«ОСТРАЯ МЫСЛЬ, ИЗОБРАЖЁННАЯ В НЕМНОГИХ СЛОВАХ» (ЭПИГРАММА КАК ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ)

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«ОСТРАЯ МЫСЛЬ, ИЗОБРАЖЁННАЯ В НЕМНОГИХ СЛОВАХ» (ЭПИГРАММА КАК ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ)

Белова Л.В. 1
1
Емелина И.Е. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Эпиграмма как жанр литературы имеет длительную историю. Она берет свое начало с периода античности, с надгробных надписей. Пройдя тысячелетний путь существования, видоизменяясь, подобные острые стихотворения не утратили своей привлекательности, остались жанром, к которому часто обращались и обращаются художники слова. Расцвет русской эпиграммы пришелся на первую половину XIX века. С XX в. и по сей день она переживает некоторый спад. В работе мы попытались определить специфичность этого жанра литературы, ответить на вопрос, почему данная поэтическая форма привлекала и привлекает многих деятелей искусства.

Предполагается, что эпиграмма имеет определённые особенности, которые обуславливают её существование в течение тысячелетий. Нам представляется возможным, проанализировав данный вид литературы, понять, почему он остается интересным до сих пор.

Актуальность исследования обусловлена тем, что эпиграмма как жанр литературы в последнее время неоправданно, с нашей точки зрения, забыта. Изучена мало и неглубоко. В литературной критике с трудом можно найти исследования, посвященные особенностям современной эпиграммы.

Цель исследования – познакомиться с историей жанра эпиграммы и определить его художественное своеобразие.

В соответствии с поставленными целями определяются следующие задачи исследования:

  1. Проследить историю возникновения эпиграммы.

  2. Попытаться определить особенности ее художественного языка.

  3. Рассмотреть специфику пушкинской эпиграммы, ее место в творчестве поэта.

  4. Постараться определить своеобразие острых стихов В. Гафта.

Объект исследования – эпиграмма как жанр литературы.

Предмет исследования – художественные особенности данного вида литературы.

В ходе работы была изучена история возникновения эпиграммы, прочитаны многочисленные доступные статьи о творческом пути ее преобразования, малочисленные материалы о значимости эпиграмм в творчестве современных поэтов. Исследованы художественные особенности современных произведений данного жанра.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что содержащийся в ней материал может быть использован на факультативных и кружковых занятиях по русской поэзии XIX и XX веков. Он может вызвать интерес к русской литературе и послужить развитию творчества детей в столь необычной области поэзии.

Глава 1. Эпиграмма как жанр литературы 1.1 История возникновения и развития эпиграммы

В эллинистическое время ясную форму обрел новый литературный жанр - эпиграмма. Этот жанр имел долгую предысторию. Самая древняя известная греческая эпиграмма — это стихотворная надпись на кубке. Она гласит "Я кубок Нестора...". Геродот говорит, что видел в одном святилище и списал очень древние, упоминающие мифологические времена эпиграммы, в которых говорят треножники. Один обращается ко всем, кто его видит: "Амфитрион меня посвятил, одолев телебоев"[1]. Другой обращается к богу святилища Аполлону:

Сей, кулачный боец, тебе Аполлон-дальновержец,

Верх одержав, посвятил меня, жертвенный дар несравненный". [1]

К одной из разновидностей эпиграммы можно отнести эпитафии — надгробные надписи. Чем короче был текст – тем легче труд резчика, который работал на твердом материале, в основном на камне: в нескольких словах нужно было выразить и любовь, и скорбь.

В эллинистическую эпоху происходит замещение эпитафии эпиграммой. Когда писатели эллинистического времени обратили внимание на сочинения малой формы, оказалось, что эпиграмма подходит для выражения принципиальных установок или чувств, самых разнообразных минутных настроений автора. Тогда она стала литературным жанром.

Авторы писали литературные эпитафии знакомым, воображаемым лицам. Изначально строгий, всё вольнее раскрепощается, включает в себя лирические, драматические, иронические элементы, тесно смыкается с остроумной шуткой.

