ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СЛОВА "ЛИЦЕЙ"

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СЛОВА "ЛИЦЕЙ"

Ялин Е.О. 1
1ГОУ «Забайкальский краевой лицей-интернат»
Плотникова А.В. 1
1ГОУ «Забайкальский краевой лицей-интернат»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Очень много людей, изучающих русский язык, нуждаются в разъяснении, в толковании различных слов. Словари русского языка заняли почетное место в истории нашей культуры.

В настоящее время словарей и справочников много. Из них можно узнать практически всё о словах, но важно создание словарей об одном слова, где будет размещена полная и подробная информация только о нём (его происхождении, лексическом значении, его орфоэпические и орфографические нормы, историческое значение и изменение, существование на современном этапе и др.). Это будет энциклопедия одного слова.

Для своей работы я выбрал слово «лицей». Мне интересно стало найти и проанализировать необходимый материал об этом слове и представить большой спектр информации, его касающейся, ученикам, обучающимся именно в таком учебном заведении.

В начале моей исследовательской работы я провел анкетирование среди лицеистов. Основной вопрос был сформулирован так: «Что Вы знаете о слове «лицей»?». Анализ опроса показал, что большинство учеников мало что знают о данном слове, хотя сами обучаются в учебном заведении, называемом «лицей».(Приложение № 1) То есть, чётко обозначилась проблема, требующая определённого решения. Следовательно, данная тема очень актуальна.

Цель работы: Создание энциклопедии слова «лицей» через сбор, анализ и систематизацию необходимой информации, касающейся данного слова.

Задачи:

  1. Изучить историю появления слова «лицей».

  2. Проанализировать слово «лицей» через различные лингвистические словари и энциклопедии.

  3. Изучить историю появления и развития лицеев в России.

  4. Собрать информацию о количестве лицеев в нашей стране и направлениях их деятельности.

  5. Собрать информацию о количестве лицеев в Забайкальском крае и направлениях их деятельности.

  6. Составить историческую справку о лицее, в котором я учусь (ГОУ «Забайкальский краевой лицей-интернат»)

  7. Найти информацию об известных людях, окончивших лицеи.

  8. Найти литературные произведения, посвящённые лицею.

В ходе моего исследования была собрана и проанализирована информация о слове «лицей» из различных словарей русского языка (этимологическом, толковом, морфемном, грамматико-орфографическом, антонимов, синонимов, омонимов). Выяснилось, что её очень мало. Немного больше материала оказалось в энциклопедическом словаре Брокгауза Ф.А., Ефрона И.А., а также в Большой Советской Энциклопедии. Легче всего было собрать информацию об истории существования лицеев как таковых в Интернет-источниках. При решении других задач выяснилось, что данный вопрос, скорее всего, в развёрнутом всестороннем виде никто не изучал, так как информации либо вообще не нашлось, либо была представлена в небольшом объёме.

  1. Этимология слова «лицей»

Слово «лицей» пришло в русский язык через немецкий, в немецкий из латыни, а в латинский из древнегреческого.

Когда-то на окраине Афин близ храма Апполона Ликейского существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем по имени соседнего храма Аполлона Ликейского. Слово древнегреческое Λύκειος — Ликейский — это эпитет бога Аполлона и переводится как «Истребитель волков».

Можно сделать вывод, что изначально слово «лицей» не имело никакого отношения к образованию. (Приложение№2)

  1. Слово «лицей» в различные словарях

Анализ слова «лицей» через различные лингвистические словари (энциклопедический словарь, этимологический словарь, токовый словарь русского языка, морфемный словарь русского языка, словарь синонимов, антонимов, фразеологический словарь) дал следующую информацию.

