КАК ВЫЗВАТЬ ИНТЕРЕС МОИХ СВЕРСТНИКОВ К ЧТЕНИЮ?

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КАК ВЫЗВАТЬ ИНТЕРЕС МОИХ СВЕРСТНИКОВ К ЧТЕНИЮ?

Маймакова К.И. 1
1МБОУ "СОШ № 179 с УИОП" г.Казани
Шакирова Г.Ф. 1
1МБОУ "СОШ № 179 с УИОП"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Книги – корабли мысли,

странствующие по волнам

времени и бережно несущие

свой драгоценный груз

от поколения к поколению.

Ф.Бэкон

В прошлом учебном году я пошла учиться в школу. И сразу с первых дней учебы, я поняла, что для того, чтобы хорошо учиться, надо много читать. В нашем классе есть дети, которые очень хорошо читают и любят это делать, а есть те, которые не любят читать. Многие дети свободное время проводят за компьютером или телевизором, вместо того, чтобы почитать интересную книгу.

И вот я решила провести исследование на тему «Как вызвать интерес моих сверстников к чтению» и узнать, почему нужно читать книги. Ведь от того как, сколько, а самое главное, что мы читаем, зависят наши мысли, наша речь, поведение и успехи в жизни.

Чтение книг позволяет расширить свой кругозор, развивает память, фантазию, воображение, логическое мышление. Книга играет важную роль в жизни человека. Ведь она источник знаний и способ заполнить досуг. Книга способна питать человека энергией многие годы и поддерживать его в тяжелое время. Книга является учителем, наставником. Поэтому выбранная мной тема очень актуальна.

Главной целью моего исследования является изучение влияния чтения книги на развитие человека.

В ходе моего исследования были поставлены следующие задачи:

- изучить историю возникновения книги;

- проанализировать статистические данные по данной теме;

- выявить и проанализировать основные выводы о пользе от чтения книг.

-провести опрос среди сверстников и их родителей об их предпочтении в чтении книг;

- организовать мероприятия, которые помогут заинтересовать моих сверстников в том, что нужно больше читать.

Объектом моего исследования являются читательские предпочтения сверстников и их родителей.

Были использованы такие методы исследования, как

- теоретический анализ литературы по данной теме;

- анкетирование и сравнительный анализ.

Предмет исследования: приобщение моих сверстников к чтению книг.

Практическая ценность моей работы состоит в том, что этим исследованием я хочу привлечь как можно больше моих сверстников к чтению книг. Чтение - это главное умение человека в жизни, без него он не может постичь окружающий мир. Книги раскрывают перед нами сложный мир жизненных явлений, учат разбираться и правильно оценивать их. Они рассказывают о Родине, о ее людях, труде, животных и многом другом. Из них мы узнаем о прошлом и настоящем человечества, книги обогащают наш ум, помогают преодолевать трудности.

Также материалы моего исследования можно использовать на уроках литературного чтения, внеклассного чтения, окружающего мира и на классных часах.

Работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА 1. Анализ теоретического материала по теме исследования

1.1.История возникновения книги

В далеком прошлом у людей не было книг, потому что они не знали, как их делать. Страничками первых книг далекого прошлого стали валуны, пещерные стены, воинские доспехи, все то, что годилось под письмо. Тогда еще не изобрели ни того, на чем писать, ни того, чем писать. Древние люди вместо письма использовали рисунки. Со временем человечество изобрело первые азбуки, догадавшись записывать информацию на табличках подобного рода из глины, позже высушенных и обожженных в печи. Но такие странички из кирпича много информации не вмещали, а также они были очень тяжелыми и не красивыми. И люди стали искать дальше, из чего же можно сделать книги (Приложение, фото 1,2).

