ПОЭТ В ДВАДЦАТЬ ПЕРВОМ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПОЭТ В ДВАДЦАТЬ ПЕРВОМ

Фёдорова Е.А. 1
1
Федотова Л.В. 1
1
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Поэзия… Поэзия – вечный двигатель человеческих чувств. Поэзия – панацея для многих из нас. Поэзия – это то, что не должно умереть.

Многие ошибочно считают, что писать стихи перестали ещё в прошлом столетии, и поэзия закончилась на Асадове, Евтушенко и Вознесенском. Я хочу доказать, что это не так, и представить достойного автора, стихи которого должны быть услышаны. С раннего возраста я увлекалась творчеством различных отечественных поэтов. То были Лермонтов, Есенин, Маяковский, Бродский, но однажды в интернете я наткнулась на стихотворение современной молодой поэтессы Веры Полозковой. Я задалась вопросами – место ли этим стихам на одной книжной полке с классиками и есть ли у них будущее?

Я выдвинула гипотезу: в нашем веке есть достойный пример молодого поэта – поэтесса Вера Полозкова.

Объект исследования: творчество Веры Полозковой.

Предмет исследования: успешность творчества Веры Полозковой.

Цель исследования: доказать, что у поэзии есть будущее.

Задачи:

• Познакомиться с творчеством В. Полозковой.

• Провести опрос и выяснить, насколько известна поэтесса.

• Проанализировать информацию и итоги опроса.

• Сделать вывод об актуальности поэзии.

Методы:

• поиск и изучение необходимой информации и литературы

• опрос среди подписчиков в социальной сети

• анализ и систематизация полученной информации

Актуальность работы состоит в возможности показать, что стихи – это модно всегда.

Практическая значимость моей работы состоит в том, что люди, узнав творческий путь современной поэтессы, перестанут считать, что поэзия умерла в прошлом веке. Я хочу, чтобы люди вновь стали развивать самое прекрасное, что есть на нашей планете – стихосложение.

3

 

Биография поэта

Вера Полозкова - феномен нового поколения. Она заставила молодежь, застрявшую в блогах и социальных сетях, полюбить поэзию, читать и писать стихи, обмениваться "единицами смысла", зарифмованными в ярких образах. Именно Полозкова возвела поэзию в тренд, стала флагманом новой литературной волны - волны интернет-поэтов.

Поэтесса появилась на свет в столице весной 1986 года. Вера была поздним ребенком, поэтому ей многое позволялось, с матерью девочка очень дружила, до тринадцати лет у Веры не было от мамы никаких тайн. В девятилетнем возрасте Полозкова начала вести личный дневник, а стихи начала писать в пять лет.

Отец поэтессы не жил вместе с семьей, последний раз Вера видела его, когда ей было два года. А когда девочке исполнилось семь, папа умер. От второго брака у отца осталось две дочери. С младшей, студенткой в Финляндии, поэтесса поддерживает приятельские отношения, считая, что та во многом похожа на нее саму.

В детстве Вера Полозкова пела в хоре и занималась хореографией, которую бросила после шести лет занятий. Школу девочка закончила экстерном и в пятнадцать лет поступила на факультет журналистики МГУ. Однако, несмотря на огромную любовь к литературе, девушка быстро поняла, что ее мало интересуют репортажи и журналистские расследования - гораздо более захватывающим стал для Полозковой мир поэзии. Тогда же, на первом курсе института, Вера опубликовала свой первый сборник стихотворений.

Во время учебы в вузе Полозкова вела в журнале "Cosmopolitan" рубрику "Непростая история", писала статьи для изданий "Книжное обозрение" и "Афиша". Позже девушка устроилась сотрудником издательского дома "FBI-Press", публиковала свои статьи в журналах "Шик-Magazine" и "Искра -Spark". Также до с 2007 по 2008 годы поэтесса числилась сотрудником музея актуального искусства ART4.RU.

Стихи

В число любимых поэтов Веры Полозковой, по стопам, которых она стремилась идти входят: Марина Цветаева, Владимир Маяковский, Иосиф Бродский.

В 2003 году Вера Полозкова открыла личный блог vero4ka (позднее - mantrabox) на сервисе Livejournal.com. Полозкова быстро стала "тысячником", аудитория Живого Журнала практически сразу откликнулась на поэтические зарисовки ее блога. Тогда же Вера принимает активное участие в поэтических вечерах, конкурсах и состязаниях. В 2006 году Полозкова становится финалисткой молодежного поэтического СЛЭМа. Девушка также стала лауреаткой премии "Поэт года ЖЖ", разделив ее с другим сетевым поэтом Олегом Боричевым.

