Сегодняшняя действительность такова, что коррупция проникла во все сферы жизни и деятельности, стала привычным, обыденным явлением. И государство, и предпринимательское сообщество заинтересованно в снижении уровня коррупции. Все чаще в средствах массовой информации появляются материалы о том, что тот или иной чиновник злоупотребляет своим служебным положением, берет взятки, присваивает бюджетные деньги или государственную собственность. Каждый из нас осуждает коррумпированность такого чиновника, но мало кто задается вопросом о том, какова наша роль в развитии этого негативного явления. Можем ли мы, должны ли противостоять коррупции. Влияет ли она на экономику страны и может ли стать препятствием для ее развития. Понять природу коррупции, угрозы, которые она в себе несет, и ответить на поставленные выше вопросы - в этом состоит основная задача данного исследования.
Таким образом, целью исследования явилось: определение сущности коррупции, выявление порождающих ее причин, анализ масштабов и систематизация направлений противодействия.
Объектом исследования является сама коррупция. Предметом - общественно-экономические отношения между субъектами, порождающие проявление коррупции. Исследование носит теоретический характер, поэтому среди научных методов используются такие как синтез и анализ.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть причины и природу коррупции;
дать оценку масштабам коррупции и ее негативному влиянию на развитие предпринимательской деятельности в России;
систематизировать комплекс антикоррупционных мер, существующих в отечественной практике.
Противодействие коррупции на протяжении длительного времени остается одной из самых злободневных задач и приоритетных направлений правовых, экономических и социальных реформ в России. В настоящее время вопрос борьбы с коррупцией стоит особенно остро. Разрушительный характер существующего уровня коррумпированности влияет на государственное развитие и устройство, уровень жизни и социальной защищенности граждан, а также на всю экономику в целом. Для того, чтобы выделить наиболее эффективные способы борьбы с коррупцией, необходимо, прежде всего, определить сущность данного явления.
Понятие «коррупция» было сформулировано на 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г. и определено как «выполнение должностным лицом каких-либо действий (бездействия) в сфере должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение, как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения»1. В Конвенции ООН против коррупции 2005 г. осуществлена декомпозиция данного явления:
- коррупция в публичном секторе (аналог государственного в западной терминологии);
- коррупция в частном секторе.
Согласно федеральному закону 273 о противодействии коррупции, она представляет собой: «злоупотребление служебным положением, дачу и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами»2.
Проблема коррупции является достаточно актуальной и широко обсуждаемой в научной литературе. Известные в этой области ученые А.И. Долгова и Б.В. Волженкин под коррупцией понимают социальное явление, характеризующееся «разложением власти», «подкупом-продажностью» государственных (муниципальных) служащих, которые во имя личных или групповых корыстных интересов используют свои официальные служебные полномочия34.
Л.И. Шершнев определяет продажность должностных лиц и политических деятелей как элемент искусственно выстроенной капитализированной рыночной экономики, основанной на жесткой конкуренции, культе денег и материальных ценностей5.
В.В. Лунеев характеризует коррупцию как явление, включающее в себя «... многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для частного использования»6.
Весьма яркую характеристику коррупции дает А.И.Кирпичников, «… это коррозия власти, как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества»7.
Рассмотренные мнения ученых и специалистов дают основание полагать, что коррупция в широком смысле слова – это общегосударственное социально-экономическое явление, отличающееся деструктивным характером и являющееся, с одной стороны, определенным «рынком теневых и криминальных услуг», с другой стороны – преступным явлением, охватывающим ряд составов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ).8
Коррупция как социально-правовое явление представляет угрозу национальной безопасности, ущемляющую жизненно важные интересы личности, общества и государства в целом. Примерно треть россиян определяют коррупцию как «механизм компенсации плохих законов»9, позволяющий людям решать свои проблемы.
Можно выделить следующие основные формы проявления коррупции:
Взяточничество, подкуп, получение незаконных доходов (вымогательство, «откаты»);
Воровство и приватизация государственных ресурсов и средств;
Незаконное присвоение (подделка, подлог, фальсификация, хищение, присвоение денег, имущества обманным путем), злоупотребления при использовании государственных фондов, растраты;
Непотизм или кумовство, фаворитизм (назначение на посты и должности родственников и друзей);
Продвижение личных интересов, сговор (предоставление преференций отдельным лицам, конфликт интересов);
Принятие подарков для ускорения решения проблем;
Защита и покровительство («крышевание», лжествидетельство);
Злоупотребление властью (запугивание);
И другие.