Можно найти эпиграммы юмористического характера. Вот Каллимах рассказывает анекдотическое происшествие: начитавшись положений Платона о бессмертии души, какой-то человечек покончил с собой:

Солнцу сказавши "прости", Клеомбротамбракиец внезапно

Кинулся вниз со стены прямо в Аид. Он не знал

Горя такого, что смерти желать бы его заставляло:

Только Платона прочел он диалог о душе.

(пер. Л. Блуменау)

Еще одна тема эпиграмм — оценка деятельности художников и отдельных произведений: Феокрит хвалит Архилоха, Асклепиад — поэму Антимаха "Лида", Леонид — поэзию Гомера, Эринны, Анакреонта и т. д. Пишутся эпиграммы о творениях скульпторов и живописцев.

Достаточно много эпиграмм написано на любовные мотивы. Любовь представляется как незаживающая рана от стрелы Эрота, как жгучий огонь, от которого поэты, по их словам, тают, как свечи. Мелеагр так обращается к любимой в эпиграмме из двух строчек:

Клей — поцелуи твои, о Тимо, а глаза твои — пламя:

Кинула взор — и зажгла, раз прикоснулась — и твой!

(пер. Л. Блуменау)

Параллельно развивалась эпиграмма, представляющая собой непосредственный отклик на злободневные события, часто политические.

Современное понимание эпиграммы восходит к наследию Марциала как короткого насмешливого стихотворения, обычно построенного на контрасте постепенной экспозиции и неожиданного завершения, заключительной «остроты». У древнеримского поэта впервые становится ведущей сатирическая тема.

Таким образом, эпиграммы были разными: и грустными, и веселыми, и серьезными, и смешными. Более всего были распространены два типа: или в начале стихотворения поэт высказывает основной тезис, а остальные строчки его иллюстрируют, или первые строчки — это как бы экспозиция, а последняя строчка или двустишие раскрывают суть.

В новое время эпиграмма стала известна года благодаря византийскому священнику Константину Кефала, составившему антологию из 4000 эпиграмм.

С ослаблением позиций классицизма эпиграмма утрачивает свое положение в литературе – романтизм почти не обращается к данному жанру.

1.2 Поэтическая техника эпиграммы

В современном понимании эпиграмма представляет короткое сатирическое стихотворение, направленное против какого-нибудь лица или общественного явления. Особенно характерны для композиции эпиграммы стремительное развитие темы и неожиданная, острая концовка (point). Будучи своеобразной словесной карикатурой, эпиграмма часто подчеркивает, заостряет те или иные черты разоблачаемого лица или явления. В эпиграмме, за небольшими исключениями, отчетливо выражается общественно-политическая позиция автора, его симпатии и антипатии. Вот почему большая часть известных нам эпиграмм является фактом литературно-общественной, часто остро политической борьбы.

Создатель не может творить в полном одиночестве, эпиграмма предполагает наличие противников и единомышленников. Создание эпиграмм - это дуэль, спор, полемика.

Известны два типа: простой и сложный. Простые эпиграммы содержат только тезис, сложные состоят из вступления и заключения. Простые излагают факт или происшествие, а сложные содержат остроумное и меткое заключение. Остроумные эпиграммы – это те, в которых имеется краткое, но сильное и выразительное заключение - острое, возбуждающее мысль и неожиданное, как удар. Главною особенностью эпиграммы стал ее характер быстрой, остроумной, язвительной насмешки. С этим характером эпиграмма перешла и в русскую литературу. Успехи эпиграммы на русской почве возбудили стремление дать теоретическое обоснование этому жанру.

Полное раскрытие жанра эпиграммы было дано Н. Остолоповым: "Эпиграмма есть небольшая поэма или краткое сочинение в стихах, имеющее один только предмет и оканчивающееся острою мыслию..."

Остолопов отмечает, что "эпиграмма описывает высокое и низкое; показывает гнусность пороков и осмеивает смешное". Поэт дает психологический анализ жанра эпиграммы, а также перечисляет некоторые основные ее формальные признаки: "Эпиграмма более понравится, когда принимает вид важный, желая быть шутливою; вид простоты, желая быть замысловатою; вид кротости, желая быть язвительною..."

