ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ФИН-ГРАМБУРГУ"

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ФИН-ГРАМБУРГУ"

Рычкова С.Н. 1
1МБОУ Барвихинская сош 6А
Домрачева Е.А. 1Домрачева Е.А. 1
1МБОУ Барвихинская сош
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность выбранной темы: на сегодняшний день в мире существует множество игр, с определенными правилами и условиями, интересными решениями. Продолжают своё существование огромное количество древних игр и рождается такое же количество новых, свежих, идущих в ногу с научно-техническим прогрессом. Популярность же настольных игр, возможно, связана с простым человеческим желанием общаться с другими людьми. Несмотря на высокий уровень компьютеризации, в классические настольные игры продолжают играть в современном мире. Значение настольных игр важно как для маленьких, так и взрослых людей. Настольная игра учит общаться и уважать интересы других.

Цель проекта: Создать собственную интеллектуально-познавательную настольную игру.

Задачи проекта:

  • узнать об истории возникновения настольных игр;

  • узнать о пользе настольных игр;

  • провести анкетирование одноклассников;

  • придумать и создать свою настольную игру.

Этапы работы над проектом:

- подготовительный (сентябрь 2016 г.). В результате мною были сформулированы цель, задачи проекта, определены сроки каждого этапа, выбраны методы работы над проектом;

- поисковый (октябрь-декабрь 2016 г.). В результате была собрана и изучена литература и интернет источники по теме проекта, проведено анкетирование одноклассников;

- аналитический ( январь 2017 г.). В ходе этапа проведена обработка и систематизация полученных результатов, создан интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по Фин-Грамбургу, оформлена проектная работа.

- презентация полученного результата ( февраль 2017г.). Проведена игра в 4 и 6 классах, выявлены и исправлены недостатки в работе.

Общий итог работы над проектом: создана и апробирована на практике интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по Фин-Грамбургу»

Разработанность проблемы: источниками знаний по данной теме являются материалы книг Гик Е. и Сухарева А. «Интеллектуальные игры и развлечения», Р.Белла «Энциклопедия настольных игр народов мира», Е. Ульевой «100 увлекательных игр, если за окном идет дождь» и интернет сайтов.

Практическая значимость проекта: интеллектуально-познавательная, настольная игра «Путешествие по Фин-Грамбургу» нацелена на повышение интереса обучающихся к изучению финансовой грамотности, выявление знаний участников игры в этой области. Особенностями игры являются такие параметры: мобильность – игру легко взять в поход, на семейный отдых, играть можно в поездке; обширность – затрагивает все аспекты экономической жизни общества. Игра интересна в плане дизайна, организации. Игра ориентирована на обучающихся 4-7 классов. Практическая значимость игры «Путешествие по Фин-Грамбургу» обширна: организация досуга, может быть применена на занятиях внеурочной деятельности, на уроке экономики, на олимпиадах по экономике и финансовой грамотности; применена в воспитательных мероприятиях – конкурсах, викторинах и т.д.; может быть преподнесена в качестве подарка для сверстника, семьи.

  1. Теоретический раздел

  1.  
    1. Понятие « настольная игра»

Настольная игра - игра, основанная на манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих. В число настольных игр входят игры со специальным полем, карточные игры, кости, солдатики и другие. Игры данной категории, в отличие от спортивных и видеоигр, не требуют активного перемещения игроков, наличия дополнительного технически сложного инвентаря или специальных сооружений, игровых площадок, полей и т. п.1

Понятие "настольная игра" включает в себя такие игры как шахматы, шашки, пазлы, мозаики, т.е. всё, во что играют, сидя за столом.

Я считаю, что настольная игра - это всегда испытание и тренировка личных качеств: умения сосредоточиться, думать, быть вежливым, доброжелательным, терпеливым, достойно выигрывать или проигрывать.

