На уроке изобразительного искусства нашему классу было дано задание: описать картину из уже изученных нами произведений русских художников-пейзажистов, но таким образом, чтобы остальные учащиеся класса могли догадаться о том, какая картина была описана, не видя её перед собой. Когда я приступила к выполнению данного задания, то поняла, что для точного и красочного описания понравившегося мне произведения мне не хватает словарного запаса, особенно тех слов, которые были бы наиболее выразительны для передачи замысла художника. Так передо мной встала проблема: нехватка словарного запаса и особенно средств художественной выразительности для передачи настроения, описания отдельных элементов пейзажа.
Поговорив с одноклассниками, я узнала, что у большинства из них также возникли подобные трудности. С этой проблемой я обратилась к своему учителю русского языка и литературы Карновой Л.И., которая мне рассказала о том, что такие трудности возникают у учащихся регулярно, они есть и в 5 классе, и предложила провести статистическое исследование. С её помощью я разработала анкету по определению трудностей при написании сочинения по картине с изображением пейзажа (см. Приложение 1).
Мы провели анкетирование учащихся 5 «А», 5 «Б», 6 «А», 6 «Б» классов (Приложение 2). Всего было опрошено 70 человек, из них испытывают трудность в подборе необходимых слов при описании пейзажа на картинах 53% (Приложение 3).
Первые два вопроса требовали однозначного ответа: «да» или «нет». Третий вопрос был направлен на выяснение тех трудностей, которые, как считают ребята, у них действительно есть. На данный вопрос ответили 38 человек, из них 17 считают, что трудностей у них нет. Однако из бесед с учителями, ведущими в данных классах, мы выяснили, что трудности есть у большинства детей, просто они их не всегда осознают.
Это исследование легло в основу актуальности нашего будущего исследования, который должен помочь учащимся 5-6 классов в подборе необходимых лексических средств при описании пейзажей. Кроме статистического исследования на базе 5-6 классов МОУ СШ № 105, мы обратились к научным и методическим трудам, а также к публикациям по методике преподавания русского языка в сети Интернет, изучающим вопрос написания сочинений, в частности, сочинений-описаний пейзажа, и выявили, что недостаточность словарного запаса, плохое знание средств художественной выразительности русского языка моих ровесников и неумение учащихся ими пользоваться обращают на себя внимание исследователей (Баранов М.Т., Ладыженская Л.А. и др.).
Проработав несколько версий (выписывание выражений из критики к конкретному произведению изобразительного искусства, подборка лексических средств из ученических сочинений, выложенных в интернете, организация коллективного обсуждения конкретной картины и запись слов, характеризующих её элементы), мы остановились на составлении цитатного словаря по каждому конкретному элементу, которые могут встретиться в картине (например, снег, дождь, гроза, речка, пруд, лес, море и т.д.). Поскольку наиболее красочно описывают природу поэты, то мы решили остановиться на поэтических произведениях, имеющихся в учебниках литературы для 5-6 классов под редакцией В.Я.Коровиной [3], [4].
Таким образом, целью нашего исследования является выявление влияния средств художественной выразительности поэтических произведений на образность письменной речи учащихся при работе над картиной.
Нами были поставлены следующие задачи:
Проанализировать учебники литературы для 5-6 классов В.Я.Коровиной на предмет содержания в имеющихся в них поэтических произведениях лексических средств описания элементов пейзажа.
Создать карточки (будущие страницы словаря), которые будут содержать цитаты из поэтических произведений (красочные описания различных элементов пейзажа).
Опробовать полученный словарь на уроках развития речи в 5-6-х классах по теме «Описание картины. Пейзаж».
