С каждым годом всё острее встаёт проблема отсутствия интереса к чтению у школьников. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для других стран, поэтому-то чтение, образование и культура стали рассматриваться в качестве национальных приоритетов развития многих стран. В Российской Федерации общество тоже озаботилось этой проблемой и разработало политику поддержки чтения. Ведь от того, как и что читает сегодняшнее поколение, зависит способность к самообразованию и самосовершенствованию.
В постсоветский период начала утрачиваться литературная традиция, на которую опирались наши предки. Нельзя сказать, что общество «не бьёт тревогу»: в СМИ то и дело можно услышать: «дети не читают», «компьютер и игры заменили книги». Такие слова справедливы: учителя имеют возможность сравнить уровень развития предыдущих учеников и современных, поэтому именно они отмечают «клиповость мышления» и отсутствие сформированного словесно-образного мышления у современных школьников. Большинство учеников средней школы читает крайне мало либо не читает вовсе. Сегодня встал вопрос о мониторинге чтения подрастающего поколения. Важнейшей областью исследования стало определение читательской грамотности в рамках Международного исследования образовательных достижений учащихся «Programme for International Student Assessment» (PISA), для сравнительной оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся разных стран. Российская Федерация участвовала в этом исследовании четыре раза: в 2000, 2003, 2006 и 2009 гг. В 2000 году наши школьники заняли лишь 27 место среди обучающихся из 32 индустриально развитых стран. А через три года уровень «грамотности чтения» стал еще ниже. Причём оценивалась не техника чтения, а способность подробность использовать чтение как средство самообразования. А ведь на уроках литературы большое внимание уделяется осмыслению художественно-литературных текстов. В 2006 г. по грамотности чтения наши обучающиеся оказались на 37-м – 40-м месте из 57 стран. В 2009 г. в исследовании PISA участвовало уже 65 развитых, среди которых наши школьники заняли лишь 42 место. Очевидно, что улучшения читательской грамотности школьников не происходит. В связи с этими тревожными данными стало интересно более глубоко изучить чтение шестиклассников школы № 63 г. Магнитогорска для того, чтобы оценить читательские предпочтения, количество прочитанного за определённый период, выявить изменения в их чтении и связь успеваемости и качества чтения.
Актуальность исследования:
Представленная научно-исследовательская работа посвящена изучению уровня читательской активности шестиклассников общеобразовательной школы. Сопоставление уровня читательского развития с уровнем успеваемости конкретного ученика преследует цель выявить условия для повышения качества образования, в том числе путём повышения читательской активности.
Цели исследовательской работы:
Изучить количество прочитанного за 2 четверти среди шестиклассников.
Выявить читательские предпочтения шестиклассников как среди программных произведений, так и внепрограммных.
Проанализировать успеваемость шестиклассников школы, выяснить связаны ли успехи в учёбе с количеством и качеством прочитанной литературы.
Сопоставить технику чтения и успеваемость каждого ученика 6 класса.
Задачи:
Представить различные классификации книг.
Оценить читательские предпочтения шестиклассников.
Исследовать состояние техники чтения в 6 классах
Исследовать успеваемость обучающихся и сопоставить с уровнем техники чтения и уровнем читательских компетенций.
Методы исследования:
Изучение научной литературы по данной проблеме.
Анкетирование обучающихся 6 классов.
Наблюдение.
Интервьюирование.
Анализ техники чтения, успеваемости
Объект исследования:
Читательские предпочтения обучающихся, их техника чтения, количество и качество прочитанного за 1-2 четверть 2016-2017 учебного года.
Гипотеза:
Обучающиеся, читающие значительное количество качественной литературы, успешно учатся, обладают высокой скоростью чтения, что необходимо для формирования широкого кругозора и мировоззрения человека.
Глава I
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Сущность понятия «читательские предпочтения».
