Радуга – удивительное природное явление, которое никого не оставляет равнодушным, вызывает радость и восторг.
Как образуется радуга? Какие существуют виды радуги? А можно ли наблюдать эту красоту дома?
Эти вопросы заинтересовали меня.
Постановка проблемы:
Если радуга явление природы, возможно, ли нам сотворить её самим.
Цель исследования:изучение природного явления «радуга».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
узнать, что такое радуга;
какие существуют виды радуг;
провести опрос учащихся 1-4 классах ;
попробовать получить радугу в домашних условиях.
Радуга — претерпевшее изменение слово «райдуга», или Божья дуга.
(По словарю В. Даля)
Радуга – разноцветная дугообразная полоса на небесном своде,
образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.
(Толковый словарь русского языка Ожегова С.И.)
Радуга — это и есть солнечный луч. Он проходит через дождевые капли, преломляется и отражается на противоположной стороне неба в виде разноцветной дуги.
В тайну солнечного луча триста лет назад проник знаменитый английский ученый Ньютон. Он первый разгадал, что солнечный луч многоцветный.
Чтобы лучше запомнить последовательность цветов в радуге люди придумали такую фразу: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан» или другая, не менее известная, «Как Однажды Жан-Звонарь Головою Сшиб Фонарь», современный вариант: Каждый Оформитель Желает Знать Где Скачать Фотошоп.
Также мы можем проследить и психологическую взаимосвязь характера и цвета:
Например:
Красный цвет - энергичная активность.
Оранжевый цвет – оптимизм.
Желтый цвет – радость жизни.
Зеленый цвет – стремление к успеху.
Голубой цвет - цвет мира и согласия.
Синий цвет– организованность.
Фиолетовый цвет – мечтательность.
Двойная радуга этокогда свет отражается от поверхности внутри капли не один раз, а дважды. (Приложение №1, рис. 1. Двойная радуга).
Тройная радуга это когда три разноцветные дуги. (Приложение №1,рис. 2. Тройная радуга).
Перевернутая радуга это когдасолнечный свет, падает под определённым углом на ледяные кристаллы. И цвет в перевёрнутой радуге: сверху фиолетовый, а снизу – красный. (Приложение №2, рис. 3. Перевернутая радуга)
Лунная радуга или ночная радуга появляется ночью и порождается Луной. (Приложение №2, рис. 4. Лунная радуга).
Огненная радуга появляется, когда солнечный свет проходит сквозь перистые облака. (Приложение №3,рис. 5. Огненная радуга).
Зимняя радуга можно наблюдать только зимой, во время сильного мороза.
(Приложение №3, рис. 6. Зимняя радуга).
В опросе принимали участие 102 учащихся с 1 по 4 класс.
85 учеников считают, что семь цветов.
101 ученик считает, что цвета радуги влияют на самочувствие человека.
39 учеников считают, что радуга появляется после дождя,
и 39 учеников считают, что когда идёт дождь и светит солнце.
64 ученика ответили правильно.
В моих наблюдениях:радужный спектр можно наблюдать на асфальте - капли бензина в луже;
дома, где призмой служила хрустальная люстра;
на обычном диске также можно увидеть радужный спектр.
Чтобы доказать, что радугу можно получить в домашних условиях, мы провели опыты:
Опыт №1.
Оборудование:мыльный раствор, полая трубка.
Мы надули мыльный пузырь. Повернули его так, чтобы на поверхность падали солнечные лучи. Шар «заиграл» всеми цветами радуги.
Опыт №2.
Чтобы убедиться в том, что белый цвет состоит из семи цветов и радугу можно получить искусственным путём, мы провели опыт, который описан в книге «Большая книга экспериментов для школьников».
Нам понадобился фонарик, ёмкость для воды, плоское зеркало, белый картон и вода.
Ход опыта:
Наполнили лоток водой.
Поставили зеркало с наклоном как показано на рисунке.
Направили свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала.
Чтобы поймать отражённые (или преломлённые) лучи, поставили картон перед зеркалом.
В результате на картонке появилось отражение всех цветов радуги, мы смогли получить радугу в «домашних» условиях.
ВЫВОД: пучок света, отражённый зеркалом на выходе из воды, преломляется. Цвета, составляющие белый цвет, имеют разные углы преломления, поэтому они падают в разные точки и становятся видимыми.
Реализация результатов исследовательской работы на практике.
Возникает вопрос: как мы можем использовать полученные в ходе работы знания и умения?
Практическая ценность работы состоит в том, что полученные материалы могут быть использованы учителями начальных классов при проведении уроков по окружающему миру.
Опытным путём я доказала, что эффект радуги можно получить в домашних условиях.
Выяснили, что капли дождя и кристаллы льда могут разделить белый цвет на семь цветов, поэтому наблюдать радугу можно и осенью, и летом, и весной, и зимой.
Орлова Л. И. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе. Журнал «Начальная школа», №3, 2007г.
А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова. Почемучка. Энциклопедия для детей. – М.: «Педагогика – пресс», 1998.
Детская энциклопедия. Земля и Вселенная. – М.: «NOTABENE», 1999. Семёнова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа», №2 , 2006.
«Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 1990 год.
Я познаю мир: Дет. Энцикл./М.: ООО «Издательство АСТ»,2002г. Белкин И. К. Что такое радуга? – «Квант»1984г.
Булат В. Л. Оптические явления в природе. М.: Просвещение, 1994 г.
Гегузин Я. Е. «Кто творит радугу?» – Квант 2008г.
Майер В. В., Майер Р. В. «Искусственная радуга» – Квант 2008г.
Радуга цвета: Известное и непознанное Сычева М.А. 2005г. Изд. Баро-Пресс.
"Волшебная радуга" Е. Пермяк 2008г. Изд.Эксмо
интрнет- ресурсы:
сайты «Википедия», «Загадки природных явлений»
http://allforchildren.ru/why/whatis32.php
http://moikompas.ru/compas/cvetoterapia
http://nnm.ru/blogs/horror1017/pro_radugu/
Приложение №1
Рис. 1. Двойная радуга.
Рис. 2. Тройная радуга.
Приложение №2
Рис. 3. Перевернутая радуга
Рис. 4. Лунная радуга.
Приложение №3
Рис. 5. Огненная радуга.
Рис. 6. Зимняя радуга.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!