Глава 1. Анализ научной и методической литературы по теме исследования
Работа по обогащению и развитию речи учащихся привлекала внимание методистов и учителей русского языка ещё в XIX веке. Так, в 1844 году знаменитый педагог и лингвист Ф.И.Буслаев говорил о том, что «обучение отечественному языку есть не иное что, как развитие положенного в дитяти семени дара слова», о «постепенном развитии в дитяти врожденного дара слова» [1]. И.И.Срезневский в своих публичных лекциях «Об изучении родного языка» (1860), изданных под названием «Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте» в 1899 году, советовал преподавателям «искать и находить слова и выражения годные, задумываться над словами и выражениями, над оттенками смысла, в них заключающимися и возможными», научить пользоваться ими, обращать внимание на их значение [9]. К.Д.Ушинский отмечал, что большинство учеников пользуются готовыми фразами и выражениями при написании сочинений и не могут написать самое простое письмо из-за «крайней неразвитости у них самостоятельного дара слова» [10].
Эта тема волнует и ученых-методистов в ХХ веке. М.Т.Баранов, В.А.Добромыслов, Т.А.Ладыженская, Н.А.Купина, В.И.Капинос обращают внимание на словарный запас учащихся. И если в 1980-х годах отмечалось обогащение речи учащихся, разнообразие языковых средств, которые используют ребята в устной и письменной речи [5], [6], то к началу ХХI века происходит обеднение речи под воздействием общения через Интернет и при помощи СМС, о чем говорят современные учителя русского языка (А.С.Плюснина, Л.Н.Иралина и др.) [2], [7]. При работе над картиной ученые предлагают использовать толковые словарики по различным темам, связанных с изучаемыми картинами [8], но используют для его составления искусствоведческие тексты и эмоционально-оценочные слова из общеупотребительной лексики. Мы же в своей работе также обратились к созданию тематического словаря по описанию пейзажа, но, поскольку наиболее красочно описывают природу поэты, мы остановились на поэтических произведениях, причем первоначально нас интересовали стихотворения, помещённые в учебниках литературы 5-6-го классов под редакцией В.Я.Коровиной, по которым учатся в нашей школе, как наиболее доступные для учащихся 5-6-х классов.
Глава 2. Создание цитатного словаря «Мир природы в мире литературы» как средства повышения образности и красочности речи учащихся
Большое место в нашей работе занимает создание цитатного словаря по элементам пейзажа (на основе поэтических произведений).
На первом этапе работы над словарём мы отметили в учебниках литературы под редакцией В.Я.Коровиной для 5-6 классов все поэтические произведения. Их оказалось 52. Затем каждое из произведений было проанализировано на предмет содержания в них лексических средств описания элементов пейзажа. Оказалось, что таких произведений 29, что составило 55,8 % от общего числа поэтических произведений, содержащихся в данных учебниках.
На втором этапе мы разработали карточки (см. Приложение 4), в которые вносили цитаты из поэтических произведений в соответствии с отдельными элементами пейзажа (лес, гроза, солнце, небо и т.д.).
Некоторые карточки в процессе заполнения пришлось разделить на несколько, так как возникла необходимость в конкретизации отдельных элементов. Так, например, из общего описания леса были выделены отдельные описания деревьев и кустарников, а из карточки «деревья» выделились отдельные виды деревьев (берёза, ель, сосна, осина и т.д.). Полученные карточки мы корректировали вместе с педагогом, указывая при этом, к какому средству выразительности относится та или иная цитата.
Затем нами были выявлены те произведения живописи, которые должны были быть рассмотрены на ближайших уроках развития речи в 5-6-х классах:
«Февральская лазурь» И.Грабаря (5 класс);
«Первые зрители» Е.В.Сыромятниковой (6 класс).
Перед апробацией словаря мы столкнулись с тем, что необходимые нам описания не были достаточно яркими. Кроме того, их количество также, по нашему мнению, было незначительным. Мы считаем, что это связано с тем, что в учебниках литературы большое место уделено прозаическим произведениям, а поэтические составляют всего 10-15% от общего объёма учебников. Таким образом, возникла необходимость в расширении цитатного словаря. Поскольку элементов пейзажа очень много (в нашем словаре в настоящее время 38 карточек), то нами было решено в первую очередь рассмотреть те элементы, которые встречаются на картине «Февральская лазурь» И.Грабаря, так как сочинение по ней по программе было запланировано на февраль. На данной картине имеются следующие элементы: небо в солнечный день, снег, отдельные берёзы, берёзовая роща, тени на снегу (от деревьев). Расширение словаря было решено провести по каждому отдельному элементу картины с использованием интернет-ресурсов [11]- [17]. Таким образом, эти карточки обогатились новыми описаниями не только из классических произведений, но и из современной поэзии (см. приложение 5).
