- Мы - театрались! - заявляет четырехлетний Коля.
- Фу, какая разлепуха! - морщится Алена от растаявшего снеговика.
- Посмотри, как я красавлюсь! - умиляется Саша, глядя на себя в зеркало. Слышали ли вы что-либо подобное? Не сомневаемся - да, слышали и не раз. Но задумывались ли вы, почему и как создаются новые слова у детей? По какому принципу строятся?
Желание узнать об этом процессе больше появилось и у меня.
Поэтому я выбрала следующую тему для своей исследовательской работы " Использование речевых шаблонов в детском словотворчестве".
Появление таких новых слов в речи детей является процессом частым и интереснейшим и называется словотворчеством. Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка.
Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение дает ощущение радости, вызывает желание включиться в творческий процесс, что является приоритетным для современной модели образования. Процесс творчества у ребенка сопровождается наивысшей активностью интеллектуальных и эмоциональных сил.
Также в настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Способность к словесному творчеству, как одна из разновидностей художественно-речевого творчества, имеет важное значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка. В последние годы специалисты отмечают тенденцию к задержке развития речи у современных детей. Это подтверждает анализ анкетирования первоклассников нашим школьным психологом. Он показывает, что проблемы с речевым развитием существуют и проявляются с каждым годом у большего количества детей, что отражается в данной диаграмме. Диаграмма №1
Поэтому вопрос о развитии детского творчества сегодня особенно актуален. Это явление изучали как у нас в стране (Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др.), так и за границей (К. и В. Штерны, Ч. Болдуин и др.). В современном мире проблема детского словотворчества представляет огромный интерес для психолингвистики и методики развития детской речи. Развитием детского словотворчества активно интересуются родители, воспитатели и преподаватели различных образовательных учреждений. Как же осуществляется механизм детского словотворчества? Оказывается, что он связывается с формированием языковых обобщений. Если ребёнок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определённым, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. То есть в основе каждого детского высказывания лежит свой речевой шаблон.
В связи с этим важна осведомленность родителей о словотворчестве и о его закономерных механизмах, поэтому мы не смогли обойти данную тему, и думаем, что данная работа и выработанная методическая брошюра с советами поможет им в этом. А новизна нашей работы в том, что мы впервые проведём и проанализируем детское словотворчество, анализируя высказывания детей, которыми делятся родители на различных форумах в Сети Интернет.
Нашей целью стало - изучить механизмы детского словотворчества на основе речевых шаблонов и исследовать новые слова, представленные родителями на форумах в Сети Интернет.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) дать лингвистическое толкование понятию словотворчества;
2) изучить механизмы детского словотворчества;
3) выделить аспекты проявления словотворческой деятельности;
4) представить классификацию Т. Н. Ушаковой;
5) исследовать примеры словотворчества, представленные родителями на форумах и сайтах в Сети Интернет;
6) проанализировать полученные результаты, сделать вывод о подтверждении или неподтверждении выдвинутой нами гипотезы;
7) составить электронную методическую брошюру для родителей и преподавателей, включающую игры по развитию речи, словообразования.
Гипотезой нашего исследования стала следующая идея: в основе механизма детского словотворчества лежит использование выработанных речевых шаблонов.
Объектом исследования являются дети дошкольного возраста; предметом исследования - новые слова, представленные родителями на форумах в Сети Интернет.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что данная работа вносит вклад в исследование детского словотворчества. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в практической деятельности педагогов дошкольных учреждения, а также родителями для домашних занятий с детьми (в том числе при подготовке специальной методической разработки «Игры по развитию речи и словообразованиядошкольников»).
I. СПЕЦИФИКА ОВЛАДЕНИЯ РЕЧЬЮ РЕБЁНКОМ
1.1 Понятие словотворчества
Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Исследования детской речи давно находятся в центре внимания лингвистов. В настоящее время наука, занимающаяся изучением детской речи, называется онтолингвистикой или лингвистикой детской речи.
Словотворчество рассматривалось многими авторами, что обуславливает актуальность данной проблемы. Лингвистике детской речи посвящен ряд работ Цейтлин С.Н., Чуковского К.И., Гвоздева А.Н., Ушаковой Т.Н., Кольцовой М.Н., Гвоздева А.Н.
