Здоровье человека находится в определённых взаимосвязях с окружающей его средой и зависит от качества окружающей среды: воды, воздуха и других факторов. При оптимально развивающихся взаимосвязях и взаимоотношениях человека со средой обитания, его здоровье стремится к норме, а среда воспринимается, как «здоровая». Экологический аудит представляет собой систематизированный процесс получения, изучения и оценки экологической информации об объекте аудита на основе осуществления независимой проверки его соответствия или несоответствия определенным критериям [7]. Исследование экологического состояния поселка, в котором располагается МБОУ «СОШ № 4» позволяет установить диагноз «экологического здоровья», получить достоверную информацию о качестве окружающей среды в территориальном образовании. В работе использованы исследования сотрудников кафедры «Природная и техносферная безопасность» СГТУ им. Гагарина Ю.А.
Научно-исследовательский проект «Исследование экологического состояния поселка Приволжский» способствует формированию стереотипов экологически правильного поведения школьников. Моя школа располагается на окраине города Энгельса, в посёлке Приволжском, население которого, по данным января 2016 года, составляет 34 142 человек. Определены следующие объекты экоаудита:
В непосредственной близости от школы находится трасса Р226 регионального значения и автодорога местного значения.
Станция Мясокомбинат Приволжской железной дороги.
Функционирующее в непосредственной близости от школы производственное объединение «Сигнал».
Цель исследовательской работы: развитие способности познавать и обобщать экологические знания и практические умения по изучению и оценки экотолерантности и системы экологических ценностей на основе полученной
2
объективной информации об экологической ситуации рабочего поселка Приволжский, в частности, района расположения МБОУ «СОШ № 4».
Задачи исследовательской работы:
Формирование нравственной экологической позиции личности;
Развитие личного экологически ориентированного опыта по взаимодействию с окружающим миром;
Включение окружающих в экологически ориентированную деятельность, а именно:
- уметь оценивать и анализировать экологическую обстановку в посёлке
- обрабатывать и обобщать информацию, полученную в результате проведённых исследований
- прогнозировать результаты деятельности человека по отношению к природе и самому себе, как частице природы.
Общая характеристика населённого пункта.
Посёлок городского типа Приволжский известен из истории с 1939 года. Расположен он на левом берегу русской реки Волги в 9 - 10 километрах на юго - запад от города Энгельса. До центра областного города Саратова расстояние измеряется в 14 км. Через населённый пункт проходят автомобильная дорога Р226 и Приволжская железная дорога. В трёх километрах к востоку расположена узловая станция Анисовка, несколько южнее село Квасниковка (приложение 1).
История посёлка началась в 20-м столетии и связана с возведением одного из крупных мясокомбинатов. В 1932 году на южной окраине Энгельса приступили к строительству первого корпуса комбината, который впоследствии должен был стать градообразующим предприятием нового посёлка Приволжский. Первую продукцию производство выпустило в 1935 году. Рабочий посёлок, который сформировался вокруг мясокомбината, стал вскоре самостоятельным населённым пунктом. Во время войны в поселок был эвакуирован московский завод "Авиаприбор", на базе которого был образован в 1951 году завод "Сигнал", являющийся в настоящее время самым крупным
3
предприятием в поселке. В настоящее время ООО ЭПО «Сигнал» производит продукцию по трем направлениям: авиационное и космическое оборудование, общепромышленное оборудование, газовое и отопительное оборудование. Мясокомбинат, бывшее градообразующее предприятие, перестал существовать в 2003 году [8] .
Условия расположения школы
МБОУ «СОШ №4» Энгельсского муниципального района Саратовской области основана в 1936 году, располагается в центральной части поселка Приволжский. На 1 сентября 2017 года в школе обучается 1054 детей [9].
Расстояние от основного здания школы до объектов экоаудита представлено в таблице 1 «Расстояние от школы до объектов экоаудита»
Таблица 1
Производимые измерения |
Полученные результаты, м (приложение 2) |
Санитарно-гигиенические нормы (не менее),м [3] |
Расстояние от границ школы до промышленных предприятий, магазинов |
330 |
100 |
Расстояние от школы до жилых домов |
30 |
10 |
Расстояние от школы до железной дороги |
475 |
100 |
Расстояние от школы до дороги Р226 |
300 |
25 (оптимальное 100) |
Расстояние от школы до дороги местного значения |
25 |
25 |
4
I. Состояние здоровья учащихся школы
Большое содержание углекислого газа приводит к различным заболеваниям. Например, в нашей школе процент полностью здоровых учеников и учеников с хроническими заболеваниями, вероятно оставшимися на всю жизнь, совпадает. Основной уровень здоровья составляет почти третью часть учащихся. И 1% из рассмотренных – дети инвалиды.
