ИЗУЧЕНИЕ ДЕЛЬФИНОВ В УСЛОВИЯХ ЯРОСЛАВСКОГО ДЕЛЬФИНАРИЯ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИЗУЧЕНИЕ ДЕЛЬФИНОВ В УСЛОВИЯХ ЯРОСЛАВСКОГО ДЕЛЬФИНАРИЯ

Мешалкин Д.Р. 1
1
Косолапкова Н.Л. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Кто такие вы, дельфины – люди моря,

Уважают вас любые корабли.

И, наверное, в дельфиньем разговоре

Люди выглядят дельфинами земли.

Е. Евтушенко.

Дельфины – любимцы многих людей. Трудно найти человека, который не восхищался бы этими животными, хоть раз увидев их в жизни. На сегодняшний день они являются одними из самых загадочных животных в нашем мире. Множество фактов о жизни и поведении дельфинов до сих пор остаются загадкой для ученых. Но одно остается неоспоримым – все ученые заявляют, что дельфины являются самыми умными и сообразительными среди животных, за эту их способность их даже называют «людьми моря».

Актуальность темы: Оценив способность дельфинов к обучению, люди стали отлавливать и поселять их в дельфинарии или океанариумы. Там дельфинов и других морских обитателей дрессируют, и они выступают, развлекая зрителей. Для многих людей дельфинарии остаются единственной возможностью познакомиться с дельфинами поближе. Но пребывание в неволе плохо сказывается на состоянии этих удивительных животных: это часто приводит к отклонениям в их поведении, заболеваниям и преждевременной смерти [1, с.36].

Так кто же такие дельфины? Как они влияют на человека? В каких условиях они могут жить, и должны ли существовать дельфинарии?

Мне стало интересно, и я попросил родителей помочь мне найти ответы на эти вопросы. После изучения литературы, интернет – источников, видеоматериалов и фильмов, я обнаружил, что существует немало интересных фактов о дельфинах и их удивительных способностях. Поэтому я решил провести свои собственные исследования и познакомиться с дельфинами.

Цель исследования: изучение дельфинов и их влияния на человека в условиях Ярославского дельфинария.

Задачи:

- узнать о разнообразии видов дельфинов и рассмотреть особенности их строения;

- проанализировать особенности поведения дельфинов в природе и в условиях дельфинария;

- выяснить, какое влияние оказывают дельфины на человека;

- сделать выводы о возможности существования дельфинов в условиях дельфинария.

Объект исследования: жизнедеятельность дельфинов в условиях Ярославского дельфинария.

Предмет исследования: дельфины-афалины и киты-белухи, находящиеся в Ярославском дельфинарии.

Гипотеза: я предполагаю, что каждый дельфин отличается характером и особенностями поведения, поэтому не все из них могут жить в дельфинарии.

Методы исследования:

- изучение литературных источников;

- интервью с тренером-дрессировщиком дельфинов;

- наблюдение за поведением дельфинов;

- знакомство с дельфинами опытным путём (личный контакт);

- анализ, сравнение и обобщение результатов.

Оборудование: гидрокостюм и спасательный жилет, блокнот, ручка, фотоаппарат, компьютер.

Практическая значимость исследования: эту работу можно использовать на уроках по курсу «Окружающий мир», «Экология», а также на классных часах.

1. Теоретическая часть исследования

Дельфи́ны (др.-греч. «делфис») – водные млекопитающие отряда китообразных, принадлежащие к группе зубатых китов [2].

По своей природе дельфины – хищники, питаются они в основном моллюсками, рыбой и ракообразными, но пищу не пережевывают – заглатывают целиком, и она переваривается у них в желудке. При этом дельфины обитают не только в соленых водах морей и океанов, но и в пресноводных реках.

1.1 Виды дельфинов

В группе зубатых китов более 50 разнообразных видов. Эти животные отличаются не только внешним видом, размерами, средой обитания, но и особенностями характера.

