ФОТО НА ПАМЯТЬ, ИЛИ КОММУНИКАЦИЯ ЧЕРЕЗ ФОТОГРАФИИ.

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ФОТО НА ПАМЯТЬ, ИЛИ КОММУНИКАЦИЯ ЧЕРЕЗ ФОТОГРАФИИ.

Шевченко О.В. 1
1МБОУ Воздвиженская СОШ
Квак м.а. 1Квак М.А. 1
1МБОУ Воздвиженская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
I.Введение. Обоснование темы.

«Фотография девять на двенадцать с наивной подписью

«На память…» ,- так поётся в одной из современных песен.

Именно фотографиям и надписям на них мы и посвящаем свою работу.

Наша настоящая исследовательская работа называется

«Фото на память, или Коммуникация через фотографии».

Объект исследования – надписи на фотографиях.

Предметом нашего исследования является та информация, которую несут надписи на фотографиях.

Цель настоящей нашей исследовательской работы – познакомиться с историей появления дарительных надписей, рассмотреть характер взаимоотношений людей через дарительные надписи на фотографиях.

Задачи работы:

-изучить историю дарительных надписей на портретах и фотографиях;

-провести наблюдения над дарительными надписями, найденными в семейных архивах нашего села;

- проанализировать отношение к дарительным надписям со стороны разных социальных групп;

- проанализировать художественные средства выразительности на дарительных надписях;

- познакомиться со специальной литературой по теме;

Гипотеза работы:

1.Фотография в разные годы жизни людей являлась особым средством общения между людьми;

2.По дарительным надписям можно установить характер взаимоотношений дарителя и адресата;

Новизна работы:

1. Использование местного материала при раскрытии темы;

2. Осуществить комплексный анализ собранных материалов;

3. Обработка статистических данных социологического опроса ранее не изучавшихся.

Мы использовали следующие методы:

- метод устного опроса (сбор информации; интервьюирование)

- метод письменного опроса (анкетирование)

- метод анализа научной литературы

- исследование;

- наблюдение.

Источники исследования:

-дарительные надписи на фотографиях;

- респонденты;

- социологический опрос.

Актуальность работы определяется необходимостью изучить проблему появления и состояния дарительных надписей на фотографиях, успеть записать и проанализировать дарительные надписи, существовавшие в разные годы жизни нашего общества, так как имеется недостаточная изученность этой темы на территории нашего района.

Практическая ценность исследования заключается в том, что наблюдения и выводы могут быть использованы на уроках русского языка и литературы.

II. Коммуникация через фотографии.

1.Из истории образования дарительных надписей.

Фотография… Как много значит она в жизни людей. В настоящее время невозможно представить себе жизнь людей без фотографии.

По-разному люди относятся к фотографии, кто-то любит фотографироваться, кто-то нет, кто-то с интересом рассматривает фотографии, а кто-то совсем безразличен к ним. А есть люди, которые любят дарить свои фотографии на память.

Свою исследовательскую работу мы посвятили не просто фотографии, а дарительным надписям, которые их сопровождают.

Наша работа называется «Фото на память, или Коммуникация через фотографии».

Мы хотим доказать мысль о том, что фотография была не просто «фото на память», а через фотографию люди общались, обменивались информацией, дарители высказывали своё отношение к друзьям, родственникам, близким людям.

Начиная работу над темой нашего исследования, мы задумались над историей появления дарительных надписей.

Изучили литературу по данной теме и вот что узнали.

История дарительных фотографий уходит своими корнями в дарительные надписи на портретах в 19 веке. Вспомнили мы всем известный факт из жизни А.С.Пушкина, о том, что, когда поэт написал поэму «Руслан и Людмила», то В.А.Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю ученику от побеждённого учителя». Занявшись изучением этого материала, мы узнали, что эта надпись была сделана в 1820 году и полный её текст звучит так: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму "Руслан и Людмила". 1820, марта 26, Великая пятница».[1]

Нами была найдена и другая информация о том, как подписывали портреты другие люди. В XIX веке часто использовались традиционные надписи, например, «Дорогому …. от преданного…». Для того времени это была стандартная формулировка, по такой надписи невозможно увидеть истинные отношения дарителя, его чувства. Нашли мы подписи, которые говорят о чувствах людей, так молодой юноша Н.Гурьев подписал свой портрет для М.А.Шляпиной (в замужестве Левицкой). Молодой человек так говорит о себе в надписи:

Тот, чья жизнь бесполезно разбилась,

Может смертью ещё доказать,

Что в нём сердце не гадкое билось,

Что умел он любить и прощать.[2]

2.Дарительные надписи жителей Алтайского края.

