ПОВЫШЕНИЕ ПИЩЕВОЙ ЦЕННОСТИ РАЦИОНОВ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА.

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПОВЫШЕНИЕ ПИЩЕВОЙ ЦЕННОСТИ РАЦИОНОВ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА.

Милевская Ж.А. 1
1МБОУ СОШ№1, 6 класс
Томашевич Е.В. 1Томашевич Е.В. 1Томашевич Е.В. 1
1МБОУ СОШ№1
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вопрос о правильном рационе питания детей школьного возраста волнует всех родителей, заботящихся о здоровье своих ребятишек. Рацион питания школьника должен быть адекватен энергозатратам ребёнка.

Современные школьные программы очень насыщенны и требуют значительных усилий, большой траты времени не только в школе, но и дома. Море информации, обрушивающейся на головы детей буквально отовсюду, создаёт большую нагрузку на нервную систему. Как сохранить здоровье ребёнка, помочь ему справиться со всеми нагрузками? В этом состоит актуальность данной работы.

Обобщая вышесказанное, я выдвигаю следующую гипотезу: правильное питание влияет на здоровье и на успеваемость школьников.

Объект исследования: принципы здорового питания.

Предмет исследования: потребности ребенка- школьника.

Цель: составить пример правильного меню для школьника на неделю.

Задачи:

1. Найти информацию по данной теме через литературу и интернет-ресурсы.

2. Провести анкетирование.

3. Сформулировать полезные советы.

Практическая значимость данной работы состоит в использовании собранного материала не только взрослыми, но и детьми.

В исследовании были использованы такие методы как:

- анализ

- обобщение материала

- анкетирование

1. Принципы здорового питания.

Ребенок старше 7 лет нуждается в сбалансированном здоровом рационе не меньше, чем дети младшего возраста.

Основными нюансами питания детей этого возраста являются такие:

- В течение дня с пищей должно поступать столько калорий, чтобы покрыть энергозатраты ребенка.

- Важно учитывать индивидуальные особенности организма ребенка.

- Минимум 60% белков в рационе ребенка-школьника должно поступать из продуктов животного происхождения.

- Количество получаемых с пищей углеводов для школьника должно быть в 4 раза больше, чем количество белка или количество жира.

- Быстрые углеводы, представленные в меню ребенка сладостями, должны составлять до 10-20% всех углеводов.

- Важно наличие режима приемов пищи, чтобы ребенок питался регулярно.

- Рацион школьника должен включать хлеб, картофель, злаки. Мучные изделия для ребенка стоит готовить на муке грубого помола.

- Один-два раза в неделю ребенок должен есть рыбу. Также минимум один раз в недельном меню школьника должно быть красное мясо.

- Бобовые ребенку этого возраста рекомендуют есть 1-2 раза в неделю.

- Ежедневно в рационе ребенка должно присутствовать пять порций овощей и фруктов. Одной порцией считают апельсин, яблоко, банан или другой средний фрукт, 10-15 ягод или виноградин, два небольших фрукта (абрикос, слив), 50 г овощного салата, стакан сока (учитывается лишь натуральный сок), столовая ложка сухофруктов, 3 ст. л. отварных овощей.

- Ежедневно ребенку следует употреблять молочные продукты. Рекомендуется три порции, одной из которых может быть 30 г сыра, стакан молока, один йогурт.

- Сладости и жирные продукты допустимы в рационе школьника, если они не заменяют собой полезную и здоровую пищу, поскольку в печенье, тортах, вафлях, картофеле фри и других подобных продуктах очень мало витаминов и минеральных компонентов. Стоит минимизировать поступление с пищей синтетических пищевых добавок, а также специй.

2. Потребности ребенка-школьника.

Рацион школьника должен быть сбалансирован. Для этого рекомендуется его максимально разнообразить.

 

6-9 лет

10-13лет

14-17

Потребность в энергии (в калл на 1 кг веса)

80 (в среднем 2300 ккал в сутки)

75 (в среднем 2500-2700 ккал в сутки)

65 (в среднем 2600-3000 ккал в сутки)

Потребность в белках (г в день)

80-90

90-100

100-110

Потребность в жирах (г в день)

80

85-95

90-100

Потребность в углеводах (г в день)

320-260

360-400

400-440

Творог

50 г

50 г

60 г

Мясо

140 г

170 г

200-220 г

Молоко и молочные продукты

500 мл

500 мл

500-600 мл

Яйца

1 штука

1 штука

1 штука

Сыр

10-15 г

10-15 г

10-15 г

Рыба

50 г

50 г

60-70 г

Сахар и сладости

70 г

80 г

80-100 г

Хлебобулочные изделия

225 г

300 г

300-400 г

Из них ржаной хлеб

75 г

100 г

100-150 г

Мука

25 г

30 г

30-35 г

Крупы, макароны и бобовые

35-45 г

50 г

50-60 г

Овощи

275-300 г

300 г

320-350 г

Картофель

200 г

250 г

250-300 г

Фрукты сырые

150-300 г

150-300 г

150-300 г

Фрукты сушеные

15 г

20 г

20-25 г

Сливочное масло

25 г

30 г

30-40 г

Растительное масло

10 г

15 г

15-20 г

Завтрак и обед должны быть наиболее энергетически ценными и обеспечивать в сумме около 60% от дневной калорийности. Ужинать ребенок должен максимум за два часа до того, как он отправится спать.

Пример правильного меню см. Приложение 4.

3. Результаты анкетирования.