Специфика детского языка заключается в том, что он частично состоит из единиц, отсутствующих в языке, но созданных ребенком на основе общих правил родного языка, копируя язык взрослых. «...начиная с двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти-шести годам, эту гениальность утрачивает. В восьмилетних детях ее уже нет и в помине, так как надобность в ней миновала: к этому возрасту, ребенок уже полностью овладел основными принципами родного языка»1. Процесс создания ребенком новых слов на основе лексического, грамматического и фонетического материала ребенком на основе общих правил родного языка носит название словотворчества. Многие исследователи отмечают, что словотворчество – естественный способ освоить лексическое богатство родного языка, осмыслить разнообразие грамматических форм.
Детское словотворчество - феномен речевого становления, который стал широко известен читателям после многократного переиздания книги К. И. Чуковского «От двух до пяти».
Классические примеры детского словотворчества приводит К.И. Чуковский: стрекоза — «стрекозел», морщинки на лбу — «сердитки», «баюльная песня» (от слова «баюкать»), «намакаронился», «глазки выньми», «журчей»…
Подавляющее большинство родителей наблюдают у своих детей своего рода «словообразовательный взрыв», который проявляется в том, что дети сами начинают изобретать новые слова. В качестве примера такого словотворчества приведем «детский» анекдот.
Трехлетний Ваня бегает по лужайке с сачком.
- Я бабочек ловитель и их убиватель!
- Ну, ты, брат, садист, - говорит ему отец.
- Нет, я не садист, я - ходист. Вот приду домой, сяду на горшок, и буду садист.
Такое неосознанное словесное творчество Корней Иванович Чуковский назвал одним из самых изумительных феноменов детства.
Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Факты, собранные многими исследователями - лингвистами и психологами, показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества. При этом оказывается, что некоторые "новые" слова наблюдаются в речи почти всех детей (например, "всехний", "всамделишний"), другие же встречаются у одних детей и не отмечаются у других ("мама, ты моя мояшечка!", "какой ты диктун, папа!" и т.д.).
Словотворчество является нормой развития детской речи - «появление особых, не зафиксированных в речи взрослых форм, а тем более появление слов, самостоятельно сконструированных ребенком в возрасте от двух до трех и далее, это как раз свидетельство того, что он осваивает язык успешно, что он самостоятельно конструирует формы, что в его сознании складывается, уже сложилась система определенных правил, которые он использует самостоятельно»2. Процесс словотворчества наблюдается у всех, без исключения детей дошкольного возраста, без отклонений в развитии. И если словотворчество отсутствует на определенном этапе, это может послужить родителям и воспитателям сигналом о том, что развитие речи ребенка происходит с отклонениями. Именно в связи с этим важна осведомленность родителей о словотворчестве и о его закономерных механизмах.
1.2. Механизм детского словотворчества
Механизм детского словотворчества связывается с формированием языковых обобщений. Если ребёнок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определённым, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. «Постепенное освоение ребенком взрослого языка есть, в сущности, не присвоение этого языка, но его самостоятельное конструирование»3. Суть состоит в том, что аналогичные явления могут быть названы аналогичным образом (заячий – лисячий, слонячий, белячий). Это явление оказывается возможным в связи с тем, что ребёнок, анализируя речь окружающих, вычленяет из слов определённые морфемы и соотносит их с определённым значением. Так, выделив морфему «– ниц», из слова мыльница, сахарница, конфетница, ребёнок соотносит эту морфему со значением посуды, вместилища чего-либо. И в соответствии с этим значением ребёнок образует слова типа «сольница».
Речь окружающих становится для ребенка объектом анализа, материалом, в котором он выявляет наиболее частотные способы словостроительства.
Представим себе ситуацию: четырехлетний дошкольник подходит к окну и видит, как дворник подметает улицу. Ребенок произносит: «Дяденька улицу подметает... Подметальщик». Создавая новое для него слово («подметальщик») мальчик сначала анализирует увиденную ситуацию (выделяет в ней субъект действия, само действие и объект действия), после этого он синтезирует все важные компоненты в одну лексему, корень которой указывает на действие, а суффикс и окончание передают значения единственного числа, мужского рода и то, что перед нами производитель действия.
