РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ Г. СНЕЖНОГОРСКА ЗАТО АЛЕКСАНДРОВСК МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ Г. СНЕЖНОГОРСКА ЗАТО АЛЕКСАНДРОВСК МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Чапова С.С. 1
1
Хиневич Е.С. 1Рзаев Р.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Тема исследовательской работы выбрана неслучайно. Ведь в наше время все больше внимания уделяется правильному питанию и здоровому образу жизни. Я задумалась, а реализуется ли этот принцип в стенах моей школы? Ведь большую часть времени мы проводим именно в ней.

Одним из важнейших факторов, влияющих на жизнедеятельность организма ребёнка, состояние его здоровья, развитие, формирование личности является питание. Правильное питание необходимо для повышения устойчивости организма ребенка, для борьбы с различными неблагоприятными факторами внешней среды, а также для обеспечения высокого уровня иммунологической защиты. Неправильный режим питания - это первая причина возникновения многих болезней. Предотвратить такие заболевания можно, если вести здоровый образ жизни и, в первую очередь, правильно питаться.

Актуальность. На сегодняшний день  проблема охраны здоровья подрастающего поколения каждой страны и возможность организации мероприятий по его обеспечению очень актуальна, ведь рациональное питание, введение в рацион  оптимальных по количеству, качеству и соотношению основных пищевых ингредиентов, таких как белки, жиры, углеводы, минеральные соли, а также биологически активных элементов пищи (витаминов, микро- и макроэлементов, минералов) - это фундамент, обеспечивающий нормальные процессы обмена веществ и развития ребенка. В нашей стране проблема укрепления и сохранения здоровья детей является важной государственной задачей.

Данная проблема определила направление нашего исследования.

Цель работы: изучить состояние рационального питания школьников, их осведомленность о необходимости придерживаться правил режима рационального питания в повседневной жизни.

Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:

1.      изучить и проанализировать научную литературу по данной теме;

2.         привлечь внимание школьников к теме исследования;

3.          провести интервью с заместителем начальника КШП Ложкиной Т.И.;

4.         проанализировать нормативные документы по состоянию организации рационального      питания школьников г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области;

5.       провести анкетирование среди обучающихся 7-8 классов МБОУ ООШ №269 г. и  МБОУ СОШ №266 Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области;

6.         обработать анкетные данные и сделать соответствующие выводы;

7.         проанализировать меню школьного питания и разработать свой вариант школьного меню на неделю с учетом специфики Северных регионов;

8.   разработать рекомендации по улучшению рациона питания школьников ЗАТО Александровск Мурманской области;

9.         составить информационный сборник по рациональному питанию школьников ЗАТО Александровск Мурманской области.

Объект исследования. Рациональный питание школьников.

Предмет исследования: Рациональный режим питания школьников г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области.

Гипотеза исследования. Предположим, что не все школьники поддерживают рациональный режим питания.

Новизна работы заключается в том, что собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся данной темой. Настоящее исследование впервые проводится в нашем городе. Материалы работы могут быть использованы на уроках биологии, классных часах.

Методы исследования: теоретические и практические.

1.         Теоретические: изучение информационных источников, обобщение.

2.         Практические: анкетирование, интервьюирование, наблюдение, поиск, анализ.

Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что проведенное исследование повысит интерес школьников ЗАТО Александровск к правильному и здоровому питанию. Материал исследования, информационный сборник по рациональному питанию школьников ЗАТО Александровск Мурманской области, буклеты можно использовать на уроках, классных часах в школе, материалы и беседы на данную тему помогут ребятам с раннего возраста правильно питаться, придерживаться правил режима рационального питания в повседневной жизни.

 

 

 

 


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

1.1. Значение и принципы рационального режима питания

Питание является неотъемлемой частью нашей жизни, этот необходимый ритуал позволяет нам утолить голод. Мы часто стараемся не просто утолить чувство голода, а сытно и вкусно поесть, не задумываясь о последствиях. А ведь большинство наших болезней рукотворные и мы сами способствуем их возникновению. При более правильном питании мы можем значительно ослабить такие болезни как сердечно-сосудистые заболевания, болезни печени, диабеты, артриты и прочие.

Рациональное питание - это «умное» питание, так как название произошло от латинского слова «Rationalis», что означает «Умный»[1]. Рациональное питание должно быть разнообразным, полноценным по видам блюд и продуктам, сбалансированным по компонентам, в зависимости от возраста человека, состояния здоровья и вида его деятельности, и, наконец, вкусным.

  В основе концепции рационального питания лежит идея о том, что питание призвано давать человеку все необходимые для полноценной активной жизнедеятельности компоненты и вещества, при этом укреплять здоровье человека и продлевать активный период жизнедеятельности. И в последнее время концепция рационального питания становится все более популярна. А пропаганда правильного питания и здорового образа жизни все теснее входит в нашу жизнь.

Основные принципы рационального питания

1. В основе жизнедеятельности организма человека лежат законы термодинамики, основой которой является принцип: энергетическая ценность получаемой пищи должна быть полностью равносильной затратам энергии организма, не превышая её, и не отставая значительно. В современной жизни принцип учёта энергозатрат почти никто не соблюдает: многие люди склонны есть большей частью калорийные продукты, без учёта суточной потребности организма в калориях. В избыточном количестве потребляются, как правило, хлеб и хлебобулочные, кондитерские изделия, сахар, жир и масло, жирные сыры, майонез, жирное мясо, картофель, популярный фаст-фуд. Проблема нашего века - ожирение, которое всё чаще регистрируется у детей. Питание подростков должно полностью обеспечивать потребности их организма в пластических и энергетических материалах. Kоличественная недостаточность и качественная неполноценность одинаково отрицательно сказываются на физическом и нервно-психическом развитии детей.

2. Полное удовлетворение энергетических потребностей организма. У детей в связи с высокой интенсивностью обменных процессов отмечается повышенный основной обмен. В связи с высокой подвижностью школьников их энергозатраты значительны, кроме того идет рост и развитие организма, поэтому у подростков потребность в калориях превышает таковую у взрослых и составляет 2;2,5; 3 тысячи килокалорий в сутки. Основной обмен у детей превышает основной обмен взрослого человека в 1 1/2 — 2 раза.

3. Поступление в достаточном количестве в организм витаминов, микроэлементов, питательных веществ.

4. Сбалансированность питания (правильное соотношение белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов в зависимости от пола, возраста, индивидуальных особенностей).

5.  Правильный режим питания, соответствующий возрасту.

6. Жидкость – не менее 1.5 литров в сутки.

Повышенный основной обмен и повышенные энергетические затраты у детей выдвигают необходимость при разработке пищевых рационов обращать особое внимание на достаточно высокий уровень в них белка и калорийности.

