Введение
Сколько времени мы ежедневно проводим в бесцельном ожидании на кассе супермаркета? Девяти минут в очереди достаточно среднестатистическому покупателю, чтобы он передумал совершать покупку в магазине! Оказывается, что очередь из трех человек является психологически комфортной для любого покупателя, а все, что больше – будет вызывать у покупателей негативные реакции. Долгое ожидание у касс вызывает жалобы и недовольство покупателей, они уходят из магазина, не дождавшись своей очереди и не оплатив покупки, а значит можно быть уверенными: человек, который ценит свое время, в этот магазин уже не вернется.
По «ситуативным» законам Мерфи всегда что-то происходит, в том числе и в очереди…
Принцип очереди: Чем больше ожидание, тем больше вероятность, что вы стоите не в той очереди.
Наблюдение Этторе: Соседняя очередь всегда движется быстрее.
Вариант наблюдения Этторе, предложенный О'Брайеном: Как только вы перейдете в другую очередь, ваша бывшая начинает двигаться быстрее.
Следствие Кентона: Ваше метание туда-сюда взвинчивает обе очереди. Если есть две очереди - в одной один человек с тележкой, которая нагружена с горкой, а в другой три человека и у всех по одной - две покупки - какая до Вас дойдет быстрее, как думаете?
Так в какой очереди быстрее? Существуют ли хитрости, которые помогут нам сэкономить личное время в магазинах и использовать его на что-нибудь более полезное и приятное?
Объект исследования: очередь у кассы.
Предмет исследования: особенности выбора очереди в кассу.
Цель исследования: выявить особенности очереди как средства выбора наиболее быстрой.
Задачи исследования:
Уточнить понятие «очередь».
Определить основные составляющие быстрого продвижения очереди.
Экспериментально выявить возможности определения быстрой очереди.
Методы исследования: теоретические(анализ литературы, сравнение, обобщение, классификация), эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование), статистические (обработка информации).
Практическое значение: результаты исследовательской работы могут быть использованы педагогами, родителями, родственниками и знакомыми для экономии времени в очередях.
Глава I. Теоретическая
Что такое очередь?
Найдём понятия «очередь», «касса», «экспресс - касса», «касса самообслуживания».
ОЧЕРЕДЬ: люди, расположившиеся один за другим для получения или совершения чего-нибудь в последовательном порядкеСтоять в очереди. (Толковый словарь Ожегова).
КАССА – это 1) денежный ящик; 2) место для приема и выдачи денег; 3) наличные суммы в распоряжении к.-н. лица или учреждения; 4) в типографии - ящик с перегородками, образующими много отделений, в который раскладываются литеры, в одну а, в другую б и т. д. (Полныйсловарьиностранныхслов, вошедшихвупотреблениеврусскомязыке.- ПоповМ., 1907.)
«Экспресс-кассы» - понятие новое, современное.
Человек, планирующий купить большое количество товаров, например, продуктов на предстоящую неделю, зачастую понимает, что такая объемная закупка потребует определенного времени, и готов, в том числе, потратить часть его на ожидание очереди в кассу. Тот же, кто пришел в супермаркет за двумя-тремя товарами, наверняка будет недоволен, стоя в общей очереди. Чтобы избежать подобных ситуаций можно подойти к экспресс-кассе, предназначенной для людей с небольшим количеством покупок.
Касса самообслуживания (англ. Self checkout) — электронно-механическое устройство, позволяющее автоматизировать процесс самообслуживания оплаты товара в магазинах розничной торговли. Такие устройства являются альтернативой традиционным кассам розничных сетей. Наиболее часто применяется в больших продуктовых магазинах и супермаркетах.
Основные составляющие быстрого продвижения очереди
1. Встаньте в очередь, где у покупателей полные корзины
На первый взгляд этот совет звучит нелогично. Однако статистика считает иначе. Почему нужно становится в очередь, где у покупателей полные корзины?
Подойдя к кассе, кассир с нами здоровается, спрашивает о необходимости покупки пакета, пробивает товар, рассчитывает и прощается. На задачи без пробивания товара уходит в среднем 41 секунда. На каждую единицу пробитого товара тратится в среднем 3 секунды.
