Научно-исследовательская работа
«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля–
незаменимый помощник в написании сочинения - рассуждения 15.3.
Выполнила:
Хоркунова Анастасия Григорьевна,
учащаяся 8 Б класса
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1»
города Нурлат Республики Татарстан
Научный руководитель:
Никифорова Марина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1»
города Нурлат Республики Татарстан
Оглавление
Введение……………………………………………………………….…стр.3
Основная часть
Глава 1.Детство В.И.Даля……………………………………………...стр. 5
Глава 2.Писательская карьера…………………………………………стр. 5
Глава 3. «Толковый словарь живого великорусского языка» …..…..стр. 6
Глава 4. Работа со словарем В.И.Даля……………………………..…...стр.7
Заключение……....……………………………………………………….стр. 9
Список использованных источников и литературы…………………..стр.10
Приложения……………………………………………………………..стр.11
Введение.
В любой сфере деятельности, в любой социальной структуре всегда нужны образованные, грамотные люди и квалифицированные специалисты. Неважно, в какой сфере работает человек. Если человек не образован, то какой толк от него. Например, как можно доверить свое здоровье врачу, который не имеет медицинского образования? Или чему может научить своих учеников учитель, который сам ничего не знает?
Сейчас особенно нужны грамотные и образованные люди сфере экономики, политики, да и в любой другой сфере тоже.
Сама жизнь диктует условия и создает предпосылки для того, чтобы люди могли получить хорошее образование.
Везде и всюду требуются специалисты с высшим образованием.
Да и многие образовательные учреждения стараются улучшить качество своего образования, создаются новые школы с углубленным изучением отдельных предметов, дети в таких школах занимаются по программам, которые немного отличаются от школьных программ обычных школ. Кроме того, появляются различные гимназии, колледжи, чья задача - дать хорошее образование в рамках своей программы, потому что образование - это будущее нашего общества и всей страны в целом.
Чтобы получить образование, школьник дожен сдать основные государственные экзамены. Одно из заданий по русскому языку после 9 класса – написание сочинения.
Актуальность данной темы: При написании вступления надо дать определение какого-либо нравственного понятия. Для этого учащиеся должны ответить на вопрос: как я это понимаю? Определение надо постараться дать одним предложением, а затем его прокомментировать. Эта задача оказалась довольно сложной: кажется, что все понимают, а сформулировать и записать определение не получается.
Объект исследования: понятия «сострадание», «природа», «добро», «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.
Предмет исследования: вступление сочинения 15.3 по русскому языку.
Цель исследования: проанализировать задание 15.3, постаратьсясформулировать тезис сочинения и прокомментировать значение данного слова.
Задачи исследования:
- Познакомиться с биографией Владимира Ивановича Даля, показать неразрывную связь его жизни и работы над словарем.
- Изучение КИМов ОГЭ по русскому языку;
- Изучение словарных статей «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля;
- Составление справочного материала для написания сочинения;
- Воспитание нравственных качеств.
Гипотеза: обращение к словарю В.И.Даля поможет при написании вступления сочинения 15.3 ОГЭ по русскому языку.
Методы исследования:
-Изучение и обобщение;
- Анализ и синтез.
Основная часть
Глава 1. Детство В.И.Даля.
Детство писателя прошло в посёлке Луганский завод, располагавшемся на территории Екатеринославского наместничества, в многодетной семье, где помимо него было три брата и две старшие сестры. Отец будущего писателя – Йохан Кристиан Даль, перебрался в Российскую империю, принял русское имя Иван Матвеевич и женился на Марии Христофоровне Фрейтаг.
Глава 2. Писательская карьера
Начиная с 1832 года, Владимир Иванович начинает сочинять свои первые произведения. Дебютным становится рассказ «Русские сказки», который практически сразу же выходит в публикацию и позволяет автору прославится в своём городе.