Исходя из темы нашей работы, мы должны рассмотреть коммуникативную функцию общения. Коммуникативное развитие подразумевает формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию одних людей на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности. В рабочей программе по русскому языку говорится: «Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речиКоммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации.»[3 c.6] Коммуникативная сторона общения через фотографию подразумевает обмен настроениями, информацией между общающимися.

Коммуникация –это английский термин, от англ.communicate- в переводе означает сообщать, передавать. Это одна из сторон человеческого общения – информационная, она предполагает обмен между людьми представлениями, идеями, ценностными ориентациями, эмоциями, чувствами, настроениями. Нас в данной работе будет интересовать обмен именно эмоциями, чувствами. Коммуникация осуществляется при взаимодействии людей, и это мы видим в дарительных надписях на фотографиях.

Мы обратились с просьбой к жителям нашего села поделиться такими своими фотографиями для нашего исследования. И мы были рады тому, что очень многие люди не пожалели и предоставили нам фото из своих семейных архивов. Изучая надписи, мы узнали для себя много нового о жизни наших односельчан и жителей нашего района и края.

Работа над темой нашего исследования делилась на 2 части: теоретическую и практическую. В 1части мы изучили литературу по теме и увидели, что данная тема не освещена достаточно полно. Имеются исследования жизни людей по фотографиям, но история дарительных надписей освещена неполно. Пишет о надписях Т.Г.Тарасова, это хранитель фонда документов музея-заповедника «Кижи». Она считает: «Надписи, нанесённые рукой их владельца, являются одним из источников по изучению истории крестьянских родов, позволяют более полно и точно выполнить атрибуцию, определить, кто изображён, когда, где, установить некоторые биографические сведения».[4]

Мы, отталкиваясь от этого материала, решили изучить надписи наших жителей, посмотреть, чем живы были люди, что они хотели передать через фотографии, увидеть, чем являлась для них такая привычная сейчас фотография.

Некоторые фотографии носят романтический характер, проявляющийся на лицевой стороне в виде голубков, письма, облаков. В дарительных надписях люди писали о своих мечтах:

Нас радость в жизни ожидает,

Нам встреча в жизни предстоит,

Кто любит, верит, ждёт, скучает,

Тот это фото сохранит.

Некоторые дарители подписывали свои фотографии, надеясь, что их будут помнить в будущем: «Зоя! В минуты жизненных скитаний порой в тени наедине. Когда – нибудь среди мечтаний, быть может, вспомнишь обо мне».

Некоторые просьбы дарителя состоят всего из одного слова: «Вспоминай», «Храни».

Другие содержат целые предложения:

«Ты меня вдалеке никогда не забудь» (из семейного архива Шульц В.И.)

«Пусть прекрасные наши дни останутся навсегда в твоей памяти», «Не забывай никогда наши весёлые случаи из студенческой жизни» Из семейного архива Квак М.А.)

Встретились просьбы лирические, заключенные в четверостишия, в них уже полнее проявляются чувства человека:

Если будешь в тоске убиваться,

Если горе постигнет тебя,

То вспомни, что где-то есть личность,

Которая любит тебя. (из фотоархива Степановых)

Некоторые надписи содержат уверенность в том - что адресат когда-нибудь вспомнит дарителя: «Когда-нибудь посмотришь и вспомнишь».

Содержат надписи и меньшую степень уверенности:

В тумане жизненных мечтаний,

Порой в тени (имеется вариант в тиши) наедине,

Когда-нибудь среди мечтаний,

Быть может, вспомнишь обо мне»

Проанализировав надписи разных лет, нами была отмечена такая особенность: в 50-е годы молодые люди были очень скромны в своих надписях в отличие от людей 80-х годов.Так, на надписях 50-х годов часто встречаются слова друг, подруга, а в 80-е любимая, любимый, дорогой человек.

Нами была найдена удивительная надпись, встреченная всего однажды. Начало надписи традиционное: «На память подруге Зое!!! От друга Виктора».