Наиболее известны следующие виды Дельфинообразных (приложение 1, таблица 1) [5, с.20-21; 7, с.174-175]:

1. Дельфины-афалины;

2. Обыкновенные дельфины или дельфины-белобочки;

3. Продельфины;

4. Пёстрые дельфины;

5. Гринды (чёрные шароголовые дельфины);

6. Серые дельфины;

7. Морские свиньи;

8. Косатки;

9. Амазонские дельфины (речные дельфины);

10. Киты-белухи (полярные дельфины).

Из всех видов афалины – наиболее распространенный и самый изученный вид дельфинов. Этот вид даже в дикой природе больше всего расположен к человеку. Известно множество случаев спасения ими тонущих людей, а также спасения людей от акул [2].

Отдельно следует выделить китов-белух – ближайших родственников дельфинов, которых еще называют полярными дельфинами. Они, также как афалины, дружелюбно относятся к людям, удовлетворительно переносят неволю, хорошо дрессируются. За разнообразие издаваемых ими звуков американцы прозвали белуху «морской канарейкой» [5, с.21].

Таким образом, существует множество видов дельфинов. Но очень немногие из них активно контактируют с человеком, поддаются дрессировке и способны жить в неволе. В основном в дельфинариях живут дельфины-афалины и киты-белухи.

1.2. Особенности строения дельфинов

Внешне дельфины-афалины и киты-белухи очень похожи на рыб, но на самом деле по строению они гораздо более схожи с человеком.

1. Внешний вид: у них гладкое, обтекаемое тело и уплощенный горизонтальный хвост, двигающийся вверх-вниз. Зубы многочисленные, конической формы.

У афалин есть спинной плавник, морда вытянута в «клюв» (рострум). На лбу расположена жировая подушка. Окраска сероватая. Длина может достигать 2,5-3,0 м, вес 150-300 кг. У белух спинного плавника нет, голова относительно размеров тела небольшая. На ней имеется характерный лобный выступ, как и у всех дельфинов, но «клюва» нет. При этом белухи способны вращать головой, поворачивая её вверх, вниз и вбок. Окраска белух при рождении синяя, затем серая и во взрослом возрасте – белая. Длина может достигать 5,0-6,0 м, вес 1,5-2 т [2].

2. Дыхание – дельфины дышат воздухом. У них нет жабр и носа, но есть легкие и дыхало на верхней части туловища. Поэтому дельфины периодически всплывают на поверхность, за воздухом.

3. Кровообращение – дельфины теплокровные животные, у них четырехкамерное сердце. Для того, чтобы взрослому дельфину поддерживать температуру своего тела, ему нужно съедать в сутки 10-30 кг рыбы [7, с.175].

4. Кожа – очень гладкая, нежная и чувствительная. Она способна гасить завихрения воды у поверхности тела и увеличивает скорость движения.

5. Зрение – дельфины хорошо видят и под водой, и на воздухе (двухзонное зрение): если нужно что-то рассмотреть под водой, они обычно поворачиваются к объекту боком (одним глазом), а чтобы увидеть предмет в воздухе, дельфин располагается к нему носом (смотрит двумя глазами) [8].

6. Слух – очень тонкий, но слышат они не ушами, а антенной в нижней части челюсти. При этом дельфины обладают эхолокацией: испускают ультразвуковые волны, а потом улавливают их отражение от окружающих предметов. Это их способ ориентироваться в пространстве и искать корм.

7. Мимика – афалины не умеют улыбаться. Они открывают рот не для улыбки, а чтобы лучше слышать. У китов-белух, наоборот, мышцы морды хорошо развиты. Они могут менять выражение, отображая то радость, то печаль, то полное равнодушие или презрение [5, с.21].

8. Мозговая деятельность – мозг взрослого дельфина весит около 1700 г, извилин в коре головного мозга в два раза больше, чем у человека. Кроме того, дельфиний мозг никогда по-настоящему не спит: спят поочередно то левое, то правое полушария, т.к. дельфину необходимо, время от времени, всплывать на поверхность для дыхания. Ученые считают дельфинов самыми умными животными, после человека.

