РОЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РОЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ

Аношина А... 1
1 ГБОУ СОШ с. Красный Яр
Прошкина О.И. 1
1 ГБОУ Самарской области СОШ с. Красный Яр
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

  1.  

Будущее России определяется уровнем обучения, воспитания, физического, психического и социального благополучия детей, подготовки их к жизни быстро меняющемся мире.

В связи с развитием технических средств физическая активность людей резко сократилась по сравнению с прошлым десятилетием. Это ведет к постепенному снижению функциональных способностей человека. Гиподинамия приводит к сбоям в работе всех систем органов и организма в целом, способствуя возникновению различных заболеваний. Физическая культура и спорт становится единственными доступными человеку формами двигательной активности, с помощью которых удовлетворяется природная потребность человека к движению и нагрузкам.

Физкультура, спорт и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. Влияние экологических факторов, ритм современной жизни, постоянное присутствие в окружающей среде агрессивных микроорганизмов ослабляют здоровье человека. Вот почему так важно укреплять защитные силы организма всеми доступными способами: сбалансированным питанием, своевременным лечением различных недугов, профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета, а также с помощью физической активности. В связи с этим привлечение обучающихся к физической культуре и спорту становится особо актуальным.

Реализация мер государственной и социальной политики, предусмотренных в «Основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации». Должно способствовать решению проблем гиподинамии и формированию здорового образа жизни обучающихся.

Гипотеза: двигательная активность и занятия спортом способствуют сохранению здоровья, физическому , патриотическому, интеллектуальному развитию обучающихся.

Цель: выявить значение двигательной активности для формирования интеллектуальных способностей и улучшения здоровья обучающихся.

Задачи:

  1. Составить обзор литературы по изучаемому вопросу.

  2. Исследовать данные по занятости обучающихся в спортивных кружках и секциях.

  3. Провести мониторинг обучающихся вовлечённых в реализацию проекта «Мини – футбол в школу».

  4. Изучить роль двигательной активности в формировании здорового стиля жизни обучающихся.

  5. Сделать вывод о роли двигательной активности в формировании выпускника современной школы.

Для решения проблем двигательной активности и приобщение обучающихся к здоровому образу жизни в ГБОУ СОШ с. Красный Яр реализуется общероссийский проект «Мини – футбол в школу»

В ГБОУ СОШ с. Красный Яр реализуется программа «Мини – футбол в школу» с 2009 года. Проект реализуется во внеурочное время в целях эффективной организации физкультурно-массовой работы в школе, для решения проблемы двигательной активности и здорового образа жизни у обучающихся. На основании распоряжения СЗУ от 24 декабря 2009 года №451 – од «О присвоении статуса экспериментальной площадки

  1. Обзор литературы

  1.  
    1. Социологическое исследование

По данным института возрастной физиологии РАО подростки находятся в образовательном учреждении до 8 часов, общая статистическая нагрузка, учитывая учебные, внеурочные занятия, дополнительные творческие объединения, самоподготовка доходит до 11 часов.

Дефицит двигательной активности в младших классах составляет 35% в старших – 65%, а один урок физической культуры только на 10% компенсирует дефицит движения.

Внеклассная, внеурочная деятельность и дополнительные занятия физкультурой и спортом призваны повышать спортивные достижения в разных видах спорта, содействовать подготовки к сдаче нормативов ГТО, привлечь к занятиям спортом детей в свободное время в качестве участников и болельщиков, создать альтернативу пагубным привычкам, активно участвовать в социально значимых проектах, акциях.

  1.  
    1. История мини-футбола.

В 20-е годы прошлого столетия в Бразилии был очень популярен пляжный вариант игры в футбол. Вскоре эта игра проникла в залы и были написаны правила игры.

Считается, что первыми в Европе начали играть австрийцы. Дебют экспериментальной игры состоялся в 1958 в Европе. Мини-футбол всем пришелся по душе. Постепенно мини-футбол завоевывал популярность и в других странах. Все большую популярность получала эта игра в Голландии, Испании, Италии. В сезоне 1968/69 Голландия первой провела свой национальный чемпионат. Победу в нём одержал клуб «Щага’'66». В середине 70-х годов в Европе мини-футбол начинает развиваться, как организованный, отдельный вид спорта. 19 июля 1974 года в Риме был сыгран официально зарегистрированный первый международный матч среди национальных сборных. Итальянцы принимали ливийцев и победили со счётом 9:2.

