ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА

Санжиева А.Ю. 1
1
Зодбоева С.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Люблю мой край...

Приятно это слышать:

И каждый человек

Свой любит край!

Но небо здесь синее, солнце выше

И в цвет сирени здесь окрашен май!

Р.Рождественский.

Введение

Любовь к Родине отчасти начинается с привязанности к тому месту, где ты живешь. Живя в селе, мы видим, как потребительское, а порой и равнодушное отношение к природе усугубляется с каждым днём: мусор, сломанные деревья, разорённые гнезда, порушенные муравейники. Вправе ли мы не взвешивать свое поведение в природе на весах совести? Живая красота вокруг нас, естественная среда воздействует на духовную сущность человека, требует, чтобы мы руководствовались этическими нормами, не нарушали нравственного равновесия между человеком и жизнью природы.

Данное экологическое исследование способствует формированию принципов повседневной жизни, направленных на осознание экологической обстановки в селе, на желание изменить ее в лучшую сторону, увидев как положительное, так и отрицательное воздействие человека на окружающую среду.

Сможем ли мы остановить разрушительные процессы и возродить надежду на будущее или дальнейшее ухудшение состояния окружающей среды приведет мир к экологической и социальной катастрофе? Этим вопросом мы задались, когда вплотную познакомились с наукой экологией, ее составляющими и связями с другими науками, такими как зоология, ботаника, география и др.

Для удовлетворения своих потребностей в воде, пище, чистом воздухе каждому человеку надо знать, как устроена и как функционирует окружающая его природа. Большую роль для пропаганды экологических знаний, воспитания экологической культуры со школьной скамьи, по нашему убеждению, призваны играть школьные экологические тропы.

Основными методами исследований послужили метод полевых исследований, лабораторно - практических, визуальных наблюдений.

Конечно, это работа не закончена и, в отдельности на каждой станции будут изучаться все природные компоненты во взаимосвязи.

Одним из важных направлений экологического воспитания является изучения родного края.

Как ни обширны знания, почерпнутые из учебников и книг, электронные ресурсы из интернета; они не могут заменить собственных наблюдений, самостоятельного творчества, общения с интересными людьми.

Весной прошлого года на совете ученического самоуправления школы, было решено создать экологическую тропу. Ее протяженность по маршруту составила 2,5 км с заходом на о. Гурбальжан к целебному источнику.

Однако в связи с известными трудностями прохождение по всему маршруту возможно лишь зимой, а в другое время года станции совмещаются (гидрологическая и целительная). Всего станции – 9 . Их расположение по тропе показано на схеме (см. прил № 1). В течение учебного года было проведено экскурсии по предполагаемому маршруту экологической тропы, выявлены самые интересные объекты, проведены измерительные и картографические работы. Мы разделились на картографы, биологи, зоологи. Каждый человек работал по своим объектам.

Трасса нашей тропы проходит через различные ландшафты и интересные объекты: здесь и следствие водной эрозии почв – глубокий овраг; место обитания редких птиц – черных аистов; наше спасение во время летней жары река Хилок и целебный источник – аршан, станция Ботаническая где ежегодно всей школой мы проводим День здоровья, Праздник « Золотая Осень»; Также по пути следования мы знакомимся с историческим мемориалом.

В завершение экскурсанты могут посетить станцию «Дуган», где могут ознакомиться с традициями и обрядами буддизма, посвященных защите живой природы. Как правило, эти маршруты прокладываются по самым интересным, а нередко и уникальным уголкам природы. При выборе маршрута экологической тропы мы учитывали следующие условия, как:

- доступность маршрута для посещения учащимися;

- посещаемость маршрута местным населением;

-эстетическая выразительность окружающего ландшафта и информационная емкость маршрута. Тропа имеет вид петли с началом и концом в одной точке – школе.

Предлагаю отправиться на экскурсию по нашей тропе.

Цель:

Цель наших исследований заключается в создании экологической тропы,

Задачи:

1.Знакомство с экологическими терминами и понятиями;

2.Организация поисковой деятельности экологических групп по станциям тропы;

3.Организация и проведение различных экологических мероприятий, конференций,

игр, конкурсов и т.д.