Основными причинами коррупции считают:
1) расширение теневой экономики. Теневая экономика представляет собой объективно существующую и постоянно воспроизводящуюся подсистему хозяйства, в которой хозяйствующие субъекты стремятся добиться экономической выгоды методами недобросовестной конкуренции, т.е. по своей личной инициативе или под воздействием внешних обстоятельств прибегают к действиям, противоречащим закону, деловой этике, правилам игры между бизнесом и властью, морально-нравственным нормам общества.
2) дисбаланс между низкими заработными платами чиновников и их высокими полномочиями. Особенно это проявляется в развивающихся и постсоветских странах, где у государственных служащих есть возможность влиять на деятельность фирм и граждан.
3) закрытость и зарегулированность работы государственных ведомств, непрозрачность законотворчества, громоздкая система отчетности, ошибочная кадровая политика государства, допускающая продвижение по службе «по блату» вне зависимости от результатов работы служащих.
4) деморализация общества, недостаточная информированность, неразвитость гражданских институтов и пассивность в отношении чиновничьего беспредела.
5) дискредитация идей рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто незаконно смог получить преимущества.
6) неэффективное использование бюджетных средств, в частности при распределении государственных заказов.
7) криминализация бизнеса и другие.
Анализ литературных источников позволяет нам систематизировать последствия коррупции (рис. 1).
Среди экономических последствий целесообразно выделить следующие:
Рост теневой экономики, осуществляемой вне государственной регистрации и учета.
Рисунок 1 – Основная группа последствий коррупции
Снижение доходов бюджета страны.
Нарушение конкурентных механизмов рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто незаконно смог получить преимущества.
Замедление появления эффективных частных собственников.
Неэффективное использование бюджетных средств, в частности, при распределении государственных заказов и кредитов.
Повышение цен и в итоге страдает потребитель.
Расширение масштабов коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях). Это ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны в целом.
Ослабление инвестиционного климата, «уходят» не только иностранные партнеры, но и снижается уровень привлечения в экономику внутренних инвестиций. Известный экономист Паоло Мауро проанализировал влияние коррупции на экономику в 94 странах мира и пришел к выводу, что уменьшение уровня коррупции в стране на 25 % обычно приводит к росту инвестиций на 4 % от величины валового внутреннего продукта (ВВП). Это, в свою очередь, приводит к тому, что доля ВВП на душу населения увеличивается на 0,5 %10.
К социальным последствиям следует отнести:
Отвлечение колоссальных средств от целей общественного развития, тем самым снижается способность власти решать социальные проблемы.
Закрепление и увеличение имущественного неравенства, бедность большой части населения.
Дискредитация права как основного инструмента регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан как перед преступностью, так и перед лицом власти.
Укрепление организованной преступности ввиду роста коррумпированности правоохранительных органов. Сращивание предпринимателей с коррумпированными группами чиновников увеличивает возможности для отмывания денег.
Увеличение социальной напряженности, которое угрожает политической стабильности в стране.
И, наконец, политические последствия:
Смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвований тех или иных кланов.
Уменьшение доверия к власти, рост ее отчуждения от общества.
Падение престижа страны на международной арене, рост угроз ее экономической и политической изоляции.
Борьба с коррупцией имеет глубокие исторические корни. Первые упоминания о коррупции исходят из русских летописей XIII века, где она определялась понятием «мздоимство».
Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности было осуществлено в царствование Ивана III в XV веке. Судебник, введенный 1497 году, устанавливал розыскную форму процесса, предусматривал в качестве мер наказания смертную казнь или торговую казнь, т.е. битьё кнутом.
Во время правления Ивана IV в XVI веке впервые была введена смертная казнь в наказание за чрезмерность во взятках.
XVII век во время правления Алексея Михайловича ознаменовался появлением статьи «Наказание за преступление, попадающее под понятие коррупция» в Соборном Уложении 1649 года.
В XVIII веке Петр I совместно с коллегиями ввёл деятельность Тайной канцелярии (Тайной полиции). Так, в 1722 году была создана прокуратура как орган присмотра за выполнением законов «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».
Анна Иоанновна и Елизавета Петровна в 1739 году издают Указ «О взыскании за похищенное и за взятки», в 1761 году Указ «О запрещении взяток и задержки при осмотре проезжающих на заставах».
Екатерина II в 1762 году издает Указ «Об держании судей и чиновников от лихоимства», который устанавливал жалование чинам и грозил смертной казнью. В целях профилактики коррупции кроме жалования после 35 лет службы назначалась пенсия.
