"ДОМ – МИР" ПЕТРА ХРАМОВА (ОБРАЗ ДОМА В ПОВЕСТИ П. ХРАМОВА "ИНОК")

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"ДОМ – МИР" ПЕТРА ХРАМОВА (ОБРАЗ ДОМА В ПОВЕСТИ П. ХРАМОВА "ИНОК")

Вичева К.В. 1
1МОБУ СОШ №5 г. Мелеуз, Башкортостан
Габитова Л.Г. 1
1МОБУ СОШ №5 г. Мелеуз Башкортостан
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Научно-исследовательская работа

 
 
 
 
 

 

Выполнила:

Вичева Ксения Витальевна

учащаяся 6а класса

МОБУ СОШ №5

МР Мелеузовский район РБ

Руководитель:

Габитова Лилия Гафуровна

учитель русского языка и литературы,

I квалификационная категория

Оглавление

  1. Введение. 3

  2. Глава I. Названия жилищ на Руси.

Современные наименования жилища. Образ дома

в русской литературе. 5

  1. Глава II. Образ Дома в повести П. Храмова «Инок». 10

  2. Заключение. 13

  3. Литература. 14

  4. Приложение. 15

Введение

Предметом нашего исследования является образ дома в повести Петра Храмова «Инок».

Понятие «дом» многогранно. Для каждого человека он имеет свое значение, вызывает свои ассоциации. Для большинства людей это место, связанное с детством, с родными людьми, мамой. Мысли о доме вызывают приятные, трогательные воспоминания: это начало жизненного пути; мамин голос, тепло… Именно в семье, в родном доме нам прививаются нравственные ценности, формируется особое видение мира. Со временем понятие расширяется, родными становятся улица, край, страна, планета. Земля – наш общий дом.

Цель - выявление своеобразия образа дома в произведении Петра Храмова «Инок».

Задачи настоящей работы:

  1. выявить семантику слова «дом», проанализировать существующие работы, посвященные феномену дома в литературе;

  2. познакомиться с творчеством писателя;

3. рассмотреть образ дома в повести П. Храмова «Инок».

Тема дома особенно актуальна в наши дни. В современной бурной жизни человек, стремясь к материальным ценностям, подчас забывает о духовных отношениях между людьми. Современный дом далек от «естественных начал жизни», в ней нарушена связь поколений.

Гипотеза:Петр Храмов продолжает традиции русской литературы, но в то же время привносит свое видение образа Дома.

Исследовательская работа позволяет увидеть, что дом всегда играл огромную роль в жизни человека, большое внимание уделялось образу дома и в русской литературе, важное место занимает образ дома и в романе П. Храмова.

Ученый В.С. Непомнящий так обозначает семантическое поле, в котором в русской культуре, существовало понятие дом: «Дом-жилище, убежище, область покоя и воли, независимость, неприкосновенность. Дом - традиция, преемственность, отечество, нация, народ, история. Дом, «родное пепелище» - основа «самостоянья», человечности человека, «залог величия его», осмысленности и неодиночества существования. Дом-очаг, семья, женщина, любовь, продолжение рода».

Объект исследования: образ дома в произведении П. Храмова.

Методы исследования: анализ, метод сопоставления, сравнения и классификация.

Структура данной работы включает введение, главы (теоретическую и исследовательскую), заключение, список литературы и приложение.

Глава I. Названия жилищ на Руси. Современные наименования жилища. Образ дома в русской литературе.

В русской культуре дом занимает особое место: в семье (в доме) закладываются основы жизни русского человека. Дом относится к основополагающим архетипам человеческой культуры. Изначально он предназначался для защиты человека от природной стихии, сейчас начинает рассматриваться в контексте понятий: кров, семья, народ, страна, нравственность, память, вера. Дом превращается в уменьшенную модель мироздания и человеческого бытия, в полной мере выражая особенности менталитета того или иного народа.

