ВЛИЯНИЕ ТЕКСТА ПОПУЛЯРНОЙ СОВРЕМЕННОЙ ПЕСНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ ТЕКСТА ПОПУЛЯРНОЙ СОВРЕМЕННОЙ ПЕСНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

Левина А.Е. 1
1МБОУ"Костёнковская СОШ"
Ермолова А.А. 1
1МБОУ"Костёнковская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Песня – это социальный барабан,

которому открывается марш

и под бой которого идет в ногу»

Пьер Беранже

В современном обществе в последние десятилетия произошла смена культурного пространства [6], это, безусловно, отражается на языке, языковых фактах и общей языковой культуре. Сегодня значительно расширились рамки публичных текстов, в том числе в СМИ и кинематографе, что сыграло большую роль на перемену духовно-культурного аспекта в обществе. Эти перемены отразились, в том числе и на песенном жанре.

Актуальность взятой нами исследовательской работы обуславливается тем, что в современной песенной поэзии слово утрачивает свое значение как лексическая единица и перестает нести какой-либо смысл. Дело в том, что авторы современных хитов не задумываются над настоящим значением и звучанием слов, а попросту используют их для рифмы, причем в абсолютно неправильной и даже непристойной форме. Современное общество не задумывается над смыслом слов популярных песен. В эстрадных песнях нашего поколения наблюдается отсутствие логической связи между предложениями. При создании образа неуместно используются выразительные средства языка: метафоры, эпитеты. Над рифмой доминирует мелодия.

В центре нашего исследования мы ставим один из компонентов культуры народа – современный песенный текст, который, на наш взгляд, является «зеркалом», максимально быстро отражающим все изменения, происходящие как в обществе, так и в языке. Песня же в свою очередь способна воздействовать на речевую культуру и формировать её. Так как наибольший интерес к современным песням проявляет подрастающее поколение, поэтому подростки в первую очередь оказываются под влиянием положительного и отрицательного потока информации, заложенного в данном языковом носителе.

Таким образом, объектом нашего исследования является современный песенный текст. Предмет исследования – это лингвистические единицы, то есть языковые элементы песенных текстов, которые могут негативно повлиять на формирование обще культурных ориентиров школьников.

Цель исследования – выявление языковых структур в текстах песен, представляющие угрозу для создания лингвистического пространства и нравственных установок личности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические материалы, отражающие тему исследования: дать определение ключевого понятия нового научного направления – лингвоэкология, рассмотреть основные термины, связанные с исследованием;

  2. Описать методы исследования;

  3. Выявить наиболее популярные песни среди учащихся МБОУ «Костёнковская СОШ»;

  4. Проанализировать тексты песен популярных среди обучающихся МБОУ «Костёнковская СОШ»;

  5. Определить факторы, способные оказать вредное воздействие на языковые предпочтения, ценностные и культурные ориентиры подростков;

  6. Оформить буклет для школьников «Популярная современная песня. Её влияние на формирование личности».

I Современный песенный текст: теоретические основы исследования

  1.  
    1. Музыкальные предпочтения

Одним из факторов, воздействующих на духовную жизнь общества, является музыка. Изучение музыкальных вкусов молодежи имеет прогностическое значение. Сегодняшние предпочтения молодого поколения становятся завтра массовыми и общепринятыми. Молодежный досуг в значительной степени связан с музыкой (прослушивание записей, посещение концертов, дискотек и т.п.). Посредством музыки молодежь очерчивает свое жизненное пространство. Зачастую "стены" из звуков используются молодежью как способ отгораживания от окружающих - семьи, учителей, сверстников. Избирательность в потреблении музыкальных произведений характеризует музыкальный вкус. Выявляя музыкальные предпочтения молодежи, мы характеризуем социально- культурный облик, настроения молодых людей. [4]

2.1. Современный песенный текст как общественное явление

Вопросом о влиянии современной музыки (песни) на подростков занимались многие ученые. Они проводили различного рода исследования по данной проблеме и выявляли определенные закономерности. Интерес к современной песне проявляется в ряде работ последнего десятилетия. Исследование Е. А. Карапетян посвящено описанию экспрессивно-семантической структуры русской лирической песни [Карапетян 2001]; в работе Е. В. Нагибиной исследуются содержательные и языковые особенности текстов современной эстрадной песни [Нагибина 2002]; стереотипность шлягера как текста массовой культуры описана в работе Т.А. Григорьевой [Григорьева 2003]; в труде О. С. Кострюковой рассматриваются когнитивный, коммуникативный и стилистический аспекты современной популярной лирической песни [Кострюкова 2007].

