ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОДНОКЛАССНИКОВ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОДНОКЛАССНИКОВ

Вагин В.С. 1
1
Шелия Э.М. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Роль человека в природе.

Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество – лишь незначительна часть биосферы, а человек является лишь одним из видов органической жизни – Homo sapiens (человек разумный). Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать её удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём. [3, стр. 204] Здоровье человека – это его достояние и ценность. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе лениться". Академик Н. М. Амосов предлагает ввести новый медицинский термин "количество здоровья" для обозначения меры резервов организма

Факторы, влияющие на здоровье.

Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия». Здоровье человека зависит от многих факторов. Отечественные и зарубежные специалисты выделили следующие основные группы факторов, обусловливающих здоровье человека, и дали оценку их воздействия относительно всех воздействий: биологические (наследственные) факторы -20%, образ жизни человека - 50-55%, экологические факторы - 20-25%, организация здравоохранения - 10%. Такие факторы, как образ жизни, качество окружающей среды, развитие и доступность здравоохранения тесно взаимосвязаны и зависят от информированности граждан и развития общества в целом. Влияние этих групп факторов в большей или меньшей степени может регулироваться самим человеком.

Каждый человек может и должен заботиться о своем здоровье. Для этого нужно уметь его оценить. Феномен здоровья - это сложное комплексное (системное) понятие. Критериев здоровья много, но далеко не все они поддаются четкой оценке или методики их определения могут быть достаточно сложными. Для оценки влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья человека используются различные группы признаков: демографические показатели (рождаемость, средняя продолжительность жизни, смертность, естественный прирост населения), уровень заболеваемости и травматизм, показатели физического состояния и работоспособности организма, соответствующие возрасту, и др. В данной работе представлены методики, используемые в оценке следующих показателей здоровья человека, группы людей или популяции: физического, функционального состояния и работоспособности организма, биоритмов (хронотипа), характеристики заболеваемости.

Способность организма к разным видам деятельности, его устойчивость к различным факторам среды определяются уровнем развития соответствующих функциональных систем. Важным условием общей характеристики здоровья является индивидуальная оценка состояния опорно-двигательной системы, гармоничности физического развития, созревания соответствующих функциональных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.). В основу заданий по определению данных показателей положены методы антропометрии, визуальных наблюдений, функциональных проб.

[1, стр. 136-138]

Оценка здоровья.

Представленные в работе критерии оценки физического и функционального состояния человека основываются на среднестатистических показателях, представленных Министерством здравоохранения Российской Федерации. Однако каждый человек индивидуален. Он обладает совокупностью относительно устойчивых, наследственно определяемых признаков (конституцией).В развитии этих признаков заметную роль играют внешние факторы. В первую очередь следует обратить внимание на здоровый образ жизни, элементы которого (питание, физические упражнения и т.д.) помогут решить ряд проблем здоровья. Выбор образа жизни в большой степени определяется воспитанием и образованием человека, начиная с самого раннего возраста, а также самовоспитанием личности. [2, стр. 34]

Проблема.

Каждый человек, начиная с подросткового возраста, оценивает своё здоровье в целом и физическое состояние в частности. Если эта оценка положительная, то он чувствует себя уверенно и комфортно среди своих сверстников. Если же оценка отрицательная, то подростку тяжело адаптироваться как в среде сверстников, так и в жизни в целом. Поэтому я и решил определить уровень здоровья своих сверстников.

Актуальность.

Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять. Здоровье не только обеспечивает жизнедеятельность, но и позволяет создать полноценную семью, плодотворно трудиться, интересно и активно отдыхать. Каждый человек может и должен заботиться о своём здоровье. Для этого нужно уметь его правильно оценить.

Цель и задача исследования.

Цель нашей работы являются:оценка показателей индивидуального, группового здоровья различными методами. Выявление индивидуальных особенностей организма для обоснования мер по повышению работоспособности.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

  • определение гармоничности физического развития по соматометрическим данным;

  • изучение осанки с помощью визуальных наблюдений;

  • определение формы стопы методом получения отпечатка;

  • изучение функционального состояния дыхательной и сердечнососудистой систем;

  • изучение физической работоспособности организма;

  • определение биоритмов (хронотипа) человека.

Объекты исследования.

Объектами исследования являются коллективы 10 и 11 классов ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка.

Методы исследования.

Антропометрия

Антропометрия — это совокупность методических приемов, с помощью которых измеряются и оцениваются морфологические особенности организма человека: вес, рост, окружность грудной клетки, головы и т. д.

Визуальное наблюдение

Визуальное наблюдение - наблюдение того или иного явления непосредственно глазом, хотя бы и вооружённым.

Функциональная проба

Функциональная проба – специальный вид испытания реакции организма человека в целом или отдельных его систем и органов на определённую функциональную нагрузку.

