СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КРЫМУ НА ПРИМЕРЕ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ИСПАНИИ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КРЫМУ НА ПРИМЕРЕ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ИСПАНИИ

Проурзин А.К. 1
1ГБОУ СОШ № 386 г. Санкт-Петербурга, 10 А
Лашкина О.В. 1
1ГБОУ СОШ № 386 г.Санкт-Петербурга
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каждый человек желает хорошо и интересно провести свой досуг. Но, как правило, многие думают, что прекрасный туризм возможен только за границей. Но я считаю, хорошо отдохнуть можно и в нашей стране, ведь она очень красива и разнообразна.

Крым - ведущий туристический район России. Главную ценность туризма Крыма определяют географические, пляжные, культурно-исторические ресурсы, минеральные воды, лечебные грязи. Все многообразие региона можно и нужно использовать для развития туристского потенциала и получения прибыли, что приведет к улучшению экономического положения Крыма3 .

Проблема заключаетсяв том, что Крым богат всем, что привлекает современного туриста, но этот колоссальный потенциал используется слабо.Количество туристических маршрутов ограничено, несмотря на многообразие природных объектов на полуострове.

Тема исследовательской работы актуальна, так как туризм – фактор организации эффективного отдыха и восстановления жизненного потенциала человека, поэтому важен в воспитании будущего поколения, в жизни общества. Согласно «Стратегии развития туризма в РФ на период до 2020 г» 6, туризм - источник финансовых доходов бюджета, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма, а также мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества.

Применительно к Крыму туризм и туристическая индустрия в целом – это ещё и важнейший ресурс для стабилизации и ускоренного развития экономики полуострова, повышения его социально-экономического уровня 4. После возвращения Крыма в состав России - это основная задача для региона, поэтому результаты исследования будут иметь важное значение в экономике РФ. Улучшение качества обслуживания туристов в Крыму, обновление материально-технической базы курортов, модернизация транспортной инфраструктуры на полуострове – уже решаются на уровне власти. Если еще и модернизировать уже имеющуюся в Крыму сферу туризма, внедряя международные новые тенденции, то можно сделать крымский регион наиболее привлекательным в мировом туристическом бизнесе3.

Таким образом, тема – инновации международного туризма в развитии Крыма – наиболее интересна и актуальна для полуострова и России в целом.

Развитие туристической индустрии является приоритетным направлением развития экономики полуострова. В «профильной Государственной программе развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015-2017 гг.»5 Правительством Республики Крым стратегической целью развития региона определено формирование современного международного туристского центра Российской Федерации.

Наше современное общество захлестнул новый век, век инноваций. В мировом туристическом опыте существуют такие инновации, которые эффективно работают на благо страны. Это новые направления, ориентированные на предпочтения современного туриста. Их я и исследовал в своей работе на международном опыте, на примере Испании, которая по данным Международного валютного фонда ВВП занимает 12 место в мире и 5 место в Европе9 . Обоснованием выбора темы служит тот факт, что туристическая индустрия за рубежом и, в частности, в Испании отличается высоким уровнем сервиса и большим разнообразием туристических маршрутов9 . В этой связи, логичным является изучение и распространение зарубежного опыта на развитие туризма в Крыму.

Цель исследования: разработка программы инновационного туристического маршрута «Выпускник» на полуострове Крым, востребованная туристами.

Для решения поставленной цели, были поставлены следующие задачи:

  • выявление факторов, препятствующих развитию туризма в Крыму;

  • сравнительный анализ структуры и содержания туристических программ

в Испании и на Крымском полуострове;

  • выявление ключевых факторов, определяющих высокую эффективность туристической индустрии в мире;

  • разработка анкеты и проведение социологического опроса с целью выявления спроса на туристские услуги;

  • разработка программы тура «Выпускник».

Объект исследования: развитие туризма в России (на полуострове Крым).

Предмет исследования: возможности использования международного опыта в развитии туризма на полуострове Крым.

В ходе работы я применил методы научного исследования: анализ научно-методической литературы, Интернет-ресурсов, сравнение статистических данных состояния и развития туриндустрии России и Испании, опрос, описание полученных фактов.

