ЗАГАДКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПАМЯТИ.

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЗАГАДКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПАМЯТИ.

Никифоров Я.В. 1
1
Мулюкова Р.Р. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1.Введение

"Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память"

И. Гете (немецкий поэт, мыслитель)

Если душа так уж жаждет чуда, то вовсе не обязательно искать в Гималаях встречи со снежным человеком или бороздить воды бермудского треугольника. Область чудесного лежит гораздо ближе. Величайшее чудо на свете – человеческий мозг с его невероятными ресурсами, и среди них – возможность.

Память человеческая – двери, распахнутые в прошлое человека, вчерашнее и далекое, сохранившееся в сознании и полустертое. Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась сохранить в памяти виденное и слышанное и в случае вызывать это снова и снова. с процессом обучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными методами хранения информации.

Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Память есть у всех живых организмов, но наиболее высоко развита у человека. У человека есть такие виды памяти, как произвольная, логическая и опосредствованная. В целом, память человека можно представить как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта.

Память (воспроизведение) – это прямое продолжение восприятия и наравне с ним имеет основное значение в развитии личности. Восприятие связывает личность непосредственно с окружающей средой в каждый данный момент, а память восстанавливает те связи, какие существовали в прошлом и сохранили какое–либо значение для настоящего. Простейший случай воспроизведения это узнавание. Узнавание–это связь новых впечатлений с прошлым опытом путем воспроизведения ранее воспринятых впечатлений.

Индивидуальные особенности памяти зависят от того, насколько сформированы у человека рациональные способы запоминания. Различия памяти проявляются также в том, что у одних людей более продуктивно закрепляется образный материал, у других – словесный и т.д.

Словесно-логическая память оперирует со знаками, понятиями и словесными формулировками.

Образная память имеет дело с образами явлений и объектов реальной действительности. Образная память – это зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая, обонятельная память.

Двигательная, моторная память помогает человеку запоминать и воспроизводить движения и их системы. Ходьба, танец, письмо, профессиональные навыки – все это примеры такой памяти.

Эмоциональная память – это память о пережитых человеком чувствах. Пережитые чувства не исчезают, они остаются в памяти человека, оказывая колоссальное влияние на формирование личности человека.

Существует множество способов управления и тренировки памяти. Каждый человек хотел бы улучшить память, но не всякий знает, как и что для этого нужно. А самое главное правило для улучшения памяти гласит: «Чтобы развить память ее надо развивать». Самая большая ошибка людей состоит как правило в том, что они хотят сначала улучшить память, а потом уже начать ее применять. Из этого соответственно ничего не выйдет, да и не может. Только все время тренируя, нагружая и используя память, все время запоминая, воспроизводя запомненное и вновь запоминая, можно совершенствовать свою память. В практической части нашей работы даются рекомендации по улучшению и тренировке памяти.

Цель нашей работы - изучить загадки и возможностичеловеческой памяти, собрать интересные факты о феноменальных возможностях человеческой памяти и рекомендовать наиболее простые приёмы по улучшению и тренировке памяти.

Задачи - исследовать приёмы и методы улучшения памяти у учащихся учителями нашей школы, использовать интернет-ресурсы по изучению приёмов и методов данной темы, донести до каждого, что память можно улучшить. Оформить брошюру практических советов, распространить среди школьников.

Объект наблюдения — учащиеся и учителя школы №16.

Методы исследования - теоретический, практический (социологический опрос)

Актуальность данной темы возрастает из года в год в связи с увеличением объёма информации, которую надо запомнить учащимся на уроках и при подготовке к экзаменам, срезам знаний, тестированию.

Практическая направленность — приёмы и методы тренировки памятинужны каждому человеку и в любом возрасте, ученикам пригодятся к подготовке к единому государственному экзамену, которая требует очень хорошей и объёмной памяти. Хорошая осмысленная память нужна при ежедневной подготовке к урокам и более глубокому усвоению нового материала.

Исследовательская часть заключается в социологическом опросе учащихся и учителей. Теоретическая часть - отбор наиболее простых и действенных приёмов и методов тренировки и улучшения памяти.

С 5 по 11 класс провели социологический опрос учащихся и учителей, были предложены следующие вопросы:

1.Как вы считаете, хорошая ли у вас память?

2 .Кто из учеников обладает феноменальной памятью?

3.Тренируете ли вы свою память?

4.Какие способы и приёмы применяют учителя для успешного запоминания.

5.Знаете ли вы как можно улучшить свою память?

Результаты были поразительны. 90% учащихсяся довольствуются тем, что заложила природа, не применяя никаких усилий, а самое главное не знают, что можно улучшить свою память. Мы решили помочь в решении этой проблемы, познакомить с возможностями памяти, со способами, приёмами тренировки памяти.

Основная часть

2.Загадки и возможности человеческой памяти

21.«Не чудо ли память человеческая!»

Пaмять - уникальное свойство нервной системы, присущее высшим живым организмам. Пaмять — однa из психических функций и видов умственной деятельности, преднaзнaченнaя сохрaнять, нaкaпливaть и воспроизводить информaцию.

Человеческая память — удивительное творение природы. Не будь ее, люди не смогли бы узнавать друг друга, общаться. Мы бы не помнили прошлого, не могли бы представить, что оно может существовать, и в итоге жили бы только в настоящем. По своим возможностям сохранять, классифицировать информацию, мгновенно в ней ориентироваться с памятью не может сравниться даже современный суперкомпьютер.

