Два похожих лица, ничуть не смешных по отдельности, смешат своим сходством, когда они рядом.Блез Паскаль
Каждый писатель находится в своем художественном мире, творит по своим законам, стараясь отразить свое миропонимание. Эти миры могут быть похожими, идентичными. В любые времена человека притягивало все необычное и мистическое. Даже самый убежденный скептик в глубине души рад поверить в чудеса. Причем возраст не имеет значения. Может, этой тягой к мистике объясняется интерес ребенка к волшебным сказкам, а взрослого к романам в жанре фэнтези? Но есть сказки, которые в равной степени покоряют сердца и детей, и взрослых. Необыкновенно увлекательным, с нашей точки зрения, является такое направление, как фэнтези, в котором творили многие писатели. Всем известна с начала XXI века линия романов Джоан Роулинг «Гарри Поттер». В русской литературе в последнее десятилетие появилось не менее интересное имя – Д.Емец, создавший похожий мир фэнтези. Это писатель, привлёкший к себе пристальное внимание не только в русской читательской среде, но и в зарубежной, многие представители которой обвиняли его в копировании. Стоит отметить, что в любой литературе, в том числе и художественной, без сомнения, имеет место плагиат.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что мало кто задавался вопросом, проследить истоки и историю образа Гарри Поттера. Тем более никто не брался исследовать развитие этой темы в русской литературе.
Нам показалось интересным рассмотреть истоки романа у самой Джоан Роулинг, а также найти ее последователей в отечественной литературе.
Цель исследования: выявить и проследить развитие такого литературного явления, как Гарри Поттер, в английской и русской литературе.
В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи исследования:
Рассмотреть понятия фэнтези и фантастики в литературе.
Познакомиться с творческими биографиями Дж. Роулинг и Д. Емца.
Определить понятие плагиата и пародии.
Найти своеобразие каждой из линий развития данного литературного явления.
Объект исследования – произведения Джона Толкина, Джоан Роулинг и Дмитрия Емца.
Предмет исследования – художественное своеобразие романов Дж. Роулинг «Гарри Поттер» и Д. Емца «Таня Гроттер».
В ходе работы были определены понятия фэнтези и фантастики, изучены биографии Роулинг и Емца, прочитаны немногочисленные доступные материалы о творчестве русского писателя, а также выявлены особенности романов данных авторов.
Практическая значимость работы заключается в том, что содержащийся в ней материал может быть использован на факультативных и кружковых занятиях по русской литературе конца 20 - начала 21вв, послужить толчком для популяризации русской подростковой литературы.
Глава 1 Фантастические миры Дж.Роулинг и Д.Емца
1.1 Понятия «фэнтези» и «фантастика»
Фэнтези (от англ. fantasy — «фантазия») вид фантастической литературы, основанной на необычайном и порой непонятном сюжетном допущении. Это допущение не имеет, как правило, житейских мотиваций в тексте, основываясь на существовании фактов и явлений, не поддающихся рациональному объяснению.[1] Огромное влияние на формирование современного облика фэнтези оказал Джон Рональд Руэл Толкин.
Первые произведения современного фэнтези начали появляться в начале XX века. Широкую популярность жанру принесла публикация «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкина в 1954—1955, оказавшая огромное влияние на формирование этого направления.
Фантастика (от др.греч. — искусство воображения, фантазия) — жанр и творческий метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других формах искусства, характеризуемый использованием фантастического допущения, «элемента необычайного», нарушением границ реальности, принятых условностей[2]. Современная фантастика включает в себя такие направления, как научная фантастика, фэнтези, ужасы, магический реализм и многие другие.
В конце XX -начале XXI века фантастика снова коммерциализируется. Большим спросом пользуется подростковая развлекательная фантастика, например, серия «Гарри Поттер» Джоан Роулинг. Бум переживают сначала настольные, а затем и компьютерные игры, основанные на фантастике. Фантастические вселенные — часть популярной культуры, воплощающаяся в литературе, кино, играх, комиксах.
1.2 Творческая биография Джоан Роулинг и Дмитрия Емца
Джоан Роулинг — одна из самых известных писательниц современности. Подарив миру серию книг о Гарри Поттере, она вмиг стала популярна и любима во всех уголках земли. Воображением и талантом известной британской писательницы был создан целый мир, который сразу же стал родным для миллионов читателей. Роулинг описывала на своём сайте зарождение концепции Гарри Поттера.[3] Серия романов о Гарри Поттере, став популярной, приобрела множество пародий во всем мире на разных языках.
