Введение
Среди произведений разных повествовательных жанров одним из самых понятных читателю и востребованным людьми разных поколений является сказка.
Жанр сказки очень полюбился народу, а потому к этому жанру часто прибегали и писатели XIX-XX веков. К их числу относятся А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой и С.Т. Аксаков, А. Погорельский и М.Е. Салтыков-Щедрин. Таким образом, жанр сказки прочно закрепился в литературе.
Вместе с тем, сохраняя фольклорные традиции народных сказок, писатели очень бережно относятся к отбору языкового материала, что дает возможность нам, современным читателям, проникнуться духом старины, почувствовать всю красоту и богатство народной речи, ощутить себя причастным к общей духовной культуре. Авторы данного проекта обратились к циклу «Русалочьи сказки» известного русского писателя XX века А.Н. Толстого, сказки которого являются великолепной стилизацией фольклорных произведений данного жанра.
Актуальность и новизна работы:
- Вопросы, связанные с фольклорными и литературными сказками, представляют ценность для читателей любого поколения.
- «Русалочьи сказки» А.Н. Толстого не входят в школьную программу, а значит, обращение к этим произведениям поможет по-новому взглянуть как на жанр сказки, так и на творчество писателя.
Цель — проследить, как «Русалочьи сказки» А. Н. Толстого помогают формировать в читателях представления о добре и зле.
Для этого поставлены следующие задачи:
- познакомиться с биографией писателя А. Н. Толстого;
- изучить особенности жанра фольклорных и литературных сказок;
- выявить, как А. Н. Толстой использует в своих сказках традиции фольклорной сказки и индивидуально-авторские средства, а также как решаются в сказках А.Н. Толстого вопросы добра и зла;
- создать с учащимися 3-го класса альбом иллюстраций по сказкам А.Н. Толстого;
- обработать созданные рисунки школьным психологом.
Практическая значимость состоит в возможности применения полученных знаний на уроках чтения в начальной школе, когда формируется у детей знание о мире, понимание нравственных ценностей человека.
Методы работы: наблюдение, метод сплошной выборки, описание, анализ и синтез.
Этапы работы: сентябрь – март 2016-2017 учебного года
Этапы работы |
мероприятия |
сроки |
1.Подготовительный этап |
- Консультации с преподавателем КГПУ им. В.П. Астафьева относительно проектной идеи; - Работа в краевой детской библиотеке и Интернет по сбору материала; подбору необходимой литературы. |
Сентябрь 2016 Октябрь 2016 |
2.Теоретический этап |
1.Изучение теоретических источников по теме. 2.Составление теоретической части. |
Ноябрь 2016 |
3.Практический этап |
1.Чтение «Русалочьих сказок» А.Н. Толстого. 2.Краткий пересказ прочитанных сказок. 3.Самостоятельная работа по выявлению художественных особенностей сказок. 4.Выявление, как решается проблема добра и зла в «Русалочьих сказках». |
Декабрь 2016 |
4.Заключительный этап |
1.Знакомство со сказками учащихся 3 Б класса МБОУ СШ № 64. 2.Создание иллюстраций к «Русалочьим сказкам» А. Н. Толстого. 3. Комментарий школьного психолога. |
Январь - февраль 2017 |
5.Презентация |
Презентация результатов работы. |
Февраль, март 2017 |
Сказки как жанр. Типология жанра сказки
Сказка - это «один из любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира» [8]. Слово «сказка» появилось только в XVII веке, ранее такие произведения устной народной словесности называли «байками» или «басенью», а рассказчика «бахарем». Существуют сказки народные (фольклорные) и литературные (авторские): они имеют как общие черты, так и свои неповторимые жанровые особенности.
Фольклорные сказки и их особенности
С первых лет жизни нам знакомы сказки «Колобок», «Курочка Ряба» и другие. Мир народной сказки прекрасен. Сказка – это вымысел. Но не всякий вымысел можно назвать сказкой. Можно выдумать события, которых не было, но они могли бы произойти. И это не будет походить на сказку. А вот если события невероятные и не могут произойти в жизни – вот тогда это сказка. В сказках разговаривают животные, клубочек показывает дорогу и т.д.
Сказки – это произведения устной народной словесности. Они возникли в древности и передавались из поколения в поколение. Около 200 лет назад сказки стали записывать. Сказки делятся на волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных.
Существуют определенные признаки, по которым можно отличить волшебную народную сказку от литературных произведений этого же жанра. Во-первых, начинать сказку и заканчивать может присказка. Традиционным элементом сказки является зачин (начало). В зачине определяются герои сказки, место и время действия. Как правило, зачин может быть следующим: «Жили-были…», «Жил-был…» или «В некотором царстве, в некотором государстве …». Но в некоторых сказках начало идет прямо с описания действия: «Попался, было, бирюк в капкан…». Во-вторых, у русской народной сказки есть свои типичные приметы: это наличие постоянных эпитетов, лексических повторов, троекратных повторов совершающихся событий, наличие сказочной символики, к которой, в том числе, относится цифра «три», присутствие волшебных предметов или сказочных персонажей, выполняющих определенные функции.
