ВВЕДЕНИЕ
Будущее России определяется уровнем обучения, воспитания, физического, психического и социального благополучия детей, подготовки их к жизни быстро меняющемся мире.
В связи с развитием технических средств физическая активность людей резко сократилась по сравнению с прошлым десятилетием. Это ведет к постепенному снижению функциональных способностей человека. Гиподинамия приводит к сбоям в работе всех систем органов и организма в целом, способствуя возникновению различных заболеваний. Физическая культура и спорт становится единственными доступными человеку формами двигательной активности, с помощью которых удовлетворяется природная потребность человека к движению и нагрузкам.
Физкультура, спорт и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. Влияние экологических факторов, ритм современной жизни, постоянное присутствие в окружающей среде агрессивных микроорганизмов ослабляют здоровье человека. Вот почему так важно укреплять защитные силы организма всеми доступными способами: сбалансированным питанием, своевременным лечением различных недугов, профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета, а также с помощью физической активности. В связи с этим привлечение обучающихся к физической культуре и спорту становится особо актуальным.
Реализация мер государственной и социальной политики, предусмотренных в «Основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации». Должно способствовать решению проблем гиподинамии и формированию здорового образа жизни обучающихся.
Гипотеза: двигательная активность и занятия спортом способствуют сохранению здоровья, физическому , патриотическому, интеллектуальному развитию обучающихся.
Цель: выявить значение двигательной активности для формирования интеллектуальных способностей и улучшения здоровья обучающихся.
Задачи:
Составить обзор литературы по изучаемому вопросу.
Исследовать данные по занятости обучающихся в спортивных кружках и секциях.
Провести мониторинг обучающихся вовлечённых в реализацию проекта «Мини – футбол в школу».
Изучить роль двигательной активности в формировании здорового стиля жизни обучающихся.
Сделать вывод о роли двигательной активности в формировании выпускника современной школы.
Для решения проблем двигательной активности и приобщение обучающихся к здоровому образу жизни в ГБОУ СОШ с. Красный Яр реализуется общероссийский проект «Мини – футбол в школу»
В ГБОУ СОШ с. Красный Яр реализуется программа «Мини – футбол в школу» с 2009 года. Проект реализуется во внеурочное время в целях эффективной организации физкультурно-массовой работы в школе, для решения проблемы двигательной активности и здорового образа жизни у обучающихся. На основании распоряжения СЗУ от 24 декабря 2009 года №451 – од «О присвоении статуса экспериментальной площадки
Обзор литературы
Социологическое исследование
По данным института возрастной физиологии РАО подростки находятся в образовательном учреждении до 8 часов, общая статистическая нагрузка, учитывая учебные, внеурочные занятия, дополнительные творческие объединения, самоподготовка доходит до 11 часов.
Дефицит двигательной активности в младших классах составляет 35% в старших – 65%, а один урок физической культуры только на 10% компенсирует дефицит движения.
Внеклассная, внеурочная деятельность и дополнительные занятия физкультурой и спортом призваны повышать спортивные достижения в разных видах спорта, содействовать подготовки к сдаче нормативов ГТО, привлечь к занятиям спортом детей в свободное время в качестве участников и болельщиков, создать альтернативу пагубным привычкам, активно участвовать в социально значимых проектах, акциях.
История мини-футбола.
В 20-е годы прошлого столетия в Бразилии был очень популярен пляжный вариант игры в футбол. Вскоре эта игра проникла в залы и были написаны правила игры.
Считается, что первыми в Европе начали играть австрийцы. Дебют экспериментальной игры состоялся в 1958 в Европе. Мини-футбол всем пришелся по душе. Постепенно мини-футбол завоевывал популярность и в других странах. Все большую популярность получала эта игра в Голландии, Испании, Италии. В сезоне 1968/69 Голландия первой провела свой национальный чемпионат. Победу в нём одержал клуб «Щага’'66». В середине 70-х годов в Европе мини-футбол начинает развиваться, как организованный, отдельный вид спорта. 19 июля 1974 года в Риме был сыгран официально зарегистрированный первый международный матч среди национальных сборных. Итальянцы принимали ливийцев и победили со счётом 9:2.
Первый в истории мини-футбола прототип-турнир чемпионата мира состоялся через двенадцать лет, с 18 по 20 ноября 1986 года в Будапеште. Участвовали 8 команд. В финальном матче хозяева-венгры победили голландцев. В 1988 году были окончательно утверждены его правила. А в 1989 с 5 по 15 января в Нидерландах состоялся пробный чемпионат мира по этому виду спорта. В России мини-футбол появился в 1959 году, широкого размаха достиг турнир 1976 года когда в нём участвовало 23 футбольных клуба высшей и первой лиги. Благодаря активной деятельности ассоциации мини–футбола, Россияне дебютировали на Чемпионате мира в Гонконге в 1996 году. А студенческая сборная России – трёхкратный чемпион (1996,2000, 2006 годов) и в 2008 году российская сборная завоевала золотые медали молодёжного чемпионата Европы.