Интересны замечания Н. Остолопова о композиции эпиграммы: "Две части составляют новейшую эпиграмму. Одна заключает предложение предмета или вещи, произведшей мысль; другая - самую мысль или, так сказать, острое слово, что вместе можно назвать, как и в других поэмах, узлом и развязкою».

Характерной особенностью эпиграммы является использование в ее тексте некоторой игры слов: каламбура. Вершиной мастерства считается, когда истинный смысл открывается читателю не в строке, а в последнем слове (в сонетах этот прием называют «замком сонета»).

Становится ясно, три главные составляющие, на которых держится хорошая эпиграмма – злободневность, краткость, рифма.

1.3 Русская эпиграмма XIX века

Экспрессивно-оценочные языковые средства

В XIX веке в русской литературной среде эпиграмма становится одним из самых популярных художественно-словесных жанров. Многие эпиграммы публиковались авторами в журналах, другие в условиях жесткой цензуры распространялись в рукописной форме, передавались из уст в уста. Эпиграмма того времени зачастую использовалась в литературной полемике и политической борьбе с целью сатирического обличения адресата.

Главную роль в создании экспрессивно-оценочной тональности текста

в жанре эпиграммы играют лексические эмоциональные средства, которые одновременно являются и оценочными.

Основу жанровой сатирико-юмористической стилистики эпиграмм составляет общелитературная лексика с негативной экспрессивной оценкой, но в эпиграммах могут встречаться разговорные и просторечные слова и выражения.

Используются в эпиграммах и слова с положительной оценочностью. Однако употребляются, как правило, для экспрессивного контраста. Обычно они предшествуют резкой негативной оценке в конце эпиграммы.

В целях создания негативной характеристики адресата в эпиграммах широко используются глаголы живой разговорной речи: взбеситься, вопить, выть, поносить (бранить), жрать, обожраться, тошнить и другие.

Таким образом, широкое употребление пейоративных разговорных и просторечных языковых средств в эпиграммах связано с наличием у них эмоционально-экспрессивных значений, посредством которых создается обличительная характеристика адресата.

Особенности тематики и стихотворной речи

Новый жанр быстро получил в русской литературе права гражданства. Источником эпиграмматического творчества наших поэтов становится русская действительность, причем на содержании эпиграммы сказалось и мощное влияние предшествующей отечественной литературы и фольклорной традиции.

Бытовая эпиграмма XVIII века осмеивала не только супружескую неверность и семейные неурядицы, но и вообще различные людские пороки.

Уже в XVIII веке получают значительное развитие эпиграммы литературные, связанные с борьбой различных литературных течений. Эпиграмма становится привычным оружием в литературной полемике.

Первая треть XIX века - это период наибольшего расцвета русской эпиграммы. В эти годы политическая эпиграмма становится агитационным средством борьбы дворян-революционеров против русского самодержавия.

Однако во второй половине XIX века все более возрастает роль прозы и соответственно уменьшается удельный вес поэзии в русской литературе. Поэтическая сатира все более оттеснялась на задний план сатирой в прозе. В последние десятилетия XIX века наступает измельчание печатной русской эпиграммы. Содержание их - это мелкие бытовые вопросы, выход в свет какой-нибудь никчемной книжицы и т. д.

Падение русской эпиграммы объясняется, в первую очередь, жестоким цензурным режимом. Политическая эпиграмма уходит в подполье, и практически невозможно отыскать ее в легальной печати.

Глава 2. Эпиграмма в судьбе А.С.Пушкина

Искусство мгновенного, молниеносного обнажения низменной сути персонажа, точность словесного выражения, прекрасное владение рифмой поставили эпиграмму Пушкина в ряд ведущих жанров русской литературы.

Свои устойчивые особенности (спокойное, медитативное начало и завершение неожиданной парадоксальной точкой, создаю­щей эффект обманутого ожидания, комический эффект) этот жанр обретает благодаря А.С. Пушкину. Отточенная краткость высказывания, связь с конкретной литературной и политической ситуацией – ведущие черты пушкинской эпиграммы.

