть

Изучая научную литературу по моей теме, я понял, что лечение при помощи ароматических веществ известно очень давно.

Использование ароматических веществ началось вместе с появлением на Земле человека. В доисторические времена люди использовали для лечения естественные ароматы и благовония, находя их в окружающей природе. Знания о лечебных свойствах благовоний накапливались и анализировались, проверялись на практике и передавались из поколения в поколение.

Древние письменные источники (индийские ведические рукописи, египетские папирусы, Библия, Коран), а также археологические памятники (например, пирамиды с царскими захоронениями) указывают на широкое распространение ароматических веществ. Ароматические растения, лекарственные растения и масла тысячелетиями используются в качестве фимиамов, в парфюмерии и косметике, кулинарии и медицине. Благовония играли важнейшую роль в религиозных празднествах, устраиваемых в честь многочисленных богов. Каждую крупинку знаний, полученных в результате исследований благовоний в различных сферах деятельности человека, накапливали и передавали из уст в уста, потом эти рецепты стали записывать и передавать младшему поколению.

Ценные практические, исторические, художественные сведения о применении эфирных масел содержатся в исторических трудах древних мыслителей и врачей (Гиппократа, Диоскорида, Галена, Авиценны, Геродота, Флавия др.), а также в древних мифах, легендах, сказаниях, поэмах.

Из пяти чувств человека, обоняние представляет собой самое чувствительное и быстрое чувство, которое передает информацию в мозг с большой скоростью, практически мгновенно.

Несмотря на то, что орган обоняния человека развит намного слабее, чем у животных его значение в жизни человека огромно! Изменения состава воздуха дает огромную информацию о состоянии окружающего мира.

Когда человек вдыхает воздух с определенным запахом, внутри носа происходит следующее. Сначала происходит процесс растворения ароматов в слизистой оболочке носа, а затем происходит раздражение нервных окончаний обонятельного нерва, и уже от него по определенным клеткам передается информация о запахе, который вдохнули, в участок головного мозга, расположенный на нижней поверхности височной и лобной долей коры больших полушарий. Там происходит определение запаха и формируется реакция организма на него.

Этот участок мозга, называемый лимбической системой, отвечает за очень многое, что может происходить в человеческом организме. Лимбическая система управляет поддержанием постоянной температуры тела, водно-солевого баланса, поведенческими реакциями. Она влияет на чувства и эмоции человека, сон и бодрствование, обучение и запоминание. Лимбическая система также формирует эмоциональные реакции на запахи, из-за чего они влияют на наше внутреннее состояние — мы чувствуем себя бодрыми и полными сил или, наоборот, расслабляемся, ощущаем покой и сонливость. Таким образом, через эмоции лимбическая система улучшает приспособление организма к изменяющимся условиям среды [7].

Умственная активность и работоспособность тоже во многом зависит от окружающих запахов. Еще в прошлом веке знаменитый английский поэт Джордж Байрон отмечал, что всегда чувствует прилив вдохновения, если окуривает себя запахом трюфелей. Авиценна писал о розовом масле, как о повышающем возможности разума и увеличивающем скорость мышления. Физиолог Давид Исаевич Шатенштейн в 1939 году научно обосновал и доказал в эксперименте, что некоторые обонятельные раздражители влияют на многие функции и особенно на работоспособность.

В 30-е годы прошлого века врач Александр Александрович Кюнцель одним из первых в нашей стране предложил термин «ароматерапия», то есть лечение запахами. Сам он успешно применял ароматические ванны с сосновыми и валериановыми экстрактами для лечения неврозов. У больных повышалось настроение, улучшался аппетит.

Термин «ароматерапия» был создан в 1928 году французским химиком Рене Морис Гаттефоссе, работавшим в семейном парфюмерном бизнесе. Он занимался исследованием эфирных масел. Другой французский врач и ученый Жан Валнет использовал эфирные масла для лечения различных заболеваний. Так началось развитие современной ароматерапии во Франции, позднее в Англии, а теперь во всем мире.

Эфирные масла - это пахучие вещества, которые вырабатываются эфиромасличными растениями и обусловливают их запах и практическую ценность. Масла играют важную роль в испарении и жизненных процессах самих растений и защищают их от болезней. Их описывают как «гормоны» или «живую кровь» растений из-за их высокой концентрации и летучей природы. Это многокомпонентные смеси органических соединений, главным образом терпенов и их кислородных производных – спиртов, альдегидов, кетонов, эфиров и др. Количество различных компонентов в составе одного эфирного масла варьирует от 120 до 500 [3; с.25].