Изучение динамики заболеваемости

Заболеваемость отражает число всех имеющихся у населения болезней. Она может характеризировать как отдельную половозрастную, профессиональную, социальную группу, так и все население в целом.

Практическое и теоретическое значение исследования.

Полученные в ходе наших исследований данные помогут некоторым подросткам обратить внимание на состояние своего здоровья, на здоровый образ жизни. Данные исследования, возможно, помогут классным руководителям и нашими родителями решить ряд проблем здоровья с ребятами.

2. Основная часть

2.1. Определение гармоничности физического развития [1, стр 140]

по соматометрическим данным

Цель: оценить соответствие соматометрических показателей своего физического развития средним величинам, свойственным для данного пола и возраста.

Объект изучения: организм человека, его антропометрические данные.

Оборудование и материалы: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента.

Физическое развитие, особенно детей и подростков, является одним из важнейших показателей здоровья, и его уровень зависит не только от унаследованных особенностей организма, но и от целого комплекса природных и социальных факторов. Систематическое наблюдение и индивидуальная оценка роста и развития позволяют установить связь данных характеристик с режимом питания, двигательной активностью, физическим воспитанием, перенесенными заболеваниями и т.п.

Методика данной работы основывается на сравнении соматометрических показателей (размеров, окружностей и массы тела) с данными центиль-ных таблиц. В них за средние (условно нормальные) величины принимаются значения признака, свойственные половине здоровых подростков данного пола и возраста (интервал от 25 до 75 центилей). Каждый показатель физического развития представлен шестью колонками (от 3 до 97 центилей), которые характеризуют количественные границы признака у определенного процента подростков данного возраста и пола. Пространство между колонками (коридоры) отражает разнообразие величин признака, которое свойственно или 3% детей данной возрастной группы (область от 3 до 10 и от 90 до 97 центилей), или 15% детей группы (область от 10 до 25 и от 75 до 90 центилей), или 50% всех здоровых детей группы (область от 25 до 75 центилей).

Выполнение работы

Измерим рост с помощью ростомера. Обследуемый должен стоять на платформе ростомера, выпрямившись и касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Окружность грудной клетки измерим с помощью сантиметровой ленты. Лента накладывается сзади по нижним углам лопаток при отведенных в сторону руках. Обследуемый опускает руки, и лента ложится под углы лопаток. Спереди лента проходит по среднегрудинной точке. Лента должна плотно прилегать к телу, но не мешать свободному дыханию.

Определим массу тела с помощью медицинских весов.

Пользуясь центильными величинами таблиц 1-3, найдём соответствующий «коридор» для каждого из наших показателей (на пересечении возраста и величины показателя). «Коридор» центильных величин характеризует встречаемость показателя данного признака в различных половых и возрастных группах.

Обработка результатов ивыводы

Сделаем вывод о гармоничности физического развития классов, учитывая следующие данные:

• развитие гармонично, если разность номеров «коридоров» между любыми двумя из трех показателей не превышает 1;

• развитие дисгармонично, если эта разность составляет 2;

• если разность составляет 3 и более, необходимо обратить особое внимание на свое физическое развитие.

В результате проведённого исследования мы дали оценку показателей индивидуального и группового здоровья учащихся 10 и 11 классов.

Гармоничное физическое развитие выявляется у 72% учащихся (девочки – 44 %, мальчики -28 %), дисгармоничное физическое развитие выявляется у 18 % учащихся (девочки – 9 %, мальчики – 9%), низкое физическое развитие не наблюдается. Таблица 4

Учащихся с низким физическим развитием классах нет. А ребятам с дисгармоничным физическим развитием необходимо ежедневно заниматься утренней гимнастикой и посещать школьные спортивные секции.

2.2. Изучение осанки с помощью визуальных наблюдений [1, стр 143]

Цель: оценить свою осанку в положении стоя.

Объект изучения: организм человека.

Оборудование и материалы: зеркало.

Под осанкой в положении стоя понимается привычная непринужденная поза человека, который держит тело и голову прямо. Правильная осанка способствует созданию наилучших условий для дыхания, кровообращения. При этом телу для сохранения равновесия требуется минимум усилий. Позвоночный столб человека имеет изгибы: шейный и поясничный лордозы направлены вперед; грудной и крестцовый кифозы направлены выпуклостью назад. Эти изгибы формируются у ребенка постепенно под воздействием нагрузок, поддерживаются мышечной системой и способствуют пружинящим движениям.

Неправильная поза вызывает более быстрое утомление и может способствовать появлению недостатков в физическом развитии: сутулости, искривлению позвоночника (сколиозу). Нарушение осанки развивается, как правило, у детей со слаборазвитой мускулатурой.

Осанка формируется с детства. Однако даже у взрослых людей она может меняться под влиянием окружающей среды и занятий спортом. Поэтому различные нарушения ее, особенно в раннем возрасте, могут быть полностью исправлены.