Исследовательская деятельность по созданию экологической тропы

I. станция Школьная дендрария

Созданная в 2010 году школьная дендрария, является лабораторией по изучению природы. Особенностью расположения нашей школы является то, что она находится в центральной части. До этого возле школы ничего не было, только пустая территория. Перед выполнением этой большой работы мы вышли на сотрудничество с доктором сельскохозяйственных наук, профессором, зав. кафедрой растениеводства БГСХА Кушнарёвым А. Г. Мы брали пробу на анализ почву территории школьного участка и исследовали в БГСХА на кислотность почвы. Из анализа почвы я понял, что у нас каштановая почва, среди каштановых почв преобладают разности легкого гранулометрического состава, что определяет их основные водно-физические свойства: высокую общую порозность, большую влагопроницаемость, малую водоудерживающую способность и т.д.

Характерно незначительное содержание гумуса нейтральная или близкая к нейтральной реакция среды в верхних горизонтах (рНВ0ДН. - 6,2-7,5), слабощелочная или щелочная - в нижних, а также малая емкость поглощения. В погло­щающем комплексе преобладает кальций, с глубиной возрастает до­ля магния. В профиле каштановых почв, даже суглинистых, отмеча­ется незначительное содержание легкорастворимых солей и отсутст­вие гипсового горизонта.

В посадке саженцев участвовали все учащиеся и учителя, родители. Не один год длилась посадка: приходилось подсаживать и пересаживать, полоть сорняки и огораживать. Саженцы деревьев были привезены из Загустайского и Иволгинского плодопитомника

Был разработан план работы, в результате которого были разбиты клумбы, посажены саженцы: рябина-7, сирень-3, морошки 30, акации желтой 20, сведена белая сибирская-5, кустов смородины- 21, кустов жимолости татарской 30, тополь без пуха 30 саженцев. Были посажены цветы самых разных сортов: кохия, анютины глазки, петунья, георгины, астры, бархатцы, портулак, настурции, космея, цинния, колеус, разные виды флоксов серебрянка, годеция « Рембрандт», календула, подсолнечник « Плюшевый мишка», тигровая лилия, львиный зев.

Альпийскую горку сооружали там, где солнечная сторона, который вписывается в ландшафт, не нарушая при этом общую планировку территории.

Основным строительным материалом для альпинария являются камни. Их выбирают особенно тщательно и продуманно, так как они станут постоянными составляющими композиции.

При создании композиции, мы использовали камни среднего размера. На горке сажали низкорослые растения. При этом можно высаживать и культурные, и декоративные растения – альпийские многолетники.

Находясь возле школы, дендрария является любимым и удобным местом для проведения экскурсий, и проведения исследований. Дендрария уже очень хорошо изучена, учащимися нашей школы. Проведены исследовательские работы: « Зеленый дом», « Цветущий сад».

Находясь возле школы, дендрария стала самым хорошим местом школьных экскурсий по биологии, экологии, природоведению, творческой лабораторией для исследовательских и проектных работ.

Д. Лихачев писал: « … Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И еще – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое – пусть и непонятное тебе – родное слово». Наша школьная дендрария учит и воспитывает, показывает уважительное отношение жителей села к своему родному краю, желание украсить и беречь свою землю. Она должна расти, цвести, приносить радость людям. Мы должны его сохранить !

  1. станция Почвенная

В 60-ти метрах к востоку от конюшни и в 100 метрах от северной окраины села вашему взору открывается довольно распространенный пейзаж нашей местности, результат водной и ветровой эрозии, бич сельскохозяйственных земель – овраг. Его высота составляет более 3 м. и на нем прекрасно прослеживается все почвенные горизонты: от гумусового до горизонта вмывания. На данной станции учащиеся знакомится не только с почвами нашей местности, их структурой и разрезом, но и узнают о причинах и следствиях образования оврагов, о мерах по прекращению их роста и закреплению их склонов. Наши учащиеся непонаслышке знают о том, какую опасность представляют овраги

III. cтанция Историческая

Также по пути следования мы знакомимся с историческим мемориалом. Этот мемориал представляет собой огромный отшлифованный валун, окруженной оградой чугунными цепями, на нем надпись: « На этом месте в марте 1727 года Российский посол граф Савва Рагузинский собрал предводителей трех округов Хоринского, Агинского, Селенгинского и Нерчинских тунгусов. Составил Степное уложение в 11 пунктах в пограничные инструкции».