Из природных источников получают огромное количество ароматических веществ, и искусство их экстракции и использования постепенно совершенствуется с течением времени. Эфирные масла могут содержаться в любой части растения - в семенах, корнях, листьях, плодах, древесине, цветах.

Через органы обоняния можно воздействовать на психическое и физическое состояние человека. Посредством вдыхания ароматов различных эфирных масел можно воздействовать на психологическое состояние человека, его эмоции, иммунную систему, добиваясь нужных эффектов [7].

Экспериментально установлено, что вдыхание запаха лимона, эвкалипта, мускуса снимает чувство усталости, возбуждает нервную систему, способствует умственному труду, повышает работоспособность. Розмарин способствует процессу познания, стимулирует память. Роза вызывает повышенную способность к сосредоточению и быстрому выполнению заданий.

Ароматерапия сегодня – это динамично развивающееся направление. Ароматерапия – это наука, изучающая способы воздействия на организм ароматическими веществами, которые получают, как правило, из растений.

Механизм воздействия ароматерапии можно разделить на три группы:

  1. С точки зрения физиологии – эфирные масла способны восстановить, успокоить и стимулировать ткани и внутренние органы человека.

  2. С точки зрения психологии – аромат масел провоцирует эмоциональные изменения, которые носят индивидуальный характер.

  3. С точки зрения фармакологии – масла на химическом уровне воздействуют на организм, при этом взаимодействие происходит с кислотами, ферментами, гормонами и другими элементами нашей системы.

Это служит различным целям: повышению работоспособности, концентрации внимания, привлечению клиентов, снижению и ликвидации стресса, созданию положительной эмоциональной атмосферы, дезинфекции помещения.

Очень часто в конце тяжелого трудового дня мы ощущаем упадок сил и снижение умственной активности. Оказывается, существует естественный и безвредный способ, как повысить свою работоспособность. Для того, чтобы повысить работоспособность и умственную активность идеальными считаются ароматы:

  • имбиря,

  • можжевельника,

  • шалфея,

  • жасмина,

  • чайного дерева.

В минуты депрессии и жуткой усталости, чтобы повысить настроение и снять усталость на помощь придут такие эфирные масла, как:

  • масло лимона,

  • лаванды,

  • апельсина,

  • сандала,

  • эвкалипта,

  • ромашки.

Для улучшения памяти и повышения концентрации внимания подойдет:

  • масло розмарина,

  • гвоздики,

  • муската.

В качестве профилактики простудных заболеваний, а также для борьбы с уже имеющимися вирусами и бактериями используйте эфирные масла:

  • лимона,

  • герани,

  • мяты,

  • мелисы,

  • эвкалипта.

Многие воспалительные процессы и распространенные кожные заболевания лечат с помощью масла:

  • чайного дерева,

  • лаванды,

  • ромашки,

  • чабреца,

  • грейпфрута,

  • шалфея,

  • можжевельника [1; с.85].

Это не магия, это дары природы, которые нужно уметь правильно использовать. Ароматами окутано все пространство, но, чтобы улучшить свою жизнь, важно окружить себя особенными из них.

2. Практическая часть

На ароматерапию возлагаются большие надежды. Это связано с тем, что уже сейчас ароматерапию используют не только в медицине и промышленности, но и в других сферах жизнедеятельности человека. На примере нашего лицея проведу исследование по применению ароматных эфирных масел. Практическая часть состоит из нескольких этапов.

2.1. Первый этап

Для проведения исследования были взяты два класса: 4А и 4Б. При проведении работы была определена экспериментальная группа – 4Б класс (количество 28 человек) и контрольная группа – 4А класс (количество 26 человек).

В 4Б классе с целью выявления аллергической переносимости в начале работы проводилось письменное тестирование на переносимость запаха, для исключения аллергических реакций.

Вывод: в ходе обработки данных выяснили, что в группе испытуемых нет никаких реакций на запахи, значит можно проводить дальнейшее исследование.