Решение проблем в Крыму и внедрение инноваций в туризм – чрезвычайно актуальная на сегодняшний день тема. Однако до сих пор требует исследований и качественных предложений современных маршрутов для привлечения потоков туристов. В данной работе приведены собственные предложения по использованию международного инновационного опыта на благо нашей страны.

Выводы исследования были учтены при разработке анкеты и по ней проведен социологический опрос с целью выявления спроса на туристские услуги. На результатах опроса разработана программа инновационного туристического маршрута "Выпускник". Программа, помимо экскурсионных поездок, насыщена активными составляющими нетрадиционного отдыха: пейнтбол, конный туризм, прогулка на парусно-моторной яхте, дайвинг, полет на параплане, участие в зип лайн. Этот семидневный тур я предложил своим одноклассникам в качестве незабываемого и здорового отдыха по окончании 11 класса.

Таким образом, данная работа может найти конкретное применение на практике, в чем и состоит ее практическая ценность. Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное предложение может быть использовано турагентствами как основа для дальнейшей разработки эффективной программы по привлечению туристических потоков в Крым. Новизна и актуальность работы заключается и в том, что в исследовании и практическом применении результатов исследования учтены важные факторы современного мирового туризма. Это: изучение нового типа потребителя, постоянная изменчивость психологии потребителей, мода в настоящее время на экстремальный отдых. При составлении тура и его маршрута была установлена обратная связь с клиентами, чтобы предлагать своим потребителям привлекательные для них ценности и гибко реагировать при изменении их предпочтений. Люди становятся более разборчивыми в своем выборе и ценят, прежде всего, качество и содержание услуги. Необходимо предлагать новое, т.к. клиент из года в год, становится более избирательным.

Глава 1. Исследование.

§1. Туризм.Влияние на экономику страны.

Туристический бизнес – вид предпринимательской деятельности по производству продуктов и услуг на туристическом рынке с целью извлечения прибыли. Развитие тризма ведет к созданию новых рабочих мест и увеличению доходов местного бюджета. Таким образом, туризм - фактор развития и повышения уровня экономики. Туризм – это форма активного отдыха, путём экскурсий, походов, спортивных игр и др., в широком же смысле – это отрасль экономики. Наконец, туризм – это мир бизнеса, удовлетворяющий потребности и спрос туристов, и приносящий значительный доход государству2.

Сегодня туризм активно развивается, люди стали путешествовать осмысленно — в образовательных, оздоровительных целях, проверить свою спортивную подготовку, испытать адреналин. Туризм стал играть такую роль в жизни общества, что превратился в уникальную крупномасштабную мировую индустрию, а туристические ресурсы становятся важнейшей частью национального богатства многих стран.

Ежегодно в течение ближайших нескольких лет будут путешествовать около 600—700 млн. человек7 , ежегодные затраты туристов составят около одного триллиона долларов. Большие деньги означают, что туризм стал большим бизнесом. Фактически для экономики многих стран он настолько важен, что между ними развернулась жесткая конкуренция.

Туризм сегодня не только крупнейшая, но и наиболее быстро развивающаяся отрасль мирового хозяйства, темпы роста которой почти в 2 раза превосходят темпы роста других отраслей экономики. Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. По другим источникам туризм является самой рентабельной сферой мирового хозяйства. Именно экономические выгоды являются основной движущей силой туристского развития. Международное потребление туристского продукта можно считать невидимым экспортом из принимающей страны, тогда как внутренний туризм может быть рассмотрен как экспорт между регионами страны и даже как заменитель импорта в национальную экономику.

В странах ЕС и других, промышленно развитых странах доходы от туризма составляют примерно 5,5% от внутреннего валового продукта (ВВП)10 .

Современный туризм как экономическое явление: создает новые рабочие места и выступает зачастую пионером освоения новых районов и катализатором ускоренного развития национальной экономики; представляет собой механизм перераспределения национального дохода в пользу стран, специализирующихся на туризме; является мультипликатором роста национального дохода, занятости и развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения.