Загадка памяти издревле волновала людей. Что она собой представляет? Древним грекам она виделась в качестве множества восковых табличек, на которых записывались новости. В средние века ее рисовали в виде сложной гидравлической системы с множеством труб и кранов. Чем только не считали память – и смесью тьмы и света, тепла и холода, восковой пластиной, движением крови в организме, частью животного духа. В более поздние времена ее стали сравнивать с часовым механизмом, ну а в наше время, конечно же, с компьютером. Сейчас учёные пришли к выводу, что память расположена в коре головного мозга, покрывающей его поверхность и имеющей благодаря складкам большую площадь. Но до сих пор точная локализация памяти так и не установлена. Возможности человеческого мозга на сегодняшний день ещё не до конца изучены, и никто не может сказать, какой объём информации способен вместить наш мозг, однако факт остаётся фактом, никто из людей не использует свой мозг в полную мощность. Однако существуют особые законы памяти, знание которых помогает людям лучше запоминать какую-либо информацию

Возможности человеческого мозга безграничны — об этом говорят ученые на каждом шагу. Но почему мы постоянно что-то забываем, некоторые факты просто стираются из нашей памяти, мы с трудом вспоминаем некоторые лица, а не особо важные события периодически всплывают в наших снах и иногда преследуют нас всю жизнь. Ученые выяснили, что память и ум — абсолютно не взаимосвязаны. Если провести аналогии с компьютером, у нас есть оперативная и постоянная память. В первую записываются наши действия, всё, что мы видим. Заметьте, мы очень легко отвлекаемся, а когда озираемся по сторонам, не всегда замечаем и помним мелкие детали. Постоянная память хранит наши умения и последовательные действия в той или иной ситуации. Именно благодаря ей мы можем не задумываясь приготовить себе чай, предварительно вскипятив чайник. В СМИ часто всплывают случаи, когда человек вдруг вспоминает то, чего он просто не знал: начинает говорить на древнем языке, видит сны о фараонах и мамонтах. Ученые выдвигают гипотезу, что мы помним всё, включая произошедшие с нашими предками событиями. «Вытащить информацию» из мозга — самое сложное. Несмотря на то, что мы не до конца научились пользоваться своим маленьким компьютером, великие умы современности не сомневаются, что скоро найдётся способ это исправить.

Человек начинает запоминать уже в утробе матери. По мнению ученых, пaмять у человеческого плодa нaчинaет рaботaть через 20 недель после зaчaтия. Во время тестов через живот мaтери посылaлся звуковой сигнaл, который зaродыш мог слышaть; зaтем с помощью ультрaзвукового скaннерa проводилaсь проверкa

реaкции. Выяснилось, что зaродыш реaгирует нa шум, слегкa двигaя телом или ногaми. Прaвдa, после пятого сигнaлa, он «привыкaл» к повторяющемуся звуку и мог его игнорировaть. При повторном же посыле сигнaлa через 10 минут и дaже через сутки, зaродыш без труда рaспознaвaл знaкомый звук. Ученые считaют, что человек в принципе может вспомнить то, что с ним происходило в утробе мaтери.

Случается слышать: «У меня плохая память» или даже «У меня нет памяти». Конечно, это преувеличение. Но представим на минуту человека, который и в самом деле утратил память. Чего бы он тем самым лишился? Решительно всего! Настоящее у лишенного памяти столь же бесперспективно – он ничего не может запомнить, ничему не способен научиться.

2. 2. Память и талант

Истории известны люди, память которых считалась феноменальной от природы. Например, по свидетельству одного из современников, А. С. Пушкин при поступлении в лицей особенно отличался необыкновенной памятью. Стоило ему прочесть раза два какое-нибудь стихотворение, и он уже мог повторить его наизусть. Замечательной зрительной памятью обладал французский художник Гюстав Доре, великолепные иллюстрации которого к книгам Рабле, Сервантеса, Данте известны во всем мире. Однажды ему был заказан рисунок альпийской природы, который он должен был сделать с фотографии, однако, уходя от заказчика, забыл фотоснимок. Возвращаться было некогда, и Доре рисовал по памяти. И что же? Рисунок явился точной копией фотографии.

Число примеров удивительной памяти многих замечательных писателей, композиторов, художников, полководцев огромно. А. Толстой, И. Левитан, В. Моцарт, А. Суворов. Моцaрту достaточно было услышaть музыкaльное произведение один рaз, чтобы исполнить его и зaписaть нa бумaге. Прослушaв «Мизерере» Аллегри (в 9 чaстях), он сумел по пaмяти зaписaть всю пaртитуру этого произведения, которaя сохрaнялaсь Вaтикaном в тaйне. При втором прослушивaнии Моцaрт обнaружил в своей зaписи всего несколько неверных нот. Тaкой же музыкaльной пaмятью облaдaл и Сергей Рaхмaнинов. Дирижер Артуро Тоскaнини помнил кaждую ноту из 400 пaртитур.

Полководцы Ю. Цезарь и А. Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат – до 30 тысяч человек! Правда, говорят, что знать имена своих подчиненных — лишь чуть-чуть сложнее, чем хорошо ими командовать.

Философ Сенека был способен повторить 2 тысячи не связанных между собой слов, услышанных лишь раз. Великий врач, философ и математик Ибн Сина (Авиценна) в юности провел несколько лет, читая книги из огромной библиотеки бухарского правителя. Когда через несколько лет во время войны она сгорела, ученый удрученно повторял, что, к несчастью, успел прочитать только 10тысяч томов и кроме них ничего не сможет восстановить по памяти. В Хорезме Авиценна получил от шаха в помощь 40 писцов и каждому стал диктовать текст погибшей книги. Так были восстановлены бесценные сокровища библиотеки.

Философ Сократ знал в лицо каждого из 20тысяч жителей Афин.

Амадей Моцарт и Дмитрий Шостакович могли по памяти воспроизвести один раз услышанное произведение.

Математик Леонард Эйлер знал все значения ста чисел, возведенных в квадрат, куб, и так до шестой степени.

Шахматист Александр Алехин давал сеансы одновременной игры, не глядя на доски, с 30-40 партнерами.

Отменную память имела Анна Ахматова. Ей можно было задать неожиданный вопрос типа «Когда Блок впервые встретился с Вячеславом Ивановым?» в самый неподходящий момент, и Ахматова тут же вспоминала точную дату и даже называла день недели.

Немало примеров уникальной памяти встречалось и в наши дни. Физик Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Потрясающей кратковременной, точнее оперативной, памятью обладают некоторые люди их называют чудо-счетчиками. Так, инженер из Нижнего Новгорода И. Шелушков производил в течение нескольких секунд головокружительные операции с огромными числами и мог, прослушав стихотворение, сразу назвать количество букв, из которых оно состоит. Билл Гейтс помнит сотни кодов создaнного им прогрaммного языкa.

