ЧУДО-ГЛИНА И ЛЕПКА ИЗ НЕЁ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЧУДО-ГЛИНА И ЛЕПКА ИЗ НЕЁ

Казарезова М.С. 1
1МБОУ "Школа № 29", г. Озёрска, Челябинской области
Меркулова О.Б. 1
1МБОУ "Школа № 29"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования заключается в вовлечении как можно большего количества детей в исследовательскую деятельность. Сбор информации о глиняных игрушках в России и исследование свойств глины – это один из примеров приобщения детей к таким исследованиям. Это помогло мне сформулировать тему: «Чудо-глина и лепка из неё».

Цель исследования - исследовать глину и её свойства с целью их дальнейшего использования при изготовлении глиняных игрушек и заинтересовать детей процессом лепки из глины.

Объект исследования – глина.

Предмет исследования – свойства глины.

Гипотеза исследования – собрав все свои знания о глине, я предположила, что в наше время искусство глиняной игрушки не популярно в России, что глина обладает определёнными свойствами, которые можно проверить в домашних условиях.

Задачи исследования:

1.Найти информацию об искусстве глиняной игрушки в России.

2.Познакомить сверстников с этапами изготовления глиняной игрушки.

3.Узнать основные свойства глины.

4.Определить те свойства, которые можно экспериментально проверить в домашних условиях.

5.Провести опыты.

Методы исследования:анкетирование, изучение литературы, поиск информации в интернете, проведение физических опытов.

В работе использовали анкетно-опросный метод.

В качестве объекта изучения были выбраны ученики 3-х классов нашей школы (35 человек). Вопросы были составлены в соответствии с поставленными задачами моей работы. Сравнение ответов на одни и те же вопросы позволило построить диаграмму и проанализировать, что дети знают о глине очень мало (Приложение 1).

Практическая значимость: проведенные опыты могут быть предложены детям как домашнее задание при проведении занятий по лепке из глины.

1. Теоретическая часть

1.1 Искусство глиняной игрушки одно из древнейших, ведь лепили с незапамятных времен. Люди заметили, что глина становится податливой и мягкой, если ее намочить. C этого началась длинная история искусства лепки. После работы у гончара оставались небольшие кусочки глины, из которых он в свободное время лепил игрушки для своих детей. Так появились первые глиняные игрушки.

Оказывается, лепкой из глины занимаются повсеместно: почти в каждом городе, селе, деревне есть свои кружки или художественные школы, в которых взрослые и дети лепят поделки из глины. А во многих местах России изготовление глиняных игрушек приобрело характер самостоятельного промысла. Вот только некоторые из них: дымковские, абашевские, филимоновские, каргопольские, калининские игрушки.

1.2 Дымковская глиняная игрушка - самый известный из глиняных промыслов России. Ему более 400 лет. Родиной промысла является город Киров (ранее – Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города). Игрушка отличается очень простой пластической формой и яркой росписью. Почти все игрушки - это свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.

Абашевская глиняная игрушка - связана с именем Лариона Зоткина, талантливого мастера из села Абашево. Это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантастический сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой головке выделяются глубоко процарапанные глаза. На головах козлов, оленей, баранов изогнутые, многоярусные рога.

Филимоновская глиняная игрушка - древнерусский прикладной художественный промысел России, который родом из деревни Филимоново О доевского района Тульской области, ему более 700 лет. Мужчины и женщины деревни делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: кавалеры, барыни, танцующие пары, всадники, коровы, медведи, бараны, петухи и т. п. Игрушки отличаются изяществом форм и вытянутыми пропорциями.

Каргопольская глиняная игрушка — художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области. Сегодня он по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Люди, как правило, изображаются крепкими, приземистыми, мужчины почти всегда с бородой. Здесь принято лепить целые сценки, в которых животные и люди заняты одним общим делом.

Калининская глиняная игрушка — это художественный промысел из Тверской области (бывшей Калининской), или, как её ещё называют, торжокской (город Торжок). Отличительной чертой тверской игрушки является её украшение в виде маленьких чешуек и оборок. Все сюжеты игрушек очень разнообразны: это и традиционные кони, и птицы-свистульки, и бараны, и шары-погремушки, и фигурки медведей, и скоморохи - гудошники, из которых составлялись игрушки-наборы.

1.3 Мои игрушки - это мои идеи и фантазии: герои сказок, басен, мультфильмов; мифологические образы, фигурки людей и животных, народные сюжеты, разные украшения для дома (Приложение 2). Все они мне одинаково дороги, ведь я лепила их с любовью и вложила в них частичку своей души. Некоторые изделия мне захотелось раскрасить яркими красками, а какие-то остались в первозданном виде. В моей коллекции насчитывалось около 80 глиняных поделок, многие я раздарила своим друзьям, знакомым и родным. Сам процесс лепки из глины настолько увлекает, что обычно не задумываешься, с каким удивительным материалом имеешь дело.

1.4 Рассмотрим последовательность изготовления изделия из глины:

  • подготовка глины для лепки (она должна быть достаточно мягкой и пластичной).

