ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ

Никоноров Д.В. 1
1
Филимонова А.Н. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Каждый день в школе и дома мы слышим: «Сядь прямо, не клади ногу на ногу, не сутулься». Взрослые постоянно пытаются нас учить. На уроке биологии, при изучении темы опорно-двигательная система мы как раз и столкнулись с этим вопросом. Вот я и решил разобраться, как же вопрос с осанкой обстоит на самом деле. Если посмотреть на учеников нашего класса, то можно заметить, что абсолютно все ребята сутулятся, сами того не замечая, просто им так удобно, они привыкли.

Нарушение осанки начинается с дошкольного возраста, поскольку сегодняшние дети мало времени проводят в движении, а много у телевизора и компьютера. Но чаще всего нарушение осанки появляется в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей. В это время на формирование осанки очень влияет вес школьного ранца и поза в которой ученик сидит на уроках и дома. Эти причины также являются виновниками болей в области шеи, плеч и поясницы у детей, отрицательно влияют на их опорно- двигательный аппарат и работу внутренних органов.

Выбранная мной тема очень актуальна, так как в 21 веке очень много детей и взрослых с нарушенным опорно - двигательным аппаратом. Эта тема в той или иной степени волнует школьников и их родителей. Проведя ряд исследований, я убедился сам и хочу показать остальным, что нарушение осанки - не болезнь, но такой ребёнок, с нарушенной осанкой, находится в группе риска развития ортопедических патологий позвоночника, заболевание органов дыхания и пищеварения. Поэтому считаю, что развития многих заболеваний можно избежать, прислушавшись к советам, данным в этой работе, к советам врачей, и конечно же почаще контролировать осанку и вес рюкзака ребёнка.

Цель: Способствовать профилактике нарушений осанки у учащихся школы.

Задачи:

  1. Выяснить, какой должна быть правильная осанка и какие бывают нарушения. Определить на что влияют нарушения осанки.

  2. Провести анкетирование «Моя осанка» среди учащихся 8б класса.

  3. Выяснить состояние опорно-двигательного аппарата моих одноклассников.

  4. Выяснить какой должна быть поза ученика, когда он сидит за партой (столом).

  5. Провести профилактическую беседу среди учащихся 8б класса на тему «Профилактика нарушений осанки».

Методы исследования: анкетирование, сбор информации, работа с литературой.

Гипотеза – допустим, что неправильная поза способствует формированию неправильной осанки, которая отрицательно влияет на опорно – двигательный аппарат и работу внутренних органов учащихся.

Объект исследования – учащиеся 8б класса.

Предмет исследования – опорно – двигательный аппарат.

Предполагаемый результат:снижение процента учащихся с нарушением опорно – двигательного аппарата.

2. Глава 1. Осанка.

  1.  
    1. Характеристика правильной осанки.

Осанка- это привычная вертикальная поза, вертикальное положение тела в покое и при движении. «Привычное положение тела» - это то положение тела, которое регулируется бессознательно, на уровне безусловных рефлексов, так называемым двигательным стереотипом. Каждый человек имеет только одну, присущую только ему привычную осанку. Осанка обычно ассоциируется с выправкой, привычной позой, манерой держать себя.

Правильная осанка означает, что ты стоишь прямо и при этом расслабившись, как будто тебя поддерживает невидимая вертикальная струна, проходящая через затылок, вдоль шеи, между лопаток и бедер, а затем через колени уходящая в пол.

При правильной осанке голова и туловище расположены по одной вертикальной линии, плечи развернуты, слегка опущены и находятся на одном уровне, лопатки прижаты, физиологические линии позвоночника выражены нормально. Грудь слегка выпуклая, живот выступает незначительно или слегка втянут, ноги разогнуты в коленях и тазобедренных суставах. Грудная клетка имеет цилиндрическую или коническую форму. Мускулатура рельефна, все суставы подвижны. Ноги прямые, смыкание бедер, коленей, голеней и пяток происходит без особого напряжения мышц, с небольшим просветом ниже коленей и над внутренними лодыжками. Внутренние части стоп не касаются пола.

Осанка человека – показатель не только физического здоровья, но и психического равновесия. Вспомните, как вы обычно стоите, когда устали или находитесь в подавленном состоянии. Плечи становятся покатыми и сгорбленными. Всем своим видом вы говорит о ваших негативных эмоциях, отказываясь бороться с силой тяжести, и ваше тело оседает вниз настолько, насколько ухудшается ваше насроение. Есть и обратная связь, попробуйте поднять голову, расправить плечи, выпрямить спину, вдохнуть глубоко и улыбнуться, и сразу мир вокруг меняется, мы бодрей, веселей, внимательней и работоспособней, с нами приятней иметь дело, а значит мы успешней.

Осанка формируется в детстве и модифицируется на протяжении жизни, глядя на осанку можно многое сказать о человеке.

2.2. Нарушение осанки.