К 1841 году писательская карьера Владимира Ивановича резко идёт в гору. С сатирических и комедийных очерков он переходит на психологические и социальные рассказы, которые отличаются своей яркостью и невероятной глубиной. Так, в свет выходят несколько «Физиологических очерков», каждый из которых определяют ту или иную социальную группу.
В 1849 году Даль переезжает в Нижний Новгород, где его приглашают на работу управляющим удельной конторой, в подчинении которой находятся свыше 40 тысяч крестьян. Благодаря данной должности, Даль получает практически безграничные возможности в изучении этнографии, поэтому незадолго после вступления в новую должность он наконец издаёт законченный труд, посвященный русским народным пословицам. Вслед за ним выходит небольшой очерк под названием «Заметка о грамотности». После выхода его в публикацию Даля начинают критиковать Добролюбов и Чернышевский, ведь популярный писатель открыто выступает за обучение крестьян грамоте и письму, называя их «духовно пустыми людьми без нравственного и любого другого воспитания…». Разразившийся скандал вынуждает горе-писателя покинуть должность управляющего и переселиться в Москву.
Наиболее известным Владимир Иванович Даль становится после выхода в 1859 году «Толкового словаря живого великорусского языка», материал для которого он кропотливо и по крупицам собирал более 53 лет своей жизни. В словарь вошли не только общеупотребительные слова и выражения, которые на тот момент были обыденными, но и многие устаревшие диалекты, о которых население уже давно не помнило. Владимир Даль постарался не только донести смысл всех указанных им слов, но и постараться максимально четко и систематически правильно расположить их, чтобы человек, открывший словарь, быстро находил в нём желаемое. Титанический труд был оценен во всём мире, словарь разошелся миллионами экземпляров, а Даля до сих пор знают и взрослые, и дети.
Глава 3. «Толковый словарь живого великорусского языка»
Это словарь, составленный Владимиром Ивановичем Далем в середине XIX века. Один из крупнейших словарей русского языка. Содержит около 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок и присловий, служащих для пояснения смысла приводимых слов.
В основе словаря лежит живой народный язык с его областными видоизменениями, он включает лексику письменной и устной речи XIX века, терминологию и фразеологию различных профессий и ремёсел.
Словарь не только даёт информацию о языке, но и о народном быте, поверьях, приметах и других этнографических сведениях.
За первые выпуски словаря Даль получил в 1861 году Константиновскую медаль, а в 1868 году он был избран почётным членом Академии наук и удостоен Ломоносовской премии.
Я пришла к выводу, что Владимир Иванович Даль – русский писатель, этнограф и военный врач, который приобрел мировую известность благодаря составлению невероятного по объему «Толкового словаря живого великорусского языка», на создание которого Даль потратил целых 53 года своей жизни.
Глава 4. Работа со словарем В.И.Даля
Я учусь в 8 классе. На следующий год мне предстоит серьёзное испытание - сдача экзаменов, получение аттестата.
Для успешной сдачи ОГЭ по русскому языку на дополнительных занятиях мы в первую очередь изучили КИМы ФИПИ, сайта РЕШУ ОГЭ. Ознакомились с полным перечнем и содержанием заданий по русскому языку, которые приведены в кодификаторе элементов содержания и требований для проведения ОГЭ в 2016 году, анализировали задания, решали тесты.
Часть 3 дает возможность выбора одного из трех вариантов: или 15.1 - сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, 15.2 или 15.3 - сочинения на морально-этическую тему, направленные на содержательный анализ текста.
Структура написания:
1. Вступление - тезис.
2. Основная часть - доказательства (аргументы).
3. Заключение – вывод.
