ЭЗОТЕРИКА В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЭЗОТЕРИКА В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ

Новичихина П.М. 1
1МБОУ СОШ № 15 с УИОП г.Заринска
Жданова Е.Г. 1Сараева и.а. 2
1МБОУ СОШ № 15 с УИОП
2МБОУ СОШ № 15 с УИОП г.Заринска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С самого раннего детства, как только мы начинаем осознавать себя, мама читает нам сказки. Сначала это русские народные сказки, затем литературные. Мы становимся взрослее и задумываемся о том, почему в сказке всё не так, как в жизни.

В русских народных сказках заключена великая воспитательная сила. Они учат нас быть добрее, скромнее, сильнее, выдержаннее. А нужны ли нам вообще сказки? Правильно ли мы их понимаем и истолковываем? Нам захотелось посмотреть на русскую народную сказку с другой стороны. Нам показалось интересным разобрать смысл сказки, понять мотивацию героев, оценить их способы общения друг с другом, развитие личностных особенностей.

Выбор пал на русские народные сказки, потому что, во-первых, они знакомы нам с детства, во-вторых, в настоящее время большое внимание уделяется формированию гражданских чувств, патриотизма, любви к родной земле, русской культуре. Наша школа не является исключением.

Необходимо отметить, что сказки и их герои являются прекрасным материалом для педагогической, психотерапевтической, коррекционной и развивающей работы. К.Г.Юнг, В.Я.Пропп, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, М.Осорина обращали внимание на различные аспекты сказки в культурной практике. Интересные научно-практические результаты даёт такое направление работы, как сказкотерапия, это отмечают такие исследователи как А. Гнездилов, Б.Бетельхейм, И.Добряков и другие.

Классики психологии неоднократно обращались к эзотерическому анализу сказок. Ещё К.Г.Юнг заметил, что персонажи сказок, как и мифов, выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и поведение личности. Другой классик, Э.Берн, указал на то, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека.[7]

Объект исследования: эзотерика русских народных сказок

Предмет исследования:тексты русских народных сказок из сборника А.Н. Афанасьева

Цель исследования: раскрыть эзотерику, символизм русских народных сказок.

Задачи исследования:

1.Изучить понятие эзотерики

2.Изучить понятие сказки, тайный эзотерический смысл.

3. Выявить неодушевленные предметы, часто встречающиеся в сказках из сборника А.Н. Афанасьева.

4.Рассмотреть вопрос о символизме на примере этих неодушевленных предметов.

Гипотеза исследования: если проанализировать русские народные сказки, то можно прийти к выводу, что помимо воспитательного потенциала, они обладают великими эзотерическими знаниями, которые не всегда лежат на поверхности.

Методы исследования:

Методы исследования:

- изучение теоретического материала;

- анализ образов русской народной сказки;

- обобщение результатов исследования.

Практическая значимость работы заключается в том, что необходимо уметь «видеть» более глубокий, скрытый смысл сказок. Раскрывая его, можно, работая над собой, совершенствовать себя, изменять жизненный сценарий, избегать отрицательных последствий каких-то поступков, учиться на отрицательном опыте героев, не допуская его в личной жизни.

Новизна работы заключается в том, что изучая эзотерику русских народных сказок, исследователи раскрывали тайный смысл одушевленных предметов (Баба-яга, конь, богатырь). В нашей работе попробуем проанализировать символическое значение неодушевленных предметов.

Актуальность темы

В настоящее время в нашу жизнь всё более прочно входят новые информационные технологии. У большинства школьников имеется персональный компьютер, подключение к сети Интернет. Это приводит к обеднению словарного запаса обучающихся, к неумению грамотно и последовательно анализировать имеющиеся тексты, составлять самим объемные рассуждения по каким-либо проблемам. Изучение русских народных сказок позволяет привить любовь к чтению, анализировать прочитанное, уметь высказывать своё отношение к нему. При помощи сказок формируется любовь к Родине, толерантность, навыки справедливости, добра. Также тексты сказок расширяют кругозор, способствуют развитию личности школьника, его творческих, исследовательских и коммуникативных навыков.

Глава I. Эзотерика в русских народных сказках

§ 1.1.Понятие эзотерики.

Эзотерика – подразумевает знание тонких сил природы. Это тайные, скрытые знания. Знания – так называется всё то, что веками собиралось и хранилось у разных народов, передавалось из поколения в поколение, терялось и возникало вновь. Это вековая мудрость, понимание самого себя и знание жизни.