Представим, что у одного человека в тележке находится 100 товаров. На обслуживание этого покупателя уйдет примерно 6 минут. А в соседней очереди стоят 4 человека, по 20 товаров на каждого. На обслуживание этой очереди уйдет около 7 минут. А представьте, какая будет разница во времени, если очередь станет в несколько раз больше.
Идите в левые кассы
Некоторые исследования говорят о том, что правша (а большинство людей именно правши), скорее всего, пойдет в правую кассу, нежели в левую. Все потому, что большинство людей правши.
Выбирайте кассиров-девушек
Никакой дискриминации, только статистика! Многие исследования показывают, что девушка быстрее пробивает товар и не тратит время на лишние движения. Кстати говоря, если девушка-кассир любит рекомендовать товары или разговаривать с покупателями во время пробивания, то все-таки лучше отказаться от этой очереди
Изучайте покупателей и их корзины
При выборе очереди нужно внимательно изучить человека и товары внутри его корзины. Например, пожилой человек может задержать очередь, т.к. возможны сложности при оплате, разглядывании купюр и скорости передвижения. Конечно, все мы понимаем, что у каждого возраста свои особенности и потребности. В большинстве случаев можно терпеливо подождать, пока пожилой человек или ребенок совершит свои покупки. Но если вы крайне спешите — стоит обходить стороной очереди с покупателями, которые, вероятно, окажутся медлительными.
Заглядывайте в корзинки покупателей из очереди. Например, кассир выбьет гораздо быстрее 10 одинаковых бутылок воды, нежели 10 разных бутылок воды. Старайтесь избегать покупателей, чьи корзины наполнены различными овощами, фруктами и т.д. Такие товары требуют дополнительного времени на взвешивание.
Постарайтесь выбрать очередь, которая стоит к нескольким кассирам
Многие исследования показывают, что серпантиновая линия (именно так называется такой метод обслуживания) наиболее эффективная. Именно поэтому такой метод обслуживания можно встретить в аэропортах или банках. Такая система позволяет человеку избавиться от лишнего выбора, т.к. теперь не нужно выбирать, в какую очередь пойти.
К сожалению, крупные магазины не часто решаются на такой шаг по созданию серпантиновой линии. Почему? Все просто. Ни один владелец магазина не хочет, чтобы в его магазине постоянно стояла огромная очередь, простирающаяся через весь зал. Поэтому проще создать много параллельных линий.
Не становитесь в изогнутую очередь
Исследования показывают, что изогнутая очередь тянется гораздо дольше, чем прямая. Дело в том, что кассир попросту не видит масштабы скопившейся очереди и не особо ускоряется. Поэтому такая очередь чаще всего тянется дольше. Кстати говоря, не становитесь в очередь, если кассир не имеет возможности увидеть всей очереди.
Как ускорить процесс
Есть несколько рекомендаций о том, как ускорить обслуживание кассиром:
Старайтесь выкладывать товар на ленту штрих-кодом к кассиру
Покупая одежду, снимите самостоятельно все бирки и вешалки магазина
Разделите товары по группам. Это позволит кассиру обслужить вас быстрее
Глава II. Экспериментальная
Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть найденные нами особенности быстрой очереди, мы отправились вместе с родителями за покупками в супермаркеты. В исследовании нам помогали одноклассники Таня и Никита.
Мы заходили в магазин справа и ходили против часовой стрелки. В итоге попали на самую крайнюю правую кассу. Пробежавшись налево, мы обнаружили, что в крайние левые кассы народа стоит меньше. Особенность «Идите в левые кассы» подтвердилась.
Особенность «Выбирайте кассиров-девушек». За кассами в основном сидят женщины, кассиров – девушек мало, а мужчин ещё меньше. Эта особенность очереди связана, прежде всего, с профессионализмом и опытом кассира.
Изогнутых очередей и очередей к двум кассирам мы не видели, поэтому эти особенности оценить не можем.
Чтобы проверить особенности «Встаньте в очередь, где у покупателей полные корзины» и «Изучайте покупателей и их корзины», мы провели следующие эксперименты:
Эксперимент №1:
Набрали продукты в корзину, встали в очередь и засекли время. Как только подошла наша очередь для оплаты покупки, опять засекли время.
