«Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…»
Н.В. Гоголь
Актуальность. В эпоху XXI века поэма Н.В. Гоголя представляет особую ценность и имеет глубокий христианский смысл. Это произведение мощным эхом отзывается нам сегодня, как будто на нем лежит печать времени. Мы живем в непростое время реформ, различных преобразований, в условиях, когда материальные ценности начинают превалировать над духовными. В этой бешеной гонке за «удовольствиями жизни», нам некогда остановиться и подумать о своей душе, о проблемах близких людей, не хватает терпения, смирения и кротости для полноценной христианской жизни. Мы плохо знаем и понимаем классику, а ведь только классические произведения нацелены на глубокий анализ, они в полном объеме раскрывают всю действительность жизни в разные века. Всем понятно, что действительность в любые времена мрачна, страшна, но надежда на спасение человеческой души всегда существует.
На мой взгляд, в поэме переплетается не только сатирический и драматический сюжеты, но и через все главы красной чертой проходит надежда на преображение человека в будущем. Весь смысл человеческой жизни – способствовать спасению души. В «Мертвых душах» показана душевная страна с множеством общественных пороков. Н.В.Гоголь, создавая помещиков, брал какую-то определенную страсть, преувеличивал и высмеивал ее. Все это имеет глубокий духовный смысл, так как эти пороки и страсти могут быть в любом человеке в разной степени выраженности и их нужно побеждать. Поэтому очевидно, что без моральной стойкости, без отличия добра от зла, без духовных основ жизни не будет преображения России.
Целью работы является: сравнительный анализ ключевых моментов поэмы «Мертвые души» и нашей действительности.
Задачи:
Провести теоретический обзор по данной проблеме.
Проанализировать галерею помещиков и сопоставить их пороки с грехами.
Распределить помещиков по кругам ада (по Данте)
4. Отобразить зеркальность помещичьей Руси и нашей действительности.
Глава IСовременные представления о поэме «Мертвые души»
Отношение литературных критиков к поэме «Мертвые души».
Проведя теоретический обзор по данной теме, выяснилось, что сюжет поэмы принадлежит не Гоголю, а Пушкину. Ситуация продажи крестьян в виде мертвых душ – вовсе не вымысел, это реальная история, случившаяся в одном из мест на Днестре. Немного изменив сюжет, Гоголь начинает писать поэму «Мертвые души», написание которой затянулось на несколько лет. Изначально предполагалось, что поэма будет состоять из трех частей. Каждая часть должна была иметь свой смысл и условное название. Первая часть, в которой заложен смысл выискивания и обличения пороков и страстей у людей ассоциируется с понятием – «Ад». Затем предполагалось, что человек, дойдя до крайней степени зла, начинает прозревать и очищаться. Соответственно, название следующей части – «Чистилище». В финале должно произойти нравственное преображение героя и начало новой, райской жизни, поэтому название последнего тома – «Рай». В этом и заключается глубокий, христианский смысл произведения: от грехопадения до преображения. К сожалению, мы имеем возможность читать лишь первый том поэмы, очерки второго, а к написанию третьего тома Гоголь так и не преступил.
Данное произведение Гоголя воспринималось неоднозначно, у многих критиков были различные мнения по поводу смысла и сюжета. Например, Святитель Серафим называет Гоголя «Возлюбленным сыном нашей Церкви», соответственно, его отношение к произведению положительное. Писатели Серебряного века видели в Гоголе исследователя природы нечистой силы. Д.Мережковский в книге «Гоголь и черт» пишет, что и Хлестаков - черт, и Чичиков – черт. Долгое время в советской литературе Белинский имел неоспоримый авторитет. Он спорил с Гоголем и предъявлял к произведению множество обвинений. На мой взгляд, правота Белинского очень необъективна и однобока. Некоторые критики, особенно в наше время находят много мистического в произведениях Гоголя. Я думаю, что и колдуны, и черти – это больше герои сказки. Конечно, понятно, что черт – это прообраз дьявола и идет постоянное противостояние между дьявольским началом и Богом, но это не мистика, а больше духовный реализм. У писателя на протяжении всей жизни сохраняется и укрепляется вера в Бога, поскольку он рос в атмосфере веры, заповедей, христианских праздников. Его мама рассказывала ему страшные истории о Судном дне, о лестнице, которая поднимает души праведников в рай, а грешников в ад. Поэтому для него это не мистические сказки, а стойкие образы, врезавшиеся в его сознание с детства и прошедшие с ним через всю жизнь. Таким образом, Гоголь выбрал литературное служение, как сознательное служение православию.