Начиная работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения из задания 15.3, необходимо внимательно прочитать само задание, определить задачи: сформулировать и прокомментировать значение данного слова, затем написать сочинение-рассуждение, взяв в качестве тезиса данное нами определение. [Приложение 1]
При написании вступления надо дать определение какого-либо нравственного понятия. Для этого нужно ответить на вопрос: как я это понимаю? Определение надо постараться дать одним предложением, а затем его прокомментировать. Эта задача оказалась довольно сложной: кажется, что все понимают, а сформулировать и записать определение не получается. Чтобы решить эту проблему, я выписала лексическое значение понятий «сострадание», «добро», «природа» из толкового словаря В.И.Даля. [Приложение 2]
Следующим этапом моей работы был подбор синонимов к данным словам:
Сострадание - жалость, милосердие, участие, сердоболие, сердобольность, соболезнование, сожаление, сочувствие, гуманность.
Добро - благо, услуга, щедрость, щедроты, ласково, имущество, добре, договорились, идет, скарб, пожитки, ладно, хорошо, барахло, манатки, изволь, диви, вещи.
Природа - естество, натура, характер, мир, свойство, сущность, основные черты, душа.
Затем подбирала афоризмы, цитаты известных людей о данных понятиях. [Приложение 3]
После проделанной работы я смогла легко формулировать свое определение понятия и записывать его. Эта работа дала результаты: через некоторое время по первому критерию оценивания сочинения-рассуждения стало 2 балла.
Написать основную часть несложно, потому что мы регулярно на уроках анализировали тексты, выделяли основную мысль, приводили аргументы из жизненного опыта и художественной литературы.
И в заключении необходимо возвращаться к определению, чтобы обобщить вышесказанное.
Таким образом, словарь В.Даля является помощником в подготовке к ОГЭ при написании тезиса сочинения-рассуждения 15.3.
Заключение
На основе проведённого нами исследования, мы пришли к следующим выводам:
1) Владимир Иванович Даль – русский писатель, этнограф и военный врач, который приобрел мировую известность благодаря составлению невероятного по объему «Толкового словаря живого великорусского языка», на создание которого Даль потратил целых 53 года своей жизни.
2) В КИМах по русскому языку ФИПИ, сайта РЕШУ ОГЭ в задании 15.3. встречаются понятия «сострадание», «природа», «добро».
3) Словарные статьи «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля помогут сформулировать тезис сочинения и прокомментировать значение данного слова.
4) Мною были подобраны синонимы, афоризмы, цитаты известных людей к словам: «сострадание», «природа», «добро».
5) Были составлены справочные материалы для написания сочинения-рассуждения 15.3.
Практическая значимость: данная исследовательская работа может быть использована школьниками и учителями на уроках русского языка, дополнительных занятиях. Это необходимо для успешной сдачи ГИА, чтобы каждый учащийся в дальнейшем смог поступить в учебное заведение и приобрести выбранную профессию.
Список использованных источников и литературы
1)Иллюстрированный словарь живого русского языка: В 2 т. / [Сост. В.Берестов, Н.Александрова; Худож. оформл. Е.Поликашин]. — СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
2) Владимир Даль. Пословицы русского народа. — М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. — 445 с.
3) Толковый словарь живого великорусского языка /Владимир Иванович Даль: В 4 т. Издательство: М.: РИПОЛ классик, 2006.
4) http://www.fipi.ru/gia-9/daydzhest-gia-9 ФИПИ
5) https://rus-oge.sdamgia.ru/problem?id=518 Текст Лиханова
6) https://rus-oge.sdamgia.ru/problem?id=699 Текст А. Сент-Экзюпери
7) https://rus-oge.sdamgia.ru/problem?id=680 Текст М. Лоскутова
Приложение 1
15.3. Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. (2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил. (3)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.
(5)Вот так же вошла она в Алексеев взгляд, в его расширенные болью зрачки, приложила ладошку к щеке, как-то удобно облокотилась, постояла минуточку, вздохнула и наклонилась к Пряхину, неожиданно сильно, но аккуратно приподняла одной рукой его голову, а другой взбила подушку.
(6)Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.