Выполнение работы

Ученик должен принять привычную позу непринужденно стоящего человека, перед зеркалом. Проведём визуальные наблюдения за уровнем плеч. Отметим, симметричен ли уровень плеч обследуемого.

Сняв обувь, обследуемый встаёт к вертикальной стене (без плинтуса) в непринужденной позе таким образом, чтобы пятки касались стены. Отметим точки касания стены телом обследуемого. При нормальной осанке точки касания стены должны быть следующими: пятки, икры, ягодицы, спина, затылок. Затем ученик должен встать к стене, максимально исправив осанку

Попробуем между поясницей и стеной просунуть кулак. В норме в данной позе кулак не должен проходить. При нормальной осанке между стеной и поясницей проходит ладонь.

Обработка результатов и выводы

Из 22 учащихся 10,11 классов 72 % имеют нормальную осанку (девочки – 44 %, мальчики -28 %), 18 %– сутуловатую осанку (девочки – 9 %, мальчики – 9 %). Таблица 5

Учащимся с сутуловатой осанкой советуем использовать специальный комплекс упражнений, так как нарушения осанки ещё можно исправить (комплекс упражнений можно найти на сайте: hHYPERLINK "http://real-body.ru/kompleks-uprazhnenij-dlya-ispravleniya-osanki.html"tHYPERLINK "http://real-body.ru/kompleks-uprazhnenij-dlya-ispravleniya-osanki.html"tp://real-body.ru/kompleks-uprazhnenij-dlya-ispravleniya-osanki.html)

2.3. Определение формы стопы методом получения отпечатка[1, стр 145]

Цель: определить наличие или отсутствие плоскостопия.

Объект изучения: стопа человека.

Оборудование и материалы: лист пористой бумаги, ярко-розовый раствор перманганата калия (КМпО4).

Стопа человека несет на себе большую нагрузку веса всего тела. Ее деформация - плоскостопие — выражается в оседании свода стопы и часто сопровождается болевыми ощущениями в стопах и голени. Плоскостопие может сопровождаться также изменением костного скелета таза и позвоночника. Обнаружить плоскостопие можно уже у детей дошкольного возраста, начиная с 4-5 лет. До 5% случаев плоскостопия у детей наследственного происхождения. В основном же причинами его возникновения являются следующие: несоблюдение правил ухода за ногами, отсутствие достаточной тренировки мышц, неправильно подобранная обувь, излишний вес.

Выполнение работы

Учащиеся должны сделать отпечаток стопы. Для этого:

а) приготовить раствор КМпО4 розового цвета и смочить в нем голую стопу;

б) встать на пол обеими ногами, смоченную ногу поставить на лист бумаги для получения отпечатка и перенести на нее весь вес;

в) полученный отпечаток высушить на воздухе.

Соединим середину пятки с серединой основания большого пальца (АВ) и середину пятки со вторым межпальцевым промежутком (АС) (рис. 1).

Обработка результатов и выводы

Сделаем вывод о форме стопы, используя данные таблицы 6

У всех ребят нашего класса стопа нормальная, внутренний изгиб контура заходит за линию AC.

2.4. Изучение функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем. [1, стр. 147, 4, стр. 120-122]

Цель: определить основные показатели, характеризующие функциональное состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем и их соответствие возрастным нормам.

Объект изучения: дыхательная и сердечно-сосудистая системы человека.

Оборудование и материалы: секундомер, кушетка, стул.

В данной работе представлены функциональные пробы, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации для выявления у школьников реакции дыхательной и сердечно-сосудистой систем на определенную нагрузку.

Выполнение работы

1. Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге)

1. В положении сидя учащиеся делают максимально глубокий вдох и выдох. Затем снова вдох (80% от максимального) засекают время на секундомере и задерживают дыхание.

2.Выключаем секундомер в начале следующего (вынужденного) вдоха. Запишем время задержки дыхания - Т, (с). Таблица 7

2. Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи)

Примечание. Если проба проводится сразу за пробой Штанге, необходимо отдохнуть 5-7 минут.

В положении сидя учащиеся делают глубокий вдох и выдох. Затем снова вдох (80% от максимального) и выдох, включают секундомер и задерживают дыхание.

Записываем время задержки дыхания - Т2 (с). (Таблица 7)

Обработка результатов и выводы

Сравниваем результаты с таблицей 8.

У 61% учащихся функциональное состояния дыхательной системы соответствует половозрастным нормам, у 39% учащихся наблюдается незначительные отклонения от нормы, следовательно, жизненная ёмкость лёгких понижена.. Этим ребятам необходимо дополнительно заниматься спортом.(Таблица 7)

3. Проба с подскоками (нагрузочная проба)

Сосчитаем количество пульсовых ударов в минуту (X1). Для этого сосчитаем количество пульсовых ударов за 15 секунд и умножим на 4.

Учащиеся делают в течение 30 секунд 60 подскоков. Снова сосчитаем пульс (Х2).