Дмитрий Александрович Емец (род. 27 марта 1974) — российский писатель-фантаст. Написал такие сказочные и фантастические повести для детей, как «Приключения домовят», «Куклаваня и К°», «Властелин пыли», «В когтях каменного века» и др. Но наиболее широкую известность приобрели его книги о девочке-волшебнице Тане Гроттер, построенные по мотивам произведений Джоан Роулинг. Вначале они позиционировалась как пародия на серию книг о Гарри Поттере, но были обвинены в плагиате и запрещены к публикации в некоторых странах.
1.3 Плагиат или пародия?
Плагиат — (фр. plagiat, от лат.plagiatus=похищенный) умышленное присвоение авторства чужого произведения или использование в своих трудах чужого произведения без ссылки на автора (Булыко А.Н. Современный школьный словарь иностранных слов).
Плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования.
Пародия (от древ.греч. «возле, кроме, против» и «песня») — комическое или сатирическое подражание кому-чему-нибудь [4] Пародии могут создаваться в различных жанрах и направлениях искусства, в том числе литературе (в прозе и поэзии), музыке, кино, эстрадном искусстве и других.
Советский исследователь А. Морозов в статье «Пародия как литературный жанр» (1960) выделяет три основные разновидности жанра литературной пародии:
юмористическая или шуточная пародия
сатирическая пародия
«пародийное использование» (к примеру: «И скучно, и грустно, и некого в карты надуть» Н. А. Некрасова).[5]
Распространены литературные пародии как поэтические, так и прозаические.
Примеры прозаических пародий:
Парнас дыбом
Таня Гроттер
Порри Гаттер
1.4 Споры вокруг романов «Гарри Поттер» и «Таня Гроттер»
Художественные споры вокруг романов Д.Роулинг и Д.Емца ведутся давно, с выхода первой книги русского писателя. Дмитрий Емец творчески переработал "Гарри Поттера", поменял ему пол и выпустил в свет книгу "Таня Гроттер и магический контрабас". В интервью BBC Дмитрий Емец заявил, что его героиня является русским ответом на Гарри Поттера. По словам автора, образы героини и сюжеты этой книги заимствованы из русского фольклора и основываются на русской истории и традициях. Представитель издательства назвал публикацию этой книги "серьезнейшим нарушением авторских прав".
Сюжет "Тани" навеян мотивами "Гарри", но в этом нет ничего предосудительного - на Западе много продолжений "Гарри Поттера", не имеющих к Роулинг отношения, говорили сторонники Д.Емца. Издатели "Тани" даже высказывали предположение, что если творчество Роулинг подвергнуть литературоведческому разбору, то выяснится, что и в основе ее книг лежат чужие сюжеты. Емец полагал, что и его книга является не плагиатом, а попыткой создания универсальной литературы, интересной и молодым, и взрослым. "Я надеюсь, что Джоан прочитает мою книгу. Я думаю, что ей будет интересно, как в России и Великобритании возникают похожие культурные тенденции", - говорил Дмитрий Емец. Представители издательства "ЭКСМО" же считали, что никакого плагиата нет, есть только создание книги "по мотивам" "Гарри Поттера", в чем нет ничего предосудительного.
В русской литературе имеются примеры подобных адаптаций западных детских бестселлеров, взять хотя бы "Волшебника Изумрудного города" А. Волкова, "Приключения Буратино" А. Толстого или "Аню в стране чудес"
В. Набокова. Однако эти переделки имели место задолго до 1973 года, когда СССР стал участником Всемирной конвенции об авторском праве.
Книги о юной волшебнице Тане Гроттер, российской коллеге Гарри Поттера, изучали независимые литературоведы в Англии и России. Эксперты уже признали: "Таня" - "не авторская переработка книг Роулинг, а настоящий плагиат", - заявляла "Интерфаксу" Татьяна Успенская, директор по маркетингу издательства "Росмэн". В зарубежной прессе 7 ноября 2002 была опубликована статья с заголовком «Russia has Harry Potter knockoff», что в переводе означает: «Россия подделала Гарри Поттера».[6]
«Если лондонские юристы решат начать тяжбу, они обратятся в российский суд - в районный суд по месту "прописки" "ЭКСМО"»,- сообщала Успенская. По его словам, "ЭКСМО" получило от лондонских юристов и "Росмэна" "ультиматум", призывавший в определенный срок прекратить "издание, воспроизведение, маркетинг, распространение и продажу контрафактных книг". В случае отказа "сторона Гарри Поттера" намеревалась подать в суд.