Воспользовавшись данными медицинской статистики с помощью медицинского работника школы Зверевой О.А., для сравнения мы рассмотрели состояние учеников энгельсских школ. Уровень состояния здоровья ниже среднего составляет почти половину рассмотренных учеников. Около 40 % имеют хронические заболевания, 2%- дети-инвалиды. И только 13% здоровых детей. Но, сравнивая процент полностью здоровых детей и детей с хроническими заболеваниями, можно сделать вывод, что состояние здоровья детей в г. Энгельсе несколько хуже, чем в поселке Приволжский.
Диаграмма 1 «Состояние здоровья обучающихся школы»
Диаграмма 2 «Состояние здоровья обучающихся города Энгельса»
5
II. Исследования качества воздуха
Производились подсчеты количества машин, проезжающих по дороге около школы и по мосту через железнодорожное полотно, которое пересекает трассу Р226. С помощью метода наблюдения изучалась интенсивность транспортного движения в разное время суток. Были учтены данные о затратах кислорода на процессы сжигания топлива и процессы дыхания людей и установлено: за утро до 11.00 мимо школы по дороге местного значения проезжает 45 машин, днём (до 17.00) – 20, вечером (до 22.00) - 7. По мосту через железнодорожное полотно за эти же промежутки времени проехало 1040, 1437 и 987 машин соответственно. Было проанализировано влияние выхлопных газов автомобилей на органы дыхания, что отражено в таблице 2.
Таблица 2
«Влияние выхлопных газов автомобилей на органы дыхания»
Загрязнители |
Вредные последствия для организма |
Бензапирен |
Возникновение раковых опухолей |
Оксид углерода |
Блокирование гемоглобина крови и нарушение тканевого дыхания |
Оксиды азота |
Воспалительные процессы в органах дыхания |
Аэрозоль свинца |
Свинцовое отравление, вплоть до смертельного исхода |
С помощью сайта http://www.kolamap.ru/мы определили: какова длина дороги около школы и какова длина моста. 200м – длина дороги около школы. 500м-длина моста через железнодорожное полотно. С помощью научной литературы я узнала, что: 0,83кг О2 необходимо в день 1 человеку [10]; 2,5-3кг О2 вырабатывает 1 дерево за день; 2,5кг О2 сжигает автомобиль на 12км пути. Расчет производился на обучающихся основного здания школы (около 500 человек). Для дыхания учеников необходимо 415 кг О2в сутки(0,83*500=415 кг О2). В школе мы проводим около 5 часов. Для дыхания 500 человек на 5
6
часов необходимо 86,5 кг О2 (415/24*5 =86,5 кг О2). На 12000м пути автомобиль сжигается 2,5кг кислорода; значит за 200м пути мимо школы - 0,04кг О2. Все проезжающие мимо школы машины сжигают 2,88кг О2 ((45+20+7)*0,04 = 2,88кг О2). На 12 км пути автомобиль сжигает 2,5 кг кислорода, значит за 500м пути по мосту – 0,1 кг О2. Значит все машины, проезжающие по мосту сжигают364,4 кг О2 ((1040+1437+987)*0,1 = 346,4 кг О2). Машинами и людьми используется: 86,5кг+2,88кг=89,38кг О2. . Это значит, что около школы необходимо посадить около 30 деревьев:89,38:3=30. А около моста - 116 деревьев:346,4:3=116.Возле нашей школы растет 20 взрослых деревьев. Значит, нам необходимо увеличить количество деревьев около школы.
В результате проведения социальной акции «Аллея памяти» около школы высажено 15 деревьев катальпы. Катальпа (Catalpa) – род лиственных, редко - вечнозеленых деревьев семейства бигнониевые (Bignoniacae), произрастающих в Северной Америке, Карибском регионе, Западной Индии и Восточной Азии. Сейчас он насчитывает 38 видов. Индейцы издавна использовали катальпу, которую называли Катоба, как лекарственное растение (корни, кору) для лечения коклюша и малярии. Дерево служит прекрасным медоносом. Во многих населенных пунктах и крупных городах растение служит для озеленения общественных мест, украшения частных садов и придомовых территорий.