Известно, что славяне вели оседлый образ жизни. Понятие «дом» для них, в отличие от некоторых других народов, играет важную роль. Так, в древнерусских текстах домъ как «здание» известно уже с 1230 года, как «жилище» тоже с ХIIIв. Слово «жилище» происходит от русского слова «жить». Слово «дом» происходит от латинского слова «domus» – в Древнем Риме, дом для проживания одной семьи.

В русском языке существует множество наименований значений слова «дом». Для русских говоров наиболее характерны три родовых наименования жилья: дом, хата, изба.

В « Толковом словаре русского языка» Ожегова С.И. дается такое толкование значения слова «дом»:

Дом, -а (-у), мн. –а, ов.м.1.Жилое (или для учреждения) здание. Каменный дом. Дойти до дома. 2. Свое жилье, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Родной дом. 3. Место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования. Общеевропейский дом. 4.Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды. Дом отдыха. Дом ветеранов труда. 5. Династия, род. Династия Романовых.

В словаре В. Даля во втором значении дом - это «изба, крестьянский дом со всеми хозяйственными постройками» (без указ. места).

Образ дома в русской литературе является одним из центральных. Вспоминаются, прежде всего, произведения, в заглавии которых упоминается этот локус: «Домик в Коломне» А.С.Пушкина, «Дом с мезонином» А.П.Чехова, «Дом у дороги» А.Твардовского, «Дом на набережной» Ю.Трифонова, «Дом» Ф.Абрамова, «Дом в Оболонске, или поэма о чёрной смородине» О. Павлова.

Есть дома, о которых мечтает странствующий герой, куда он стремится всей душой, как спешил Чацкий в дом Фамусова. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» - утверждает Л.Н. Толстой. В домах Ростовых и Болконских происходят важные события «Войны и мира». Образ дома у Пушкина в романе «Евгений Онегин» выступает символом покоя, умиротворения, моральной чистоты. У А. П.Чехова в пьесе «Вишневый сад» дом здесь символизирует и родовое гнездо, и комфорт, и крепкое «стояние на ногах» семьи Раневских («Прощай, милый дом, старый дедушка», «Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!» - восклицают его герои).

У И.С. Шмелёва в произведении «Лето Господне» читаем «Если в доме пребывает мир, если брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей, то тот дом счастлив». Дом в романе М. Булгакова "Белая гвардия" – островок - крепость в хаосе революционных событий; это цитадель Добра, хранящая Справедливость, Красоту, Свет и Тепло Вечности. А вот так описывает крестьянское жилье в повести «Деревянные кони» Ф.А. Абрамов – сам выходец из архангельской деревни: «Ах, какой это был дом! Одних только жилых помещений было четыре: изба-зимовка, изба - летница, вышка с резным балкончиком, горница боковая…А кроме них, были еще сени светлые с лестницей на крыльцо, да клеть, да поветь саженей семь в длину… И вот, когда не было дома хозяев (а днем они всегда на работе), для меня не было большей радости, чем бродить по этому удивительному дому. Да бродить босиком, не спеша. Вразвалку. Чтобы не только сердцем и разумом, подошвами ног почувствовать прошлые времена».

Русское жилище было разнообразным и имело различные названия. Базовой постройкой в русской культуре всегда была изба.

Изба,- ы, вин. избу, мн. Избы, изб, избам, ж. Деревянный крестьянский дом. Не красна изба углами, а красна пирогами (посл.).// уменьш. Избушка, -и, ж. Избушка на курьих ножках( в сказках: домик бабы-яги).// унич. Избенка, -и, ж.// прил. Избяной,- ая,- ое.

Слово «изба» - др. - русск. истъба «дом, баня» (истобка в «Повести временных лет»). Этот термин так же, как хата и дом, прижился в русском языке, о чем свидетельствует ряд устойчивых словосочетаний: разволочная изба, «разъемная, разборная»; черная изба; курная изба; белая, красная – «с красным, то есть большим окном»; шестистенная, четырехстенная.