(7)И гладила она и гладила Алексея по холодной руке и, видимо, добилась-таки своего. (8)Рука порозовела, стала тёплой, и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груню осознанно и заплакал. (9)И она заплакала тоже. (10)Только её слёзы лёгкие были. (11)3нала тётя Груня, что своего добилась, что теперь выживет этот солдат, потому что боль свою победил, и ещё заплакала она оттого, что муж её и сын с фронта давно весточки не шлют и, может, вот так же, как этот бедолага Алексей Пряхин, в госпитале где-нибудь маются, вот так же страдая и мучаясь... (12)Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?
(13)После выписки тётя Груня привела Алексея в свой домик, чистенький и уютный.
(14)В углу за занавеской вроде отдельной комнатки, и тётя Груня кивнула на неё:
— (15)Вон твоя комнатушка.
— (16)Тётя Груня, как с тобой рассчитываться-то стану? — улыбнулся Пряхин. — (17)Каким златом-серебром?
— (18)И-и, милай, — ответила тётя Груня сердито. — (19) Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. (20)Храни нас Бог от этого магазина! (21)Тогда уж добро изничтожится! (22)Не станет его.
— (23)Почему? — удивился Алексей.
(24)Тётя Груня строго на него поглядела.
— (25)Потому как добро без корысти. (26)Аль не знал? (По А. Лиханову) *
* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.
15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Вот тут-то и появился Лис.
— (2)Здравствуй, — сказал он.
– (3)Здравствуй, — вежливо ответил Маленький принц. — (4)Кто ты? (5)Какой ты красивый!
– (6)Я — Лис, — сказал Лис.
– (7)Поиграй со мной, — попросил Маленький принц. — (8)Мне так грустно...
– (9)Не могу я с тобой играть, — сказал Лис. — (10)Я не приручён.
– (11)А как это — приручить? — спросил Маленький принц.
– (12)Это давно забытое понятие, — объяснил Лис. — (13)Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. (14)Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. (15)Но, если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. (16)Ты будешь для меня единственным в целом свете, и я буду для тебя один в целом свете...
– (17)Я начинаю понимать, — сказал Маленький принц.
– (18)Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится, — продолжал Лис. — (19)Твои шаги я стану различать среди тысяч других. (20)Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. (21)Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.
(22)Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. (23)Потом сказал:
– (24)Пожалуйста, приручи меня!
– (25)Я бы рад, — отвечал Маленький принц, — но у меня так мало времени. (26)Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.
– (27)Узнать можно только те вещи, которые приручишь, — сказал Лис. — (28)У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. (29)Они покупают вещи готовыми в магазинах. (30)Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. (31)Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
– (32)А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц.
– (33)Надо запастись терпением, — ответил Лис. — (34)Спервá сядь вон там, поодаль. (35)Но с каждым днём садись немножко ближе...
(36)Так Маленький принц приручил Лиса.
(37)И вот настал час прощания.
– (38)Я буду плакать о тебе, — вздохнул Лис.
– (39)Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, — сказал Маленький принц. — (40)Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...
– (41)Да, конечно, — сказал Лис.
(42)Он умолк. (43)Потом прибавил:
– (44)Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. (45)Это будет мой тебе подарок.
(46)Когда Маленький принц возвратился к Лису, тот сказал:
– (47)Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (48)Самого главного глазами не увидишь.
– (49)Самого главного глазами не увидишь, — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
– (50)Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.
– (51)Потому что я отдавал ей всю душу... — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
– (52)Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. (По А. Сент-Экзюпери) *
* Антуан де Сент-Экзюпери (1900—1944) — французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.
15.3. Как Вы понимаете значение слова ПРИРОДА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Природа – это …», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак. (2)Странный, необычный и, можно сказать, выдающийся. (3)Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей». (4)Но тогда, в детстве, его несуразные выходки, наивная ребячливость, несовместимая с грозным званием сторожевого пса, сентиментальность меня порою доводили до бешенства.