9. Размножение – у самки рождается один детеныш раз в 1-3 года. Детеныш примерно до двух лет находится рядом с матерью и питается ее молоком. Продолжительность жизни дельфинов в среднем составляет 20-25 лет, но известны случаи, когда некоторые особи доживали до 30-40 лет [4, с.65].

Таким образом, дельфины и киты-белухи – теплокровные, живородящие, вскармливают своих детенышей молоком, имеют легкие и дышат воздухом, а значит относятся к млекопитающим животным, которые прекрасно приспособлены для жизни в океане.

1.3. Особенности поведения дельфинов в природных условиях

Дельфины-афалины – подвижные игривые непоседы, большие любители движения и прыжков. Они распространены в умеренных и тёплых водах Мирового океана. Полярные киты-белухи совсем другие – мощные, медлительные, спокойные. Они исконные обитатели северных и дальневосточных морей Северного Ледовитого океана. Но и те, и другие живут стаями, объединяясь вокруг самок и их потомства в небольшие семейные группы по 10-12 особей. Взрослые самцы при этом охраняют стаю и исследуют новые территории, самки занимаются воспитанием потомства. Но большую часть дня дельфины тратят на поиски пищи. Для охоты они используют эхолокацию, а заметив добычу, они, объясняясь с помощью свистов, вместе окружают косяк, не давая ему уплыть [8].

Общаются дельфины друг с другом с помощью языка жестов (различные позы, прыжки, повороты, знаки, подаваемые хвостом, плавниками) и языка звуков: свист, лай (при преследовании добычи), мяуканье (при кормежке), хлопки (для устрашения), чмоканье (около 20 различных звуков). Считается, что каждый дельфин имеет свой уникальный свист («подпись»). Установлено также, что у каждого дельфина есть своё имя, на которое он откликается, когда к нему обращаются сородичи [6].

Передвигаются дельфины в море стремительно и легко. Они способны стремительно набирать скорость и резко тормозить в воде.

Кроме того, для дельфинов характерно эмоциональное сочувствие, готовность помочь новорожденным детенышам и больным особям, выталкивая их на поверхность воды, защищая их от акул, забывая о собственной безопасности. При этом они очень любят играть. По наблюдениям ученых, существует более 300 игр, в которые играют дельфины в природе (прыжки, игры с водорослями, догонялки, выпускание «серебряных» колец и другие) [5, с.21].

1.4. Взаимоотношение дельфинов с людьми. Дельфинотерапия

Дельфинов отличает поразительная, для диких животных, контактность по отношению к человеку. Известны многократные случаи спасения дельфинами утопающих или защиты людей от акул. В этом нет ничего удивительного: дельфины воспринимают попавших в беду людей как детенышей. Но следует помнить о том, что взрослого активного человека дельфины-самцы могут принять за конкурента и броситься давать отпор.

Бывают случаи, когда животные не только идут на контакт с людьми, но и сами стремятся к общению и часто его инициируют. Например, некоторые виды дельфинов помогают рыбакам ловить рыбу, загоняя ее в сети. Избежавшая сетей рыба достается дельфинам.

В то же время, молодые особи афалин и белух хорошо уживаются в неволе, где проявляют способности к дрессировке, после чего их можно выпускать в море и они будут непременно возвращаться. При этом дельфинов можно научить вести разведывательные работы по изучению морского дна, поднимать со дна какие-либо предметы, доставлять оборудование аквалангистам, искать подводные мины, радиолокационные устройства [6].

Оценив способность дельфинов к обучению, люди стали отлавливать и поселять их в океанариуме или дельфинарии. Благодаря своей природной артистичности, афалины и белухи – звезды зрелищных дельфинариев.

