С ПРАЗДНИКА НА УРОК ФИЗИКИ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

С ПРАЗДНИКА НА УРОК ФИЗИКИ

Сергеева Е.Е. 1
1МБОУ "СОШ №5" г. Калуги
Смирнова и. 1
1МБОУ "СОШ №5" г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

При виде воздушных шариков поневоле окунаешься в детство. Ведь этот незамысловатый воздушный предмет ассоциируется у нас с праздником, радостью, весельем

Я очень люблю свой день рождения. Каждый год мы всей семьей украшаем наш дом к празднику. И, конечно же, важным элементом украшения являются воздушные шары. Ведь они такие красивые! Разноцветные, с красивыми рисунками и надписями. Голубые, красные, жёлтые, зелёные воздушные шары украшают и радуют глаз. Любовь к воздушным шарам выражена в детском стихотворении как самое яркое впечатление прошедшего дня:

«Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

Нам купили синий- синий,

презелёный красный шар!»

Видимо, столько было шаров перед глазами, что они разбежались по их окраске!

Все знают, что дети – исследователи от природы, они очень любят задавать вопросы.

В 1824 году известный ученый Майкл Фарадей сделал первый воздушный шар, по словам учёного, после наполнения их водородом, каучуковые мешки из рук, стремительно поднимались вверх.

Но изобретатели продолжали изучать воздушные шарики и постоянно стремились их улучшить. И вот наступил приятный момент, когда ситуация смогла измениться! Сегодняшняя промышленность производит воздушные шарики, которые при надувании сохраняют свой цвет, отличаются значительно большей прочностью и являются очень долговечными. Поэтому воздушные шарики сейчас вновь набирают свою популярность:

- дизайнеры используют их для придания помещению праздничного вида;

- учёные продолжают использовать воздушные шарики в своих опытах.

Воздушные шарики бесценный подручный материал для наблюдения физических явлений и постановки различных физических экспериментов. Мы наблюдали за воздушными шарами и попробовали объяснить их поведение с точки зрения физики.

Выбрав тему, я поставила перед собой цель: сделать подборку опытов по физике, которые можно показать на воздушных шариках. Объяснить поведение воздушных шаров в физических экспериментах с точки зрения физических законов.

Для достижения этой цели мы ставим следующие задачи:

1. Прочитать и изучить литературу о воздушных шариках.

2. Поставить опыты с использованием воздушных шариков.

3. Выяснить, с помощью опытов, что «может шарик».

Гипотезой исследования стало то, что воздушный шарик бесценный подручный материал для наблюдения и постановки различных опытов.

Предмет исследования: воздушные шары

Объект исследования: физические эксперименты с использование воздушных шариков.

Методы: наблюдение, постановка эксперимента, описание, поиск информации в разных источниках.

История создания воздушных шаров

В летописи XII описывающей карельские поселки того времени, говорится, что практически каждая карельская семья имела воздушный шар. Они помогали преодолеть бездорожье и преодолевать расстояния между поселками.

Сделаны шары были из шкур животных, а наполнены воздухом. А так как оболочка из шкур была неспособна долго выдержать давление воздуха извне, то такие путешествия становились опасными. В Древнем Риме подобные шары разукрашивали рисунками и украшали ими залы во время пиров и торжеств.

В средневековье воздушный шар становится незаменимым атрибутом карнавалов и представлений циркачей и шутов. Есть летописные свидетельства того, что великий князь Владимир Святой наслаждался представлениями скоморохов в помещении, украшенном разукрашенными шарами.

Первый прототип воздушного шара, который знаем мы, создал профессор Королевского университета Майкл Фарадей. Этот английский исследователь электричества, проводил эксперименты с водородом. В процессе он выявил удивительные свойства каучука. Тот оказался эластичным, а мешочки из этого материала превращались в прозрачные и поднимались вверх, при наполнении их газом. Интересен способ, которым создавал Фарадей свои воздушные шары. Он вырезал два куска каучука, накладывал их друг на друга, склеивал контуру, а посредине насыпал муку, чтобы стороны не липли друг к другу.

Идея Фарадея была подхвачена пионером резиновых игрушек Томасом Ханкоком. Он создавал свои шары в форме набора «сделай сам» состоящего из бутылки с жидкой резиной и шприца. В 1847 году в Лондоне вулканизированные шары были представлены Дж. Г. Инграмом. Уже тогда он использовал их как игрушки, которые нужно продавать детям. Собственно говоря, именно они их и можно назвать прототипом современных шаров.