2.2. Второй этап

Мы предложили ребятам выбрать самый приятный и самый неприятный из предложенных нами ароматов: полыни, лимона, эвкалипта, розмарина, пихты, эвкалипта, розы, корицы. Полученные результаты представлены в диаграмме.

Вывод: На диаграмме видно, что больше пришелся по душе аромат лимона. Его выбрали 9 человек из 28. А больше всего не понравился аромат пихты (22 человека из 28). Значит, ароматом пихты пользоваться не будем.

2.3. Третий этап

Этот этап работы направлен на исследование работоспособности под воздействием конкретных ароматов. Для этого мы использовали ароматы розмарина, лимона, розы, эвкалипта, корицы, базилика, полыни.

Умственную работоспособность в науке можно определять с помощью корректурных проб. При изучении литературы мы ознакомились с исследованиями по методу Эмиля Крепелина (работа с числами), Владимира Яковлевича Анфимова (работа с буквами), Эдмунда Ландольта (работа с кольцами), Бенжамена Бурдона (для дошкольников), Давида Векслера (таблица с числами и значками). Для учащихся 4 класса более приемлем метод корректурной таблицы Владимира Яковлевича Анфимова.

ПРУОЕЛМДЯРФЦОЕЛКТУЬЧДПНЕРЦКОВЖ

БИЬПРАОВДЫЖФХЦЗУЛКЬИДСЖВХРЩПГВ

ЦРМОСЬЫДКНШЛДЗЖФЙКНИТВАНЧЛПДЫЮ

УКДЖЯРПТИЬБСДВЖЫХФЩЦВПРВЬЫРЕТК

ЮЕКЛУДЫЖВКЛИОРЧНВЛЫЩШЕЗХИБЯБЫА

ЙЖЙЖУЖКДПНМГЧСШЛПБАТИОСРНЫОФЭД

ЗЕРИОМЛВЫЖУШКНЕГИОАВНЫТФЯЬСДПШ

ВЖЫЭЦЗМКДРИЕГКШВЛКШУЩЦЗЫЖВЮМБЧ

ЫЖВДИЛОЕРИНКОФРУЛЦВЖСЭЯЪЦКДИОА

ДВЭЫЖУЗИЩЕЛКЛИДЧЭЫЖДИЗЩКЗУЖСБИ

ЖФЭСДИЛПОЕРЧЛЧЖЯХВКЖУЦДСЬИЖВЛП

СЮМЖАДВЛЫОЕРНИГКШУДВЖКРЕОАЛВДЫ

ХЕЖИЮСБМЬУЛПОЫГРОПЛИГЧДУЖКУМФД

БИЬПРАОВДЫЖФХЦЗУЛКЬИДСЖВХРЩПГВ

ИБПРВОАЛЕЗИЩАНЕРРОСТЫЛПРВЛЫКЛИ

ЭЕЖРДКЖРНИДВРИНСЫУЬЕТИРАНКЬЦТЩ

Задание: В таблице Анфимова вычеркните заданные учителем буквы в течение 4 мин. По окончании работы подсчитать:

·- общее количество просмотренных знаков;

·- количество вычеркнутых букв;

·- общее количество букв, которое необходимо было вычеркнуть в просмотренном тексте;

·- количество допущенных ошибок.

  1. Экспериментальная база в 4 «Б» классе:

Для выявления начального уровня работоспособности учащихся в двух группах перед 1 уроком и в конце рабочего дня были проведены корректурные пробы. Результаты представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1

Вывод: Уровень работоспособности в экспериментальном и контрольном классах приблизительно одинаков.

  1. Работа с экспериментальной группой (4 «Б» класс).

Условия при проведении исследований:

В аромалампу заправляются эфирные масла из расчёта 2 капли на 5 кв.м. непрерывность работы до 25минут 3 раза в день. Предварительно проветрив помещение. Сеансы ароматерапии проводились в классе во время занятий, не нарушая обычный режим работы класса.

Сеансы проводились 3 недели по вторникам и средам, поскольку это самые работоспособные дни для учебной нагрузки. Для эксперимента взяты ароматы: полыни, розмарина, лимона, розы, эвкалипта, корицы.

I неделя

Диаграмма 2

Вывод: на первой неделе уровень работоспособности в экспериментальном классе (4 «Б») выше на 6% при использовании запаха полыни.