Как показали исследования ученых, детское словотворчество в рамках дошкольного возраста имеет свою эволюцию. В начале номинации ребенка представляют собой описательные обозначения ситуации, затем к анализу объектов обозначения добавляется синтез" - новое производное слово, наконец, анализ уходит вглубь сознания - новое слово возникает как единственное обозначение предмета или явления. К концу же дошкольного возраста лексикон ребенка увеличивается, потребность в новых словах исчезает - словотворчество погасает.
II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ ШАБЛОНОВ В ДЕТСКОМ СЛОВОТВОРЧЕСТВЕ
2. 1. Аспекты проявления словотворчества детей
Многочисленные примеры детского словотворчества на этапе развития и усвоения грамматических навыков родного языка свидетельствуют о том, что ребенок понимает смысл употребляемых грамматических форм, но еще не запомнил, как их нужно употреблять в речи – не усвоил речевой нормы. Словотворчество может проявляться в:
а) словообразовании;
б) словоизменении.
а) Дети образуют свои слова по аналогии с теми, которые уже усвоили, например:
усвоение приставок за-вы-при-на-рас-об-от: «залошадило», «выпузырить», «распакетить», «задверить», «натабачить», «приудобиться»;
усвоение родовых окончаний слов: «черепах», «царап», «пап», «синиц», «русал»;
изменение прилагательных: «червячее (яблоко)», «жмутные (туфли)», «взбеситая (лошадь)», «пугательные (сказки)», «сверкастенький (камушек)», «молоконная (кастрюля;
скрещивание слов: «блистенькая (блестящая и чистенькая)», «поломою (мою полы)», «волосетка (сетка для волос)», «безумительно (безумно плюс изумительно)», «переводинки (переводные картинки)», «жукашечка (жук плюс букашечка);
использование существительных, не употребляющихся без не- по аналогии с прилагательными (небольшой - большой): «ряха», «чаяно», «ожиданный», «навижу», «лепости», «наглядная», «гритенок», «льзя».
Образование существительных от других частей речи с помощью суффиксов: «тушенники» (от тушить), «журчей» (т.к. журчит), «хорошник» (хороший), «прекрасник» (прекрасный).
И эти примеры можно продолжать без конца – нет нормально развивающегося ребенка, который не «творил» бы свои слова. Взрослые понимают смысл этих новообразований по той простой причине, что собственно смысловых грамматических ошибок тут и нет: приставки, суффиксы употреблены совершенно осмысленно, у них правильные значения; просто дети еще не помнят с какими корневыми морфемами употребляются в литературной речи те или иные суффиксы и приставки.
б) Дети изменяют слова в речи обычно по продуктивному типу склонения или спряжения, продуктивно образуют форму множественного числа. Например, дети часто склоняют притяжательные местоимения по типу притяжательных существительных: «чьиная», «ихинная», «ктойтина», «ктошина». Труднее всего малым детям даются формы глаголов: «воевает», «войнует», «зажгита», «зажгина», «сплям», «сплим», «сплюм», «оживела». К непродуктивным типам словоизменения относятся, небольшие группы слов, такие, как есть, ехать, расти (каждый из них составляет особую группу спряжения), разносклоняемые существительные и др. Но эти слова весьма часто встречаются в речи, поэтому словотворчество, связанное с ними, всегда заметно.4
2.2. Словотворчество в словообразовании. Классификация Т.Н. Ушаковой
Что же представляет собой эта удивительная способность ребят создавать новые слова? Почему взрослым словотворчество так трудно, а дети радуют, смешат и удивляют нас множеством новых слов? Попробуем разобраться в этих вопросах.
Прежде всего посмотрим, как проявляется словотворчество в речи малышей.
Здесь интересно привести некоторые наблюдения психолога Т. Н. Ушаковой, которая много сделала в изучении словотворчества детей.
Т.Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова5:
- часть какого-нибудь слова используется как целое слово («слова-осколки»)
- к корню одного слова прибавляется окончание другого (слова с «чужими» окончаниями)
- одно слово составляется из двух («синтетические слова»)
Ниже представлены примеры, взятые из работы Т.Н. Ушаковой:
«Слова–осколки»: 1. Лепь (то, что слеплено): «Мы лепили-лепили, и получилась лепь» (3 года 6 месяцев). 2. Пах (запах): «Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?» (3 года 6 месяцев). 3. Прыг (прыжок): «Собака прыгнула большим прыгом.» (3 года 10 месяцев).
