ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Хачатрян Э.Г. 1Туманова А.А. 1
1МБОУ "Гимназия №24 г. Калуги"
Темкина Г.М. 1
1МБОУ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение:

Наше исследование предназначено тому поколению наших соотечественников, которое видит и чувствует изменения нашего могучего русского языка.

Цель:

Целью данной работы является рассмотрение изменений в русском языке под воздействием интернета.

Нами была выдвинута гипотеза: Интернет является одним из внешних факторов, который влияет на язык и способствует его развитию.

Начиная свое исследование, мы поставили следующие задачи:

  1. Выявить языковые изменения, происходящие под воздействием интернета

  2. Определить, почему эти процессы происходят так быстро

  3. Положительное или отрицательное значение этих процессов для языка

В ходе работы были использованы следующие методы:

  1. Анкетирование

  2. Наблюдение

  3. Анализ собранных данных

  4. Сравнительный анализ

  5. Обобщение

Всем известно, что языки подвержены изменениям. Это происходит под воздействием деятельности народа многих других факторов. Многие из них вы знаете, но мы хотим рассказать вам о новых причинах изменений.

Поскольку интернет появился уже в 1969 году, мы не можем сказать, что тема нашей работы абсолютно новая. Но период в 46 лет для науки очень короткий, а влияние интернета на развитие языка сейчас ощутимо. Поэтому мы считаем, что тема нашей работы актуальна.Результаты анкеты показывают, что наша работа своевременна, так как сейчас важно знать, как изменяется наш язык под воздействием внешних факторов и являются ли эти факторы положительными или отрицательными.

Сегодня уже неоспоримым фактом является то, что Интернет - самый колоссальный источник информации. И его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.

Основная часть:

В ходе работы мы провели исследование среди учащихся 7-8 классов. Мы хотели выяснить, какое место занимает Инетернет-лексика в форсировании их языковой культуры. Для этого им были предложены следующие вопросы:

  1. Употребляете ли вы лексику из компьютерных игр?

  2. Вам комфортнее и быстрее употреблять в интернет-общении англоязычные слова?

  3. Используете ли вы сокращения в своей письменной речи в Интернете?

  4. Стараетесь ли вы писать грамотно при общении в интернете?

  5. Вам удобнее общаться в Интернете, чем лично?

  6. Удобна ли для вас ненормативная лексика для выражения эмоций?

Ответы учащихся распределились следующим образом:

  1. 50% ответили положительно, остальные 50% отрицательно;

  2. 70% опрошенных комфортнее общаться в интернете используя англоязычные слова;

  3. 80% опрошенных используют сокращения в письменной речи;

  4. 75% опрошенных не стараются писать грамотно;

  5. Чуть больше половины опрошенных (55%) ответили, что им удобнее общаться в интернете;

  6. 83% опрошенных удобна ненормативная лексика.

Проанализировав результаты анкет, мы можем сказать, что лексику компьютерных игр (примеры: скил, ваншот, статист, бомбануло) использует половина опрошенных. Так как в последнее время произошло повальное увлечение молодежи компьютерными играми, их язык стал мощным источником новых слов.

Неудивительно, что две трети учащихся используют англоязычные слова (примеры: френд, юзер, треш, коннектиться, апгрейдить, кликать) в интернет-общении. Увлечение англицизмами стало своеобразной модой.

Большинство учащихся (75%) на вопрос №4 ответили, что безграмотность - это норма письменного интернет-общения. В настоящее время сетевой язык превратился из модного течения в новый стиль общения, наличие орфографических ошибок входит в привычку и может стать причиной падения грамотности. Данный стиль общения присутствует не только в виртуальном пространстве, но и на экранах телевизоров и на страницах печатных СМИ.

Половине опрощенных подростков комфортнее общаться в интернете. Это общение неполноценное, так как благодаря нашей фантазии, создаётся некий виртуальный образ, который не видит нас, не слышит наш голос, не видит наших комплексов. Человек раскрепощается.

В виртуальном мире личность надевает маску, облегчая процесс коммуникации. Интерактивные формы общения в интернете дают возможности для самовыражения. Их сиюминутность также облегчает коммуникацию, снимая груз ответственности за долгосрочность последствий.