В 1931 году Нейлом Тайлотсоном был выпущен первый современный, латексный воздушный шарик. Латекс позволял экспериментировать и с формой, что позволило создать длинный узкий шарик, который применяли для создания различных фигурок животных. Это новшество немедленно нашло применение: дизайнеры, оформляющие праздники, стали создавать из шаров композиции в виде собак, жирафов, самолетов, шляп. Их стали применять клоуны, изобретая необыкновенные фигуры. Компания имела огромный успех, рассылая через почту миллионы шаров. Отличным качеством, к сожалению, похвастаться эти шарики не могли. Поскольку при надувании теряли свою яркость и быстро лопались, угасла и их популярность.

Увлекательным кажется и само производство шаров. Привычные нам шары, изготавливают из латекса (растительной смолы). Этим материалом с нами делятся «плачущие деревья», которые растут в экваториальных лесах Мексики, Бразилии, Малайзии. Смолу собирают по тому же принципу, что и березовый сок. Поэтому латекс считается экологически чистым нетоксичным продуктом. Воздушные шары, поддаваясь воздействию бактерий, разлагаются в природе, как древесная листва, не нанося никакого вреда окружающей среде. Даже хранить воздушные шары рекомендуют подальше от солнечных лучей, так как под их воздействием шары могут терять свою привлекательность.

Форму воздушного шара определяют специальные керамические болванки, которые окунают в латекс, затем шар подсушивают и с помощью струи воздуха снимают с форм. Чистый латекс даст нам белый шар, цветные же подкрашивают.

Практическая часть

  1. Опыты, которые проводятся при изучении темы «Первоначальные сведения о строении вещества»

    1. Шарик в парилке (Приложение 1)

Надуваем шарик до среднего размера и завязываем горловину узлом.

• Измеряем ниткой размер шарика и делаем узелок-метку (нитку берём с запасом). (Результат - 55 см)

• Кладём шарик в миску и обливаем его горячей водой (кипятком) из чайника.

• Измеряем ниткой новый размер шарика. Сравниваем результаты. (58 см)

Наблюдение: Шарик на глазах увеличивается в размерах – это подтверждает и проверка ниткой.

Вывод: так как объем шарика значительно увеличился после обливания кипятком, значит воздух, содержавшийся в шарике, при нагревании расширился, что доказывает наличие теплового расширения газов при повышении температуры

1.2 Шарик на морозе (Приложение 2)

• Надуваем шарик и надёжно завязываем горловину узлом, но не ниткой (такой быстрее сдувается).

• Измеряем ниткой длину окружности шарика и делаем узелок-метку.(55 см)

• Помещаем воздушный шарик на несколько часов в холодильник (лучше в морозильную камеру) или выносим на мороз.

• Спустя несколько часов сравниваем размеры шарика в начале(55см) опыта и в конце(53,5см).

Наблюдение. Шарик на морозе изрядно «худеет» и «стареет» (сморщивается).

Вывод: Между частицами воздуха есть промежутки, при охлаждении расстояния между частицами уменьшаются, при нагревании увеличиваются, изменяя размеры тела

1.3 Новогодние украшения (Приложение 3)

Для проведения опыта нам понадобиться: вода, гуашь двух цветов, 2 стакана, 2 шарика,2 посудины нужного размера, заварник, холодильник

Наливаем в стаканы воду. Разбавляем воду с цветной гуашью. Наливаем в шарики, затем завязываем шарики. Помещаем шарик с водой в посуду подходящего размера. Помещаем шарики в морозилку на сутки. Вынимаем из морозильника, разрезаем шарики. Получились льдинки.

Итог: заполненный жидкостью шарик под действием сильного мороза остался целым и благодаря его овальной формы, получились цветные льдинки в виде овала, которыми можно украсить двор в новогодний праздник.

1.4 Шарик в банке (Приложение 4)

Надеваем шарик на водопроводный кран и наливаем в него воды так, чтобы размер шарика с водой стал немного больше горловины двух- или трёхлитровой стеклянной банки. Надёжно завязываем шарик.

1.Поджигаем листок бумаги и бросаем в банку.

Кладём шарик на горловину банки.

Наблюдение. Пламя в банке гаснет. Шарик втягивается в банку.