   Рациональное питание и его значение для здоровья человека должно стать основополагающим здорового образа жизни, потому что правильное питание способно продлить здоровье, и даже вылечить от многих заболеваний, а неправильное питание грозит развитием многих болезней и осложнений, как в органах пищеварительной системы, так и всего организма.

1.2. Особенности организации рационального питания школьников

Питание школьников имеет особенности. В период занятий в школе у ребенка происходит интенсивный рост организма. Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), сердечно-сосудистая и нервная системы, идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростков.

 Поэтому очень важно, чтобы школьник получал такое количество пищи, которое не только компенсировало бы все энергозатраты организма, но и обеспечивало бы его правильный рост и развитие.  Данные затраты пополняются за счет питательных веществ, основу которых составляют белки, жиры и углеводы, витамины и минеральные соли.

По современным научным данным наиболее обоснованным и оптимальным для детей школьного возраста является режим 4-, 5-ти разового питания. Именно при таком режиме отмечаются наилучшие показатели физического состояния, развития и работоспособности.

Промежутки между отдельными приемами пищи не должны превышать 4-5 часов, при этом обеспечивается лучшее усвоение и переваривание пищи, а также исключается чувство голода.

Это в идеале. А как же обстоит дело на самом деле?

За последние пять лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла на 14%. Лидируют болезни органов дыхания, на втором месте – заболевания органов пищеварения (5,4%), среди которых третью часть составляют гастриты и дуодениты. С каждым годом обучения у школьника набирается все больше различных «школьных» болезней. У 30% детей их основной причиной является некачественное питание[2].

Основные проблемы питания учащихся связаны с – диетами, - нарушением режима питания вне стен школы, - частым употреблением фаст-фуда, - злоупотребление чипсами, -сухариками,- газированными напитками,- лапшой быстрого приготовления, - шоколадными батончиками, - жевательной резинкой и т.п. Обычно это связано с недостаточной информацией о вреде данных товаров, а также в отсутствии контроля со стороны родителей за питанием детей.

Немаловажное влияние на рацион питания оказывает сложившаяся экономическая ситуация.  В настоящее время рацион среднестатистического россиянина примерно на 30% состоит из макаронных изделий, картофеля и хлеба, которые не в состоянии удовлетворить нужды организма в витаминах, микроэлементах и пищевых веществах. Все это в совокупности с неблагоприятной экологией и неправильным образом жизни приводит к развитию дисбактериоза кишечника, другим заболеваниям ЖКТ, сахарному диабету 2 типа, ожирению, патологии опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и другим.

Организация питания подростков, школьников 10-15 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, что необходимо учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в данном возрасте. В этот период следует обратить внимание на следующие моменты:

• происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека в первый год жизни;

• развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы, сердечно-сосудистая и нервная системы;

• на фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психологическое развитие школьника;

• возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, связанное с социальной адаптацией подростка.

 Правильная организация рационального питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, появляющихся именно в подростковый период. Именно в этот период особенно важно обеспечить организм всеми необходимыми ресурсами не только для роста и развития, но также для возрастающих нагрузок в школе.

 Именно в эти годы - фактически начиная с 10 лет – ребенок постепенно становится взрослым человеком.

Это касается не только его физического развития, но и психоэмоционального и интеллектуального. Ребенок осваивает новые правила взрослой жизни, учится выстраивать свои отношения с людьми. Именно поэтому важно, чтобы в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Ведь как уже говорилось выше, от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье.

1.3. Основные правила рационального режима питания

Мы уже говорили, что одним из принципов рационального питания школьника заключается в том, что энергетическая ценность потребляемой пищи не должна превышать энергозатраты организма.

Человек на севере подвергается сильному воздействию окружающей среды: климатические условия Крайнего севера очень суровы.

  Для районов Крайнего Севера характерны колебания атмосферного давления, влажности воздуха, температуры, частые сильные ветры, магнитные бури. Для подтверждения выше сказанного приведем сравнительную характеристику факторов, влияющих на здоровье в умеренном климате и в условиях полярного климата.

 

ЗОНА УМЕРЕННОГО (КОМФОРТНОГО) КЛИМАТА

ЗОНА ПОЛЯРНОГО (НЕБЛАГОПРИЯТНОГО) КЛИМАТА

Ритмичная смена сезонных периодов, нормальная суточная смена дня и ночи.

Продолжительная полярная, зима, полярная ночь (59 дней)

Постоянное атмосферное давление воздуха в пределах нормы

Резкая динамика атмосферного давления

Умеренная температура воздуха летом (17-25 С) и зимой (5-12 С)

Прохладная температура летом  (6 - 14 С) и холодная зимой (15-32 С) с широкими колебаниями среднесуточной температуры

Низкая относительная влажность воздуха

Высокая влажность воздуха в течение всего года (в отдельные дни 100%)

Маловетреная погода

Частые сильные ветры, местами штормовые

  Все это неблагоприятно сказывается на здоровье жителей Севера и является причиной нарушения обмена веществ, преждевременного старения и смерти.

  Особенно сильно природно-климатические условия Заполярья сказываются на здоровье детей и подростков, так как их иммунная система является еще слабой, не до конца сформированной. Поэтому  особое значение необходимо обращать на питание подростков, так как состояние иммунной системы в большей степени зависит от правильного питания.

Каждый прием пищи рекомендуется начинать с сырых растительных продуктов: фруктов, овощей, салатов. Такая пища богата биологическими стимуляторами энергии человека и выделения пищеварительных соков. Также она требует тщательного, а, следовательно – длительного пережевывания.  Это создает достаточную нагрузку для зубов, а также растягивает сам процесс приема пищи. Это важно, так как чувство насыщения связано не только с количеством съеденной пищи, но и со временем ее потребления. При тщательном пережевывании чувство насыщения наступает примерно через 20 минут, даже независимо от объема съеденной пищи. Зная данную особенность организма, мы сможем избежать переедания.

 Завтрак школьника обязательно должен содержать горячее блюдо – творожное, яичное, мясное, крупяное. В качестве питья желательно включить горячее молоко или какао, чай с молоком. И конечно хорошим дополнением к завтраку станут свежие фрукты или овощи[3].  

 В обед школьника необходимо включить овощные салаты, обязательно первое горячее блюдо, полноценное высококалорийное мясное или рыбное блюдо с гарниром, преимущественно из овощей. И на сладкое – фруктовый сок, свежие фрукты, компоты из свежих или сухих фруктов, шиповника. Для школьников, проживающих в условиях Крайнего Севера одним из компонентов питания, компенсирующие нехватку витаминов в период полярной ночи, могут послужить витамизированные напитки.

Витамизированные напитки это – напитки, являющиеся для человека источником энергии и одновременно поставщиком незаменимых пищевых веществ, в том числе витаминов, которые в живом организме являются участниками обмена.