Рассчитываем коэффициент тренированности К по формуле: K= ((X1 - Х2)/ X1) *100

Обработка результатов и выводы

Сравниваем полученные данные с таблицей 9

У 62% учащихся уровень тренированности сердечнососудистой системы хороший (девочки – 47 %, мальчики – 15 %), у 31% удовлетворительный (девочки – 8 %, мальчики – 23 %), у 7 % - чрезмерная детренированность, очень высокая возбудимость сердца или наличие заболеваний. Таблица 10

Мне кажется, что уровень тренированности наших ребят был бы выше, если бы все ребята нашего класса занимались в той или иной спортивной секции, а их у нас в школе много.

2.5. Изучение физической работоспособности организма [1, стр 149]

Цель: определить уровень общей работоспособности организма.

Объект исследования: организм человека.

Оборудование и материалы: метроном, ступеньки деревянные высотой 35-50 см.

Способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных лимитов времени и параметров эффективности наиболее адекватно отражает состояние центральной нервной системы и индивидуальные возможности организма. Уровень работоспособности зависит от тренированности человека, его физического, психического состояния и других факторов.

Выполнение работы

Гарвардский «степ-тест»

Подберем ступеньку, соответствующую росту бедра ноги так, что бы поставленная на ступеньку нога, быть параллельно полу. Учащиеся должны подниматься на ступеньку течение 4 минут в темпе 30 раз в минуту.

Каждый подъем (лучше под метроном) выполняется на 4 счета: «раз» - одной ногой на ступеньку, «два» - другой ногой, «три» - одной ногой на пол, «четыре» - другой ногой на пол.

Если учащиеся не смогут выдержать заданный темп, то подъем прекращается и фиксируется время от начала теста (Т) в секундах. Сидя измеряем количество пульсовых ударов за первые 30 секунд:

на второй минуте после нагрузки - Р1;

на третьей минуте после нагрузки - Р2,

Рассчитываем индекс степ-теста (ИСТ) по формуле:

ИСТ = (Т * 100)/(2*( Р1 + Р2)

Обработка результатов и выводы

Используя данные таблицы 11, сделаем вывод о физической работоспособности класса.

Физическая работоспособность организма по показателю ИСТ (Гарвардский степ-тест) у 32% - отличная (девочки – 22 %, мальчики -10 % ), у 14% - хорошая (девочки – 9 %, мальчики -5 % ), у 45 % учащихся –средняя (девочки – 32 %, мальчики -13 % ), у 8% - ниже среднего (девочки). Таблица 12

2.6. Определение биоритмов (хронотипа) человека [1, стр. 150]

Цель: определить с хронотип учащихся класса.

Объект изучения: суточная активность организма.

Биоритмический тип человека определяется для согласования с ним режима труда и отдыха.

Большинство младших школьников (83,5%) относятся к утреннему типу. С возрастом зона дневной оптимальной работоспособности расширяется, и к 17 годам формирование хронотипа заканчивается.

Биологические ритмы — это регулярное периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний или событий.

Биоритмический тип человека определяется для согласования с ним режима труда и отдыха.

Большинство младших школьников (83,5%) относятся к утреннему типу. С возрастом зона дневной оптимальной работоспособности расширяется, и к 17 годам формирование хронотипа заканчивается.

Выполнение работы

Выполнить тест «Определение биоритмов» (таблица 16)

Обработка результатов и выводы

Сделаем вывод о хронотипе учеников классов и наиболее вероятном пике физиологической активности, сравнив полученные данные с таблицей 13

У 45% учащихся наиболее вероятный пик физиологической активности приходится на дневное время. (15 – 16 часов дня), у 32 % - на 17-18 часов вечера,

у 23 % - на 8-10 часов утра.

Таблица 14

Зная свой хронотип можно определить время своей оптимальной работоспособности и позволит согласовать режим труда и отдыха с собственными биоритмами.

2.7. Характеристика общей заболеваемости учащихся класса [1, стр. 155]

Цель: определить показатель общей заболеваемости учащихся класса. Объект изучения: общая заболеваемость учащихся класса. Оборудование и материалы: классный журнал.

Одним из основных методов оценки здоровья является изучение динамики заболеваемости.

Заболеваемость отражает число всех имеющихся у населения болезней. Она может характеризовать как отдельную половозрастную, профессиональную, социальную группу, так и все население в целом.

Выполнение работы

На основании сведений классного журнала подсчитаем количество дней, пропущенных учащимися моего класса по болезни за одну четверть.

Обработка результатов ивыводы

Рассчитаем показатель заболеваемости по формуле:

К = (С1 *100)/ (С * А)

Заполняем таблицу 15

Общий уровень заболеваемости учащихся класса составляет в 1 четверти – 2,6% , во 2 четверти – 3,3 %.

Для уменьшения общей заболеваемости класса всем ребятам необходимо применять оздоровительные процедуры.