2.Наливаем в пустую банку горячей воды из чайника.

Выливаем воду и тут же кладём шарик с водой на горловину банки.

Наблюдение. Шарик забавно втягивается в банку.

Вывод: В первом опыте воздух в банке нагревает горящая бумага. Когда на банку кладут шарик, он перекрывает доступ кислорода, горение прекращается. Плотность горячего воздуха меньше плотности холодного. Воздух в банке быстро остывает, его плотность увеличивается, объём уменьшается – шарик втягивается в банку.

Во втором опыте горячая вода нагревает банку, а банка нагревает воздух. Банка с воздухом быстро остывает, и тяжёлый шарик засасывается внутрь.

  1. Опыты, которые проводятся при изучении темы «Архимедова сила. Плавание тел. Воздухоплавание»

2.1 Качественное сравнение плотностей воды: горячей и холодной, солёной и пресной – без ареометра. (Приложение 5)

• Три порции разной воды (горячей, холодной и солёной холодной) помещаем в три воздушных шарика, например, в красный, синий и жёлтый. Для этого натягиваем на водопроводный кран, например, синий шарик, и наполняем его холодной водой до размера чуть больше теннисного мяча.

• Завязываем шарик ниткой. Это самый ответственный момент – внутри шарика не должно остаться и пузырька воздуха! синий «поросёнок» – с холодной водой.

• В жёлтый шарик насыпаем столовую ложку соли и опять наполняем холодной водой. Смотрим, чтобы в шарике не оказалось воздушных пузырьков. Жёлтый «поросёнок» – солёный.

• Третий, красный, «поросёнок» – с горячей водой. Чтобы вода в нём не остыла раньше времени, держим его в кастрюле с горячей водой.

• Наливаем в большую ёмкость горячую воду и бросаем в неё шарики. Записываем, как ведёт себя каждый «поросёнок» в горячей воде (плавает на поверхности, посередине или тонет).

• Заменяем горячую воду на холодную. Описываем поведение каждого шарика в холодной воде.

• Крепко солим воду в ёмкости. Описываем поведение шариков в солёной воде.

Вывод: Всегда тонут: шарик с холодной водой в горячей воде, шарик с солёной водой в холодной и горячей воде.

2.3 Изучение условий плавания тел (Приложение 6)

Итак, у нас в солёной воде плавает шарик с солёной водой. НО в зависимости от соотношения концентрации соли в шарике и кастрюле, этот «поросёнок» может плавать и внутри жидкости, и на поверхности, и даже пойти ко дну.

Вывод: если концентрация соли в жидкости больше, чем в шарике, то шарик плавает на поверхности. Если концентрация соли в шарике больше, чем в жидкости, то шарик опускается на дно.

2.4 Изучение действия закона Архимеда в воде (Приложение 7)

• Надуйте шарики до разного размера. Они лёгкие и плавают на поверхности воды.

• Попытайтесь утопить шарики. Когда «победите» силу Архимеда (выталкивающую силу), проведите расчёт и оцените свою силу: FА = gV = g · 4/3 · R3, где FА – сила Архимеда, или выталкивающая сила, Н; – плотность воды (1000 кг/ м3); g – ускорение свободного падения (9,8 м/с2); = 3,14; R – радиус шарика, м. Оцените радиус – обхватите шарик ниткой и разделите полученную длину нити на 2 (длина окружности L = 2R).

F1A=44, 83Н

F2A=26, 09Н

F3A=9, 31Н

2.5 Изучение действия закона Архимеда в воздухе (Приложение 8)

• Привязываем к шарику с гелием маленькую лёгкую игрушку и отпускаем шарик.

• Второй шарик надуваем воздухом и отпускаем.

Наблюдение. Шарик с гелием летит вверх, а шарик с воздухом опускается.

Объяснение. Плотность гелия меньше плотности воздуха. Выталкивающая сила, действующая на этот шарик, больше силы тяжести, и он устремляется вверх – «всплывает». Надутый шарик тяжелее вытесненного им воздуха. Он «тонет».