Русские народные сказки отличаются наличием двух миров: обычного и потустороннего. Обычно персонажи сказок находят то пространство, которое является границей между этими мирами. Как правило, такой границей является непроходимый лес или избушка Бабы Яги. Потусторонним миром оказывается Тридесятое царство. Символизм перехода в потустороннее пространство означает гибель героя. Только благодаря этой символической гибели главный персонаж возрождается и становится более мудрым. Так и в жизни. Для того, чтобы духовно вырасти, нужно убить в себе что-то устаревшее и ненужное.

Баба – яга представлена в двух основных ипостасях: как антагонист, негативный персонаж, и как помощница главного героя. Баба-яга символизирует границу перехода из одного привычного герою, обычного мира – в мир иной, сказочный и волшебный. Выглядит она весьма пугающе и живёт в избушке на курьих ножках. Но отличается тем, что её дела полезны: Яга, костяная нога, знает прошлое и будущее, знает то, что неведомо главному герою – места, где спрятаны те диковинные вещи, которые герой на протяжении всего повествования ищет, так как волшебная сказка зачастую построена на мотиве поиска утерянного предмета. Часто Яга прямо помогает герою, даёт ему советы или волшебные предметы.

Кощей – бессмертный – ещё один отрицательный персонаж русских народных сказок, который имеет свойство похищать прекрасных красавиц. Кощей обладает волшебной силой, он чародей и волшебник. Во многих сказках становится известна тайна победы над Кощеем (ведь смерть его в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук зарыт под дубом, дуб растёт на острове, остров в море-океане). Главный герой добывает это яйцо, которое является символом жизни, и побеждает противника.

§ 1.2. Определение понятия сказки, тайный эзотерический смысл.

Великий писатель, языковед, собиратель и толкователь русских слов В.И.Даль даёт два определения сказки. В его «Словаре живого великорусского языка» слово «сказка» объясняется как объявленье, весть, оглашенье, а также сказка – «мышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание».[2;591]

Сказки – это коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует использования приемов неправдоподобного изображения реальности.[5; 512]

Сказка – вид повествовательного фольклора, включающий различные жанры и повествовательный литературный жанр. Фольклорные, а также литературные сказочные жанры допускают известную долю художественного вымысла, повествуют о необычных в бытовом смысле событиях (фантастические, чудесные или житейские, демонологические рассказы). Достоверность сказочных событий ставится под сомнение иногда самим сказителем или автором.[1; 14]

«Сказка – один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел», - об этом говорит известный русский учёный, писатель, правовед, философ И.А.Ильин.[3; 73]

Известный сказковед Э.В.Померанцева даёт определение сказки, с которым стоит согласиться «Народная сказка (или «казка», «байка», «побасёнка») – эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел».[4;32]

Проанализировав данные определения, можно выделить общие черты, присущие сказке:

- один из жанров устного фольклора;

- в сказке присутствуют вымышленные события, отсутствует достоверность.

В волшебных сказках мы часто находим мотив испытания. Всем известна и сказка «Морозко», в которой добрую девушку Настеньку злая мачеха отправила замерзать в зимний холодный лес. Добрый волшебник Морозко по традиции сначала испытывает девушку, а потом награждает её.

Помимо воспитательной функции сказка ведет нас к эзотерическим познаниям и открывает:

- астрономический цикл жизни природы, природный календарь;

- рождение мироздания;

- поиск духовного пути человека, внутренний рост, получение тайного знания;

- сохранение истории своего рода, связи с предками.

В сказках эти линии часто сближаются, пересекаются, синхронизируются. Герои выступают символами, их действия обретают ритуальный смысл, а путь определяет получение особых знаний и внутренней гармонии. Сказка по своей сути похожа на магические заклинания, которые нельзя произносить неправильно, иначе они потеряют силу.

Постараемся дешифровать некоторые из сказок.

§ 1.3. Тайный эзотерический смысл неодушевленных предметов сказок

из сборника А.Н.Афанасьева.

Прочитав и сопоставив некоторые сказки из сборника А.Н. Афанасьева, можно сделать вывод, что чаще всего в них встречаются следующие предметы: яблоко, кольцо, гора, река и колодец.

Эти предметы несут в себе определенный тайный смысл. Но всегда ли они имеют одинаковое значение? Попробуем разобраться.

Яблоко.