Заключение

Наша исследовательская работа была проведена в 10 и 11 классах, участниками эксперимента были 22 учащихся. Результаты исследования показали:

1. Гармоничное физическое развитие выявляется у 72% учащихся (девочки – 44 %, мальчики -28 %), дисгармоничное физическое развитие выявляется у 18 % учащихся (девочки – 9 %, мальчики – 9%), низкое физическое развитие не наблюдается.

2. Из 22 учащихся 10,11 классов 72 % имеют нормальную осанку (девочки – 44 %, мальчики -28 %), 18 %– сутуловатую осанку (девочки – 9 %, мальчики – 9 %).

3. У всех ребят 10,11 классов стопа нормальная.

4. У 62% учащихся уровень тренированности сердечнососудистой системы хороший (девочки – 47 %, мальчики – 15 %), у 31% удовлетворительный (девочки – 8 %, мальчики – 23 %), у 7 % - чрезмерная детренированность, очень высокая возбудимость сердца или наличие заболеваний.

5. Физическая работоспособность организма по показателю ИСТ (Гарвардский степ-тест) у 32% - отличная (девочки – 22 %, мальчики -10 % ), у 14% - хорошая (девочки – 9 %, мальчики -5 % ), у 45 % учащихся –средняя (девочки – 32 %, мальчики -13 % ), у 8% - ниже среднего (девочки).

6. Основные хронотипы учащихся наблюдаются у 23 % - хронотип «жаворонок» (утренний тип) (девочки – 14 %, мальчики -9 % ), у 45% - хронотип «голубь» (индифферентный) (девочки – 31 %, мальчики -14 % ), у 32 % учащихся –«сова» (вечерний тип) (девочки – 14 %, мальчики -18 %).

7. Общий уровень заболеваемости учащихся класса составляет в 1 четверти – 2,6% , во 2 четверти – 3,3 %.

Выводы

Данная исследовательская работа дала ощутимые результаты. Цель, которая была поставлена в начале этого небольшого исследования, достигнута. Спортивно-массовой внеклассовой работой охвачено все 100 % обучающихся, а 10 % обучающихся стали дополнительно посещать спортивные секции. Основной вывод, сделанный в соответствии с результатами работы, заключается в том, что каждый учащийся класса сможет оценить своё здоровье, увидеть себя в разрезе всего класса и, кроме того, увидеть свои проблемы. Это исследование поможет с помощью классного руководителя, родителей наметить пути решения проблем со здоровьем. Результаты оценки индивидуального здоровья заставят задуматься ребят об активном, здоровом образе жизни, сознательно и ответственно относиться к сохранению и укреплению здоровья, так как здоровье человека – наше достояние и ценность.

Список используемых источников и литературы.

1. Экологический практикум школьника. С.В. Алексеев. Н.В. Груздева Э.В. Гущина.

Издательство «Учебная литература» 2005г. Самара.

2. Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни современных подростков. В.Р. Кучма, Н.К. Барсукова, П.И. Храмцов. Вестник образования. Издательство «Про-пресс» 2004г. Москва.

3. Экология. Е.А. Криксунов, В.В. Пасечкин, А.П. Сидорин. Издательство «Дрофа» 1995г. Москва.

4. Проектная деятельность учащихся. Химия. Н.В. Ширшина. Издательство «Учитель». Москва.

5.Используемые сайты сети Интернет:

http://real-body.ru/

hHYPERLINK "http://real-body.ru/kompleks-uprazhnenij-dlya-ispravleniya-osanki.html"tHYPERLINK "http://real-body.ru/kompleks-uprazhnenij-dlya-ispravleniya-osanki.html"tp://real-body.ru/kompleks-uprazhnenij-dlya-ispravleniya-osanki.html)

Приложения.

Таблица 1 Центильные величины длины тела, см

Возраст,

лет

Пол

 

«Коридор» и

соответствующие ему

показатели

 
   

1

2 3

 

4

5 6

7

   

Центили

   

3

10

25

75

90

97

15

М.

Ж.

149,3

148,1

153,2

151,6

158,0

156,3

172,0

167,0

178,0

170,3

181,0

172,6

16

М.

Ж.

154,0

151,7

158,0

155,0

162,2

158,3

177,4

169,0

182,0

172,0

185,0

174,1

17

М.

Ж.

159,3

154,1

163,0

157,3

168,1

161,2

181,2

170,1

185,1

173,1

187,9

175,5

Таблица 2 Центильные величины массы тела, кг

Возраст лет

Пол

 

«Коридор» и

соответствующие ему

показатели

 
   

1

2 3

4

5 6

7

   

Центили

   

3

10

25 75

90

97

15

М.

Ж.

37,8

39,4

40,8

43,7

46,9 60,2

47,6 58,0

65,1

63,9

78,5

73,6

16

М.

Ж.

41,2

42,4

45,4

46,8

51,8 65,9

51,0 61,0

73,0

66,2

82,5

76,1

17

М.