Исходя из этого в рацион школьников можно включить компоты, соки, кисломолочные напитки с добавлением витаминов.

Существует несколько определенных приемов, которые помогают человеку нормализовать свое питание. Для этого следует:

• уже перед едой настроиться на то, что тебя ничего не беспокоит и самое главное занятие сейчас – это прием пищи;

• готовясь к потреблению пищи, надо быть готовым к тому, чтобы не переесть, а не вспоминать об этом, когда желудок переполнен;

• больше растительной пищи в рационе;

• пить воду за 20–30 минут до основного приема пищи, это позволит запустить желудок и избежать переедания;

• обязательно прополоскать рот (а еще лучше почистить зубы – не обязательно с зубной пастой, можно просто влажной щеткой) после приема пищи;

• помнить, что человек ест для того, чтобы жить, а не живет для того, чтобы есть.

Также надо помнить о том, что нежелательно во время еды, а именно:

• не стоит злоупотреблять теми закусками, которые разжигают аппетит, и десертом, который заставляет есть даже при чувстве насыщения;

• ставить на стол сразу много еды, разжигая аппетит; необходимо рассчитывать на объем пищи, соответствующий нормальному объему нерастянутого желудка;

• есть от нечего делать;

• пить горячие (обжигающие) напитки;

• запивать пищу напитками;

• заканчивать прием пищи сладким;

• злоупотреблять купленными готовыми продуктами и полуфабрикатами, рассчитанными либо на немедленное употребление, либо на длительное хранение. Они содержат много консервантов и пищевых добавок, которые направлены на разжигание чувства голода[4].

ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ

2.1. Этапы проведения исследования

Для проверки гипотезы исследование включало три этапа (таблица 1):

Этапы исследования

Таблица 1.

Этап

Задачи

Используемые методы

Сроки

1 этап.

Теоретическое исследование проблемы

-изучить и проанализировать познавательную и научную литературу.

 

   самостоятельное размышление;

   изучение информационных источников;

   поиск необходимой литературы.

март

  • 2016 – сентябрь
  • 2016

2 этап.

Практическое исследование проблемы

- провести анкетирование обучающихся ООШ №269, МБОУ СОШ №266 и интервью.

   наблюдение;

   анализ;

   сравнение;

   анкетирование;

интервью.

май

2016 – декабрь 2016

3 этап. Практическое использование результатов

- обобщить изученную информацию;

   разработать рекомендации;

   составить информационный сборник и буклет по теме исследования.

   систематизация;

   отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов)

май 2016– январь

2017 г.

 

2.2. Интервью с начальником Комбината школьного питания Ложкиной Т.И.

В рамках нашего исследования нами проведено интервью с Ложкиной Татьяной Ивановной,   начальником Комбината школьного питания.

Основные вопросы, которые нас интересовали, были следующие: какой бюджет заложен на 1 ребенка на питание в школах ЗАТО Александровск Мурманской области; одинаковое ли меню в школах; можно ли считать питание правильным и сбалансированным в школах; с какими проблемами встречается руководство КШП, есть ли жалобы от родителей; и т.д. (см.: ПРИЛОЖЕНИЕ №1).

Татьяна Ивановна рассказала нам как функционирует Комбинат школьного питания, как все школы ЗАТО Александровск обеспечены питанием, о закупке нового оборудования, о качестве питания и т.д.

По результатам интервью мы получили информацию, которая необходима для исследования, а именно:

1.      На 1 ребенка в 2016 году заложен бюджет в размере 110 рублей (завтрак и обед);

2.       Меню в школах г. Снежногорска одинаковое;

3.      Детей в школах кормят физиологически здоровой пищей;

4.      Есть буфеты, где учащиеся школ могут купить блюда по желанию.

5.      Татьяна Ивановна отметила основные проблемы, это: жалобы родителей, например, если ребёнок не ест каши, а меню одно для всех; маленький ассортимент буфетной продукции и др.

Нам также предоставлены нормативные документы КШП, утверждённые меню для школ ЗАТО Александровск для нашего исследования с целью анализа рациональности школьного питания (см.: ПРИЛОЖЕНИЕ №2).

2.3. Анкетирование школьников МБОУ ООШ №269 и МБОУ СОШ №266, выводы по результатам анкетирования

Для того, чтобы рассмотреть отношение школьников к рациональному режиму питания и школьному меню, мы провели анкетирование. Мы включили в состав сплошной выборки школьников 7-8 классов МБОУ ООШ №269 и МБОУ СОШ №266 г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области в количестве 103 человек (анкета представлена в ПРИЛОЖЕНИИ №3).

Основные выводы по результатам анкетирования:

1.             На вопрос: «Как вы считаете, что такое правильное питание?» 71% респондентов ответили, что это полезная еда, остальные 29% не смогли ответить на этот вопрос. Следовательно, большинство детей знает, что такое рациональное питание.

2.             На вопрос: «Можете ли Вы назвать свое питание рациональным?» 59% опрошенных ответили «да»; 35 % – «нет», а 6% затруднились ответить. Вывод - большинство школьников могут назвать свое питание рациональным (по их мнению).

3.             На вопрос: «Сколько овощей и фруктов Вы съедаете в день?» 71% ответили «меньше 5», остальные 29% – «больше 5». Вывод - наибольшее количество школьников в день употребляют меньше 5 овощей и фруктов. Это говорит о том, что учащийся не получает достаточное количество витаминов и полезных веществ, что в северных регионах особенно важно для развития школьников.

4.             На вопрос: «Употребляете ли Вы каждый день кисломолочные продукты?» 44 % ответили «да», 56% ответили «нет». Вывод - большинство школьников не употребляют кисломолочные продукты каждый день, а для растущего организма обязательны молоко, сыр, творог, так как кисломолочные продукты — это источники кальция и белка.

5.             На вопрос: «Часто ли Вы болеете?» большинство респондентов (71%) ответили «нет», остальные 29% – «да». Мы проследили в бланках анкет связь ответов респондентов, что те школьники, которые рационально питаются – меньше болеют (21%). Таким образом, можно сделать вывод, что рациональное питание способствует укреплению здоровья, самочувствия и соответственно - лучшей обучаемости. В целом, большинство респондентов болеют редко (71%).

6.             На вопрос: «Нравиться ли Вам меню в Вашей школе?» 62% опрошенных ответили «нет», 38% – «да». Данные результаты говорят о том, что многим детям не нравится школьное меню.

7. На вопрос: «Наедаетесь ли Вы в школьной столовой?» 35% школьников ответили «да», остальные 65% – «нет». Наибольшее количество школьников не наедаются в школьной столовой. Это кажется странным, потому что в интервью с Ложкиной Т.И. затрагивалась проблема размера порций. В школьных столовых остается достаточно много отходов, потому что те порции, которые предусмотрены Роспотребнадзором дети не съедают. По результатам анкет можно сделать вывод, что детям не нравится еда в школьных столовых и они её просто не едят.