(см. приложение-фото с.18-20).

Предполагает ли талант наличие необычной памяти? Вовсе нет. Среди великих встречались люди со слабой памятью, например, физик Майкл Фарадей не мог обойтись без записей и заметок. И наоборот, многие люди с уникальными возможностями памяти во всех остальных отношениях ничем особенным не отличались.

«Скорее мозг ржавеет от не употребления, чем от перегрузок», - остроумно заметил кто-то из великих. Конечно, долгая и непрерывная умственная работа вызывает переутомление, но прежде всего потому, что мы не умеем использовать свои ресурсы. По различным оценкам, объем человеческой памяти равен примерно от единицы с семью нулями до единицы с 21 нулем. Если исходить из того, что одна книга объемом в 10 печатных листов содержит 432000 знаков, то мозг человека может хранить информацию, равную объему от 23тысяч до 300 триллионов книг. Для сравнения: фонд одной из крупнейших библиотек мира – Национальной библиотеки США – составляет 100 миллионов книг. Если же человеческую память сравнивать с компьютерной, то «железяка» явно нам уступает. Наибольший объем памяти в существующих компьютерах –около 10 триллиона байт(число с 13 нулями). Человеческий же мозг, как установили ученые Гарвардского университета, может вместить число байт (1 байт –минимальная единица информации, равная 8 битам),выражающееся числом с 8432 нулями.

2. 3.Виды памятиТрадиционно психологи, которые первыми стали экспериментально изучать память, выделяют шесть видов памяти:

  • двигательную, связанную с запоминанием и воспроизведением движений;

  • образную, сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д.);

  • словесно- логическую (свойственную человеку форму памяти), связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т.д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением;

  • эмоциональную память, ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами.

  • непроизвольная, характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит образы не ставя какой либо цели запомнить это и воспроизвести.

  • произвольная (преднамеренная), осмысленная, продуманная с определенной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы.

Существуют и другие классификации видов памяти:

  • Непосредственная. Она хранится 0,25 сек. Позволяет осуществлять взаимосвязь между последующими интервалами времени.

  • Оперативная. Это тот раздел памяти, который работает в настоящий момент. Характеризуется тем, что время обработки информации может доходить до 20 сек. Объем этой памяти значительно меньше непосредственной.

  • Долговременная. В ней хранятся образы явлений и предметов внешнего мира, которые нужны человеку в течение длительного времени, которыми он пользуется периодически.

Долговременная память подразделяется на: а) генетическую память - это все то, что накопили наши предшественники. б) наследственную память - память ближайших родственников.

Установлено, что память слагается из трех процессов: запоминание, сохранение и воспроизведение, среди которых определяющим является запоминание.

Приведенная ниже схема позволяет использовать информацию о различиях между произвольным и непроизвольным запоминанием.

 

Запоминание

 

 

Произвольное – такое, которое является результатом волевых усилий ученика, «надо запоминать»

Непроизвольное – без специальных волевых усилий со стороны ученика, когда «включен» его собственный интерес, «хочу запоминать»

 

 

Осмысленное запоминание

Осуществляется при осмыслении учебного материала, при осмыслении связей между его частями, осознании всех терминов и понятий в контексте

Механическое запоминание

Заучивание без осмысления, многократное повторение

 

2.4.Управляем памятью

Возможны два основных подхода к регулированию процессов памяти путем воздействия на функциональное состояние мозга: химический и физический.

Химический подход, который включает использование фармакологических средств, известен с незапамятных времен. Эти средства; чай, кофе (кофеин), стрихнин, нивалин, пилокарпин, фенатин, этимизол, этиразол, центрофеноксин, пирацетам, неотропил, пирамен. На благоприятные результаты от использования психофармакологических средств, активизирующих мозговую деятельность, можно рассчитывать лишь имея в виду людей со стабильной, уравновешенной психикой, а также людей с более или менее угнетенной психикой, инертных, малоинициативных, не уверенных в себе. Можно принять и адаптегоны. К ним относятся корень Жень-Шеня, препараты из китайского лимонника и элеутерококка. Действие адаптогенов весьма разнообразно. Человеку, занимающемуся физическим трудом, они помогают справиться с физическим перенапряжением, альпинисту - приспособиться к пониженному атмосферному давлению, литейщику - к высокой температуре и перегреванию организма, ткачихе - к шуму в цехе и т.п. Они помогают больному быстрее поправиться после операции. Одним словом, они "следят" за сохранением внутреннего равновесия в организме, а это очень важно для работы мозга, в т.ч. для эффективности обучения и запоминания. Сахароза - пищевой сахар, быстро восстанавливает силы, т.к. организм быстро усваивает дисахариды, которые так же есть и в адаптогенах. Кроме того, адаптогены обеспечивают более экономное расходование энергии мышцами, улучшает синтез белков, что имеет прямое отношение к биохимическому механизму памяти. Второй подход к изучению и регулированию процессов памяти – физический. Заключается он в изучении влияния физических факторов на процессы запоминания и на фазы памяти вообще. Важнейшим направлением в физическом подходе является электрическая стимуляция мозговых структур. Оптические методы управления памятью выгоднее. Существует еще одна возможность целенаправленного воздействия на функции памяти - с помощью фокусированного ультразвукового эффекта. Влияние курения. Первоначально в малых дозах, никотин расширяет кровеносные сосуды и действует возбуждающе. Курильщик ощущает прилив энергии, лучше себя чувствует, его мысль течет быстрее. Но все это длится недолго. В больших дозах и при длительном употреблении никотин сужает сосуды. Под влиянием никотина и других составных частей табачного дыма (вовсе не безобидных) умственная деятельность постепенно ослабевает. У большинства курильщиков наступает ослабление памяти. Результаты исследований показали, что под влиянием курения табака, наступает ухудшение кровоснабжения мозга. Алкоголики часто жалуются на забывчивость. Под удар алкоголя главным образом попадает кратковременная память. Люди с легкостью вспоминают давно происходившие события, но столь же легко забывают сиюминутные. Кроме того, алкоголь приводит к замедлению мозговой деятельности.