Сам Дмитрий Емец 14 марта 2003 года в интервью «ПРАВДЕ.Ру» сообщил, что предпочел бы, раз уж представители «Поттера» видят ущемление своих прав в существовании «Тани Гроттер», чтобы состязание между ними происходило на литературной почве, а не в зале для судебных разбирательств.[7]
3 апреля 2003 года суд принял решение, в соответствии с которым издательство «Библос» не может выпускать голландский перевод книжки о Тане Гроттер и должно отказаться от «всяких посягательств на авторские права писательницы Роулинг». Однако в вердикте нет слова «плагиат», которого так добивались истцы. Наполовину Роулинг отступила и разрешила Д.Емцу писать про Таню, но фильм снимать запретила.
Углубляясь в данную конфликтную ситуацию, нельзя не сказать, что Джоан Роулинг в своё время тоже обвиняли в плагиате. С соответствующим заявлением в лондонский суд обратились наследники другого писателя из Туманного Альбиона Эдриана Джейкобса.
В иске утверждалось, что Роулинг использовала сюжетные линии из его книги в своем романе Гарри Поттер и Кубок огня, вышедшем в свет в 2000 году. Истцы утверждали, что и у Роулинг, и у Джейкобса речь идет о соревновании волшебников, герой получает подсказки в ванной комнате, а задание, с которым ему предстоит справиться, заключается в спасении человека, захваченного в заложники волшебными созданиями - наполовину людьми, а наполовину животными.
Сама писательница категорически не соглашалась с выдвинутыми против нее обвинениями. «Я огорчена тем, что было выдвинуто очередное обвинение в том, что я использовала материал из другой книги для написания книги о Гарри. Дело в том, что я никогда не слышала об этом авторе или об этой книге до первого обвинения. Я, естественно, никогда не читала этой книги», - подчеркнула она.
Можно вспомнить, что автор романа «Властелин Колец» и «Хоббит, или Туда и обратно» замечательный Дж. Толкиен также напрямую использовал свои научные знания в создании своих миров.
Писательница заимствовала своих героев из легенд о том же короле Артуре, греческой мифологии, Средневековых сказаний и, в особенности, у самого Толкиена.
Кольцо Всевластия пропитано мощью Саурона и оказывает тлетворное воздействие на того, кто обладает им, наденет его или просто окажется неподалёку. Крестражи имеют такие же свойства, что и Кольцо, о чём свидетельствует дневник Тома Реддла.
И у Роулинг, и у Толкиена главному герою помогает могущественный старый маг (Гэндальф и Дамблдор), присутствуют артефакты, дающие бессмертие (Единое Кольцо и Философский камень) и волшебный меч (Андуриль и меч Годрика Гриффиндора). На самом деле, этот сюжет не придуман Толкиеном или Роулинг. Свои корни он берёт из легенд о короле Артуре, где упомянутые образы играют Мерлин, Святой Грааль и Экскалибур. Легенды о короле Артуре буквально “пропитывают” английскую культуру, литературу, и очень многие писатели, так или иначе, заимствуют оттуда те или иные элементы.
Сравнения и предположения о заимствованиях и источниках неизбежны. Как говорил Томас Шиппи: “Я не думаю, что любой современный писатель фэнтези сможет избежать клейма Толкиена, как бы долго и тяжело он не старался”.
Глава 2 Художественный мир романов Джоан Роулинг и Дмитрия Емца
2.1 Своеобразие тематики и сюжета
«Гарри Поттер» (англ. «Harry Potter») — серия из семи романов. Основной сюжет данной серии посвящён противостоянию Гарри и тёмного волшебника по имени лорд Волан-де-Морт, в чьи цели входит обретение бессмертия и порабощение магического мира.
Повышение значимости вопроса жизни и смерти выражается в гибели одного или нескольких персонажей в последних четырёх романах и тем самым подчеркивает прогресс серии[8]. Впоследствии Гарри извлекает для себя важные жизненные уроки из бесед с наставником Альбусом Дамблдором.