§2. Международный опыт развития туристской индустрии в Испании.

В качестве страны для анализа опыта развития в ней туризма был выбран регион со схожими туристско-рекреационными ресурсами Испания.

Развивать туризм Испания начала в 1960-ых годах, однако всерьез взялась за туризм с 2000 года, разработав документ «Единый план по повышению качества в сфере туризма в Испании». Среди его важнейших положений отмечалось, что туризм является важнейшим сектором национальной экономики, говорилось о необходимости усиления присутствии испанских компаний на международном рынке. Благодаря этому плану инвестиции в туризм за следующие 7 лет составили около 72 миллиардов евро. Аналогом данного положения в России является Стратегия развития туризма в РФ на период до 2020 года 6 . Среди других полезных результатов международного опыта, который можно было бы интегрировать в нашей стране является: развитие нетрадиционных экстремальных видов туризма, высоко востребованных туристами в настоящее время; пропаганда и популяризация отдыха в мировом пространстве; предложение комплексных туристических услуг.

Во всем мире динамично развивается активный туризм, спрос на него растет.

Следует обратить внимание на значительное место спорта в жизни современного человека9 . Горные районы Испании благоприятны для развития спортивного туризма. Пользуются популярностью парусный, яхтенный, подводный туризм, рыбная ловля, охота, конный спорт, полеты над акваторией. Очень востребованы активные экстремальные виды, интерес к ним велик во всем мире.

Одной из тенденций развития современного международного туризма является

прием туристов на основе комплексного обслуживания. Полный комплекс ус-

луг предоставляется туристам путем продажи туров, которые включают в себя

стоимость перевозки туристов к месту назначения и обратно, стоимость размещения в гостинице, санатории, пансионате или в частном секторе, питание (полное - пансион, или частичное - полу пансион), экскурсионное обслуживание и другие услуги, предоставляемые на определенное число дней. §3. Туризм в Крыму. Ключевые факторы, препятствующие развитию

туризма в Крыму.

Природные факторы использования территории: климатические, ландшафтные (леса, горы, море), лечебные источники минеральных вод - все это способствует развитию туризма в Крыму. Протяженность пляжей – 517 км, которые могут вместить около 2,6 млн. чел. На полуострове много исторических памятников. Здесь огромный потенциал лечебно-оздоровительного отдыха1 .

Туризм наиболее привлекательная и прибыльная отрасль крымской экономики. По результатам исследования выявлено, что только в 2016 году полуостров посетили порядка 5,6 млн. человек, что на 21% больше, чем в 2015 году 8. Всего в бюджет поступило около 2,5 млрд. рублей, что на 15% больше, чем за аналогичный период 2015 года. Власти Крыма и дальше планируют развивать туризм, так как он является главным источником заработка для большинства населения.

Крым занял 4-е место среди 85 регионов РФ в национальном туристическом рейтинге8.В то же время существует множество проблем туристской и обеспечивающей инфраструктуры Крыма. Для обеспечения устойчивого развития экономики Крымского федерального округа, обеспечения транспортной доступности, снятия инфраструктурных ограничений, утверждена федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым до 2020 г».

В Республике Крым уже много сделано для снижения потерь от негативных эффектов переходного периода в туристской сфере, о чем свидетельствуют статистические отчеты8 . SWOT-анализ позволяет наглядно представить сильные и слабые стороны Крыма, возможности и угрозы реализации государственных программ и стратегий развития туристской сферы Крыма в настоящих условиях (Приложение 1). Основной целью приезда в Крым туристов в 2016 году стал отдых на море (Приложение 2).

Глава 2. Исследования. Анализ туризма Крыма в свете международного опыта.

§4. Сравнительный анализ туристическихпрограмм и маршрутов в Испании и Крыму.