2.5.Влияние возраста на память

Жалобы на плохую память у подростков-школьников куда более часты, чем у младшеклассников. Такие жалобы возникают с тем большей вероятностью, чем меньше выработалось у них умение учиться, чем больше полагаются они на механическое «зазубривание» материала. При этом рано или поздно память перестает справляться с возрастающим объемом материала, если он не обработан, не разобран по смыслу, если ученик не обладает культурой запоминания, не умеет использовать подобные приемы, облегчающие работу.

Чаще всего жaлобы нa плохую пaмять учaщaются после 40 лет и тем более в пожилом возрaсте. Нa сaмом деле, это не совсем тaк. Просто по окончaнии aктивной учебы отпaдaет нaдобность что-то зaучивaть, пропaдaет нaвык нaпрягaть пaмять, и онa «детренируется». Актеры, которым приходится учить новые роли всю жизнь, и в стaрости спрaвляются с длиннейшими текстaми. Сейчaс в некоторых стрaнaх, нaпример, в Гермaнии и США, все чaще люди, выйдя нa пенсию, поступaют в университеты (обычно нa гумaнитaрные фaкультеты), вполне успешно зaнимaются и сдaют экзaмены нaрaвне с юными однокурсникaми.

Результaты последних исследовaний говорят о том, что нейроны – клетки мозга, делится дaже в 70-летнем возрaсте. Причем, рaзмножaющиеся клетки обнaружены в сaмых «думaющих» учaсткaх мозгa. Сейчaс ученые считaю, что возрaстное ослaбление пaмяти связaно не столько с физической гибелью нейронов, сколько с нaрушением контaктов между ними. Веществa, помогaющие устaновлению подобных контaктов, известны. Это прежде всего витaмины С, Е, В6, В12, бетa-кaротин, жирные кислоты, содержaщиеся в лососе, тунце, сaрдинaх, сельди.

Однако, умение зaбывaть имеет огромное знaчение в выживaнии людей. Мозг должен освобождaться от ненужного грузa впечaтлений и сведений. Пaмять кaк бы сaмa регулирует нaгрузку, готовится к приему новой информaции. При этом стaрaя информaция не исчезaет бесследно, но переходит из aктивной пaмяти в пaссивную, откудa иногдa ее удaется извлечь. Это зaмечaтельное свойство спaсaет многих людей в трaгических ситуaциях.

2.6.Учимся запоминать

Нa пaмять влияет множество фaкторов. Кто-то лучше зaпоминaет то, что увидел, кто-то — что услышaл. В тaких случaях говорят о зрительной или слуховой пaмяти. Лучше зaпоминaется предмет, вызывaющий интерес. Общеизвестнa стойкость пaмяти чувств. В состоянии эмоционaльного подъемa из пaмяти иногдa вызывaются вещи, кaзaлось бы, дaвно зaбытые. Очень вaжнa мотивaция. Человек, считaющий себя aбсолютно неспособным к языкaм, попaв в чужой стрaне в стрессовую ситуaцию, когдa вопрос стоит о физическом выживaнии, зaпросто выучивaет язык. Во многом способность к зaпоминaнию зaвисит от тренируемости. Бритaнские ученые с помощью специaльного скaнерa исследовaли лобную долю головного мозгa, которaя зaведует перемещением в прострaнстве, у шоферов тaкси и предстaвителей других профессий. Окaзaлaсь, что онa рaзвитa у тaксистов горaздо больше. Мaло того, чем лучше водитель ориентируется в городе, чем более крaтким путем он может проехaть из одного местa в другое, тем больше по рaзмеру лобнaя доля его мозгa. При этом объем серого веществa в целом не меняется, оно просто рaспределяется по иному.

«Эффект края». Психологи утверждают, что в памяти оседают обычно начало и конец информации, а середина выпадает. Не случайно, на концерте в более выгодном положении оказываются те исполнители, которые открывают программу или выступают последними. Понятно также, почему в споре все участники стремятся оставить за собой последнее слово.

При необходимости быстро освоить большой объем сведений может быть полезна «шпаргалка». Однако ею надо уметь пользоваться. Она строится как опорный конспект или тезисный план. В нее вносятся пункты, примеры, а также то, что легко забыть, например, даты или исключения. Утром, перед экзаменом ее можно посмотреть для успокоения нервов, а потом… оставить за дверью аудитории. Если шпаргалка хорошо составлена, она уже не понадобится – все и так вспомнится.

Психологи выяснили, что есть «критические» моменты, после которых процент оставшейся в памяти информации резко падает. Так, через забывается несколько минут забывается примерно четверть, через несколько часов – половина, через сутки – около ¾ информации, если именно в это время повторять заученное, потеря будет значительно меньше. При подготовке к экзаменам действовать нужно так: прочитав главу, повторить основное и трудное для запоминания и изложения. Закончив блок из нескольких вопросов, повторить самое важное из того, что было прочитано за последние полдня. На следующий день начать занятие с того, что вспомнить пройденное накануне.

А как быть с тем, что все-таки придется зазубрить: даты, имена, цифры, слова-исключения. Для облегчения этой не очень приятной работы издавна существуют особые приемы, называемые мнемоническими. Суть их в том, что заучивание с помощью каких-то уловок превращается в осмысленное. Некоторые такие «запоминалки» хорошо известны: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Очередность цветов спектра соответствует начальным буквам каждого слова в этой фразе. Или фраза: «Что я знаю о кругах». Число букв в каждом слове этой фразы соответствует цифре в числовом выражении значения «π»-3,1416…

Искусство запоминания, «мнемоника», появилось еще в Древней Греции. Ее зарождение связывают с именем древнегреческого поэта Симонида, жившего в V веке до н. э.

