Российская Федерация как демократическое федеративное правовое и социальное государство, действуя в интересах всего общества в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности, осуществляет социальную, экономическую, правоохранительную и другие функции, которые материально обеспечиваются взимаемыми с граждан и юридических лиц налогами. Налоги, имеющие, таким образом, публичное предназначение, являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства, условием реализации им указанных функций.
Налоги представляют собой неотъемлемую часть любого государства. Они выступали необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения и развития государств. Взимание налогов представляет собой условие существования государства, и именно поэтому государство обязывает всех налогоплательщиков платить налоги независимо от их воли.
Налоги являются основой формой доходов государства, так как основная доля поступлений в бюджеты всех уровней обеспечивается налоговыми поступлениями. В свою очередь бюджетная система образует денежные фонды и материальные условия для функционирования государства, что позволяет воздействовать государству на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Так же с помощью налогов распределяется и перераспределяется ВВП, в том числе выделяется определенная часть на социальную сферу и обеспечение населения. Так в России налогообложение как инструмента экономической политики в последние годы существенно возросла, что связано с развитием негосударственного сектора экономики.
В структуре всех доходов бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%. Для обеспечения экономического роста страны государству необходима эффективная налоговая система, что влечет за собой её преобразование. В истории давно известны случаи, когда высокие налоги давали снижение общей суммы поступлений в казну или когда снижение ставки налога увеличивает сумму сбора. В каждом случае эффект являлся результатом конкретной налоговой политики государства и сложившихся условий.
Поэтому в современных условиях данная тема является актуальной и востребованной.
Сегодня вопрос налогообложения очень остро стоит перед многими государствами, поскольку населения не хочет платить налоги так, как не видит от этого никакого толка.
В связи с этим мною сформулирована проблема «Платить или не платить? Вот в чем вопрос».
Для решения проблемы поставлена цель работы: изучить сущность налогов и их функции.
Исходя из данной цели, в работе основное внимание уделено решению следующих задач:
раскрыть экономическую сущность налогов;
оценить систему налогообложения в России;
определить значение налогов для государства;
охарактеризовать важность налогов для общества.
Основная часть
1.1. Теоретическая характеристика налога
Налоговая система возникла и развивается вместе с государством, однако налог не является начальной формой сосредоточения средств в бюджете страны. С самого начала существовало много видов поступлений в казну: контрибуции; домены; регалии; пошлины с вывоза и ввоза. Введение же налогов предполагает более высокий уровень развития экономики.
На сегодняшний момент Налоговый кодекс Российской Федерации так трактует понятие налога: налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены элементы налогообложения, а именно:
субъект налогообложения;
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
льготы по налогу;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
Субъектами налогообложения (налогоплательщиками и плательщиками сборов) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Объектом налогообложения может быть действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Налоговый период – признается срок, в течение которого происходит формирование и определение налоговой базы и окончательно определяется размер налогового обязательства.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Ставки бывают:
пропорциональные – не зависят от величины налоговой базы;
прогрессивные – увеличиваются при увеличении налоговой базы;
регрессивные – с увеличением налоговой базы ставки снижаются.
Налоговые льготы - полное или частичное освобождение налогоплательщиков от уплаты налога в соответствии с действующим законодательством. Налоговые льготы могут предоставляться в форме изъятия, освобождения, налоговых скидок, отсрочки (рассрочки), налогового кредита и др.
налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот;
в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
Срок уплаты налога - это срок, в который уплачивается налог.
Для более полного понимания сущности налогов необходимо рассмотреть их функции.
Фискальная функция - собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Данная функция - основная функция налогообложения. Именно посредством данной функции налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.
Распределительная функция налогов состоит в том, что с помощью налогов государство через бюджет и внебюджетные фонды перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, которые имеют общегосударственное значение. Реализуется эта функция через систему налоговых льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов и др.
Стимулирующая функция - вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других. С помощью налогов государство активно влияет на развитие экономики и ее отдельных отраслей, ресурсосбережение, платежеспособный спрос населения и другие факторы.
Регулирующаяфункцияналогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма.
Контрольная функция налогов означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. Механизм этой функции заключается в том, что налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за финансовой деятельностью экономических субъектов,
Через функции налоги показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.
1.2. Нормативно-правовое регулирование налогообложения
Нормативно-правовое регулирование в Российской Федерации базируется на основных положениях «Законодательства РФ о налогах и сборах» разработанных Федеральной налоговой службой РФ в их приказах и методических рекомендациях. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). В нем устанавливаются и регламентируются виды налогов и сборов, порядок, особенности и сроки их расчета, начисления и уплаты, налоговые льготы, субъекты (налогоплательщики — физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели) и объекты налогообложения (прибыль, доходы, имущество, сделки, финансовые операции и тому подобное), юридическая ответственность за неисполнение законодательства о налогах и сборах.
«Законодательство о налогах и сборах» Российской Федерации представляет собой трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:
федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
регионального законодательства; в соответствии с Налоговым кодексом субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.
1.3. Налог как источник формирования бюджетов РФ
Формирование доходной части бюджета происходит за счет различных источников: налоговых и неналоговых доходов, а так же безвозмездных перечислений.
В настоящее время формирование доходной части федерального бюджета происходит за счет налоговых поступлений. Создавая запас финансовыми ресурсами, государство создает положительные условия для развития экономики и распределяет данные финансовые ресурсы в виде дотаций субъектам, которые нуждаются в финансовой помощи. Налоги и сборы призваны сглаживать негативность кризисных явлений в экономике страны, а так же создавать стимулы, для повышения эффективности производства являясь обязательными эквивалентами платежей физ. и юр. лиц, которые собираются с целью обеспечения расширенного воспроизводства.
К налоговым доходам относятся доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.
К Федеральным налогам и сборам относят налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на доходы физических лиц;
налог на прибыль организаций;
налог на добычу полезных ископаемых;
водный налог;
сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
государственная пошлина.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации
К региональным налогам относятся:
налог на имущество организаций;
налог на игорный бизнес;
транспортный налог.
Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
К местным налогам и сборам относятся:
земельный налог;
налог на имущество физических лиц;
торговый сбор.
Так, например, в 2016 году в местные бюджеты поступили налоги на общую сумму -199 576 960 руб.; в региональный бюджет поступило -865 128 182 руб.; в федеральный бюджет -11 454 820 927 руб.
На рисунке 1 представлены налоговые поступления от федеральных, региональных и местных налогов.
Рис.1. Поступление налогов в бюджет РФ по состоянию на 1 декабря 2016 года.
Наибольший объем поступлений налогов в бюджет страны осуществляет Центральный федеральный округ – 3 424 727 297 рублей. Второе место занимает Уральский федеральный округ - 2 663 482 327 рублей, а третье - Приволжский федеральный округ 834 101 501 руб. (см. Приложение 1).
«В России сформировано налоговое законодательство, которое без повышения налоговых ставок и роста налоговой нагрузки позволяет достигать высоких результатов налогового администрирования и стабильно обеспечивать поступления доходов во все уровни бюджета страны», - об этом заявил руководитель Налоговой службы Мишустин М.В., выступая на XVI Съезде партии «Единая Россия».Он сообщил, что за последние пять лет налоговые поступления в реальном выражении выросли на 16% и по темпам роста на 10 процентных пунктов опережали экономику, что свидетельствует о сокращении теневого сектора. По итогам 2016 года при скромных макроэкономических показателях ФНС России обеспечила высокий рост налоговых поступлений - в консолидированный бюджет страны поступило 14,5 трлн. рублей, что на 700 млрд. рублей, или на 5% больше, чем в 2015 году. Выросли все бюджетообразующие налоги:
НДС поступило 2,7 трлн. рублей, на 8,5% больше;
налога на прибыль поступило 2,8 трлн. рублей, на 6,6% больше;
НДФЛ - более 3 трлн. рублей, рост на 7,5%;
акцизов - 1,3 трлн. рублей, рост на 27,6%, в том числе акцизов на алкогольную продукцию – на 27%.