IV . станция Целительная

Вода - это жизнь. без нее невозможно существование всех живых организмов. Мы сами состоим на 90% из воды. Общеизвестно влияние целебных источников на организм человека. У бурят эти свойства минеральных источников воплощены в образе « живой воды», способны оживлять мертвых, исцелять больных, наделять силой уставших .

Всего в Бурятии зарегистрировано около 300 таких источников и население уважительно называют их аршанами. Прежде чем брать воду, пить из источника, буряты разбрызгивают вдоль источника молоко, оставляют еду, привязывают к веткам куста или дерева новый лоскуток, ложат монетки. И только совершив этот обряд, пьют аршан, набирают его в посуду. Также поступают и у нашего Гурбальжанского источника.

Его вода имеет специфический цвет ржавчина из-за большого содержания железа и его солей. Очень полезен источник больным с расстройством желудочно- кишечного тракта, а ванны его помогают от болезней суставов. До 90- х годов здесь постоянно функционировала небольшая лечебница, где могли отдохнуть и подлечиться желающие.

Несколько лет лечебница наша была разрушена. Но с лето прошлого года лечебницу восстановили. Теперь наши жители села могут хорошо отдохнуть и подлечиться.

V.станция Зоологическая

На этой станции мы знакомим ребят с редкими записанными в Красную книгу района и республики, животными. Уже несколько лет назад это место облюбовала себе парочка черных аистов. Представляет он собой небольшой взгорок открытой степи к северу-

западу от села, хорошо просматриваемый со всех сторон, немного поросший ковылем. Черный аист широко распространенный, но гнездящийся и перелетный вид. с тенденцией к дальнейшему снижению численности. Внесен в Красную Книгу России и Бурятии. По- видимому, эта пара гнездится где- то за 3-8 км или в тайге, или у открытого берега реки. Обычно это труднодоступные участки в сильно захламленных зарослях, часто около скальных обнажений. Откладывается 2-4 серовато- или зеленовато – белых яйца, вырастает в среднем два птенца. Питается аист болотными растениями , мелкой рыбой, лягушками, их головастиками, а также бокоплавами, жуками- водолюбами и другими водными насекомыми. Осенний отлет начинается в сентябре.

Кроме черных аистов в нашей местности также обитают и другие виды животных, занесенных в Красную книгу: кот- манул, заяц- толай, тушканчик- прыгун, даурский еж, степной орел, сокол-сапсан.

VI. станция Гидрологическая

Мы с вами находимся на живописном берегу реки Хилок, одного из основных притоков главной водной артерии республики Селенги. Берет начало Хилок в Читинской области с предгорий Осинового хребта. Протекая параллельно границе с областью с северо – востока на юго- запад, за селом Бичура она поворачивает круто на север и впадает в Селенгу, где- то в 50- ти км. от нашего села. Ближе к нам протекает рукав реки Сонголка, получившая свое название благодаря местному диалекту. За ней располагается о.Гурьбалжан- один из самых урожайных сенокосных участков нашей местности. Часто во время летних циклонов на реке наблюдаются наводнения. Однако за наблюдаемый период мы отмечаем общий спад уровня воды в реке, на многих участках заиление дна в результате размыва берегов и перекатов на поворотах. Летом на сенокосные участки можно было перебраться вброд. Это говорит о том, что скорей всего это обмеление вызвано вырубкой лесов в верховьях реки.

VII . станция Ботаническая.