Так, в русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир;идти куда глаза глядят;буйну голову повесил;ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли.
Любимый герой русских сказок – Иван-царевич, Иван-дурак, Иван-крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.
Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна, Синеглазка.
Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.
Баба Яга - один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает [12].
Коще́й Бессме́ртный — (вероятно, от кость, первоначальное значение «худой, тощий»), «в восточнославянской мифологии злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах» [11]. В русских народных сказках появляется в трёх основных обличьях: царя и колдуна, похищающего красавиц, обычно он наделен сверхъестественной силой, на коне или без. В сказке «Иван Быкович» он упоминается как отец Чуд-юд, муж змеихи-ведьмы и лежит на железной кровати с закрытыми веками, которые ему поднимают двенадцать могучих богатырей. И третье обличье: в ряде сказок Кощей предстаёт в виде старика, сам с ноготь, борода с локоть, имеющим бич с семь сажен, живущим в избушке-на-курьих ножках и являющимся хозяином Подземного царства. В народных сказках его антагонист — Ивану.
Змей Горыныч – огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей, - тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.
Кроме того, часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная. Такой изобразительный прием носит название «инверсия».
Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце, буйну голову повесил; и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.
Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно-ласкательное значение: мал-еньк–ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о…Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…(Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!).
Наконец, концовки сказок: они подводят итог развития сказочного действия. Например, волшебные сказки заканчивались так: «живут, поживают, добра наживают» [7], «и жили они вместе долго и счастливо», «ни в сказке сказать ни пером описать», «тут и сказке конец, а кто слушал молодец», «тут и сказочке конец, а кто слушал молодец», «и стали они в добре поживать, лиха не знавать», «я там был: мед, пиво пил; по усам текло, а в рот не попало» [10].
К бытовым сказкам относятся такие, в которых описывается жизнь и быт того или иного народа. Чаще всего это дополняется различными сатирическими и юмористическими описаниями. Например, высмеиваются какие-либо качества того или иного класса, общества или сословия. Среди бытовых выделяются социально-бытовые сказки («Шемякин суд», «Делёж гуся», «Болтливая старуха»); сатирико-бытовые («Мужик и поп», «Барин и плотник», «Барин и мужик»); волшебно-бытовые («Морозко», «Золушка») [4]. Действующими лицами бытовых сказок, как правило, являются солдат, мужик, старуха, падчерица, барин, царь и другие. Концовками таких сказок могут быть следующие: «А Мартынка и теперь живет, хлеб жует», «Зажил с женой еще лучше, еще богаче прежнего», «Видно, чужим добром не разживешься» [10].
Один из древнейших видов русских сказок – сказки о животных. «Мир животных в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого» [15]. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.).
Наиболее популярными сказками о животных являются сказки о лисе и волке. Лиса рисуется как лживая, хитрая обманщица; во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая.
Другим героем, с которым часто сталкивается лиса, является волк. Он глуп, что и выражается в отношении народа к нему. Еще одним героем сказок о животных является медведь. Он олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными, при этом также глуп.
Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они выполняют подсобную роль, нередко находятся в услужении у более сильных животных. Только кот и петух выступают в роли положительных героев. Они помогают обиженным, верны дружбе.
У фольклорных сказок всегда хороший конец. «Видимо, сказывается вековая тяга народа к счастливой жизни. Настоящая-то жизнь была труднее и горче. Вот в сказках мечта и становилась реальностью» [9].
1.2.Литературные сказки и их особенности
Жанр литературной сказки вырос из фольклорной сказки, получил свое развитие в XVIII веке и окончательно сложился в первой четверти XIX века. К данному жанру обращались такие известные писатели, как В.А. Жуковский и А.С. Пушкин, П.П. Ершов и В. Ф. Одоевский, А.А. Погорельский и В.И. Даль.
Литературная сказка – повествовательный жанр с волшебным, фантастическим сюжетом, с реальными или вымышленными персонажами, с реальной или сказочной действительностью. Главным отличием литературной сказки от фольклорной является осознанное, индивидуальное творчество. Вместе с тем литературная сказка является производной формой сказки фольклорной.
Литературная сказка тесно связана с народной своей тематикой, сюжетами, мотивами и даже стилем [12]. Основными признаками, которые сближают фольклорную и литературную сказки, являются эпические законы повествования, фантастический сюжет и персонажи, слияние фантастического и реального, сказочная образность, установка на слушателя [7]. Однако, в отличие от народной, литературная сказка принадлежит конкретному автору и имеет неизменный текст, не бытовавший до публикации в устной форме.
Литературной сказке, особенно в прозаической форме, свойственна изобразительность. Автор детально и красочно описывает место действия, облик и характер героев, их переживания. Но всё же в большей мере автор уделяет внимание необыкновенным, волшебным приключениям, происходящим с героями сказки.
Для литературной сказки свойственна чётко выраженная авторская позиция. Читатель сразу понимает, кому из героев автор симпатизирует, кому сопереживает, а к кому относится отрицательно.
В литературных сказках автор очень часто проводит параллели между реальным и сказочным миром. Нередко таким образом автор стремится подчеркнуть негативные стороны существующей действительности.