Широко известна способность дельфина благотворно влиять на психологическое состояние человека. На этом основан метод дельфинотерапии: плавание и игры с дельфинами, общение с ними, упражнения в воде стимулируют высокую концентрацию сил и внимания, пробуждают активный интерес к жизни у больных детей, меняют их отношение к своим возможностям, способствуют улучшению качества жизни пациентов [8].

Таким образом, дикие дельфины готовы помогать попавшим в беду людям; они отлично поддаются дрессировке, после чего охотно идут на контакт с человеком.

1.5. Отлов и истребление дельфинов

Дельфины имеют врагов – их истребляют акулы, но основным врагом, к сожалению, является человек, убивая их и прямо, для продовольствия, и косвенно, посредством загрязнения окружающей среды.

Сейчас охота на дельфинов фактически прекращена. Но дельфины продолжают погибать от рук браконьеров, они попадают в рыболовные сети и погибают там из-за отсутствия воздуха.

Из-за браконьерской деятельности человека происходит обеднение кормовой базы, шумовое загрязнение морей из-за судоходства, загрязнение морей нефтепродуктами, что приводит к понижению численности дельфинов. Многие виды дельфинов, сейчас занесены в Красную книгу [2].

Кроме того, дельфинов отлавливают и помещают в небольшие аквариумы, которые различаются по размерам и обслуживанию. Очень часто условия содержания дельфинов в неволе совершенно не соответствуют нормам: вместо морской воды используется хлорированная, животных перевозят из города в город, держат их в небольших бассейнах, а ради трюков животных могут морить голодом. Смертность дельфинов в таких условиях очень высока [3].

Но есть и другие аквариумы, в которых спасают попавших в беду животных, реабилитируют и выпускают на волю, а в дельфинариях остаются только те особи, которые в живой природе жить уже не смогут.

Таким образом, основным врагом дельфинов в природе является человек. А возможность существования дельфинов в неволе напрямую зависит от условий их содержания.

2. Практическая часть исследования

Для изучения дельфинов и их влияния на человека в условиях Ярославского дельфинария использовались следующие методы:

- интервью с тренером дельфинов Николаевой Мариной;

- наблюдение за поведением дельфинов;

- знакомство с дельфинами опытным путём (личный контакт).

Исследование №1. Изучение условий содержания дельфинов

в Ярославском дельфинарии

Ход работы:

1. Собрать информацию о дельфинарии, о содержащихся в нем животных, а также о размере бассейнов и качестве воды.

2. Сделать вывод о соответствии условий содержания дельфинов в Ярославском дельфинарии «Европейским правилам и нормам содержания дельфинов в искусственно созданной среде».

Результаты:

Ярославский дельфинарий был открыт в 2009 году. С 2010 года в дельфинарии проходят шоу-программы. В 2011 году на базе дельфинария открылся центр Дельфинотерапии. Так же в дельфинарии предлагается услуга «Плавание с дельфинами». Дельфинарий не гастролирует. Представления продолжительностью 40 минут проходят 1 раз в день 3-4 раза в неделю. В настоящее время в дельфинарии проживают 2 кита-белухи, 5 афалин, 5 морских котиков и 2 моржа (приложение 2, таблица 1). Все животные попали в дельфинарий из «бедовых» условий, многие из них попали к людям в очень молодом возрасте, и поэтому не могут быть выпущены в естественную среду обитания.

Сведения о дельфинарии, о количестве и размере бассейнов, о качестве воды представлены в приложении 2 (таблица 2, рис. 3-10).

Сравнив собранную информацию с «Европейскими правилами и нормами…» можно сделать вывод о полном соответствии условий содержания дельфинов в Ярославском дельфинарии международным стандартам.

Исследование №2. Наблюдение за поведением дельфинов

во время представления

Ход работы:

В ходе исследования оценивались следующие параметры:

- поведение дельфинов во время представления;

- взаимоотношение «тренер-дельфин»;

- сложность выполняемых трюков;

- качество исполнения номеров.