Туризм - важнейший канал получения иностранной валюты в Испании. Страну отличает большое разнообразие туристических маршрутов 9 по интересам и

возможностям туристов. В настоящее время делается акцент на новые нетрадиционные активные виды туризма, очень востребованные туристами в мире. Приоритетное направление - спорт, также: верховая езда, рыбалка, охота, культурно-познавательный отдых. Все это привлекает огромные потоки туристов со всего мира. Соответственно, за последние 30 лет, турпоток вырос в 10 раз9 .

Если говорить о Крыме, необходимо решать проблемы: с водой, электроэнергией, транспортной инфраструктуры, что и делается на уровне власти. Для полуострова характерно наличие огромного количества природных объектов, имеющих спортивно-туристический интерес1:прибрежная зона (спортивный и лечебно-оздоровительный туризм, охота, рыбалка); горная местность (спортивный туризм); долины (конный спорт).

Все вышеперечисленные ресурсы представляют огромный потенциал для успешного развития туристической индустрии, однако, предложения туров по

ним крайне ограничены. Например, турбаза отдыха «Атлантика», г. Севастополь, с. Передовое, расположена в Байдаркой долине, это место имеет высокую оценку с точки зрения оценки рекреационных ресурсов1 (пейзажные ресурсы, горная долина, открытая к морю, оздоровительный климат). Туристические фирмы предлагают только проживание и питание. Спортивный туризм, охота, рыбалка и т.д. предлагаются как дополнительные услуги отдельными спортклубами. Выбор и организация этих мероприятий обойдутся туристу потерей времени и сил. Организация экстремального отдыха практически не развита. Поэтому турист выбирает туры зарубежных партнеров.

Решение вышеперечисленных проблем привлечет туристов не только из России, но и со всего мира, что позволит конкурировать с курортами таких стран, как Таиланд, Индонезия, Вьетнам, Израиль, Германия, Чехия, и др.1 . Республика Крым — это уникальный регион с богатейшими туристско-рекреационными ресурсами и огромным потенциалом для развития. Двухлетний опыт показал, что возможно перспективное развитие туризма даже в условиях международной информационной войны и создания для курорта неблагоприятного имиджа при условии, что в регионе будут созданы условия для отдыха самого высокого уровня.

Однако важно совершенствовать местный туристический продукт и при повышенном спросе выходить на международный уровень качества. Крым - это новый для нашей страны, бурно развивающийся регион, отягощённый рядом проблем, но вместе с тем способный к масштабному развитию и представляющий уже сейчас колоссальный туристский интерес. Все проблемы полуострова не уникальны, имеется положительный международный опыт, который также необходимо внедрять, адаптировав под реалии России.

§5. Ключевые факторы эффективности туризма в Испании, значимые в развитии туристического Крыма.

Иностранный опыт позволяет построить новую модель на основе современных

тенденций туристического бизнеса.

Существует большая разница классического советского туризма от нового, который нам еще нужно построить. Сегодня уже нет туристов, готовых за небольшую плату ехать на любую экскурсию, лишь бы провести время. Необходимо создать новый вид сервиса, информационного, позволяющего человеку выбрать себе туристический маршрут по его интересам и настроению: отличающийся по способам передвижения, по характеру туристических объектов, видам комфорта, цене и др. Раньше туризм был ориентирован исключительно на внутреннего потребителя и на его потребности1 . В современных условиях необходимы новые подходы к формированию туристического предложения на рынке.

Для модернизации туристической индустрии Крыма необходимо внедрение прогрессивного инновационного международного опыта в деятельность Крыма

по организации, развитию новых видов туризма. Важно создать сильную информационную систему для курортно-туристической отрасли Крыма с целью придания ей международного характера. Разнообразие современных маршрутов для туристов должно быть на уровне мировых партнёров1.

Существует понятие - нетрадиционный туризм. Для одной местности данный вид туризма является традиционным, а для другой – это абсолютно новый вид туристической деятельности. Для Крыма – новые виды рекреационных услуг могут качественно изменить традиционные виды туризма. На полуострове есть все необходимые условия для организации активных нетрадиционных видов туризма, и их целесообразно развивать для привлечения нового потока туристов (см. Приложение 3)

Анализ международного туризма показал, что в настоящее время очень популярны нетрадиционные виды туризма. На рынке появлялся новый тип потребителя, которого отличает новые особенности: высокий уровень информированности, требовательность, индивидуализм, мобильность, погоня за впечатлениями, активность и др. На отдыхе, современное общество концентрируется на познание самого себя, испытывая свои физические силы.