При обзоре словарей и справочников, выяснилось, что чёткого определения понятия «читательские предпочтения» просто не существует. В философском словаре [1, с.360] находим понятие слова «предпочтение» – большая симпатия к одной вещи, чем к другой. На практике многие психологи предпочитают операционализировать этот термин, и предпочтение часто используется относительно обращения к одной из альтернатив или фактического выбора одной из всех; то есть выбор признается индикатором предпочтения.
В социологическом словаре [2, с.482] это слово трактуется ещё проще:
от англ. preference; нем. Praferenz. Признание ч.-л. преимущества по сравнению с другими.
Обобщив определения, сформулируем понятие:
читательские предпочтения – это преимущество выбора книг и писателей одних жанров и тематики по сравнению с другими потребителями и читателями.
Классификации художественных произведений.
В большинстве научных работ основные группы литературных произведений предлагается называть типами литературы или видами. Но если рассматривать классификацию как метод познания, то любую разновидность родового понятия можно называть видом, но они выделяются по какому-то одному признаку, поэтому выбираем понятие «типы», т.е. группы литературных произведений, обладающих определёнными существенными качественными отличиями.
Итак, литературу можно классифицировать:
- по возрастному принципу: взрослая и детская;
- по языковому принципу: оригинальная и переводная;
- по социальному предназначению: политическая, экономическая, правовая, публицистическая, художественная, научно-исследовательская, справочная, учебная, научно-популярная литература, рекламная, производственная, учебная, научно-популярная, религиозная, развлекательная и т.д;
- по знаковой принадлежности: текстовые, изобразительные, картографические, нотные;
-по составу произведений: моноиздания, Поли издания, сборники, анталогии;
- по новизне содержания: первые издания, повторные.
В своей работе «Общая теория документа и книги» Г.Н. Швецова-Водка [3, с.296] ссылается на труды Л.Н. Кастрюлиной и Д.Ю. Теплова, которые отмечали, что классификационные признаки – это своеобразная форма отражения жизни. Форма эта исходит из познавательной сущности литературы и отражения объективной действительности, форм и целей человеческого общения, где литература - одно из важнейших средств социальной коммуникации.
Представляется интересной и классификация современной литературы, которая выделяет два вида литературы: художественную и нон-фикшн. При этом художественная литература делится на классику, мейнстрим, жанровую литературу и элитарную. Нон-фикшн -это литература, основанная на документалистике: мемуары, хроники, биографии, справочная литература, энциклопедическая, научная, учебная. Безусловно, эта классификация условна, но отражает проблемы современной литературы и читательских потребностей.
ГЛАВА II
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Результаты анкетирования обучающихся 6 классов
Всего в анкетировании приняли участие .54 обучающихся 6 классов МОУ «СОШ № 63». По первому вопросу анкеты (Приложение. Анкета.) становится ясно, что основное предпочтение шестиклассники отдают творчеству Пушкина А.С. – 32 человека, Тургенева И.С. – 8 человек, Лермонтова М.Ю. и Чехова А.П. выбрали по 4 человека, кроме этих писателей «любимыми» были названы Андерсен Г.Х., Толстой Л.Н. Данные легко объяснимы: произведения названных писателей изучались в 5 и 6 классах до момента анкетирования (Приложение. Диаграмма 1)
Второй вопрос (Приложение. Диаграмма 2) иллюстрирует выбор книг шестиклассниками, любопытно, что наибольшим предпочтением являются классические произведения «Дубровский» А.С. Пушкина – 14 человек, «Алые паруса» А. Грина -6 человек, «Муму « и «Бежин луг» Тургенева, а затем приключенческие Д.Дефо «Робинзон Крузо» -6 человек и фэнтези «Гарри Потер» Джоан Роулинг – 4 человека. Программные произведения оставляют неизгладимый след в памяти ребят, потому что на уроках были проанализированы и герои стали понятны и близкие ребятам, а самостоятельно не всегда ученикам 6-го класса удаётся осмыслить художественные произведения даже развлекательных жанров.