Затем нами была сделана «Карта цитат к картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» (приложение 6), в которую вошли материалы из конкретизированных и расширенных карточек цитатного словаря для описания элементов пейзажа, встречающихся в данной картине. Нам снова пришлось выделить из более общих отдельные карточки, поэтому у нас получились карточки «Солнце конца зимы», «Снег конца зимы» и др.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: во-первых, поэтические произведения наиболее ярко описывают природные явления; в-третьих, по нашему мнению, необходимо увеличить количество поэтических произведений с описаниями природы и отдельных её элементов в учебниках литературы; во-вторых, для создания цитатного словаря «Мир природы в мире литературы» необходимо задействовать не только учебники литературы, но и произведения классиков русской и зарубежной литературы, а также современных, возможно, неизвестных и малоизвестных поэтов; в-четвёртых, в дальнейшем необходимо будет расширить словарь цитатами из прозаических текстов.
Глава 3. Апробация словаря «Мир природы в мире поэзии» при описании картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»
Апробация словаря проводилась следующим образом: в 5 классе было проведено 2 урока развития речи, на первом из них ребята писали сочинение по картине самостоятельно на специально подготовленных нами листах (см. приложение 7).
На втором уроке им было предложено скорректировать свои черновые работы, пользуясь нашими материалами (приложение 6). Проанализировав сочинения учащихся после внесения изменений (приложения 7-8), мы составили таблицу использования цитат из «Карты цитат к картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» (приложение 9). Самый большой интерес у учащихся вызвали цитаты с красочным описанием берёз (деревьев): при коррекции ребятами было использовано 8 цитат из 12 (67%), причем использовали их 14 раз. 9 раз была использована цитата с описанием теней от деревьев, 16 раз использовали пятиклассники цитаты с описанием снега (всего 7 цитат). При описании солнца и неба учащиеся использовали по 5 цитат (из 14 по солнцу и из 6 по небу). Ребята ответственно подошли к коррекции сочинения, выбрав те цитаты из карточки, которые, по их мнению, наиболее подходили к их восприятию картины. В основном они вставляли в сочинения цитаты, в которых были метафора и эпитет. В результате описание стало более живым, в нём появилась красота и образность. После второго урока написания сочинения по картине мы дали учащимся 5 «А» класса анкету для выявления интереса к предоставленным нами материалам и необходимости дальнейшего развития словаря для описания пейзажей (приложения 10-12). Анкета состояла из 2-х вопросов: 1. Помогла ли тебе «Карта к уроку развития речи по картине И.Грабаря «Февральская лазурь» в подборе красочных слов к сочинению? 2. Как ты думаешь, нужны ли такие карты при написании сочинений по другим картинам с изображением пейзажей?
Из 20 отвечавших на вопросы пятиклассников на 1-й вопрос ответили «да» 18 человек (90%), на 2-й – 17 человек (85%). Это ещё раз подтверждает актуальность нашего проекта и необходимость его дальнейшего развития.
В дальнейшем мы планируем расширение нашего словаря через внесение нового материала в карточки, его составляющие; создание словаря-тезауруса «Мир природы в мире художественной литературы» и отдельных карт к конкретным картинам, изучаемым на уроках развития речи, в качестве приложений к словарю.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Во-первых, собственный словарный запас учащихся 5 класса недостаточно велик и красочен, поэтому им необходима помощь в его расширении образными поэтическими выражениями. Во-вторых, работа по созданию цитатного словаря должна иметь практическое применение в создании приложений к нему – карт цитат к различным картинам с изображением пейзажа, изучающимся не только на уроках русского языка, но и на уроках по другим предметам.
Заключение.
Результатом нашей работы стало:
Создание карточек с цитатами из поэтических произведений для описания конкретных элементов пейзажа.