Далее формирование зелёной полосы будет дополнительно проведено с помощью березы, липы и клена, единичные представители которых уже растут около школы. Аргументы: на листовой поверхности взрослого растения клёна за летний период осаждается до 33 килограммов пыли. Берёза и липа являются хорошими поглотителями свинца. Берёза устойчива к загрязнению воздуха газами.
7
III. Исследования шумового фона
Естественные природные звуки на экологическом благополучии человека не отражаются. Звуковой дискомфорт создают антропогенные источники шума, которые всегда вокруг нас: дома, на улице, в школе и на работе. Шум повышает утомляемость человека, а также снижают его умственные возможности. Шум имеет определенную частоту, или спектр, выражаемый в герцах, и интенсивность - уровень звукового давления, измеряемый в децибелах. Шумовой фон (практически безвреден для организма) - 20- 30 дБ. Шум в 50-60 дБ приводит к повышению порога слуховой чувствительности и к ухудшению функционального состояния центральной нервной системы. Терапевты считают, что звук 60-80 дБ вызывает у человека расстройство нервной системы, 90 – 110 дБ снижение слуха, 115 - 120 дБ болевой порог. При 140 - 145 дБ могут лопнуть барабанные перепонки, а 180 дБ смертельны для человека. Уровень шума свыше 80–100 дБ способствуя увеличению числа ошибок в работе, снижая производительность труда примерно на 10 – 15% и одновременно значительно ухудшая его качество[4].
Основными источниками шума в поселке Приволжском являются: железная дорога, пролетающие самолеты, автомобили и т. д. Мною был проведен небольшой опрос у людей на улице, которым был задан такой вопрос: «Какой источник шума в пос. Приволжском вас беспокоит больше всего?». Как выяснилось, большее шумовое беспокойство доставляет людям вне дома дорожное движение. Результаты опроса отражены в таблице 3 «Источники шума»:
Таблица 3
Источники шума |
Число лиц, которых этот источник беспокоит (на 63 опрошенных) |
|
Дома |
Вне дома |
|
Дорожное движение |
8 |
13 |
8 |
||
Самолеты |
2 |
4 |
Поезда |
6 |
7 |
Ударные шумы в соседних помещениях |
3 |
0 |
Звонки, сигналы тревоги |
9 |
4 |
Радио, телевидение |
7 |
0 |
От шумового загрязнения в нашем поселке страдают жители домов, прилегающих к железной дороге и трассе Р226. Шумовое загрязнение на пришкольной территории в пределах нормы, т.к школа располагается на достаточном расстоянии от оживленных автомобильных дорог, от железной дороги, от промышленной зоны завода «Сигнал» (см. приложение).Поселок Приволжский озеленен, много деревьев растет около школы, рядом со школой много высоких зданий, а они, как известно, являются хорошими звукопоглотителями. Шум от самолетов представляет собой проблему только в непосредственной близости от авиабазы Энгельса, так как именно в том районе оказываются совмещенными два оказывающих неприятное воздействие на слух параметра: низкая высота полета и высокая мощность двигателя. Поселок Приволжский находится на достаточном удалении от авиабазы и воздушные коридоры самолетов находятся от него в стороне.
Произведены измерения шумомером. Пришкольная территория (рядом дорога местного значения) - 25-35 дБ. Трасса Р226 – 65-85 дБ. Железная дорога – 65-90дБ.