Она расположена в 300- метрах от брода р.Сонголка, в местности Бага – Арал. На этой станции мы рассказываем о Красной Книге Бурятии, куда внесены 17 видов растений из 133 видов изученных и 2000 известных на территории республики высших растений. Ива, символ солнца и весны, — одно из первых деревьев, распускающих свои нежные листья под лучами весеннего солнца. Она может расти почти везде, обладает особой жизнеспособностью. Кора ивы обладает антибиотическим действием. В народной медицине отвар коры использует при лечении простуды. Кора некоторых видов содержит гликозид салицин, имеющий лекарственное значение.

Особенно быстро исчезают от непомерной человеческой жадности и бездушия такие растения, родиола розовая, большеголовник (маралий корень), облепиха

крушиновая, солодка уральская, лук алтайский, миндаль черешковый, абрикос дикий. У нас охраняются такие редкие виды как яблоня ягодная, черемуха обыкновенная, миндаль черешковый купальница азиатская, лилия кудреватая и другие. Численность всех этих

видов неизменно сокращается из- за сбора растений на букеты, обламывания веток., выпаса скота ,хозяйственного освоения территории. На этой станции мы традиционно всей школой проводим Праздник «Золотая Осень» или День Здоровья в мае месяце. Организовываем различные конкурсы на знание лекарственных растений, защиту овощей и блюд из них, лучшую рекламу. Кроме того ребята придумывают частушки, учат песни, участвуют в спортивном ориентировании, эстафетах, полосе препятствий. А в конце праздника мы проводим экологическую очистку места расположения классов.

VIII. cтанция Мусорная

Данная станция располагается в 100 метрах выше бывшей бензозаправки к юго - западу. Это узаконенная свалка бытового мусора. Что же такое отходы? Можно ли уменьшить их количество? Сколько может пролежать мусор на земле? Мы выяснили, что каждый человек выбрасывает до 5-10 кг мусора и гора отходов, например, у г. Нью- Йорка сейчас уже выше пирамиды Хеопса(22 тыс. тонн мусора в день). Оказывается, что для разлагания бумаги требуется 1-2 года, тканей(одежды) до 5-10 лет, дерева 13 лет, консервных банок – 100 лет ,пластиковых бутылок – 500 лет, а стекло не разлагается вообще. Ликвидация твердых отходов – поистине глобальная проблема. Во многих странах действует так называемая ресурсосберегающая экономика. Так , например , в США работают 200 предприятий, использующих исключительно макулатуру и в Японии также половину своей бумаги получают из нее. В последнее время строятся мусороперерабатывающие, мусоросжигательные заводы. Они позволяют уменьшить количество отходов и использовать вторичное сырье для экономии топливо и энергии.

У нас в селе, особенно по его окраинам, наблюдаются стихийные свалки.

Наша школа участвует во всех экологических акциях, организованных МОСП

« Ноехонское», очистке побережья реки Хилок, ликвидации стихийных свалок вокруг села и его окрестностях, уборке и озеленению улиц и сегодня совместно с учителями ведется пропаганда экологических знаний, экологической культуры среди местного населения.

IX. cтанция Дуган

С помощью настоятеля дугана Жалван Жамсо – амбай на данной станции осуществляется пропаганда буддийской этики обращения с природой в целях сохранения и восстановления биологического разнообразия, улучшения качества окружающей среды. Организовывается учеба по изучению традиций и обрядов буддизма, посвященных защите живой природы, молебен в защиту от стихийных бедствий, распространяются мантры о сохранении природы. В будущем на базе Дугана планируется создание центра экологического воспитания населения, предполагается создать общественный фонд охраны природы для проведения экологических мероприятий и дальнейшего развития деятельности по защите окружающей природной среды. В 2014- 2015 году силами школьников и общественности были очищены окрестности у. Зурган-Дэбэ от бытового мусора, проведена расчистка берегов р.Хилок и ее притоков. И ежегодна школа активно участвует в экологических месячниках по очистке и озеленении села.

Заключение

Каждая станция на нашей экологической тропе требует более глубокого изучения. Ведь в этом и состоит главная цель экологической тропы. Большая исследовательская работа будет продолжена по изучению растительного и животного мира экологической тропы. Создание экологической тропы, хотя сложное дело, но имеет большое воспитательное, образовательное и организующее значение для учащихся. Мы считаем, что наша экологическая тропа и все мероприятия, связанные с нею в большой степени будут пропагандировать экологическую этику не только среди школьников, но и всего населения села. На сегодня уровень экологической воспитанности в целом по Ноехону, по нашему мнению, остается невысоким.