Первый в истории мини-футбола прототип-турнир чемпионата мира состоялся через двенадцать лет, с 18 по 20 ноября 1986 года в Будапеште. Участвовали 8 команд. В финальном матче хозяева-венгры победили голландцев. В 1988 году были окончательно утверждены его правила. А в 1989 с 5 по 15 января в Нидерландах состоялся пробный чемпионат мира по этому виду спорта. В России мини-футбол появился в 1959 году, широкого размаха достиг турнир 1976 года когда в нём участвовало 23 футбольных клуба высшей и первой лиги. Благодаря активной деятельности ассоциации мини–футбола, Россияне дебютировали на Чемпионате мира в Гонконге в 1996 году. А студенческая сборная России – трёхкратный чемпион (1996,2000, 2006 годов) и в 2008 году российская сборная завоевала золотые медали молодёжного чемпионата Европы.

  1.  
    1. Общероссийский проект «МИНИ-ФУТБОЛ В ШКОЛУ».

Современному школьнику, проводящему большую часть дня непосредственно на учебных занятиях и за подготовкой домашних заданий, приходится выдерживать большие умственные нагрузки при остром дефиците двигательной активности. По данным Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ, НИИ (Нау́чно-иссле́довательский институ́т) педиатрии РАН (Росси́йская акаде́мия нау́к) двигательная активность детей с поступлением в школу снижается наполовину, имея тенденцию дальнейшего понижения от младшего школьного возраста к старшему. В результате острого дефицита двигательной активности нарушаются защитные функции организма школьников, возрастает число случаев с негативными сдвигами в их здоровье. Сегодня у большинства учащихся образовательных учреждений наблюдается ухудшение зрения, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушение обмена веществ, снижение сопротивляемости к различным заболеваниям. Проведенные обследования свидетельствуют, что лишь 15% школьников могут быть признаны здоровыми, 50% учащихся имеют отклонения в здоровье, а 35% страдают хроническими заболеваниями. Вследствие этих обстоятельств уроки физкультуры сегодня посещают лишь 75% школьников, а в спортивных секциях занимается лишь один ученик из десяти. В то же время растет число подростков, злоупотребляющих курением и алкоголем, а также попавших в наркотическую зависимость, проявляющих асоциальное поведение.

Естественно, в условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита двигательной активности учащихся, особую актуальность приобретает необходимость эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы в школе, особенно во внеурочное время. К числу наиболее эффективных средств такой работы, безусловно, относится мини-футбол – любимая игра детей и подростков. Игра, отличающаяся простотой, доступностью и высокой эмоциональностью. Словом, мини-футбол, которым сегодня увлекаются не только мальчики и юноши, но и девочки и девушки, как нельзя лучше приспособлена для развития ее в школе и, следовательно, для кардинального решения проблем двигательной активности и здоровья подрастающего поколения.

Именно с этих позиций Российским футбольным союзом и Ассоциацией мини-футбола России и подготовлен общероссийский проект «Мини-футбол в школу», являющейся составной частью общероссийской программы развития футбола в стране, которую активно продвигает в жизнь Российский футбольный союз.

  1. Исследования двигательной активности в школе.

Фундамент двигательной активности закладывается в школе на уроках физической культуры, внеурочной деятельности, подвижных играх, динамических паузах и реализации проекта «Мини футбол в школу». (Таблица 1)

Таблица 1

Количество уроков физической культуры в неделю

Классы

Уроки физической культуры

Динамические паузы

Подвижные игры

Внеурочная деятельность

Мини футбол

1

3

2

     

2-4

3

 

1

 

2

5-6

4

 

1

1

 

7

3

       

8-11

3

       

В ГБОУ СОШ с. Красный Яр для повышения двигательной активности разработаны программы внеурочной деятельности, способствующие достижению поставленной цели. (Таблица 2)

Таблица 2

Спортивно – оздоровительное направление внеурочной деятельности

в 5-х, 6-х, 7-х, 8-х классах 2016 – 2017 учебныйгод

Направления внеурочной деятельности

 

Всего часов

Спортивно-оздоровительное

Название программы

«Мини – футбол»

«Быстрее, выше, сильнее»

«Спортивные игры. Волейбол»

«Школа туризма»

 

Класс

 

5 «А»

1

   

1

2

5 «Б»

1

   

1

2

5 «В»

1

   

1

2

5 «Г»

1

   

1

2

5 «Д»

1

   

1

2

6 «А»

 

1

   

1

6 «Б»

 

1

   

1

6 «В»

 

1

   

1

6 «Г»

 

1

   

1

6 «Д»

 

1

   