В Энциклопедическом словаре представлены следующие значения слова «лицей» :

1)Среднее общеобразовательное учебное заведение в ряде стран Западной Европы, Латинской Америки, Африки.2) В России до 1917 привилегированное среднее или высшее учебное заведение для детей дворян.3) Название некоторых средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в Российской Федерации, работающих (с 1988-1989 учебного года) по собственным учебным программам. [2]

В Толковом словаре Ожегова приведены следующие значения слова «лицей» Лиц’ей, -я, м.1. В дореволюционной России: мужское привилегированное учебное заведение.2. Среднее учебное заведение в некоторых странах. прил. лицейский, -ая, -ое.[5]

По официальной терминологии лицей – государственное общеобразовательное учреждение, реализующее основные и дополнительные общеобразовательные программы, которые обеспечивают профильную подготовку обучающихся и формируют навыки самостоятельной проектной и исследовательской деятельности. Источник данной информации – Закон г. Москвы от 10.03.2014 года «Об общем образовании в городе Москве». Проанализировав слово «лицей» через различные лингвистическими словари, получаем информацию для размещения в «Энциклопедии слова «лицей»:

- синонимы слова лицей – колледж, школа-лицей,

- антонимов слова лицей нет,

- гиперонимы – учебное заведение,

- фразеологизмов со словом лицей нет. (Приложение№2)

3. Слово «лицей» в истории.

3.1 История и причины появления лицеев в России

История лицеев в их современном понимании началась в 19 веке, когда появились учебные заведения, средние между университетами и гимназиями. Они получили название «лицей» или «гимназия высших наук». Можно обозначить ключевые моменты, когда с лицеями происходили существенные перемены.

1. История дореволюционных российских лицеев охватывает XIX век. В ней можно обозначить ключевые моменты, когда с лицеями происходили существенные перемены: 1803–1805 гг., 1811 г., 1817–1820 гг., 1832–1834 гг., 1862 г. и 1868 г. В эти периоды наиболее сильно проявляли себя факторы, способствовавшие появлению и преобразованию лицеев.

2. Возникновение лицеев в XIX веке было вызвано:

– потребностью в культурных центрах регионов, удаленных от университетов (Волынский, Нежинский, Ришельевский лицеи);

– недостаточным количеством гимназий и университетов при острой потребности в «своих» специалистах;

– потребностью в «кузнице чиновничьих кадров» среднего и высшего звена;

– стремлением вследствие недостатка средств и нежелания долго учиться соединить среднее и высшее образование;

– стремлением части дворянства дать своим детям обучение в закрытых (университеты были бессословными), но не военных учебных заведениях.

3. Несмотря на ряд объективных причин, вызвавших создание лицеев в первой половине XIX века, за появлением каждого лицея стоял энтузиазм конкретных людей: П.Г. Демидова (Ярославский лицей), графа Тадеуша Чацкого (Каменецкий лицей), М.М. Сперанского (Царскосельский лицей), герцога Э.А. Ришелье (Ришельевский лицей), графов И.А. и А.Г. Безбородко (Нежинский лицей), М.Н. Каткова и П.М. Леонтьева (Лицей Цесаревича Николая).

4. На процесс становления лицеев влияло не только принятие нормативных документов (рескриптов, постановлений, уставов), но также внешне- (войны), гео- (расположение в недавно присоединенных областях империи) и внутриполитические (Польское восстание) факторы.

5. Особенность лицеев как образовательных учреждений, занимавших «среднее место» между университетами и гимназиями, с развитием в нашей стране средних и высших учебных заведений привела к их реорганизации. В середине и второй половине XIX в., не сумев занять свою «нишу» в отечественной системе образования, лицеи были частично преобразованы в высшие учебные заведения (Волынский лицей – Киевский университет, Ришельевский лицей – Новороссийский университет, Нежинский лицей – Историко-филологический институт); сохранившие статус лицея (Демидовский, Александровский и «Катковский») превратились в автономные юридические факультеты [ http://www.aif.ru/]

Всего в дореволюционной России существовало 7 лицеев. Рижский Императорский лицей (1733-1802), Императорский Царскосельский лицей (1810-1918), Ришельевский лицей (1817-1862), Волынский лицей (1819-1833), Нежинский юридический (1832-1875), Демидовский юридический лицей (1833-1919), Лицей в память цесаревича Николая (1868-1918).