8. На вопрос: «Хотели бы Вы, чтобы питание в школе было более разнообразным? 100% опрошенных ответили «да». Все респонденты хотят более разнообразное школьное меню. Меню в настоящее время школьников не устраивает.

9.             На вопрос: «Вы заказываете обычно полные завтраки и обеды или что-то одно?» 38% ответили «полные», 47% – «неполные», 15% воздержались от ответа. Большинство школьников заказывают неполные завтраки и обеды в школе. Мы предполагаем, на основании предыдущих выводов, что этому причина – не устраивает еда в школе. Изучив теоретическую часть исследования, мы утверждаем, что рациональное питание может быть вкусным, разнообразным и полезным в школьных столовых.

Диаграммы по результатам анкетирования представили в ПРИЛОЖЕНИИ №3.

2.4. Состояние организации рационального режима питания школьников г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области

Для рассмотрения состояния организации рационального режима питания школьников г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области были изучены следующие документы: санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.5.2409 - 08); рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для обеспечения горячего питания учащихся общеобразовательных учреждений на 2016-2017 г. ЗАТО Александровск Мурманской области; утверждённое меню на 2016-2017 и др.

На основании выводов по результатам интервьюирования и анкетирования, соответствующих документов мы рассмотрели реальное состояние организации рационального режима питания школьников г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области:

•   Организация питания обучающихся в школах ЗАТО Александровск Мурманской области осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08 ("Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45). Меню, утвержденное для школ ЗАТО Александровск приведено в приложении 6.

•      По характеру организации производства столовые работают на полуфабрикатах и сырье.

•    Школьные столовые относятся к открытому типу и обеспечивают питание всех обучающихся, а также для учителей.

•       Имеется санитарно-эпидемиологическая сертификация как помещения.

•      Режим работы столовой соответствует расписанию учебных занятий. Работа организована в одну смену.

•      Блюда готовятся в специально оборудованном помещении. Есть всё необходимое для приготовления пищи, есть холодная и горячая вода, отдельно установлены умывальники для посетителей.

Анализ школьного меню показывает: в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами при четырехразовом питании завтрак составляет 25%, обед – 35%, полдник – 15%, ужин – 25%. При круглосуточном пребывании обучающихся (детские дома, интернаты, загородные стационарные учреждения отдыха) рекомендуется пятиразовое питание: завтрак – 20%, обед – 30-35%, полдник – 15%, ужин – 25%, второй ужин – 5-10%.     При организации шестиразового питания на долю первого завтрака приходится 20%, второго завтрака – 10%, обеда – 30%, полдника – 15%, ужина – 20%, второго ужина – 5%. Количественное и качественное распределение пищи имеют некоторые различия в зависимости от характера учебного процесса и расписания.

При анализе состава школьного меню (приложение 6) можно отметить следующие моменты:

·         В качестве гарниров предлагаются только: макароны отварные, картофельное пюре, каша гречневая, рис отварной, что является не разнообразным и правильным.

·         Недостаточно предлагается овощных гарниров.

·         Недостаточно предлагается свежих овощей и фруктов.

·         Редко предлагаются витаминизированные напитки.

·         В меню наблюдается недостаточно кисломолочных напитков, яичных, а также творожных блюд.

·         Не соблюдается температурный режим подачи блюд.

·         Не предлагаются диетические блюда.

Мы изучили калорийность меню школьной столовой за октябрь 2016 года. Для анализа взяли трехдневное меню. Расчет калорийности продуктов производили согласно онлайн-калькуляторам подсчета калорий. Результаты оказались следующими:

 

ЗАВТРАК

БЛЮДО

КОЛИЧЕСТВО, г

ЭНЕРГ. ЦЕННОСТЬ, ккал

 

 

 

Каша манная вязкая молочная

200/10

196,00

Масло сливочное

10

32,85

Чай с сахаром

200

56,00

Батон

30

77,10

 

 

 

ИТОГО:

 

361,95

БЛЮДО

КОЛИЧЕСТВО, г

ЭНЕРГ. ЦЕННОСТЬ, ккал

 

 

 

Шницель  северный

50

169,00

Картофель отварной

100

82,00

Чай с лимоном

200/7

56,00

Хлеб пшеничный

30

71,40

 

 

 

ИТОГО:

 

378,40

БЛЮДО

КОЛИЧЕСТВО, г

ЭНЕРГ. ЦЕННОСТЬ, ккал

 

 

 

Каша вязкая молочная из риса и пшена "Дружба"

200/10

 

232,00

Масло сливочное порциями

10

32,85

Кофейный напиток

200

128,4

Батон

30

77,10

 

 

 

ИТОГО:

 

470,35

 

ОБЕД

БЛЮДО

КОЛИЧЕСТВО, г

ЭНЕРГ. ЦЕННОСТЬ, ккал

 

 

 

Суп картофельный с бобовыми(горох)

250

 

135,00

Тефтели(свинина),соус сметанный

50/30

 

109,00/116,06

Каша гречневая рассыпчатая

100

163,00

Компот из смородины св/м

200

57,60

Хлеб пшеничный

60

142,80

ИТОГО:

 

723,46

БЛЮДО

КОЛИЧЕСТВО, г

ЭНЕРГ. ЦЕННОСТЬ, ккал

 

 

 

Борщ с капустой и картофелем

250/5

 

107,50

Гуляш(свинина)

40/40

148,2

Каша гречневая

100

163,00

Чай с сахаром

200

56,00

Хлеб пшеничный

60

142,80

ИТОГО:

 

617,50

БЛЮДО

КОЛИЧЕСТВО, г

ЭНЕРГ. ЦЕННОСТЬ, ккал

 

 

 

Суп картофельный с бобовыми(горох),с чесноком

250/0,5/1

 

147,4

Фрикадельки(свинина),соус молочный

60/30

 

188,75

Рис отварной

100

113,00

Компот из клубники св/м

200

96,00

Хлеб пшеничный

60

142,8

ИТОГО:

 

687,95

 

Расчет калорийности питания, предлагаемого школьным меню, представлен в таблице №2

Таблица №2

Калорийность питания школьного меню и количество энергии, необходимое подростку, проживающему на Севере

Прием пищи

Калорийность школьного меню, ккал

Потребности подростка в калориях

Недостаток в калориях,

ккал

завтрак

403,57

650 (+ - 50)

246 / 37,85 %

обед

676,31

1040 (+ - 40)

363,69 / 34,97 %

 

            Из расчетов видно, что при существующем наборе продуктов и блюд,  школьное меню содержит недостаточное количество калорий (на 35-38% меньше). И по составу и по энергетической ценности меню не соответствует требованиям растущего организма подростка. В школьном меню преобладают углеводы (крупы, макароны), практически отсутствуют овощи – источник пищевых волокон, улучшающих пищеварение, а также фрукты и витамизированные напитки.