II неделя

Диаграмма 3

Вывод: на второй неделе уровень работоспособности стал выше на 4 % при использовании запаха розы.

III неделя

Диаграмма 4

Вывод: на третьей неделе уровень работоспособности в 4 «Б» выше на 5 % при использовании запаха корицы.

Итоговое исследование

Диаграмма 5

Вывод: В контрольной группе 4 «А» где не использовалась ароматерапия, уровень работоспособности снизился на 3%. В экспериментальной группе 4 «Б» уровень работоспособности повысился до 6%.

По результатам исследования можно сделать вывод:

  1. С помощью сеансов ароматерапии нам удалось достоверно повысить уровень работоспособности в экспериментальной группе.

  2. При использовании ароматерапии самая высокая работоспособность была при применении аромата полыни на 6% и аромата корицы на 5%.

Заключение

Благотворное действие некоторых запахов на организм человека проверено тысячелетиями. Приятные запахи положительно влияют на настроение и самочувствие людей, на их физическое состояние.

Когда человек вдыхает пахучее вещество, молекулы запаха захватываются специальными клетками - рецепторами, расположенными в слизистой носа. Молекулы запахов возбуждают нервные клетки и сигнал по нервным волокнам передается в участок мозга, называемый лимбической системой. Лимбическая система отвечает за многое важнейшие процессы в организме, в том числе за эмоции, память и поведение человека.

В результате проведённой работы мы выяснили, что запахи играют в нашей жизни немаловажную роль. Они воздействуют на нас, улучшая или ухудшая наше настроение, работоспособность. Запахи помогают лучше сосредотачиваться, усваивать информацию, повышают работоспособность, а значит, могут использоваться для улучшения результатов в обучении.

Под влиянием сеансов ароматерапии улучшились показатели умственной работоспособности у младших школьников, достоверно повысилась работоспособность до 6 % максимально. Существенные результаты показаны при использовании ароматов полыни и корицы.

Выдвинутую гипотезу считаем доказанной. На основании исследований нами разработаны рекомендации, с которыми мы ознакомили своих одноклассников, учащихся других классов и учителей. Планируем выступить на родительском собрании.

Рекомендации для учителей и родителей:

1. Исходя из собственных предпочтений используйте запахи, стимулирующие мыслительную активность: лаванда, гвоздика, лавр, корица, розмарин, базилик, бергамот, герань, полынь, лимон, роза. Можно использовать их во время подготовки домашнего задания.

2. Для расслабления, отдыха вдыхайте запахи ромашки, мелиссы, можжевельника, полыни, розы, валерианы, кипариса, сандалового дерева.

3. Сеансы ароматерапии могут быть рекомендованы для внедрения в школьную оздоровительную практику в силу своего благотворного влияния на организм младших школьников.

4. Дальнейшие исследования в данной области могут быть направлены на изучение влияния ароматерапии на показатели памяти, эмоционального состояния и других психических процессов.

5. Может быть, не за горами то время, когда запах будут массово использовать при повышениях эффективности умственной деятельности в школах, университетах и офисах. Но уже сейчас каждый может применять этот опыт для достижения успехов в карьере или учебе.

Список использованных источников и литературы
  1. Ароматерапия и аромамассаж / Н.А. Кривенко [и др.]; под ред. В.В. Кривенко. — Киев: Максимум, 1999. — 352 с.

  2. Артемова, А.Н. Ароматы и масла исцеляющие и омолаживающие. / А.Н. Артемова. – М.: Диля, 2006. - 160 с.

  3. Грейхман, Л.З. Аэрофитотерапия. / Л.З. Грейхман. — Киев: Здоровье, 1986. — 128 с.

  4. Миргородская, С.А. Ароматерапия: мир запахов, запахи мира. / С.А. Миргородская.— М.: Навеус, 1998. — 120 с.

  5. Рязанцев, С.В. В мире запахов и звуков. Занимательная отоларингология. / С.В. Рязанцев. - М.: Терра, 1997. - 432 с.

  6. Шеврыгин, Б.В. Человек в мире запахов [Текст] / Б.В. Шеврыгин // Химия и жизнь. - 1972. - № 10. - С. 69-71.

  7. Влияние запахов на человека // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://constructorus.ru/zdorovie/vliyanie-zapaxov-na-cheloveka.html.

Просмотров работы: 2002