Популярная песня способна как к большому созидательному, так и к сильнейшему разрушительному действию на литературный язык и его носителей: в частности, обладает возможностью формирования банка языковых средств, воспринимаемых носителями данного языка в качестве образцовых, которые они в дальнейшем применяют в выражении своих мыслей и эмоций. При этом данные языковые средства не всегда являются литературными. Отражая стремление человека к искусству как выражению его потребности в переживании значимых моментов своей и их образно-символическом представлении, песенный текст в известной степени погружает адресатов в некую «вторую реальность», где происходит самовыражение, и самопознание человеческой души [5]

3.1. Лингвоэкология как наука

Лингвоэкология - языковая политика, направленная на сохранение языкового идиома (этнического языка, диалекта и т. п.). Как правило, Л. включает как юридическую защиту лингвистического разнообразия, так и конкретные мероприятия по расширению общественных функций языковых образований, поднятию их престижа среди носителей и в обществе в целом. [16]

Лингвоэкология – наука, исследующая динамику языковой и речевой среды в их взаимодействии, проблемы языковой и речевой деградации, факторы, пути и способы обогащения языка, и совершенствование речевой практики.[13]

Лингвистическая экология — интегративная наука, которая рассматривает проблемы лингвистики в рамках экологической науки, являясь составной частью экологии культуры. Название этой молодой науки в научной литературе двояко — лингвоэкология и эколингвистика. Занимаясь изучением социолектов (языка в зависимости от социальной среды), а также влиянием различных социальных факторов на развитие языка и речи, лингвоэкология (далее — ЛЭ) предметом своего внимания избрала изучение экологического состояния, как национального языка, так и его социолектов, формируемых и языком, и самой языковой личностью. Главной задачей ЛЭ является диагностика современного состояния языка, языкового и информационного пространства антропонимов с целью сохранения, оздоровления и реанимирования разрушенных языковых компонентов и явлений, а также изучение языковой личности как носителя языка и творца речевой, коммуникативной деятельности, усилия которой следует направлять на создание положительного биоэнергетического поля и «формирования гуманистического, инвайронментального (в переводе с англ. — среда обитания) образа мышления». У истоков ЛЭ стояли зарубежные ученые Э.Хауген, У. Маккей, А. Филл. В отечественном языкознании факторы этой новой науки использовались учеными В. А. Виноградовым. А. И. Коваль, В. Я. Порковским. Большой вклад в ЛЭ внесли и продолжают вносить ученые-лингвисты Л. В. Савельев, Л. И. Скворцов, А. П. Сковородников и др. [11]