Учитывая все эти моменты, мы разработали свой вариант меню (приложение 7), в котором попытались учесть все моменты, которые мы проанализировали выше. Для подсчета калорийность было взято меню на 3 дня.

 

ЗАВТРАК

БЛЮДО

КОЛИЧЕСТВО, г

ЭНЕРГ. ЦЕННОСТЬ, ккал

 

 

 

каша вязкая на молоке(из хлопьев овсяных)

200/10

 

284,80

Фруктовый салат (яблоки, груши)

150

 

59,25

чай с лимоном

200/7

56,00

хлеб пшеничный

60

142,80

ИТОГО:

 

542,85

БЛЮДО

КОЛИЧЕСТВО, г

ЭНЕРГ. ЦЕННОСТЬ, ккал

 

 

 

салат из моркови с 10% сметаной или моркови с яблоками

150/30

51,00/34,50

 

51,00/11,40

запеканка картофельная с мясом отварным

180

 

213,00

чай с сахаром

200

56,00

Батон с сыром

30/30

185,10

 

 

 

ИТОГО:

 

539,60/516,50

БЛЮДО

КОЛИЧЕСТВО, г

ЭНЕРГ. ЦЕННОСТЬ, ккал

 

 

 

омлет натуральный

140/100

219,08/52,00

витамизированный напиток из шиповника

200

37,06

йогурт фруктовый

115

107,5

Батон с маслом

30/10

77,10/74,80

 

 

 

ИТОГО:

 

567,54

Средняя калорийность завтрака в предложенном меню составила 541,63, что на 138,06 Ккал больше школьного меню. Таким образом, нам удалось увеличить энергетическую ценность завтрака, а также добавить овощи и фрукты, а также йогурты и витамизированные напитки.

ОБЕД

БЛЮДО

КОЛИЧЕСТВО, г

ЭНЕРГ. ЦЕННОСТЬ, ккал

рассольник с перловой крупой

 

250

 

115,00

птица отварная

100

153,00

Сложный гарнир: овощи тушеные/картофельное пюре

200/200

 

 

99,20/168,00

хлеб пшеничный

60

142,80

компот из кураги

200

170,00

ИТОГО:

 

848,00

БЛЮДО

КОЛИЧЕСТВО, г

ЭНЕРГ. ЦЕННОСТЬ, ккал

суп картофельный с крупой

250

100,00

фрикадельки мясные с молочным соусом

60/30

188,75

каша гречневая рассыпчатая

100

163,00

свекла тертая с солеными огурцами

200

 

149,94

чай с сахаром

200

56,00

хлеб пшеничный

60

142,80

ИТОГО:

 

800,49

БЛЮДО

КОЛИЧЕСТВО, г

ЭНЕРГ. ЦЕННОСТЬ, ккал

 

 

 

суп картофельный с бобовыми

200

147,8

винегрет овощной

200

184,06

рис рассыпчатый

100

113,00

котлета мясная(приготовленная в духовке)

80

 

 

217,60

компот из яблок и шиповника

200

170,00

хлеб ржаной

60

108,60

ИТОГО:                                                                                                        941,06

 

Средняя калорийность обеда в предложенном меню составила 863,19, что на 186,88 Ккал больше школьного меню. Таким образом, нам удалось увеличить энергетическую ценность обеда, а также добавить овощи в ежедневный рацион.

 

2.5. Рекомендации по улучшению рациона питания школьников ЗАТО Александровск Мурманской области

Отрицательные воздействия низких температур, световое голодание в условиях полярной ночи, резкие перепады атмосферного давления и температуры воздуха, магнитные воздействия, испытывает организм ребенка, проживающего в экстремальных климатических условиях Заполярья и Крайнего Севера. Неблагоприятные природные факторы обусловливают потребность организма в повышенной калорийности питания.

С учетом этих факторов мы разработали рекомендации по улучшению рациона питания школьников ЗАТО Александровск. Участников по реализации рекомендаций по нашей теме можно условно разделить на следующие группы:

Семья:

·         организация контроля за питанием в школе, а также соблюдение принципа рационального питания дома;

·         участие родительских комитетов классов в контроле за качеством предоставления услуг по питанию в школе;

·                    проведение мероприятий по увеличению ассортимента школьного питания (необходимо организовать в каждом классе родительские собрания, мониторинги, в столовой провести День открытых дверей).

Администрация:

Основу подходов к организации полноценного питания в школе составляет внедрение новых схем питания школьников и использование современного высококачественного оборудования, позволяющего при минимальных затратах обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня (соблюдать температурный режим подачи блюд; чаще включать в меню витаминизированные напитки; увеличить разнообразие гарниров и свежих овощей, фруктов; готовить диетические блюда для учащихся, рекомендованные детям по состоянию здоровья; сделать в ежедневном меню несколько гарниров на выбор учащихся.

  • улучшить работу школьного буфета богатым ассортиментов полезных блюд.
  • введение в рацион школьников витамизированных напитков;
  • проводить пропаганду санитарно-гигиенических знаний среди участников образовательного процесса
  • усилить контроль организации школьного питания со стороны администрации школ.
  • организация дежурства и обязанности дежурного учителя и учащихся в столовой;
  • организация питьевого режима учащихся
  • проведение выставок – дегустаций школьного питания для родительской общественности.
  • увеличить калорийность школьного меню.

Педагогический коллектив: 

  • совещания;
  • семинары;
  • организация внеурочной занятости учащихся в кружках и секциях;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • проведение классных часов на тему рационального питания.

Медицинский работник:

  • уроки здоровья;
  • индивидуальные беседы;
  • контроль за здоровьем обучающихся;
  • контроль за состоянием столовой и пищеблока.

В заключение хочется отметить, что в современных условиях необходимо формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.  Для этого школьники должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате серьезной  совместной работы педагогов, родителей и самого школьника. Искусство вести здоровый образ жизни необходимо и доступно каждому человеку для улучшения своего здоровья. 

2.6. Составление информационного сборника по рациональному питанию школьников ЗАТО Александровск Мурманской области с проектами блюд

Изучив теоретический и практический обзор проблемы рационального питания школьников, мы посчитали важным практическим шагом создать информационный сборник по рациональному питанию школьников ЗАТО Александровск Мурманской области с проектами блюд.

В сборник мы включили следующие разделы:

·         Основные принципы рационального питания школьников Северных регионов России (энергетическое равновесие, сбалансированное питание, режим питания).

·         Составление школьных рационов питания с учётом природных условий Северных регионов.