9
IV. Влияние промышленных объектов
На территории поселка, в непосредственной близости от школы функционирует производственное объединение «Сигнал». С северо-запада, севера и востока площадка граничит с бывшей территорией Мясокомбината, с юга и юго-востока на расстоянии 75 м находятся дачные участки, с запада и юго-запада на расстоянии 65 м расположена жилая зона. Установленные размеры санитарно-защитной зоны (СЗЗ) – 100 м. Был проведен теоретический анализ источников информации по оценке воздействия на окружающую среду производственных циклов завода. В процессе работы на предприятии образуется 60 наименований отходов и их общее количество составляет около 1428,244 т/год, из них: окись азота, окись углерода, бензапиренC20H12, сульфоуголь. Бензапирен относится к классу полициклических ароматических углеводородов — ПАУ. Бензапирен — один из самых мощных и при этом широко распространенный канцероген. Помимо канцерогенного, бензапирен оказывает мутагенное, эмбриотоксическое, гематотоксическое действие. Сульфоуголь – полуфункциональный сильнокислотный ионообменный материал, это гранулы неправильной формы угля со специальными характеристиками, подвергшегося сульфированию. Сульфоуголь как упакованный продукт — пожароопасен, горюч, но трудно воспламеняемое вещество, при контакте с воздухом способен к нагреванию, по уровню влияния на организм человека относится к 4 четвертому классу опасности. Отработанный сульфоуголь вывозится на санкционированную свалку СПЕЦ АТХ без предварительного хранения на предприятии. Сточные воды не сбрасываются в открытые водоёмы и на рельеф местности, а осуществляется в коммунальную канализацию. На предприятии имеется станция нейтрализации сточных вод. Производственные сточные воды предприятия «Сигнал» содержат кислоты и щелочи [6]. В большинстве кислых сточных вод содержатся соли тяжелых металлов, которые необходимо выделить. С целью предупреждения коррозии материалов и сооружений, нарушения биохимических процессов, кислые и щелочные сточные воды перед их сбросом
10
должны быть нейтрализованы. Наиболее простым и дешевым способом нейтрализации сточных вод является смешение кислых сточных вод со щелочными [2].
Для снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятии установлены пыле-газоулавливающие установки в количестве 40 шт.
На предприятии осуществляется контроль загрязнения атмосферы в контрольных точках на границе санитарно-защитной и в жилой зоне. Основным источником загрязнений ОС предприятия ООО ЭПО «Сигнал» является гальваническое производство, где основными загрязнителями сточных вод гальванических производств являются ионы тяжёлых металлов, неорганических кислот и щелочей, цианиды, поверхностно-активные вещества. На очистных сооружениях используется реагентный способ обезвреживания сточных вод (СВ) (осаждение тяжелых металлов и шестивалентного хрома с помощью химикатов). Для снижения содержания тяжелых металлов и шестивалентного хрома до ПДК после реагентной очистки используют доочистку. Затем доливают серную кислоту и засыпают бисульфит, потом сразу же досыпаются реагенты для нейтрализации кислотно-щелочного стока [1].
На производстве ведется реконструкция очистных сооружений по проекту «Модернизация гальванического производства». Реконструкция очистных сооружений позволит проводить очистку стоков до значения предельно допустимого сброса, и обеспечит использование замкнутого водооборота на предприятии т.к. при неполной реконструкции, по результатам мониторинга, содержание практически всех исследованных компонентов несколько превышает нормативы сброса в горколлектор [5]. Таким образом, признать работу предприятия по нейтрализации вредных выбросов полностью удовлетворяющей современным требованиям по охране окружающей среды нельзя.
11
Заключение
Данной работой я хотела обратить внимание на такую проблему как повышение экологической грамотности детского населения.
Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. В этом заключается актуальность проведенных исследований. Результатом проведенного экологического мониторинга поселка Приволжский, выявление ряда экологических проблем, является создание итогового интеллектуального продукта, содержание которого обязательно будет доведено до обучающихся школы. Теоретические знания должны стать базой для самостоятельного осмысления происходящих в природе процессов и явлений.
У нас в школе проводятся акции, классные часы и конференции, цель которых - воспитание у детей уважения к природе и окружающей среде.
12
Приложение
Расположение поселка Приволжский
Работа с Яндекс картами. Измерения.
13
14
Список использованных источников и литературы.
Виноградов С.С. Экология гальванических производств
Источник: http://www.galvanicrus.ru/lit/articles/galvanic_industries_ecology.php
Охрана производственных сточных вод и утилизация осадков.
Под редакцией В.Н. Соколова М.: Стройиздат, 2006
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов.
Источник: http://snipov.net/c_4655_snip_113941.html
Суворов Г. А., Прокопенко Л. В., Якимова Л. Д. Шум и здоровье (эколого-гигиенические проблемы). - М: Союз, 1996
Чиркова В.С., Собгайда Н.А., Кулик О.А. Мониторинг экологических проблем гальванического цеха (на примере ООО ЭПО «Сигнал», город Энгельс)
Источник: http://www.docme.ru/doc/907699/e-kologicheskie-problemy-promyshlennyh-gorodov
Щербин А.А. Отчет по производственной практике на тему: «Методы очистки сточных вод предприятия ООО ЭПО «Сигнал»»
Источник: http://reftrend.ru/1171662.html
http://www.ecocommunity.ru/
http://privolgskiy.ru
http://engschool4.ru/
http://www.microanswers.ru/