Согласно онлайн-словарю символов яблоко означает плодородие, любовь, радость, знание, мудрость, обожествление и роскошь, но, вместе с тем, обманчивость и смерть. Яблоко было запретным плодом Золотого Века. Будучи круглым, оно представляет целостность и единство и противопоставляется гранату, состоящему из множества зернышек. [8]

В сказке «Иван-Быкович» яблонька хотела погубить Ивана-Быковича, не давала ему дороги. Девушка превратилась в яблоньку с целью отомстить Ивану-Быковичу за то, что он убил ее мужа-Змея Горыныча. Таким образом, мы понимаем, что яблонька в данном тексте символизирует смерть и обман. [6; 27]

В «Сказке о молодце- удальце» яблоки несут иное значение. Старый царь отправляет сыновей за молодильными яблоками. Яблоня в сказке олицетворяет плодородие и радость. Царь отправил своих сыновей за молодильными яблоками не только для того, чтобы их получить, но и для того, чтобы его сыновья испытали жизненные трудности и получили жизненный опыт. Добывая яблоки, царевичи обретают мудрость[6; 55]

Кольцо.

Кольцо до некоторой степени разделяет символическое значение круга в аспекте вечности, непрерывности, божественности жизни. Означает могущество, достоинство, высшую власть, силу, защиту, делегированную власть, завершенность, цикличность времени, отождествляется с личностью. Даровать кольцо - значит наделить властью, связать себя словом, приобщить к качествам данной личности. Кроме того, кольцо несет символизм связи. [8]

В сказке «Волшебное кольцо» кольцо является главной художественной деталью. Оно обладает волшебной силой и исполняет желания. Главным образом, кольцо в тексте символизирует власть. Злая королева, желая обрести безграничную власть, украла кольцо у своего мужа, но верные друзья помогли вернуть его. Заполучив кольцо, Мартынка получил власть, но он использовал его только в добрых целях. Кроме того, кольцо, как символ связи, помогает сплотить друзей.[6; 80]

В сказке « Иван, крестьянский сын» кольцо встречается только в начале текста. У царя на столбе было 3 кольца – золотое, серебряное и медное. Оно выполняет функции предмета, который помогает сделать выбор. Благодаря этим кольцам царь выбирает коня, на котором поедет искать невесту. Здесь кольцо показывает, возможно, даже могущество. Также можно сказать, что оно символизирует достоинство или власть. [6; 33]

Река.

Согласно онлайн-словарю символов река означает мировой поток явлений, течение жизни.Это царство божества, макрокосм смерти - явное существование, мир изменений, микрокосм. Возвращение к истоку, символически изображаемое в виде реки, текущей вверх, - это возврат к изначальному, райскому состоянию, с целью обрести просветление. Устье реки имеет то же символическое значение, что и ворота или дверь. Оно обеспечивает доступ в иное царство, в океан единства.[8]

В сказке «Иван-Быкович» главный герой после победы над Змеем- Горынычем сбрасывает его головы в реку Смородину. Тем самым река в данном случае символизирует смерть. Бросая голову чудовища в реку, Иван-Быкович утверждает победу добра над злом. [6; 22]

В сказке «Иван, крестьянский сын» река необычная, огненная. Возле этой реки добрые молодцы останавливались переночевать. Ночью возле этой реки происходил бой между Иваном и Змеем-Горынычем. Именно возле реки решается судьба героев и дальнейшее развитие сюжета сказки. Тем самым мы можем утверждать, что в данном тексте река – это возвращение к истоку с целью обрести просветление, т.е. найти путь к добру, взять верх над злом.[6; 36]

Гора.

Являясь и осью, и центром, гора считается местом перехода с одного плана на другой, местом общения с богами, олицетворяет также космические силы, жизнь: ее скалы кости; водные потоки - кровь; растительность - волосы; облака - дыхание.Также символизирует постоянство, вечность, прочность и неподвижность. Вершина горы ассоциируется с солнцем, дождем и богами-громовержцами.На духовном плане вершина горы олицетворяет состояние полного сознания. Восхождение на священную гору символизирует устремление, влечение к высшим состояниям, отречение от мирских страстей, продвижение от частного и ограниченного к полному и безграничному. Священная гора - это также пуп вод, так как от нее берут свое начало все родники. Прохождение между тесными или сталкивающимися горами символизирует проход на новые духовные уровни, где возможно только духовное бытие и отсутствует время.[8]

Образ горы встречался нам в трёх сказках: «Хрустальная гора», «Иван, крестьянский сын» и «Золотая гора».

В сказке «Хрустальная гора» царство почти наполовину затянуло в хрустальную гору. Если взять во внимание, что восхождение на гору символизирует устремление, отречение от мирских страстей, тогда становится понятным, почему Иван-Царевич гуляют с Царицей именно на горе. Они пытаются отвлечься от окружающего их мира, обрести покой и счастье.