4.1. «Современный песенный текст» как явление

Авторы работ о песенных текстах, в частности, Ю.Е. Плотницкий, Г. Д. Андронаки, В.. Васильева, отмечают, что современная песня генетически восходит к народной лирической песне, отражающей традиционную народную культуру прошлого, которая описывала и регламентировала все сферы жизни, весь жизненный уклад социального целого: семьи, сообщества, общины, нации. Здесь формировался повседневный опыт, мир чувств, подчас интимных, мир представлений, близких и понятных каждому человеку, иногда собственная система ценностей, верований, обычаев, стереотипов поведения, имеющих хождение в различных социальных средах, субкультурах. Нами доказывается, что и современный песенный текст в определенной степени обладает подобными возможностями. В вербальном компоненте современного песенного текста на сюжетно-событийном, вербально-образном и концептуально-ментальном уровнях проявляются устойчивость изменчивость. К первой характеристике относится стереотипность описываемых ситуаций, сюжетных линий:1.У меня любви нету/Я ее найду по Интернету// 2.С мозгами в компьютер залез/И обнаружил там(3 раза)/ Очень интересную мадам//(М. Гребенщиков «Девять месяцев»). Традиционные ситуативные инварианты в тексте: 1. – «Поиск любви», 2.– «Встреча-свидание» (в данном случае виртуальная). Также современному песенному тексту свойственна стереотипность структуры и создаваемых художественных образов: Сначала в этой песне будет первый куплет/Причем совсем не-важно/ смысл есть или нет//И мы берем/ рифмуем штампы/ типа кровь и любовь//Мороза розы/ чтобы чисто в глаз/ а не в бровь//Припев// ( 4 раза) Второй куплет ща быстро накидаем/ смотри//(Группа «Город 312» «Припев»). В тексте вскрыта стереотипность структуры современной песни: сначала... первый куплет, потом припев, второй куплет...Утверждается обязательное наличие штампов, типа кровь и любовь. Изменчивость в современном песенном тексте проявляется в использовании в нем новых лексических и синтаксических средств, отражающих современные реалии. Например: не совпадают штрих-коды/(Группа «Ассорти» «Четыре слова»); Загружена в душу мою тоска/ (Катя Чехова «Версия один ноль»); Лучше бы тучи громы грозы/ все сразу разом/ Чем дрожь ожиданья телефонным гудком// (Витас «Сердцебиение»). В последнем примере наблюдается ослабленная связь между членами предложения, обусловленная редуцированием причастных оборотов: дрожь, (возникшая от) ожиданья; ожиданья, (вызванного) телефонным гудком. Также наблюдается вкрапление в текст варваризмов: Beby/ beby/будь со мной/ (Тимати «Боль – это любовь»); Подруги сохнут по мне / А я зациклен на ней/ Они зовут меня Crazy Men// («БиС» «Твой или ничей»). Обнаруживается и стремление к отсутствию замысла в песенном тексте постмодернистской формы: Как-нибудь без тебя/ прости мой друг// Отгорит отпадёт / порвётся круг// До угла и налево/ Черная королева// (Мария Ржевская «Бай-бай»), – когда замысел создания текста, его основную мысль невозможно определить, текст представляет собой практически несвязный набор фраз, положенных на музыку.

В современном песенном тексте наблюдается и отрыв от традиционных культурных ориентиров. Например, в таком тексте не признается приоритет

общего блага над благом отдельного человека, характерный для традиционной русской культуры и культуры советского периода, наоборот, достижение личного благополучия считается нормой и воплощением мечты.

: Хочу жить офигенно/ Бабла немеряно/ в особняке здоровенном// (Павел Воля «Хочу жить офигенно»). Современный песенный текст отражает стремление молодежи к любви и развлечениям, которые оцениваются как равновеликие явления: Кино попкорн/ и мы сидим с Настей/ (Потап и Настя Каменских «Крепкий орешек»); И вообще/ должна признаться / Обожаю тусоваться// Водка/ пиво/ караоке// От меня мужчины в шоке// (Мурзилки интернешнл и И. Николаев «Мельница») [9]

5.1.Роль современных песен в формировании ценностных ориентиров молодёжи

Известный музыкант А. В. Пузырев отметил, что большинство современных популярных песен носит «явно разрушительный характер». Анализируя влияние современной песенной культуры на человека, психолог М. Рокич сделал вывод: «Ценности, воспетые в песнях, - это глубокие убеждения, которые определяют действия и суждения в различных ситуациях». Великий классик мировой литературы Л.Н. Толстой назвал музыку «стенографией чувств». «В звуках и словах выраженная жизнь души, »- сказал о песне А.Н. Серов. Два этих высказывания объединяет мысль, что, воссоздавая эмоциональный опыт человечества, песня заставляет каждого переживать сложнейшие чувства, придаёт людям нравственные силы, воспитывает в них мужество, веру в жизнь, формирует представления о правде, красоте, подсказывает воображению интересную мысль, обогащает чувство и интеллект. Лингвоэкологический подход к изучению явлений (культурных, языковых, в частности современного песенного текста) «восполняет односторонность рационалистических представлений о слове, понимает его как духовный плод вещественной деятельности человека, как завершение культурного строительства, “очеловечения” мира и изучает во всем разнообразии и богатстве связей с миром» [10]