Особенность лицеев, как образовательных учреждений, занимавших «среднее место» между университетами и гимназиями, с развитием в нашей стране средних и высших учебных заведений привело к их реорганизации. В середине 19 века лицеи были частично преобразованы высшие учебные заведения. (Приложение№2)

3.2 Царскосельский лицей – один из самых известных лицеев в России

Самый известный в нашем отечестве лицей был создан по указу императора Александра I от 1810 года и открыл свои двери в 1811 г. в Царском селе. По замыслу создателей, Царскосельский лицей был изначально привилегированным учебным заведением для дворянских детей.

12 августа 1810 года император Александр I подписал указ об учреждении в Царском Селе лицея для «образования юношества, предназначенного к важным частям службы государственной».

Автором проекта создания Лицея был М.М. Сперанский, известный своими реформаторскими идеями. В новом учебном учреждении, создаваемом им, он мечтал воспитывать людей, способных в дальнейшем претворить в жизнь все намеченные им планы преобразования России. Сам Сперанский был широко образованным человеком, поэтому хотел, чтобы у государственной власти стояли люди, умеющие мыслить, обладающие широкими знаниями и желающими употребить их для блага Отечества. (Приложение№2)

3.3 Лицей в XX – XXI веках

К 20 веку сохранилось 3 лицея.

Только в первой половине 1990гг удалось заложить основы современного лицейско-гимназического образования.

В 2001г. рассматриваемые учреждения разделили на лицеи и гимназии.

В настоящее время в городах России некоторые школы получают звание «лицей», в результате существуют множество «лицеев», которые почти не похожи на дореволюционные. Многие школы узкой направленности (юридические, медико-биологические) также носят название «лицей» Многие образовательные учреждения при университетах и академиях называются «лицеями». Большое количество лицеев имеет физико-математическую специализацию.

У каждого лицея есть свой профиль. Сегодня существуют технические, юридические, театральные, авиационные, педагогические и другие лицеи. Обычно лицей тесно связан с вузом того же профиля. Преподаватели вузов читают лекции в лицее. Лицей старается иметь договор с определённым вузом по своему профилю. Выпускники таких лицеев имеют преференции при поступлении в этот вуз. Очень глубоко и серьёзно в лицеях изучают иностранные языки.

Однако, выпускники лицеев получают точно такой же аттестат о полном (среднем) образовании, как и выпускники гимназий и общеобразовательных школ.

На данное время в России примерно около 1274 лицеев. (Приложение№2)

3.4 Лицеи Забайкальского края

Количество лицеев в Забайкальском крае – 4.

  1. Лицей при ЗабИЖТ

  2. Многопрофильный лицей ЗабГУ

3)ЧОУ «Забайкальский лицей» (закрыт в 2015 г.)

4) ГОУ «Забайкальский краевой лицей-интернат»

Лицей при ЗабИЖД

Приказом начальника железной дороги 25 января 1991 года был создан технический лицей. Углубленная подготовка помогла многим выпускникам поступить в ЗабИЖТ и многие технические высшие учебные заведения .

Многопрофильный лицей ЗабГУ

1сентября 1993 года при Читинском государственном педагогическом институте был сформирован класс гуманитарного профиля. Так началась история создания многопрофильного лицея ЗабГУ. Выпускники многопрофильного лицея поступают в ВУЗы России, учатся в Китае, Австралии, США, Великобритании. (Приложение№2)

3.5 Государственное общеобразовательное учреждение "Забайкальский краевой лицей-интернат»

Изучая происхождение, лексическое, историческое значения слова «лицей» узнал и историю создания нашего лицея – ГОУ «Забайкальский краевой лицей-интернат».