(5)Во-первых, кличка. (6)Звали его Борожай. (7)Найдите на земле ещё одну собаку, которая имеет такое нелепое имя! (8)Во-вторых, мой пёс был труслив до неприличия. (9)Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай по-бабьи взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье. (10)А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю. (11)Вон у Толика Карбышева пёс так пёс! (12)3овут Гром, глянет — так дрожь до самых пяток пробирает.
(13)В-третьих... (14)Да что там, в-третьих... (15)Всё у этого пса не поймёшь как. (16)Играет с цыплятами... (17)Где это видано: собака играет с цыплятами?! (18)Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки. (19)Тоже мне охотник! (20)Кошка котят принесла, так он от этих котят не отходит, как будто это его родные дети. (21)Ляжет перед ними, щекочет их животики своим мохнатым хвостом, те прикрывают глазки, сладко жмурятся, лапки поднимают и довольно урчат. (22)А двор я охранять буду?
(23)Но однажды случилось такое, о чём до сих пор рассказывают в наших местах. (24)У соседей загорелся дощатый сарай. (25)Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт — не подберёшься. (26)Жар, дым, он, бедняга, уже не мычит, а стонет, всем жалко, но ведь в огонь не полезешь. (27)А Борожай носится кругом, лает по-бешеному, людей зовёт, потом раз — и сиганул в распахнутую дверь, откуда лезли клубы чёрного дыма. (28)Тут уж мужики не выдержали, встрепенулись, схватились за топоры, заднюю стену отодрали и телёнка вытащили. (29)Насмерть перепуганного, угоревшего, но живого. (30)А Борожай мой в дыму, видать, выхода не нашёл, забился в дальний угол и задохнулся. (31)Потом, когда огонь потушили, его вытащили.
(32)Странный был пёс! (33)Какая ещё собака в огонь полезет?! (34)Потом бывшие хозяева, у кого мой отец Борожая брал щенком, мне сказали, что мы имя нечаянно исказили. (35)По-настоящему его звали Поражай. (36)От слова «поражать»! (37)А отец, наверное, не расслышал, вот и получилась дурацкая кличка. (38)После у нас жили другие собаки. (39)Нормальные. (40)Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску. (По М. Лоскутову) *
* Лоскутов Михаил Петрович (1906—1940) — писатель и публицист, работал в жанре очерковой прозы, сочетающей документальность и художественность.
Приложение 2Сострадание, жалость к другому, жаль по ком, соболезнованье; | сочувствие, симпатия. Сострадный, сочувственый, связанный с кем или с чем общим чувством. Все части живого тела сострадны, а в иных, как в коже и в печени, есть еще особенная, тесная сострадность ж. Сострадный нерв, симпатический, анатом. Сострадалец м. -лица ж. -льник, -ница или сострадатель, -ница, товарищ по страданиям, сомученик; | участник в печали, сочувствующий и скорбящий по чужому горю. -дальный, пострадавший обще с кем-либо; -дательный, состраждущий чувством, жалостливый, чувствительный, милосердый; -ность, свойство, качество это. Сострастие, сочувствие, сострадание, симпатия; противопол. противострастие, антипатия, отвращение. В сострастном сердце печаль друга отзывается, как своя.