Таким образом, доля налоговой составляющей в обеспечении доходов бюджетов субъектов РФ достаточно разнообразна. Как правило, именно налоговые поступления определяют степень устойчивости бюджета.
Налоги являются основным источником формирования ресурсов государства, аккумулируемых в его бюджете и внебюджетных фондах. С помощью налоговой системы осуществляется регулирующее воздействие государства на экономику и социальную сферу.
1.4.Налог как способ решения социально-экономических задач населения
Одним из важнейших направлений отечественной политики государственного регулирования провозглашалось согласование бюджетной и социальной стратегии развития российского общества. Это означает, что практически все аспекты государственной финансовой политики, ее бюджетная и налоговая составляющие должны быть ориентированы на решение социально-экономических задач, обеспечивающих нашей стране статус социального государства.
Данный статус позиционирует в качестве важнейшей задачи максимально возможное поддержание уровня жизни населения, особенно наименее социально защищенных слоев. Решение такой задачи призвана обеспечивать система социального налогообложения или взносов в государственные фонда социального страхования, действующая в качестве финансовой базы пенсионного обеспечения и иных форм социальной защиты нетрудоспособного населения.
Все предприятия и граждане Российской Федерации обязаны платить налоги независимо от их желаний и воли. Все суммы, поступающие от уплаты налогов, используются в соответствии с утвержденными бюджетами и направляются на финансирование бюджетных расходов.
На рисунке 2 представлены направления расходования средств бюджета.
Рис 2. Расходы бюджетов по основным функциям государства
Рассмотрим, каким образом изменилось распределение бюджетных средств по основным направлениям расходов в 2016 году по сравнению с 2015 годом.
Таблица 1.
Изменения в распределении бюджетных средств по основным направлениям расходов
По имеющимся данным в видно, что в 2016 году произошел рост расходов по следующим статьям:
национальная экономика на 24,71%;
охрана окружающей среды на 27.04%;
здравоохранение на 27,92%. Основной рост расходов на здравоохранение произошел за счет статьи «Стационарная медицинская помощь». Основная подстатья расходов этой статьи в 2016 году – на меры Государственной программы РФ «Развитие здравоохранения» (150 768 124,4 тыс. руб.) (см. Приложение 3).
социальная политика на 5,66%. Рост расходов на социальную политику связан в большой мере с реализацией программы «материнского капитала» (см. Приложение 4.), а так же расходы на реализацию государственной программы «Доступная среда».
Однако произошло и падение расходов по таким важным статьям как:
образование на 3,72%;
жилищно-коммунальное хозяйство на 37,8%.
Налоги являются важнейшей составляющей доходной части бюджета. Поэтому их значение для экономической, социальной и политической жизни страны трудно переоценить.
Налоги представляют собой важный рычаг управления социально-экономической жизни общества страны.
Заключение
Роль налогов в современной экономической системе очень велика. Налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета. Налоговая система сегодня выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с ее помощью государство может оказывать влияние на распределение национального дохода.
Но для того, чтобы государство эффективного выполняло свои функции необходимо финансирование, которое он получает за счет налогов, взимаемых с населения страны. Но при этом значительная часть налоговых изъятий возвращается в виде широкого спектра доступных общественных благ (услуг медицины, образования, культуры, различных и других услуг социального характера).
Наибольшее значение в этом аспекте имеет распределительная функция налогов. То есть государство перераспределяет доходы своих граждан путем направления финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной, в результате осуществляется процесс повышения качества жизни всего населения, создаются стимулы для эффективного использования человеческого капитала в экономике, что обеспечивает, в конечном счете, гарантию социальной стабильности общества.
Таким образом, у проблемы «Платить или не платить» есть только одно решение – платить. Налоги – являются необходимой составляющей деятельности государства, направленной на регулирование рыночной экономики, без которой не может осуществляться ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества.