Любопытным представляется следующее: отвечая на вопрос 3 анкеты (Приложение. Диаграмма 3), предпочтение отдаются жанру фэнтези – 17 человек, детективам – 12 человек, приключенческой литературе -11 человек, но художественную литературу ребята не могут определить как самостоятельный вид литературы, подменяя ее жанрами: рассказы – 8 человек, романы- 6 человек, сказки – 4 человека, и даже стихи – 6 человек, поэтому объединив это, получаем результат – 24 человека. Данный результат подтверждает ранее полученный в ответе на второй пункт анкеты.
Удручающим оказался результат на 4 вопрос о посещении библиотек: (Приложение. Диаграмма 4) из 54 опрошенных лишь двое шестиклассников регулярно не менее 2 раз в месяц посещают библиотеку, четверо посещают, но редко, а 48 школьников признались, что не посещают библиотеки в течение учебного года. На этот факт можно реагировать по-разному: ребята читают программные произведения из учебника, а для внеклассного или свободного чтения книги приобретаются в магазинах или скачиваются из сети Интернет, либо ограничиваются только учебником литературы.
На пятый вопрос , позволяющий осмыслить причины падения интереса к чтению, ребята ответили так (Приложение. Диаграмма 5): 35 человек респондентов, что, к сожалению, составляет 65 % от количества опрошенных, выделили главную причину, которой являются компьютерные игры, именно они занимают практически всё свободное время, 12 респондентов – 22 % отметили, что у них просто нет времени на чтение, 4 респондента – 7,5 %, считают, что им просто лень читать, лишь 3 человека- 5,5% признались, что им попросту неинтересно читать. Данные исследования показали, что отсутствие интереса к чтению связано с переключением внимания на другие виды деятельности, а не на отсутствие интереса к чтению как таковому.
Как же вернуть интерес? На этот вопрос шестиклассники ответили следующее: 26 человек - это 48% опрошенныхпредложили запретить использование компьютерных игр в семьях, 12 человек – 22% респондентов предложили идею совместного чтения книг с родителями вслух, 10 человек – 18, 5% предложили заставлять детей читать, 6 человек из порошенных – 11,5% считают, что необходимо писать интересные книги, тогда читателей будет больше.
2.2. Результаты интервьюирования обучающихся 6 классов.
На вопросы интервью (Приложение. Вопросы для интервьюирования) респонденты отвечали следующим образом: положительно относятся к чтению 76 % опрошенных(41 школьник), при этом они отмечают полезность и важность этого процесса и не представляют свою жизнь без книг, 22% (12 человек ) считают, что чтение –это скучное, но необходимое для учёбы занятие, и лишь 2% ( а это 1 ученик) признался, что вполне бы мог обойтись без чтения, потому что оно не приносит ни удовольствия, ни пользы (Приложение. Диаграмма 6).
На вопрос о количестве прочитанных за 2 четверти произведений шестиклассники ответили так: 54% (30 человек) прочли от 30 до 50 произведений, включая программные, 30% (16 человек) прочли от 10 до 30 произведений, а 16% (8 человек) осилили менее 10 произведений художественной литературы, т.е. не прочли даже произведения, предусмотренные школьной программой. (Приложение. Диаграмма 6).
Частота чтения тоже представляла интерес для исследования. 52% ( 28 человек) ответили, что читают ежедневно, 37 % ( 20 человек) читают 2-3 раза в неделю по мере необходимости подготовки к урокам литературы, 11% ( 6 человек) читают не чаще 1 раза в неделю (Приложение. Диаграмма 6).
На вопрос об интересующей тематике школьники отвечали следующее: наибольшее количество обучающихся 6-х классов волнуют нравственные темы и проблемы – 72% (39 респондентов), онтологические темы об устройстве мироздания и бытия человека волнуют 22% (12 респондентов), 6 % (3 респондента) интересуются культурно-историческими темами (Приложение. Диаграмма 7).