  • лепка изделия из глины.

  • п росушка вылепленного изделия в течение 7-20 дней (в зависимости от размера) подальше от нагревательных приборов, прямых солнечных лучей, сквозняков, при комнатной температуре и в темном сухом месте.

  • осмотр изделия на отсутствие трещин.

  • обжиг в муфельной печи при температуре примерно 960 градусов Цельсия.

Обратимся к энциклопедическим словарям и справочникам.

1.5 Глина — осадочная горная порода, в измельченном виде в соединении с водой образующая тестообразную массу, употребляется для гончарных изделий, кирпича, строительных и скульптурных работ[1]. Основным элементом большинства глин является минерал каолинит, образующийся при «выветривании», т.е. разрушении горных пород. Естественная окраска глин бывает разнообразной и зависит от находящихся в ней примесей: чисто белая, серая, голубоватая, сероватая, зеленоватая, разных оттенков желтого, красная, темно-синяя, коричневая и совершенно черная. При обжиге этот цвет в зависимости от содержащихся в глине различных примесей меняется.

Изучая материал о глине, у меня возник вопрос: «Какие же свойства позволили этому «чудесному» материалу много тысяч лет оставаться на службе у человека»?

1.6 Оказалось, этих свойств достаточно много. Свойства глин целиком зависят от их химического и минерального состава. Вот основные:

  • Влагоемкость — это способность глины поглощать и удерживать воду. Попадая в воду, глина размокает, разделяется на отдельные частички и образует или пластичную массу, или мутную взвесь;

  • Набухание — это увеличение объёма глины при контакте с водой;

  • Пластичность — это способность глины в сыром виде под воздействием внешних сил принимать любую форму без разрыва сплошности и сохранять эту форму после прекращения действия усилий; (при смачивании глины вода попадает в пространство между слоями материала, в результате слои легко сдвигаются по отношению друг к другу. Именно благодаря такой особенности глины, она обладает высокой пластичностью);

  • В оздушная усадка - способность глины сохранять принятую форму и после высыхания с уменьшением объёма;

  • Водоупорность — это способность глины не пропускать влагу после насыщения определенным количеством воды;

  • Связующая способность - это сохранение пластичности в меньшей или большей степени при смешивании глины с другими материалами. Так, при смешивании с песком пластичность глины уменьшается. (Глины обладают разной степенью пластичности и связанности);

  • Способность твердеть как камень после обжига, давая материал, не размокающий в воде и непроницаемый для воды. (Именно поэтому глина так популярна не только для лепки игрушек, но и для производства посуды, кирпичей, которые имеют высокую механическую прочность);

  • Клейкость;

  • Красящая и кроющая способность. В старину на Украине глину широко использовали для побелки печей и стен домов;

  • Сорбционная способность - это способность глины поглощать некоторые вещества, растворенные в жидкости. Это позволяет применять ее для очистки продуктов нефтепереработки и растительных жиров.

  1.  
    1. 2. Практическая часть
      1. Исследуем некоторые свойства глины опытным путем в домашних условиях.

При выборе опытов, подтверждающих (или опровергающих) свойства глины, я исходила из наглядности и возможности измерить.

2.1 Опыты №1 и №2. Влагоемкость и набухание(Приложение 3)

Беру кусочек сухой глины, взвешиваю (115 граммов), помещаю в емкость с водой. Через некоторое время вода исчезла, я подлила ещё некоторое количество воды, глины стало как будто больше - она набухла.

Вывод: вода испарилась или впиталась в глину, увеличив её объём.

Достаю глину из воды. Она потемнела и стала лепиться. Комок промокаю и взвешиваю. Его масса стала больше (164 грамма), чем масса сухой глины. Значит, глина впитала в себя 49 граммов воды и удерживала ее, становясь при этом пластичной.

Вывод: глина, поглотив некоторое количество воды и удерживая ее, набухла.

Свойство влагоёмкости глины и свойство набухать в воде подтвердились.

2.2 Опыт №3 Пластичность(Приложение 4)

Из сырой глины леплю шарик, затем длинную колбаску, после этого колбаску сворачиваю в треугольник. Кусочек глины изменил свою форму три раза. Треугольную колбаску оставляю сушиться. После высыхания форма колбаски сохранилась. Любая лепка из глины – это подтверждение её пластичности.

Вывод: глина пластична. Свойство пластичности глины подтвердилось.

2.3 Опыт №4 Водоупорность(Приложение 5)

Леплю небольшую емкость из глины. В нее наливаю воду. Проходит некоторое время. Вода осталась в емкости и не прошла сквозь глину. Глина вобрала в себя какое-то количество воды и воду не пропускает, ее частички слиплись, и вода не может пройти через них.

Вывод: глина не пропускает воду.

Свойство водоупорности глины подтвердилось.

2.4 Опыт №5 Воздушная усадка (Приложение 6)

Из влажной глины леплю «колбаску» и измеряю ее длину (32 см). Изделие сохнет сутки. После высыхания длину «колбаски» снова измеряю (28 см). Длина изделия уменьшилась на 4 сантиметра.