1.2 Религиозные образы поэмы.
В произведении достаточно образов, которые можно анализировать с позиции православия, религии, веры. На мой взгляд, это такие описательные составляющие поэмы как дом, усадьба, дорога, колесо. Это те составляющие жизни любого человека, которые связаны с чем-то чистым, светлым. Например, дорога позволяет идти вперед, развиваться, не стоять на месте, а постоянно двигаться. В произведении с первых страниц уделяется внимание колесу (в разговоре двух русских мужиков, спорящих доедет ли бричка до Москвы и Казани) и это неспроста. На мой взгляд, колесо символизирует замкнутый круг, движения и возврата в какую-то другую точку (элемент преобразования, духовного развития, выхода на новый жизненный уровень). А в первой главе поэмы уже понятно, что колесо ненадежно, не скоро на таком колесе Чичиков доедет до места назначения. А, именно, что преобразования в его душе еще не скоро начнутся, уж слишком она замурована, ни духа, ни души в таком «никаком» теле...
Что касается дома, то это отдельная история. Мы знаем, что только дома мы чувствуем себя в безопасности, это наша крепость, здесь наши близкие и родные люди. Именно поэтому должны сохранять дом в чистоте, в порядке. Описывая дома помещиков, становится понятно, что ни один из домов не соответствует понятию – Очаг. Эти дома неуютные, некомфортные, они не способны оградить от бед и угроз окружающего мира. Наверное, дописав остальные части поэмы, Гоголь бы смог показать нам и преображение домов помещиков. В финале, думаю, это не были бы пустые, заброшенные, захламившиеся усадьбы, очень темные, холодные и бездушные. Ведь основа всего произведения заключается в перерождении и преображении всего, что связано с душой. А это и сами люди, и их дома, и города.
Глава II Анализ произведения «Мертвые души
2.1 Описание портретов помещьичей галереи.
Начнем с Манилова. Фамилия Манилов – говорящая, можно догадаться, что она образована от глагола манить. В этом человеке Гоголь обличает лень, бесплодную мечтательность, сентиментальность, неспособность идти вперед. Как говорится про него в поэме «человек ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Манилов вежлив и обходителен, первое впечатление от него даже приятное, но когда всматриваешься в детали и лучше узнаешь помещика, мнение о нем меняется. С ним становится скучно!
Далее следует единственный представитель женского пола помещик - Коробочка. Главная цель её жизни - упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков неслучайно видит в её поместье следы умелого хозяйствования. Эта хозяйственность обнаруживает её внутреннее ничтожество. У неё, кроме желания приобрести и извлечь пользу, нет чувств. Вид ее затрёпанный и малопривлекательный.
Помещик Ноздрев - любитель всякого рода собраний, балов и ярмарок. Не случайно Чичиков встретился с ним в трактире. Постоянная подвижность и неугомонность - его характерные особенности. Богатый запас своей энергии этот помещик целиком растрачивает в кутежах, бесчисленных скандалах и драках. Ноздрев - хвастун и враль. Рассказывая о своих похождениях в обществе, он обязательно что-нибудь соврет. Его друзья это карты и выпивка.
Собакевич следует четвертым в галерее гоголевских помещиков. Основные черты Собакевича — это ум, деловитость, практическая хватка, но при этом для него характерны прижимистость, какая-то тяжеловесная устойчивость во взглядах, характере, образе жизни. Эти черты заметны уже в самом портрете героя, который похож на медведя «средней величины».Также помещик любит много поесть.
