Введение
Актуальность
Данный проект поможет усовершенствовать способы очистки жидкостей и газов. К примеру: очитка отходов ТЭС и АЭС, фильтрация воды (без фильтров). Это поможет сохранить окружающую среду от различных отходов, экономить материалы, регулировать электропроводимость (и другие параметры) в металлах с помощью разделения на «основно» металл и примеси.
Цель работы
Узнать, как ведут себя стоячие волны при разных условиях
Продемонстрировать стоячие волны
Продемонстрировать зависимость длины волны от частоты колебаний
Задачи работы
Понаблюдать стоячую волну
Провести эксперимент «фигуры Хладни»
Провести замеры и составить графики
Объект исследования
Объектом исследования являются стоячие волны.
Предмет исследования
Взаимодействие колеблющейся поверхности и песка будет показывать стоячие волны и их узлы.
Методы исследования
Наблюдение: Мы рассмотрели явление стоячей волны на колеблющейся поверхности.
Сравнение: Мы сравнили «рисунки» и частоту колебаний
Измерение: При помощи данной частоты и знания скорости распространения волны, мы можем вычислить длину волн и составить графики.
Эксперимент: Мы с помощью высокочастотного генератора заставили колебаться поверхность и тем самых вызвали изменения расположения песка.
Моделирование: Мы построили графики, тем самым смоделировав стоячую волну, что поможет в исследовании объекта.
Также мы использовали глобальные компьютерные сети и различную литературу по данному вопросу.
Гипотеза
Предположим: стоячие волны способны разделять жидкости и газы в определенных узлах. В нашем случае, при данном эксперименте, мы используем сыпучее вещество и пространство пластины. По нашему предположению, один из объектов (в нашем случае сыпучее вещество) будет выстраиваться в узлы, где амплитуда колебаний равно нулю, а в пространстве, где амплитуда колебаний выше нуля, будет оставаться пустое пространство, либо пространство с незначительным количеством вещества. Для подтверждения нашей гипотезы, мы будем использовать эксперимент «фигуры Хладни».
Основная часть
1.Что такое стоячая волна?
Стоячая волна — явление интерференции волн, распространяющихся в противоположных направлениях, при котором перенос энергии ослаблен или отсутствует. В нашем случае, колебательный (волновой) процесс в распределённых колебательных системах с характерным устойчивым в пространстве расположением чередующихся максимумов (пучностей) и минимумов (узлов) амплитуды. Такой колебательный процесс возникает при интерференции нескольких когерентных волн. Стоячая волна возникает при отражении волны от неоднородностей в результате взаимодействия падающей и отражённой волны. На результат интерференции влияют частота колебаний, модуль и фаза коэффициента отражения, направления распространения падающей и отраженной волн друг относительно друга, изменение или сохранение поляризации волн при отражении, коэффициент затухания волн в среде распространения. Волна может существовать только при отсутствии потерь в среде распространения и полном отражении падающей волны. В нашей среде существенен режим смешанных волн, всегда присутствует перенос энергии к местам поглощения и излучения.
Если при падении волны происходит её полное поглощение, то отраженная волна отсутствует, интерференции волн нет, амплитуда волнового процесса в пространстве постоянна (картинка стоячей волны см. приложение картинка №1).
2.Структура установки
Установка, на которой мы проводим эксперимент состоит из:
Генератор низкой чистоты лабораторный (ГНЧЛ). Напряжение питания генератора 36В или 42В переменного тока промышленной частоты. Диапазон генерируемых частиц разбит на два поддиапазона: от 40Гц до 400Гц и от 400Гц до 4000Гц.
Виброгенератор*. Питание осуществляется от генератора синусоидальных колебаний (до 1А) на виброгенератор должно подаваться напряжение от 9 до 10В.
Металлические пластины: круг, квадрат, треугольник.
Контейнер с рассыпчатым веществом (песок).
Веб-камера. Имеет подвижную стойку штатива, максимальная высота штатива - 0.5м. Тип сенсора веб-камеры CMOS, разрешение 640x480 точек, количество кадров в секунду – 30.
Виброгенератор представляет собой электромеханическое устройство, в котором механические колебания штока возникают за счет взаимодействия прикрепленной к штоку катушке с полем постоянного магнита при пропускании через катушку переменного тока.
3.Фигуры
Собрав установку, мы подсоединили ее к источнику питания (розетка 42В). От ГНЧЛ идут провода к виброгенератору (для более точных исследований мы в дополнении используем конденсатор, на который закреплена пластина (в данном примере треугольник)). На пластину насыпаем песок. Запускаем ГНЧЛ и ставим разную частоту, амплитуду на максимум.
От изменения частоты зависит форма рисунка, для нахождения оптимальной частоты мы вращаем фиксатор: если частота не подходящая, то песок либо не двигался, либо двигался слабо, но когда мы находим нужное число, то песок начинает активно «скакать», выстраиваясь в рисунок, песок подстраивается под узлы, где амплитуда равна 0. Мы получили рисунки (см. приложение таблицы № 1, 2, 3) на треугольнике. В приложении представлены таблицы зависимости рисунка от частоты. Так же сделаны замеры и запечатлены рисунки на плоскостях: квадрат и круг.
Заключение
Проведя ряд экспериментов, мы составили аналитические таблицы (см. таблицы № 1, 2, 3), которые показывают зависимость рисунка от поверхности и частоты колебаний. На основании полученных данных мы можем полностью заявить, что данный проект в действительности может помочь усовершенствовать способы очистки и переработки жидкостей и газов.
Список источников
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%87%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B0
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%B3%D1%83%D1%80%D1%8B_%D0%A5%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B8
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BD
Приложение
Таблица №1
Изображение |
Частота, Гц |
50 |
|
80;160 |
|
400;500 |
|
1600 |
Таблица №2
Изображение |
Частота, Гц |
60 |
|
140 |
|
400 |
|
700 |
|
1400 |
|
3000 |
Таблица №3
Изображение |
Частота, Гц |
500 |
|
900 |
|
1200 |
|
1800 |
|
3000 |
Картинка № 1