На пятый вопрос о мотивации к чтению шестиклассники отвечали так: читать интересно – 52% (28 ребят), заставляют родители – 13% ( 7 ребят), из-за необходимости учиться – 26% (14 ребят), для развития кругозора, речи, мышления -9% (5 ребят) (Приложение. Диаграмма 8).
2.3. Результаты сопоставления успеваемости, техники чтения и читательских предпочтений.
Для последних исследований была проанализирована успеваемость шестиклассников за 1 и 2 четверти 2016-2017 учебного года и состояние техники чтения на начало учебного года и конец 2 четверти.
На основании открытых данных о состоянии успеваемости на сайте МОУ «СОШ № 63» [4] была составлена диаграмма (Приложение. Диаграмма 9) и сопоставлено состояние успеваемости в шестых классах Результаты получились следующие: на конец 1 четверти в 6-х классах обучалось 75 человек, качественная успеваемость всех стрёх классов составила 32%, абсолютная - 100%; на конец 2 четверти обучалось 75 человек, качественная успеваемость составила 29%, абсолютная – 96%.
Далее было проанализировано состояние техники чтения, на основании открытых данных сайта школы № 63 [Электронный ресурс]. Выяснилось следующее: на начало учебного года из 75 шестиклассников технику чтения удалось проверить у 71 обучающегося, результаты такие: абсолютная успеваемость составила 90%, качественная – 66%; на конец второй четверти технику чтения сдали 73 шестиклассника, результаты выглядят следующим образом: абсолютная успеваемость – 90%, качественная – 74% (Приложение. Диаграмма 10).
Далее сопоставления коснулись успешные ученики, менее успешные и неуспевающие, а также состояние их техники чтения. Получились следующие результаты: успешные обучающихся все читают более 120 слов в минуту, менее успешные (успевающие на «3-4») читают более 120 слов в минуту только 4 человека, в диапазоне 110-120 слов в минуту, т.е. фактически укладываясь в норматив 37 человек, менее 110 слов в минуту – 7 человек, трое неуспевающих обучающихся читают менее 110 слов в минуту, фактически 80-90 слов, что просто не позволяет в полной мере усваивать весь объём учебного материала (Приложение. Диаграмма 11)
Как же мотивированы успешные ученики, почему читают? Следующим этапом исследования стало выяснение «формулы успеха», для этого были сопоставлены следующие критерии: техника чтения, частота и количество прочитанных книг, отношение к чтению, посещение библиотек, предпочитаемые типы книг, причины, не позволяющие читать ещё больше.
Для лучшего представления полученных результатов была составлена таблица:
параметры сопоставления |
Из 22 успешно обучающихся 6-х классов |
Техника чтения |
Более 120 слов 22 шестиклассника |
Количество прочитанных книг |
Более 30 за 1 и вторую четверть – 22 шестиклассника |
Частота чтения |
Ежедневно -20 человек, 2-3 раза в неделю – 2 человека |
Отношение к чтению |
Интересно – 17, для интеллектуального развития -5 |
Посещение библиотек |
Часто – 2 , раз в месяц – 4, не посещают – 16 |
Предпочитаемая темы |
Культурно-исторические темы – 6, орнитологические -12, нравственные – 4 |
Предпочитаемые виды литературы |
Классика – 22 |
Причины, не позволяющие читать ещё больше |
Отсутствие времени-12, присутствие в жизни соцсетей и компьютерных игр -10 |
2.4. Выводы по второй главе
В ходе исследования были проанализированы у 75-ти обучающихся 6-х классов МОУ «СОШ № 63» следующие критерии: успеваемость за 1 и 2 четверти 2016-2017 учебного года, состояние техники чтения на начало учебного года и конец 2 четверти. Было проведено анкетирование и интервьюирование 54 шестиклассников, среди которых оказалось 22 успешно обучающихся учеников, результаты ответов последних были занесены в таблицу. Итак, для успешного обучения в шестом классе средней школы необходимо читать с увлечением классические произведения различной тематики не реже 2-3 раз в неделю, а лучше ежедневно, понимать, что чтение – это интересное занятие, помогающее развитию интеллектуальных способностей, речи, кругозору человека. Техника чтения успешного ученика 6 класса должна составлять 120 и более слов в минуту, мотивация к чтению должна быть достаточно высокой и осознанной, не обязательно посещать библиотеки, т.