Нарушение осанки – то есть нарушеие естественного положения тела – сопровождается смещением сердца, лёгких, и других внутренних органов, в связи с чем они хуже выполяют свои функции. Менее работоспособныим становятся мышцы, ухудшается кровообращение мозга и как следствие уменьшается умственная работоспособность, внимание, ухудшается память. Снижается наша продуктивность, а значит и способность работать и зарабатывать. Несмотря на то, что некоторые патологические состояния со стороны опорно-двигательной системы не считаются отдельными заболеваниями, влияние осанки на здоровье человека однозначно велико. Это значит, что неправильная осанка становится фоном, на котором могут возникать негативные процессы в позвоночнике (остеохондроз, компрессионные переломы, стойкий сколиоз или иные деформации), нарушение анатомических взаимоотношений и функции внутренних органов (легких, сердца, пищеварительной системы), ухудшается кровоснабжение головного мозга из-за сдавления позвоночных артерий в шейном отделе позвоночника. Все это сопровождается синдромом выраженной позвоночной боли.

Существует несколько типичных видов нарушений осанки. Основные из них приведены в таблице.

Тип нарушений осанки

Виды нарушений

Характеристики неправильной осанки

Искривление позвоночника в сагиттальной плоскости

Сутулуватость

  • Усиление грудного кифоза (изгиба позвоночника кзади) незначительной степени выраженности;

  • Слабая выраженность лордоза в поясничном отделе;

  • Сведенные вперед и опущенные плечи;

  • Недостаточное прилегание лопаток к спине;

Круглая спина

  • Увеличение грудного кифоза на большом протяжении, вследствие чего он приобретает вид дуги;

  • Сглаженность поясничного лордоза;

  • Пребывание головы в наклоненном вперед положении;

  • Плечи сильно опущены и сведены;

  • Выраженное плохое прилегание лопаток;

  • Ноги постоянно присогнуты в коленных суставах;

  • Запавшая грудная клетка;

  • Ограничение подвижности плечевых суставов (возможность поднятия рук кверху).

Кругловогнутая спина

  • Усиление дуги всех физиологических изгибов;

  • Надплечья, голова и шея наклонены вперед;

  • Выступание и свисание живота;

  • Максимально разогнуты колени, что возникает рефлекторно для удержания центра тяжести тела;

  • Гипотрофия мышечных групп спины и живота;

  • Опущение внутренних органов.

Плоская спина

  • Сглаженность дуги всех физиологических позвоночных изгибов;

  • Слабая выраженность и смещение кверху поясничного лордоза;

  • Выступание вперед нижней части живота;

  • Слабая выраженность грудного кифоза;

  • Смещение грудной клетки вперед;

  • Гипотрофия мышц спины, грудной клетки, поясов верхних и нижних конечностей.

 

Плоско-вогнутая спина

  • Уменьшен кифоз грудного отдела позвоночника;

  • Незначительное увеличение поясничного лордоза;

  • Таз и ягодицы чрезмерно выступают кзади, а живот кпереди;

  • Узкая грудная клетка;

  • Гипотрофия и слабость мышц брюшного пресса.

Искривления позвоночника во фронтальной плоскости

Сколиотическая осанка

  • Смещения линии остистых отростков и позвоночной оси в стороны в виде одной большой или двух-трех небольших дуг;

  • Нарушение симметрии сегментов тела и конечностей: наклоны головы в ту или иную сторону, расположение плеч, надплечий, сосков, лопаток на разной высоте;

  • Нарушение симметрии треугольников талии: разная их форма, выраженность и высота расположения;

  • Мышечная дистония туловища в виде повышения или ослабления тонуса мышц на одной из сторон;

  • Снижение мышечной силы

3. Глава 2. Анкетирование

3.1 Анализ анкеты «Моя осанка».

С целью выявления причин нарушения осанки, мною было проведено анкетирование среди учащихся 8Б класса.

Всего в классе 22 ученика, было проанкетировано - 21. Анкета показала, что 95% учеников (20 человек)понимают, что правильная осанка и походка- это залог формирования опорно- двигательного аппарата.

95% учеников (20 человек) знают, что занятия физкультурой влияют на формирование осанки.

62% учеников (13ребят) занимаются спортом только на уроках физкультуры

52% учеников (11 человек) прекрасно понимают, что полноценное питание - залог хорошей осанки. К сожалению, не все уделяют питанию должное внимание.

Только 1% (3 человека) опрошенных следят за своей позой.

Только 1% (3 человека) опрошенных знают, что искривление позвоночника может серьёзно повлиять на положение и работу внутренних органов и стать причиной плохого самочувствия.

52% учеников (11 человек) ответили, что очень часто они себя плохо чувствуют: испытывают недомогание, головную боль, боль в пояснице и обращаются к врачу.

3.2 Статистика нарушений осанки

По данным медицинского работника школы, за 2015-2017 года, во время прохождения медицинских осмотров у 5 учащихся нашего класса были выявлены нарушения опорно-двигательного аппарата.

Диагноз

2015-2016

2016-2017

Сколиоз

5 человек

5 человек

4. Глава 3. Выявление правильной позы во время работы за партой, столом.