Одержать победу чрезвычайно заманчиво, радость выигрыша – это особое, ни с чем не сравнимое чувство. Но желание почувствовать себя победителем может незаметно привести к «неправильной» цели – обмануть, предать друзей. Если ты обманул однажды и никто не заметил, захочется так сделать еще раз. «Получилось в игре, может и получится в реальной жизни», - подумает недобросовестный игрок. Если все игроки играют по правилам, игра становится интереснее, а честная победа гораздо приятнее. Хорошо, когда игра позволяет победить самому умному, рассудительному, честному или просто удачливому.

  1.  
    1. Виды настольных игр

Я выяснила, что возможны различные способы классификации настольных игр в зависимости от критериев оценки.2 Всю информацию о классификации настольных игр я представила в виде таблицы.

Критерий

Виды настольных игр

Примеры

По типу используемых предметов

- Карточные игры

- Игральные кости

- Игры миниатюр

- Игры с карандашом и бумагой

- Настольные игры с игровым полем —

- Игры, основанные на узоре и плитках

- Ролевые игры

- Словесные игры

Солдатики, железная дорога

Крестики-нолики, морской бой, балда

Шахматы, шашки, нарды

Маджонг, домино

Мафия

Контакт

По количеству игроков

- Для одного игрока

- Для фиксированного числа игроков.

- Для произвольного количества игроков.

Пасьянсы, собирание пазлов

Шахматы, нарды, карточные игры вчетвером домино, маджонг

Имитационные игры, карточные игры

По степени кооперации игроков

- Каждый за себя.

- Команда на команду

- Коалиционные игры (игра начинается как «каждый за себя», но по ходу действия игроки могут самостоятельно объединяться в группы (коалиции) и действовать совместно. Коалиция, победившая своих противников, либо объявляется победившей целиком, либо распадается и продолжает игру, в которой игроки могут играть в режиме «каждый за себя» или образовывать новые коалиции. Коалиционные настольные игры крайне редки, так как сложно добиться сбалансированности игрового механизма, чтобы избежать предопределённости результата — заведомого проигрыша меньшей коалиции или одиночки.

- Кооперативные игры: игроки играют на общий результат — вместе выигрывают или проигрывают.

Шахматы, преферанс

Карточные игры(бридж)

Пандемия, ханаби, трехсторонние шахматы

По динамике

- Пошаговые.

- Динамические. Ходы делаются по желанию игроков. В них игрок может не успеть сделать ход, поспешить с ходом.

Цивилизация Сида Мейера

Лото

По характеру игры

- Интеллектуальные (логические, стратегические) игры. Игры, где успех игрока определяется его способностью правильно проанализировать игровую ситуацию и сделать верный ход.

- Азартные. Игры, в которых на результат влияет случайный фактор

- Игры на физические способности. На результат влияет реакция, скорость движений, координация.

Игра в кости, нарды

Бирюльки, Микадо, Жульбак

По начальной позиции

- Игры с неизменной начальной позицией.

- Игры со случайной начальной позицией.

- Начальная позиция зависит от игроков

Классические шахматы, го

Практически все карточные игры

Морской бой

С точки зрения математики

- Игры с полной информацией — игры, в которых в каждый момент времени каждый из игроков знает все возможности хода как за себя, так и за всех противников, и обладает исчерпывающей информацией о состоянии игрового поля и порядке, в котором будут делаться дальнейшие действия игроками при любом возможном продолжении игры

- Игры с неполной информацией — игры, в которых хотя бы один игрок хотя бы ограниченное время располагает информацией об игре, которой нет у хотя бы у одного из его соперников

Шахматы, го, шашки

Морской бой, покер, нарды

По содержанию

- Абстрактные. Игры, прямо не связанные с реальной жизнью.

- Имитационные. Игра более или менее достоверно моделирует определённый реальный процесс, ситуацию, событие.

Карточные игры

Экономические настольные игры, военные

По области использования

- Для досуга, развлечения

- Для общения, коммуникации

- Азартные, соревновательные

- Головоломки, для разминки мозгов

- Обучающие, тренинговые, образовательные

 
  1.  
    1. История настольных игр

Сегодня, мы можем разнообразить свой досуг различными интересными занятиями, к которым можно отнести и настольные игры. Оказывается в былые времена, настольными играми играли на полу, на земле и, конечно же, на столе.