·         Главные правила питания школьников. Меню: какое оно должно быть? (проект блюд)

·         Рациональное питание школьников во время умственных нагрузок.

·         Рациональное питание школьников при физических нагрузках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хочется отметить, что цель нашего исследования достигнута – мы изучили состояние рационального питания школьников, их осведомленность о необходимости придерживаться правил режима рационального питания в повседневной жизни.

Решены поставленные задачи:

1.           изучили и проанализировали научную литературу по данной теме;

2.           привлекли внимание школьников к теме исследования;

3.             провели интервью с заместителем начальника КШП Ложкиной Т.И.;

4.           проанализировали нормативные документы по состоянию организации рационального питания школьников г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области;

5.          провели анкетирование среди обучающихся 7-8 классов МБОУ ООШ №269 г. и МБОУ СОШ №266 Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области;

6.           обработали анкетные данные и сделали соответствующие выводы;

7.           проанализировали меню школьного питания и разработали свой вариант школьного меню на неделю с учетом специфики Северных регионов;

8.     разработали рекомендации по улучшению рациона питания школьников ЗАТО Александровск Мурманской области;

9.           составили информационный сборник по рациональному питанию школьников ЗАТО Александровск Мурманской области с проектами блюд.

По ходу исследования мы предполагали, что не все школьники поддерживают рациональный режим питания. Наша гипотеза подтвердилась, это подтверждают выводы по анкетированию, выводы по интервью, анализ научной литературы по проблеме рационального питания школьников.

С результатами анкетирования и рекомендациями по улучшению рациона питания школьников ЗАТО Александровск Мурманской области в школах были ознакомлены администрация школ, администрация КШП и родители. Мы надеемся, что предложения и пожелания обучающихся будут приняты во внимание.

Организация подобной работы среди обучающихся школ способствует обучению и формированию у современных школьников навыков здорового образа жизни и улучшению качественных показателей жизни в будущем. Для того, чтобы достичь этих целей, необходимо тесное взаимодействие администрации школ, родителей, учителей, службы здравоохранения и конечно же самих детей. Искусство вести здоровый образ жизни необходимо и доступно каждому человеку для улучшения своего здоровья.

В перспективе данного исследования, мы планируем изучить влияние факторов урбанизации на здоровье школьников, составить меню с целью снижения негативных урбанистических факторов на организм детей.

хочется отметить, что в современных условиях необходимо формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.  Для этого школьники должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате серьезной совместной работы педагогов, родителей и самого школьника.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ахмадалиева Н. О., Шарипова С. А., Юлдашева Н. Г. Проблема организации рационального питания детей школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 476-478.
  2. Диченко В.А. Значение рационального питания в современном мире. М., «Академия», 2004.- 149 с.
  3. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: Руководство для врачей. - Изд. ГЭОТАР-Медиа, 2008.
  4. Безъязыкова Н. Еда с характером. / «Здоровье школьника» N 10, 2006. С 12-15.
  5. Жукова О.Н. Арифметика здоровья - считаем до пяти! // Страна здоровья – 2013. С 68-69.
  6. Кучма В.Р., ГореловаЖ.Ю., Рапопорт И.К. Организация рационального питания как

одно из важнейших направлений оздоровительной работы в образовательных

учреждениях // Вопросы детской диетологии. 2004. Т. 2. С. 33–35.

  1. Ладодо К.С., Дружинина Л.В. Продукты и блюда в детском питании. — М.: Росагропромиздат, 2011. - с. 175.
  2. Леонов А.В., Поздеева Т.В., КузьмичевЮ.Г., Матвеева Н.А. Выборочное медицинское

обследование как инструмент определения состояния здоровья детей и подростков //

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004. № 5.

С. 14–17.

  1. Лубышева Л.И., Малинин А.В. Исследование особенностей здоровья и поведения российских школьников // Физическая культура. Науч.-метод. журнал. – 2004 г. – № 6. – С. 16-21.
  2. Макеева А. Формула правильного питания // Здоровье детей – 2006. - №17 С.17-19
  3. Матье Г. С витаминами - к здоровью! – М.: ЗАО «Покупки на дом», 2011 г. – 252 с.
  4. Мищенко О. В. Диалог с родителями о питании школьников // Управление школьным образовательным учреждением. - 2011. - N 8. - С. 74-85.
  5. О школьном питании в Мурманске // http://region51.com/node/901086/ (Дата обращения: 12 мая 2016 г.)
  6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 апреля 2012 г. N 06-731 "О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников" ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70070148/#ixzz3ocijPcRs (Дата обращения: 29 апреля 2016 г.)
  7. Питание детей в дошкольных учреждениях и школах / Сост. С. Г. Таблиашвили и др., Тбилиси Б. 2000 – 54 с.
  8. Калькулятор калорий // http://dietalegko.com/kalkylyator-kaloriy/m-pr.html
  9. Калькулятор калорий // http://hudom.ru/kalkulyator-kaloriy.html

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 

Вопросы для проведения интервью с заместителем начальника КШП Ложкиной Т.И.

 

1.                         Расскажите, пожалуйста, как функционирует Комбинат школьного питания.

2.                         Какой бюджет заложен на 1 ребенка на питание в школах ЗАТО Александровск Мурманской области на 2016-2017 учебный год?

3.                         Одинаковое ли меню в школах; можно ли считать питание правильным и сбалансированным в школах?

 С какими проблемами встречается руководство КШП?

4.                         Есть ли жалобы от родителей; и т.д.?

5.                         Что Вы можете сказать о качестве питания?


ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Нормативные правовые документы по организации питания в общеобразовательных учреждениях

Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации

1. Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 № 1873-р)

Федеральные законы, приказы, письма

2. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»

3. Федеральный закон от 2 января 2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

4. Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

5. Федеральный закон от 12 июня 2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»

6. Федеральный закон от 24 июня 2008 № 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию»

7. Федеральный закон от 27 октября 2008. № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»

8. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 27 февраля 2007 № 54 «О мерах по совершенствованию санитарно-эпидемиологического надзора за организацией питания в образовательных учреждениях»

9. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 мая 2007 № 0100/4962-07-32 «О действующих нормативных и методических документах по гигиене питания»

10. Приказ Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России от 11 марта 2012 № 213н/178 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений»

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

11. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 ноября 2001. № 36)

12. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1293-03 «Гигиенические требования по применению пищевых добавок» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 апреля 2003 № 59)

13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2003. № 98)

14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 № 45).

 

 

   

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Анкета для обучающихся МБОУ ООШ №269 и МБОУ СОШ №266

Уважаемые школьники г. Снежногорска Мурманской области, благодарим Вас за проявленное внимание к данной анкете!

Ваши ответы будут использованы в научных целях.