4

 

Впервые Вера Полозкова выступила с сольным творческим вечером в 2007 году. Выступление состоялось в "Булгаковском доме", известном московском культурном центре. Спустя несколько месяцев выходит первое серьезное издание Полозковой - книга "Непоэмание", опубликованная при поддержке писателя Александра Житинского, который познакомился с ее творчеством благодаря блогу. Презентация сборника прошла в помещении музея ART4.RU, где на тот момент работала Полозкова. "Непоэмание" быстро завоевало сердца читателей, и уже через год поэтесса становится лауреатом премии "Неформат".

В 2008 году состоялась первая поездка поэтессы в Индию. "Страна контрастов" произвела неизгладимое впечатление, и впоследствии по результатам поездки был сформирован "Индийский цикл", состоящий из произведений того периода. Теперь Полозкова старается регулярно посещать эту страну и из каждого путешествия привозит новые стихи. Именно тогда интимная лирика ее творчества в определенной степени уступила место размышлениям о собственном духовном опыте и взаимоотношениях с Божественным началом.

В 2008 поэтесса выпускает сборник "Фотосинтез", иллюстрации к которому делала фотограф Ольга Паволга. Эта работа выдержала три переиздания общим тиражом более тридцати тысяч книг.

В 2009 году поэтесса решает расширить формат своего творчества и выпускает свою первую аудиокнигу под названием "Фотосинтез", где сама читает свои произведение под саундтрек. Кроме того, "Фотосинтез" включает в себя как авторские замечания самой Полозковой, так и отдельные ее фразы, произнесенные во время записи. "Фотосинтез" выдержал более шести переизданий.

В 2009 году состоялось знакомство поэтессы и Эдуарда Боякова, основателя, режиссера и продюсера театра "Практика" (затем - "Политеатра"). Бояков приглашает Полозкову принять участие в поэтическом спектакле "Стихи о любви", основанном на текстах поэтессы. Премьера постановки прошла в октябре того же года в театре "Сцена-Молот" в Перми. Спустя два года состоялась премьера нового спектакля "Стихи про Москву".

В 2012 году Полозкова едет в Нью-Йорк, где устраивает сольное чтение в рамках местной книжной ярмарки.

Весной 2013 года увидел свет третий стихотворный сборник Полозковой под названием "Осточерчение". Книга состоит из тринадцати частей, в нее также входят произведения из "Короткого метра" и "Индийского цикла". В том же году Полозкова номинируется на премию "Парабола" фонда имени Андрея Вознесенского.

На сегодняшний день Полозкова продолжает творить и радовать читателей своими едкими, искренними и честными стихами.

 

5

 

Библиография поэта

Веро4ка Полозкова. Непоэмание. — СПб.: Геликон Плюс, 2008. — 212 с.

Полозкова В., Паволга О. Фотосинтез. — М.: Livebook/Гаятри, 2008. — 112 с. Полозкова В. Непоэмание. — М.: Livebook, 2010. — 212 с.

Полозкова В. Осточерчение. — М.: Livebook/Гаятри, 2013. — 184 с.Следует заметить, что сейчас Вера Николаевна работает над сборником детских стихов.

 

6

 

Критика

« Очень быстро стало понятно, что Вера Полозкова — единственный известный современный поэт».

«А в чем ее провокационность и скандальность? Собственно, ни в чем. Вера Полозкова — вполне обычная девушка, живущая современной жизнью, употребляющая современную лексику и совершающая всем понятные поступки. С одной глобальной разницей: она поэт. Поэтому ее стихи — о том, что думают и чувствуют все. А скандальность вокруг нее была создана, в основном, литературным сообществом, которое и по сей день считает, что никакая Вера Полозкова не поэт, дара слова у нее нет, чувством вкуса и не пахнет, а кругом одна претензия».

«Приятно думать, какими будут стихи Полозковой потом… после: когда суетная душа автора успокоится, помудреет, состарится. А пока так: рвано, клипово, с короткими словами и мельтешащими наречиями. Как в молодости всегда. В стихах Веры Полозковой чувств — много, слов — еще больше. Иногда они мало связаны между собой, путаются. Вера Полозкова еще продолжает быть в начале пути становления — хотя уже все про себя понимает: «Должность у меня писательская и чтецкая, жизнь дурацкая»».

Эксперт по литературе, критик Вера Копылова

«Полозкова начинала со стихов, которые могли нравиться или не нравиться, но были технически совершенны, изобретательны и временами очень честны».