На горе Иван сражается три раза со свирепым Змеем-Горынычем. В данном эпизоде можно сказать, что Иван, побеждая злые силы, переходит на новый духовный уровень. [6; 4]

В сказке «Иван, крестьянский сын» три старичка подъезжают к горе, около которой стоит дом, в котором и жил «мужичок сам с перст усы на семь верст». [6; 40] Неслучайно дом волшебного помощника стоит у горы, ведь она символизирует жизнь, проход на новые духовные уровни, где возможно только духовное бытие и отсутствует время. Поэтому гора в данной сказке – это место, где решается дальнейшая судьба героя и самого сюжета.

В сказке « Золотая гора» купец и его работник отправились к золотой горе для того, чтобы копать золото. И купец придумал для работника своего испытание, которое он должен был выполнить на этой горе. [6; 156] Гора в данном тексте - источник жизни, испытание трудностями и тяготами, олицетворение жизни и вечности. Пройдя испытания, герой обретает смысл жизни.

Колодец.

Колодец символизирует женское начало, утробу Великой Матери, душу. Имея связь с подземным миром, колодец нередко содержит волшебные воды, обладающие способностью исцелять и исполнять желания. В христианстве он символизирует спасение и очищение, источник или родник у подножия Древа Жизни в раю дает начало Водам Жизни и четырем рекам рая. Священные колодцы дают доступ в иной мир, имеют магические свойства и содержат целебные воды. [8]

В сказке «Иван-Быкович» сестра Змея-Горыныча хотела отомстить Ивану-Быковичу за то, что он погубил ее брата. Девушка превратилась в колодец и не давала проходу Ивану-Быковичу и его друзьям. [6; 27] С одной стороны колодец символизирует женское начало, а с другой стороны - доступ в иной мир , смерть, но герой смекалкой побеждает злые силы.

В сказке «Иван, крестьянский сын» колодец выполняет ту же функцию, что и в тексте о Иване-Быковиче. В этих сказках похожее развитие действий.

Заключение

Таким образом, исследуя русские народные сказки из сборника А.Н.Афанасьева на предмет использования в них неодушевленных предметов, обладающих скрытым смыслом и значением, можно сделать следующие выводы.

Русские народные сказки, помимо воспитательного потенциала, обладают великими эзотерическими знаниями, которые не всегда лежат на поверхности. Их надо уметь рассмотреть.

Какие-то из смыслов проявляются больше, какие-то сильнее спрятаны за простыми, как кажется, образами – и для многих из нас навсегда останутся тайной за семью печатями. Каждый может услышать только то, к чему готов, но не более. А иногда даже информация в сказках находится вне пределов современных представлений.

Сказка – гигантский источник древнейших сведений о событиях нашего прошлого. В ней нет ни одного случайного образа, слова, имени, названия, как нам иногда может показаться. Как в русской матрешке, один смысловой уровень сказки гармоничного нанизывается на другой, создавая целостную многослойность бытия. Каждый уровень сказки – вход в особый мир сведений об устройстве пространства, человека, общества, основных жизненных процессов целой Вселенной.

Как видим, русские народные сказки предоставляют нам огромное пространство для исследований и новых неожиданных открытий. Это увлекательный и интересный процесс, ведь сказки – не оторванные от реальности притчи, это хранители огромного объема информации о русском народе, его обычаях, верованиях, идеях. Порой кажется, что в сказке есть ответы на все вопросы. Возможно, так оно и есть.

В русских народных сказках кроется огромный смысл. Возможно, их детальное изучение может дать ответы на многие жизненные вопросы.

Все многочисленные сюжеты и темы сказка преподносит простым и поэтичным языком. Чтобы получить награду, герои сказки должны приложить немало усилий и проявить такие положительные человеческие качества как, например, доброта и храбрость.

Список использованной литературы

1. Аникин В.П. Русская народная сказка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1977. – 208с.

2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Эксмо, 2007. – 736 с.

3. Доценко Е.Л. Семантическое пространство психотехнической сказки // Журнал практического психолога.- 1999. - №№ 10-11.- с. 72-87.

4. Померанцева Э. В. Русская народная сказка. - М.: Советская этнография. – 1963 г. – 236 с.

5. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. – 704 с.

6. Русские народные сказки из сборника А.Н.Афанасьева / / В тридевятом царстве. – Барнаул. Издательство ИНИС, 1994. – 493 с.

Интернет – источники

7. Л. И. Скворцова. Персонаж русской сказки с психологической точки зрения [Электронный ресур]/ Культура и нравственность. Режим доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/suda/kov/7_04.htm (06.02. 2017)

8. Онлайн-словарь символов [Электронный ресурс]/Словарь-символов. Режим доступа:http://gufo.me/content_sim/kolodec-355.html#ixzz4Wwzlp1qY(06.02. 2017)

Просмотров работы: 2676