Последнее время в моду входит экстремальный отдых. Экстремальный туризм – это виды туризма, при которых человеческий организм работает при максимальном напряжении, это риск для жизни и выброс в кровь большого количества адреналина.

Спортивное скалолазание, подводное ориентирование, подводная охота, планеризм - сделают Крымский полуостров очень привлекательным для современных путешественников. Зимой в Крыму великолепные условия для горнолыжного отдыха. Летом – это дайвинг (или подводное плавание), развивается в Крыму недавно, стал особенно популярным в Крыму в последние годы. Этому способствовало появление клубов, в которых предлагаются интересные подводные маршруты и программы погружений. Крымские скалы - это серьезные препятствия для настоящих альпинистов. Длина и техническая сложность скальных маршрутов не уступают самым известным маршрутам Западной Европы и Северной Америки. Теплый климат, уникальная природа, и близость берега Черного моря к скалам делают маршруты Крыма привлекательными для всех скалолазов и альпинистов. Скалы отличаются большой сложностью и крутизной. Абсолютно чистый воздух и фантастическая природа.

Парашютный спорт и легкая авиация сегодня вновь завоевывают популярность как экстрим-занятия. Парапланеризм - новый вид спорта, быстро завоевавший Европу, потом Северную Америку, а теперь распространившийся и в Крыму. С уверенностью можно сказать, что популярность этого вида воздушного спорта вскоре превзойдет все остальные его разновидности. На парапланах гораздо легче научиться летать. Полеты проходят над акваторией Черного моря.

"Зип лайн " - это уникальный вид спортивного отдыха, дающий возможность испытать массу экстремальных ощущений, спустившись со специальной посадочной площадки по железному тросу длиной в несколько сотен метров. Это и проверка своей спортивной подготовки, а также наслаждение обозрением прекрасных широт полуострова с высоты птичьего полета.

Новые нетрадиционные виды туризма для Крыма - недостаточно используемые виды, но практически все существующие в регионе. Они не получили должного развития в силу слабой информированности туристов. Развитие новых видов туризма будет способствовать совершенствованию туристской индустрии Крыма, качественному использованию природного, социально-экономического и культурно-исторического потенциала региона.

Соответственно, это приведет к увеличению туристических потоков.

Вывод: улучшение конкурентных позиций Крыма невозможно без создания нового нетрадиционного рекреационного продукта, который в сочетании с уже имеющимся создал бы все условия для наиболее полного удовлетворения разнообразных потребностей туристов.

Именно по видам активного, экстремального туризма я и буду проводить опрос.

§6. Разработка анкеты и проведение социологического опроса для выявления спроса на туристские услуги.

На основе результатов исследования разработана анкета для опроса.

Участие приняли 141 человек: 62 ученика школы 386 С-Петербурга, а также 79 иностранцев (общение посредством английского языка в сети интернет).

По результатам каждого вопроса построены диаграммы 1- 5, (см. Приложения 5 и 6), выявлены предпочтения сегодняшнего туриста. 110 человек (78%) выбрали отдых в Крыму, следовательно, Крым вызывает повышенный интерес у туристов (Приложение 5). 106 человек (75%) выбрали отдых по заранее согласованному маршруту, который они заранее выберут по своим интересам (Приложение 5). Активно проводить свой отдых предпочитают 80 человек. Наиболее предпочитаемыми видами отдыха являются: активный 57%, исторически-познавательный (достопримечательности) 24% и оздоровительный (пляжи) 18% (Приложение 5). 111 чел. (79%) провели бы свои выходные в пределах 7 дней (Приложение 6). 134 человека (95 %) - выбрали отдых по заранее организованному плану, расписанному на каждый день.