2.6 Сколько нужно шаров, чтобы поднять в воздух человека? (Приложение 9)

Определим подъемную силу одного воздушного шарика, заполненного гелием, привязывая к нему тела различной массы. Подъемная сила нашего шарика равна 9 грамм

Разделим на получившийся результат свою массу и будете знать примерно точное число шаров (В моем случае – 5778 шаров)

3. Изучение темы «Давление. Давление в газах. Закон Паскаля. Атмосферное давление»

3.1(Приложение 10)

Мы настолько привыкли к тому, что надутый шарик, попав на остриё, с шумом лопается, что шарик на гвоздях под тяжестью груза воспринимается нами как сверхъестественное явление. Тем не менее это факт… Вам понадобятся аппликатор (Кузнецова, Ляпко) или доска с равномерно набитыми гвоздями (через каждый сантиметр).

• Надуваем воздушный шарик и кладём его на острия аппликатора Кузнецова.

• Осторожно сверху надавливаем на шарик. Увеличиваем нажим.

Наблюдение. Шарик, лежащий на остриях, только сплющивается под нажимом, но не лопается!

Вывод: Из-за большого количества остриёв, с которыми соприкасается шарик, давление на оболочку шарика оказывается незначительным, допустимым для тонкой резины.

3.2 Сколько весит воздух? (Приложение 11)

Дети часто думают, что воздух вокруг нас - это пустота, ничто. Чтобы наглядно объяснить им, что воздух это тоже физическая субстанция, которая имеет определенные свойства, например, вес, можно провести этот опыт. Понадобятся рычажные весы и воздушный шарик. Если дома нет готовых весов, то можно использовать горизонтальную палочку, подвешенную на нитку за середину, или даже одежные "плечики".

Убедитесь, что весы хорошо уравновешены. После этого к одному концу весов подвесьте на ниточке воздушный шарик. А другой конец уравновесьте подходящим грузом. Столько весит надутый воздухом воздушный шарик (у нас вес шарика равнялся 8 пластмассовым монеткам). После этого выпустите воздух из шарика. Равновесие весов нарушилось. Чтобы его восстановить, надо убрать часть груза (мы убрали одну монетку). Значит, воздух, который был в шарике, весил ровно столько, сколько весил груз, который нам пришлось убрать (т.е. как одна пластмассовая монетка).

3.3 Шарик в бутылке 1 (Приложение 12)

Я отрезала дно пластиковой бутылки, поместила шарик внутрь бутылки и натянула его на горлышко. Отрезанную часть бутылки затянула плёнкой от другого шарика и закрепила скотчем.

Наблюдение: оттягиваю плёнку — шарик надувается, надавливаю на плёнку — шарик сдувается.

Вывод: Объём воздуха внутри бутылки оказывается изолированным. При оттягивании плёнки этот объём увеличивается, давление уменьшается и становится меньше атмосферного. Шарик внутри бутылки надувается воздухом атмосферы. При надавливании на плёнку объём воздуха в бутылке уменьшается, давление становится больше атмосферного, шарик сдувается. Так же работают и наши лёгкие. Резиновая плёнка имитирует диафрагму, воздушный шарик — лёгкие. Резиновая плёнка-диафрагма опускается (оттягивается) — вдох, поднимается — выдох

3.4 Шарик в бутылке 2 (Приложение 13)

Помещаем шарик внутрь бутылки и натягиваем его на горловину. Пробуем надуть шарик. Надуть шарик в бутылке невозможно!

Вывод. При увеличении объёма шарика воздух, объём которого в бутылке изолирован, сжимается, давление увеличивается. Делаем шилом отверстие в бутылке ближе ко дну. Пытаемся ещё раз надуть шарик. Получается! Тогда шарик надуется, закрываем пальцем отверстие – шарик остаётся надутым!

3.5 Воздушный парадокс (Приложение 14)

Несильно и не одинаково надуваем шарики. Натягиваем шарики на противоположные концы трубки. Чтобы шарики при этом не сдувались, перекручиваем их горловины. Раскручиваем горловины – шарики свободно сообщаются между собой через трубку.

Наблюдение. Воздух перетекает из одного шарика в другой. Но… маленький шарик надувает большой!

Вывод Причина наблюдаемого явления в давлении внутри шарика. Давление газа зависит от радиуса сферы: чем меньше радиус, тем больше давление. Кроме того, все знают, как трудно начинать надувать шарик, но когда «мёртвая» точка преодолена, дальше он надувается легко. Следовательно, и упругость резины играет немаловажную роль.

4.Закон Бернулли

Один из основных законов гидро- и аэродинамики – закон Бернулли: чем выше скорость воздушного потока, тем меньше в нём давление.