Я заинтересовалась историей настольных игр. Оказывается, история настольных игр насчитывает не менее 5000 лет. Самая древнейшая настольная игра, завоевавшая большую популярность в Древнем Египте, называется сенет. По правилам игры и внешнему виду она напоминала стандартные шашки (Приложение 1).

Принято считать, что настольные игры зародились на Ближнем Востоке – в Междуречье и Древнем Египте. Первые настольные игры представляли из себя дипломатические дары тогдашним правителям. Они были слишком вычурными, роскошными и подчёркивали социальный статус своего владельца.

Нарды, домино, лото, шашки, шахматы, кости известны человечеству более 5000 лет. В пятом веке в Индии появилась первая игра шахматного типа – Чатуранга. В восьмом веке в Европе и Азии люди впервые узнали про домино. Позже в Великобритании в массовое производство запустили игру на игральной доске восемь на восемь клеток Реверси.

Кости, например, изначально были известны как магические предметы. В древности их изготавливали из плодовых косточек, костей животных, скорлупы орехов и семян.

Во времена Рима и Древней Греции кости стали изготовлять из полудрагоценных и драгоценных камней, бронзы, слоновой кости, мрамора, фарфора и т.д. Кости кубической формы были найдены при археологических раскопках в Китае и в египетских могильниках.

В Китае и Японии также происходили процессы рождения и становления, настольных игр, которыми увлекались преимущественно высокопоставленные мужи. Например, прародителем современных социальных сетей была обыкновенная настольная игра «би цзи», что в переводе на русский означает «кисть и записки». Также в Евразии были популярны уже перечисленные выше настольные игры. Например, сын одного китайского императора превосходно играл в шашки, именно как чемпион облавных шашек он вошёл во всемирную историю.3

Хронология возникновения настольных игр.

  1. До нашей эры.Самой древней настольной игрой считается сенет. Развлечение это было популярно еще 4000 лет до нашей эры в Древнем Египте и по своим правилам напоминало шашки. Три тысячи лет до нашей эры были изобретены игральные кости, а вместе с ними и знаменитые нарды. Тогда кстати в нарды играли по немного другим правилам. В это время в Индии уже играли в чаупур, тоже игру шашечного типа. Известно, что в это же время зарождаются игра наподобие шашек в Испании и России. Две тысячи лет назад зарождается знаменитая и по сей день настольная игра Го. Известны настольные игры, зародившиеся в Европе примерно одну тысячу лет до н.э.

  2. V векв истории настольных игр ознаменован появлением первой игры шахматного типа. В Индии тогда появилась игра чатуранга, напоминающая современные шахматы.

  3. XII векстал одним из важнейших в истории развития настольных игр. Именно этим веком датированы первые найденные игральные карты. найдены они были на востоке.

  4. XVIII век В эту пору из Азии в Европу привозят домино.

Первой страной, где полюбилась эта игра мозаичного типа, стала Италия.

5. 1870 год стал годом игры маджонг. Приблизительно в этом году в Китае зарождается знаменитая азартная игра, с применением игральных костей.

6. 1880 год - в этом году в Великобритании изобретают знаменитую игру реверси (настольная игра шашечного типа на доске 8*8 клеток).

7. 1934 год - в этом году Чарльз Дэрроу явил миру знаменитую монополию. Тогда это была экономическая настольная игра, что-то вроде экономической стратегии. Впоследствии появились тысячи разновидностей этой игры. Полагаю, что причиной для создания этой игры стала Великая депрессия 1930-х в США.

8. 1938 год - придумана знаменитая игра "Скрэббл". В России она более известна как "Эрудит".

  1. Практический раздел

  1.  
    1. Анкетирование одноклассников .