Так, в народной культуре дом – символ единства всего рода: тех, кто живет ныне, и тех, кто жил прежде. Александр Николаевич Афанасьев, известный этнограф и фольклорист, собиратель русских сказок, писал: «Изба для славянина была поэтому не только домом, в обиходном смысле этого слова, местом жилья. Изба была первым языческим храмом». Вот почему внутренняя планировка дома – расположение печи, большого (красного) угла, лавок, стола, колыбели – всегда были значимы и сохранялись на протяжении веков. В понимании русской души, дом – это место, защищающее от воздействий враждебных факторов, поэтому издревле славянскую избу возводили в культ и считали сакральным, то есть священным пространством. Так, в словаре «Славянская мифология» читаем: «Дом – символ семейного благополучия и богатства, локус многих календарных и семейных обрядов. Организация домашнего пространства повторяет структуру внешнего мира и отчасти отражает структуру семьи…».

Русские поэты Н.А. Клюев, С.Есенин, С.А. Клычков поэтизировали традиционный мир крестьянского дома, семьи, живущей в гармонии с природой, народные обряды, праздники, суеверия. Для них деревенский дом, изба – центр мира, воплощение всех жизненных ценностей. Вот как писал об избе Н.А. Клюев в стихотворениях 1914–1916 гг.:

Изба – колесница, колеса – углы,

Слетят серафимы из облачной мглы,

И Русь избяная – несметный обоз! –

Вспарит на распутье взывающих гроз….

«Земля и железо».

В поэзии С.Есенина крестьянское жилище (хата, изба) становится живым существом, очеловечивается:

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины…

«О красном вечере задумалась дорога».

Третье наименование жилища – хата.

Хата, -ы. ж. На Украине, в Белоруссии, на юге России: крестьянский дом. Беленая хата //уменьш. Хатка. // пренебр. Хатенка.

Хата - хатица - хатина «небольшой дом или комната», хатка «клеть». Это слово имеет не меньшую важность для русского крестьянина, чем слово дом, о чем свидетельствуют пословицы, рожденные народом: «Своя хатка – родная матка»; «Моя хата с краю»…

Весьма распространенными названиями жилища вообще на Руси были и два других древнерусских зодческих термина – хоромы и палаты. Только хоромы, как сказано в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля, – «здание деревянное, а палаты каменные».

Хоромы, -ом. В старину на Руси: большой жилой дом богатого владельца (первоначально вообще жилой дом). Выстроил себе хоромы (разг., ирон.)// прил. Хоромный, -ая, -ое.

В бумагах Петра Первого термин «хоромы» встречается в значении «отдельные покои в доме»: «…загорелось вверху у царицы Прасковьи Федоровны и сгорели ее хоромы… зело жаль мне, что хоромы без меня сгорели».

Термин « палата (палаты)» так же, как и «хором (хоромы)», обозначающий жилище, использовался применительно к каменным строениям, причем иноземным, а не русским.

Палата, -ы, ж. 1. Большое богатое здание, помещение (устар.) Каменные палаты. 2. Отдельная комната в больнице, лечебном стационаре.// прил. Палатный, -ая,- ое. Палатный врач.

Другой зодческий термин – «терем» в русских летописях впервые упоминается в Х веке в значении «высокий дом, дворец». В этом же значении используется слово и в «Хождении…» Афанасия Никитина при описании заморских диковинок: …а Махмут сидит на кровати на золотой, да над ним терем шидян с маковицею золотой».

Приводимая Далем пословица: «В клетках птицы– в теремах девицы» раскрывает еще одно назначение терема - «башня, тюрьма». В таком назначении терема особенно широко использовались в 16-17 вв., что нашло отражение в былинах, сказках, песнях. В языке современных СМИ используется родственное лексеме терем слово «терминал».

Наш мир построен на противоположностях. Это нашло отражение и в названиях человеческих жилищ. Есть лачуги, халупы, хибары, а есть замки и дворцы. Именно дом стал исходной точкой общности, то есть близости по роду.

Значит, в русском языке лексема «дом» не только обозначает постоянное, а не временное жилье, но и материализует идею родства по месту «сидения».