В третий раз засекли время в тот момент, когда закончили оплачивать. Этот эксперимент мы проводили дважды, вставая в разные очереди.
Свои результаты мы объединили в одну таблицу.
«Время ожидания в очереди и время оплаты товара на кассе»
Условия |
Время ожидания в очереди |
Время оплаты на кассе |
Общее время |
||||||||
Таня |
Никита |
Катя |
Таня |
Никита |
Катя |
Таня |
Никита |
Катя |
|||
Очередь длинная, но в тележках покупателей маленькое количество товара |
10 мин |
7 мин |
4 мин |
2 мин |
1 мин |
45 с |
12 мин |
8 мин |
4 мин 45 с |
||
Условия |
Время ожидания в очереди |
Время оплаты на кассе |
Общее время |
||||||||
Таня |
Никита |
Катя |
Таня |
Никита |
Катя |
Таня |
Никита |
Катя |
|||
Очередь короткая, но в тележках покупателей большое количество товара |
13 мин |
10 мин |
8 мин |
2 мин |
2 мин |
5 мин |
15 мин |
12 мин |
13 мин |
«Время ожидания в очереди и время оплаты товара на кассе»
Результаты, представленные в виде диаграммы, позволили нам сделать вывод: в длинной очереди есть вероятность освободиться раньше.
Чтобы выявить наиболее предпочтительную кассу (с кассиром или без неё) мы провели Эксперимент №2 два раза (с экспресс – кассой и кассой самообслуживания). Для этого покупку с одним и тем же набором товаров мы оплачивали на кассе с кассиром и на кассе самообслуживания и на кассе с кассиром и экспресс - кассе, засекая при этом время.
Условие: одинаковые продукты (при разных условиях оплаты) и количество товара не более 3-5 наименований
Наши результаты:
«Скорость оплаты товара» - 1
Способ оплаты |
Время оплаты |
||
Таня |
Никита |
Катя |
|
|
5 мин |
8 мин |
2 мин |
|
3 мин |
6 мин |
2 мин |
«Скорость оплаты товара» - 2
Способ оплаты |
Время оплаты |
||
Таня |
Никита |
Катя |
|
|
5 мин |
8 мин |
2 мин |
|
3 мин |
5 мин |
1 мин |
«Скорость оплаты товара в кассе с кассиром, экспресс-кассе и кассе самообслуживания»
Результаты, представленные в виде диаграммы, позволили нам сделать вывод: если народа нет или мало, то надо пользоваться экспресс-кассами или кассами самообслуживания.
Заключение
Часто ли бывало так, что вы забежали в магазин за мелочью, а подойдя к кассе, увидели огромную очередь? В таких случаях не нужно расстраиваться и менять свои планы. Нужно всего лишь внимательно изучить очереди и встать в нужную.
Мы очень заинтересовались данной темой. Наши походы в супермаркет стали более осознанными, ведь теперь мы пытаемся выбрать быструю очередь, зная основные её особенности.
Пользуйтесь нашими советами:
Встаньте в очередь, где у покупателей полные корзины
Идите в левые кассы
Изучайте покупателей и их корзины
Постарайтесь выбрать очередь, в которой стоят компании или семьи
Не становитесь в изогнутую очередь
Результатами нашей работы могут воспользоваться учащиеся, учителя, наши родители (если нас с ними в этот момент нет и подсказать некому), друзья и знакомые.
Напоследок стоит сказать, что чаще всего мы преувеличиваем время ожидания. Поэтому в следующий раз следуйте советам и спокойно ожидайте своей очереди.
Список источников и литературы
Википедия [Электронный ресурс] - режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 15.01.2017)
Как выбрать самую быструю очередь в магазине [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.polsov.com/7238-kak-vybrat-samuyu-bystruyu-ochered-v-magazine.html (дата обращения 02.03.2017)
Очередь [Электронный ресурс] - режим доступа: http://slovarsbor.ru/ (дата обращения 15.01.2017)
Строева А. Фруктовые и овощные сказки. [Текст].М., Редкая птица, 2004, 28 с.
Энциклопедия здорового питания. [Текст], М., РОСМЭН, 2008., 157 с.