Восклицательные знаки, поставленные молодым человеком, говорят о высоких чувствах. О чувствах говорит и удивительное по силе и эмоциональности стихотворение:

Вспомни меня, когда утром проснешься,

Вспомни меня, как откроешь глаза,

Вспомни меня, когда вечер настанет,

И тихо взойдет над тобою луна.

В заключении надписи есть короткое предложение-просьба «Вспоминай». А еще эта надпись заканчивается необычно «Виктор + Зоечка!!! Друзья».

Даритель использует уменьшительно – ласкательный суффикс в имени девушки. Молодой человек решается поставить плюс между своим именем и любимой, но не решается написать то, что с легкостью писали молодые люди позже. Так, привычные в 80-е годы «Любовь» «любимая», он заменяет на нейтральное «друзья». Зато любовь соединит этих людей на долгие годы счастливой семейной жизни.(По материалам из семейного архива Шульц В.И.)

Работая над темой нашего исследования, мы задались вопросом о том, где люди брали интересные подписи для своих фотографий. Респонденты Юдина Р.М, Шульц Т.В., Грунцева И.А., отвечая на этот вопрос, давали следующие версии: сочиняли сами, переписывали друг у друга.

Нашли мы у мужчин в армейских дембельских альбомах примеры печатных подписей на фото-открытках, например, «Сердцу хочется ласковой песни и большой хорошей любви». Содержат они и просьбы «Ты меня вдалеке никогда не забудь». Встретились и откровенные желания «Как я хочу тебя обнять и долго нежно целовать». Эти надписи солдаты списывали из фото-открыток и посылали их своим девушкам, потому что они отвечали тем чувствам, которые испытывали многие солдаты, они проникнуты большим чувством к любимой девушке. (Из фотоархива Шульц В.В.)

Надписи на фотографиях начинаются традиционно словами «На память». Мы проанализировали их и увидели, что большое количество их содержали нейтральные имена: Марине, Вале. На большей части фотографий встречаются ласкательные имена, например, Мариночке, Раечке, Ирочке, Танечке. Но некоторые дарители отступают от общепризнанных правил и подписывают, проявляя более тёплые чувства, используют отымённые прозвища: Лёлька(Люда), Маруська(Марина), Мариманочка(Марина).

Часто встречаются в надписях и родственные обозначения: брату, сестре (сестричкам), тете, дяде, бабушке, дедушке.

Встретились надписи, характеризующие место жительства дарителя: «На память соседу Саньке от меня», «На память нашим добрым хозяевам», «Рае от соседа». По многим надписям можно судить о близких взаимоотношениях между людьми: «На память лучшему другу», «На память любимой подруге», «На память близкой подруге».

Очень удивила меня запись «На память милой девушке от меня», сделанная моим дедушкой Шевченко А.В.

Среди всех записей самой необычной была следующая: «Корешу Витьку от Романа и Сереги». Друзья используют для своего друга просторечное слово кореш, которое обозначает близкий друг, приятель, видимо, они хотят указать как раз на такие отношения.(из фотоархива Шевченко В.А) Встретилась нам и ещё одна необычная надпись. В настоящее время обращение товарищ звучит редко, а в середине 20 века оно звучало часто. Нами была найдена фотография, подписанная в 1957 году, следующим образом: «На долгую память любимому товарищу Юрченко Рае от Виноградова И.Як.». Надпись на этой фотографии очень содержательна. сообщает, что в июне месяце 1054 года выступает в Бурлинском РДК на сцене с бытовыми сатирами и политсатирами. Читая эту надпись, можно узнать о существовавшем в то время жанре бытовые и политические сатиры, которые исполнялись под гармошку, что видно по фотографии.

Много было фото из армии, но только в одном указывались армейские обозначения солдат «На память другу Михаилу от Николая. Одесса август 1976. Дембелю от старичка».

Встретились нам и официальные надписи, содержащие имя, отчество: «На память Раисе Павловне от Нины». В основном такие надписи были адресованы учителям: «На память Марине Алексеевне от девочек», «Дорогой Зое Васильевне от пионеров 3-го отряда».

В своих надписях дарители также уточняли, на какую память они дарят свою фотографию. Среди самых распространенных были следующие надписи: на долгую, вечную, добрую память.