Ж.

46,4

45,2

50,5

48,4

56,8 70,6

52,4 62,0

78,0

68,0

86,2

79,0

Таблица 3 Центильные величины окружности груди, см

Возраст, лет

Пол

 

«Коридор» и

соответствующие ему

показатели

 
   

1

2 3

4

5 6

7

   

Центили

   

3

10

25 75

90

97

15

М.

Ж.

70,0

70,0

72,6

72,9

76,3 85,7

76,2 85,5

90,1

89,3

94,2

92,6

16

М.

Ж.

73,3

73,0

76,1

75,9

80,0 89,9

78,8 87,1

93,6

90,8

97,0

93,9

17

М.

Ж.

77,0

75,4

80,1

78,0

82,9 92,2

80,7 88,0

95,5

91,1

98,4

94,6

Таблица 4 Определение гармоничности физического развития по соматометрическим данным

Ф.И.О.

Длина тела (см)

Масса тела (кг)

Окружность груди (см)

«Коридор» (соответственно)

1.

А. Ю.

160

47-200

75

4,4,6.

2.

В. В.

176

68

93

4,5,5.

3.

Г .Э.

162

53-100

73

4,5,5.

4.

М. Ю.

164

54

84

4,6,6

5.

Х. А.

176

73

87

5,5,5.

6.

П. А.

192

63

87

5,7,6.

7.

С. И.

179

77

91

4,4,3.

8.

Т. Д.

176

68

88

6,4,4.

9.

Т. А.

162

53

80

4,4,4.

10.

Б. Н.

161

52

71

4,4,4

11.

Б. Д.

177

59

78

5,4,5

12.

В. В.

179

61

87

5,5,5

13.

В. А.

177

59

85

5,5,5

14.

Е. Э.

181

63

83

5,5,5

15.

К. И.

175

54

76

4,4,5

16.

К. А.

167

54

72

4,4,5

17.

К. Д.

170

58

78

4,4,5

18.

П. А.

179

64

87

5,5,5

19.

Р. А.

175

57

84

4,5,5

20.

Т. Д.

173

61

89

4,5,5

21.

Х. Д.

174

56

79

5,5,5

22.

Ю. А.

175

56

77

5,4,5

Таблица 5Наблюдения за осанкой

Ф.И.О.

Уровень плеч

Точки касания стены

Поясничный изгиб

Выводы

1.

А. Ю.

Симметричный

5

В норме

Нормальная осанка.

2.

В. В.

Симметричный

5

В норме

Нормальная осанка.

3.

Г. Э.

Симметричный

4

Не в норме

Сутуловатая осанка

4.

М. Ю.

Симметричный

5

В норме

Нормальная осанка

5.

Х. А.

Симметричный

5

В норме

Нормальная осанка

6.

П. А.

Несимметричный

4

В норме

Сутуловатая осанка.

7.

С. И.

Симметричный

5

В норме

Нормальная осанка

8.

Т. Д.

Симметричный

5

В норме

Нормальная осанка

9.

Т. А.

Симметричный

5

В норме

Нормальная осанка

10.

Б. А

Симметричный

5

В норме

Нормальная осанка

11.

Б. Д.

Симметричный

5

В норме

Нормальная осанка

12.

В. В.

Симметричный

5

В норме

Нормальная осанка

13.

В. А.

Симметричный

5

В норме

Нормальная осанка

14.

Е. Э.

Симметричный

5

В норме

Нормальная осанка

15.

К. И.

Несимметричный

4

Не в норме

Сутоловатая осанка

16.

К. А.

Несимметричный

4

В норме

Сутуловатая осанка

17.

К. Д.

Симметричный

5

В норме

Нормальная осанка

18.

П. А.

Симметричный

5

В норме

Нормальная осанка

19.

Р. А.

Симметричный

5

В норме

Нормальная осанка

20.

Т. Д.

Симметричный

5

В норме

Нормальная осанка

21.

Х. Д.

Симметричный

5

В норме

Нормальная осанка

22.

Ю. А.

Симметричный

5

В норме

Нормальная осанка

Таблица 6Проба с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Ф.И.О.

Время задержки дыхания на вдохе Т1 (с)

Время задержки дыхания на выдохе Т2 (с)

Результат

1.

Б. А.

62

41

Соответствует норме

2.

Б. Д.

73

39

Соответствует норме

3.

В. В.

59

43

Соответствует норме

4.

В. А.

58

44

Соответствует норме

5.

Е. Э.

74

47

Соответствует норме

6.

К. И.

44

28

Не соответствует норме

7.

К. А.

40

28

Не соответствует норме

8.

К. Д.

59

44

Соответствует норме

9.

П. А.

56

42

Соответствует норме

10.

Р. А.

74

33

Соответствует норме

11.

Т. Д.

61

43

Соответствует норме

12.

Х. Д.

55

30

Не соответствует норме

13.

Ю. А.