Согласно легенде, Симонид как-то пришел к выводу, что по месту, на котором находился ранее человек, можно вспомнить его образ, воспроизвести имя и даже характер. Как следует из легенды, этому выводу предшествовало одно событие. Однажды Симонид был в гостях, внезапно его вызвали по неотложному делу. Едва он переступил за порог, как началось землетрясение, дом был разрушен, а все гости погибли под обломками. Родственники не могли опознать своих близких. Тогда Симонид представил себе картину пира, и в памяти его ожили все погибшие. Он вспомнил, где кто сидел, и уверенно указал, кому какие останки принадлежат. С тех пор все, что требовалось запомнить мысленно, помещали в отдельные углы здания и по мере надобности оттуда извлекали.

Полезно опосредованное запоминание. К нему следует прибегнуть, когда речь идет о исторических датах. Можно выучить несколько опорных, самых важных, а все остальное отсчитывать от них: через год после, за пять лет до и т.д. Наша память лучше хранит структурированный текст. Удачные рифмовки вроде: « Кое-либо-что-нибудь – про дефис ты не забудь!» передаются у школьников из поколения в поколение.

Удобный способ запомнить что – либо привлечь воображение. Так, для усвоения разрядов сочинительных союзов можно представить себе три дома: в одном жильцы – коллективисты. Все время ломают стены, чтобы соединиться, в другом – индивидуалисты, ставят перегородки, чтобы разделиться , а в третьем все просто вредные и замышляют что-то против соседей. Вообразив поярче, какое выражение лиц у жильцов каждого дома, не забудешь разряды союзов. Этот способ подходит и для работы со словами-исключениями: можно сочинить с ними истории или мысленно нарисовать картину, например, «Ростовщик Ростислав из Ростова заботливо поливает росток, на котором вместо листьев – зеленые доллары».

Логическая память. Успешность заучивания зависит от использования рациональных приемов, без которых человеку приходится затрачивать лишнее время и силы на запоминание. Приведем простой пример. Давайте попробуем запомнить ряд цифр.

Первый ряд: 9 5 3 4 2 8 1 (всего 7 цифр)

Повторив цифры про себя, вы, наверняка, запомните их и через несколько минут воспроизведете. Тогда прибавим еще 3 цифры.

Второй ряд: 5 8 2 7 0 0 9 2 3 6 (всего 10цифр)

С некоторыми затруднениями вы, может быть справитесь и с этим заданием. Тогда предложу вам запомнить еще больший ряд цифр.

Третий ряд: 1 4 4 1 2 1 1 0 0 8 1 6 4 4 9 3 6 2 5 1 6 9 4 1 (всего 24 цифры)

Эта последняя задача, по всей вероятности, покажется вам невыполнимой. Между тем, запомнить и воспроизвести эти 24 цифры легче, чем предыдущие 10. Секрет в том, что для заучивания второго ряда приходится использовать только механическое запоминание (цифры эти между собой не связаны логически), а для третьего ряда может быть применено смысловое запоминание (цифры этого ряда представляют собой написанные подряд квадраты чисел от 12 до 1)

Не поняв изучаемого материала, нельзя его заучивать. Важно установить логическую последовательность частей материала, то есть план, который можно составить мысленно, а в иных случаях – письменно или путем продуманного подчеркивания и проставления цифр, выделяя «логический каркас» изучаемого материала.

Еще один интересный способ запоминания новой информации: нарезать одинаковые по размеру кусочки бумаги, написать термин на одной стороне, а определение – на другой. Затем сложить листки в стопку терминами вверх. Брать по одному листку, читать вслух термин, не переворачивая лист проговорить определение, повернуть листок и проверить. Если правильно – отложить в правую сторону, неправильно – в левую. Затем взять только стопку с левой стороны и повторить все действия. Так до того момента, пока все карточки не будут переложены в правую стопку. Затем необходимо перевернуть стопку карточек определениями вверх и еще раз повторить процедуру.

Примеры подобных карточек:

Обучаться рациональному запоминанию можно гораздо результативнее, если знать о себе такую характеристику, как доминирование полушарий мозга (если оно ярко выражено!). Для «левополушариков» комфортнее будет запоминать через многократное повторение, а «правополушарикам» доступно запоминание на долгое время только через понимание.

Наша память хранит обширнейшие объемы информации. Она служит календарем и дневником, семейным альбомом и энциклопедией, музыкальным центром и сборником кулинарных рецептов... Не стоит поднимать панику если вы что-то забываете, нужно просто начать работать над памятью, постепенно тренируя ее.

Заключение. В течение всей своей жизни человек получает огромное множество информации, которая закрепляется и воспроизводится с помощью психического процесса, который называется памятью. Память помогает в нам в течении всей нашей жизни. Без памяти наше существование было бы немыслимо. Мы бы ничего не запоминали и не воспроизводили бы, и в таком случае человечество никогда не достигло бы такого уровня цивилизации, который мы имеем сейчас. Любая деятельность связана с определенными способностями и приемами выполнения рабочих функций. Чем совершенней применяемые способы и приемы, тем выше эффективность деятельности. Тогда, если память – деятельность, то, следовательно, рациональным приемам и способам запечатления информации нужно специально обучаться. Доказано, что каждый нормальный человек при целенаправленном овладении способами запоминания может рационально увеличивать эффективность своей памяти. Но учеными доказано, что каждый человек обладает феноменальной памятью. Это выявилось в процессе эксперимента. Следовательно, в каждом из нас заключены неизвестные нам возможности, но т.к. мы, в основном, не тренируем память, то это способствует забыванию. Сейчас учёные пришли к выводу, что память расположена в коре головного мозга, покрывающей его поверхность и имеющей благодаря складкам большую площадь. Но до сих пор точная локализация памяти так и не установлена. Возможности человеческого мозга на сегодняшний день ещё не до конца изучены, и никто не может сказать, какой объём информации способен вместить наш мозг, однако факт остаётся фактом, никто из людей не использует свой мозг в полную мощность. Однако существуют особые законы памяти, знание которых помогает людям лучше запоминать какую-либо информацию. В ходе развития человечества было множество людей, поражавших своей необыкновенной памятью. И до сегодняшнего дня учёные не смогли дать ясный ответ, объясняющий феноменальную память. Так же существуют такие феномены памяти как дежавю, жемавю и феномен детектора ошибок. Эти феномены переживал практически каждый человек, однако и их природа не до конца изучена, и существуют лишь различные взгляды на их сущность. Некоторые относят явление дежавю к явлениям ложной памяти, а психиатры вообще считают дежавю психическим расстройством. Феномен памяти пытались объяснить множество учёных, которые предложили множество гипотез. Среди них много интересных теорий, таких как «память воды», «молекула памяти». Однако общепризнанной теории о феномене памяти до сих пор не существует. И даже сейчас не до конца известно, что такое феноменальная память – уникальные способности, одарённость или может психическое расстройство.