Чтобы свести к минимуму вред от малоподвижного образа жизни, нужно с детства учить ребенка правильно сидеть за партой и любым другим столом. При том важно, чтобы он придерживался ваших рекомендаций не только под присмотром, но и тогда, когда вас нет рядом, чтобы напомнить о необходимости принять правильное положение. Единственный вариант – с самого детства объяснять, показывать и довести до автоматизма такое положение тела за партой:1. Спина должна быть ровной, позвоночник направлен вертикально. Допускается лишь небольшой наклон вперед, и то при условии сохранения позвоночника ровным, то есть наклон в случае необходимости осуществляется всем корпусом.2. Плечи все время должны оставаться на одном уровне и образовывать горизонтальную линию, без наклонов. Это получится само собой, если будет выполнено требование первого пункта.3.Между грудью и партой обязательно оставлять промежуток. В среднем он должен быть таким, чтобы помещалась раскрытая ладонь, повернутая вверх вдоль края стола. Ложиться на стол или прижиматься к нему грудью категорически запрещено – это нарушает вертикальное положение спины и прямоту позвоночника.4. Руки должны лежать на парте, причем при сгибе в локтях образуется приблизительно прямой угол. Если ребенок привыкнет опускать одну руку вниз, под парту, плечи не будут горизонтальными. Если обе руки опускаются вниз – плечи ссутуливаются, спина округляется и «горбится».5. Ноги должны стоять на полу твердо, рядом друг с другом. Обе стопы должны полностью касаться пола, от пятки до пальцев. Нагрузка на обе ягодицы при этом одинаковая.6. Запрещается класть ногу на ногу. Ноги должны быть параллельны друг другу и сгибаться в коленях так, чтобы бедро и голень образовывали между собой прямой (или максимально близкий к нему) угол.7. Подпирать голову одной или двумя руками, опираться о стол локтями и тянуться в любую сторону, прикасаясь к краю стола подмышками, - нельзя.8. Нельзя также наваливаться спиной на спинку стула. Она предназначена для легкой поддержки и временного отдыха. Если касаться спинки – то всем позвоночником, а не только поясничным или другим отделом.

5. Глава 4. Профилактическая беседа среди учащихся 8б класса на тему «Профилактика нарушений осанки».

В целях профилактики нарушений осанки я провёл беседу со своими одноклассниками и мы вместе составили памятки по данной теме (Приложение 1).

Осанка - это положение тела, наиболее привычное для человека в состоянии покоя и при движении. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма.

Для правильной осанки характерно:

- симметричное развитие правой и левой частей тела;

- шейный и поясничный отделы позвоночника слегка прогнуты вперед, грудной — назад;

- лопатки расположены симметрично;

- плечи на одном уровне и слегка развернуты;

- живот подтянут; ноги прямые; своды стоп нормальные;

- мышцы хорошо развиты; походка красивая.

Нарушения осанки, особенно в период роста, могут вызвать стойкие деформации костного скелета, расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, головные боли, повышение утомляемости и нарушение деятельности всех органов и систем организма.

Причинами нарушений осанки может быть неправильная рабочая поза за столом, при ходьбе, стоя, лёжа, ношение тяжестей, неправильная обувь, неполноценное питание, малая подвижность.

6. Заключение.

В ходе работы я пришёл к следующим выводам:

  1. Узнал, какой должна быть правильная осанка. Узнал, какие бывают нарушения осанки. Определил, на что влияет нарушение осанки.

  2. Выяснил, что первоначально, знания моим одноклассникам об осанке были очень малы.

  3. Выяснил, что уже у 5 одноклассников имеются нарушения опорно-двигательного аппарата.

В заключении хотелось бы всем пожелать всегда быть стройными, подтянутыми и здоровыми!

7. Список литературы.

1. Кабанов А.Н. и Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста [Текст]. - М., Просвещение. 1975 г.

2. Халезин Х.Х. Правильная осанка [Текст]. - М., Медицина. 1972 г.

3. Танкова-Ямпольская Р.В. и др. Основы медицинских знаний [Текст]. - М., Просвещение. 1981 г.

4. Коновалова Н.Г., Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста. Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]. - Новокузнецк. 1998 г.

Приложение 1.

Из данных, полученных мной в процессе подготовки работы, хотелось бы предложить несколько советов для того, чтобы избежать нарушений осанки:

  1. В ежедневный рацион ребенка должны входить мясо, рыба, молоко, сыр, злаки, овощи, фрукты, мед.

  2. Максимально уменьшать вес портфеля, выкладывая из него всё лишнее.

  3. Постоянно следить за позой во всех положениях тела.

  4. Соблюдать режим дня.

  5. Заниматься спортом.

Приложение 2

Вопросы анкеты

  1. Вы согласны, что правильная осанка - основа здорового образа жизни.

  2. Занятия физкультурой влияют на осанку.

  3. Вы занимаетесь спортом только на уроках физкультуры.

  4. Полноценное питание – залог хорошей осанки.

  5. Я не ем вредную пищу.

  6. Я всегда слежу за своей позой

  7. Нарушение осанки - влияет на работу внутренних органов.

  8. Я часто себя плохо чувствую (головокружение, боль в голове, упадок сил).

Просмотров работы: 1631