4.1 Воздушный поцелуй (Приложение 15)

• Надуваем два воздушных шарика до одинакового размера и привязываем к каждому нитку длиной около метра.

• Берём шарики за нитки правой и левой рукой так, чтобы они висели на одном уровне на некотором расстоянии друг от друга.

• Не касаясь шариков руками, попробуйте соединить их.

Вывод. Из закона Бернулли следует, что давление в струе воздуха ниже, чем атмосферное. Сила атмосферного давления с боков сблизит шарики.

4.2 Шарик в струе

Надуваю шарик, включаю фен, подвожу под шарик струю воздуха и опускаю шарик.

Наблюдение: Струя воздуха поднимает шарик вверх, но он не улетает, а устойчиво держится в струе.

Объяснение: давление воздуха в струе из фена ниже атмосферного, поэтому шарик находится в своеобразном воздушном коридоре, стены которого состоят из воздуха с атмосферным давлением. Это заставляет шарик держаться в области пониженного давления

5 Горит ли шарик? (Приложение 16)

Оболочка шарика изготовлена из резины. Интересно, горит ли она?

Наблюдение: При внесении шарика в пламя спиртовки, оболочка загорается и покрывается копотью. Налью в шарик воды и повторю опыт. Шарик с водой не горит.

Вывод: Вода обладает плохой теплопроводностью и всё тепло, получаемое от пламени, идёт на нагревание воды. Температура оболочки, пока в ней есть вода, не будет подниматься выше 1000С, что ниже температуры возгорания резины

6. Изучаем реактивное движение

Реактивное движение – движение тела, обусловленное отделением от него с некоторой скоростью какой-то его части.

6.1 Реактивный шарик

Понадобятся воздушные шарики круглый и длинный, лента (шёлковая, бумажная или магнитная от видеокассеты), скотч.

• Надуваем круглый шарик и, не завязывая его, выпускаем из рук.

• Вновь надуваем круглый шарик, прикрепляем к нему хвост-стабилизатор из бумажной ленты и выпускаем шарик из рук. Сравниваем полёты шарика со стабилизатором и без стабилизатора

• Надуваем длинный шарик и выпускаем его.

• Вновь надуваем длинный шарик, слегка перекручиваем его (как будто выжимаем бельё) и выпускаем из рук. Сравниваем полёты шарика.

• Надуваем круглый шарик, прижимаем его перпендикулярно к стене и отпускаем.

• Вновь надуваем круглый шарик, прижимаем его боком к стене и отпускаем.

Наблюдение. Если круглый шарик выпустить из рук, он взметнётся и хаотично полетит, выбрасывая струю воздуха. Хвост-стабилизатор делает полёт шарика направленным.

Длинный шарик летит по прямой траектории. Перекрученный шарик при полёте вращается.

Круглый шарик, прижатый к стене перпендикулярно, остаётся на месте, не опускается и стремительно уменьшается в размерах. Шарик, прижатый к стене боком, разворачивается перпендикулярно к стене и быстро сдувается.

7. Изучаем электрические явления

Опыты по электростатике с воздушными шариками ярки и зрелищны – резина является хорошим диэлектриком, легко электризуется, на шарике накапливается большой заряд.

7.1 Соляные столбики (Приложение 17)

Насыпаем на лист картона небольшую горку поваренной соли. Надуваем и электризуем воздушный шарик. Подносим наэлектризованный шарик к горке поваренной соли.

Наблюдение. Маленькие кристаллики соли выстраиваются в вертикальные столбики, тянутся «ниточками» к шарику.

Объяснение. Поваренная соль – полярный диэлектрик. Под действием электрического поля наэлектризованного шарика происходит смещение положительных и отрицательных связанных зарядов молекулы в противоположные стороны. Со стороны заряженного шарика в кристаллике соли всегда образуется противоположный по знаку заряд. Кристаллики соли притягиваются к шарику, пристраиваясь один к другому.

Примечание. Кристаллики сахарного песка внешне напоминают поваренную соль, но молекула сахара неполярная, поэтому слабее поляризуется. Кроме того, кристаллики сахара крупнее, более тяжёлые, что не позволяет получить хорошие столбики.

7.2 Попрыгунчики (Приложение 18)

Насыпаем на лист картона блестящее конфетти или мелко нарезанную металлическую фольгу. Электризуем шарик и подносим к фольге, но не касаемся её.