В основном писатели используют доступные народные сказочные сюжеты и мотивы, при этом они зачастую создают свои собственные оригинальные авторские сказки, заселяя их новыми вымышленными персонажами, героями.
Сказочная литература писателей многообразна по жанрам: это сказки-поэмы, сказки-новеллы, сказки-рассказы, сказки-повести, сказки-легенды, сказки-предания, сказки-аллегории, сказки-сатиры. Сказки выступают в форме притчи, басни и даже в стихотворной форме. Могут быть целые романы-сказки [3]. Применительно к литературным сказкам можно использовать ту же классификацию, которая существует для сказок народных. Это волшебные сказки, бытовые, сказки о животных.
В целом в жанре литературной сказки наметилось две тенденции:
- авторские сказки существуют как самостоятельный жанр, то есть вне фольклорных традиций, и тогда в произведениях преобладает индивидуально-авторское начало;
- авторские сказки по своей сути представляют собой стилизацию народных сказок. Помимо сказочных образов и сюжетов, такие сказки включают сказовые приемы, народную разговорную речь.
Под стилизацией в широком смысле слова понимается имитация художественного стиля, характерного как для отдельного автора, жанра, течения, так и для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи [17]. Литературная сказка XVII - XVIII вв. в целом в большей степени фольклорное, чем индивидуально-авторское произведение. Но уже в сказках Жуковского исследователь Т.Г.Леонов отмечает «сохранение народного сюжета при авторском стиле повествования» [17].
Анализируя сказки А.С.Пушкина, ученые обращают внимание на гармоническое единство народно-поэтической традиции и авторских новаций.
Жанр сказки прочно завоевал свои позиции. Нравственная философия и психологическая основа, законы поэтики и стиль сказки как одного из древнейших видов народного творчества таковы, что русские писатели, поэты и драматурги на протяжении XIX-XX веков постоянно обращались к ней в поисках ответов на важнейшие вопросы современности и с целью художественного осмысления «вечных» проблем человеческого бытия. В любое время сказка активно воспринимала проблемы времени и «пристрастия» литературы.
Обращался к жанру сказки и такой известный писатель первой половины XX века, как А. Н. Толстой, чьему перу принадлежат циклы «Сорочьи сказки» и «Русалочьи сказки».
А. Н. Толстой: личность писателя
А. Н. Толстой внес огромный вклад в русскую литературу и национальную культуру. Широкому кругу читателей известны такие произведения, как трилогия «Хождение по мукам» (1922-1941), роман «Петр I» (1929-1943), «Гиперболоид инженера Гарина», «Эмигранты» и т.д. В них нашли отражение вопросы истории России, размышления автора о человеке и мире. А. Н. Толстому принадлежит много очерков, статей, обращений о героях, о войне. За свой труд писатель не раз был награжден правительственными литературными премиями.
Перу писателя принадлежат также произведения, написанные в жанре сказки, ряд их которых он создал в ранний период своего творчества.
Молодому Толстому довелось начать свой путь в литературе как раз в то время, когда возрастает интерес к собственной, русской, истории – время, которое можно назвать своеобразным русским ренессансом. Не случайно к жанру сказки обращались такие известные писатели, как М. Горький, А.М. Ремизов, Н.Д. Телешов, Саша Черный, А.И. Куприн и другие.
В 1906-м году состоялась судьбоносная встреча молодого писателя с Софьей Дымшиц, определившая характер творчества А.Н.Толстого. Под влиянием М. Волошина, известного русского поэта и художника, А. Толстой «принимается разрабатывать русскую архаику, изучает фольклор и осенью 1908 года дебютирует вторично с циклом поэтических реконструкций русской языческой мифологии» [18]. Софья же — первая слушательница Толстого, он обговаривает с ней свои литературные планы. В какой-то степени речь идет о сотворчестве. В большой степени очарованность жанром сказки впервые возникает в творчестве Толстого именно в связи с личностью С. Дымшиц.
Для детей А. Н. Толстой написал следующие произведения: «Русалочьи сказки», «Сорочьи сказки» (1910 г.), «Золотой ключик, или приключения Буратино» (1936 г.), «Прожорливый Башмак», «Дочь Колдуна и заколдованный королевич».
«Русалочьи сказки» А.Н.Толстого
В 1910 году А.Н. Толстой опубликовал сборник прозы «Сорочьи сказки», куда вошла сказка «Русалка» под названием «Неугомонное сердце». В 1923 году, при переиздании своих ранних произведений, А.Н.Толстой выделил два цикла: «Сорочьи сказки» - сказки о животных - и «Русалочьи сказки» с волшебно-мифологическими сюжетами.
Краткое содержание сказок А.Н. Толстого, вошедших в цикл «Русалочьи сказки»
Русалка
На околице за селом жил старик со своим котом. Старик ходил на речку ловить рыбу. Однажды он выловил русалку, принес её в дом. С этого и начались все несчастья старика. Сначала она отказалась есть простую еду и потребовала леденцов. Очарованный старик, чтобы купить ей конфет, продает свою овцу. В другой раз старик прогнал своего внука за то, что тот хотел разбудить русалку.