Добро ср. веществственно, все доброе ср. имущество или достаток, стяжание, добришко, особ. движимость. Все добро или доброе мое пропало. У них пропасть добра по сундукам. Всякое добро прах. | В духовн. знач. благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу. Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает. За добро злом не платят. | Название буквы Д. | Нареч. хорошо, ладно. Приходи же. Добро, приду. | Ладно, кстати, впору. Аль ужь добро идти? пора. | Твер. ненужно, непочто. Мне туда ехать добро, не надо. | Угроза: ужо, воть я тебя. Добро, попадешься ты мне! | С частицей бы, если бы, когда б, пусть бы. Добро бы путный был, а то шатун. Сладить с кем добром, без ссоры, кары, мирно. С ним добром (по добру) не разделаешься. Убирайся по добру, по здорову. Добро пожаловать! Добро, собьем ведро: обручи под лавку, клепки в печь. так и не будет течь. С добром жить хорошо. В добре жить хорошо. Час в добре пробудешь, все горе забудешь. Кто живет в добре, тот ходит в серебре. Хоть в орде, да в добре (лишь бы в добре). Было добро, миновалося: будет добро, того ждать долго. Было добро, да давно; а будет вперед, да горе берет. Было добро, да давно; ждать добра, да долго. За хлебом все добро. На хлебе, на соли, да на добром слове (благодарим)! Много пить, добру не быть. На добро нет, а на вино везде дают. За добро не жди добра. Забудь ты мое добро. да не делай мне худа. Добра не смыслишь, так худа не делай. Добро добро покрывает. Кто добро творит, тому Бог отплатит. За добро Бог плательщик. Спи добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром. Кинь добро назад, очутится напереди. Лихо помнится, а добро впк не забудется. Добра не висят худом. За добро добром и платят (приб. а за худо худом). Бедного обижать, себе добра не желать (или: гибели искать). Худо тому, кто добра не делает никому. Добрый человек в добре проживет век. Всяк в своем добре волен. В своем добре, да воли нет! На чужое добро и глаза разгораются. Твоим же добром. да тебе же челом. Где свое добро ни нашел, там его и взял. Зарылся в добре. Всяк хлопочет, себе добра хочет. Старость с добром не приходит. Много желать (затевать), добра не видать. Добро не лихо: бродит в мире тихо. От корма кони не рыщут, от добра добра не ищут. От добра худа (или добра) не ищут. Молодость рыщет, от добра добра ищет. Захочешь добра, посыпь (поспи) серебра. За худом пойдешь, не добро найдешь. В ком добра нет. в том и правды мало. Пришел в городок разбойник с ножом, с огнем: жильцов он не режет, изб не жжет, а добро берет? подрезка меду. Хоть лопни брюшко, да не останься добрецо! Добре, нареч. великорусск. очень, весьма, больно, сильно, крепко. Добре стар. Добре много. Добре ты умен. Матушка добре дюжа умирая, тамб. очень больна, хворает. | В Сиб. особ. с част. бы, хорошо бы, ладно бы, рад бы. Добре бы в рай. да грехи не пущают. Добро бы овец водить, да волки давят. | То же что добре нареч. малорос. кур. орл. калужск. тамб. хорошо, ладно | церк. добре, добро, хорошо, ладно, по добру, по правде, путем, порядком; | совсем, вовсе, до корня. Бредет Татьяна недобре пьяна. Добро пожаловать, а сам за шапку! Все ли по добру, по здорову? Добро, везде свой глаз. Не скажу я ни добра, ни худа. При солнце тепло, а при матери добро. Доброму везде (всегда, всюду) добро. Добро добро, а ноги кривы (а голова набекрень). Добрый, о вещи, добротный, доброкачественный, хороший, статный, видный, полномерный; о скоте, полный, дородный; о человеке, дельный, сведущий, умеющий, усердный, исправный; добро любящий, добро творящий, склонный к добру, ко благу: мягкосердый. жалостливый, притом иногда слабый умом и волей. Это доброе суконце. Лошадь добра. Добрая мера верхом. Это добрый кузнец. От добра древа добрый плод. Он добрый служака. Помяни меня добром, по добру, не лихом. В высшем знач. добр один Господь, благ, милосерд без меры; доброта эта приемлется каждым, по мере стремления его к добру. На это была добрая воля его, свободная