В XIX веке Александр I в 1812 году издал Указ «О запрещении приносить подарки начальникам губерний и другим губернским служащим».
По словам современников в 1823 году в Московском надворном суде появился Пущин Иван Иванович - «первый честный человек, который сидел когда-либо в русской казенной палате», непримиримый борец со взяточничеством.
Во время правления Николая I в 1826 году коррупция стала механизмом государственного управления, но было создано III отделение для безопасности императора и борьбы с преступностью.
Период реформ на Руси ознаменовался появлением одной из первых судебной реформы. Согласно Указу Александра II в 1864 году, суд становился бессословным, гласным, независимым и состязательным. Вводился также суд присяжных заседателей.
В советский период борьба с коррупцией продолжалась, так в 1922 году Уголовный кодекс предусматривал расстрел за взяточничество. А в 1957 году официальная борьба была приостановлена, так как коррупция считалась редким явлением.
Как видно, полностью победить коррупцию не удалось никому. Самыми успешными в данном вопросе явились два лидера – это Иван IV и Иосиф Сталин. Обоим пришлось для этого прибегнуть к жестоким репрессиям с применением особых органов правопорядка. Кроме того, во времена руководства страной И.В. Сталиным коррупция была побеждена уникальной системой мер, которые касались всех, невзирая на связи и положение в обществе. К ответственности привлекали даже родственников коррупционера, которые знали, но ничего не сделали для выявления преступника. Более того, под суд попадали все, кто хоть краем уха слышал, но промолчал, что кто-то берет взятки или занимается другими незаконными делами. Ну и, конечно же, самое эффективное средство контроля – доносы. Доносы были массовыми, потому что за сокрытие увиденного преступления тоже полагалась уголовная ответственность. Как считает большинство исследователей, именно разветвленная сеть информаторов сыграла решающую роль в искоренении коррупции в стране.
Области распространения коррупции
Согласно данным средств массовой информации, на сегодняшний день коррупция все более охватывает самые различные сферы жизнедеятельности россиян. По данным ежегодно публикуемых исследований, постоянно берут взятки не менее 70% муниципальных служащих, 80% судей и сотрудников ГИБДД, 40–45% врачей, 60% преподавателей вузов.
На рисунке 2 показано, что за десять лет верхушка коррупционных сфер практически не меняется. Так, коррумпированность власти на местах, судебной системы, а также органов здравоохранения усиливается, а коррумпированность правоохранительных органов и федеральной власти имеет положительную тенденцию к снижению.
Рисунок 2 – Динамика изменения наиболее коррумпированных сфер и институтов
К сферам деятельности, которые в наибольшей степени подвержены коррупции в России, относятся:
таможенные службы: пропуск через границу запрещённых к перевозке товаров; возврат конфискованных товаров и валюты; занижение таможенных пошлин; необоснованные задержания грузов и отсрочки таможенных платежей;
налоговые органы: невзимание налогов в полном объёме; «закрытие глаз» на налоговые правонарушения; непроведение контрольных мероприятий; вызванная конкурентами проверка и остановка производства;
правоохранительные органы: возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование; отсутствие законного наказания за правонарушения различной тяжести;
административные структуры: взятки за оформление справок, разрешений, прочих документов; создание аффилированных коммерческих фирм, ускоряющих за дополнительную плату оформление документов;
учебные заведения: покупка и продажа дипломов; завышение результатов экзаменов; поступление в ВУЗ людей с низкими баллами ЕГЭ.
По утверждению «Новой газеты», из 35 министерств и ведомств России установлена пятёрка наиболее коррумпированных – это: Министерство обороны; Министерство транспорта; Министерство экономического развития, в том числе подведомственные ему Росимущество и Росреестр; Министерство здравоохранения и социального развития, а также подведомственный ему Роспотребнадзор; Министерство финансов.
Специалисты утверждают: коррупция в России становится своеобразным бизнесом.
Выделенные области коррупции не являются самостоятельными независимыми. Наоборот, они образуют некую цепь, являясь результатом функционирования и развития соседних звеньев.
Для оценки масштабов коррупции можно воспользоваться индексом ее восприятия – это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю распространённости коррупции в государственном секторе. Рассчитывается данный показатель по методике международной неправительственной организации Transparency International, основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатах глобального опроса. По мнению исследователей, единственным надёжным источником информации выступают мнения и свидетельства тех, кто непосредственно сталкивается с коррупцией (например, предпринимателей) или профессионально занимается её изучением, т.е. аналитиков.