Общероссийский проект «МИНИ-ФУТБОЛ В ШКОЛУ».
Современному школьнику, проводящему большую часть дня непосредственно на учебных занятиях и за подготовкой домашних заданий, приходится выдерживать большие умственные нагрузки при остром дефиците двигательной активности. По данным Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ, НИИ (Нау́чно-иссле́довательский институ́т) педиатрии РАН (Росси́йская акаде́мия нау́к) двигательная активность детей с поступлением в школу снижается наполовину, имея тенденцию дальнейшего понижения от младшего школьного возраста к старшему. В результате острого дефицита двигательной активности нарушаются защитные функции организма школьников, возрастает число случаев с негативными сдвигами в их здоровье. Сегодня у большинства учащихся образовательных учреждений наблюдается ухудшение зрения, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушение обмена веществ, снижение сопротивляемости к различным заболеваниям. Проведенные обследования свидетельствуют, что лишь 15% школьников могут быть признаны здоровыми, 50% учащихся имеют отклонения в здоровье, а 35% страдают хроническими заболеваниями. Вследствие этих обстоятельств уроки физкультуры сегодня посещают лишь 75% школьников, а в спортивных секциях занимается лишь один ученик из десяти. В то же время растет число подростков, злоупотребляющих курением и алкоголем, а также попавших в наркотическую зависимость, проявляющих асоциальное поведение.
Естественно, в условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита двигательной активности учащихся, особую актуальность приобретает необходимость эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы в школе, особенно во внеурочное время. К числу наиболее эффективных средств такой работы, безусловно, относится мини-футбол – любимая игра детей и подростков. Игра, отличающаяся простотой, доступностью и высокой эмоциональностью. Словом, мини-футбол, которым сегодня увлекаются не только мальчики и юноши, но и девочки и девушки, как нельзя лучше приспособлена для развития ее в школе и, следовательно, для кардинального решения проблем двигательной активности и здоровья подрастающего поколения.
Именно с этих позиций Российским футбольным союзом и Ассоциацией мини-футбола России и подготовлен общероссийский проект «Мини-футбол в школу», являющейся составной частью общероссийской программы развития футбола в стране, которую активно продвигает в жизнь Российский футбольный союз.
Исследования двигательной активности в школе.
Фундамент двигательной активности закладывается в школе на уроках физической культуры, внеурочной деятельности, подвижных играх, динамических паузах и реализации проекта «Мини футбол в школу». (Таблица 1)
Таблица 1
Количество уроков физической культуры в неделю
Классы |
Уроки физической культуры |
Динамические паузы |
Подвижные игры |
Внеурочная деятельность |
Мини футбол |
1 |
3 |
2 |
|||
2-4 |
3 |
1 |
2 |
||
5-6 |
4 |
1 |
1 |
||
7 |
3 |
||||
8-11 |
3 |
В ГБОУ СОШ с. Красный Яр для повышения двигательной активности разработаны программы внеурочной деятельности, способствующие достижению поставленной цели. (Таблица 2)
Таблица 2
Спортивно – оздоровительное направление внеурочной деятельности
в 5-х, 6-х, 7-х, 8-х классах 2016 – 2017 учебныйгод
Направления внеурочной деятельности |
Всего часов |
||||||
Спортивно-оздоровительное |
Название программы |
«Мини – футбол» |
«Быстрее, выше, сильнее» |
«Спортивные игры. Волейбол» |
«Школа туризма» |
||
Класс |
|||||||
5 «А» |
1 |
1 |
2 |
||||
5 «Б» |
1 |
1 |
2 |
||||
5 «В» |
1 |
1 |
2 |
||||
5 «Г» |
1 |
1 |
2 |
||||
5 «Д» |
1 |
1 |
2 |
||||
6 «А» |
1 |
1 |
|||||
6 «Б» |
1 |
1 |
|||||
6 «В» |
1 |
1 |
|||||
6 «Г» |
1 |
1 |
|||||
6 «Д» |
1 |
1 |
|||||
7 «А» |
1 |
1 |
|||||
7 «Б» |
1 |
1 |
|||||
7 «В» |
1 |
1 |
|||||
7 «Г» |
1 |
1 |
|||||
8 «А» |
1 |
1 |
2 |
||||
8 «Б» |
1 |
1 |
2 |
||||
8 «В» |
1 |
1 |
2 |
||||
8 «Г» |
1 |
1 |
2 |
||||
Всего часов |
5 |
9 |
8 |
5 |
27 |
В школе работают спортивные секции и кружки. Работа кружков и секций организована таким образом, что каждый обучающийся в школе знает о их работе. Поэтому количество учащихся занимающихся в них постоянно растёт
Таблица 3
Название творческого объединения (ТО) |
Количество часов в неделю |
Количество учащихся |
Футбол |
12 |
46 |
Мини футбол |
3 |
50 |
Хоккей |
18 |
60 |
Волейбол |
9 |
32 |
Баскетбол |
27 |
82 |
Лёгкая атлетика |
5 |
20 |
Тяжёлая атлетика |
9 |
40 |
Дзюдо |
54 |
135 |
Конный спорт |
97 |
72 |
Военно-спортивные |
16 |
58 |
Настольный теннис |
9 |
40 |
Бокс |
24 |
60 |
Хореография |
2 |
20 |
Для приобщения детей к здоровому образу жизни был создан общероссийский проект «Мини – футбол в школу»
В ГБОУ СОШ с. Красный Яр реализуется программа «Мини – футбол в школу» с 2009 года.