 

1.      Как Вы считаете, что такое рациональное питание?

Ответ:_________________________________________________________________________

 

2.      Можете ли Вы назвать своё питание рациональным?

Ответ:_________________________________________________________________________

 

3. Сколько овощей и фруктов Вы съедаете в день?

Ответ:_________________________________________________________________________

 

4.      Употребляете ли Вы каждый день кисломолочные продукты?

Ответ:_________________________________________________________________________

 

5.      Часто ли Вы болеете?

Ответ:_________________________________________________________________________

 

6.      Часто ли Вы утомляетесь и в какие периоды времени?

Ответ:_________________________________________________________________________

 

7.      Нравится ли Вам меню в Вашей школе?

Ответ:_________________________________________________________________________

 

8.      Наедаетесь ли Вы в школьной столовой?

Ответ:_________________________________________________________________________

 

9.      Хотели бы Вы, чтобы питание в школе было бы более разнообразным?

Ответ:_________________________________________________________________________

 

10.  Вы заказываете обычно полные завтраки и обеды или что-то одно?

Ответ:_________________________________________________________________________

 

Спасибо!

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Диаграммы по результатам анкетирования школьников

Анкетирование проводилось в МБОУ ООШ №269 и МБОУ СОШ №266.

Выборка – сплошная.

В опросе участвовало 103 респондента.

 

Как вы считаете, что такое правильное питание?

Можете ли Вы назвать свое питание рациональным?

 


Сколько овощей и фруктов Вы съедаете в день? Меньше пяти фруктов и овощей или больше пяти?

Употребляете ли Вы каждый день кисломолочные продукты?

Часто ли Вы болеете?

 

Часто ли Вы утомляетесь?

Нравиться ли Вам меню в Вашей школе?

Наедаетесь ли Вы в школьной столовой?


 

 

Хотели бы Вы, чтобы питание в школе было более разнообразным?

 

 

Вы заказываете обычно полные завтраки и обеды или что-то одно?

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для обеспечения горячего питания учащихся общеобразовательных учреждений на 2016-2017

ЗАТО Александровск Мурманской области

 

С О Г Л А С О В А Н О                                                     У Т В Е Р Ж Д А Ю

 

Руководителю Межрегионального                                              И.о.начальника МАУО

 управления № 120                                                             «КШП ЗАТО Александровск»

 ФМБА России                                                                                                                              

            ________________ И.А. Кемский                         ___________Т.И. Ложкина

 

«___» _________________2016 г.                                     «___» ____________2016 г.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ АССОРТИМЕНТ

пищевых продуктов для обеспечения горячего питания учащихся общеобразовательных учреждений

на 2016-2017

 

1.      Мясо и мясопродукты:

— говядина I категории;

— нежирные сорта свинины;

— мясо птицы  (цыплята, курица, филе куриное);

— субпродукты говяжьи (печень).

2.      Рыба: треска,  сельдь (соленая).

3.      Яйца куриные не ниже 1 категории.

4.      Молоко и молочные продукты:

— молоко (2,5 — 3,2% жирности), пастеризованное, стерилизованное, сухое;

— сгущенное молоко (цельное и с сахаром), сгущенно-вареное молоко;

— творог  9%-й жирности;

— сыр неострых сортов;

— сметана ( 15%-й жирности) — после термической обработки;

— кисломолочные напитки промышленного выпуска: кефир, йогурты, простокваша.

5.      Пищевые жиры:

— сливочное масло (72,5, 82,5% жирности);

— растительное масло (подсолнечное);

6.      Кондитерские изделия:

— печенье,  вафли;

— джемы,  повидло -  промышленного выпуска.

7.      Овощи:

— овощи свежие: картофель, капуста белокочанная, морковь, свекла, лук (зеленый и репчатый), чеснок (с учетом индивидуальной переносимости),  огурцы, томаты,  перец сладкий,  петрушка, укроп.

8.      Фрукты:

— яблоки, груши, бананы, апельсины, мандарины;

— фрукты сухие (плоды) и быстрозамороженные для приготовления напитков.

9.      Бобовые.

10.  Соки и напитки:

- соки и нектары промышленного выпуска (осветленные и с мякотью);

-какао, чай.

11.  Консервы:

— горбуша, сайра;

— зеленый горошек;

— кукуруза сахарная;

— фасоль стручковая консервированная;

— томаты и огурцы соленые;

— томатная паста для приготовления первых и вторых блюд.

12.  Хлеб (ржаной, пшеничный или из смеси муки).

13.  Крупы: рис, овсяная, гречневая, пшено, кукурузная, ячневая и др.

14.  Макаронные изделия.

15.  Мука картофельная (крахмал).

16.  Соль поваренная йодированная.

Ограничено потребление сосисок, сарделек (говяжьих), колбас вареных для детского питания до 1 раза в неделю — после тепловой обработки. Данные продукты не являются обязательными для питания детей.

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Утвержденное меню школьного питания на 1 неделю в ЗАТО Александровск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

«КОМБИНАТ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ ЗАТО АЛЕКСАНДРОВСК»

 

 

       

 

 

МБОУ  Средняя общеобразовательная школа № 269 основная

   

 

       

 

 

МЕНЮ на 03.10.2016 г.

   

 

 

Платное меню

   

 

Выход

Наименование блюда

Отпускная цена

 

 

 

 

 

 

 

Завтрак

 

 

 

200/10

Каша манная вязкая молочная

15,57

 

 

10

Масло сливочное

3,33

 

 

200

Чай с сахаром

2,69

 

 

30

Батон

5,96

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

27,55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обед

 

 

 

250

Суп картофельный с бобовыми(горох)

6,95

 

 

50/30

Тефтели(свинина),соус сметанный

23,81

 

 

100

Каша гречневая рассыпчатая

6,28

 

 

200

Компот из смородины св/м

6,79

 

 

60

Хлеб пшеничный

7,72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

51,55

 

 

Бухгалтер

Перелехова С.Н.

Зав. производством

Денисова Е.А.

Директор школы

Мацюк И.В.

Мед. Сестра

   

 

       

 

       

 

 

МЕНЮ на 04.10.2016 г.

   

 

 

Платное меню

   

 

Выход

Наименование блюда

Отпускная цена

 

 

 

 

 

 

 

Завтрак

 

 

 

50

Шницель  северный

27,89

 

 

100

Картофель отварной

9,29

 

 

200/7

Чай с лимоном

5,20

 

 

30

Хлеб пшеничный

3,86

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

46,24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обед

 

 

 

250/5

Борщ с капустой и картофелем

11,19

 

 

40/40

Гуляш(свинина)

38,11

 

 

100

Каша гречневая

6,28

 

 

200

Чай с сахаром

2,69

 

 

60

Хлеб пшеничный

7,72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

65,99

 

 

Бухгалтер

Перелехова С.Н.