Список использованных источников и литературы
1. Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: учебное пособие/В.Р. Захарьин. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 320 с.
2. Погорелова М.Я. Налоги и налогообложение: Теория и практика: Учеб. пособие. - 3-е изд. – М.: РИОР: ИНФРА – М, 2015. – 205 с.
3. http://www.gks.ru
4.https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/6040192/ Отчет по форме № 1-НМ за 2016 год.
Приложение 1
Размеры налоговых поступлений
Округа РФ |
Федеральные налоги и сборы |
Региональные налоги |
Местные налоги |
ВСЕГО |
11454820927 |
865128182 |
199576 960 |
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ |
3424727297 |
245868757 |
88525583 |
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ |
2663482327 |
165821148 |
17006583 |
ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ |
1834101501 |
127655528 |
4198852 |
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ |
1377548020 |
107342112 |
19698606 |
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ |
1046599074 |
85682541 |
30918604 |
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ |
578160674 |
62850792 |
14047720 |
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ |
409168993 |
53204946 |
1 009763 |
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ |
121033041 |
16702358 |
6171249 |
Приложение 2
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых Федеральной налоговой службой, в консолидированный бюджет Российской Федерации, млрд. руб.
2016г. |
В % к 2015г. |
||||||||
консолиированный бюджет |
в том числе |
консолидированный бюджет |
в том числе |
||||||
феде-ральный бюджет |
консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации |
феде-ральный бюджет |
консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации |
||||||
Всего |
14482,4 |
6928,7 |
7553,7 |
105,0 |
100,7 |
109,4 |
|||
из них: налог на прибыль организаций |
2770,2 |
491,0 |
2279,1 |
106,6 |
99,9 |
108,1 |
|||
налог на доходы физических лиц |
3017,3 |
- |
3017,3 |
107,5 |
- |
107,5 |
|||
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) |
2808,2 |
2808,2 |
- |
108,4 |
108,4 |
- |
|||
из него налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
2657,4 |
2657,4 |
- |
108,5 |
108,5 |
- |
|||
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
1293,9 |
632,2 |
661,7 |
127,6 |
119,8 |
136,0 |
|||
налоги на имущество |
1116,9 |
- |
1116,9 |
104,5 |
- |
104,5 |
|||
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
2951,8 |
2883,0 |
68,9 |
90,8 |
90,6 |
99,0 |
|||
из них налог на добычу полезных ископаемых |
2929,4 |
2863,5 |
65,9 |
90,8 |
90,6 |
98,6 |
Приложение 3
Структура расходов бюджета на 2016 год на здравоохранение по направлениям
2015 |
2016 |
Изменение (к 2015 году) |
|
Стационарная медицинская помощь |
149 592 121,2 |
240 696 857,0 |
+60,90% |
Амбулаторная помощь |
74 285 102,2 |
75 052 773,2 |
+1,03% |
Санаторно-оздоровительная помощь |
26 954 277,4 |
38 997 065,2 |
+44,68% |
Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов |
* не вынесена в отдельную открытую статью |
14 472,8 |
|
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов |
3 083 604,6 3 |
162 919,0 |
+2,57% |
Санитарно-эпидемиологическое благополучие |
14 894 189, 4 |
15 320 213,3 |
+2,86% |
Прикладные научные исследования в области здравоохранения |
18 660 920,8 |
18 282 181,9 |
-2,03% |
Другие вопросы в области здравоохранения |
84 316 389,1 |
83 733 518,3 |
-0,69% |
Приложение 4
Таблица материнского капитала по годам
Год |
Размер капитала (в рублях) |
2007 год |
250 000 |
2008 год |
276 250 |
2009 год |
312 162 |
2010 год |
343 378 |
2011 год |
365 698 |
2012 год |
387 640 |
2013 год |
408 960 |
2014 год |
429 408 |
2015, 2016 и 2017 годы |
453 026 |
2018, 2019 годы |
453 026 (прогноз) |
Количество семей, получающих материнский капитал (нарастающим итогом), тыс. семей