Дмитрий Быков, русский писатель,

поэт, литературный критик

 

7

 

Опрос

Так как Вера Николаевна – поэтесса, которая стала известна, в первую очередь, благодаря социальным сетям, там я свой опрос и разместила. Меня интересовало, знают ли мои друзья о существовании Полозковой и об её творчестве. Я рассчитывала, что большинство даст положительный ответ, ведь я регулярно публикую стихотворения Полозковой на своей странице, советую друзьям к чтению. Самый известный человек поэзии нашего века часто появляется на ТВ-экранах, в газетах и журналах, но… На это не обращают внимание? Такой вывод я сделала, взглянув на результаты своего опроса уже спустя два часа после его размещения:12 человек проголосовало. Ответ, где стоит галочка, – мой ответ, я единственная из всех опрошенных читаю современного автора. 16,7 % опрошенных знакомы с творчеством Полозковой, но не читают. Так как голосование анонимное, я могу лишь предположить, что этот процент составляют мои подруги, которым я регулярно навязываю (именно так) стихи. 75% моих друзей не имеют представления, о каком поэте идет речь. Т.е. лишь один из четырёх опрошенных знает о существовании современной поэзии. Я так смело утверждаю, потому что Вера Полозкова – самый знаменитый представитель данной структуры на сегодняшний день, что доказывает её творческий путь и библиография.

 

8

 

Заключение и вывод

Поэтесса Вера Полозкова известна в наше время человеку, который хоть немного интересуется современной литературой, в частности – поэзией. Карьеру Полозковой можно назвать успешной. Вера популярна на столько, насколько это возможно при таком безразличии общества к развитию литературы. В результате своего исследования я выявила новую проблему – «застой» в отечественной литературе. Наша литература развивается крайне медленно, и не по тому, что некому писать, нет. У людей другие интересы, чрезмерная занятость и отсутствие идеалов. Большинство после тяжелого рабочего дня берет в руки пульт, а не сборник стихов. «Должны быть вещи, свободные от ада и телевизора, вот стихи, например»,- говорит Полозкова. Полозкова – поэт (её можно назвать поэтом за сильный слог), который оставляет отпечаток в душах и сердцах. Стиль Полозковой во многом похож с Маяковским, можно, пожалуй, даже сказать, что она отчасти футурист. Вера часто пишет лишь строчными буквами, в этом её уже начали копировать. Стихи этого автора совершенно справедливо стоят на полках книжных магазинов рядом с Бродским и Цветаевой. В.Н. Полозкова – новое имя новой литературы, которая требует развития и внимания!В приложении я предоставляю возможность познакомиться с творчеством, о котором я так много сказала в этой работе.

 

9

 

Источники:

http://www.womanhit.ru/eksperti/654607-vera-polozkova-devochka-sozrela.htmlhttp://readly.ru/author/15941/ https://24smi.org/celebrity/372-vera-polozkova.html https://ru.wikipedia.org/wiki/Полозкова,_Вера_Николаевна

 

1000

 

ПриложениеСтихи

яблоко

попробуй съесть хоть одно яблоко

без вот этого своего вздоха

о современном обществе, больном наглухо,

о себе, у которого всё так плохо;

не думая, с этого ли ракурса

вы бы с ним выгоднее смотрелись,

не решая, всё ли тебе в нём нравится —

оно прелесть.

побудь с яблоком, с его зёрнами,

жемчужной мякотью, алым боком, —

а не дискутируя с иллюзорными

оппонентами о глубоком.

ну, как тебе естся? что тебе чувствуется?

как проходит минута твоей свободы?

как тебе прямое, без доли искусственности,

высказывание природы?

здорово тут, да? продравшись через преграды все,

видишь, сколько теряешь, живя в уме лишь.

да и какой тебе может даться любви и радости,

когда ты и яблока не умеешь.

Пятиэтажка

Да, я дом теперь, пожилая пятиэтажка.

Пыль, панельные перекрытия, провода.

Ты не хочешь здесь жить, и мне иногда так тяжко,

Что из круглой трубы по стенам течет вода.

Дождь вчера налетел – прорвался и вдруг потек на

Губы старых балконов; бил в водосточный нос.

Я все жду тебя, на дорогу таращу окна,

Вот, и кровь в батареях стынет; и снится снос.

 

11

 

***

ты область, где кончаются слова.

ты детство, что впотьмах навстречу вышло:

клеёнка, салки, давленая вишня,

щекотка, манка, мятая трава.

стоишь, бесспорен, заспан и влюблён,

и смотришь так, что радостно и страшно —

как жить под взглядом, где такая яшма,

крапива, малахит, кукушкин лён.

я не умею этой прямоты

и точной нежности, пугающей у зрячих,

и я сую тебе в ладони — прячь их —

пакеты, страхи, глупости, цветы;

привет! ты пахнешь берегом реки,

подлунным, летним, в молодой осоке;

условия, экзамены и сроки

друг другу ставят только дураки,

а мы четыре жадные руки,

нашедшие назначенные строки.