Таким образом, анализ опроса определил, что большинство аудитории выбрали отдых в Крыму. Туристов интересует: продолжительность - 7 дней, отдых по заранее организованному плану, с согласованным маршрутом. Современный турист предпочитает все виды туризма, активный - в большей степени.

§7. Разработка инновационного туристического маршрута - программа тура «Выпускник».

Согласно предпочтениям, определенных в результате опроса, мною разработан маршрут тура в Крым на 7 дней. Программа рассчитана на людей, которые готовы попробовать практически все элементы активного отдыха доступные в Крыму. В программу включены такие виды нетрадиционного туризма, как: пейнтбол, конный туризм, прогулка на парусно-моторной яхте, дайвинг, зип лайн и самый экстремальный элемент – полет на параплане. Инновационным элементом тура является и двухдневный поход на лошадях.

Я предложил данную программу в качестве совместного активного отдыха своим одноклассникам по окончании 11 класса. Это вариант здорового коллективного празднования окончания школы.

Программа активного отдыха "Выпускник"

Путешествие на поезде Санкт-Петербург – Севастополь по железной дороге.

1-й день. Встреча на железнодорожном вокзале г. Севастополя, доставка на базу «Атлантика» автобусом, размещение. Завтрак. Ознакомительная экскурсия по территории базы, озера «Верхнее» (в 50-ти метрах от базы), катание на катамаранах по озеру (2 ч). Обед. Знакомство с лошадьми (на территории базы конноспортивный клуб). Инструктаж и техника безопасности. Техника посадки и верховой езды, безопасность общения с лошадьми. Свободное время, отдых у бассейна, (2 ч). Ужин. Вечерняя экскурсия г. Севастополь. Дискотека.

2-й день. Завтрак. Поход на лошадях к водопаду "Серебряные струи" (после предварительного повторного инструктажа и тренировки (6 ч, 14 км). Обед. Экскурсия в г. Ялта, "Пещерный Крым". Ужин. Дискотека.

3-й день. Завтрак. Выезд в бухту г. Севастополя (30 мин., 20 км.) на автобусе. Морская прогулка вдоль Юго-Западного берега Крыма на парусно-моторной яхте (5 ч). Купание в открытом море. Погружение с аквалангом с инструктором дайвинга. Обед в кафе. Экскурсия по г. Севастополю с посещением памятников: Затопленным кораблям, адмиралу Нахимову, Графской пристани, Владимирского собора. Посещение музея Панорамы «Обороны Севастополя 1854-1855гг.» Возвращение на базу автобусом. Ужин. Дискотека.

4-й день. Завтрак. Конный поход в Бельбекскую долину. Размещение в современных палатках. Обед на стоянке (приготовление на костре, продукты выданы сухим пайком на базе). Переход на базу (16 км, 7 ч) Ужин. Дискотека.

5-й день. Завтрак. Трансферт к месту осуществления полетов (30 мин.). Обзорная экскурсия на параплане с высоты птичьего полета (40 мин.). Отдых на пляже Ласпи (3 ч.). Обед в кафе. Экскурсия зип лайн по горному Крыму (5 ч.). Ужин. Свободное время. Дискотека.

6-й день. Завтрак. Поездка на море (пляж по выбору в районе Ласпи или Фороса) - 4ч. Рыбалка. Обед в кафе. Возвращение на базу. Игра в пейнтбол (100 шаров/чел). На территории базы расположен пейнтбольный клуб. Игры проводятся на специально оборудованных площадках: на открытом полигоне в лесу или в помещении. Ужин. Дискотека.

7-й день. Завтрак. Катание на лошадях, спуск в Байдарскую долину (4 ч, 8 км) Памятное фотографирование. Обед. Свободное время. Отъезд на железнодорожный вокзал.