Таня Гроттер — серия книг русского писателя Дмитрия Емца, повествующая о приключениях девочки-волшебницы Тани Гроттер и её друзей. Данная серия имеет сравнительно большой коммерческий успех в России.
Главной героиней является девочка Таня Гроттер, чьи родители погибли от рук злой колдуньи Чумы-дель-Торт, имя которой боятся произносить рядовые маги и волшебницы, заменяя прозвищем Та-Кого-Нет и прочими кеннингами. Директор магической школы Тибидохс оставил Таню в футляре от контрабаса перед дверью единственных родственников девочки среди лопухоидов, семьи депутата Дурнева. Потом её забрали в Тибидохс, который и стал её домом.
Заимствование сюжетных ходов из «Гарри Поттера» ограничивается несколькими первыми книгами, в дальнейшем серия романов о Тане Гроттер развивает собственные сюжетные линии и совсем не напоминает книги о Гарри. Первые книги – это копирование с "Гарри Поттера", но даже близкая схожесть сюжетов нашла свой дух, свой образ, именно определённо русское, сказочное, близкое только русскому человеку, который вырос на наших легендах и мифах, нашем юморе.
2.2 Главные герои, персонажи и образы
Критики отмечают немало отличий между героями и связанными книжными сериями Д.Роулинг и Д.Емца. Как пишет Роман Арбитман, литературный критик: «В книгах про Гарри нравственные акценты расставлены чётко. У Емца... положительная Таня пакостит Дурневым в стиле коммунальной кухни («подливает в чайник воду из бачка унитаза»), негодяем в финале первой книги оказывается зубрила - «ботаник», а в Тибидохсе, в отличие от Хогвартса, под одной крышей с белыми преспокойно учат и чёрных магов, причём всяким гадостям»[9].
У Роулинг магия, образно говоря, рассредоточена, а у Емца она более хаотичная, сумбурная; Гарри изначально слишком идеализируют, Таня же описывается такая как есть - со своими недостатками и достоинствами. Любовь у Роулинг почти у всех одинаковая, у Емца каждый персонаж любит по-своему. Сходства судеб героев книг Д.Роулинг и Д.Емца прозрачно прослеживаются и могут быть представлены в следующей таблице:
Гарри Поттер |
Таня Гроттер |
Родителей Гарри убил злой волшебник Волан-де-Морт. |
Родители Тани убиты злой ведьмой Чумой-дель-Торт. |
У него есть странный шрам на лбу. Его оставили у двери его родственников Дурслей. |
У неё есть странная родинка на носу. Её оставили у двери её родственников Дурневых. |
Они плохо к нему относились, но любили своего сына Дадли (Диди). |
Они плохо к ней относились, но любили свою дочь Пенелопу (Пипу). |
У Гарри два лучших друга Рон Уизли и Гермиона Грейнджер. |
У Тани два лучших друга Ягун и Ванька Валялкин, в которого она влюблена. |
Он становится отличным игроком в квиддич, летая на метле. |
Она становится отличным игроком в драконбол, летая на контрабасе. |
Волан-де-Морт ищет философский камень, спрятанный в Хогвартсе. |
Чума-дель-Торт ищет Талисман Четырёх Стихий, спрятанный где-то в Тибидохсе. |
Гарри и его друзья сражаются с Волан-де-Мортом и его слугой. |
Таня и ее друзья сражаются с Чумой-дель-Торт и ее слугой. |
Они побеждают, но камень уничтожен. |
Она побеждает, но талисман уничтожен. |
Учителя поставили задачи, дабы туда никто не прошёл. |
Учителя поставили магические преграды, дабы туда никто не прошёл. |
Последующие книги серии также имели ряд пересечений с другими, последующими романами Гарри Поттера. К примеру, прообразом Дубодама –стал Азкабан, прообразом дементов — дементоры, а Магщества продрыглых магций — Министерство магии. Гарри Поттер и Виктор Крам соединились в одно лицо, имя которого Гурий Пуппер. Также можно провести параллель в именах дяди Гарри и дяди Тани — дядя Вернон и дядя Герман. Ханну Абот переименовали в Жанну Аббатикову. Можно увидеть сходство характеров учителей —Тарарах немного похож на Хагрида, однако не имеет страсти к монстрам. Он был питекантропом, а не полугигантом. Северус Снегг (Снейп), объединившись с Филиусом Флитвиком, стал Зигмундом Клоппом. Филч принял обличье Поклепа Поклепыча. Минерва МакГонагалл оказалась прототипом Медузии