На далеком, экзотическом африканском континенте, по берегам многочисленных рек и речушек распростерлись бескрайние просторы растения, которое росло только на болотах - папируса. Это растение люди использовали в строительстве. Легенда гласит, что однажды какой-то человек ремонтировал свой дом. Разрезал стебель папируса, извлек волокнистую сердцевину и положил на солнышке. Через некоторое время он заметил, что волокно под воздействием солнечных лучей превратилось на сухие узкие полоски. Еще больше человек удивился, когда увидел, что эти полоски папируса хорошо вбирают краску. А это означало только одно – на папирусе можно писать. С того времени появились книги, а лучше сказать – папирусные сувои. Использовать сухие папирусные стебли для письма было легко, но через некоторое время такие «книги» стали просто ломаться и рассыпаться (Приложение, фото 3).

Только через какое-то время люди научились изготовлять удобные легкие книги из тонкой козиной кожи. Первую такую книгу сделали в Малой Азии, в древнейшем городе Пергаме во II столетии до нашей эры. Поэтому материал, изготовленный из кожи, стали называть пергаментом. Но такие книги стояли очень дорого. Можно даже сказать, что значительно дороже, чем современная печать книг. На изготовление одной такой книги необходимо было потратить шкуры с целого стада телят (Приложение, фото 4). И тогда люди стали искать, из чего бы им сделать дешевые и простые книги. И нашли.

Появление бумаги было очень важной исторической вехой в культурном развитии человечества. Она сразу расширила применение письменности, которая до этого времени оставалась достоянием лишь царей, их приближенных и небольшого круга ученых.

Бумагу изобрели в Китае. Китайцы ревностно хранили секрет производства бумаги. Более 800 лет никто в мире не мог сделать бумагу, и покупали её только у китайцев. Сначала бумагу вручную изготавливали из шёлка, потом из тряпья, потом из перемолотого дерева – целлюлозы. Со временем, эта тайна была силой выпытана арабами у пленных китайцев. От арабов секрет распространился среди европейских народов и по миру. Она стала во всех странах идеальным материалом для письма.

Первые книги были рукописные, не такие как сейчас. Их писали в ручную, знающие грамоту люди – писцы. Это были церковные служители. Приступая к работе, писец брал стопку листов и тщательно расчерчивал их параллельными линиями. Для письма использовались гусиные перья. Рукописи писались очень медленно, целый год при свечах и лучинах, это был тяжёлый труд.

Изобретателем книгопечатания является Иоганн Гутенберг. Гениальное изобретение Гутенберга состояло в том, что он изготовлял из металла подвижные выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде, набирал из них строки и с помощью пресса оттискивал на бумаге. Эта система используется и в наши дни, хотя изобретатели сделали немало, чтобы ускорить этот процесс (Приложение, фото 5).

На Руси начало книгопечатанию положил Иван Федоров. …19 апреля 1563 года Иван Федоров приступил к набору первой страницы первой печатной книги. За его работой с большим интересом следил пришедший в типографию царь Иван Грозный. Позже стали издаваться и другие книги. Сейчас они издаются миллионами экземпляров (Приложение, фото 6).

1.2. Статистические данные

Для реализации своего проекта я сначала занялась поиском информации о проблемах чтения в нашей стране.

На основании данных статистических исследований я узнала, что около 34% россиян вообще не читают. Чтение совсем не пользуется популярностью у детей и подростков. Гораздо охотнее они играют в компьютерные игры, проводят время в сетях интернета и за просмотром телевизионных программ. Ученые-исследователи выявили, что из-за того, что дети мало читают, у них снижается уровень текстового мышления.

Причина снижения чтения - в распространении мультимедийных технологий, которые занимают с каждым годом все большее место в информационном пространстве. Информация, полученная при помощи компьютера и телевизора, лишена основных свойств, присущих книжному тексту.

Директор Института социологии образования Российской академии образования, академик РАО Владимир Собкин в одном из интервью сообщил, что проводит исследования по динамике детского чтения на протяжении 35 лет, начиная с 1975 года.