Данное предложение продиктовано тенденциями в мировом туризме, спросом отдыхающих, желанием разнообразить свой отдых интересными и нетрадиционными видами туризма в Крыму, желанием получить полный пакет услуг. В настоящее время такой подход практически не используется в Крыму, чем и проигрывает даже Турции и Египту. Отсутствует система гибкого реагирования на изменчивость в мировых тенденциях туризма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследованиявыявлены факторы, препятствующие развитию туризма в Крыму: недостаток информации (отсутствие рекламы, продвижения услуг и на внутреннем и на внешнем рынке); слабость информационной системы в популяризации туризма в Крыму; однобокость предложения туристического продукта (ориентация, прежде всего на пляжный и экскурсионный туризм, на использование природной составляющей рекреационного потенциала); сохранение ориентации на массовый отдых "среднестатистического" нетребовательного туриста, что не дает возможности развития новых видов туризма;недостаток в маркетинговых исследованиях потребителя, отсутствие гибкого подхода к формированию туров.

Выделены факторы, значимые в развитии туризма Крыма на примере Испании:

постоянное изучение предпочтений современного туриста; целесообразность установления обратной связи с потребителем; обеспечение возможности выбора туристического маршрута по интересам и видам туризма; предложение комплексной тур услуги; ориентированность на внутреннего и зарубежного потребителя; развитие модных новых видов туризма нетрадиционных экстремальных.

Эти инновации определяют эффективность туристической индустрии в Испании. Необходимо расширять туристические направления (программы) с использованием инновационного опыта ведущих зарубежных стран, которые прогрессивно повлияли на их экономику, и дадут толчок дальнейшему совершенствованию туристской индустрии Крыма.Важно популяризировать в мире отдых в Крыму. И, следовательно, инновации в международном туризме могут сохранить потенциал Крыма и привлечь новый туристический поток.

Исследования доказывают необходимость перехода от стереотипной однобокой системы предложения туров, что тормозит развитие туризма на полуострове. Необходимо же использовать новые методы при формировании туристического продукта с учетом множества факторов, которые ранее не учитывались. В настоящее время мало используются маркетинговые исследования туроператорами при разработке туров, практически нет обратной связи с клиентом, предложения не строятся по предпочтениям туриста, поэтому не всегда востребованы.

Человек заранее должен иметь возможность выбрать себе туристический маршрут, получить полный комплекс услуг в лице одной туристической компании. В разработке программы тура «Выпускник» были учтены все итоги исследований. В ней применены модные тенденции в туризме и предпочтения современного туриста, предложение продиктовано спросом.

Тур «Выпускник» был предложен моим одноклассникам в качестве совместного отдыха после окончания 11 класса. Также, это прекрасное предложение для выпускников и других школ, как мероприятие коллективного празднования окончания школы, т.к. продиктовано спросом молодого поколения.

Данный проект на рынке туристической индустрии Крыма внедряется впервые. Активный туризм начал развиваться совсем недавно, выживает за счет саморекламы спортклубов и ограниченного информационного сервиса. Мало программ по популяризации туризма на полуострове, ограниченный спектр предложений по видам нетрадиционного и экстремального туризма. Развивая туризм в Крыму, мы сможем подняться в рейтинге ведущих туристических стран мира!

Список использованных источников и литературы:

1.Абдулхаиров А.З. Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9, №1. Москва. Издательство: Российский государственный университет туризма и сервиса. Экономические проблемы и перспективы развития Крыма как туристического региона. 115 с.

2. Вознесенский В.Ю. Международный туризм. М.: Юнити-Дана, 2006, 255 с.

3. Козлов Д.А. Попов Л.А. Проблемы и перспективы туризма в Крыму. Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, 2014, №6, 137-145 с.

4. Никольская Е.Ю. Инновационные стратегии развития России как туристического направления. М.: Научный вестник МГИИТ, 2015, 5с.

Электронные ресурсы:

5. http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_252243.pdf 3

/Государственная программа развития курортов и туризма в республике Крым на 2015-2017 годы. Утверждена Постановлением Совета министров Республики Крым от 09.12.2014 года № 501// Министерство курортов и туризма Республики Крым.

6. http://www.pravo.gov.ru/

Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 № 941-р

7. http://ekonomika.snauka.ru

Першина А.В., Кеппль О.И. Проблемы и перспективы развития туризма в России и Крыму // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 19.11.2016).