Проанализировав фотографии, мы отметили встречающиеся особенности многих дарителей, они указывали, кому на память они дарят эту фотографию, при этом обязательно указывались все члены семьи, проживающие в это время в семье: Например, «на долгую память дяде Павлу и тете Лукерье, братьям и сестрам от Вити, Володи и Юры 27.11.54 г.

На некоторых фотографиях указывается место, где была сделана фотография, указывались все люди, изображенные на фото: « На память тете Рае, дяде Лёне и Маринке от Сережи. Фото 30.12.1969 года в детском комбинате на утреннике.

Анализируя надписи, можно увидеть, что многие надписи написаны с ошибками, это показывает неграмотность многих дарителей старшего возраста, которым закончить учёбу помешала война.

Многие известные люди на протяжении тысячелетий задавались вопросом: «Чем живы люди?» Л.Н.Толстой отвечал на этот вопрос своим одноимённым произведением, по мнению великого писателя, люди живы любовью.

Мы, анализируя дарительные надписи на фотографиях, тоже нашли ответ на поставленный вопрос и увидели, что люди живы общением между собой. А в этом общении мы смогли увидеть проявление разных чувств: любви, дружбы, уважения.

Большое количество дарительных надписей содержат признания в дружбе, например, «в память о нашей дружбе». Дарители обозначают её как крепкую, подписывая «в знак крепкой дружбы».

Дарители –девушки в надписях выражают своё отношение к подругам:

Дарю тебе я свой портрет

Без слов и без искусства.

В нём красоты особой нет,

Зато есть чувства дружбы.

Очень малое количество надписей содержат пожелания:

Пусть радость и счастье, любовь и удача

Всегда озаряют твой жизненный путь.

Храня это фото на долгие годы, храни и меня, не забудь(из фотоархива Шевченко В.А)

Одиночные фотографии помимо основного текста содержат ещё и приписки типа «Я здесь плохо вышла, я тебе другую пришлю». Это говорит о том, что девушка критически оценивает свою внешность.

Проанализировали мы и мужские фотографии, многие из них отправлены друзьям и близким из армии. Надписи на таких фотографиях отличаются лаконичностью, главное для мужчин было указать годы службы и место службы. Например, «Декабрь. Чита».

На многих армейских фотографиях присутствует традиционная надпись «Дни моей службы…». Например, «г. Иман. Дни моей службы в ПВКГБ – СССР 20.II – 84. ДМБ – 85», «На память другу Юрику от меня. Дни моей службы в ГО 8.08.82 г.».

Некоторые солдаты в свои записи вносили уточнения: «На память брату Михаилу от брата Андрея. Первые месяцы моей службы в г.Владивостоке 2.9.76г.»

Два года службы очень сближали людей, поэтому на некоторых фотографиях мы увидели надписи, содержащие просьбу «Посмотри и вспомни наши года. Другу Толику на долгую память»

Проанализировав армейские фотографии, мы увидели, что эта надпись «Дни моей службы» встречается на фотографиях с 1963 по 1988 г.

Среди всех армейских надписей мы встретили одну, которая по своему содержанию больше напоминает письмо: «Вспомни те времена, когда мы были вместе. Не забывай меня, пиши. Я обязательно заеду к тебе, когда буду ехать на дембель». Это говорит о том, что даже на оборотной стороне фотографии человек хочет пообщаться побольше, когда подписывает фото.

Среди женских фотографий встретили мы запись, сделанную по примеру армейских фотографий, только вместо «в дни службы..» написано «в дни совместной работы в Мышкинском сельском совете.31XII-55г.»

Анализируя надписи на фотографиях, мы увидели, что общение было в основном между людьми, но в Шевченко З.В. поделилась с нами фотографией, которая подписана организацией ВЛКСМ Кулундинского района. Комсомольская организация в 1980 году проводила соревнование, и победители были сфотографированы у знамени, а на оборотной стороне подписано, кто в каком ряду стоит.

Работая над темой нашего исследования, мы решили посмотреть на географические просторы тех мест, где жили люди, подписывающие фотографии.

Нами были проанализированы надписи людей, проживавших в разных сёлах нашего района.