Создание конкретной карты цитат с описаниями элементов пейзажа к картине «Февральская лазурь» И.Грабаря.
Кроме того, нами было выявлено, что поэтические строки помогают ребятам более красочно и образно описывать пейзажи, учащиеся выбирают те цитаты, которые, по их мнению, лучше всего отражают пейзаж, изображённый на картине. Таким образом, гипотеза, которая была выдвинута нами в начале нашей работы, подтвердилась.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов:
Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Pуc. яз. и лит.» — М.: Просвещение, 1992. — С. 63, 68.
Иралина Л.Н. Сочинение: законы и секреты мастерства. Основные правила написания сочинения [Текст]: Программа элективного курса. — http://festival.1september.ru/articles/566835/. — 6 с.
Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. [Текст] Коровина В.Я. и др. 5-е изд. — М.: 2015. Ч.1 — 304 с.; Ч.2 — 304 с.
Литература. 6 класс. Учебник в 2 ч. [Текст] Коровина В.Я. и др.— М.: 2012. Ч.1 — 304 с.; Ч.2 — 288 с.
Методика преподавания русского языка [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Pуc. яз. и лит.» / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов и др.; Под ред. М.Т.Баранова. — М.: Просвещение, 1990. — С. 278.
Методика развития речи на уроках русского языка [Текст]: Кн. для учителя / Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос, А.Ю.Купалова и др.; Под ред. Т.А.Ладыженской. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
Плюснина А.С. Развитие речи учащихся на уроках русского языка [Текст]: Методическая разработка. — Лальск, 2011. — С. 4.
Сочинение по картине в 5-м кл. [Текст]: Метод. пособие / Л. А. Ходякова, Л. И. Новикова, О. П. Штыркина, Е. В. Кабанова; Под ред. проф. Л. А. Ходяковой. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 254, с., 8 л. ил. — (Библиотека учителя русского языка)
Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте [Текст]. — СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1899. — С. 20.
Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка [Текст] // Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 4 / Сост. С.Ф.Егоров. — М.: Педагогика, 1989. — С. 9.
https://www.chitalnya.ru/work
http://highpoetry.clan.su/publ/anastasija_petrova/konec_zimy/25-1-0-827
http://lady.webnice.ru/forum/viewtopic.php?p
http://www.liveinternet.ru/users/bahit/post408935763/
http://mirpoezylit.ru/books/7549/2/
http://www.obshelit.ru/works
http://russian-poetry.ru/Poem.php?PoemId=12707
Приложения:
Приложение 1.
Анкета определения трудностей
______________ класс
Анкета
Дорогой друг!
Ответь, пожалуйста, на вопросы данной анкеты.
1. Испытываешь ли ты трудности при написании сочинения по картине с изображением пейзажа?
□ да □ нет
2. Твои трудности заключаются в нехватке красочных слов для описания отдельных элементов пейзажа?
□ да □ нет
3. Если нет, то в чём заключаются твои трудности при написании сочинения такого вида?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2.
Фотографии заполненных анкет
Приложение 3.
Анализ анкетопределения трудностей
Приложение 4.
Образец карточки (будущей страницы словаря)
Класс |
Часть |
Страница |
Автор, название произведения |
Описание (цитата из произведения) |
Средства художественной выразительности |
Приложение 5.