Из высказываний современников мы узнаем о "невероятной чувствительности" Пушкина "ко всякой насмешке", он "за малейшую против него неосторожность готов был отплатить эпиграммой или вызовом на дуэль". [2]

Пушкин был готов вновь и вновь отвечать провинившемуся адресату. Своими эпиграммами сатирик оставляет на лице адресатов вечный отпечаток.

В эпиграмматической борьбе изнуряющим баталиям он предпочитал краткие столкновения. Чаще всего поэт отвечал по принципу "редко, да метко".

У эпиграммы порой есть только намек, который всем понятен. Поэтому попадание в цель - вот необходимое условие действенности и в то же время свойство всякого удачного художественного произведения.

Итак, Пушкин предстает если и не самым азартным зачинщиком литературных битв, то, во всяком случае, бойцом, готовым к достойному ответу.

"...Пушкина здесь обсуждали точно так, как любого сослуживца с неуживчивым характером: "Тебе понравилось бы, если бы на тебя эпиграммы писали?" [3] Это воспринималось как вполне достаточная причина, чтобы убить великого поэта.

Подобное отношение к эпиграмматическому наследию Пушкина подспудно мешает более подробному его изучению. Возможно, это связано еще и с тем, что загадочный жанр чисто аналитически "не дается в руки", говоря словами Пушкина о пословице. Недаром работы, посвященные эпиграмме, - это главным образом предисловия к сборникам и антологиям, реальные комментарии и разборы отдельных эпиграмм.

Условно эпиграммы Пушкина можно разделить на 2 группы: дружеские и критические.

Одни из первых эпиграмм поэт сочинил, будучи лицеистом. Адресаты его ранних произведений - друзья, лицейские служители. Такие эпиграммы улыбчивые и дружеские, не несут никакой злобы. Они проникнуты мягким юмором, ироничны по отношении к адресату.

Вот Виля — он любовью дышит, Он песни пишет зло, Как Геркулес, сатиры пишет, Влюблен, как Буало.

Данная эпиграмма А. С. Пушкина высмеивала особенность Кюхельбекера делать все невпопад.

Другой тип эпиграмм – язвительный. В них поэт бесстрашно обнажал неприглядную сущность адресата. Они проникнуты очень острой, подчас злой и уничтожающей критичностью. Особенно ярко каламбурность и невероятная игра слов проявилась в эпиграммах-портретах. Здесь следует обратить внимание на «Полу-милорд, полу-купец...». Особенность композиции эпиграммы Пушкина состоит в том, что кульминация совпадает с развязкой. Воронцов был сыном русского посла в Лондоне и имел материальный интерес в операциях Одесского порта:

Полу-милорд, полу-купец, Полу-мудрец, полу-невежда, Полу-подлец, но есть надежда, Что будет полным наконец.

Хлёсткий, разоблачающий оксюморон использует поэт в эпиграмме на Карамзина, автора «Истории государства Российского», замечая с едкой иронией, что в произведении историка прославляются «прелести кнута», то есть крепостного права:

В его «Истории» изящность, простотаДоказывают нам, без всякого пристрастья,Необходимость самовластьяИ прелести кнута.

В эпиграммах поэт выступает как автор окказионализмов, причём образованных от имён собственных. Из-под пера Пушкина рождается слово категории состояния «кюхельбекерно» («Так было мне, мои друзья, И кюхельбекерно, и тошно»). Подобное словотворчество - проявление искромётности ума, лингвистической находчивости Пушкина.

Поэт не перестает писать эпиграммы, но их количество в 30-е годы резко сокращается. Пушкинская эпиграмма концентрирует в себе особенности художественного мышления автора, его композиционной, ритмической и словесной техники. Это время стало, пожалуй, пиком в развитии русской версии жанра.

Затем, в постпушкинское время, по выражению исследователя М. Гиллельсона, “были единичные, разрозненные выстрелы, а в целом с середины 1830-х до середины 1850-х годов эпиграмма «присмирела» и ждала подходящего часа, чтобы обрести второе дыхание”.