В Забайкальском крае в соответствии с национальной инициативой «Наша новая школа» была создана система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Принято было решение открыть новое образовательное учреждение, где будет обеспечиваться углубленная подготовка по предметам технического и естественно-научного профиля.

Полное официальное наименование - Государственное общеобразовательное учреждение "Забайкальский краевой лицей-интернат«.

ГОУ "Забайкальский краевой лицей-интернат" создано 17 сентября 2010 года по распоряжению Правительства Забайкальского края №511-р от 17.09.2010 года.

Контингент учащихся 5-11 классов 191 чел. на 01.01.2016.

Основные направления: физико-математическое и химико-биологическое.

Учредителем лицея является Забайкальский край. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляют

- Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (г.Чита, ул. Бутина, д.28) и

- Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (г.Чита, ул.Амурская, д.68).

Приоритетные направления работы лицея:

реализация комплексного подхода к обучению, воспитанию и развитию через обновление содержания образования; обеспечение преемственности и непрерывности образовательного процесса в школе; освоение и внедрение в педагогическую систему школы здоровьесберегающих, развивающих, информационно-коммуникационных технологий; создание системы поддержки и развития талантливых детей; проектирование и конструирование системы управления школы, отвечающей целям образования, внедрение управления образовательным процессом, основанного на программно-целевом, системном, деятельностном, компетентностном подходах; создание системы внутреннего мониторинга качества образования.

А начиналось всё следующим образом.

«В краевом центре на базе профессионального училища №2 создается новое образовательное учреждение для одаренных детей — школа-интернат «Забайкальский краевой лицей-интернат».

24 августа состоялась первая экскурсия по новому нетиповому образовательному учреждению высшей категории, создаваемому для поддержки одаренных детей. Оно расположилось по адресу: г. Чита ул. Ленина, 2.

Учиться в новом учреждении будут юные забайкальцы со всего края. В первый год планируется набрать два класса по 25 человек — 50% городских ребят и 50% из районов. В дальнейшем в школе-интернате будет обучаться до 100 школьников и более, ведь база профессионального училища рассчитана на 500 человек.

В число учащихся нового учебного учреждения для одаренных детей попадут победители районных, городских, краевых и общероссийских олимпиад. Некоторым талантливым ученикам из районов края отправят персональные приглашения с предложением приехать учиться в новую школу.

Для жителей районов на базе училища созданы все условия, в том числе есть общежитие. Ученик лицея будет находиться на полном государственном обеспечении: проживание и питание государство предоставляет бесплатно. По словам представителей краевого министерства образования, аналогов подобной школе-интернату в России пока нет.

«Родители ни за что платить не будут», — подчеркнул директор профессионального училища №2 Владимир Степанов». [14]

Первый выпуск нашего лицея прошел под названием «Звездный бал». Это был самый большой выпуск – 42 человека. Всего лицей существует лишь 6 год.

Изучение документации по выпускам лицея дал следующий результат.

Выпуски по годам:

1 выпуск, 2012 год, – 42 человека.

2 выпуск, 2012 – 2013 гг – 33 человека.

3 выпуск, 2013 – 2014 гг – 33 человека.

4 выпуск, 2014 – 2015 гг – 37 человек.

5 выпуск, 2015 – 2016 гг – 34 человека.

На данный момент в лицее обучается 192 человека. Увеличить количество учеников не позволяет трудное финансовое положение в районе. (Приложение№2)

4.Самые известные воспитанники лицеев

Интересным оказался анализ поиска информации о знаменитых людях России, окончивших лицеи. Решение этой задачи было очень трудным и заняло много времени. Выяснилось, что в нашей стране очень немногие знаменитые личности учились в такого рода учебных заведениях. Вот некоторые из них:

А.С. Пушкин – великий русский поэт,

А. Горчаков – последний канцлер Российской империи,

И.Пущин – поэт и декабрист,

М. Салтыков- Щедрин – писатель,

И.Э. Грабарь – русский художник,

Г. Перельман – русский математик,

А.И. Борисенко – летчик – космонавт.