Анализируя армейские фотографии, мы увидели, что наши земляки служили в разных точках нашей огромной страны, и оттуда они присылали свои фото. Например, «Привет из Приморья». Как вспоминают многие, прошедшие службу, такие надписи посылали домой все солдаты и из других областей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что общение через фотографию с 50-ых по 1988 год было массовым явлением. Об этом говорит в своих воспоминаниях и жительница с.Воздвиженка Школьник Н.А. : «В разные годы своей жизни мне приходилось жить и в Новосибирской области, и в Белоруссии, и в Германии. Могу сказать, что и в нашей семье, и в других семьях этих регионов принято было подписывать фото на память, надписи были самые разные, в основном дарили и подписывали родным и друзьям. Одну из фотографий подписывала я от всех внуков: «На память бабе и деду от внучат Жени, Наташи и Дианы».

Жительница с.Воздвиженка В.М.Каунник поделилась своими впечатлениями о фотографиях: «В нашей семье много фотографий с подписями, мы любили фотографироваться. Дарили нам фото, и мы дарили родными и друзьями. Одно время мы жили в г. Степногорске, в Казахстане, и там тоже обменивались фотографиями. У нас и сейчас хранятся в альбоме фотографии с подписями от наших друзей. Когда мы уезжали, то друзья подарили нам на память свою фотографию, она подписана: «Друзьям нашим Каунник от Старовойтовых, Тамары и Владимира». В то время не было сотовых телефонов, поэтому мы писали письма друг другу и пересылали фотографии».

Как мы уже говорили ранее, в одной из песен поется «фотография 9 на 12». Да, в такой фотографии легко сделать надпись, но мы, просматривая фотографии, увидели, что некоторые люди писали надписи на самых разных форматах. Самой маленькой оказалось 2 фотографии, они были размером 2,7на 3,6. Даритель на таком маленьком формате сумел сделать надпись: «Когда-нибудь и где-нибудь в далёкой стороне ты не забудь сюда взглянуть и вспомнить обо мне». Это доказывает то, что люди действительно хотели не просто обменяться фотографией, но и высказать свои пожелания.

3.Поэтика дарительных надписей.

Анализируя надписи на фотографиях, мы решили обратить внимание на поэтику, посмотреть, при помощи каких средств художественной выразительности хотели дарители выразить свои чувства. Очень часто свои чувства, просьбы дарители выражали через слоганы.

Самыми часто встречающимися слоганами были:

Если хочешь, храни. Для памяти. Не забывайте нас.На память.

Вспомни и взгляни. В память о нашей дружбе. На память о нашей дружбе. Где память есть, там слов не надо. В честь нашей дружбы.

Без слов, но от всей души. У этого слогана встречается и другой вариант: «Без слов, но от души».

Проанализировали мы надписи с точки зрения синтаксиса.

Самыми распространенными в надписях были определенно-личные предложения::

Вспомни и взгляни. Вспоминай порой, если я этого стою.

Если хочешь – храни. Ждем. Любим. Скучаем. Помни и не забывай.

Выбор определённо-личных предложений оправдан, так как даритель обращается к 1 человеку и использует глаголы 2 лица.

Назывные предложения, использованные в надписях, позволяют узнать, где и когда было сделано фото:

« Раечке от Аллы. Алтай. Кулунда.» «Наташа. Таня. Оксана.»

«Март 1997. Друг Денис. 18 лет. Г. Барнаул»

Сложные предложения помогают полнее выразить чувства, мысли:

Вспоминай иногда,

Если будет когда,

Потому что всегда

Вспоминать невозможно.

Вспоминай порою, если я этого стою.

Неполные предложения:

На память. Для памяти. На долгую память Марине.

Неполные предложения используют люди скромные, немногословные.

Используют дарители и обращение:

«Подруга Марина, тебе посылаю…», «Не забывай друзей, Витек».

«Петя, взгляни и вспомни, что у тебя в с.Воздвиженка есть сестрёнка Валя.» «На память дорогому другу Николаю от подруги Вали. Коля! Если встретиться нам не придётся, значит, наша такая судьба. Пусть на память тебе остаётся неподвижная личность моя. Дарю в честь нашей дружбы».

Многие надписи содержат вводные слова, самым распространённым вводным словом является слово может быть, выражающее неуверенность, предположение:

На долгую вечную память,

А может быть, только на день.

Ведь это зависит от дружбы,

От дружбы твоей и моей.