И сегодня он может говорит, что чтение в подростковой среде вытесняется. «Если подросток 70-х читал около 40 книг в год, то сегодня он читает около 9. Это другой читательский опыт. Сегодняшний подросток – это другой читатель, с другим набором ценностных ориентаций. То, что он читает, в основном – это школьная программа. За рамками школьной программы мало что читают», – отметил Собкин. «То, что не формируется мотивация к чтению, – это беда», – добавил он.

Так почему же люди стали меньше читать. Эта тема волнует многих исследователей, культурологов и просто интеллигентных людей. За последние годы на эту тему было немало написано. Я собрала несколько интересных материалов о том, как читают сегодня книги в России.

Согласно исследованию Российской государственной детской библиотеки, 51% участников опроса среди школьников признались в том, что любят читать, но, при этом, у 46% мальчиков и 54% девочек на чтение не хватает времени. Много читают лишь 24% школьников (из них 18% мальчиков и 30% девочек). Не представляют себе жизни без книг 13% (9% и 16%). Остальная часть учащихся читает или для выполнения школьных заданий (43%), или «чтобы развлечься». 52% из тех, кто любит читать, за месяц одолевают 1-2 книги вне школьной программы; 28% прочитывают 3-4 книги в месяц, и только 9% – больше 4 (Приложение, диаграммы 1,2).

Также выяснилось, что 92% опрошенных подростков сообщили, что читают в сети различную информацию, в том числе и книги.

Чтение электронных книг:

– 42% читают книги с экранов компьютеров,

– 19% распечатывают книги с электронных носителей.

– 12% читают книги с экрана телефона,

–19% со специализированного устройства для чтения текстов.

В итоге мозг, привыкнув без труда получать информацию, отказывается самостоятельно извлекать ее из текстов, и текстовое мышление развивается крайне плохо. Из-за этого дети с трудом могут разобраться в том, что написано вкниге, плохо запоминают тексты, читают мало и неохотно. Это ведет к снижению желания читать. Из-за сложившейся ситуации и меньшего спроса с каждым годом в нашей стране издается все меньше книг. А у тех книг, которые издаются - читателей становится всё меньше и меньше с каждым годом.

Что касается казанцев, то заведующая информационно-библиографическим отделом Национальной библиотеки РТ говорит: «Читать казанцы стали меньше, это заметно. В основном абонентами библиотеки являются студенты и пенсионеры. Люди среднего возраста библиотеку практически не посещают. Сегодня почти любую книгу можно найти в книжном магазине. Много литературы в сети, которую читает в основном молодое поколение. Но интернет развивает привычку пользоваться готовой информацией, легкой для восприятия, что не формирует навыков осмысления. Сегодня у людей нет системного знания, которое приобретается только с помощью книги…»

Если человек хочет быть культурным и образованным, он должен много читать. И желательно печатные тексты. Игнорировать развитие технологий, конечно, невозможно. Но печатную читать удобнее, к тому же она не вредит зрению, как электронная.

1.3.Польза от чтения

Польза чтения огромна, читая, человек познает для себя нечто новое, интересное, расширяет свой кругозор, обогащает лексикон. Чтение доставляет людям эстетическое удовлетворение, это, пожалуй, самый универсальный и простой способ развлечения, а также важнейшая часть культурного и духовного самосовершенствования.

Разные авторы выделяют разные причины пользы от чтения книг. Изучив их, я выявила 7 основных, на мой взгляд, причин. Итак, чтение книг:

  1. Превращает любого человека в интересного собеседника.Когда мы читаем авторов книг, которые очень хорошо пишут, мы тем самым обучаемся и привыкаем хорошо высказывать свои мысли, хорошо говорить. При этом можно прочитать не о чем не думая, а можно читать, анализировать прочитанное и применять на практике. Куда приятнее разговаривать с человеком, который грамотно и понятно излагает свои мысли.

  2. Расширяет мировоззрение и улучшает словарный запас.Чтение обогащает словарный запас новыми словами. На протяжении всей книги встречаются слова, которые мы не используем в повседневной речи, так что они дополняют бедный словарный запас.