Сравнение карточек («солнце» в первоначальном и расширенном вариантах)
Карточка «Солнце» (первоначальный вариант)
Класс |
Часть |
Страница |
Автор, название произведения |
Описание (цитата из произведения) |
Средства художественной выразительности |
5 |
1 |
196;202 |
Н.А. Некрасов „Крестьянские дети“ |
Веселого солнца лучи. А солнце палит полуденным зноем. И зимнего солнца холодный огонь. |
олицетворение |
5 |
1 |
246 |
А.А Фет *** |
Солнце блещет |
эпитет |
5 |
1 |
292 |
А.Н.Плещеев Весна |
Теплей и ярче солнце стало |
эпитет |
5 |
1 |
297 |
А.Н.Майков Ласточки |
и солнца осеннего блеск |
метафора |
5 |
1 |
298 |
И.З.Суриков Зима |
солнце светит мало |
олицетворение |
5 |
2 |
165 |
А.А.Прокофьев Аленушка |
Солнце щедро золотые обручи кладет. |
Олицетворение, эпитет, метафора |
Карточка «Солнце» (расширенный вариант)
Класс |
Часть |
Страница |
Автор, название произведения |
Описание (цитата из произведения) |
Средства художественной выразительности |
5 |
1 |
196;202 |
Н.А. Некрасов „Крестьянские дети“ |
Веселого солнца лучи. А солнце палит полуденным зноем. И зимнего солнца холодный огонь. |
олицетворение |
5 |
1 |
246 |
А.А Фет *** |
Солнце блещет |
эпитет |
5 |
1 |
292 |
А.Н.Плещеев Весна |
Теплей и ярче солнце стало |
эпитет |
5 |
1 |
297 |
А.Н.Майков Ласточки |
и солнца осеннего блеск |
метафора |
5 |
1 |
298 |
И.З.Суриков Зима |
солнце светит мало |
олицетворение |
5 |
2 |
165 |
А.А.Прокофьев Аленушка |
Солнце щедро золотые обручи кладет. |
Олицетворение, эпитет, метафора |
http://www.obshelit.ru/works/278911/ |
М.Ю.Крюков Конец зимы |
Яркое солнце печёт, как весной |
Эпитет, сравнение |
||
http://lady.webnice.ru/forum/viewtopic.php?p=5231806#5231806 |
В.Брилев Февральский экспромт |
И солнце будит раньше по утрам. |
Олицетворение |
||
http://lady.webnice.ru/forum/viewtopic.php?p=5230870#5230870 |
Ольга Мудрая Вот и Весна идет |
Солнце в небе светит ярко |
Метафора |
||
http://lady.webnice.ru/forum/viewtopic.php?p=5225338#5225338 |
Юлия Чехова Ещё зима |
И солнце землю обогреет. |
Метафора, олицетворение |
||
http://lady.webnice.ru/forum/viewtopic.php?p=5219338#5219338 |
А.А.Губенко Февраль в зените |
И ярких солнечных страниц |
Метафора, эпитет |
||
http://lady.webnice.ru/forum/viewtopic.php?t=16098&start=4560 |
А.А.Губенко Встаёт пленительный рассвет |
От солнца первые лучи Пригрели зимние оковы |
Метафора, эпитет |
||
https://www.chitalnya.ru/work/1261976/ |
Natalja Totok Зимний день |
солнце, будто масло в каше, тает в сизых облаках. |
Сравнение, метафора, эпитет |
||
https://www.chitalnya.ru/work/1239605/ |
Natalja Totok палитра Зимы |
то вольфрамовую окись дарит солнца хладный лик. |
Эпитет, метафора |
||
https://www.chitalnya.ru/work/1283632/ |
Natalja Totok Весенний переворот |
И всюду солнечные ванны бесплатно льются через край |
Метафора |
Приложение 6.
Карта цитат по картине И.Грабаря «Февральская лазурь»
Снег:
В полях белеет снег
Уж тает снег
Голубые снега
Но осели сугробы на обочинах дорог
Ковёр на поле голубой. На нём алмазов дивный блеск.
Сугробы в ледяных оборках Лежат в преддверии весны
В снегах надежно спрятан старый сад
Снега в полях всего чуть -чуть просели
И под ногами снег, сырой и серый
И потемнел в лощинах снег наносный
под толщею снега глубокой; Снег ослепительно-белый сверкает
снежные одежды
рой снежинок белых; позёмкой снег ...стелется быстрей
снежные подмостки; дотлеет снежная рогожка
толщу снега
Солнце:
Веселого солнца лучи.
И зимнего солнца холодный огонь.
Солнце блещет
Теплей и ярче солнце стало
солнце светит мало
Яркое солнце печёт, как весной
И солнце будит раньше по утрам.
Солнце в небе светит ярко
И солнце землю обогреет.