8. http://crimea.ria.ru/radio/20170125/1108871753.html

РИА Крым.

9. http://www.slideshare.net/ATORUS/spain110207

Статистика въездного потока иностранцев в Испанию.

10. http://studopedia.ru/9_78750_znachenie-turizma-v-razvitii-ekonomiki-strani.html

Экономика туризма.

Приложение 1. SWOT анализ развития туризма в Крыму

Таблица 1. SWOT анализ развития туризма в Крыму

Сильные стороны

Слабые стороны

– интересные природные факторы;

– благоприятные климатические условия;

– уникальные земельные и водные ресурсы;

– обширный комплекс историко- архитектурных памятников;

– многообразные культурные традиции;

– научный потенциал, включая науку в образовательных учреждениях;

– изолированность республики Крым;

– отсутствие наземного транспортного сообщения с материковой частью России;

– низкий уровень обеспеченности электроэнергией, водой и продовольствием, материалами;

– высокий уровень морального и физического износа основных фондов здравниц;

– низкий уровень качества предоставляемых туристических услуг;

– неудовлетворительное состояние ряда объектов туристской инфраструктуры, оборудования пляжей;

Возможности

Угрозы

– высокий интерес к республике Крым в России; – возможность увеличения количества туристов из России с достаточной платежеспособностью; – появление источников инвестиционных ресурсов при реализации программ развития туризма;

-нестабильность социально-политической обстановки в приграничных регионах Украины; – возможность усложнения политической ситуации, затруднений в международном сотрудничестве, ослабление международных и внешнеэкономических связей;

– сокращение финансирования развития туризма в Крыму в условиях бюджетного дефицита;

– низкий уровень администрирования, отсутствие координации между разными уровнями государственной власти и частными партнерами

   

Приложение 2. Ориентация туризма – природная составляющая Крыма

49,1% туристов выбрали Крым по причине того, что им нравится природа.

Приложение 3. Нетрадиционные виды туризма в составе традиционных

Таблица 1 Нетрадиционные виды туризма в составе традиционных

Традиционные виды туризма

Нетрадиционные виды туризма

Спортивный туризм

скалолазание; велотуризм, парусный спорт, дельтапланеризм, парашютный спорт и воздухоплавание, подводный спорт, зип лайн

Экскурсионно - познавательный

архитектурно-исторический туризм по городам Крыма

Учебный туризм

обучение, повышение квалификации иностранных граждан в вузах Крыма на коммерческой основе

Промысловый туризм

охота, подводная охота, рыбная ловля, сбор лекарственных трав, орехов, плодов и ягод

Научный туризм

конференции, археологические экспедиции, проведение научных исследований в лабораториях и научных центрах Крыма и др.

Приложение 4. Анкета социологического проса

1. «Какой регион Вы хотели бы посетить летом?»

а) Крым; в) Не рассматриваю отдых вообще;

б) Зарубежье; г) Затрудняюсь ответить.

2. «Какой отдых вы предпочитаете?»

а) По спланированному маршруту; в) Все равно;

б) Без маршрута; г) Затрудняюсь ответить.

3. «Какой отдых вы рассматриваете?»

а) Активный; в) Пляжно-развлекательный;

б) Исторически-познавательный; г) Все виды.

4. «Какую продолжительность отдыха Вы предпочитаете?»

а) до 7 дней; б) от 8 до 14 дней; в) не имеет значения

5. «Как должен быть организован отдых?»

а) Расписан на каждый день; б) Свободным; в) Затрудняюсь ответить.

Приложение 5 Предпочтения туристов в диаграммах. Результаты опроса.

Диаграмма 1. Предпочтения при выборе региона для летнего отдыха

Диаграмма 2. Предпочтения при выборе отдыха на предмет маршрута

Диаграмма 3. Предпочтения при выборе вида отдыха

Приложение 6 Предпочтения туристов в диаграммах. Результаты опроса.

Диаграмма 4. Предпочтения при выборе продолжительности отдыха.

Диаграмма 5. Предпочтения при выборе организации отдыха.

Просмотров работы: 3460