  3. Повышает наши шансы на успех. Дети проходят через ступени образования и вырастают в успешного человека. Чтение является ключевым связующим звеном в процессе образования и основой успеха. Исследования показывают, что дети, чьи родители читают им регулярно, достигают больших успехов в школе.

4. Книга позволяет учить детей на собственном примере. Дети могут извлечь уроки даже из магических сказок. Маленький, научиться отличать хорошее от плохого, а затем проникнуть в тайны человеческих отношений.

5. Помогает развивать внимательность. Во время чтения концентрация внимания увеличивается, и ребенок учится слушать, что другой говорит. Чтобы проникнуть в рассказ, ребенок находится в максимальном центре внимания и внимательно прислушивается к каждому слову.

6. Чтение развивает способность памяти и творчества. Пытаясь понять историю, дети "хранят" в своем мозгу много данных. Таким образом, вы улучшается память. В то же время у ребенка просыпается фантазия и он становится более творческим.

В результате вышесказанного можно сделать вывод, что, читая, дети не только развивают память, мышление, они развивают и эмоционально волевую сферу, учатся любить, прощать, сопереживать, оценивать поступки, анализировать действия, прослеживать причинно-следственные связи между событиями. Поэтому совершенно очевидна польза книг, которые позволяют вырастить и воспитать целостную, гармоничную личность.

1.4. Рекомендации для родителей.

Считаю, что семья может помочь ребенку научиться читать и полюбить чтение. Вот мои рекомендации родителям, которые я составила в виде памятки. Эти памятки мы раздали на одном родительском собрании.

Памятка

  1. Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего с детства.

  2. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

  3. Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

  4. Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

  5. Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

  6. Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

  7. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

  8. Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

  9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

  10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

  11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

  12. Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Вывод по 1 главе: В результате исследования теоретического материала по выбранной теме исследования я изучила историю возникновения книги, выяснила в чем же польза от чтения книг и разработала (в виде памятки) рекомендации для родителей, которые помогут ребенку научиться читать и полюбить чтение (см. Приложение на с.18)

ГЛАВА 2. Анализ результатов исследования

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему.

Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.

Для анализа ситуации в моем классе мы с мамой и классным руководителем составили ряд вопросов для анкеты: одна – для моих сверстников, вторая – для их родителей (см. Приложение на с.21)

2.1 Результаты опроса сверстников

Всего у нас в классе 36 человек. На вопрос «Что ты больше любишь читать сам или смотреть телевизор?» 24 человека ответили, что смотреть телевизор. А на вопрос «Читают ли в вашей семье книги вслух?» только 16 семей действительно читают вслух. А вот на вопрос: «Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?» все ответили «да», что очень обрадовало меня.

2.2. Результаты опроса родителей

На одном родительском собрании по содействию воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей и приобщение их к семейному чтению наш классный руководитель провела анкетирование родителей. Вопросы анкеты приводятся на с.21. На вопрос «Принято ли в вашей семье читать книги вслух?» многие ответили, нет. Это и печально. Но каждый из родителей смог назвать книгу, которую недавно прочитал их ребенок. Думаю, что этому способствовало то, у нас в классе регулярно проверяются читательские дневники классным руководителем и рекомендуется новый список для внеклассного чтения

2.3. Мероприятия

По результатам исследования было выявлено, что семейное чтение остается не на высоком уровне.

Для того, чтобы исправить ситуацию и привлечь моих сверстников к чтению книг, были начаты реализовываться следующие мероприятия:

  1. Вместе с классным руководителем в классе была создана библиотека из книг, которые принесли ребята. (см. Приложение на с.19) Были назначены библиотекари, которые выдают книги и, таким образом, ведут отчетность того, кто, какую книгу и когда взял.

  2. Я предложила классному руководителю, чтобы во время классного часа каждый желающий мог бы выступить и рассказать о книге, которая ему понравилась и тем самым заинтересовать других ребят. (см. Приложение на с.19)

  3. Также каждый из нас завел «Читательский дневник». Это тетрадь, в которой после прочтения очередной книги, мы зарисовываем или кратко записываем то, о чем прочитали. А потом на переменах рассматриваем (см. Приложение на с.19).