к. книги доступны благодаря домашним библиотекам, сети Интернет. Главными факторами, мешающим читать ещё больше, является отсутствие свободного времени или проведение большого количества времени в социальных сетях и различных компьютерных играх.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы много говорится о повышении качества образования, развитии культуры личности. Такие задачи осуществимы только посредством активного и осмысленного чтения. Поставив цель: сопоставить и проанализировать взаимосвязь уровня читательской активности, успеваемости и состояния техники чтения, был поставлен проблемный вопрос: есть ли прямая связь между состоянием чтения конкретного шестиклассника и его учёбой. Для решения этой проблемы были предприняты различные методы работы: изучение научной литературы по данной тематике, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, сбор и сравнительный анализ статистических данных.
Результаты исследования доказали правильность предложенной гипотезы: читательская активность и техника чтения напрямую влияет на качество обучения в школе. Новизна работы заключается в подходе к исследованию общедоступных данных по успеваемости учеников и выявлении взаимосвязи с состоянием их читательских приоритетов. В дальнейшем представляется интересным провести эти исследования по другим параллелям и ступеням образования. В результате исследования можно сделать вывод: роль книги в жизни шестиклассника огромна. Именно книги позволяют моим сверстникам осмыслить окружающий мир, выявить исторические аналогии с современной действительностью, расширить кругозор, пробудить интерес к новым знаниям, обогатить речь. Также представляется интересными предложения самих шестиклассников по повышению читательской активности: ограничивать взрослым время провождения возле компьютера, совместно читать вслух, обсуждать прочитанное.
Проведя данное исследование ещё раз пришлось убедиться, что роль книги в жизни человека значительна, она уже неотъемлемая часть нашей жизни и отказываться от неё нельзя ни в коем случае, особенно понимая, что успешность обучения и даже жизни напрямую связаны с читательской активностью каждого человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Библиографические ссылки
Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.
Социологический словарь / Акад. учеб.-науч. центр РАН-МГУ им. М. В. Ломоносова ; отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев ; ученый секретарь О. Е. Чернощек. - Москва : Норма, 2008. - 606
Общая теория документа и книги : учеб. пособие / Г.Н. Швецова-Водка. — М. : Рыбари ; К. : Знания, 2009. — 487 с.
Электронные ресурсы
Официальный сайт МОУ «СОШ № 63» г. Магнитогорска
http://www.sch63mgn.ru/index.php? (дата обращения 15.01.2017 года)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для учащихся «Роль книги в моей жизни»
Цель: проанализировать уровень начитанности шестиклассников
Задача: выявить соотношение читающих и нечитающих или малочитающих детей; выявить причины нежелания читать, выработать рекомендации по привлечению к чтению
Направления работы: что читают шестиклассники по программе, что в свободное время
Участники исследования: 6 классы
Время исследования: сентябрь – декабрь 2016 г.
1.Любимый писатель
2. Любимая книга
3. Какую литературу вы предпочитаете?
4. Частота посещения библиотек?
5. Как ты думаешь, почему дети стали мало читать?
6. Что нужно сделать, чтобы дети стали читать больше?
Вопросы для интервьюирования
Как ты относишься к чтению?
Сколько произведений ты прочитал(а) в период с сентября по декабрь 2016 года?
Как часто вы читаете?
Какая тематика произведений вас интересует?
Почему вы читаете?