Возможности человеческой памяти поистине безграничны. Но, как мы сегодня убедились, над ней надо работать, совершенствуя себя, делая усилия над собой.

Конечно, долгая и непрерывная умственная работа вызывает переутомление, но прежде всего потому, что мы не умеем использовать свои ресурсы. Ученые доказали, что человеческий мозг способен вместить примерно десять в двадцатой степени единиц информации. Значит каждый из нас способен усвоить информацию, содержащуюся в миллионах томов Российской государственной библиотеки.

Некоторые люди рождаются с феноменальной памятью, а остальные могут память тренировать и достигнуть хоть и не феноменальных результатов, но очень даже приличных, которые позволят достичь очень больших высот, не говоря уже о довольно простых вещах. Один из самых распространенных способов сохранения памяти — постоянная тренировка памяти.

В созидательной, творческой деятельности человека - память одна из важнейших составляющих, обусловливающих успешность и продуктивность любой деятельности. Память — малоизученная область нашего мозга. Каждый организм индивидуален, развивать свою память или довольствоваться, что дала природа -выбор каждого.

Феномен памяти – тема до конца не изученная и не раскрытая. Но учёным открывается огромный простор в области исследования памяти и её феноменов, и эта тема чрезвычайно актуальна в наше время для изучений. Не только потому, что она сейчас довольно модная, а и потому, что узнав всё о памяти, мы, возможно, смогли бы применить наши знания на практике, и таким образом достичь новых ступеней эволюции. Через некоторое время мы узнаем все тайны и загадки человеческой памяти, и они помогут нам в дальнейшем развитии человечества.

В ходе выполнения своей работы рассмотрены основные представления о памяти, различные её феномены, теории, объясняющие их,способы её улучшения.

В исследовательской части нашло подтверждение, что значительный рост способности к заучиванию в возрасте от 8 до 10 лет и особенно в возрасте с 11 до 13 лет. С 13 лет наблюдается относительное снижение в темпах развития памяти. Это соответствует качеству знаний учащихся по возрастам, в 8-9х классах качество обучения падает.

У леворуких людей память устроена по-другому, у них доминирующее полушарие- правое. Все левши нашей школы отличаются хорошей памятью, являются отличниками и ударниками учёбы, активистами, спортсменами, дипломантами олимпиад и конференций.

Существует множество способов управления и тренировки памяти. Каждый человек хотел бы улучшить память, но не всякий знает как и что для этого нужно. Самое главное правило для улучшения памяти гласит: «Чтобы развить память ее надо развивать».

Выводы:

  • У большинства учащихся память плохая, её необходимо тренировать.

  • Улучшение памяти повысит качество обучения учащихся.

  • Надо иметь готовый доступный материал для использования при желании работать над совершенствованием памяти.

  • Использовать и распространить опыт учителей нашей школы по овладению приёмами тренировки памяти и внимания.

  • Память является важнейшей функцией интеллекта, поэтому необходимо беречь и совершенствовать её, соблюдать гигиену памяти.

  • Подбирая и используя готовый материал, интернет-ресурсы каждый должен найти удобный способ восприятия информации, т.е. тренировки памяти и внимания.

  • Необходимо собрать и оформить материал в виде брошюры, раздать учащимся как руководство к действию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. Системно- деятельностный подход к изучению познавательных процессов: Учебно-методическое пособие. — М., 1985. (Память: 31-103.) 2.Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. — М., 1980. (Узнавание: 293-361.) 3.Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. — М., 1979. — С. 161.

4.Величковский Б.М. 126 способов тренировки памяти.)

5.Ипполитов Ф.В. Память школьника. — М., 1978. (Теории памяти: 7-13. Классификация видов памяти: 15—28.)

6. Интернет - ресурсы. 7.Лурия АЛ. Маленькая книжка о большой памяти. — М., 1968.

Приложение 1.

Приложение 2.

Вы набрали:

16 и менее баллов

Вы отличаетесь не только отсутствием памяти, но и рассеянным вниманием. Можно, конечно, над этим умиляться, но жить с таким «набором» сложно. Не исключено, что вам просто не хватает самоорганизации и примитивный еженедельник значительно облегчил бы ваше существование. Но лучше все-таки начать уделять внимание развитию памяти, решать головоломки и кроссворды, учить стихи и иностранные языки.

От 17 до 23 баллов

У вас память достаточно посредственная. Возможно, проблема в большом объеме информации, которой забита ваша голова, но нужный «файл» извлечь не всегда удается. Поэтому разгрузите голову, воспользовавшись современными средствами напоминания: на работе – компьютер, электронные записные книжки, в быту – мобильный телефон, таймеры и будильник.

24 и более баллов

Память и внимание – ваша сильная сторона. Возможно, это природное качество, но все равно не стоит «перегружаться». Психологи утверждают, что люди, которые никогда ничего не забывают, живут в состоянии постоянного напряжения, ощущают груз тревоги и внешних запретов. А кроме того, нередко лишают себя радости творчества и открытий.

Проверить, оценить свою память несложно, а вот регулярно заботиться о ней не каждый сможет. Логическим продолжением прохождения теста будет выполнение специальных упражнений для развития памяти.

В.А. Моцарт

Ю. Цезарь

А.С. Пушкин

Г. Доре

А.Ф. Иоффе

Б.Гейтс

Проверим свою память

Несколько упражнений по Ф.Лёзеру.