Об эффективности своей деятельности мы будем судить по улучшению экологической ситуации в селе и в его окрестностях, по повышению уровня экологической образованности и воспитанности школьников и населения. Конечно, в этой работе нам не обойтись без помощи и поддержки местной администрации, общественности села.

Опыт показывает, что ребята, принимающие участие в создании экологических троп, не только сами бережнее относятся к творениям природы и рук человеческих, но и влияют положительно на своих сверстников. Мы надеемся, что у нас в селе будет работать экологическая тропа, будут проводиться здесь экскурсии, исследовательские работы и проекты. Мы больше сможем узнать о природе родного края, о народных традициях и обычаях по охране природы, экологических проблемах своего родного села.

Человек обладает уникальным чувством красоты и гармонии, уникальными способностями- совершенствования окружающего нас мира. Но не владея основами экологических знаний. Невозможно достичь гармонии и комфорта там, где идет, неразумная борьба с природными силами. Экологические знания помогут разумно строить свою жизнь и обществу, и отдельному человеку: они помогут каждому ощутить себя частью Великой природы.

.

Литература:

1. И. П. Чередниченко. Исследовательская деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.- 134 с

2. Журнал « География и экология в школе XXI века»№ 3 200

3.Биологический энциклопедический словарь. / Под редакцией Гилярова Н.В. М.: Советская энциклопедия, 1986. 350с.

4.Захлебный А.Н. На экологической тропе. М.: Просвещение, 1982. 185с.

5.Измайлов И.В., Михлин В.Е. Биологические экскурсии. М.: Просвещение, 1983. 104с.

6.Самкова В.А.Экологический бумеранг. М.: Новая школа. 1996. 96с.7.

7 ..Харитонов Н.И. Методические основы учебно-исследовательской деятельности учащихся в полевой биологии. М.: Лесная страна. 2008. 32с.

Приложение № 2

Цветы для альпийской горки

Алиссум белый и розовый

Низкорослые, обильно цветущие кустики с мелкими стелющимися побегами, сплошь покрытыми крошечными цветками с медовым ароматом.

Место: солнечное, переносит заморозки, засуху, полутень.

Популярное низкорослое почвопокровное растение для окантовки клумб и рабаток, для оформления бордюров, садовых ваз,

альпинариев, подоконных ящиков и горшков, каменистых садов.

Флоксы однолетние

Одно из основных клумбовых растений. Высаживают в вазонах, оконных ящиках, на клумбах или каменистых горках. Увядшие цветки регулярно удаляют.

Цветение: с июня до заморозков

Портулак

Засухоустойчивый и солнцелюбивый портулак цветет в течение всего лета.

идеален для рокария. Хороши в бордюрах, группами на газоне, в смешанных низких рабатках, вазах, горшках и балконных ящиках, для создания цветущих ковров и на каменистых россыпях.

Иберис

Один из самых непривередливых однолетников. Посаженное по переднему краю бордюра или вдоль дорожки, или в каменистых садах стелющееся растение с многочисленными шапками душистых белых, розовых или красных цветков.Использование: небольшими группами на клумбах, в бордюрных посадках, в качестве почвопокровного растения, в каменистых садиках.

Мезембриантемум

Стелющееся растение с толстыми мясистыми листьями, стеблями (высота 10см) и крупными цветами в диаметре 4-5см. Отличается сильным ростом, образует ползучие побеги. Великолепный цветной ковер, эффективно смотрится на солнце, как будто на нем много мелких хрустальных капель.

Использование: рабатки, клумбы, альпинарии, каменистые горки, рокарии

Лобелию ампельную (голубую и смесь)

Лобелия великолепно подходит для украшения балконов. Синее и голубое, редко красное кружево лобелии издали видно на ухоженном балконе. Красивы на скальных участках,

Цветение: со второй половины июня по сентябрь.