А русалка требовала новых украшений, одежды – старик покорно все выполнял. Однажды русалка приказала старику задушить кота, который набросился на неё, пытаясь освободить старика от зловещей красавицы. Хоть и любил кота старик, но выполнил это требование. В итоге русалка вырвала сердце старика, когда тот понес гулять её к девушкам, и теперь каждую ночь выходит дух деда из воды, плачет и пугает всех.
Иван да Марья
На берегу озера жили-были брат и сестра, Иван да Марья. Озеро тихое, а слава о нем дурная: водяной шалит, утягивает под воду. Однажды Марья не послушалась брата, выбежала из хаты в сумерки и увидела русалочьи хороводы. Русалки-малявки позвали Марью за собой, водяной утянул её в озеро.
Утром пришел Иван домой, а сестрицы нет, на берегу лишь ее башмаки и поясок лежат. Решил он к чужим людям уйти век доживать, но сначала лапти новые справить. Замахнулся топором на липку, а это была сестрица. Рассказала она брату, что водяной ее в жены взял, сейчас она древяница, а весной русалкой будет. Узнал братец, что спасти сестрицу поможет полынь-трава. Прошел братец все препятствия по пути за этой травой, добыл ее и ткнул водяному в лицо, а потом в липку бросил траву. Вышла из липки сестрица Марья. Ушли братец и сестрица жить за темный лес, живут неразлучно, и потому кличут их Иван да Марья.
Ведьмак
Ведьмак постоянно вредит людям. Однажды он откусил половину месяца и проглотил. Жжет у Ведьмака в животе отгрызенный месяц, побежал он к речке и в воду бросился, а русалки, проплывавшие мимо, посоветовали выплюнуть месяц. Выплюнул Ведьмак и «подох». Русалки унесли месяц в пучину. На дне реки стало светло, ясно и весело.
Водяной
На ярмарке мужик продал черного козла седому старцу, а вместо денег получил лягушиную шкурку. Закричал мужик, попросил помощи. А получилось, что его самого в волостную избу отвели и лишь к вечеру отпустили домой. Дорога лесом. И видит он своего козла, а на нем водяного. Утащил водяной мужика, хотел заставить его поработать на себя, да тот ничего не умел – только баклуши бить. Рассердился водяной и превратил мужика в ерша, стал заглатывать его, да тот уперся поперек горла. Водяной закашлялся, вытащил ерша и выкинул его на берег.
Кикимора
В избушке живут со старушкой две внучки: старшая Моря, младшая Дуничка. Однажды ночью в дом вошла лохматая баба-кикимора и выкрала Дуничку из люльки. Моря пообещала своей бабушке отыскать сестричку. По дороге встречает дуб, который просит ее опоясать его пояском. Выполнила Моря просьбу дуба. На самом деле это был леший, который и помог Море вырвать Дуничку из лап кикиморы. Старый дед-леший радовался за сестер, а кикимора разлилась туманом, ветер унес ее за овраг.
Дикий кур
В лесу по талому снегу идет мужик, а за ним дикий кур. Решил мужик, что придется ему пропасть. Кур за покладистость мужика снес в его шапку яйцо. Стали делить яйцо: мужику шелуху, а куру нутро. Потом решили вино пить, да мало его, на донышке. Мужик отдал его куру, а сам снеговой воды хлебнул. В благодарность за то, что мужик последнее от себя отдал куру, кур помог мужику вновь объявиться в хлеву. Утром пришла баба, хотела мужика кочергой огреть, да увидела под ним червонцы от дикого кура. Поклонились мужик да баба лесу, дикому куру спасибо сказали.
Полевик
Полевик – соломенный человечек на тонких ногах. Он следит за тем, чтобы люди рожь на полях домолотили, не спали долго. То подымает на току девок, то будит парней. Зиму переживет полевик в канаве, под снегом.
Иван-царевич и Алая-Алица
Сказка о том, как Иван-царевич спас Алую-Алицу, которая находилась в плену у жижа. Иван-царевич погубил чудище, и рухнул терем, и ожила природа: на земле зацвели цветы, на деревьях распустились листья, прибежали русалки-мавки. Загрохотал апрельский гром — это Иван-царевич справил свадьбу с Алой-Алицей, весенней царевной.
Соломенный жених
Черный кот овинник обиделся, услышав разговор девушек о том, что он стар. На просьбу девушки Василисы найти ей жениха кот превратил сноп в человека. Соломенный жених живет у Василисы, а когда наступают холода, мерзнет, скучает по теплым краям. Однажды зимним утром пошел он искать теплое место и упал в поле. Василиса нашла жениха, согрела его своим теплом. И природа проснулась: заколосилась рожь, расцвели васильки.
Странник и змей
Главная героиня сказки – Акулина, которая ждет своего женского счастья. Но оно невозможно: девушка очарована Змеем.
Однажды во дворе у Акулины появился странник, который, как оказалось, охотился на Змея. Акулина приняла странника за оборотня и пыталась его, превратившегося в петуха, погубить. На деле же сама превратилась в плакучую иву. А странник пустил куриное перо по ветру со словами: «Где сядешь — туда и я скоро приду. Не пришло время змея».