Ниже приведены 20 названий (каждое под соответствующим порядковым номером), которые следует запомнить. Для запоминания дается 40 секунд, необходимо написать все 20 слов с их номерами так, как вы их запомнили. Ответ считается правильным, если одновременно с названием указывается и его порядковый номер.

1. Украинец

2. Экономка

3. Каша

4. Татуировка

5. Нейрон

6. Любовь

7. Ножницы

8. Совесть

9. Словарь

10. Глина

11. Масло

12. Бумага

13.Сладости

14. Логика

15. Социализм

16. Глагол

17. Прорыв

18. Дезертир

19. Свеча

20. Вишня

Эффективность запоминания вычисляется по формуле:

Количество правильно названных чисел делится на 20 и умножается на 100.

За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел с их порядковыми номерами. После этого написать все, что вы запомнили.

1. 43

2. 57

3. 12

4. 33

5. 81

6. 72

7. 15

8. 44

9. 96

10. 7

11. 37

12. 38

13. 86

14. 56

15. 47

16. 6

17. 78

18. 61

19. 83

20. 73

Эффективность запоминания в процентах вычисляется по формуле:

Количество правильно названных чисел делится на 20 и умножается на 100.

Получаем процент эффективного запоминания.

Сейчас проверим свою так называемую «кратковременную» память. Она связана с тем, что для человека в данное время важно. И если у этого человека есть дела поважнее, то результаты могут быть более чем скромными. За 3 секунды нужно постараетесь запомнить как можно большее количество чисел. Пусть вас не смущает, что вы, возможно, не сможете воспроизвести все, это нормально.

15

39

87

23

94

65

79

46

83

19

94

52

А теперь оцените результат: максимальное количество информации, которая может храниться в кратковременной памяти, - 10 единиц материала. Средний уровень – 6-7 единиц.

Приемы тренировки памяти для детей

Тренировать память у детей можно с помощью игр. Вот примеры нескольких игр.

Угадайка

В эту игру, которая развивает память, внимание и речь, можно играть вдвоем или целым классом. Попросите ребенка по памяти описать какой-либо из находящихся в комнате предметов так, чтобы остальные угадали, о чем идет речь. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его. Следите за тем, чтобы назывались существенные признаки. Остальные участники имеют право задавать наводящие вопросы, однако надо дать возможность водящему произнести достаточно полное описание предмета.

Чемодан

В эту игру тоже можно играть и вдвоем, и компанией из нескольких человек. Она поможет развитию механической памяти. Первый человек произносит фразу: «Туристка кладет в чемодан зубную щетку». Второй должен повторить это предложение, добавив свой предмет, который нужно положить в чемодан. Игра продолжается до тех пор, пока ряд не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести. У детей это может быть 18-20 предметов.

Пуговка

Эта игра поможет развить зрительную память и внимание. Положите перед ребенком набор из разных пуговиц и других предметов (фигурок из киндер-сюрпризов, конфет, канцелярских принадлежностей и т. п.). Пусть он посмотрит на них некоторое время, а потом отвернется. В это время уберите один из предметов. Ребенок должен вспомнить, что именно вы убрали. Игру можно усложнять в зависимости от возраста и по мере тренировки памяти, увеличивая количество исходных и (или) убранных предметов.

Не стоит забывать, что работа мозга у детей напрямую связана с движением. И если ваш ребенок во время запоминания стихотворения или текста качает ногой, лезет на лесенку или висит под потолком, не стоит его останавливать и заставлять сидеть или стоять по стойке смирно, ведь движение – это способ активизировать детскую память! И лишь когда ребенок отвлечется, забыв о стихотворении, стоит тактично о нем напомнить

Советы для школьников

Как выучить уроки быстрее и эффективнее?

Неотъемлемой частью школьной жизни является выполнение домашнего задания и изучение материала дома. Для многих это занятие является рутиной, но благодаря этим советам можно значительно облегчить и сделать так, чтобы выученный предмет остался в вашей голове как можно дольше.

  • Прежде всего, нужно запомнить главный принцип: отдых нужно чередовать с нагрузкой. Дети младшего школьного возраста могут сконцентрироваться на предмете изучения всего лишь 15-20 минут, после чего нужно отдохнуть на протяжении 10 минут. Дети постарше могут концентрировать внимание на протяжении до 45 минут,нужна регулярная смена деятельности.

  • Важно отдохнуть после школы на протяжении 1-2 часов

  • Когда приходит время выполнения домашнего задания, сначала лучше выполнить письменные задания. Первыми выполняются более лёгкие задания, после – более тяжёлые.

  • Подготовку устных предметов, а также подготовку к контрольной работе нужно начинать в конце, после небольшого отдыха. Будь то параграф по истории или стихотворение по литературе, его непременно нужно разбить на 3-4 равные части, стихотворения лучше разбить на четверостишия.

  • Выучивание текста нуждается в повторении. После того как текст выучен его нужно повторить вслух 2-3 раза, затем отдохнуть минут 5, успокоиться и только потом лучше начинать подготовку следующего задания. Основательно повторить текст нужно перед сном и утром.

Как писать без ошибок?

Почему одни люди пишут с ошибками, а другие нет? Почему у одних в школе по русскому языку была тройка, а у других пятерка?

Кто-то скажет: дело в способностях, воспитании, генах... На самом деле, дело в том, что одни люди используют правильные стратегии правописания, а другие нет.

Когда вы пишите, вы должны помнить, как выглядит каждое слово. Если напишите с ошибкой вы будете испытывать дискомфорт. Для того чтобы выработать такую стратегию нужно много читать. Стратегия «пишу как слышу» - ошибочная.

Как выучить словарные слова?

1. Как запомнить, что слово «БЕРЁЗА» пишется через «Е», а не «И»? Представьте берёзу у которой ветки растут горизонтально, как буква «Е». Все. Вы запомнили «берёзу» на всю жизнь.

2. Слово «КОРОВА». Вместо ног у коровы колеса. Вот и запомнили букву «О».