Результаты:

В представлении были задействованы кит-белуха Миша (спокойный, внимательный) и дельфин-афалина Арчи (очень игривый и подвижный).

Во время представления животные выполняли следующие трюки: катание тренера на голове или на спине, синхронные акробатические прыжки с тренером, игры с мячом и обручем, выпрыгивания из воды, танец (вальс с тренером), звукоподражание («разговор» и «пение»), рисование, помахивание хвостом и плавниками (приложение 3, рис. 1-6).

Лишь в одном из номеров наблюдалось некачественное исполнение трюка: афалина Арчи заигрался с мячом и не захотел возвращать его тренеру.

В остальном все трюки выполнялись энергично, старательно и четко по свистку или знаку от тренера. Пища (кусочки рыбки) в качестве поощрения использовалась не всегда, наряду с ней использовался свист и поглаживание. То есть дрессировка основывается на методе положительной мотивации, а не методе голода и агрессивного воздействия.

Таким образом, в Ярославском дельфинарии наблюдается доброжелательное отношение тренеров к дельфинам, а также выполнение сложных трюков, основанных на позитивном подкреплении. Тренер для дельфинов – друг и партнер по выступлению.

Исследование №3. Наблюдение за поведением дельфинов

в свободное от представлений время

Ход работы:

Наблюдение проводилось в течение 2х дней (фактическое время наблюдения 10 часов) за двумя афалинами (Арчи и Солнышко) и двумя белухами (Мишей и Жориком) во время отдыха, тренировок и сеансов плавания с дельфинами. Информация о поведении других афалин (Ричарда, Македонца и Маруси) была предоставлена тренером Николаевой Мариной во время интервью.

Результаты:

Во время наблюдения были выявлены следующие модели поведения животных: игровое поведение, дельфинирование (выпрыгивание из воды во время движения), попрошайничество, зависание и старательное поведение.

По результатам исследования в группе совместно с тренером мы сделали вывод, что утром животным наиболее характерно зависание и дельфинирование, днем – игровое поведение, попрошайничество и старательное поведение, а вечером – зависание и игровое поведение. Также было замечено, что с повышением активности к вечеру снижается степень выполняемости трюков и увеличивается количество некачественного выполнения номеров.

Кроме того, каждое животное имеет свой характер, что отражается на модели его поведения. Не каждому дельфину можно доверить лечебные процедуры, плавание и игры с детьми. Так, Ричард, Македонец и Маруся более предпочтительны для работы в дельфинотерапии в силу своего спокойного и покладистого нрава. При этом дельфинотерапию лучше проводить в утренние часы, когда животные наиболее внимательны и исполнительны. А Арчи и Солнышко очень сообразительны и активны и лучше подходят для разработки новых трюков, но могут напугать детей с синдромом Дауна. Белухи Миша и Жорик также никогда не используются для дельфинотерапии, но охотно участвуют в представлении и плавают с людьми. При этом тренировки лучше проводить в утреннее время, представления – в дневное, а вечером – сеансы плавания с дельфинами.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждое животное отличается характером и особенностями поведения в разное время суток. И эти данные должны учитываться при разработке программ дельфинотерапии и сценариев представления.

Исследование №4. Знакомство с дельфинами опытным путём

Ход работы:

1. Пройти инструктаж, узнать правила поведения при контакте с дельфином.

2. Познакомиться с афалиной Солнышко, наладить эмоциональный контакт.

3. Попытаться подружиться с дельфином, погладить его и поплавать с ним.

Результаты:

Во время знакомства с дельфином я узнал следующее:

1. Дельфины действительно очень дружелюбные, но нужно помнить, что не только человек знакомится с дельфином, но и дельфин – с человеком. Поэтому прежде чем входить в воду, нужно дать возможность дельфину рассмотреть человека, вызвать его доверие.

2. Личный контакт начинается с осторожного поглаживания, кормления, затем игры и только потом – плавания. При этом нельзя делать резких движений и кричать.