1

7 «А»

   

1

 

1

7 «Б»

   

1

 

1

7 «В»

   

1

 

1

7 «Г»

   

1

 

1

8 «А»

 

1

1

 

2

8 «Б»

 

1

1

 

2

8 «В»

 

1

1

 

2

8 «Г»

 

1

1

 

2

Всего часов

5

9

8

5

27

В школе работают спортивные секции и кружки. Работа кружков и секций организована таким образом, что каждый обучающийся в школе знает о их работе. Поэтому количество учащихся занимающихся в них постоянно растёт

Таблица 3

Название творческого объединения (ТО)

Количество часов в неделю

Количество учащихся

Футбол

12

46

Мини футбол

3

50

Хоккей

18

60

Волейбол

9

32

Баскетбол

27

82

Лёгкая атлетика

5

20

Тяжёлая атлетика

9

40

Дзюдо

54

135

Конный спорт

97

72

Военно-спортивные

16

58

Настольный теннис

9

40

Бокс

24

60

Хореография

2

20

Для приобщения детей к здоровому образу жизни был создан общероссийский проект «Мини – футбол в школу»

В ГБОУ СОШ с. Красный Яр реализуется программа «Мини – футбол в школу» с 2009 года.

Таблица 4

В проекте задействованы обучающиеся 2-4 классов.

Учебный год

Количество классов

Количество учеников

1

2012-2013

14

341

2

2013-2014

15

349

3

2014-2015

15

376

4

2015-2016

15

404

5

По итогам II четверти

16

467

Мы взяли группу обучающихся 10 класса, которые с третьего класса занимаются по программе «Мини футбол в школу». Проследили динамику двигательной подготовленности, результаты мониторинга представлены в таблице 5

таблица 5

Мониторинг двигательной подготовленности

учащихся (средний балл).

Класс

Прыжки в длину с места

Подтягивание, отжимание

Бег 30 метров

Наклоны вперёд из положения сидя

Челночный бег 3х10

Кросс

4 «Б»

7,9

7,8

8,4

9

8,3

 

7 «Б»

8,6

8,3

8,4

9,4

8,3

8,2

9 «Б»

8,8

9

8.9

9.8

8,7

8,4

Из представленных данных можно сделать вывод, что наблюдается рост двигательной подготовленности обучающихся.

.

Психолого-педагогическим центром был проведён мониторинг сформированных коммуникативных навыков и уровня интеллекта.

Диагностика показала положительную динамику развития обучающихся.

  1. ВВЫВОДЫ

  1. Проведённые исследования показывают, что при увеличении двигательной активности у обучающихсянаблюдается рост двигательной подготовленности обучающихся.

  2. Реализация программы «Мини футбол в школу» показывает высокую результативность участия в соревнованиях различного уровня. В команду по мини футболу занявшую первое место в областных соревнованиях входят пять человек обучающихся в 10 классе.

  3. Положительная динамика прослеживается при мониторинге коммуникативных навыков и уровня интеллекта у обучающихся этого класса.

  4. Растет число обучающихся с активной жизненной позицией, 87% ребят из класса заняты в системе дополнительного образования.

  5. Привлечение детей к занятию спортом в свободное время в качестве участников и болельщиков создаёт альтернативу пагубным привычкам и дивиантному поведению.

  6. Проведённые исследования показывают, что выдвинутая гипотеза подтверждается

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основа знаний: Учебное пособие. - М.: Советский спорт. – 2003. – 224с.

  2. Андреев В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание: Сборник научных статей. – Казань: Центр инновационных технологий. – 2000. – 267 с.

  3. Беленов В.Н., Герасимова Н.А. и др. Физическая культура/ Программа для 1-11 классов. – Самара, 2005. – 82 с.

  4. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодёжи// Физическая культура. – 2006. - №1 –с. 23-25.

Система работы

Двигательная активность обучающихся

  1. Организация динамических пауз и динамических перемен до 40 минут в начальной школе.

  2. Регулярное проведение дней здоровья, спортивных часов, подвижных игр.

  3. Реализация проекта «Мини футбол в школу».

  4. Проведение массовых физкультурно – спортивных мероприятий:

«Золотая шайба», «Зимние забавы», «Лето с мячом», «Весёлые старты»», Соревнования по 15-ти видам спорта, «Школа танцев»

  1. Ежегодная военно – спортивная игра «Зарница»

  2. Социально – значимые проекты Соревнование классов свободных от курения, мир без наркотиков , мы выбираем здоровый стиль жизни.

Просмотров работы: 495