Ярче выразить свои чувства дарителям помогали и различные средства художественной выразительности .

Эпитеты позволяют образно обозначить образ дарителя или свой образ:

Дарю тому, кто умеет хранить

Холодную тень человека,

И кто не посмеет её осудить

На всём протяжении века.

Пусть нежный взгляд твоих очей

Коснется карточки моей.

Некоторые стихи содержат сразу эпитет и антитезу:

Пусть эти мертвые черты

Напомнят что-нибудь живое.

Если нравитсябереги,

А не нравитсяпорви.

Если нужна-храни, а нет-порви.

Пусть эти мёртвые черты

Порою смотрят, как живые,

Нами было отмечено, что самым распространённым эпитетом были «мёртвые черты», это объясняется тем, что на фото застывшее изображение, но нами был найден и другой вариант, когда в 1983 году студентка Коваленко Р.М., будущий учитель, заменяет мёртвые на неживые, сглаживая звучание текста: «Пусть неживые черты напомнят тебе обо мне».

Встретились в надписях и метафоры:

Пусть воды жизненного моря

Не смоют память обо мне.

Пусть фото тебе оставит след,

Что вместе было прожито.

Встретился вариант «Пусть волны жизненного моря…»

В тумане жизненных мечтаний,

Порой в тени (или вариант в тиши) наедине…

Встретились нам и анафоры в четверостишиях:

Вспомни меня, когда вечер начнётся,

Тихо взойдёт золотая звезда.

Вспомни меня, когда рано проснёшься,

Только откроешь глаза.

Вспомни меня, когда утром проснешься,

Вспомни меня, как откроешь глаза,

Вспомни меня, когда вечер настанет,

И тихо взойдет над тобою луна».

Все средства выразительности помогали людям лучше рассказать о своих чувствах, передать свои желания. По-разному в надписях называют люди свои изображения: тень моя, неподвижная личность, маленький портрет, холодная тень человека, мертвые черты, используя здесь троп сравнение и эпитет. Эмоциональность подписей зависела от характера того человека, кто их пишет.

4. Современное общение в социальных сетях.

Конец 20 и начало 21 века называют эрой интернета, изменившей кардинально не только жизнь людей, но и общение между людьми.

Современная жизнь немыслима без общения в социальных сетях. Кто-то на страницах «всемирной паутины» общается в «Одноклассниках», кто-то- в «ВКонтакте», «Твиттере». Интернет значительным образом раздвинул рамки общения людей. Но общение через фотографию продолжилось, хотя существенно изменилось. Если в 20 веке люди обменивались фотографиями и подписывали дарительные надписи, то с конца 20 века и в настоящее время люди не обмениваются фото, а просто выставляют их для общего просмотра. Люди хотят через фотографии рассказать о том, чем они живут, что происходит в их жизни. Листая страницы сайтов, можно увидеть на фотографиях всю жизнь человека. Исчезли дарительные надписи, их заменили подписи к фотографиям. Чаще всего люди сами придумывают подписи к своим фотографиям, иногда пользуются услугами интернета.

В подписях к фотографиям также просматривается характер человека, его открытость или сдержанность.

Названия некоторых фото говорят о чувствах людей, например, «наша первая грамота» говорит о чувстве гордости за дочь-первоклассницу, получившую первую грамоту(страница Педченко Е), подпись «здесь когда-то был наш домик» говорит о ностальгии по исчезнувшему родному дому(страница Муншайн С).

Некоторые фотографии содержат развернутый комментарий, в котором человек выражает свои желания:« На склоне у Красной Поляны оставим свой след»,« И я готов расцеловать город Сочи», « Цвети душа моя, цвети». (страница Валерии Цепенко)

Люди хотят прокомментировать действия, происходящие на фотографиях: «Обкатываем горку», «Зима пришла», « На вокзале папу встречаем», «Пора и подкрепиться».(страница Людмилы Жиранковой)

Особо эмоциональные люди используют для этого художественные сравнения: «Наш цветочек у бабушки в цветочках»

Для наименований используют и популярные слова из песен: «День рожденья, праздник детства!!!», «Я на солнышке лежу», «И я готов расцеловать город Сочи».