Вывод: глина обладает свойством воздушной усадки.

Свойство воздушной усадки глины подтвердилось.

2.5 Опыт №6 Обожженная глина не размокает в воде и непроницаема для неё(Приложение 7)

Беру затвердевшую после обжига в муфельной печи (при температуре 960 градусов) глиняную игрушку, кладу на чашу весов, взвешиваю (171 грамм). Наливаю в чашу воду. Кладу в неё игрушку, ставлю метку уровня воды, взвешиваю (218 граммов). В течение суток количество воды в емкости уменьшилось (уровень воды стал ниже метки). Взвешиваю повторно емкость с водой и игрушкой (195 граммов). Вывод: вода испарилась или впиталась в поделку.

Достаю поделку из воды, промокаю и взвешиваю. Его масса практически не изменилась (172 грамма). Внешний вид игрушки не изменился, она не размокла в воде.

Вывод: Обожжённая, затвердевшая как камень, глина не размокла в воде, вода в ёмкости частично испарилась.

Свойство обожжённой глины не размокать в воде и свойство непроницаемости воды в затвердевшее изделие подтвердились.

Заключение

В результате проведения исследований были решены следующие задачи:

  • Изучена информация о глиняных игрушках России.

  • Изучены свойства глины.

  • Определены свойства, которые можно проверить в домашних условиях: влагоёмкость, набухание в воде, пластичность, водоупорность, воздушная усадка, свойства обожжённой глины не размокать в воде и непроницаемость воды в обожжённую глину.

  • Проведены опыты.

Моя гипотеза подтвердилась частично. Моё предположение о непопулярности искусства глиняной игрушки не подтвердилось. Я была уверена, что в наш век новых технологий используются более современные материалы. Оказалось, что лепка из глины не только популярна в нашей стране, но даже приобрела характер самостоятельного промысла. И, я думаю, это благодаря «чудо-глине» и её удивительным свойствам. Не все свойства глины можно проверить в домашних условиях. (качественный обжиг глины производится при температуре 960 градусов Цельсия). Шесть свойств глины были проверены мной экспериментально.

Изучая материал о глине, я познакомилась с картой залежей глин в Челябинской области (Приложение 8). Оказывается, недалеко от Озёрска, в городе Кыштыме, есть большие глиняные карьеры. И я задумалась: «Ведь это же совсем рядом. А есть ли такая возможность в нашем городе открыть сувенирное производство из глины»? И еще я подумала: «Может быть, это будет новой темой моих дальнейших исследований»…

С писок литературы:

1.Ожегов С.И. «Словарь русского языка». – Москва: Русский язык, 1988.

2. Дурасов Г. П. «Каргопольская глиняная игрушка». — Л.: Художник РСФСР, 1986.

3. Ращупкина С.Ю. «Лепка из глины для детей».

4. http://msd.com.ua/kaolin/

5. http://mishainik.livejournal.com/159638.html

6. http://www.syl.ru/article/173218/new_dyimkovskaya-igrushka-istoriya-promyisla- tehnologiya-sozdaniya-foto

7. http://ru.wikipedia.org/wiki/

П риложение 1

Анкета для детей 3х классов

1. Что такое глина?

2. Какой цвет может иметь глина?

3. Какой минерал содержится в составе большинства глин?

4. О каких глиняных игрушках слышал(а)?

5. Какие свойства глины знаешь?

На вопросы анкеты отвечали 35 человек:

1. - 15 чел. ответили частично верно (в разных вариантах);

2. - 12 чел.: «серый»;

8 чел.: «коричневый»;

9 чел.: «белый»;

6 чел.: «красный, белый»; «черный»; «коричневый», «серый»; «рыжий»;

3. - Нет ответов;

4. - О Дымковской игрушке слышали – 5 чел.;

О Филимоновской – 2 чел.;

О Каргопольской – 1 чел.;

5. - 13 чел. правильно называют некоторые св-ва глины (пластичность, клейкость, прочность готового изделия)

П риложение 2

Мои глиняные игрушки

 

Ворона и лисица

 

 

Самовар

Ангелок

 

 

Ко

 

 

Кот

 

 

Клоун на свинке

Жираф и черепаха

 

Приложение 3

Опыты №1, №2 - Влагоемкость и набухание

 

Приложение 4

Опыт №3 - Пластичность

 

Приложение 5

Опыт №4 - Водоупорность

 

Приложение 6

Опыт №5 - Воздушная усадка

 

Приложение 7

Опыт №6 - Обожженная глина не размокает в воде и непроницаема для неё

 

25

 

Приложение 8

Месторождения глины в Челябинской области

Именно в Челябинской области расположены самые крупные месторождения каолинов в нашей стране! Одно из них находится близ Кыштыма.

Р азработка Кыштымского месторождения каолина началась еще до революции - в 1910 году. В 1944 году был построен Кыштымский графито - каолиновый (позже переименован в каолино-керамический) комбинат. С 1990-х годов заработал цех по выпуску санфаянсовых изделий. Сейчас предприятие работает и известно, как ОАО «Кыштымский каолин».

Просмотров работы: 981