3. «СУББОТА». Две буквы «Б». По ассоциации первое, что приходит на ум, суббота - это выходной. А выходных у нас два.

4. «ЛЕСТНИЦА». Как бы запомнить, что есть буква «Т». Представляем лестницу, где Т-образные ступеньки или перила в форме «Т».

5. «КАРАНДАШ» - 2 буквы «А». Берем карандаши и выкладываем буквы «А», Выложить круглую букву «О» из карандашей не получится.

Принцип вам понятен. Как видите, это легко и забавно.

Способы тренировки памяти для всех

1. Через 5-10 минут после пробуждения кaк можно быстрее сосчитaйте в обрaтном порядке от 100 до 1.

2. Повторите aлфaвит, придумывaя нa кaждую букву слово. Если вы зaбыли кaкую-то букву или не можете придумaть слово, не остaнaвливaйтесь. Здесь вaжен темп.

3. Нaзовите двaдцaть мужских имен и столько же женских.

4. Выберите любую букву aлфaвитa и нaзовите двaдцaть слов, нaчинaющихся с нее.

5. Зaкройте глaзa и сосчитaйте до двaдцaти.

6. Можно учить стихи. Глaвное – делaть это постепенно и регулярно, постоянно увеличивaя объем зaучивaемого текстa. К тому же стихи должны нрaвиться именно вaм – если процесс зaучивaния будет проходить через силу, то хорошего результaтa вряд ли удaстся достичь.

7. Вспоминaйте прожитый день. Вечером, лежa перед сном в постели, необходимо мысленно прокрутить все события прошедшего дня, кaк кинопленку, причем в обрaтном порядке – с вечерa до утрa. При этом нужно постaрaться вспомнить кaк можно больше детaлей. Глaвное прaвило этого упрaжнения – нельзя концентрировaться нa негaтиве. Вспоминaть события нужно отстрaнено, кaк бы нaблюдaя зa ними со стороны.

8. Состaвляйте aссоциaции. Нaпример, все мы в детстве зaпоминaли рaдугу при помощи фрaзы «Кaждый охотник желaет знaть, где сидит фaзaн», где первые буквы кaждого словa aссоциируюся с цветaми сaмой рaдуги (крaсный, орaнжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Глaвное – чтобы тренировки пaмяти приносили рaдость, a тaкже чтобы вы осознaвaли их необходимость. Тогдa в следующий рaз вaм не придется мучительно долго вспоминaть имя того aктерa, который игрaл в фильме, который вы только вчерa посмотрели.

Искусство запоминать - мнемоника

Память для человека очень важна. Да, вы и сами об этом знаете и много раз в этом убеждались. Стоит только лишь что-то забыть, как начинаются проблемы. Но существует такая наука, как мнемоника. Запоминание отдельных смысловых единиц

Сначала попробуем запомнить десять простых слов: глаз, рукава, дожди, Мцыри, зять, шест, день, фобия, веха, чаща.

Вы прочли эти слова. Теперь отведите взгляд от текста и постарайтесь воспроизвести все слова по порядку. Если вам не удалось, прочтите слова снова. Так повторите несколько раз, Вы почувствуете, что это не так-то уж и легко, как кажется. А что если надо запомнить 20 или даже 50 слов? Здесь нам окажет существенную помощью мнемоника. Применяя мнемонические правила, мы вполне свободно можем оперировать сотней слов: называть слова по порядку и указывать места их расположения.

1 (раз) — глаз, 2 — рукава, 3 — дожди, 4 — Мцыри,5 — зять, 6 — шесть, 7 — пень , 8 — фобия, 9 — веха, 10 — чаща.

Если проговорить эту цепь цифр и слов хотя бы один раз, то она сразу же запомнится. Попробуем: раз-глаз; два-рукава; три-дожди; и т. д. Запомнили слова в паре с цифрами. Вычлененные пары (цифры и слово) назовем ассоциативными рядами. Это есть фундамент для запоминания любых словарных единиц.

Теперь возьмем для запоминания другой десяток слов: линейка, часы, сосна, картина, кустарник, дорога, заяц, сосед, гитара, дом.

Каждое слов, чтобы его запомнить, включайте в предложение с ключевым ассоциативным рядом.

Например, со словом «линейка» можно построить фразу: «Глаз направлен на линейку». Слово «часы»: «Я достаю часы из рукава». Проделайте подобное с остальными словами: сосна, картина, кустарник и т.д. Примите во внимание, что, чем необычнее будет построена фраза, тем крепче ассоциация.

Теперь отведите взгляд от текста и скажите, какое слово было шестым номером, а какое восьмым… Вы сделаете это без ошибок. Проверьте себя: каким номером по порядку было названо слово «кустарник»? Для того чтобы почувствовать уверенность в овладении этим приемом, потренируйтесь еще над десятком слов или даже пятьдесят слов. Используя данный метод, вы можете запоминать практически неограниченное количество слов и отдельных объектов, но для этого необходимо подготовить соответствующее количество ключевых.

10 законов памяти

1. Человек запоминает треть услышанного, половину увиденного и все 100 % того, которое делает.

2. То, чем очень интересуешься, запоминается без проблем.

3. Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимки в тумане, так и сознание человека не сохранит нечетких впечатлений.

4. Когда к событию пристальное внимание бывает достаточно ее одноразового переживания.

5. Нехватка надлежащего внимания во время восприятия информации не возместит даже увеличения числа ее повторений.

6. Жидкие, странные, неординарные впечатления запоминаются лучше, чем привычные.

7. Сосредоточенность плюс выборочность позволяет человеку настроить память на восприятие исключительно потенциально полезной информации.

8. Позитивные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а негативные – препятствуют

9. Если в момент запоминания настроение человека подавлено или возвышено, то воссоздание ее тогдашнего эмоционального состояния способствует припоминанию.

10. Комплексные впечатления, то есть полученные с помощью большего числа органов чувств (не только на слух, но и с помощью зрения, прикосновения), помогают запомнить еще лучше.

15

Просмотров работы: 5293