По мнению В.С. Мухиной, в детском и подростковом возрасте человек «должен обрести истинную культуру языка и научится использовать слово в открытом тексте, в контексте языковой культуры и реальных отношений с людьми» [7]. Тот культурный опыт, который непосредственный адресат современного песенного текста – подросток получает, слушая современные песенные тексты, предопределяет особенности его общения и поведения, уровень духовных стремлений, критерии самооценки [2], мировоззренческий образ мира и образ Я, осознанные представления личности о мире и своем месте в нем. При этом в словесном компоненте современного песенного текста обнаруживается большое количество культурно-речевых нарушений, наблюдается эклектичность, обрывочность построения словесного компонента в популярных постмодернистских текстах, обнаруживается засилье в нем жаргонных элементов. Приведем в пример ряд отрывков современного песенного текста:

Кто твоим словам сейчас поверит /

Не было в них правды / только ложь //

Кто твою любовь украл / и чем ее измерить //

сказку детскую на полочку положь // (Н. Королева «Ревнуй»)

В тексте обнаруживается грамматическая ошибка – употребление неверной формы повелительного наклонения глагола положить. Неверная форма положь (вместо положи [13, т. 3, с. 267]) употребляется, очевидно, для рифмы со словом ложь. Налицо пренебрежение правила ми языковой нормы

Я думала мне все приснилось /

И я немного рассердилась /

Но взгляд случайно твой поймав /

Моя рука остановилась /( Т. Буланова «Зонтик»)

В тексте выделяется ошибка в предложении с деепричастным оборотом (грамматико-синтаксическая): …взгляд случайно твой поймав / Моя рука остановилась // Деепричастный оборот, как и требуется, употребляется в полном предложении. Деепричастие поймав обозначает добавочное действие к глаголу-сказуемому остановилась. Нарушены логические связи, так как оборот должен относиться по логике к другой основе: я, поймав случайно твой взгляд… – но он от- носится к основе рука остановилась.

В примере встречается два элемента, относящиеся к молодежному жаргону: на фига – наречие, «зачем, для чего // незачем» [6].

Наличие жаргонных элементов в современных песенных текстах нельзя признать стилистическим приемом потому, что их присутствие не является целеустановкой авторов таких текстов, а обнаруживается часто вследствие их неспособности литературно строить высказывания («Только слов вот не хватает», – поется в одной современной песне), что указывает на низкий уровень владения языком авторов песен. [12]

6.1.Сквернословие как социально-педагогическая катастрофа

Сквернословие, согласно толковому словарю С. И. Ожегова, – это речь, наполненная скверными, непристойны­ми словами. Сквернословие историче­ски возникло как защитное средство против эмоциональных потрясений. Использование нецензурных выраже­ний обусловлено различными целями: оскорбить, унизить, опорочить; сигнализировать о собственной принад­лежности к опредёленной социальной группе; продемонстрировать неприя­тие социальных запретов, табу; пока­зать свою «свободу», раскованность; усилить эмоциональность речи; снять психологическое напряжение [3].

Явление сквернословия, как ника­кое другое, характеризует нравствен­ную деградацию общества, в котором дискредитированы главные ценно­сти – любовь, красота и добро. Сло­весное оскорбление, ругательство во все времена было символом агрессии и бессилия одновременно. Печальной тенденцией последнего времени ста­новится употребление нецензурных выражений безо всякой причины, «для связки слов». Именно эту ситуацию эксперты называют «бранной эпиде­мией», «вирусом сквернословия». Возникает социально-психологическая «гремучая смесь». [1]

7.1. Влияние классической музыки на здоровье человека

Как было бы хорошо, если бы современная молодёжь отдавала предпочтение классической музыке. Музыковеды утверждают, что наиболее полезной музыкой по праву признана классическая. Самым великим целителем среди всех композиторов – Вольфганг Амадей Моцарт. Его музыкальные произведения обладают колоссальной силой воздействия не только на человека. От музыки Моцарта даже цветы расцветают быстрее. Его великие творения, бесспорно, будут жить вечно. Ни одни другие звуки не производят такого всепоглощающего, успокаивающего и воодушевляющего эффекта. Слушая симфонии Моцарта на работе, дома или с друзьями, невольно погружаешься внутрь самого себя, исцеляя не только свое тело, но и свой, закрытый для других, духовный мир.