Многие, подписывая фотографии, выражают гордость за своих детей: «Наш маленький помощник умеет все», «Крутышка маленький», «Мой виртуоз».(страница Людмилы Жиранковой )

Бабушки выражают свои отношения к внукам: «А это старшенький любимый внучек», «Мой самый маленький любимый внучек», (страница Людмилы Босс)

Мы задались вопросом узнать, кто больше хочет через фотографии рассказать о своей жизни. Для этого мы провели анализ страниц сайтов разных по возрасту групп людей: школьников, молодёжи и взрослого населения. Мы проанализировали количество выставленных фотографий 20 лиц разных возрастов и посчитали среднеарифметическое. И вот какие результаты мы получили: оказалось, что больше всего фотографий выставлено у учеников-264, у молодёжи -200, а у взрослых-262 Оказалось, что больше всего фотографий выставляют учащиеся и взрослые, молодёжь чуть меньше, хотя это относительные данные. Результаты наблюдений показали, что некоторые люди выставляют на сайте очень большое количество фотографий, например, Оксана Иванова -1160, Елена Финько -962, Людмила Жиранкова -509. Эти показатели говорят о том, что общение в социальных сетях через фотографии нарастает, по отношению к фотографиям в печатном варианте, люди хотят представлять свою жизнь и им есть, что рассказать о себе.

5.Социологический опрос.

Нами был проведён социологический опрос, целью которого являлось выяснить отношение респондентов к дарительным надписям.

Нами была составлена анкета, проведено анкетирование людей 3-х возрастных групп:

1.Школьники.

2.Молодёжь.

3.Взрослое население.

Каждая группа состояла из 20 человек. Всего нами было опрошено 60 человек. Нами были получены следующие результаты опроса.

На первый вопрос «Какие ассоциации вызывают у вас фотографии?» были получены следующие ответы:

Школьники –воспоминания, очень приятные и хорошие, ностальгия, хорошие, приятные.

Молодёжь – хорошие, тёплые, положительные, ностальгия, воспоминания, восторг, чувство радости, восхищение.

Взрослые –воспоминания, приятные воспоминания, воспоминания о детстве; память о том, что было.

Самые частоупотребляемые у всех групп –приятные воспоминания, ностальгия.

На второй вопрос « Имеются в вашем семейном архиве фотографии с дарительными надписями?» были получены следующие данные , представленные в таблице. По этим данным видно, что больше всего дарили фотографии взрослые люди.

На третий вопрос «Дарили ли вы фотографии с надписями? Если дарили, то зачем?» были получены следующие данные:

Взрослые писали, что дарили для того «чтобы помнили и не забывали», «чтобы помнили о друзьях, родных и близких», «дарила на память».

На четвёртый вопрос «Кому вы дарили фотографии?»

Больше всего дарили фотографии взрослые. Чаще всего они дарили подругам, одноклассникам и однокурсникам.

Молодёжь дарила реже. Дарили родителям, родственникам, подруге, сестре, одноклассникам.

Школьники почти не дарили. Дарили 3человека родственникам и 1 человек всем категориям.

На пятый вопрос «Почему вы использовали дарительные надписи»?

Взрослое население давало следующие ответы: «чтобы помнили и не забывали», «на память».

Молодёжь писала «чтобы запомнили меня», «чтобы запомнили меня, и было приятно», «на память». Самый частый ответ был «не использовала».

Ученики на данный ответ не отвечала, так как не дарили, и только 1 человек написал, «чтобы они вспоминали меня».

На шестой вопрос «Что вы использовали для надписей?»

Взрослые самыми распространёнными называют стихотворения и сами сочиняли, например, «сама сочиняла от души».

Молодёжь давала единичные ответы «сама сочиняла» и «цитаты».

Школьники писали сами.

Седьмой вопрос «Считаете ли вы возможным возрождение дарительных надписей на фотографии?»

Мнения на этот вопрос разделились, что видно по таблице, есть желающие возродить эту традицию, другие же считают , что это невозможно.

Интересные ответы дали взрослые «сложно ответить, сейчас мир виртуальный», «…в интернете это не то, посмотрел и всё. Фотографии с надписями лучше, у меня бабушки уже нет, а приятно взять её фотографию и прочитать её мысли, даже увидеть её почерк.