Мы провели опрос среди обучающихся 6а, 9б классов «Что для тебя означает слово «Дом»?» (Приложение).

Глава II. Образ Дома в произведении Петра Храмова.

У современного уфимского писателя Петра Храмова в произведении «Инок» дом предстает как живое существо. Неслучайно повесть Петра Храмова начинается с детального описания дома: «А вот дом удивил. Он был весь деревянный (только лестница белокаменная), бревенчатый, с дивно вырезанными орнаментами наличников, карнизов и балкончиков, он был с крутой крышей и флюгером на ней, он был с островерхими ажурными башенками, и весь он как бы стремился к небесам и походил на остановившееся пламя. И был он весь розовый, а там, где облупилась розовая краска, как пепел, мерцало старое, в светло-серых ворсинках дерево. Мне казалось невероятным, что в таком красивом, таком сказочном доме будут жить такие изгои, как бабушка, мама и я». Дом предстал сказочным и необычным миром перед главным героем.

Герои повести будут счастливы в этом доме, ведь по пути им встретилась церковь – «стройненькая, голубая и радостная сама собой». Мы видим связь с Богом, с Вечностью.

Дом отделял своих жильцов от «чуждого, непонятного, враждебного». Деревянный, бревенчатый дом близок к Природе.

Дом в повести уничтожат после войны, сравняв с землей место, где он стоял. Герой увидел только «свежий асфальт и каток, стоящий в углу бывшего нашего двора». Видеть смерть дома – это страшно, странно и совестно. Автор хочет показать, что в опасности находится одна из основных ценностей человека – его Дом.

Образ Дома чаще показывается в неразрывной связи с его обладателями. Дом в повести выступает не просто как место физического обитания людей, но и как своеобразная вселенная, отдельный мир. Мы видим «триединство» - Дом внутри человека, дом семьи мальчика и дом – мир.

«Ах, какой это был дом!.. Он менялся: по мере моего взросления в нем проступали то сказочное простодушие хором царя Салтана, то привлекательная чуждость вальтер - скоттовских замков, то совестливая и смирная интеллигентность чеховского дома с мезонином…». В детстве дом напоминает герою хоромы царя Салтана. Дом выглядит сказочным, ведь именно в детстве ждешь чего – то чудесного, волшебного. В подростковом возрасте дом напоминал вальтерскоттовские замки. Мы знаем, что в это время ребенок читае приключенческую литературу, а замки ассоциируются с таинственностью. В это время кажется, что в жизни ждут тебя приключения. В юности свой дом герой сравнивает с чеховскими усадьбами. Важное слово – интеллигентность.

Это не дом менялся, а менялся внутренний мир героя по мере взросления. Дом во временном измерении – вся жизнь человека.

А теперь рассмотрим в пространственном измерении. Пространство дома изменяется до целого мира, до Вселенной (Дом – малая родина – страна – Мир, Вселенная). Дом «…как бы стремился небесам» - связь с космосом, расширение пространства до Вселенной. Он «…походил на остановившееся пламя», «…как пепел…мерцало дерево», дом имел свою судьбу. Дом «… не был похож ни на что», он иной, как и герой повести, которого называли инок.

Если ребенок получает в доме теплоту, доброе отношение и мир его будет добрым, и, наоборот, мир враждебен, если в детстве он рос в ненависти.

Главный герой «Инока», несмотря на то, что взрослеет, мужает, остается в душе чистым как младенец.

Произведение Петра Храмова соответствует своей глубиной религиозно – нравственным традициям русской культуры. Мы согласны с мнением П. И. Федорова, полагающего, что «это произведение продолжает стержневую линию русской литературы, именуемую некоторыми литературоведами христианским реализмом и представленную такими мастерами русского слова, как А. Пушкин, Н. Гоголь, С. Аксаков, А. Островский, Ф. Достоевский, Л. Толстой, Б. Зайцев, И. Шмелѐв, В. Распутин и другие». Автор создаѐт образ дома, который вбирает в себя черты и конкретного дома (в него переселилась во время войны семья героя), и терема из пушкинской сказки, чеховского дома с мезонином.