Ребятам нашего класса я предложила анкету, чтобы выяснить, как мои одноклассники относятся к настольным играм. Результаты исследования показали (Приложение 2), что настольные игры любят 20 ребят из 24 опрошенных. Часто настольная игра является отдыхом в семье. Не все ребята нашего класса настольные игры предпочитают компьютерным. Чаще играют в традиционные шахматы, шашки, а так же в пазлы и «Монополию». Результаты опроса укрепили меня в желании создать новую настольную игру.

Информация о существовании ранее подобной игры как «Путешествие по Фин-Грамбургу» мною не найдена и поэтому, на мой взгляд, такая игра должна быть интересна ребятам.

  1.  
    1. Создание интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по Фин-Грамбургу»

Первым делом я выявила основные параметры и ограничения при создании игры. Игра должна отвечать следующим требованиям:

- составляющие игры должно быть выполнено аккуратно;

- компоненты игры должны соответствовать выбранной стилистике;

- игра должна быть понятной ребятам.

Требования к работе

Название

игра «Путешествие по Фин-Грамбургу»»

Функциональное назначение

Интеллектуально-познавательная настольная игра

Пользователь

Обучающиеся Барвихинской сош и их родители

Единичное или массовое производство

единичное

Требования к материалам

Игровое поле выполнено из цветного картона, в технике аппликации нанесены контуры микрорайонов города Фин-Грамбург и путь игроков, карточки с заданиями выполнены на цветной бумаге

Метод изготовления

Аппликация, печать

Внешний вид, стиль

Выполнена по цветовому решению автора.

Требования с точки зрения безопасности использования

Набор игры безопасен для игры, предназначен для детей от 9 лет и старше.

Экологические требования

Игровой набор не токсичен.

Правила техники безопасности при изготовлении проекта:

- бережно относиться к своей работе и к инструментам для работы;

- ножницы класть на стол с сомкнутыми лезвиями;

- передавать ножницы друг другу только с сомкнутыми лезвиями кольцами вперед;

- следить за тем, чтобы ножницы не падали на пол;

- не размахивать ножницами;

- после работы с клеем тщательно вымыть руки.

Технология изготовления.

Последовательность выполнения работ

Эскиз

Инструменты, оборудование, материалы

1.

Мобильное игровое поле

Прямоугольник размером 60х80см складывающийся до размера 40Х30

цветной картон, 4 листа размером 40Х30 см;

цветная бумага – 20 листов;

клей ПВА, клей «Контакт»;

графический карандаш, ножницы;

принтер с цветной печатью, бумага белая

2.

Карточки с заданиями

Прямоугольные размером 6х10 см

цветная бумага – 20 листов;

принтер с цветной печатью, бумага белая

3.

Коробка для игры

Готовая коробка, обклеенная цветной бумагой

Готовая коробка, цветная бумага

4

Инструкция

Лист А4 с печатной информацией

Цветная бумага, принтер

Правила настольной игры «Путешествие по Фин-Грамбургу»

  1. Игра предназначена для детей в возрасте от 9 лет и старше и для родителей.

  2. Состав игры: мобильное игровое поле, карточки с заданиями.

  3. Возможное участие: командное или индивидуальное.

  4. Для ведения игры выбирается судья из числа игроков любым известным способом (например, считалочка). Судьей может быть учитель или родитель . Судья читает вопросы из карточек и проверяет ответы. За правильные ответы засчитывает баллы, подсчитывает общее число баллов.

  5. Игра ведется следующим образом: игровое поле представляет собой карту города Фин-Грамбург, в состав которого входит восемь микрорайонов («Доходы семьи», «Расходы семьи», «Риски потери денег и имущества», «Налоги», «Социальные пособия», «Предпринимательство», «Банки», «Валюта в современном мире»). Участники игры (команды) встают на старте и вытягивают карточки с заданиями и разным уровнем сложности по каждой теме, соответствующей названию микрорайона города. Зеленый цвет –простые задания – 1 балл, желтый цвет – более сложные задания – 2 балла, красный цвет – самые сложные задания – 3 балла. Если участник ( команда) правильно ответила на вопрос задания, то он перемещается к следующему микрорайону, если неправильно - остается на месте и получает новое задание. Цель игры: дойти до финиша с большим числом баллов.