63

35

Не соответствует норме

14.

А. Ю

62

35

Не соответствует норме

15.

В. В.

72

28

Соответствует норме

16.

Г. Э

68

26

Соответствует норме

17.

М. Ю.

64

27

Соответствует норме

18.

Х. А

60

28

Не соответствует норме

19.

П. А.

68

22

Не соответствует норме

20.

С. И.

73

30

Соответствует норме

21.

Т. Д.

71

27

Соответствует норме

22.

Т. А.

64

28

Соответствует норме

Таблица 7 Ориентировочные показатели пробы Штанге и Генчи

Возраст

Мальчики

Девочки

т,

Т2

т,

Т2

14

64

25

54

24

15

68

27

60

26

16-17

71

29

64

28

Таблица 8 Коэффициент тренированности

Коэффициент тренированности К, %

Уровень тренированности

25 и менее

Отличная

26-50

Хорошая

51-75

Удовлетворительная

76 и более

Плохая

100 и более

Чрезмерная детренированность, очень высокая возбудимость сердца или наличие заболеваний

Таблица 9 Проба с подскоками (нагрузочная проба)

Ф.И.О.

Количество пульсовых ударов до прыжков

Количество пульсовых ударов после прыжков

Коэффициэнт тренированности К,%

Уровень тренированности.

1.

Б. А.

92

120

30

Хорошая

2.

Б. Д.

80

120

50

Хорошая

3.

В. В.

84

136

60

Удовлетворительная

4.

В. А.

88

152

70

Удовлетворительная

5.

Е. Э.

84

120

40

Хорошая

6.

К. И.

84

120

40

Хорошая

7.

К. А.

86

121

40

Хорошая

8.

К. Д.

88

120

30

Хорошая

9.

П. А.

87

119

40

Хорошая

10.

Р. А.

88

172

100

Чрезмерная детренированность, очень высокая возбудимость сердца.

11.

Т. Д.

80

124

60

Удовлетворительная

12.

Х. Д.

88

144

60

Удовлетворительная

13.

Ю. А.

80

120

50

Хорошая

Таблица 10 Физическая работоспособность по показателю ИСТ

ИСТ

Физическая работоспособность

Не менее 90

Отличная

80-89

Хорошая

65-79

Средняя

56-64

Ниже среднего

Менее 55

Плохая

Таблица 11Физическая работоспособность класса

Ф.И.О.

Количество пульсовых ударов после нагрузки Р1

Количество пульсовых ударов после нагрузки Р2

ИСТ

(индекс степ-теста)

Физическая работоспособность

1.

А. Ю.

54

74

70

Средняя

2.

В. В.

46

46

98

Отличная

3.

Г. Э.

56

73

70

Средняя

4.

М. Ю.

64

82

62

Ниже среднего

5.

П. А.

55

65

75

Средняя

6.

С. И.

49

69

76

Средняя

7.

Т. Д.

49

50

91

Отличная

8.

Т. А.

48

56

87

Хорошая

9.

Х. А.

50

67

77

Средняя

10.

Б. А.

47

48

96

Отличная

11.

Б. Д.

52

70

68

Средняя

12.

В. В.

48

50

90

Отличная

13.

В. А.

54

70

74

Средняя

14.

Е. Э.

46

46

98

Отличная

15.

К. И.

65

85

60

Ниже среднего

16.

К. А.

55

66

76

Средняя

17.

К. Д.

54

67

72

Средняя

18.

П.А.

49

50

91

Отличная

19.

Р. А.

48

58

85

Хорошая

20.

Т. Д.

50

56

83

Хорошая

21.

Х.Д.

53

67

71

Средняя

22.

Ю. А.

47

48

96

Отличная

Таблица 13 Хронотип

Хронобиологический тип

Сумма баллов

Ярко выраженный утренний («жаворонок»)

Более 69

Слабо выраженный утренний

59-69

Индифферентный («голубь»)

42-58

Слабо выраженный вечерний

31-41

Сильно выраженный вечерний («сова»)

Менее 31

Таблица 14 Хронобиологический тип

Ф.И.О.

Сумма баллов

Хронобиологический тип

1.

Б. А.

43

Индифферентный («голубь»)

2.

Б. Д.

50

Индифферентный («голубь»)

3.

В.В.

47

Индифферентный («голубь»)

4.

В. А.

46

Индифферентный («голубь»)

5.

Е. Э.

45

Индифферентный («голубь»)

6.

К. И.

37

Слабо выраженный вечерний

7.

К. А.

39

Слабо выраженный вечерний

8.

К. Д.

42

Индифферентный («голубь»)

9.

П. А.

41

Слабо выраженный вечерний

10.

Р. А.

37

Слабо выраженный вечерний

11.

Т. Д.

46

Индифферентный («голубь»)

12.

Х. Д.

71

Ярко выраженный утренний ("жаворонок")

13.

Ю. А.

72

Ярко выраженный утренний («жаворонок»)

14.