И самым последним из галереи помещиков является Плюшкин. Самый противоречивый герой произведения. Стоит отметить, что это единственный герой, у которого есть биография. В былые времена он имел семью, часто принимал гостей. Считался бережливым хозяином, у которого всего было вдоволь. Потом жена умерла. Вскоре старшая дочь убежала с офицером, а сын вместо службы поступил в полк. Плюшкин обоих детей лишил своего благословения и денег и с каждым дней становился все скупее. В конечном итоге он сосредоточился на одном своем богатстве, а после смерти младшей дочери все былые в нем чувства окончательно уступили место жадности и подозрительности. Чичиков даже путает Плюшкина с ключницей из-за того, что тот совершенно плохо одет и ходит в лохмотьях. Его амбары забиты хлебом, но при этом он морит голодом крестьян.
Таким образом, в каждом помещике чувствуется внутренняя мертвенность, бесчувственность, их души как будто прикрыты толстым слоем грязи. Нет внутреннего развития, суть всей их жизни - призрачное существование и прозябание. А, поскольку, город составляют живущие в нем люди, то и на городе лежит печать мертвой бесчувственной жизни. Даже описание писателя говорит нам об этом: пустынные, неосвященные, широкие улицы, бесцветные, однообразные дома, заборы, чахлый сад с тощими деревьями…
2.2 Распределение страстей помещиков по кругам ада.
На протяжении нескольких лет я был учеником воскресной школы, поэтому многие знания основ православия для меня не только теоретические. Неоднократно в школе мы беседовали со священниками на разные темы и задавали волнующие нас вопросы, в том числе касающиеся души, вечной жизни и греховности. Особый интерес представляет жизнь в Раю и Аду. Потому мне захотелось попробовать распределить грехи и пороки помещиков согласно кругам ада.
Рассматривая концепцию произведения, приводятся доказательства, что помещики идут друг за другом, как очередность кругов ада, в возрастании. Хочется выяснить правоту этого утверждения, в качестве проверки возьмем божественную комедию по Данте. По его версии все грешники располагаются в аду определенным образом.
Первый круг: некрещеные и младенцы
Второй круг: сладострастники
Третий круг: чревоугодники
Четвертый круг: расточители и скупцы
Пятый круг: гневные и ленивые
Шестой круг: лжеучители
Седьмой круг: разбойники, самоубийцы, богохульники
Восьмой круг: обманувшие не доверившихся
Девятый круг: обманувшие доверившихся
Учитывая это, распределим помещиков по кругам ада, с учетом главных грехов каждого из них. Главный грех Манилова - это пустая мечтательность и ленивость во всех ее проявлениях, хоть и многие считают Манилова самым положительным героем поэмы, основываясь на данных «Божественной комедии», можно сделать вывод, что самый первый помещик произведения не находится в первом или втором кругу ада. Манилову достается пятый круг ада.
Следующий помещик - это Коробочка, персонаж предстает перед читателями с грехом накопления и получения выгоды ото всего возможного. Таким образом, помещица Коробочка попадает в четвертый круг, как скупой человек.
Третьим помещиком предстает Ноздрев, его грехи - это сладострастие к алкоголю и чревоугодие, но также не стоит забывать, что Ноздрев, играя в карты, всегда пытался обмануть тех, с кем играл. Мы рассматриваем главные грехи, поэтому Ноздрев попадает прямо в восьмой круг ада.
Далее идет помещик Собакевич, который все время препровождения предпочитает плотно и много есть. Грех чревоугодия - есть третий круг ада.
И последний из галереи следует Степан Плюшкин. Спорный персонаж поэмы. Но для меня все четко и понятно, у человека есть амбары с хлебом, но крестьяне голодуют. У Плюшкина так же есть грех, когда все вещи, не важно, нужны они или нет, человек несет к себе в дом. Но, опираясь на литературные источники, эти грехи можно списать из-за сложности жизни Степана, потеряв все, он боится потерять любые вещи, олицетворяя их с потерей родственников. Тогда, опираясь на теорию кругов ада, Плюшкин попадает лишь во второй круг.