Индекс восприятия коррупции представляет собой сводный индикатор, на основании которого происходит ранжирование стран по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 100 (самый низкий уровень коррупции). Стоит отметить, что отметку в 100 баллов не имеет ни одно государство (приложение 1). Так, в 2016 году наименьший показатель индекса восприятия коррупции в 90 баллов имеют Дания и Новая Зеландия, Россия за последние два года получала одно и тоже количество баллов – 29 и занимала низкие позиции рейтинга (2015 год – 119 место из 168, 2016 год – 131 место из 176 возможных)11.
Коррупция подрывает экономическую безопасность страны и, в том числе, наносит существенный вред предпринимательству.
Экономика страны во многом зависит от предпринимательской деятельности, доля которой в Валовом Внутреннем Продукте (ВВП) РФ в настоящее время не превышает тридцати % (для сравнения в экономически развитых странах эти цифры гораздо выше – от 70%). Поэтому текущей задачей, поставленной правительством к 2020г. является увеличение доли активного населения, занимающегося предпринимательской деятельностью, до 60–70% (рис.3)12.
Современные показатели Целевые показатели
Рисунок 3 – Доля малого и среднего бизнеса в % к ВВП России
К сожалению, в России сложилась коррупционная модель ведения бизнеса, когда предприниматели воспринимают коррупцию как одну из составляющих вынужденных затрат и считают это нормой. К примеру, по результатам антикоррупционного мониторинга лишь 23% опрошенных предпринимателей не участвовали в коррупционных сделках.
Среди предпринимателей, сообщивших, что в прошлом они прибегали к даче взятки как к средству решения проблем, незаконное вознаграждение в 40% случаев передавалось в целях ускорения рассмотрения документов в органах власти; 23% предпринимателей передавали вознаграждение с целью оставления без внимания проверяющими выявленных нарушений; 8% – для обеспечения победы в тендерах и конкурсах; 6% рассчитывали на содействие в конкурентной борьбе (рис.3)13.
Рисунок 3 – Результаты антикоррупционного мониторинга отечественных предпринимателей
Эксперты Всемирного банка считают коррупцию главной экономической проблемой современности. По их данным, 40% предприятий во всем мире вынуждены давать взятки. В развитых странах эта цифра составляет 15%, в азиатских – 30%, в странах СНГ – 60%. За четыре года активной Российской антикоррупционной кампании средний размер взятки вырос в 33 раза. В 42% случаях размер взятки превышал 100 тыс. руб., причем в ряде случаев доходил до двух млн. руб. 14
Увеличение указанных «коррупционных издержек» приводит к монополизации российского рынка и, как следствие, к снижению его конкурентоспособности, что в свою очередь ведет к ослаблению и вынуждает к уходу с рынка малого и среднего бизнеса.
Можно выделить главные направления создания угроз от коррупции экономической безопасности предпринимательской деятельности:
негативное давление на бизнес излишней бюрократии и создаваемых с целью укрепления коррупционных связей в бизнес-среде излишних административных барьеров;
вымогательства с целью получения взяток в виде денежных средств, подарков, услуг при проведении государственными служащими контрольно-разрешительных функций, предусмотренных законодательством;
участие представителей органов власти в деятельности компаний с целью извлечения дополнительного дохода на основе злоупотребления своим служебным положением.
Воздействие данных угроз на экономическую ситуацию в предпринимательстве проявляется:
в излишних потерях рабочего времени, связанных с урегулированием коррупционных барьеров развития бизнеса;
воздействием на увеличение затрат на ведение предпринимательской деятельности, связанных с вынужденным теневым финансированием представителей государственных и муниципальных органов власти, что влечет за собой рост всех видов цен в России (считают, что коррупционная составляющая в цене товара и услуги достигает 70%);
в создании препятствий для начала и расширения деятельности не на коррумпированной основе (использование государственных ресурсов для проникновения на рынки и выдавливания с них невовлеченных в коррупцию компаний; дискриминация (неравенство) доступа ко всем видам ресурсов для развития бизнес-деятельности).
Все информативные итоги 2016 года по коррупции приведены в приложениях 2 и 3.