Горгоновой. А профессор Альбус Дамблдор предстал в лице академика Сарданапала Черноморова. У Тани есть и свой «Драко Малфой» — девочка с тёмного отделения Гробыня Склепова. Но она хотя бы помогает ей, а в роли Малфоя больше подходит Лиза Зализина. Таня великолепно играет в драконбол, игру, в которую в молодости играл её отец. В книге «Таня Гроттер и трон Древнира» упоминается жуткий школьный вурдалак Адавра Кедавра ( в Гарри Поттере Авада Кедавра - непростительное заклинание), обитающий в Магфорде (аналог Хогвартса в «Тане Гроттер»). Его собирались натравить на Таню Гроттер фанаты Гурия Пуппера (аналог Гарри Поттера). В третьей книге серии «Таня Гроттер и Золотая Пиявка» появляется интересный персонаж — Гурий Пуппер. Его вероятный прототип — Гарри Поттер. Летает на метле, носит очки, перевязанные скотчем, и плащ-невидимку. При этом он известен даже в лопухоидном (немагическом) мире. У Гурия есть двое верных друзей, глав его фан-клуба — Прун и Гореанна. Также интересно, что в Магфорде работают домовые эльфы, среди которых есть копия Добби — Дюдя.
В книге «Таня Гроттер и трон Древнира» упоминается издательство «Русфэн», которое занимается «переводом мемуаров Гурия на русский язык» и является намёком на Росмэн.
В "Гарри Поттере и Ордене Феникса" школу волшебников инспектирует Амбридж, а в "Тане Гроттер и перстень с жемчужиной" в школу с инспекцией приходит Зербаган. Гарри Поттер проявляет склонности к тёмной магии, и Таня Гроттер тоже имеет такую способность.
Вначале история Д.Емца как две капли воды похожа на книги Роулинг: объявляется злая и сильная колдунья (Чума-дель-Торт) и устраивает репрессии среди магов. Однако злодейка обламывает зубы о ребенка и исчезает, еле живая. Таню, которая в одночасье теряет родителей и становится знаменитой, отправляют к ее родственникам — Дурневым в лопухоидный мир (мир людей, не обладающих магией). В отличие от родственников Поттера, которые устраивают побег из города, чтобы не допустить его поступления в Хогвартс, семью Дурневых только радует исчезновение "ненаглядной племянницы".
Тибидохс у Д.Емца— школа для трудновоспитуемых волшебников. Она же — место ссылки для древних реликтов, недружелюбно настроенных к людям и магам. Школа состоит из двух отделений — белого и темного, тогда как в Хогвартсе было четыре отделения, названных по именам основавших их волшебников.
Мир Тани Гроттер превосходит в оригинальности все остальные миры юных волшебников. Здесь используют купидонов вместо сов. Летают кто на чем горазд: от веника и метлы до пылесоса и контрабаса, в Гарри Поттере – метлы, летучий порох, ковер-самолет, также передвигаются на гиппогрифах и других магических животных. Для перемещения по Лондону можно воспользоваться министерскими автомобилями. Иногда волшебники используют магические предметы, напоминающие магловские изобретения, например, фиолетовый трёхэтажный автобус «Ночной Рыцарь».
Колдуют исключительно с помощью волшебного кольца, в английском романе при помощи волшебной палочки. Здесь никто не играет в демократию: нет попечительского совета, который мог бы сместить ректора.
Естественно, что юных волшебников в первую очередь интересуют не занятия. Их интересует спорт, который представлен только одним видом, но зато каким — драконболом, в Гарри Поттере – квиддич.
В квиддиче на поле сражаются две команды. Запасные игроки предусмотрены только в том случае, если игра затянулась настолько долго, что игроки не могут её продолжать.
В драконболе на одном поле играют две команды по десять игроков. Используются пять видов мячей разной стоимости. Пять игроков в нападении, трое прикрывают своего дракона, а двое мешают чужому глотать игроков своей команды. Таня с друзьями участвует и в международных играх. Иногда они даже выигрывают соревнования по драконболу. Гарри, как мы помним, играет в квиддич только на уровне школы.
Также существует Бешеное Родео. Им тешились маги в средневековье. Специальным заклинанием оживляют, например, скамью. Затем пытаются её укротить, поставить на место.