Заключение.

Итак, цель моего проекта достигнута. Мною была создана интеллектуально-познавательная настольная игра «Путешествие по Фин-Грамбургу».

В ходе работы над проектом, изучая основы финансовой грамотности на занятиях внеурочной деятельности, я сделала вывод о необходимости этих знаний для всех (как для детей, так и для взрослых). Эти знания необходимы в нашей повседневной жизни, без них просто не выжить в нашей рыночной экономике. Но я также поняла, что простое книжное изучение этого материала не очень интересно. В моем возрасте все-таки хочется поиграть, но, поиграть с пользой. Именно в этом поможет моя игра.

В чем же значение моего проекта? Ребята получили возможность провести с пользой время за совместной игрой, при этом в игровой форме они закрепляют свои знания по основам финансовой грамотности, а также развивают свою память, сообразительность и внимание. Поскольку игра предполагают участие двух и более человек, то мы учимся общаться, сопереживать проигравшим, с достоинством принимать собственное поражение, радоваться победе товарища.

В мою настольную игру «Путешествие по Фин-Грамбургу» можно играть в классе во время занятий внеурочной деятельности и во время тематического классного часа. В перспективе хотелось бы предложить сыграть ученикам старших классов и проверить их знания по экономике. Мне бы хотелось стать организатором и судьей в таких играх.

Работа над проектом оказалась очень познавательной и интересной и доставила мне удовольствие.

Библиографический список

  1. Е. Ульева «100 увлекательных игр, если за окном идет дождь».- М.:Мозаика-Синтез,2012

  2. И.Липсиц, Е. Вигдорчик «Финансовая грамотность: материалы для обучающихся.5-7 классы.- М.: Вита-пресс,2016

  3. Ю.Корлюгова, Е.Вигдорчик, И.Липсиц «Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5-7 классы».-М.: Вита-Пресс, 2016

  4. Гик Е., Сухарев А. Интеллектуальные игры и развлечения.-М.: ФаирПресс,1999

  5. Р. Белл Энциклопедия настольных игр народов мира .М.: Центрполиграф, 2001

Интернет-ресурсы:

  1. www.olesya-emelyanova.ru/text_03_nastoljnye_igry.html

  2. http://samolit.com/articles/nastolnye_igry_po_motivam_literaturnyh_proizvedenij/

  3. http://tambolia.ru/библиотека/статьи-об-играх/История-настольных-игр/

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Настольная_игра

Приложение 1

Самая древнейшая настольная игра «Сенет».

     

Нефертари играет в сенет

Набор игры в сенет из гробницы Тутанхамона

 
     

Чатуранга, начальная позиция. Цвета фигур на разных сторонах доски были различными

В восьмом веке в Европе и Азии люди впервые узнали про домино. Особенно в игру мозаичного типа полюбил играть итальянский народ.

Британская игра знаменита до сих пор под названием Реверси. Сегодня в нее, как и раньше, любят играть все народы мира.

Приложение 2

Результаты анкетирования

Вопрос

Результат

1

В какие игры вы играете?

Настольные

Спортивные

Компьютерные

Дворовые

20

14

9

8

2

Какая Ваша любимая настольная игра?

Шахматы

Пазлы

Монополия

3

5

3

3

Что Вы думаете о пользе настольных игр?

Игры развивают ум, память, любознательность,воображение

Учат терпению

Учат взаимодействовать в коллективе

Объединяют семью, друзей

17

15

12

8

4

С кем вы обычно играете в настольные игры?

Мама и папа

Брат или сестра

Друзья

Бабушка или дедушка

16

12

10

10

5

Будет ли Вам интересно играть в познавательную игру по основам финансовой грамотности?

Да

Нет

23

1

1 Е.Ульева 100 увлекательных игр, если за окном идет дождь

2 Р. Белл Энциклопедия настольных игр народов мира

3 Гик Е., Сухарев А. Интеллектуальные игры и развлечения

Просмотров работы: 317