А. Ю.

71

Ярко выраженный утренний («жаворонок»)

15.

В. В.

36

Слабо выраженный вечерний

16.

Г. Э.

52

Индифферентный («голубь»)

17.

М. Ю.

50

Индифферентный («голубь»)

18.

П. А.

36

Слабо выраженный вечерний

19.

С. И.

74

Ярко выраженный утренний («жаворонок»)

20.

Т. Д.

71

Ярко выраженный утренний («жаворонок»)

21.

Т. А.

34

Слабо выраженный вечерний

22.

Х. А.

46

Индифферентный («голубь»)

Таблица 15

Класс

Количество учащихся

Число учебных дней в четверти С

Число дней, пропущенных по болезни в течении четверти (С1)

Показатель заболеваемости К1%

11 и 10 класс

22

1 четверть -44 дня

26

2,6 %

2 четверть – 38 дня

28

3,3%

Таблица 16 Тест «Определение биоритмов»

(после каждого ответа в скобках указано количество баллов)

/. Когда вы любите вставать в свободный день?С 5.00 до 6.30 (5). С 6.30 до 8.00 (4). С 8.00 до 9.30 (3). С 9.30 до 11.00 (2). С 11.00 до 12.00 (1).

2. Когда вы предпочитаете ложиться спать, если нет планов на завтра? С 20.00 до 21.00 (5). С 21.00 до 22.30 (4). С 22.30 до О (3). С 0 до 1.30 (2). С 1.30 до 3.00 (1).

3. Всегда ли вы можете рано встать без будильника?Всегда (4). Иногда (3). Редко (2). Никогда (1).

4. Легко ли вы встаете утром?Очень тяжело (1).Достаточно тяжело (2).Сравнительно легко (3).Очень легко (4).

5. Насколько вы бодры в первые полчаса после вставания?Большая вялость (1).Небольшая вялость (2).Относительно деятелен (3).Очень деятелен (4).

6. Какой у вас аппетит после вставания?

Нет аппетита (1). Слабый аппетит (2).

Сравнительно хороший (3). Очень хороший (4).

7. Как вы себя чувствуете в первые полчаса после вставания?

Очень усталый (1). Немного усталый (2).

Относительно бодр (3). Очень бодр (4).

8. Если на завтра нет никаких дел, когда вы ложитесь спать по сравнению с обычным временем?

Почти всегда как обычно (4). Позже на 1 час (3).

Позже на 2 часа (2). Позже более чем на 2 часа (1).

9. Занятия физкультурой по утрам между 7 и 8 часами для вас благоприятное время?

Да (4). Относительно приемлемо (3).

Довольно тяжело (1).

10. Когда вы настолько сильно устаете, что должны лечь спать?

До 21.00 (5). До 22.00 (4). До 0.30 (3). До 2.00 (2). После 2.00 (1).

11. Когда у вас период высшей работоспособности?

С 8.00 до 10.00 (6). С 11.00 до 13.00 (4). С 15.00 до 17.00 (2). С 19.00 до 21.00 (0).

12. Если вы ложитесь спать в 23.00, вы очень усталый?

Очень (5). Относительно (3).Слегка (2).Совсем нет (0).

13. Если вы заснули позже обычного, а на завтра нет дел, когда вы встаете?Как обычно (4).Как обычно, но подремлю (3).Как обычно, но снова засыпаю (2).Позже обычного (1). "

14. Если вам пришлось бодрствовать ночью, например. Отработать ночную смену, как вы поступаете?

Сплю сразу после смены (1).

Перед сменой дремлю, а после сплю (2).

Перед сменой сплю, а после дремлю (3). Полностью высыпаюсь перед сменой (4).

15. Какое время вы выбираете для тяжелой физической работы?

С 8.00 до 10.00 (4). С 11.00 до 13.00 (3). С 15.00 до 17.00 (2). С 19.00 до 21.00 (1).

16. Вас устраивает время занятий спортом от 22.00 до 23.00?

Да, Да,полностью (1).

В общем, да, буду в неплохой форме (2).

Не слишком (4).

17. Какой рабочий график вам предпочтительней?

С 24.00 до 4.00 (1). С 4.00 до 8.00 (5).

С 8.00 до 14.00 (3).

С 14.00 до 18.00 (2).

С 18.00 до 24.00 (1).

18. В какое время вы почувствуете себя на высоте?

С 24.00 до 5.00 и с 20.00 до 23.00 (1). С 4.00 до 8.00 (5).

С 7.00 до 10.00 (4). С 10.00 до 16.00 (3). С 15.00 до 21.00 (2).

19. Говорят - «утренний» или «вечерний» человек. К какому типу вы себя относите?

Четко к «утреннему» (6).Пожалуй, к «утреннему» (4).Индифферентный тип (3). Скорее к «вечернему» (2).Четко к «вечернему» (0).

30

Просмотров работы: 232