Анютины глазки

Цветки анютиных глазок разнообразной окраски любимы всеми: от ярких и насыщенных до пастельных тонов. Округлая форма и яркие пятна в центре делают цветок похожим на личико. В зависимости от сорта и времени посева эти двулетние растения цветут либо поздней осенью, либо только следующей весной. Используют растения для оформления клумб, бордюров, оконных ящиков, как почвопокровные. Альпийские горки тоже редко обходятся без "Анюток".

Эшшольцию калифорнийскую

Невысокое растение очень нарядное яркое с золотисто-желтыми цветами. Хорошо растет на каменистых горках, в мавританских газонах, рабатках, горшках.

Цветение: с июня до заморозков.

Цинерария

Декоративна с момента высадки до заморозков.

Используют: в бордюрах, миксбордюрах, альпинариях.Приложение № 3 Технология строительства альпийской горки Выбор места для альпийской горки

Альпийскую горку сооружают на тщательно подготовленном основании, чтобы после сильного дождя она не начала разрушаться. Особое внимание следует уделить созданию дренажа. После того, как камни уложены, общий вид горки изменить уже нельзя. Выбираем место для альпийской горки, чтобы оно максимально освещалось солнцем и было закрыто от ветров.

Дренаж и типы почвы

Дренаж имеет первостепенное значение, альпийскую горку строем на наклонном участке. Уклон не должен быть слишком большим, иначе камни могут соскользнуть вниз, и почва будет смываться дождем.

Для плоской местности особенно важен хороший дренаж, поскольку только он обеспечит нормальное развитие растений на альпийской горке. В этом случае идеальной будет легкая песчаная почва, с которой излишняя вода быстро уходит в землю. Теперь закроем дренажную яму слоем гравия или несколькими слоями перевернутой дернины (травой вниз). Последнее необходимо, чтобы почва не попадала в яму и не засоряла щебень, через который должна свободно уходить вода. Слегка утрамбуем поверхность перед тем, как продолжать дальнейшую работу по сооружению альпийской горки.

Материалы для альпийской горки

Камни лучше всего использовать местные, что сведет к минимуму затраты на их транспортировку. Подходящим материалом для устройства альпийской горки могут быть известняк и песчаник. Преимущественно большие плоские или угловатые камни — их легче уложить естественным способом, выбранные камни должны быть не похожи друг на друга по форме и размерам.

Кроме того, понадобится гравий или измельченный известняк фракцией около 6 мм; перемешаем его с верхним слоем почвы для улучшения дренажа. Для создания поверхностного покрова горки и подавления роста сорняков закроем обнаженные участки земли между камнями крупными осколками тех же самых или похожих камней. Сочетание больших и мелких камней придаст альпийской горке более естественный вид.

Подготовка основания альпийской горки На месте будущей альпийской горки на почве с помощью разметочных шнуров и колышков, протягиваем по периметру лопатой. На наклонном участке сооружаем клинообразную горку, острие клина должно быть на нижнем конце участка.

Рис. 1. Разметка ярусов будущей альпийской горки.

Снимаем с участка весь дерн, срезая его прямоугольными кусками. Снятый дерн отлаживаем в сторону для последующего его использования. Снимаем также верхний слой почвы примерно на глубину 150 мм и относим в сторону. Она понадобится в дальнейшем как одна из частей почвенной смеси для альпийской горки. Слегка утрамбуем основание горки,так, чтобы не нарушить дренаж.

Рис. 2. Снятие верхнего плодородного слоя почвы.

Устройство альпийской горки

Существуют различные способы создания альпийской горки- традиционный способ размещения камней ярусами. Камни укладывают снизу вверх так, чтобы получились террасы с карманами для высаживания растений.

Создание первого яруса

Ярусы альпийской горки сооружают в форме латинской буквы V, их уменьшают от

основания к вершине. В нижней точке каждого яруса укладывают большой «ключевой» камень, который не позволяет более мелким камням скользить по склону. Выбираем самый большой камень и перекатываем его на место в основании нижнего яруса. Выкапываем небольшую яму и вставляем этот камень углом в нее, чтобы он хорошо укрепился в земле. Подсыпаем вокруг камня немного

почвенной смеси, чтобы камень казался частично погруженным в землю.