Слова с «чужим» окончанием:
1. Пургинки (снежинки): «Пурга кончилась, остались только пургинки» (3 года) 2. Рваность (дырка): «Я не вижу, где на кофточке рваность» (3 года 8 месяцев). 3. Светло (свет): «На полу кусочек светла» (3 года 8 месяцев). 4. Помогание (помощь): «Самому одеваться, без помогания?» (3 года 8 месяцев). «Синтетические слова»:
1.Ворунишка - вор и врунишка (3 года 6 месяцев). 2.Бананас - банан и ананас (3 года 9 месяцев). 3.Вкуски - вкусные куски (4 года). 4. Бабезьяна - бабушка обезьяны (4 года).
В наблюдениях Ушаковой отмечено много «синтетических» глаголов и прилагательных: ледоколить («ледокол, он лед ледоколит»), почайпить («мы уже почайпили»), «огромадный» (огромный и громадный – «дом такой большой, просто огромадный!»), мапин («я - мапина дочка», т. е. я мамина и папина), всехлюдная («это не твоя воспитательница, она всехлюдная!» - т. е. общая).6
Как получаются «слова-осколки», понять нетрудно. А.Н. Гвоздев - обратил внимание на то, что, начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Так, вместо слова «молоко» он произносит только «ко», позднее «моко» и, наконец, «молоко». Отсюда «осколки слов» в речи детей раннего возраста. Взять хотя бы слово «лепь» (то, что слеплено). Мы говорим: лепим, слеплено и т. д. - ребенок же выделяет ударный слог «леп».7
Второй способ создания ребенком новых слов - присоединение к корню слова «чужого» окончания - также очень распространен. Эти слова звучат особенно своеобразно: пургинки, добрость, умность, пахнючий, радованье и т. д. Взрослые не говорят таких слов, но все же если присмотреться, то именно от них дети получают образцы для создания таких словообразований, поэтому и здесь, в конечном счете, действует механизм подражания. Ведь «пургинку» ребенок создал по образцу слова «снежинка». Новые глаголы дети образуют обычно с помощью присоединения «чужих» приставок. Налить, набрать, накидать - это наши взрослые, обычные слова, а вот новые детские глаголы: набулькать, напирожить («Вот набулькаю полную бутылку и уйду», «Спасибо, я уже полный живот напирожила»).
Создание «синтетических слов» ребенком также интересно. В таких словах, как «ворунишка», «бананас», «огромадный», происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: вор - врунишка, банан - ананас, огромный - громадный и т. п. Иначе соединяются те слова, которые звучат различно, но постоянно применяются вместе, например, слова «чай» и «пить» (получается глагол «чайпить»), «вынь» и «возьми» («выньми мне занозу»), «в самом деле» (всамделишный). Эти слова строятся по тому же принципу, что и «синтетические слова» (аббревиации) взрослых: колхоз, совхоз, самолет, всеобщее и множество подобных им. В такой форме словотворчества тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребенок постоянно слышит. Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно «новое» детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным - в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.
Рассмотрев классификацию единиц словотворчества по Ушаковой можно прийти выводу, что усвоение речевых шаблонов является основой словотворчества. Использование приставок, суффиксов, окончаний в новых словах детей всегда строго соответствует законам языка и грамматически всегда правильно - только сочетания неожиданны. Если рассматривать детское словотворчество не как отдельное явление, а в связи с общим развитием речи ребенка, то напрашивается вывод о том, что в основе его лежат не особые творческие силы ребенка, а, напротив, ярко выраженная работа мозга "по образцу". Главный механизм здесь - выработка речевых шаблонов (шаблоны наиболее затверженных глагольных форм, склонения имен существительных, изменения имен прилагательных по степеням сравнения и т. д.) и широкое использование этих шаблонов. Образец для «создания» нового слова может быть дан сейчас, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть.
III. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬДля того, чтобы выяснить достоверность нашей гипотезы, мы решили провести анализ примеров детского словотворчества. Материалом исследования послужили детские высказывания Исследование проводилось на материале источников Сети Интернет - различных родительских сайтах и форумах:
http://forum.ykt.ru
http://www.openclass.ru/forums/91560
http://forum.kinders.ru
http://forumroditeley.ru
http://www.ya-roditel.ru/forum/
http://yaroditel.com/
http://babybym.com/
http://forum.roditeli.ua/
http://forum.detochka.ru/
http://www.ugomon.ru/forum/15
https://detstvo.ru/forum/
http://www.kid.ru/forum/
http://fishki.net/1493528-smeshnye-frazy-nashih-detej.html
http://pozdav.ru/page/prikolnye-detskie-frazy
http://www.yamisha.ru/vseodetyah/ustami_mladentsa/
http://muz4in.net/news/smeshnye_detskie_frazy/2010-01-04-2771
http://www.liveinternet.ru/users/nastasya-sky/post142539476
http://privetpeople.ru/index/smeshnye_repliki_malenkikh_detej/0-883
http://ladushki.ru/babytalk/
http://www.happy-kids.ru/page.php%3Fid%3D195
https://vscolu.ru/articles/smeshnye-vyskazyvaniya-detej.html
Всего было рассмотрено 350 высказываний и методом сплошной выборки отобрано 75 детских выражения, связанных со словотворчеством. См. приложение №1
Далее мы провели анализ данных выражений и их принадлежность к одной из группклассификации Т.Н. Ушаковой, чтобы определить, есть ли в основе речевой шаблон, по которому было создано ребёнком новое слово, и этим самым подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
Некоторые из примеров Приложения №1 представлены в таблице:
№ |
Примеры словотворчества |
Кому принадлежит/ возраст ребёнка |
Ссылка |
Принадлежность к классификации Т. Ушаковой |
1. |
Лафэло (Катя 3года) – слово для названия конфет «Рафаэлло». |
Катя 3года |
http://privetpeople.ru/index/smeshnye_repliki_malenkikh_detej/0-883 |
«слова-осколки» |
2. |
«Мне дождик все тапочки захлюпал и колготки намокрил». |
http://fishki.net/1493528-smeshnye-frazy-nashih-detej.html |
с «чужим» окончанием |
|
3. |
Сыну Игорю было 4 года, собралась ему подстригать ногти. Говорю давай на ногах, подстригли, потом прошу его давай на руках ногти подстрижём, на что он отвечает, это на ногах ногти, а на руках рукти. |
Игорь 4 года |
http://www.happy-kids.ru/page.php%3Fid%3D195 |
«синтетические слова» (руки и ногти) |
В итоге, мы пришли к следующему выводу: качественный анализ единиц детского словотворчества, взятых из источников Сети Интернет показал, что словотворчество является закономерностью развития детской речи, наблюдается у детей, начиная с двух лет и заканчивая пятью с половиной годами. Также мы на собственном опыте убеждаемся в том, что все единицы словотворчества, связанные с усвоением грамматики попадают под классификацию Ушаковой, и появление каждого слова можно объяснить, опираясь именно на ее работу. Таким образом, наша гипотеза о том, что в основе механизма детского словотворчества лежит использование выработанных речевых шаблонов, подтвердилась.
Дополнительно мы отметили, что в классификацию можно добавить довольно распространённые слова, свойственные детям, которые только начинают говорить, данные слова связаны с усвоением фонетики.
Количественный анализ детских высказываний показал следующие результаты:
Из 75 высказываний |
|||
«Слова-осколки» |
«Слова с чужим окончанием» |
«Синтетические слова» |
Слова, связанные с усвоением фонетики |
7 |
48 |
16 |
4 |
Ниже предложена диаграмма исследованных единиц словотворчества, в которой поможет подвести итог данного практического исследования. Диаграмма №2
Мы видим, что наибольшее количество, созданных детьми слов, являются «слова с чужим окончанием», на втором месте "синтетические слова", третье место занимают "слова-осколки" и четвёртое место по праву занимают слова с изменением фонетического звучания.
И особую группу, не отражённую в классификации Т. Ушаковой, составили слова, связанные с усвоением фонетики - в данных словах происходит замена звуков. Анализ высказываний позволил судить о том, что в младшем возрасте словотворчество носит скорее фонетический характер, а в старшем дошкольном возрасте грамматический и лексический характер.