За последние 10 лет в Российской Федерации принимаются меры по государственному и общественному противодействию коррупции:
принят Федеральный закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции». В приложении 4 представлены основные наказания за дачу взятки и посредничество во взяточничестве;
утверждаются Национальные планы противодействия коррупции (последний – на 2016-2017 гг.);
подписан закон о ратификации двух важнейших международных конвенций по противодействию коррупции: Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию;
присоединение к Конвенции об организации экономического сотрудничества и развития Европейских сообществ (ОЭСР) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц;
введен контроль над крупными расходами чиновников и запрет на ведение счетов за границей;
3 декабря 2013 года указом В.В. Путина образовано Управление президента РФ по вопросам противодействия коррупции;
разрабатывается электронная система Правительства по борьбе с коррупцией;
усиливается пропаганда неприятия коррупции в обществе, все больше освещается в СМИ дел о раскрытии преступлений чиновников, проводятся митинги и акции;
формируются институты гражданского общества по борьбе с коррупцией, в том числе подписана антикоррупционная хартия российского бизнеса.
В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Полностью искоренить коррупцию невозможно. Даже под страхом смертной казни (таково наказание в современном Китае) имеются случаи ее проявления. Но это не значит, что с ней не нужно бороться, необходимо создавать условия ее неприятия в обществе.
Коррупция тормозит экономическое развитие страны. Она наносит вред и государству и обществу в целом. Присвоение бюджетных средств государственным служащим отвлекает их из процесса создания экономических благ. Лоббизм и взяточничество, искусственно создаваемые административные барьеры и другие коррупционные проявления не дают возможности малым и средним предпринимателям развивать свою деятельность и приносить экономическую выгоду государству, решать проблему занятости населения, удовлетворять потребности граждан.
Наше государство постоянно совершенствует методы противодействия коррупции: вводит поправки в законодательную базу; реализует программы противодействия; присоединяется к международным организациям; освещает громкие дела в средствах массовой информации; ведет пропагандистскую политику, используя баннеры и в Интернет.
Как показывает современная статистика, уровень коррупции в нашей стране постепенно снижается, но остро стоит потребность к подключению общества, в том числе предпринимателей.
Библиографический списокВоробьев Ю.Л. Качество законов – прививка от коррупции // Парламентская газета. – 20.03.2009. – №15. – http://archiv.council.gov.ru/senators/vorobievul/pub/item25.html
Громак К.В., Киселева А.М. Методы измерения масштабов коррупции // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2012. – №2. – с. 56–59
Климов И.П. Историко-правовой опыт противодействия коррупции и его значение для современной России // Вестник ТГУ. – 2010. – №2. – с. 147–154
Моисеев С. Д. Коррупция как угроза экономической безопасности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 23. – с. 56–60
Тимофеева И.Ю. Методы противодействия коррупции: советы предпринимателям: учебно-практическое пособие. / И.Ю. Тимофеева. – Смоленск: Некоммерческое партнерство «Единство студентов и бизнеса региона», 2010. – 68 с.
Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. №815 «О мерах по противодействию коррупции»
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции»
Основные итоги 2016 года по коррупции
Приложение 3Основные очаги коррупции в России по итогам 2016 года
Приложение 4Наказания в России за дачу взятки и посредничество
1 Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/169 от 17 декабря 1979 г.) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/13053382 Статья 1 Федерального закона Российской Федерации от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»
3 Криминология: Учебник для юрид. вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. – М.: Норма, 2005. – 912 с.
4 Волженкин Б.В. Коррупция. – СПб.: Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе, 1998. – 44 с.
5 Шершнев Л.И. Путь из «болота всеобщей коррупции» // Безопасность. - 2003. – № 3. – С. 64.
6 Лунеев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. Сборник материалов международной научно-практической конференции (г. Москва, 9-10 сентября 1999 г.). - М.: Юристъ, 2001. - С. 17-38
7 Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. - СПб.: Альфа,1997. – 352 с.
8 Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ (с изм. и доп. от 07.03.2017) http://base.garant.ru/10108000/1/#block_1000
9 Воробьев Ю.Л. Качество законов – прививка от коррупции // Парламентская газета. – 20.03.2009. - №15 http://archiv.council.gov.ru/senators/vorobievul/pub/item25.html
10 Борьба с коррупцией – глобальный масштаб // Информационно-аналитическое агентство «МиК». - http://www.nacbez.ru/ecology/article.php?id=97
11 По данным АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив» Трансперенси Интернешнл – Р» http://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/
12 Моисеев С. Д. Коррупция как угроза экономической безопасности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 23. – С. 56–60. http://e-koncept.ru/2015/95256.htm.
13 Там же
14 Громак К.В., Киселева А.М. Методы измерения масштабов коррупции // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2012. - №2. – с. 56-59.
23