Проклятая десятина
Три года мучается мужик с десятиной не всхожей. Плюнул на родную землю и ушел. А урожай получился хорошим, да только радости хлеб с проклятой земли никому не принес. Бобыль получил наказание от короля. Не проклинай родную землю!
Звериный царь
В сказке поведана история о том, как мужичок с локоток оказал услугу крысу Анчутке, а тот в благодарность научил его, где искать звериного царя, чтобы просить его силушки. Звериный царь выполнил просьбу мужичка, а заодно дал наказ, чтобы поклонился мужичок чистому полю, солнцу, всякому жуку и скотине. Мужичок вернулся в родное село, женился и с тех пор стал величать себя меньшим сыном звериного царя.
Хозяин
Действие сказки разворачивается ночью в конюшне. Лошади с надеждой ждут козла, которого сам «хозяин» боится.
Появился хозяин, наказал вороного, умчался на нем в поле. Следом пришел козел. Он отнял у хозяина вороного, а самого хозяина нечисть утащила в пруд.
Синица
В городе Крутояре жил князь Чурил со своей княгиней Натальей и княжичем Заряславом.
Князь любил жену и сына, ничего не жалел для них, красивый терем построил. Однажды, когда князь с воинами уехал на охоту, на город напала Чудь белоглазая со своим войском. Наталья погибла, а чудинцы схватили княжича и понесли к жрецу в Чудь, на озеро. Душа княгини полетела, чтобы предупредить князя о беде. Княгиня оборачивалась то бабочкой, то оленем (которого князь подстрелил), то птицей, чтобы указать князю дорогу, спасти ребенка. Князь погиб, а княжич был спасен, вырос большим и сильным. Утехой княжичу была синяя ручная птица. Заряслав и не знал, что робкая птица - это душа его матери. Но однажды он долго держал ее в руке, думая, как бы наказать обидчиков, а когда разжал кулак, - в руке лежала мертвая задушенная птичка. Так в третий раз умерла княжна Наталья. Смерть ее была светлая и легкая: все было исполнено на земле.
Мифологические персонажи «Русалочьих сказок»
В приведенной ниже таблице представлены мифологические персонажи из цикла «Русалочьи сказки».
Сказка |
Персонаж |
Внешность, образная характеристика |
Место обитания |
Функция |
«Русалка» |
русалка |
Капризная, эгоистичная Детское личико, глаза светятся, хвост |
река |
вредитель |
«Иван да Марья» |
Русалки-мавки Водяной |
Водят ночью хоровод, кружатся, смеются Страшный дед, водит усами, на голове колпак, обмотан тиной |
озеро На озере заводях на дубовой коряге |
вредитель |
«Ведьмак» |
Ведьмак |
Голова собачья, хвост здоровенный, голый, когти |
Пень |
вредитель |
«Водяной» |
Водяной |
Седой, кафтан на нем новый, полы мокрые, брови косматые, как чучело, усы рачьи, растопыркой, глаза плошками |
Озеро |
вредитель |
«Кикимора» |
Кикимора Леший |
Лохматая баба, злая, голова косматая, есть младенцы-игоши Смешливый зеленоглазый старик с бородой и деревянными ладошками |
Зеленый омут |
Вредитель помощник |
«Дикий кур» |
Дикий кур |
хвост петушиный, под крылом пахнет сосной; добрый |
Лес |
помощник |
«Полевик» |
Полевик |
Длинный, соломенный, ноги тонкие |
В поле, на току |
помощник |
«Иван-царевич и Алая-Алица» |
Жиж |
Голова медная, глазами ворочает, рычит |
Белый терем с двенадцатью башнями |
вредитель |
«Соломенный жених» |
Овинник |
Старый черный кот, умеет говорить |
Внизу овина, в углу темного подлаза |
помощник |
«Странник и змей» |
Змей |
Черного цвета, умеет летать, есть лапы и хвост, искуситель |
Может быть в любом месте |
вредитель |
«Проклятая десятина» |
- |
- |
- |
|
«Звериный царь» |
Анчутка беспятый Звериный царь |
Поросячий нос Вместо рук — лопухи, ноги в землю вросли. Тысяча глаз на красной морде |
В норе Поляна в лесу |
Помощник Помощник |
«Хозяин» |
Хозяин |
Старичок с рогами, борода веником. Говорит сладкие речи, а на деле злобный и мстительный, губит лошадей |
На небе |
вредитель |
«Синица» |
Чудь белоглазая |
Правил людьми малого роста с рыжими космами, в шкурах. Не любит шуток и смеха |
Озеро |
вредитель |
Как видно из таблицы, в своих «Русалочьих сказках» автор на первый план выдвигает функцию мифологических персонажей: вредить человеку или помогать ему.
Одна из ведущих способностей персонажей - пугать человека, причинять ему вред. Это происходит обязательно с тем, кто вторгся в «среду обитания» мифологических героев. Это случилось с дедом Семеном из произведения «Русалка», который поймал русалку, когда ловил рыбу для себя и кота. С крестьянином в «Водяном», бросившимся догонять обманувшего его старца – водяного; с мужиком в «Диком куре», который потревожил покой кура в лесу.