Когда мы задумывали работу над этой темой, то мы предполагали изучить дарительные надписи жителей нашего маленького села, но по мере продвижения работы, мы увидели, как разнообразно было общение наших односельчан, мы задались и другим вопросом, а только ли у нас в селе существовало такое явление, как обмен фотографиями. Мы решили расширить рамки нашего исследования и вынести проблему на страницы интернета. В начале на своей странице в «Одноклассниках» и на странице моего руководителя мною была выставлена заметка следующего содержания: «Дорогие друзья и подруги! Помогите! Мне хочется узнать ваше отношение к фотографиям. Есть ли в у вас или в вашей семье фотографии с дарительными надписями? Как вы считаете, почему они появились? Подписывали ли вы кому-нибудь свои фотографии».

На заметку откликнулось взрослое население. Жительница с.Смирненькое Махно Е.А., учитель биологии, поделилась своим мнением о фотографии: «А теперь про фотографии....Отношение самое положительное. В нашей семье много фотографий. С гордостью храним старинные фото, по ним мы видим своих родных, это можно сказать родословная семьи».

Т.Вервейн (нынче жительница Германии, раньше г.Яровое и с.Воздвиженка) написала следующий комментарий: «Раньше, смотря бабушкин альбом, я находила надписи практически на каждой фотокарточке. А сейчас, к сожалению, очень редкая вещь. Мне кажется, это ушло. Очень жаль». Она поделилась некоторыми надписями из семейного альбома :

Если вспомнишь ты вдруг обо мне

И захочешь увидеть меня,

Посмотри на другой стороне

Я безмолвно смотрю на тебя.

Поделилась своими надписями и Шевченко З.В., (жительница с.Кулунда). Писали они их в школьные и студенческие годы:

На долгую-вечную память,

А может, на несколько дней.

Всё это зависит от дружбы,

От дружбы твоей и моей.

Анализируя предоставленные надписи, мы увидели вновь повторяющуюся особенность, в них звучит тема дружбы, уверенность в том, что дружба будет вечной.

Жительница Германии Людмила Босс (Шевченко) выразила своё отношение к тому времени, когда дарились фотографии следующими словами: «Да, хорошее было время, жаль, что это все ушло». Поделилась она с нами фотографиями из своего альбома и родительского альбома.

Социологический опрос в интернете показал, что эта тема интересна людям старшего возраста. Молодёжь и учащиеся, читая такие надписи, считают их немного наивными.

III.Заключение.

Подводя итоги нашего исследования по теме «Фото на память, или Коммуникация через фотографии», мы можем сделать вывод о том, что подтвердилась наша первая гипотеза о том, что фотография в разные годы жизни людей являлась особым средством общения и была массовым явлением в 50-80-ые годы 20 века. Нами было проанализировано больше 200 фотографий, большую помощь в написании работы нам оказали люди разных сёл, предоставив свои фотографии. В работе использованы фотографии из семейных фотоархивов нашего района.

Подтвердилась и вторая гипотеза о том, чтопо дарительным надписям можно установить коммуникативный характер взаимоотношений дарителя и адресата, характер этих взаимоотношений дружеский, приятный, уважительный, о чём мы писали выше. В надписях на фотографиях проявляется творчество народа, духовная культура человека.

Записав и проанализировав дарительные надписи, воспоминания пожилых людей, мы успели зафиксировать употребление дарительных надписей в 50-80 годы 20 века в Кулундинском районе.

Список литературы.

1.Афанасьев В. "Родного неба милый свет..." В.А.Жуковский в Туле, Орле и Москве. – М.: Детская литература, 1981.- С. 12( электронный вариант на сайте literature 5.narod.ru)

2.Рубинина З.М. Семейный фотографический архив как исторический источник(на примере архива семьи Левицких из коллекции ГИМ ч2.(электронный вариант ivid.vcoz.ru. pvbl/lappo 150 rubinina ld2/16-1-0)

3.Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, Баранова, Тростенцовой и других.5-9классы.М.Просвещение, 2011.

4.Тарасова Т.Г. Жители Заонежья и фотографии второй половины XIX и первой трети XX века(из фондов музея-заповедника) Кижский вестник.2014 №13стр. 229 (электронный вариант kizhi.karelia.ru› Электронная библиотека› Кижский вестник Электронная библиотека→ Кижский вестник. Выпуск 13)

1

Просмотров работы: 4005