  4. Также весь класс записался в библиотеки (в школьную и районную) (см. на Приложение на с. 19))

  5. На уроках литературного чтения проводятся сюжетно-ролевые игры по прочитанным произведениям. (см. Приложение на с.20)

Результат превзошел наши ожидания. Только за первый год обучения в период с октября по декабрь каждый прочитал в среднем по 5-6 книг, а в период с января по май эта цифра увеличилась в 3 раза. Сейчас мы уже во втором классе. Наши мероприятия продолжаются. Даже школьный библиотекарь отметила наш класс самым читающим классом в нашей параллели. Все эти мероприятия, я надеюсь, помогут моим сверстникам вырасти грамотными, целеустремленными и успешными людьми.

Заключение

Чтение дарит нам огромную радость. Читая, мы узнаем столько интересного, нужного, полезного, увлекательного, что с каждой новой прочитанной книгой становимся умнее, образованнее. Очень часто, читая о том, как живут, думают, чувствуют герои книг, мы вдруг неожиданно находим что-то близкое нам. И тогда мы глубже заглядываем в самих себя.

По результатам исследования я пришла к таким выводам, что с самых ранних лет важно научить и ценить книгу. Родителям следует почаще вспоминать любимые книги своего детства. Семья может помочь ребенку научиться читать и полюбить чтение. Во время чтения ребенок должен понимать прочитанное, уметь пересказать, выделить главную мысль. Будет очень хорошо, если после чтения сделает зарисовки того, что особенно произвело на него впечатление или будет делать другие пометки о прочитанных книгах в читательском дневнике, как у нас в классе. Книга – главное богатство дома.

Список литературы

  1. Голубева Е.И. Что происходит в детском чтении? // Книжное дело. 2004.

  2. Д. Хаблин. Формирование учебных навыков М.: Просвещение, 2004;

  3. Луиза Биктимирова. Почему мы стали мало читать, или как интернет превратился во врага книжного рынка Казанские ведомости. Выпуск №181 от 07 декабря 2012 года

  4. Матвеева С.И. Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения // Начальная школа. - 2000. - № 11.

  5. Наталья Семенова. Как появилась книга. Когда появилась первая книга. 2014 г. http://fb.ru/article/154323/kak-poyavilas-kniga-kogda-poyavilas-pervaya-kniga

  6. Пресс-выпуск №1780 www.wciom.ru

  7. Самохина М.М. О реальном месте чтения в жизни современного молодого человека http://vmo.rgub.ru/researh/articles/samokhina.php

  8. http://supreme2.ru/pervaya-kniga/

  9. http://demsvet.ru/chtenie-knig/problema-chteniya-v-sovremennom-obshhestve

  10. http://www.ermak.su/blog/o_chtenii.htm

ПРИЛОЖЕНИИЕ 1

Фото 1. Надпись на пещерных стенах Фото 2. Надпись на глиняной табличке

Фото 3. Папирусные сувои

Фото 4. Книги из пергамента

Фото 5. Иоганн Гутенберг

Фото 6. Иван Федоров

Диаграмма 1. Результаты статистических данных опроса детей

Диаграмма 2. Количество детей, читающих книги вне школьной программы в месяц

классная библиотека

читательский дневник

школьная библиотека

Анкета для детей

  1. Что ты больше любишь?

А) читать сам

Б) слушать чтение взрослых

В) смотреть телевизор

2. Читают ли в вашей семье книги вслух?

А) читают

Б) не читают

3. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

А) да

Б) нет

Анкета для родителей

  1. Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?

А) читать сам

Б) слушать чтение взрослых

В) смотреть телевизор

2. Принято ли в вашей семье читать книги вслух?

А) да

Б) нет

3. Можете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?

А) да

Б) нет

Просмотров работы: 6325