воля, желание. Ждать добрый час, полный, с походцем. В добрый час! пожелание начинающему что. В добрый час молвить, в худой промолчать, оговорка от сглаза. Добрый человек, хвала двусмысленная: не видно, есть ли воля и ум. От добрых людей мир погибнет, от потворщиков. И надолба добрый человек. На свете не без добрых людей. Добрая слава дороже богатства. Доброе дело само себя хвалит. Хоть и не поп, да обычьем добр. Доброе дело и в воде не тает (не тонет). Доброму везде добро. Первый поклон Богу, второй хозяину с хозяйкой, третий всем добрым людям. Добрый привет и кошке, люб. На добром слове. кому не спасибо? Лихое лихому, а доброе доброму. Всем подноси, никого не обноси: доброму для добра, худому для худа. Для доброго довольно, а для худого и того жаль. Худой муж умрет, добрая жена по дворам пойдет. Не нашли Бог ворога, а добрые люди найдутся, ирония. Научат добрые люди решетом воду носить. На добрый привет добрый и ответ. Чтоб вам дал Господь, всякое доброе так лилось! как вылитое наземь вино. Доброе дело на век (на два века: на этот и на тот). Добра соль, а переложишь, рот воротит. Бывает добрая овца и от беспутного отца. За добра ума (до греха) убирайся. Пришли с добрым (за добрым) делом, сватать. Люб, так сват, а не люб, так добрый человек, говор. сват, высказав дело свое. Сват, не сват, а добрый человек, слова отца невесты, впускающего жениха с поездом. Для щей люди женятся, а от добрых жен постригаются. Немец хоть и добр человек, а все лучше повесить. Добрить кого, что, удобрять, утучнять, улучшать; одобрять, хорошо отзываться; задабривать, угождать, прислуживаться; нежить, холить, содержать в добре. Масло кашу добрит. Его добрят соседи, смирен, говорят. Теща зятька пирогами добрила. Добрить кому, желать и делать добро; потворствовать, кривить душой в чью поользу. -ся, возвр. и страдат. по смыслу речи. Добритель м. -ница ж. кто добрит что, кого или кому. Добреть, плотнеть, толстеть, тучнеть, жиреть. Жить да молодеть, добреть да богатеть! заздравный привет. | Становиться добрее, милостивие, укрощая и исправляя себя.
Природа ж. естество, все вещественное, вселенная, все мирозданье, все зримое, подлежащее пяти чувствам; но более наш мир, земля, со всем созданным на ней; противополагается Создателю. Вся. природа красуется весною. Природа проснулась с зарею. Я люблю природу, вольный воздух, леса, горы и пр. | Все земное, плотское, телесное, гнетущее, вещественное, противопол. духовность. Природа в человеке манит и блазнит его, а Дух призывает и высит. Воскресая, человек покидает природу свою. | Все природные или естественные произведенья на земле, три царства (или, с человеком, четыре), в первобытном виде своем, противопол. искусство, дело рук человеческих. Слепое подражанье природе не есть дело достойное искусства. Никакое искусство не достигнет природы, в отделке произведений. Тропическая природа, совместность тамошних произведений, климат, суточные и годовые перемены и пр. | Врожденные свойства, прирожденные качества, естественное состоянье, стремленье или наклонности. Человек, по природе, самотник. Все животные семейства кошек, по природе своей, кровожадны. Изучить природу растений, животных, их жизнь и быт, свойства, потребности и пр. Привычка вторая природа. Относя природу к личности, говорят: он от природы зол, добр, глуп, горбат, слеп, хром и пр., т. е. таков родился. В сем значенье природа, как свойство, качество, принадлежность или сущность, переносится и на отвлеченные и духовные предметы: Природа ума человеческого кичлива. Вся природа духовного не подлежит чувствами. Женская природа скажется. Гони природу в дверь, она влетит в окно! Это не в природе вещей, не естественно. | Что придается человеку или животному родом, при рождении, обстоятельствами или обычаями. Он, по природе, англичанин, но вырос в России. Курдючные, по природе, овцы, скоро перерождаются вне степей. Он природный дворянин, не жалованный, потомственный. Великие князья природные андреевские