Такие персонажи, как ведьмак, кикимора, жиж, змей, Чудь белоглазая, активно вредят человеку. Ведьмак крадет месяц, к тому же гасит звезды, и через дырки идет дождь. Кикимора крадет младенцев и подбрасывает в кроватку полено. Жиж крадет красавицу Алую-Алицу, змей искушает Акулину, а Чудь белоглазая вместе со своим войском разрушает мирный город Крутояр, губит множество невинных людей.
Автор наделяет персонажей-вредителей отталкивающей внешностью: водяной – страшный дед; ведьмак – с собачьей головой; кикимора – косматая баба; чудь не случайно белоглазая – в глазах нет жизни, нет цвета.
Одновременно в сказках присутствуют такие персонажи, как полевик, который переживает за неубранный урожай; звериный царь, дающий мужичку с локоток силу и красоту, а значит, и будущее; овинник, который, если его задобрить, может исполнить мечту о личном счастье. Дикий кур также сумел оценить душевную щедрость мужика и расплатился с ним червонцами.
Средой обитания персонажей являются земное пространство, реки, озера, лес и даже воздушная стихия – словом, всё, что окружает человека. Несмотря на название цикла – «Русалочьи сказки» - водная среда обитания находит свое отражение лишь в пяти сказках из четырнадцати, русалка как сюжетный персонаж – присутствует в одной сказке; образ русалок появляется в четырех сказках: «Русалка», «Кикимора», «Ведьмак», «Иван-царевич и Алая-Алица».
Признаки волшебной сказки в цикле «Русалочьи сказки»
Волшебные сказки- это сказки, в которых происходят чудеса, волшебство, чародейство. В таких сказках в ход событий вмешиваются сверхъестественные силы природы или персонажи, наделенные магическими способностями. Как правило, герои сказок становятся обладателями волшебных предметов, которые помогают преодолеть препятствия, побороть силы Зла. Одним из излюбленных приемов волшебной сказки является троекратный повтор. Часто используются постоянные эпитеты, олицетворения, метафоры. Нередко происходят чудесные превращения [20].
В «Русалочьих сказках» А.Н. Толстого можно выявить признаки волшебных сказок.
Так, в сказке А.Н. Толстого «Русалка» главная героиня – злая, хитрая, эгоистичная русалка, сумевшая очаровать старика. Мифологическая красавица, она наделена человеческими качествами, даже умеет говорить. Старик же, земной человек, погибает и превращается в мифическое существо, которое пугает людей.
Композиционные элементы присказка и сказка выделяются в сказке «Иван да Марья».Волшебные события происходят в купальские дни, в лунные ночи и тихие вечера. В качестве сказочных персонажей автор вывел здесь русалок-мавков, водяного. Волшебные лапти, сплетенные из лыка, надранного с липки, в которую превратилась его сестра Марья, помогают Ивану найти мужичка с локоток, побороть его в состязании, добыть волшебную полынь-траву, обладающую чудесными свойствами, и тем самым спасти Марью.
В сказке «Ведьмак» автор показывает Ведьмака, который идет ночью в деревню вредить людям. Он способен откусить половину месяца, общается с русалками. Месяц же может нарастить свои бока, чтобы перестать быть ущербным.
Сказочный персонаж Водяной в одноименной сказке обманул мужичка на рынке, утянул в воду, устроил мужичку испытания. Водяной превратил его в ерша (казалось бы, трагедии не миновать), да подавился им. Так мужик спас себе жизнь.
В сказке «Кикимора» герои также умеют менять свой облик.Дуничку, которую украла злая Кикимора, помогает спасти старый дед Леший. Он способен превращаться в дуб и обратно, но иногда у него это не получается. Моря помогла Лешему, а в благодарность Леший становится её помощником. Кикимора же в конце сказки превращается в туман.
Волшебный кур в сказке «Дикий кур» доброго и покладистого мужика и Дикого кура вознаграждает червонцами. Дикий кур – это герой-даритель.
В сказке «Полевик» длинный соломенный Полевик наделен человеческими качествами: он беспокойный, ответственный, проявляет заботу об урожае.
Сказочных персонажей автор создает в сказке «Иван-царевич и Алая-Алица»: Заяц помогает Ивану-царевичу найти и спасти Алую-Алицу — жижову пленницу. Герои здесь делятся на помощников (Заяц превращается в клубок) и вредителей (злобный жиж). Гибель злой силы символизирует расцвет жизни в природе: Алая-Алица – весенняя царевна, не случайно первый апрельский гром символизирует свадьбу Ивана-царевича а Алой-Алицы.
Черный кот-овинник в сказке «Соломенный жених» умеет разговаривать, умеет творить чудеса, исполняя желания людей: здесь он то сам превращается в белого кота, то превращает сноп в человека – жениха для Василисы. Соломенный жених наделяется человеческими чертами: он способен радоваться и грустить, болеть и мечтать о теплых краях.
Волшебные превращения происходят и в сказке «Странник и змей»: Змей оборачивается просом; странник, пытающийся помочь Акулине избавиться от чар Змея, превращается в петуха; девушки и парни – в березы и ели, а Акулина – в иву плакучую.
В сказке «Проклятая десятина» мука, намолотая с проклятой земли, наделена волшебной способностью наказывать человека за неуважение к родной земле.