Ну и самый непонятный персонаж – воплощение то ли дьявола, то ли ангела - помещик Чичиков. Но может ли ангел, такой ценой обманывать государство ради спасения мертвых душ, «Я, думаю, - нет!». Чичиков обманывает не только государство, но и самих помещиков. Чичиков – это человек капитал, человек новой эпохи, где деньги и власть решают все. Он может найти подход к каждому, но не справляется с Ноздревым только из-за того, что тот тоже пытается прожить свою жизнь, обманув людей любыми способами. Из этого следует, что подлинный черт не может обмануть человека с подобными чертами. Сопоставив все грехи, делаем вывод, что Чичиков и есть тот, кто замыкает все девять кругов ада.
Таким образом, распределяем помещиков.
Первый круг: -
Второй круг: - Плюшкин
Третий круг: Собакевич
Четвертый круг: Коробочка
Пятый круг: - Манилов
Шестой круг:-
Седьмой круг:-
Восьмой круг: Ноздрев
Девятый круг: Чичиков
Таким образом, можем сделать вывод, что не все помещики расположены по порядку возрастания, и очевидно одно, что первый, шестой и седьмой круги еще свободны. По-моему, эти круги Гоголь оставил для тех героев, которых он хотел показать в следующем томе. Еще один вывод, что Чичиков - настоящее воплощение нечистой силы, так как вышел из последнего круга, чтобы забрать и без того угнетенные «мертвые души».
2.3 Сравнительный анализ Гоголевской Руси и нашей действительности.
"Если я усну и проснусь через сто лет, и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу, - пьют и воруют". (М. Салтыков-Щедрин).
Смотря в зеркало, мы всегда видим свое отражение и хотим поправить выбившуюся прядь, пригладить волосы и многие другие вещи, которые не делают идеальным наш образ. То есть зеркало всегда показывает нам настоящую реальную картину через отражение. Неспроста тема моей работы связана с этим главным предметом, обнажающим все происходящее вокруг. Если задуматься и детально проанализировать поэму «Мертвые души» можно легко найти элементы сходства жизни того времени и настоящего. Много жителей нашей страны связаны с предпринимательской деятельностью, с получением материальной выгоды (как Чичиков). И, наверное, не всегда это занятие подчинено вопросам честности и порядочности. Мы живем в сложное время, когда нужны деньги на образование, лекарства, путешествия, развлечения и т.д. Поэтому обесценивать роль денег в наше время нельзя. Но, когда, это становится единственной целью в жизни, когда деньги ставят человека в зависимость, вопросы души и духовности отходят на очень далекий план. Наша самобытная, сильная и самая православная страна стала иметь больше товарно-денежных отношений, люди видят только капиталы, удовольствия и Райскую жизнь на земле.
Вторым важным аспектом утверждения Салтыкова-Щедрина является проблема алкоголизации народа. Это серьезная проблема нашей страны. Проблема пьянства есть у такого помещика, как Ноздрев.
Мне кажется, что Гоголь взял в основу произведения разбитое зеркало, трещины – это изменение времени, а основное изображение осталось прежним. Таким образом, мы понимаем, что зеркала могут нести в себе похожие исторические события на долгие времена.
Заключение
Подводя итог моей работы, хочется сказать, что поэма является огромным наследием того времени и имеет огромную актуальность в наши дни. Смыслом всего произведения является преобразование человеческой души от мертвой к живой. Ведь только человек с живой душой способен любить, сочувствовать, сопереживать, помогать и просто жить. Идеальных людей не существует и в каждом из нас есть черты характера, страсти, как у помещиков поэмы. Просто надо не давать им прорастать через нашу душу, укореняться в нашем сознании, иначе они поработят нас. Хочется надеяться, что Россия сумеет когда-нибудь стать великой православной страной и в сознании людей укрепятся такие понятия, как вера в Бога, христианская жизнь с соблюдением всех заповедей. Ведь следовать им так просто, нужно только захотеть каждому!
Список литературы:
Аксаков К.С. Несколько слов о поэме Гоголя: похождения Чичикова или мертвые души.
Мочульский К.В. Духовный путь Гоголя.
Меньшенина Е. История одной книги «Мертвые души».