 

Зав. производством

Денисова Е.А.

 

Директор школы

Мацюк И.В.

 

Мед. Сестра

   

 

                 

 

 


   

 

 

 

       

 

 

 

   

 

       

 

 

МЕНЮ на 05.10.2016 г.

   

 

 

Платное меню

   

 

Выход

Наименование блюда

Отпускная цена

 

 

 

 

 

 

 

Завтрак

 

 

 

200/10

Каша вязкая молочная из риса и пшена "Дружба"

12,54

 

 

10

Масло сливочное порциями

3,33

 

 

200

Кофейный напиток

16,79

 

 

30

Батон

5,96

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

38,62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обед

 

 

 

250/0,5/1

Суп картофельный с бобовыми(горох),с чесноком

9,85

 

 

60/30

Фрикадельки(свинина),соус молочный

29,55

 

 

100

Рис отварной

6,96

 

 

200

Компот из клубники св/м

9,89

 

 

60

Хлеб пшеничный

7,72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

63,97

 

 

Бухгалтер

Перелехова С.Н.

 

Зав. производством

Денисова Е.А.

 

Директор школы

Мацюк И.В.

 

 

Мед. Сестра

   

 

             

 


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

«КОМБИНАТ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ ЗАТО АЛЕКСАНДРОВСК»

 
       
 

МБОУ  Средняя общеобразовательная школа № 269 основная

   
       
 

МЕНЮ на 6.10.2016 г.

   
 

Платное меню

   

Выход

Наименование блюда

Отпускная цена

 
 
 

 

Завтрак

 

 

50

Котлета особая

32,65

 

100

Рис отварной

6,96

 

200/7

Чай с лимоном

5,20

 

30

Хлеб пшеничный

3,86

 

 

 

 

 

 

Итого

48,67

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обед

 

 

250/5/0,5/1

Борщ с капустой и картофелем,с чесноком

12,36

 

40/100

Жаркое по-домашнему(свинина)

43,94

 

200

Компот из яблок свежих

7,08

 

60

Хлеб пшеничный

7,72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

71,10

 

Бухгалтер

Перелехова С.Н.

Зав. производством

Денисова Е.А.

Директор школы

Мацюк И.В.

 

Мед. Сестра

   

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

«КОМБИНАТ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ ЗАТО АЛЕКСАНДРОВСК»

 
       
 

МБОУ  Средняя общеобразовательная школа № 269 основная

   
       
 

МЕНЮ на 7.10.2016 г.

   
 

Платное меню

   

Выход

Наименование блюда

Отпускная цена

 
 
 

 

Завтрак

 

 

50/100

Рагу из птицы(кура)

35,58

 

200

Напиток из шиповника

6,67

 

30

Хлеб пшеничный

3,86

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

46,11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обед

 

 

250/0,5/1

Суп картофельный с крупой(пшено)

10,43

 

60

Сосиска отварная

35,06

 

100

Макароны отварные

4,20

 

200/7

Чай с лимоном

5,20

 

60

Хлеб пшеничный

7,72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

62,61

 

Бухгалтер

Перелехова С.Н.

Зав. производством

Денисова Е.А.

Директор школы

Мацюк И.В.

 

Мед. Сестра

   

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

«КОМБИНАТ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ ЗАТО АЛЕКСАНДРОВСК»

 

 

       
 

МБОУ  Средняя общеобразовательная школа № 269 основная

   
       
 

МЕНЮ на 8.10.2016 г.

   
 

Платное меню

   

Выход

Наименование блюда

Отпускная цена

 
 
 

 

Завтрак

 

 

100/20

Запеканка из творога,с молоком сгущенным

36,55

 

200

Кофейный напиток

16,79

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

53,34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обед

 

 

250/5

Рассольник ленинградский(перловка)

15,82

 

70/30

Голубцы ленивые(свинина),соус красный осн.

22,01

 

150

Картофельное пюре

13,39

 

200

Компот из вишни св/м

7,36

 

60

Хлеб пшеничный

7,72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

66,30

 

Бухгалтер

Перелехова С.Н.

Зав. производством

Денисова Е.А.

Директор школы

Мацюк И.В.

Мед. Сестра

   
         

 


ПРИЛОЖЕНИЕ №7

Авторский вариант меню на 1 неделю

 

                       1 день

Завтрак

каша вязкая на молоке(из хлопьев овсяных)

Фруктовый салат (яблоки, груши)

чай с лимоном

хлеб пшеничный

обед

рассольник с перловой крупой

птица отварная

Сложный гарнир: овощи тушеные/картофельное пюре

хлеб пшеничный

компот из кураги

                               2 день

Завтрак

салат из моркови со сметаной 10% или моркови с яблоками

запеканка картофельная с мясом отварным

чай с сахаром

Батон с сыром

Обед

суп картофельный с крупой

фрикадельки мясные с молочным соусом

каша гречневая рассыпчатая

свекла тертая с солеными огурцами

чай с сахаром

хлеб пшеничный

                             3 день

Завтрак

омлет натуральный

витамизированный напиток из шиповника

йогурт фруктовый

Батон с маслом

обед

суп картофельный с бобовыми

винегрет овощной

рис рассыпчатый

котлета мясная(приготовленная в духовке)

компот из яблок и шиповника

хлеб ржаной

 

                             4 день

завтрак

каша рисовая молочная

йогурт фруктовый

чай с лимином

масло сливочное

Батон

обед

борщ

нарезка из свежих помидор и огурцов

рагу овощное/рис отварной

морс клюквенный

хлеб пшеничный

хлеб ржаной

                               5 день

завтрак

 запеканка

напиток кофейный

салат из огурцов с зеленью

хлеб пшеничный с сыром

обед

борщ с капустой и картофелем

плов из отварной говядины

салат из моркови со сметаной 10%

компот из сухофруктов

хлеб пшеничный

хлеб ржаной

                            6 день

завтрак

 омлет

салат из моркови или моркови с яблоками

морс клюквенный

Батон с маслом

обед

суп молочный вермишелевый

Картофельное пюре/зеленый горошек консервированный

Биточек из свинины

чай с лимоном

хлеб пшеничный

хлеб ржаной

      



[1] Ахмадалиева Н. О., Шарипова С. А., Юлдашева Н. Г. Проблема организации рационального питания детей школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 476-478.

[2] Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 апреля 2012 г. N 06-731 "О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников" ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70070148/#ixzz3ocijPcRs (Дата обращения: 29 апреля 2016 г.)

[3] Жукова О.Н. Арифметика здоровья - считаем до пяти! // Страна здоровья – 2013. С 68-69.

[4] Макеева А. Формула правильного питания // Здоровье детей – 2006. - №17 С.17-19

 

Просмотров работы: 981