Таблица 4
В проекте задействованы обучающиеся 2-4 классов.
№ |
Учебный год |
Количество классов |
Количество учеников |
1 |
2012-2013 |
14 |
341 |
2 |
2013-2014 |
15 |
349 |
3 |
2014-2015 |
15 |
376 |
4 |
2015-2016 |
15 |
404 |
5 |
По итогам II четверти |
16 |
467 |
Мы взяли группу обучающихся 10 класса, которые с третьего класса занимаются по программе «Мини футбол в школу». Проследили динамику двигательной подготовленности, результаты мониторинга представлены в таблице 5
таблица 5
Мониторинг двигательной подготовленности
учащихся (средний балл).
Класс |
Прыжки в длину с места |
Подтягивание, отжимание |
Бег 30 метров |
Наклоны вперёд из положения сидя |
Челночный бег 3х10 |
Кросс |
4 «Б» |
7,9 |
7,8 |
8,4 |
9 |
8,3 |
|
7 «Б» |
8,6 |
8,3 |
8,4 |
9,4 |
8,3 |
8,2 |
9 «Б» |
8,8 |
9 |
8.9 |
9.8 |
8,7 |
8,4 |
Из представленных данных можно сделать вывод, что наблюдается рост двигательной подготовленности обучающихся.
.
Психолого-педагогическим центром был проведён мониторинг сформированных коммуникативных навыков и уровня интеллекта.
Диагностика показала положительную динамику развития обучающихся.
ВВЫВОДЫ
Проведённые исследования показывают, что при увеличении двигательной активности у обучающихсянаблюдается рост двигательной подготовленности обучающихся.
Реализация программы «Мини футбол в школу» показывает высокую результативность участия в соревнованиях различного уровня. В команду по мини футболу занявшую первое место в областных соревнованиях входят пять человек обучающихся в 10 классе.
Положительная динамика прослеживается при мониторинге коммуникативных навыков и уровня интеллекта у обучающихся этого класса.
Растет число обучающихся с активной жизненной позицией, 87% ребят из класса заняты в системе дополнительного образования.
Привлечение детей к занятию спортом в свободное время в качестве участников и болельщиков создаёт альтернативу пагубным привычкам и дивиантному поведению.
Проведённые исследования показывают, что выдвинутая гипотеза подтверждается
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Лукьяненко В.П. Физическая культура: основа знаний: Учебное пособие. - М.: Советский спорт. – 2003. – 224с.
Андреев В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание: Сборник научных статей. – Казань: Центр инновационных технологий. – 2000. – 267 с.
Беленов В.Н., Герасимова Н.А. и др. Физическая культура/ Программа для 1-11 классов. – Самара, 2005. – 82 с.
Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодёжи// Физическая культура. – 2006. - №1 –с. 23-25.
Система работы
Двигательная активность обучающихся
Организация динамических пауз и динамических перемен до 40 минут в начальной школе.
Регулярное проведение дней здоровья, спортивных часов, подвижных игр.
Реализация проекта «Мини футбол в школу».
Проведение массовых физкультурно – спортивных мероприятий:
«Золотая шайба», «Зимние забавы», «Лето с мячом», «Весёлые старты»», Соревнования по 15-ти видам спорта, «Школа танцев»
Ежегодная военно – спортивная игра «Зарница»
Социально – значимые проекты Соревнование классов свободных от курения, мир без наркотиков , мы выбираем здоровый стиль жизни.