Несмотря на видимые сходства, каждый роман имеет свои отличительные образы и притягивает по-своему. Казалось бы, в книгах одинаковые персонажи и главные герои, но в произведениях они раскрыты и показаны по-разному. Это подчеркивает индивидуальность творческого мира каждого автора.
2.3 Русские мифологемы в произведениях Д.Емца
Мифологема — термин, используемый для обозначения мифологических сюжетов, сцен, образов, характеризующихся глобальностью, универсальностью и имеющих широкое распространение в культурах народов мира.
В книгах Д.Емца немало "отечественных" персонажей, до боли знакомых нам с детства. Среди них можно назвать Ягге, которая заправляет магпунктом и лечит всех, кого угораздило найти неприятности на свою голову. Тридцать три богатыря, при упоминании которых вспоминаются сказки А.С.Пушкина, патрулируют остров, обеспечивая безопасность юных магов. Соловей О. Разбойник - явно образ из русских былин— тренер сборной Тибидохса по драконболу, Бессмертник Кощеев (герой русских сказок) - известный член Магщества.
Нетрудно заметить, что заклинания, которые используют маги в «Тане Гроттер», составлены так, что прозрачно напоминают русские крылатые выражения, известные фразы, фразеологизмы. Например:
Законус подлостус! - заклинание изменения вероятности в выгодную заклинателю сторону.
Атыс батыс крутипедалис - двигательное заклинание из подросткового крути педали….
Разрази громус - смертельная клятва (как разрази меня громом).
Ничегоус невечнус - заклинание быстрой смерти (по аналогии ничто не вечно под луной).
Капут тынетут - заклинание, отделяющее душу от тела. Придумано Чумой-дель-Торт.
Лысая Гора существует на самом деле — под Курском, в деревне Быки Курчатовского района[10].
Заключение
Серии книг Дж. Роулинг и Д.Емца завоевали популярность во всем мире среди детской и взрослой аудитории благодаря заманчивой, затягивающей объемности и целостности описываемого волшебного мира, искусным аллегориям на реальное мироустройство, захватывающему сюжету и «живым», обладающим особой харизмой героям.
В ходе работы мы выполнили все поставленные задачи, а именно: познакомились с биографиями Дж. Роулинг и Д. Емца, сопоставили романы «Гарри Поттер» и «Таня Гроттер», попытались определить художественное своеобразие романов. Для нас было очень приятно и интересно работать над этим исследованием, потому что творчество Емца оказалось увлекательным и специфичным. В данном исследовании содержится достаточное количество зарубежной и русской критики о личностях Роулинг и Емца и материалов по их творчеству.
Мы пришли к заключению, что такое литературное явление, как Гарри Поттер, проходит через творчество Толкина, Роулинг, имеет свою историю, истоки которой уходят далеко в Средневековье. Мы узнали, что в России есть подобный образ, который создал Дмитрий Емец.
Нам представляется возможным с уверенностью утверждать, что этот роман Дмитрия Емца является самостоятельным произведением, имеющим русские истоки и широко опирающимся на них.
Наша работа может помочь тем, кто желает глубже и основательнее разобраться в современном русском фэнтези. Мы с удовольствием познакомили бы ребят 5-6 классов с романами Дмитрия Емца.
Список используемых источников и литературы.
[1] Книгин И.А. Словарь литературоведческих терминов. Саратов: Лицей, 2006.
[2]Лотман Ю.// О принципах художественной фантастики // с. 285—287; Роже Кайуа. В глубь фантастического / Пер. с фр. Наталии Кисловой. — СПб, 2006,.
[3] J.K. Rowling's official website /It All Started on Platform 9 3/4/(2006)
[4] Greig, Geordie/There would be so much to tell her…/Daily Telegraph. (10 Jan 2006)
[5] Ожегов С. И. /Толковый словарь русского языка/ 4-е издание, Москва 2008
[6] THE ASSOCIATED PRESS/Russia has Harry Potter knockoff/ 7.11.2002/ http://www.heraldtribune.com/article/20021107/NEWS/211070321
[7]Газета «Правда.ру» - /Гарри Поттер боится Тани Гроттер//14 марта 2003г/
[8] Издательство /Советская энциклопедия/Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ): Пародия/ 1962-1978г
[9] Grossman, Lev. Harry Potter's Last Adventure (26 June 2007)
[10] Two characters to die in last 'Harry Potter' book: J.K. Rowling, CBC (28 June 2006)
[11] Роман Арбитман. Журнал «Реальность фантастики», ПРИНЦ ГАРРИ И ЕГО ЭРЗАЦ-СВИТА. № 1(1) Август-Сентябрь 2003
[12] Лысая гора (Киев) (рус.) // Википедия.