кавалеры. Природный, к природе относящ. Природный ум, слух; природные дарованья, недостатки. Природная печать, стар. родовая, семейная. Природный дурень. Прирождать, природить что, даровать кому или чему от природы, природою. Прирожденный, природный, от рожденья. Мы слуги ваши прирожденные. Прирожденный дурачок. | Прибавить урожаем. Овес природил сам-пят. -ся, быть прирождаему. Побудка (инстинкт) прирождается всякому животному. Есть рабы прирожденные. | Овес природился сам-пят. Прирожденье ср. природа, действ. и сост. по глаг. на ть и на ся. Природь ж. арх. дальняя родня, которой нет иного названья. Природнять, природнить кого, принять в родство, признать родней. -ся к кому, присваиваться, напрашиваться, навязываться в родство. Он природнился как-то к ним, надеясь поживиться. | Прирожать, природить кого, рожать как бы в прибавку к чему; дать лишку приплодом или урожаем. Посеешь зерно, а пять и десять земля природит. За труд и пот земля прирожает. От первой жены было двое, да еще двоих вторая природила. -ся, родиться сверх чего, прибывая, прибавляясь, приплодиться, нарастать приплодом. Прирожанье ср. длит. прирож(д) енье окончат. природ м. действие или сост. по глаг., приплод, прибыль, нарост, от вновь народившихся или от урожаю.
Приложение 3 Цитаты о состраданииТот, кто не имеет сострадания, жесток. Бернард Мандевиль
Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования. Федор Михайлович Достоевский
Сострадание — это нередко способность увидеть в чужих несчастьях свои собственные, это — предчувствие бедствий, которые могут постигнуть и нас. Франсуа де Ларошфуко
Сострадание — это естественное чувство, которое, умеряя в каждом индивидууме действие себялюбия, способствует взаимному сохранению всего рода. Жан-Жак Руссо
Сострадание — основа всей морали. Артур Шопенгауэр
Сострадание есть горе о чужом несчастье, зависть есть горе о чужом счастье. Марк Туллий Цицерон
Мы восприимчивы к дружбе, справедливости, человечности, состраданию и разуму. Не это ли и есть добродетель, друзья мои? Люк де Клапье Вовенарг
Афоризмы о добреДобро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Лев Николаевич Толстой
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Лев Николаевич Толстой
Если можешь сделать добро ближнему, делай его сразу. Древний Египет, неизвестный автор
Нет худа без добра. Гай Плиний Секунд (старший)
Добро по указу — не добро. Иван Сергеевич Тургенев
Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред. Мишель де Монтень
Старайся всякому делать добро, а не себе одному. Григорий Богослов
Плати за зло чистосердечием, а за добро плати добром. Конфуций (Кун-Цзы)
Цитаты известных людей о природеПрирода нравится, влечет к себе и воодушевляет только потому, что она естественна. Вильгельм Гумбольдт
Природа — вечно изменчивое облако; никогда не оставаясь одной и той же, она всегда остается сама собой. Ралф Уолдо Эмерсон
Природа обыскивает нас при выходе, как при входе. Нельзя вынести больше, чем принес. Луций Анней Сенека (младший)
Пойми живой язык природы — И скажешь ты: прекрасен мир! Иван Саввич Никитин
Поразительна мудрость природы, которая при таком бесконечном разнообразии сумела всех уравнять! Эразм Роттердамский
Картина у живописца будет мало совершенна, если он в качестве вдохновителя берет картины других; если же он будет учиться на предметах природы, то он произведет хороший плод… Леонардо да Винчи
В природе всё так тесно связано между собой, что нельзя познать одного, не изучив другого. Нельзя познать части, не познав целого. А целое бесконечно. Паскаль
В природе нет ничего бесполезного. Мишель Монтень
Всё, что против природы, то и против разума, а что против разума, то нелепо, а потому должно быть отвергнуто. Спиноза
Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром. А. И. Герцен
Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин. Ф. Достоевский
Охранять природу — значит охранять Родину. М. Пришвин
Природа - творец всех творцов. Гете