Но классическая музыка на произведениях одного автора не заканчивается, а посему продолжим о других. Интересно то, что для каждого отдельного заболевания имеются отдельные композиции и даже отдельные музыкальные инструменты. Например: звуки гитары больше всего воздействуют на сердце.

Музыкотерапия получила широкое применение еще в древности, когда жрецы и шаманы ставили больному диагноз (выявляли больной орган) и назначали лечение. Впервые к такому виду терапии пришел один из самых развитых народов античности. Древние эллины. Они лечили своих собратьев музыкой духовых инструментов. [14]

  1. Методика исследования

При рассмотрении песенного текста мы использовали лингвистический подход, попытались осмыслить современный песенный текст как одну из составляющих речевой среды обитания подростков, которая влияет на формирование их речевой культуры, ценностных ориентиров, а также на динамику языковой ситуации в целом.

В работе используются следующие методы и приемы: метод лингвистического описания, сочетающий в себе наблюдение, интерпретацию и обобщение лингвистического материала, интроспективный метод [16], прием анкетирования. В исследовании синтезируются методики целенаправленной и сплошной выборки материала.

В качестве единиц анализа рассматривались целые песенные тексты. Материалом исследования послужили тексты песен, которым отдают предпочтение обучающиеся МБОУ «Костёнковская СОШ» 7-11 классов. Количество респондентов – 50 человек.

III Содержание проделанной работы

1.3. Результаты анкетирования

Нами было опрошено 50 обучающихся МБОУ «Костёнковская СОШ», с целью выявления их музыкальных предпочтений (Приложение 1, таблица № 1). Данное анкетирование позволило выяснить то, что 62% из числа опрошенных выбирают российских исполнителей. (Приложение 1, Диаграмма №1)

Анкета №1 « (Приложение 1, Диаграмма №2 )

определила наиболее популярных исполнителей песен среди учащихся МБОУ «Костёнковская СОШ»: Black Star, Oxxxymiron, MBAND. Исходя из данных, полученных нами, материалом для лингвистического анализа послужили песенные тексты представленных исполнителей.

2.3. Лингвистический анализ песенных текстов

Тщательный лингвистический анализ песенных текстов обозначил нарушения, связанные с грамматическими и речевыми ошибками. (Приложение 2)

Лидирующую позицию с точки зрения частотности занимают следующие категории ошибок: примитивизм и абсурдность текстов; эвфемизация речи (скрытый подтекст легко восстанавливается любым носителем русского языка); грамматический строй; использование средств речевой агрессии с преобладанием жаргонизмов, разговорных конструкций; злоупотребление иноязычной лексики; приоритет раскованности при выборе средств, часто в ущерб чувству меры.(Приложение 1, Диаграмма №3, Приложение 3)

  1. Примитивизм и абсурдность текстов: Привет, привет, прошло столько лет. О, я так скучала, интересный куплет;Мне нравится... Мне нравится...Когда красавица мне улыбается. Мне нравится... так нравится;Море чайки и белый белый песок, дети по улицам без носок, я там видел я там бегал.

  2. Эвфемизация речи (скрытый подтекст легко восстанавливается любым носителем русского языка): Растворится этот сон в утру;Душа кислорода не просит;И эта пустота, хочет уничтожить тебя.

  3. Грамматический строй: Просто ты как будто неземная совсем;Эти крики твои забери;Наша история любви проста, но чистая.