- Булыко А.Н. Современный школьный словарь иностранных слов. - М.: «Мартин», 2005
- В чем секрет популярности Гарри Поттера? http://2-mood.ru/2015/12/09/v-chem-sekret-volshebnoj-populjarnosti-knig-o-garri-pottere/
- Властелин Колец VS Гарри Поттер http://prosims.ru/showthread.php?t=25594
- Гарри Поттер// Википедия – свободная энциклопедия// https://ru.wikipedia.org/wiki/Гарри_Поттер
- Дж. К. Роулинг и плагиат? http://www.epochtimes.ru/content/view/34623/67/
- Екатерина Хрущ/ВЗГЛЯД/ Кто украл Гарри Поттера?/ 16 июня 2009/ http://vz.ru/culture/2009/6/16/297921.html
- Емец, Дмитрий Александрович – Википедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Емец_,Дмитрий_Александрович
- Корреспондент.net /На Роулинг подали в суд за плагиат /16 июня 2009/http://korrespondent.net/showbiz/871291-na-rouling-podali-v-sud-za-plagiat
- Куча неприятностей. http://tanygrotter.narod.ru/wer.html
- Миры. «Гарри Поттер» Пародии и Конкуренты. http://old.mirf.ru/Articles/art198.htm
- Роулинг, Джоан – Википедия// https://ru.wikipedia.org/wiki/Роулинг_,Джоан
- Серия романов о Гарри Поттере // Википедия – свободная энциклопедия// https://ru.wikipedia.org/wiki/Серия_романов_о_Гарри_Поттере
- Смолин А., обозреватель РАПСИ/Литературный плагиат: невиновных нет/ 19.03.2010/ http://ria.ru/pravo_analysis/20100319/215385172.html
- Сходство между мирами Гарри Поттера и Властелина Колец http://yaokino.ru/shodstvo-harri-pottera-i-vlastelina-kolets
- Таня Гроттер – Википедия// https://ru.wikipedia.org/wiki/Таня_Гроттер
- Таня Гроттер (персонаж)// Википедия – свободная энциклопедия// https://ru.wikipedia.org/wiki/Таня_Гроттер_(персонаж)
- Таня Гроттер – Гарри Поттер - Wikia http://ru.harrypotter.wikia.com/wiki/Таня_Гроттер
- Толкин и Роулинг – совпадение или плагиат? http://evendim.ru/tolkin-i-rouling-sovpadenie-ili-plagiat/
- Фантастика – Википедия// https://ru.wikipedia.org/wiki/Фантастика
- Фэнтези – Википедия// https://ru.wikipedia.org/wiki/Фэнтези
- JesusChrist.ru/В России создали Таню Гроттер... /17 сентября 2002 http://jesuschrist.ru/mail/view.php?id=1051#.Vq9P-NKLTIV
Приложение.
1[] Книгин И.А. Словарь литературоведческих терминов. Саратов: Лицей, 2006.
2[] Лотман Ю.// О принципах художественной фантастики // с. 285—287; также Роже Кайуа. В глубь фантастического / Пер. с фр. Наталии Кисловой. — СПб, 2006
3[] J.K. Rowling's official website /It All Started on Platform 9 3/4/(2006)
4[] Ожегов С. И. /Толковый словарь русского языка/ 4-е издание, Москва, 2008
5[] Издательство «Советская энциклопедия» /Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ): Пародия/ 1962-1978
6[] THE ASSOCIATED PRESS/Russia has Harry Potter knockoff/ 7.11.2002/
7[] Газета «Правда.ру» - «Гарри Поттер боится Тани Гроттер»/14 марта 2003г/
8[] Grossman, Lev. Harry Potter's Last Adventure (26 June 2007)
9[] Роман Арбитман. Журнал «Реальность фантастики», ПРИНЦ ГАРРИ И ЕГО ЭРЗАЦ-СВИТА. № 1(1) Август-Сентябрь 2003
10[] Лысая гора (Киев) (рус.) // Википедия.
20