Глава 3. Люди и время в эпиграммах В. Гафта

Современные писатели также отдают дань эпиграмме, которая распространяется не только в печатном виде, но и устно. Следовательно, эпиграмма – один из редчайших жанров, которые зародились в глубокой античности и сохранились до наших дней.

Русская эпиграмма XX века унаследовала лучшие традиции. Она остра, язвительна, лаконична. В жанре эпиграммы становится известным актёр Валентин Гафт, от эпиграмм которого, по словам современников, плакала вся Москва. Его произведения, как и А. С. Пушкина, отличает выраженная гражданская позиция, субъективность оценки людей и событий. Заметим, что в источниках, не встречаются эпиграммы на первых лиц государства (вспомним: у Пушкина написаны эпиграммы на Аракчеева и Александра I).

Адресатами эпиграмм Валентина Гафта стало хорошо известное автору актёрское сообщество, столичная богема.

В эпиграммах Гафта прославляется Его Величество Искусство и честное служение ему. Так о русском актёре Ролане Быкове поэт замечает:

Ему бы в сборную по баскетболу,

Какой-то чёрт сидит в нём, бес,Всего-то два вершка от полу,

А звёзды достаёт с небес!

В эпиграмме, построенной на антитезе, величие таланта актёра раскрыто с помощью фразеологизмов «два вершка от полу» и «звёзды достаёт с небес».

По признанию самого Гафта, именно Ролан Быков «сподвигнул» его заняться таким литературным творчеством.

Гимн человеческой честности и достоинству звучит в строках, посвящённых актёру Зиновию Герду, который получил на войне ранение, вследствие чего у него не сгибалось колено, но что не помешало ему стать гениальнейшим актёром. Этот факт приобретает совершенно иное звучание – становится символом мужества и принципиальности:

О, необыкновенный Герд,Он сохранил с поры военнойОдну из самых лучших черт-Коленом он непреклоненный.

Интересен фонетический рисунок эпиграммы. Преобладающий звук [о] – одический знак восхищения, преклонения автора перед героем эпиграммы.

Кстати заметим, что самого автора эпиграмм отличает та же непреклонность, чувство человеческого достоинства. Высмеивать человеческие пороки, давать оценку современникам не просто. На это надо иметь моральное право помимо таланта. У Гафта, с нашей точки зрения, оно есть.

Дружеским шаржем, наполненным добрым юмором и преклонением перед талантом, можно назвать эпиграмму на режиссёра Эльдара Рязанова:

Переосмысливая зановоКартины Элика Рязанова,Скажу: талант его растёт,Как и живот, им нет предела,Но вырывается вперёдЕго талантливое тело.

Как и в эпиграммах Пушкина, кульминация совпадает с развязкой: истинному таланту ничего не страшно, его ничто не может заслонить. В своих произведениях В. Гафт точен и правдив. Он исследует тему зла, страха и рабства, беспощадно дает оценки современному обществу.

В В.Гафте есть абсолютное неприятие выпячивания какой-либо человеческой нескромности, хотя он неоднократно воздавал должное таланту. Высокое предназначение истинного художника, преданного делу, запечатлено в эпиграмме-метафоре, посвящённой актёру и режиссёру Леониду Быкову:

Он знал, что будет так – и до конца был крепок,

Спасая правду от липучей лжи,

Он стал снимать кино, снимая жизни слепок

Прикосновением души.

Высокая лексика («слепок жизни», «прикосновением души»), книжность слога отражают преклонение перед творчеством талантливого актера и режиссера и глубокое уважение к его делу. Когда Валентин Гафт искренне восхищен человеком, его эпиграммы превращаются в хвалебные оды.

Среди адресатов эпиграмм В.Гафта есть и политики. Поэт не приемлет актёрствования, дешёвого трюкачества в тех, чьи мысли, слова и поступки должны быть прозрачны, просты, искренны. А потому нелестна характеристика на политика, бизнесмена Анатолия Чубайса:

Чубайс-это что, цветок?Торчащий чуб у атамана?Быть может озеро? Приток?Или название романа?...А может, это хищный зверь?Или лекарство из аптеки?Кто б ни был он, но он теперьПриватизирован навеки.