3. У дельфинов чувствительная кожа, плавая с дельфином нужно соблюдать осторожность, чтобы не причинить ему вред: нельзя закрывать дыхательное отверстие на голове, нельзя трогать его глаза.

4. Во время знакомства с дельфином мне удалось погладить его, почесать ему живот, просто поплавать с ним, поиграть в мяч и даже покататься, держась за его плавник (приложение 4, рис.1-4). Плавая с дельфином, я получил заряд положительных эмоций и хорошего настроения. Прикосновения дельфина очень приятны, создается впечатление, что он ощущает состояние человека и может понимать его.

Таким образом, каждый дельфин имеет свой характер и нрав, поэтому нужно сначала наладить эмоциональный контакт с животным и лишь затем, пытаться подружиться с ним. Но плавание и общение с дельфинами действительно положительно воздействуют на людей.

3. Заключение и выводы

В результате проведенных исследований я выяснил следующее:

1. Дельфины и киты-белухи – теплокровные живородящие млекопитающие, которые дышат воздухом и прекрасно приспособлены для жизни в океане. Существует более 50 видов дельфинов, отличающихся не только внешним видом, размерами, средой обитания, но и особенностями характера.

2. В природе дельфины живут стаями, занимаются поиском пищи с помощью эхолокации, общаются друг с другом с помощью языка жестов и звуков, очень любят играть и часто приходят на помощь попавшим в беду людям. А в условиях дельфинария животные учатся добывать пищу с помощью игры. У них вырабатываются новые модели поведения, не свойственные им в дикой природе. Поэтому в дельфинарии чаще всего приживаются молодые особи, которые хорошо поддаются дрессировке и охотно идут на контакт с человеком.

3. Плавание и игры с дельфинами, общение с ними стимулируют высокую концентрацию сил и внимания у людей, пробуждают активный интерес к жизни, меняют их отношение к своим возможностям и оказывают общее положительное воздействие. На этом основан метод дельфинотерапии, который используют для лечения многих психических заболеваний и заболеваний опорно-двигательного аппарата.

4. Каждое животное отличается характером и особенностями поведения, поэтому не все из них активно контактируют с человеком, поддаются дрессировке и способны жить в неволе. Кроме того, возможность существования дельфинов в неволе напрямую зависит от условий их содержания и отношения к ним человека. На мой взгляд, в дельфинариях должны оставаться только те особи, которые в живой природе жить уже не смогут. При этом им должны быть обеспечены оптимальные условия содержания, соответствующие «Европейским правилам и нормам содержания дельфинов в искусственно созданной среде».

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась: не все дельфины могут жить в дельфинарии.

Список литературы и интернет - источников:

1. Бриних В. Дельфины в неволе. // Гуманитарный экологический журнал. – 2012. – №1. – С.36-38.

2. Дельфиновые [электронный ресурс] // Свободная энциклопедия Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дельфиновые.

3. Кеннет У. Левассер. Научные вопросы ухода за дельфинами и практики их содержания в дельфинарии [электронный ресурс] // Дельфинарий: хлорированная тюрьма. – Режим доступа: http://www.delfinariy.info/2011/06/voprosy-uhoda-za-delfinami.html

4. Лямин О.И., Мухаметов Л. М. Особенности сна китообразных // Журнал высшей нервной деятельности. – 2013. – № 1. – С. 61–74

5. Малютин О.И. Атлас подводного мира. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006. – 63 с.

6. Полищук А. Дельфины [электронный ресурс] // Akvanari.ru – Режим доступа: http://www.akvanari.ru/15_delfini.html

7. Правдина И.В. Большая энциклопедия живой природы. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. – 200 с.

8. Супин А.Я. Этот обыкновенный загадочный дельфин [электронный ресурс] // Оздоровительный центр «Дэльфин». – Режим доступа: http://dolphin-therapy.ru/about/about-dolphine/

 

16

 

Просмотров работы: 1170