Волшебные персонажи сказки «Звериный царь» - мужичок с локоток, звериный царь и Анчутка беспятый. Анчутка-поросенок способен говорить, умеет быть благодарным. Это герой-помощник: он показал мужичку путь к звериному царю и рассказал, как просить у звериного царя силы. С мужичком происходит чудесное превращение: Звериный царь дал ему силу и красоту.
В сказке «Хозяин» лошади умеют разговаривать. Они боятся нечистой силы, которая появляется в конюшне с неба. Козел способен противостоять Хозяину, и тогда вся земная нечисть встает на защиту животных.
Сказочные персонажи сказки «Синица» - Чудь белоглазая, а также вражеский колдун, из-за которого Чудину войску долго удавалось оставаться непобедимым. Волшебные превращения происходят с княгиней Натальей, душа которой переселяется то в оленя, то в синицу. Здесь автор применяет прием троекратного повтора: княгиня трижды погибала во имя спасения сына, который не знал, что синяя птица — это душа его матери.
Таким образом, в отличие от цикла «Сорочьи сказки», в «Русалочьих сказках» в большей степени проявляются признаки волшебной сказки. Автор активнее прибегает к использованию элементов волшебной сказки: троекратный повтор, наличие присказки, волшебные превращения.
Проблема добра и зла в «Русалочьих сказках»
Добро и зло – понятия нравственные. В сказках соотношение этих двух понятий проявляется прежде всего в делении героев на положительных и отрицательных. Положительные герои всегда наделены прежде всего внешней красотой, которая порой скрыта в начале сказки; они чувствуют ответственность за порученное дело, наблюдательны, наделены смекалкой и храбростью. Женские образы в сказках наделены невероятной красотой, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры и трудолюбивы, заботливы и добры. Потому и приходят к нему на помощь силы природы, позволяя справиться с трудными задачами, возникшими на его пути, и в конце сказки они получают награду за свои усилия.
А вот зло в сказках всегда изображается страшным, безобразным. Оно сначала обладает невероятной силой. Но смелость и ум героев помогают победить его в неравной борьбе.
В ряде «Русалочьих сказок» А.Н. Толстого, несмотря на их близость к фольклорным сказкам, появляются нетрадиционные мотивы, помогающие по-новому посмотреть на проблему соотношения добра и зла.
Сказка «Русалка» открывает цикл «Русалочьих сказок» писателя и задает общую его тональность. В истории развития литературно-поэтических образов русалка широко известна. К образу русалки обращались, например, поэт-романтик Жуковский, и, под его влиянием, Пушкин и Шевченко. Перу М.Ю. Лермонтова принадлежит стихотворение «Русалка». Всем известна «Русалочка» Андерсена. В сборник Тэффи «Ведьма» также вошел рассказ «Русалка». Каждый писатель по-своему решает данный образ.
В своей сказке А. Толстой показывает, к чему приводит безрассудная любовь. Старик всем сердцем полюбил русалочку, и эта любовь разрушала его жизнь. Он лишился ради этой любви имущества, внука, убил своего старого кота - единственного друга. В итоге старик лишился самого драгоценного – жизни: получив от старика всё, что ей хотелось, бесчувственная русалка жестоко убила его. Сказка Толстого «Русалка» раскрывает очарование зловещего порока, который подчиняет. Автор учит своего читателя осторожно относиться к своим любовным чувствам, ведь очень часто они приводят к духовной и физической гибели.
Сказка А. Толстого «Соломенный жених» тоже о любви. Сирота Василиса мечтала о настоящем женихе, а кот овинник сделал ей жениха из соломы, которого от сырости надо беречь, «а то прорастет» [1]. И Василиса сделала всё, чтобы уберечь жениха от гибели, когда тот ушел из дома в поисках теплых краев: она нашла его в заснеженном поле, согрела своим теплом. Она приносит себя в жертву любви и становится васильковым полем. Ведь любовь не может пройти бесследно на земле: «Проходили мимо добрые люди, сели на меже отдохнуть и сказали:
- Смотри, как рожь всколосилась, а с ней переплелись васильки…» [1]
Сказка «Проклятая десятина» носит притчевый, поучительный характер. Бобыль, получивший урожай с проклятой им земли, быстро понял, что «с мукой-то не ладно» [1], а потому решил продать её другим людям. В результате деньги, полученные нечестным путём, не принесли ему счастья. А пироги, испеченные из проданной мужиком муки, оказались начинены всяким мусором. Мужик поплатился жизнью за свои поступки. На злобе и обмане счастья не построишь – к такому выводу приходят читатели сказок А.Толстого.
Особое место в цикле занимает завершающая его сказка - «Синица». Эта сказка отличается наличием развернутого сюжета, яркой художественностью, особой лиричностью. Автор включил в произведение множество исторических деталей, указывающих на то, что действие происходит в эпоху Древней Руси: дружина, князь, терем. В основе сюжета - драматическая история княгини Натальи. Имя героине автор выбрал не случайно: впервые произведение «Синица» было опубликовано в 1918 году с подзаголовком «Сказка» и посвящением Наталье Толстой – жене писателя.