В отличие от эпиграммы на Леонида Быкова, здесь стилистически сниженная, специфическая лексика («чуб», «аптека», «приватизирован»), которая создает образ более сниженный, недостойный почитания. Многочисленные вопросы нарочито подчёркивают неизвестность фигуры, тем самым выражают критическую и неодобрительную характеристику ей. В эпиграмме отразилась боль российского народа, пострадавшего во времена приватизации, поэтому автора трудно упрекнуть в субъективизме, предвзятости в оценке реальных событий.

Гафт, обратившийся к этому жанру, отлично знал, какие требования он предъявлял к нему: краткость, стремительность, оригинальность, афористичность. У В. Гафта все жестче, злее, его эпиграммы бьют не в бровь, а в глаз. Но эпиграмма — оружие обоюдоострое: пишет Гафт — пишут и на него.

Главное в его знаменитых эпиграммах – это взгляд свободного человека на своих коллег. Нутро В.Гафта не терпит никакой диктатуры, кроме диктатуры таланта. Григорий Горин, известный писатель, драматург, заметил: "Я болен Гафтом неизлечимо". В этих словах – признание таланта Валентина Гафта, его незаурядности.

Заключение

Литературное творчество изучено всесторонне, однако и в нём есть не слишком разработанные темы.

У нас при исследовании возник еще больший интерес к теме эпиграммы, который определён уникальными свойствами этого жанра как литературного произведения: в ней, как в зеркале, отражается художественный вкус автора, проявляется его гражданская позиция, выявляются человеческие пристрастия. Хотя эпиграмма и представляет собой малую стихотворную форму, она может служить элегантным оружием словесной дуэли. Главное в ее представлении: не о ком, а как. Благодаря эпиграммам можно понять отношение её автора к человеку или проблеме. Эпиграммой можно ответить на обидные оскорбления, и если получится метко и остроумно, то она может оказаться сильнее стрелы, выпущенной из лука. Великое мастерство - писать эпиграммы!

В ходе работы мы выполнили все поставленные задачи, а именно: мы проанализировали этапы развития эпиграммы как литературного жанра, прошедшего длительный период рассмотрели некоторые эпиграммы Александра Пушкина и Валентина Гафта, определили их художественные особенности. Обратившись к творчеству поэтов столь разного времени, мы увидели изменения, произошедшие в жанре русской эпиграммы, смогли отметить её традиции. Три главные составляющие, на которых держится хорошая эпиграмма – злободневность, краткость, рифма.

Развитие эпиграммы, так же, как и комедии, басни, способствовало укреплению в русской поэзии XVIII века бытового просторечия. Она же сыграла свою роль в формировании языка и стиля русской реалистической поэзии XIX века. Эпиграмма служила в качестве острого оружия идейно-литературной борьбы. На ее примере можно наблю­дать механизм создания политических репутаций.

Весьма привлекательной кажется нам возможность эпиграммы передать в небольшом стихотворении точное, ироническое отношение к событиям, колко высмеять или показать недостатки собеседника. Это является одним из тех умений, которыми многие хотели бы владеть. Не случайно многие исследователи и поэты называют эпиграмму квинтэссенцией поэзии.

Казалось, написание такого небольшого произведения в стихотворной форме не составляет большого труда, однако не так легко выявить черту, обличающую сущность и выразить это «кратко да метко», словно летящая стрела, пронизывающая насквозь. Не всем дано искусное умение злободневно высказаться о чем или ком-либо. Благодаря эпиграмме поэты могут продемонстрировать свое искусное владение поэтической техникой.

Проведенный анализ утверждает мысль о том, что эпиграмма занимает значимое место как литературный жанр. Несмотря на произошедшее измельчание эпиграммы, в России, где юмор ценился всегда, она должна обязательно возродиться, подняться на соответствующую высоту и обрести художественную ценность.