Наблюдение. Блёстки ведут себя как живые кузнечики-попрыгунчики. Подскакивают, касаются шарика и тут же отлетают в сторону.

Вывод. Металлические блёстки электризуются в поле шарика, но при этом остаются нейтральными. Блёстки притягиваются к шарику, подпрыгивают, при касании заряжаются и отскакивают как одноимённо заряженные.

7.3 Кораблики (Приложение 19)

Делаем бумажный кораблик и пускаем его на воду. Электризуем шарик и подносим к кораблику.

Наблюдение Кораблик последует за шариком.

Опускаем металлическую крышку на воду. Электризуем шарик и подносим к крышке, не касаясь её.

Наблюдение. Металлическая крышка плывёт в сторону шарика.

Объяснение.В электрическом поле шарика бумага поляризуются и притягиваются к шарику. В металлической крышке также индуцируется заряд. Поскольку сила трения на воде незначительна, то кораблики легко приходят в движение.

Заключение

Благодаря изучению этой темы, я узнала много нового и интересного. Я познакомилась с историей создания современного воздушного шарика и его предшественников. Я научилась сама проделывать различные интересные опыты, наблюдать, сравнивать полученные результаты и делать выводы. Меня познакомили с реактивным движением.

На воздушных шариках можно изучать следующие темы: «Законы давления тел и газов, тепловое расширение (сжатие), давление газов, плотность жидкостей и газов, закон Архимеда». Можно даже сконструировать приборы для измерения и исследования физических процессов. Опыты, проведенные нами, доказывают, что шарик отличное пособие для изучения физических явлений и законов. Использовать мою работу можно в школе, в 7 классе, при изучении разделов «Первоначальные сведения о строении вещества», «Давление твердых тел, жидкостей и газов», в 8 классе — раздела «Электризация» и «Тепловые явления», в 9 классе при изучении тем «Реактивное движение

Очевидно, что наша работа способствует формированию неподдельного интереса к изучению физики.

Литература

  1. Большая детская энциклопедия. Том 2. Физика: Мастер Медиа, 2006

  2. Очаковский В.А. Урок «Физика на воздушных шариках» // [Электронный ресурс] URLhttp://1874.my1.ru/news/urok_fizika_na_vozdushnykh_sharikakh/2013-03-02-55

  3. Пёрышкин А.В. Физика 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учеб. заведений – М.: Дрофа Вертикаль, 2016.

  4. Пёрышкин А.В. Физика 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учеб. заведений. учеб. заведений – М.: Дрофа, Вертикаль, 2016

  5. Рабиза Ф. В. «Простые опыты. Забавная физика для детей» ,И: "Детская литература. Москва" (1997)

  6. Туркина Г. Физика на воздушных шариках. //Журнал «Физика» — 2008. — № 16. [Электронный ресурс) URL: http://fiz.1september.ru/view_article.php?ID=200801607

  7. http://www.tavika.ru/2013/04/ballon.html

  8. http://mel.fm/2016/11/26/balloon

  9. http://rusmultik.ru/interesno-znat/interesnaja-istorija-vozniknovenija-vozd.html

  10. http://fafka.ru/history-of-balloon/

  11. https://multiurok.ru/irina-alex-g/files/issliedovatiel-skii-proiekt-vozdushnyie-shariki-pomoghaiut-izuchat-fiziku.html

Приложение 1 Шарик в парилке

Приложение 2 Шарик на морозе

Приложение 3 Новогодние украшения

Приложение 4 Шарик в банке

Приложение 5 Плавание шаров

Горячая вода Холодная вода Соленая вода

Приложение 6 Изучение условий плавания тел

Приложение 7 Изучение действия закона Архимеда в воде

Приложение 8 Действия закона Архимеда в воздухе

Приложение 9 Определение подъемной силы шарика

Приложение 10 Давление твердых тел

Приложение 11 Определение веса воздуха

Приложение 12 Шарик в бутылке 1

Приложение 13Шарик в бутылке 2

Приложение 14 Воздушный парадокс

Приложение 15 Воздушный поцелуй

Приложение 16 Горит ли шарик?

Приложение 17 Соляные столбики

Приложение 18 Попрыгунчики

Приложение 19 Кораблики

Просмотров работы: 1502