Современники писателя вспоминали: «Он (Толстой) прекрасный семьянин и только в семье искал любви [19]. В сказке «Синица» изображена молодая княжеская семья. Князь Чурил и княгиня Наталья души не чаяли друг в друге: «Ничего не жалел для Натальи, для милой своей хоти, князь Чурил: выстроил терем посреди городища, на бугре между старых кленов; поставил на витых столбах высокое крыльцо, где сидеть было не скучно, украсил его золотой маковкой, чтобы издалека горела она, как звезда, над княгининой светлицей» [1].
Но с особым трепетом, особой любовью относились к своему первенцу – Заряславу. И когда на городище напали враги и подожгли терем, Наталья думала не о своем спасении – о том, как сохранить жизнь маленькому сыну. Наталья погибла, но не дала коснуться ему земли. И даже после своей смерти Наталья сделала всё, чтобы вырвать малыша из лап чудища. Предельной трагичности автор достигает в сценах гибели родителей Заряслава: Чурил, влекомый инстинктом охотника, помчался за оленем, в которого переселилась душа Натальи. Но любовь сильнее смерти: олень сумел превозмочь себя и привел преследователей на поляну, где остановился враг. Чурил, увидев кику жены, всё понял и до последнего дыхания сражался за сына, за его жизнь и свободу.
И настолько сильно было желание Натальи видеть своего сына счастливым, что душа её осталась жить рядом с ним – переселилась в синицу, которая так понравилась маленькому сыну, что он никогда не расставался с ней. Однажды, подравшись с товарищами, княжич, держа в руке птицу, случайно задушил её, не рассчитал силы. Но душа Натальи легко покинула эту землю: её сын вырос, возмужал, мог сам за себя постоять. Такова, по мнению автора, сила истиной материнской любви: всепрощающей, способной преодолеть любые преграды, любовь, которая переборет любое вселенское зло и которая сильнее всякого оружия и даже смерти.
Таким образом, решение нравственных вопросов добра и зла - один из отличительных признаков цикла «Русалочьи сказки».
Деятельность по созданию иллюстраций к «Русалочьим сказкам»
А.Н. Толстого
Учащимся 3 «Б» класса МБОУ СШ № 64 было предложено познакомиться со сказками А. Н. Толстого. Всего в проекте приняло участие 25 третьеклассников. Из 14 сказок учащиеся по условиям проекта выбирали 2-4, руководствуясь принципами:
- понравилось, как вели себя герои;
- привлекли ли волшебные события сказок;
- сильное впечатление оставил финал сказок.
«Русалка» |
«Дикий кур» |
«Водяной» |
«Иван- царевич и Алая -Алица» |
|
-понравилось, как вели себя герои |
-нет(25 ч.); злой персонаж |
-нет (9 ч.); -да (16 ч.) |
-нет (25 ч.) |
-нет (3ч.); -да (22 ч.) |
-привлекли ли волшебные события сказок |
-да (25 ч.); |
-да (25 ч.); |
-да (25 ч.); |
-да (25 ч.); |
-сильное впечатление оставил финал сказок |
- да (25 ч.) |
-нет (1ч.); - да (24 ч.) |
- да (25 ч.) |
-нет (2 ч.); - да (23 ч.) |
По результатам опроса выяснили, дети характеризуют персонажей сказок по своему образному представлению. Оценивают поступки персонажей, не давая качественной оценки, сразу делят их на положительных и отрицательных героев. Все, без исключения, впечатлены содержанием и окончанием сказок.
Итоги работы
- сделан краткий пересказ сказок А.Н. Толстого;
- выявлены фольклорное и авторское начала в сказках А.Н. Толстого;
- создан альбом иллюстраций к «Русалочьим сказкам» писателя;
- выявлено, как сказки А.Н. Толстого влияют на формирование понятий добра и зла у младших школьников.
Источники
1.«Русалочьи сказки А.Н. Толстой» /az.lib.ru/t/Tolstoy_a_n/text_0390/shtme
Список литературы
2.Аникин В.П. «Сказки русских писателей», Москва, Детская литература, 1984,687с.
3. Белоусиков Ю. – «Какие есть сказки»/ http://elhow.ru/ucheba/literatura/kakie-est-skazki
4. Круглов Ю.Г. «Сказки». Книга для чтения в 5 классе, Москва, «Школа-пресс», 1994,480с
5. Новиков В.И., Шкловский Е.А., Энциклопедический словарь юного литературоведа, Москва, «Педагогика-Пресс», 1998,424с
6. Поляков В. Детская энциклопедия ДЭ, познавательный журнал для девочек и мальчиков № 12-2012, «Сказки и сказочники», 56с
7. Б.а. – Какими словами заканчиваются сказки /http://www.bolshoyvopros.ru/questions/497976-kakimi-slovami-zakanchivajutsja-skazki.html
8. Б.а. – Кощей/ ru.wikipedia.org/wiki/Кощей
9. Б.а.–Особенности русских народных сказок/http://skazki.smeha.net/russkie/info.html
Б.а. – Сказки о животных/http://www.licey.net/lit/istok/animals
11.Словарь академик/http://popular.academic.ru/3027