  4. Использование средств речевой агрессии с преобладанием жаргонизмов, разговорных конструкций: Я будто схавал "Колесо обозрения";Лобовуха в хлам, таз сидит низко;То успокоит, то будет парить нефигово;

  5. Злоупотребление иноязычной лексики: Фото на память не для Instagram'а; Перед смертью наблюдаю я минувших дней флэшбеки;) Здесь Мот, и Скруджи, и Чест, Black Star команда the best;

  6. Приоритет раскованности при выборе средств, часто в ущерб чувству меры, в том числе сквернословие: Девочка, будь со мной, я тебя так хочу;Все вещи на пол, и ты - теперь иди ко мне;Я искал тебя по барам, Меня окружали пьяные пары, Искал тебя по бабам, Но не находил тебя там.

В ходе изучения песенных текстов было достаточно много обнаружено и других нарушений языковых норм:

Нарушение стилистической сочетаемости - Не клянись, не зови, подожди;Ты читаешь Тору или чтишь Коран, Или ты просто небритый русский пацан;

Активное употребление просторечий - Когда твоя любовь с моей играется;Я так вспоминаю, как мы любили, как мы бродили, как воровали, как хохотали;

Использование варваризмов - Фиаско не будет; Правильный логин;

Употребление устойчивых оборотов - Не успели, не успели, то, что так давно хотели. По семь пятниц на неделе. Снова мы в одной постели;

Заключение

По мнению психологов, песня – очень важный фактор, влияющий на речевое поведение: слова, невольно подчинённые музыке, проникая в подсознание, закрепляются там, формируя непосредственно в подсознании орфографические формулы и модели. Вот почему в своё время подвергались серьёзной критике «курлычат журавли…», «…не на миг не остановишь…», «пусть бесется ветер жестокий…», «плачат девочки», речевые изломы «Соловьиной рощи» («роща соловьиная стоит», «славный птах») и мн.др. Всё это – ошибки, и они очень опасны тем, что вторгаются в речевое поведение подростка на волнах музыкальных ритмов, минуя логический контроль, а значит, исключая любую возможность критического анализа. Никто не поправит, не скажет: курлычут, ни на миг, бесится, плачут, а если и скажет, то встретит изумлённый взгляд: разве в песне было по-другому? Действительно, ошибка в тексте песни - угроза не только потому, что тиражирована во многих тысячах экземпляров, но и потому, что вторгается в языковую картину мира человека, искажая эту картину, внося в неё деформации, которые зачастую управляют речевым поведением человека.

Тексты современных песен с их многочисленными ошибками, искажениями, словами, лишенными смысла, действуют зачастую очень сильно на нашего современника - это своего рода психопрограммирование, может быть, не вполне осознаваемое нами. « Массовый» слушатель воспринимает песню как эталон – речевая культура молодежи формируется под воздействием современной эстрады.

В ходе исследования мы смогли выделить ряд аспектов, несущих в себе разрушительную силу, пагубно влияющую на формирование личности школьников (Приложение 1,Таблица №2). Данные факторы представлены в диаграммах № 4-6

  1. Результаты анкетирования показали, что молодые люди, читая тексты песен, часто не стремятся определить их тему и основную мысль. Школьников больше привлекает внешний вид исполнителей, а не содержание песен. Их не беспокоит качественность музыки и глубокий смысл текста, главное, чтобы «песня зацепила». Может, поэтому 21 % из опрошенных нами школьников выбирают зарубежные песни, просто не задумываясь и даже не пытаясь понять текст, расслабляясь под прекрасную музыку, красивый акцент и английский говор.

  2. Современный песенный текст состоит из легко узнаваемых подростками стереотипных, примитивных схем, очень близких их накопленному культурному опыту и уровню понимания, поэтому максимально быстро и без особых затруднений принимаются и запоминаются слушателями. Такой текст занимает одно из главных мест среди воздействующих на развивающуюся личность факторов, влияет на речевую культуру, культуру мышления и поведения подростков.

  3. Пожалуй, одной из главных угроз является то, что среди молодежи популярны песни, содержащие ненормативную лексику. Тем самым молодое поколение черпает сквернословие из культурной сферы и, употребляя эти слова, занижает личный статус. Тексты песен насквозь пронизаны использованием средств речевой агрессии с преобладанием жаргонизмов и разговорных конструкций. Речь эвфемезируется с целью скрыть пошлый подтекст. Зачастую присутствует агрессия.