Рис. 3. Укладка самых крупных камней по контуру первого яруса альпийской горки в форме латинской буквы V.

Более мелкие камни размещаем по бокам V-образного первого яруса. Используем камни различных размеров, чтобы избежать однообразия, и выкладываем их группами по 3, 5 или 7 камней. Каждый из них слегка вдавливаем в грунт, чтобы они не съезжали вниз. Сделав 1-ый ярус, высаживаем растения, прежде чем приступить к следующему ярусу.

Создание последующих ярусов

Добавляем почвенной смеси на следующий ярус альпийской горки и разравниваем ее граблями. Уплотняем поверхность, сильно прихлопывая обратной стороной лопаты.

Рис. 4. Закрытие нижней части камней почвенной смесью.

Во 2-ой ярус альпийской горки укладываем камни средних размеров. Этот ярус должен быть короче 1-го и отступать от него примерно на 300 мм для того, чтобы осталось место для посадки растений. Заполняем эту V-образную форму дополнительным количеством почвенной смеси, разравниваем граблями и уплотняем.

Рис. 5. Укладка камней по контуру второго ряда.

Сооружение вершины

На верхнюю точку альпийской горки положим несколько мелких камней, сооружаем из них пирамиду. Они надежно должны быть погружены в почву и расположены вплотную друг к другу. Насыпаем между камнями небольшое количество почвенной смеси, чтобы закрепить всю структуру. Наверху можно использовать и один большой камень, он будет служить своеобразным якорем и препятствовать смыву почвы.

Рис. 6. Сооружение на вершине альпийской горки пирамидки из плотно уложенных друг к другу камней.

Посадка растений на альпийской горке

Высаживаем альпийские растения сразу после сооружения очередного яруса. Добавляем сверху необходимое количество почвенной смеси. Выкапываем мастерком небольшую ямку и, растение осторожно сажаем туда и подсыпаем почвенной смеси. Уплотняем почву вокруг растения, добавляем гравий и поливаем.

Рис. 7. Посадка растений.

Сажаем растения в щели между камнями, предварительно заполнив их почвой. Осторожно вставляем туда корни, добавляем еще почвы вокруг растения, чтобы надежно укрепить его, а затем очень аккуратно поливаем из лейки с мелким ситечком.

Создание поверхностного слоя На поверхность почвы между крупными камнями насыпаем мелкие камни и осколки, чтобы помешать росту сорняков и задержать слишком быстрое испарение влаги.

Рис. 8. Прикрытие почвенной смеси, в которую высажены растения, мелкими камнями и гравием.

Приложение № 4

Типы и разновидности цветников

Пейзажные цветники

Располагают пейзажные цветники на газоне вблизи деревьев и кустарников, на опушках парков, у стен зданий, вдоль оград, дорог, на возвышениях, на равнинных участках, пологих, извилистых берегах озёр, прудов и т. д. Продумывая дизайн цветника, нельзя забывать об акцентах. Их роль играют самые высокие, самые яркие или обладающие необычной «архитектурной» формой растения. В пейзажных цветниках цветовыми и вертикальными акцентами по очереди становятся разные растения по мере их роста и цветения. Такие растения в протяжённом цветнике высаживают несколько штук, они задают ритм композиции. Очень важен подбор растений, основанный на контрастах форм. Форма растения, его цвет и текстура - характерные особенности, создающие образ цветника. Цветочная композиция меняется в течение всего вегетационного периода. Такие сезонные изменения в пейзажных цветниках, а также разнообразие форм растений создают эффект движения, делают композиции динамичными в отличие от статичных клумб и партеров. В пейзажных цветниках в отличие от клумб внимание уделяется каждому растению.

Цветочные композиции

Создавая цветочные композиции, необходимо помнить, что с момента посадки растений он живёт своей жизнью. Некоторые растения могут погибнуть, другие чрезмерно разрастись. Безусловно, ему нужны уход и забота. Основная задача при уходе за пейзажным цветником, постоянное поддержание его красоты и гармонии.

Просмотров работы: 551