В то же время речевая культура испытывает сильный натиск иностранных слов и сленга, что особенно заметно в интернет-среде.

С начала ХХ века отмечены четыре бурные волны влияния сленга на язык всех слоев общества.Первая волна датируется 20-ми годами, когда революция и гражданская война, разрушив до основания структуру общества, породили многочисленные криминальные элементы, и речь в первую очередь молодежи, окрасилась множеством «блатных» словечек. Вторая волна приходится на 50-е годы, когда на улицы и танцплощадки городов вышли «стиляги». Появление третьей волны связано не с эпохой бурных событий, а с периодом застоя, когда атмосфера общественной жизни 70-80-х породила различные неформальные молодежные движения, и молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.Начало четвёртой волны принято сейчас связывать с началом компьютеризации.По мнению лингвистов, большинство новых сленговых слов возникает вполне естественным образом из конкретных ситуаций, отражая появление новых предметов, вещей, объектов, идей или событий. В России первая социальная сеть появилась в 2005 году. Это проект Moikrug.ru. Сейчас большую популярность снискали порталы для поиска одноклассников, друзей и новых знакомых, такие как Odnoklassniki.ru, Vk.com, Facebook, Twitter, которые привлекли уже более 200млн. человек.

Сеть Интернет стала средством общения для многих людей. Посещая различные сайты, мы заметили, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют не по правилам. В чатах, на форумах, в сообщениях электронной почты и социальных сетях тексты выглядят примерно одинаково: без знаков препинания, с многочисленными сокращениями и опечатками. Нам не безразлична судьба русского языка, который неразрывно связан с нашей культурой.

Язык - это средство общения. Он совершенствуется, в нем отмирают устаревшие лексические единицы и появляются новые, изменяется звуковой состав языка, его грамматический строй. Старые слова получают новые значения. В настоящее время мы наблюдаем изменения в языке, связанные с широким распространением Интернета, роль которого в жизни общества постоянно растет.

Постоянно пользуясь Интернетом, мы можем выделить три основные функции Интернета, различные по характеру коммуникативного взаимодействия:

  • Функция «банка информации» – накопление и хранение информации, а также обеспечение доступа к ней – выполняется сетевыми библиотеками, поисковыми системами.

  • Функция средства массовой информации – распространение новостей, аналитическое осмысление событий.

  • Функция коммуникативной площадки – предоставление возможности свободно разговаривать, высказывать частное мнение по любым вопросам, дискутировать.

Следует рассмотреть, как и на какие аспекты развития русского языка влияет интернет.

Прежде всего, обратимся к устной речи.

Сейчас мы говорим о новой устно-письменной форме коммуникации, когда письменное высказывание создается и функционирует по законам, характерным, скорее, для разговорной речи. Изменения в речевой практике происходят столь стремительно, что их фиксация и изучение неизбежно запаздывают. Интернет, как особая коммуникативная среда и как ранее не существовавшая сфера реализации языка, принесла с собой новые способы общения, стереотипы речевого поведения, новые формы существования языка.Сленг выступает как средство неформального общения молодых людей: помогает самоутвердиться, почувствовать своё единство, то есть он становится своеобразным протестом против формализма, поэтому такой высокий процент молодежи употребляет ненормативную лексику (30% в нашем анкетировании). Сейчас уже очевиден тот факт, что полноценное общение в молодежной среде невозможно без владения ее языком.

Одна из основных проблем распространения такого языка– коверканье слов- неизбежно снизит грамотность.

Основной способ общения в Интернете – письменный текст. С появлением Интернета существенно меняется судьба текста в обществе, что особенно ярко проявляется в чатах, где человек стремится к творческому самовыражению. (Рябцева «Правда о русском слове. Часть 1. Русский язык»)

Письменный текст требует больших временных затрат, чем устное высказывание, поэтому в тех случаях, когда темп общения имеет значение, появляются разного рода сокращения как на лексическом, так и на синтаксическом уровне. Интонационное выделение оказывается недоступным, как и невербальные средства общения, что приводит к появлению различных «заменителей».