  4. Анализ показал, что в песенных текстах наметилась опасная тенденция к безграмотному составлению текстов. Некоторые художественные средства языка: эпитеты и метафоры – употребляются в них неуместно и порой даже неумело. Стало очевидным, что в некоторых из них наблюдается отсутствие логической связи между предложениями.

  5. В песнях наших дней рифма отходит на второй план: над ней доминирует мелодия.

Таким образом, нами установлено, что современный песенный текст является одним из сильнейших «загрязнителей» речевой культуры молодых носителей языка, формирующих так же негативные культурные и ценностные ориентиры у подростков. Лингвисты это называют «функциональным оскудением» русского языка, снижением речевой культуры, «массовым косноязычием».

Мы пришли к такому выводу, что сегодня одной из признанных должна быть наука лингвоэкология, которая будет определять степень «загрязнённости современной песенной лингвистики, а цензура будет останавливать деградацию языковой культуры молодёжи и общества в целом. Недаром И.С. Тургенев писал: « Берегите чистоту языка как святыню!»

Список литературы

  1. Башманова, Е. Л. Сквернословие как социально-педагогическая катастрофа // Воспитание школьников. 2010. № 6. С. 45-52.

  2. Волкова, Т.Н. Воспитание человека культуры средствами языка и искусства в процессе гуманитарного образования. – Шуя: Весть, 2007. – С. 4–5.

  3. Желъвис, В. И. Поле брани: сквернословие как социальная проблема в языках и культу¬рах мира: монография. М.: Ладомир, 2001.

  4. Исхакова,Н.Р. Музыкальные предпочтения молодёжи. [Текст]/ Н.Р. Исхакова. – М.: Социс. – 2006. – С.35 – 37.

  5. Купина, Н. А. Смысл художественного текста и аспекты лингво-смыслового анализа Текст. / H.A. Купина. Красноярск: Красноярский ун-т, 1983.

  6. Лихачев, Д. С. Экология культуры Текст. / Д.С. Лихачев / Прошлое - будущему. - М.: Наука.-1985.

  7. Мокиенко, В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона. – СПб.: Норинт, 2001. 7, с. 378

  8. Мухиная, В.С. Психология детства и отрочества: Учебник для студ. психолого-педагог. фактов вузов. – М., 1998. – С. 429

  9. Полежаева, А. Н. Современный песенный текст и формирование речевой культуры подростков // Личность. Культура. Общество. Т. 12. Вып. 1 (53 –54) – М, 2010.

  10. Русинова, Л.А. О духовной сущности слова ":http://www.cult-and-art.net/society/140368 l_a__rusinova_o_duhovnoj_suwnosti_slova

  11. Семчук, Е. В. Лингвоэкология как междисциплинарная наука // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1233-1235.

Интернет ресурсы

12.file:///C:/Users/Учитель/Downloads/l 12.http://sociolinguistics.academic.ru/

13.http://studopedia.su

14. https://re-minor.ru/

15. http://womanadvice.ru/metod-introspekcii

16. http://sociolinguistics.academic.ru/

Приложения

Таблица 1 Приложение 1

Любимый исполнитель(группа)

Любимая песня

Понравившиеся тебе строчки из песни

     

Приложение 1

Диаграмма №1

Приложение 1Диаграмма №2

Приложение 1

Диаграмма №3

Приложение 1

Вопросы

Варианты ответа

Что для вас является решающим фактором в выборе музыки?

А) Внешний вид исполнителей

Б) Качественность музыки

В) Глубокий смысл текста

Г) Нет определенных факторов, главное, чтобы песня зацепила

Испытывали ли вы когда-либо агрессию, слушая музыку?

А) Да

Б) Очень часто

В) Случается

Г) Нет

Для чего вы слушаете современную музыку?

А) Для души

Б) Чтобы убить время

В) Люблю слушать современную музыку, которая поднимает настроение

Г) Текст не имеет глубокого смысла, не требует обдумывания

Таблица 2

Приложение 1Диаграмма №4

Приложение 1

Диаграмма №5

Приложение 1

Диаграмма №6

Просмотров работы: 5213