Снова не мы

ладно, ладно, давай не о смысле жизни, больше вообще ни о чем таком

лучше вот о том, как в подвальном баре со стробоскопом под потолком пахнет липкой самбукой и табаком

в пятницу народу всегда битком

и красивые, пьяные и не мы выбегают курить, он в ботинках, она на цыпочках, босиком

у нее в руке босоножка со сломанным каблуком

он хохочет так, что едва не давится кадыком

черт с ним, с мироустройством, все это бессилие и гнилье

расскажи мне о том, как красивые и не мы приезжают на юг, снимают себе жилье,

как старухи передают ему миски с фруктами для нее

и какое таксисты бессовестное жулье

и как тетка снимает у них во дворе с веревки свое негнущееся белье,

деревянное от крахмала

как немного им нужно, счастье мое

как мало

расскажи мне о том, как постигший важное – одинок

как у загорелых улыбки белые, как чеснок,

и про то, как первая сигарета сбивает с ног,

если ее выкурить натощак

говори со мной о простых вещах

как пропитывают влюбленных густым мерцающим веществом

и как старики хотят продышать себе пятачок в одиночестве,

как в заиндевевшем стекле автобуса,

протереть его рукавом,

говоря о мертвом как о живом

как красивые и не мы в первый раз целуют друг друга в мочки, несмелы, робки

как они подпевают радио, стоя в пробке

как несут хоронить кота в обувной коробке

как холодную куклу, в тряпке

как на юге у них звонит, а они не снимают трубки,

чтобы не говорить, тяжело дыша, «мама, все в порядке»;

12

 

как они называют будущих сыновей всякими идиотскими именами

слишком чудесные и простые,

чтоб оказаться нами

расскажи мне, мой свет, как она забирается прямо в туфлях к нему в кровать

и читает «терезу батисту, уставшую воевать»

и закатывает глаза, чтоб не зареветь

и как люди любят себя по-всякому убивать,

чтобы не мертветь

расскажи мне о том, как он носит очки без диоптрий, чтобы казаться старше,

чтобы нравиться билетёрше,

вахтёрше,

папиной секретарше,

но когда садится обедать с друзьями и предается сплетням,

он снимает их, становясь почти семнадцатилетним

расскажи мне о том, как летние фейерверки над морем вспыхивают, потрескивая

почему та одна фотография, где вы вместе, всегда нерезкая

как одна смс делается эпиграфом

долгих лет унижения; как от злости челюсти стискиваются так, словно ты алмазы в мелкую пыль дробишь ими

почему мы всегда чудовищно переигрываем,

когда нужно казаться всем остальным счастливыми,

разлюбившими

почему у всех, кто указывает нам место, пальцы вечно в слюне и сале

почему с нами говорят на любые темы,

кроме самых насущных тем

почему никакая боль все равно не оправдывается тем,

как мы точно о ней когда-нибудь написали

расскажи мне, как те, кому нечего сообщить, любят вечеринки, где много прессы

все эти актрисы

метрессы

праздные

жаловаться на стрессы,

решать вопросы,

наблюдать за тем, как твои кумиры обращаются в человеческую труху

13

 

расскажи мне как на духу

почему к красивым когда-то нам приросла презрительная гримаса

почему мы куски бессонного злого мяса

или лучше о тех, у мыса

вот они сидят у самого моря в обнимку,

ладони у них в песке,

и они решают, кому идти руки мыть и спускаться вниз

просить ножик у рыбаков, чтоб порезать дыню и ананас

даже пахнут они – гвоздика или анис –

совершенно не нами

значительно лучше нас

***

Я ведь не рабской масти – будь начеку.

Я отвечаю требованиям и ГОСТам.

Просто в твоем присутствии – по щелчку -

Я становлюсь глупее и ниже ростом.

Даже спасаться бегством, как от врагов

Можно – но компромиссов я не приемлю.

Время спустя при звуке твоих шагов

Я научусь проваливаться сквозь землю.

Я не умею быть с тобой наравне.

Видимо, мне навеки стоять под сценой.

Эта любовь – софитовая, извне -

Делает жизнь бессмысленной.

И бесценной.

***

Надо было поостеречься.

Надо было предвидеть сбой.

Просто Отче хотел развлечься

И проверить меня тобой.

Я ждала от Него подвоха –

Он решил не терять ни дня.

Что же, бинго. Мне правда плохо.

Он опять обыграл меня.

От тебя так тепло и тесно…

Так усмешка твоя горька…

Бог играет всегда нечестно.

Бог играет наверняка.

Он блефует. Он не смеется.

Он продумывает ходы.

Вот поэтому медью солнце

Заливает твои следы,

Вот поэтому взгляд твой жаден

И дыхание – как прибой.

Ты же знаешь, Он беспощаден.

Он расплавит меня тобой.

Он разъест меня черной сажей

Злых волос твоих, злых ресниц.

Он, наверно, заставит даже

Умолять Его, падать ниц –

И распнет ведь. Не на Голгофе.

Ты – быстрее меня убьешь.

Я зайду к тебе выпить кофе.

И умру

У твоих

Подошв.

 

14

 

Просмотров работы: 770