Результат действия этих факторов различен. С одной стороны, отмечается сдвиг норм письменной речи, который многими воспринимается негативно, как свидетельство «порчи» и деградации языка. Действительно, соблюдение правил орфографии и пунктуации в Интернете перестало быть обязательным требованием, хотя полный отказ от правил такая же редкость, как и педантичное их соблюдение. Широко употребляются синтаксические структуры, характерные для разговорной речи, разговорные слова и формы слов. С другой стороны, исследователи отмечают и явления, связанные с усложнением языка, позволяющие говорить о наличии тенденции к интеллектуализации современной культуры.

Выделяются такие проявления этой культуры, как:

1) широкое использование терминов вне научного стиля речи;

2) использование иноязычной лексики и лексико-грамматических моделей иноязычной речи;

3) словотворчество.

Все соответствующие “инновационные” явления усложняют восприятие информации, делают его многоступенчатым и опосредованным, требуют специальных интеллектуальных усилий и дополнительных знаний и т. п., т. е. в целом делают коммуникацию более содержательной, насыщенной и интеллектуальной, а также психологически более непринужденной, неформальной и многослойной.

В первую очередь был определенным образом компенсирован "эмоциональный дефицит" путем введения в виртуальный дискурс "смайликов" (от анг smile - улыбка), которые получили чрезвычайно широкое распространение.

Помимо "смайликов" для компенсации тембра и акцентирования части высказывания в виртуальном общении используется так называемый "капс", который повсеместно в Сети трактуется как повышение голоса.

Сегодня по сути дела возникла новая форма языкового взаимодействия - письменная разговорная речь. Она характеризуется как просторечная, нередко грубо-просторечная лексика, жаргонизированая мы, распространенные в среде пользователей Интернет: забанить, хакнуть, на уровне грамматики - употребление конструкций, приближенных к разговорным. Причем функцию интонационных конструкций в таком случае принимают на себя "смайлики", которые помогают собеседнику выразить экспрессивно-эмоциональную окраску высказываний.

Бросаются в глаза отличия ее от литературных норм на всех языковых уровнях:

на уровне лексики - часто употребляемая просторечная, нередко грубо-просторечная лексика, жаргонизмы, на уровне грамматики - употребление конструкций, приближенных к разговорным.

Процесс появления новых слов приобретает в языке интернета лавинообразный характер. В основе лежит заимствование англоязычной корневой морфемы. Заимствуются не только морфемы, но и аббревиатуры, которые затем занимают место корневых морфем. Далее процесс словообразования идет в соответствии с правилами русской словообразовательной системы.

Параллельно с заимствованием преимущественно англоязычных слов для передачи новых значений, развиваются новые значения и у слов исконно русских.

Вывод:

В результате работы мы можем сказать, что наша гипотеза подтвердилась. Интернет действительно оказал и продолжает оказывать огромное влияние на развитие русского языка, но как считают ученые, интернет не способен нанести серьезный урон языку. И в какой-то степени даже расширяет его словарный запас.

Заключение:

Данное исследование может быть продолжено. История изучения данного вопроса еще очень коротка, а сфера использования интернета становится все шире. Следовательно, воздействие интернета на язык будет углубляться, охватывая все стороны существования языка. Но мы попытались систематизировать все изменения в русском языке и углубиться в причины их возникновения.

Приложение

Список литературы и ссылки

  • www.openclass.ru

  • www.philology.ru

  • С.Л. Рябцева «Правда о русском слове. Часть 1. Русский язык»

Вопросы анкеты

  1. Употребляете ли вы лексику из компьютерных игр?

  1. Вам комфортнее и быстрее употреблять в интернет-общении англоязычные слова?

  2. Используете ли вы сокращения в своей письменной речи в Интернете?

  3. Стараетесь ли вы писать грамотно при общении в интернете?

  4. Вам удобнее общаться в Интернете, чем лично?

  5. Удобна ли для вас ненормативная лексика для выражения эмоций?

Результаты анкетирования

Номер вопроса

Да

Нет

№1

50%

50%

№2

70%

30%

№3

80%

20%

№4

75%

25%

№5

55%

45%

№6

83%

17%

Просмотров работы: 9246