В данном исследовании содержится немалое количество информации о художественных особенностях этого жанра, поэтому наша работа может помочь тем, кто желает разобраться глубже в этом предмете.

Список использованной литературы
  1. Бек Татьяна, Огонь нежданных эпиграмм, журнал «Литература», 2000 г. Москва

  2. Бек Татьяна. Штрихи к истории русской эпиграммы», журнал «Литература», 2000 г. Москва

  3. Воспоминания Н. А. Маркевича о встречах с Кюхельбекером в 1817-1820 гг.,Москва., 1954.

  4. Гафт В. Красные фонари, Москва, 2008

  5. Дилите Д./ «Эпиграмма» // http://rusguides.ru/sochineniya-po-literature-i-russkomu-yazyku/epigramma.htm

  6. Жанр эпиграммы в творчестве А.С. Пушкина и В.И. Гафта// http://pandia.ru/text/78/065/76023.php/

  7. Заграничнов Е.С. А.С. Пушкин - мастер эпиграмм //http://www.scholar.ru/tag.php?page=2&tag_id=50083/

  8. Парсамов В.С. Эдиционная практика и проблемы текстологии, 2006 г. Москва

  9. Переписка А. С. Пушкина, Москва, 1982.

  10. Пушкин А.С. Мысли о литературе, «Современник», Москва, 1988.

  11. Соколова Т.М., Агафий Миринейский, Москва, 1968.

  12. Егорова Елена, О ранних стихотворениях Пушкина /http://www.proza.ru/2010/01/25/1480/

  13. Еремин А.О., Злободневные эпиграммы в творчестве В.И. Гафта // Бюллетень медицинских Интернет-конференций // http://www.scholar.ru/tag.php?page=2&tag_id=50083/

  14. История эпиграммы А. С. Пушкина «всю жизнь провел в дороге и умер в таганроге» // https://otvet.mail.ru/question/82528644/

  15. Кибальник С.А., Антологические эпиграммы Пушкина/http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/isc/isc-152-.htm/

  16. Новикова Елизавета, Выбор оружия. Эпиграмма в судьбе Пушкина// http://magazines.russ.ru/zvezda/1999/6/novik.html/

  17. Определение эпиграмма // http://doshkilniatko.net/opredelenye-epyhramma/

  18. Первое стихотворение Пушкина// https://otvet.mail.ru/question/79723424/

  19. Поликовская Л., Эпиграмма // http://encyclopaedia.biga.ru/enc/culture/EPIGRAMMA.html/

  20. Рубцов А., Эпиграмма – хохотунья // http://www.liveinternet.ru/

  21. Центр дистанционного образования МГУП «Эпиграмма и эпитафия –опасное сходство» / Центр дистанционного образования МГУП // http://www.hi-edu.ru/e-books/TeorLitGenres/tlj007.htm/

  22. Щербакова О., История русской эпиграммы// http://cyrillitsa.ru/posts/625-istoriya-russkoy-epigrammy.html/

  23. Эткинд Е. Г. Пушкин-эпиграмматист. Пушкинский сборник. Псков, 1973

  24. Юзефович. М. В. Воспоминания о Пушкине, Москва, 1880.

Приложение

Имея родственные связи,

Пошел Петров из грязи в князи.

Навешав на уши лапши,

Лежал усердно на печи.

(Белова Л.)

Сколько мыслей, сколько слов

С видом умным произнес.

Разговор был бестолков,

Ведь совсем в ином вопрос.

(Белова Л.)

Автоэпиграмма

Ночами целыми не сплю

И все учу, учу, учу,

Чтоб показать всем на виду,

Семь пядей как блестят во лбу.

Науки покорять хотел,

Но мой будильник не звенел.

(Белова Л.)

1[]Д. Дилите / Эпиграмма // http://rusguides.ru/sochineniya-po-literature-i-russkomu-yazyku/epigramma.htm

2[]Юзефович М. В. Воспоминания о Пушкине, Москва, 1880.

3[]Заграничнов Е.С. А.С. Пушкин - мастер эпиграмм http://www.scholar.ru/tag.php?page=2&tag_id=50083/

20

Просмотров работы: 2874