Образы дома, родного города, родного края являются не только основой пространственных координат в художественном мире уфимских авторов, но и основой духовной памяти человека и человечества. Познание героями мира и самопознание осуществляется в романе П.А. Храмова «Инок» в русле таких пространственных систем, как «дом – родной город – храм – эдем» или «дом – малая родина – страна – мир, Вселенная». Дом в сознании писателя разрастается до масштабов мирозданья, приобретая при этом вселенский характер. Каждый человек приходит в этот мир, где имеет свой дом, и уходит в «Вечный дом».

В произведении Петра Храмова Дом:

1) жилище, несущее отпечаток личности;

2) духовный облик семьи;

3)внутренний, духовный мир человека (дом души);

4) Дом – центр мира, Вселенная;

5) Дом – Россия;

6) Дом – Эдем;

7) Дом – «Вечный Дом».

Заключение

В настоящей работе мы рассмотрели значение слова «Дом», выявили своеобразие образа дом в романе Петра Храмова «Инок».

Итак, в результате исследовательской работы были сделаны выводы, что слово «Дом» берет свое начало еще со времен Древней Руси. В любые времена семья и дом для человека являются основой нравственных и духовных ценностей. Поэтому многие писатели в своих произведениях уделяют внимание дому. Тема семьи и дома будет всегда важна во все времена. В художественном мире П. Храмова пространство дома скрепляет все сферы человеческого бытия, способствует становлению личности. В конечном счете, дом представляет собой модель мироздания, где взаимосвязаны телесное и духовное, время и вечность, личностное и общечеловеческое.

Литература

1. Введение в литературоведение: Учеб. Пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 680.

2. Есенин С. Стихотворения. Поэмы. – М: Художественная литература, 1973

3. Клюев Н. А. Сердце Единорога: Стихотворения и проза. — СПб: Изд-во РХГИ, 1999.

4. Литературная Rossica Башкортостана в ХХI веке. Вып. 2 / отв. редактор и составитель: д.ф.н., проф. В.В. Борисова; Башк. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы. – Уфа : Лайм, 2015. –124 с.

5. Переиздание словаря Даля в 4 томах в современной орфографии, «Олма-пресс», 2001 год: т. 1, т. 2, т. 3, т. 4 — Google Books

6. Пословицы и поговорки русского народа / Сост.В.И. Даль. – М.: «Эксмо-Пресс», 2000

7. Прокофьева И. Художественное своеобразие исповедально - биографической повести Петра Храмова «Инок» - Вестник ТГПУ, 2013, №11

8.Толковый словарь русского языка./ Ожегов С.И. Российская академия наук. Институт русского языка им. Виноградова.- 4-изд., дополненное – М., 1999.

9. Ясенев М. О книге П. Храмова «Инок» // ж. «Бельские просторы», 2012, № 8

Приложение.

Дом – это место, где я живу и живут мои родители. Чернов Роман, 6а класс.

Дом – семья, родственники, любовь, радость, веселье, родной очаг. Лобырева Кристина, 6а класс.

Дом – это место, где ты родился и жил, живешь и будешь жить, это родной очаг. Гусятникова Виктория, 6а класс.

Дом – место, где живут мои родные, место, где о тебе заботятся, где царствует любовь и забота. Ахтямова Камила, 6а класс.

Дом – это место, где живут твои родные. Рахимов Айдар, 6а класс.

Дом – это место проживания, где о тебе позаботятся, где можно ненадолго уйти от проблем. Фролов Никита, 6а класс.

Из ответов девятиклассников: «Дом – это место, где я живу, где живут мои родные», «Дом – это место, где я живу», «Дом – это место заботы и любви», «Домом мы называем то место, где нас ждут, несмотря на время и обстоятельства, где мы родились, сделали первые шаги, сказали самые первые слова в нашей жизни», «Домом мы называем жилье, где мы живем под одной крышей с нашими родными, до глубины души с близкими людьми».

Просмотров работы: 273