Если говорить о тех воспитанниках, имена которых приобрели широкую известность, то больше всего их вышло из Царскосельского лицея, но есть известные имена и среди воспитанников остальных рассматриваемых учебных заведений, но их очень мало. Хочется выразить надежду на то, что выпускники нашего лицея будут не хуже тех, кто окончил Царскосельский лицей. (Приложение№2)

5. Литературные произведения, посвященные лицею

Поиск информации о художественных произведениях, посвящённых лицею, показал, что их очень мало.

«19 октября 1825» (Александр Сергеевич Пушкин )

«19 октября 1827» (Александр Сергеевич Пушкин)

«Товарищам» (Александр Сергеевич Пушкин)

«Царскосельская статуя» (Александр Сергеевич Пушкин)

«Я увидел во сне Царскосельский Лицей» (Владимир Соколов) [5]

«...Россия. Царское село, пригород Петербурга. Царскосельский Лицей»

(Людмила Максимчук )

7) «Пушкин. Лицей» (Ю.Н. Тынянов)

Других литературных произведений, по-видимому, нет. (Приложение№2)

Вывод

В ходе моего исследования я сделал вывод, что мы, обладатели языка, его носители, просто обязаны не только понимать значение употребляемых слов, но и знать их происхождение. Особенно это касается тех слов, с которыми мы сталкиваемся каждый день, которые постоянно, сами порой не замечая, произносим или слышим от окружающих.

Я учусь в учебном заведении, которое носит гордое название «лицей». После научно-практической конференции, на которой мною были представлены результаты исследовательской работы и полученный «продукт» («Энциклопедия слова «лицей»), я понял, что мой труд был не напрасен. Теперь наши ученики многое знают о слове «лицей», то есть проблема, обозначенная в начале работы, решена, а поставленная цель – достигнута.

Заболоцкий писал: «Под поверхностью каждого слова шевелится бездонная мгла», и мы, обладатели языка, его носители, просто обязаны знать эту «бездонную мглу».

Кроме этого, моя энциклопедия помогает

- увидеть, как слово «лицей» живёт в нашей речи,

- вызвать интерес к словам, которые мы часто употребляем, но не задумываемся об их значении и происхождении,

- расширить не только лингвистические знания, но и кругозор человека;

- привлечь внимание к русскому языку как уникальному явлению.

Список использованных источников и литературы

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 1975. – с.107

2. Большая Советская Энциклопедия

3. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. – М, 2003. – с.161

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – СПб., 2004. – с.123-124.

5. «Наш современник», 1982, №10, с.95

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 2007. – с.111

7. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.,1978. – с.727

8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4-х томах. Том I (А-Д), М.,1986. – с.429

9. Педагогическая энциклопедия. Т.1. М., 1993. С. 520–522.

10. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.,1997

Интернет - источники

11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия

12. http://www.aif.ru/

13. http://storyfiles.blogspot.ru/2014/11/blog-post_18.html

14. Чита.Ру

Приложение №1

Анкета

  1. Почему лицей называется лицеем?

  2. Когда появилось слово лицей?

  3. Каково происхождение слова лицей?

  4. Кто из известных людей окончил лицей?

Результаты анализа анкетыВ ходе анкетирования было опрошено 48 респондентов. Возрастная структура опрошенных - ученики 5,7 и 8 классов

Вопросы

Варианты ответов

Не знаю

Правильный

ответ

Неправильный

ответ

Нет ответа

1. Почему лицей называется лицеем?

22

1

13

12

2. Когда появилось слово лицей?

15

12

13

8

3. Каково происхождение слова лицей?

21

6

13

10

4. Кто из известных людей окончил лицей?

2

43 (называют А.С.Пушкина)

-

3

Просмотров работы: 32170