И ярких солнечных страниц
От солнца первые лучи Пригрели зимние оковы
солнце, будто масло в каше, тает в сизых облаках.
то вольфрамовую окись дарит солнца хладный лик.
И всюду солнечные ванны бесплатно льются через край
Небо
синеет мягче даль
И небо голубой кафтан Наденет снова, торжествуя.
Покрыто небо бирюзою - Живой картины акварель
Февральская лазурь сияет, льётся сквозь облака…
И в чистоту благих небес Берёзы нежные влюбились
Ещё морозом небо дышит среди заснеженных аллей
Берёзы, деревья
И невнятный шум берез.Как шумят березы.
шумят деревья весело-сухие.
Качаются сырые дерева
Над березкой вьется стайка птичек, вылетевших с парка
Он в истерике косы берёзам плетёт, А, потом, их, опять, расплетает
Деревья нежную вуаль Набросят, тёплый день смакуя
Березы спрятать в модных кружевах
Берёзы в нежном обрамленьи, В окладе инея - ресниц
В хрустальных локонах берёз; Деревьев слышен лёгкий треск
И в чистоту благих небес Берёзы нежные влюбились
Небесным инеем объята, Березка белая стоит. Она в тиски морозом взята, Но каждой веточкой горит.
Тень
Лежат на снегу ярко-синие тени От черных деревьев
Приложение 7.
Фотография сочинений учащихся 5 класса
Приложение 8.
Первоначальная и скорректированная работы учащегося 5 «А» класса
Приложение 9.
Таблица выбора цитат
по «Карте цитат по картине И.Грабаря «Февральская лазурь»
Элемент пейзажа |
Цитата |
Количество выбравших |
Снег |
В полях белеет снег |
2 |
Уж тает снег |
3 |
|
Ковёр на поле голубой. На нём алмазов дивный блеск. |
6 |
|
В снегах надежно спрятан старый сад |
1 |
|
И под ногами снег, сырой и серый |
1 |
|
Снег ослепительно-белый сверкает |
3 |
|
Небо |
И небо голубой кафтан Наденет снова, торжествуя. |
2 |
Покрыто небо бирюзою - Живой картины акварель |
4 |
|
Февральская лазурь сияет, льётся сквозь облака… |
4 |
|
И в чистоту благих небес Берёзы нежные влюбились |
1 |
|
Ещё морозом небо дышит среди заснеженных аллей |
2 |
|
Солнце |
И зимнего солнца холодный огонь. |
1 |
Солнце блещет |
3 |
|
Теплей и ярче солнце стало |
5 |
|
Яркое солнце печёт, как весной |
2 |
|
От солнца первые лучи Пригрели зимние оковы |
3 |
|
Деревья |
И невнятный шум берез. Как шумят березы. |
1 |
шумят деревья весело-сухие. |
1 |
|
Качаются сырые дерева |
2 |
|
Над березкой вьется стайка птичек, вылетевших с парка |
1 |
|
Берёзы в нежном обрамленьи, В окладе инея - ресниц |
3 |
|
В хрустальных локонах берёз; Деревьев слышен лёгкий треск |
2 |
|
Небесным инеем объята, Березка белая стоит. Она в тиски морозом взята, Но каждой веточкой горит. |
4 |
|
Тень |
Лежат на снегу ярко-синие тени От черных деревьев |
9 |
Приложение 10.
Анкета по «Карте цитат по картине И.Грабаря «Февральская лазурь»
______________ класс
Анкета
Дорогой друг!
Ответь, пожалуйста, на вопросы данной анкеты.
1. Помогла ли тебе «Карта к уроку развития речи по картине И.Грабаря «Февральская лазурь» в подборе красочных слов к сочинению?
□ да □ нет
2. Как ты думаешь, нужны ли такие карты при написании сочинений по другим картинам с изображением пейзажей?
□ да □ нет
Приложение 11.
Фотографии анкет учащихся 5 «А» класса
по «Карте цитат по картине И.Грабаря «Февральская лазурь»
Приложение 12.
Анализ анкетучащихся 5 «А» класса
по «Карте цитат по картине И.Грабаря «Февральская лазурь»