Заключение
Проанализировав имеющуюся литературу, посвященную вопросам словотворчества, и получив данные нашего исследования, мы пришли к выводу, что словотворчество представляет собой единство подражания и творчества. Детское словотворчество нужно стимулировать и поощрять, а не считать явлением, отрицательно воздействующим на ребенка. Но необходимо научиться анализировать детские высказывания и в зависимости от результатов анализа планировать педагогическую работу. По нашему мнению, следует поощрять и интенсивно стимулировать придумывание детьми уникальных слов, а также осознанное переосмысление уже знакомых слов. Словотворчество – естественный путь освоения ребенком лексического богатства родного языка, наиболее эффективный способ осмысления множества грамматических форм. Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.
В итоге, мы пришли к следующему выводу: качественный анализ единиц детского словотворчества, взятых из источников Сети Интернет, показал, что словотворчество является закономерностью развития детской речи, наблюдается у детей, начиная с двух лет и заканчивая пятью с половиной годами. Также мы на собственном опыте убеждаемся в том, что все единицы словотворчества, связанные с усвоением грамматики попадают под классификацию Ушаковой, и появление каждого слова можно объяснить, опираясь именно на ее работу. Мы обнаружили, что существует группа слов, не отражённая классификацией Т. Ушаковой. Данную группу составили слова, связанные с усвоением фонетики - в данных словах происходит замена звуков. Но эти слова также строятся по определённому шаблону. Таким образом, наша гипотеза о том, что в основе механизма детского словотворчества лежит использование выработанных речевых шаблонов, подтвердилась.
Анализ высказываний также позволил нам сделать вывод о том, что в младшем возрасте словотворчество носит скорее фонетический характер, а в старшем дошкольном возрасте грамматический и лексический характер.
Итогом нашей работы стало создание электронной методической брошюры, в которую мы включили игры по развитию речи и словообразованию. Мы считаем, что данная брошюра будет полезна как для воспитателей и преподавателей различных образовательных дошкольныхучреждений, так и для родителей. См. электронное приложение.
Список использованной литературы и источников
1. Гвоздев А.Н. «Вопросы изучения детской речи» - М., 1961
2. Ушакова Т.Н. «О причинах детского словотворчества», статья в журнале «Вопросы психологии»,1970, № 6.
3. Ушакова Т.Н. «Пути усвоения родного языка нормальным ребенком», статья в журнале «Вопросы психологии», 1974, №1.
4. Чуковский К.И. «От двух до пяти» -М.: Терра, 2001.
5. Цейтлин С.Н. «Язык и ребенок. Лингвистика детской речи»- М.: Владос, 2000.
6. http://ourkids.info
7. http://www.fonema.ru/library.php
8. http://logopediya.com/public/kgoy.php
9. http://verhotinanv.shat-dou28.edumsko.ru
10. http://fishki.net/1493528-smeshnye-frazy-nashih-detej.html
11. http://pozdav.ru/page/prikolnye-detskie-frazy
12. http://muz4in.net/news/smeshnye_detskie_frazy/2010-01-04-2771
13. http://www.liveinternet.ru/users/nastasya-sky/post142539476
14. http://privetpeople.ru/index/smeshnye_repliki_malenkikh_detej/0-883
15. http://ladushki.ru/babytalk/
16. http://www.happy-kids.ru/page.php%3Fid%3D195
17. https://vscolu.ru/articles/smeshnye-vyskazyvaniya-detej.html
1Чуковский, К.И. «От двух до пяти» -М.: Терра, 2001
2 Цейтлин С.Н. «Язык и ребенок. Лингвистика детской речи»- М.: Владос, 2000.
3 Цейтлин С.Н. «Язык и ребенок. Лингвистика детской речи»- М.: Владос, 2000.
4 Примеры приведены из Чуковского К.И. «От двух до пяти» -М.: Терра, 2001
5 Примеры приведены из статьи в журнале «Вопросы психологии», Ушакова Т.Н. «Пути усвоения родного языка нормальным ребенком», , 1974, №1
6 Примеры приведены из статьи в журнале «Вопросы психологии», Ушакова Т.Н. «О причинах детского словотворчества», 1970, № 6.
7 http://www.fonema.ru/library.php