Для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы мною было проведено анкетирование (см. Приложение1). В нем принимали участие школьники в возрасте от 10 до 15 лет. Это учащиеся 5-8 классов. Всего в анкетировании приняли участие 70 человек.

Основные приемы пищи (завтрак, обед, полдник и ужин) всегда соблюдают 20 человек, часто-21, иногда- 24, и никогда не соблюдают 5 человек.

У 66 учащихся отличается рацион питания среди недели разнообразием блюд, у 4-нет.

67 детей считают, что от правильного питания зависит их здоровье, 3 человека так не думают.

С утверждением, что от правильного питания зависит успеваемость, согласились 36 человек, а 34 не согласились.

Также было предложено выбрать одно высказывание про еду, которое подходит для анкетируемого.

«Я ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть» - выбрали 14 человек.

«Не откладывай до ужина то, что можешь съесть за обедом» - выбрали 5 человек.

«Если хочешь продлить свою жизнь- укроти свои трапезы» - выбрали 2 человека.

«Лучше время от времени не доедать, чем переедать» - выбрали 26 человек.

«Нельзя отказывать себе в любимой еде» - выбрали 23 человека.

Обобщая вышеизложенные данные, можно сделать вывод о том, что моя гипотеза подтвердилась. Большинство учащихся считают, что правильное питание влияет на их здоровье и успеваемость.

Заключение

Полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма, особенно в период роста и развития. Организация питания в возрастной группе школьников имеет огромное значение и характеризуется рядом особенностей.

Мною были изучены принципы здорового питания и потребности ребенка-школьника. В данной работе предложены рекомендации по организации правильного питания и разработан пример меню на 7 дней для школьников. (см. Приложение 3, 4).

Я провела анкетирование среди учащихся 5-8 классов, данные были получены и проанализированы. (см. Приложение2).

В ходе моей работы я нашла ответы на интересующие меня вопросы. Я считаю, что правильное питание – это залог здоровья и успешной учебы.

В период роста и развития организм школьника претерпевает многочисленные изменения, рациональное питание становится более важным, чем когда-либо ранее.

Наведение порядка в режиме питания в силах любого человека и тот, кто хочет, может преодолеть вредную привычку неправильно питаться. (см. Приложение 5).

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что моя гипотеза подтвердилась, цель достигнута.

Список литературы.

1. «Учебник «Биология человека», И. Дрофа, 2001

2. Батуев А.С, Кузьмина И.Д., Ноздрев А.Д., Орлов Р.С, Сергеев Б.Ф.

3. Бруннек Н., Гаврилова Н., Иванникова Е. и др. «Кулинария», 1998

4. Воробьева Л.И. Книга о вкусной и здоровой пище/Под, общ, ред. д-ра техн. наук, проф. И.М. Скурихина 12-е изд. переработ. и доп.М.: Колос,1997

5. Могильный Н.П. Книга о вкусной и здоровой пище. – М.: Изд-во Эксмо, 2004

http://www.1september.ru

Приложение 1Анкета

1. Соблюдаешь ли ты основные приемы пищи (завтрак, обед, полдник, ужин)?

Иногда Часто Всегда Никогда

2. Отличается ли твой рацион в течение недели разнообразием блюд?

Да Нет

3. Считаешь ли ты, что от правильного питания зависит твое здоровье?

Да Нет

4. Считаешь ли ты, что от правильного питания зависит твоя успеваемость?

Да Нет

5. Выбери одно высказывание про еду, которое подходит тебе больше всего.

А) Я ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть.

Б) Не откладывай до ужина, то что можешь съесть за обедом.

В) Если хочешь продлить свою жизнь- укроти свои трапезы.

Г) Лучше время от времени недоедать, чем постоянно переедать.

Д) Нельзя отказывать себе в любимой еде.

Приложение 2Диаграммы по анкетированию.

1. Соблюдаешь ли ты основные приемы пищи (завтрак, обед, полдник, ужин)?

Иногда Часто Всегда Никогда

2. Отличается ли твой рацион в течение недели разнообразием блюд?

Да Нет

3. Считаешь ли ты, что от правильного питания зависит твое здоровье?

Да Нет

4. Считаешь ли ты, что от правильного питания зависит твоя успеваемость?

Да Нет

5. Выбери одно высказывание про еду, которое подходит тебе больше всего.

А) Я ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть.

Б) Не откладывай до ужина, то что можешь съесть за обедом.

В) Если хочешь продлить свою жизнь- укроти свои трапезы.

Г) Лучше время от времени недоедать, чем постоянно переедать.

Д) Нельзя отказывать себе в любимой еде.

Приложение 3Как составлять меню.

- На завтрак ребенку-школьнику советуют дать 300 г основного блюда, например, каши, запеканки, сырников, макарон, мюсли. К нему предложите 200 мл напитка – чая, какао, цикория.

- В обед детям школьного возраста советуют есть овощной салат или другую закуску в количестве до 100 г, первое блюдо в объеме до 300 мл, второе блюдо в количестве до 300 г (оно включает мясо или рыбу, а также гарнир) и напиток объемом до 200 мл.

- Полдник школьника может включать запеченные либо свежие фрукты, чай, кефир, молоко или другой напиток с печеньем или домашней выпечкой. Рекомендуемый объем напитка для полдника – 200 мл, количество фруктов – 100 г, выпечки – до 100 г.

- Последний прием пищи включает 300 г основного блюда и 200 мл напитка. На ужин стоит приготовить ребенку легкое белковое блюдо, например, из творога. Также для ужина хорошо подходят блюда из картофеля и других овощей, каши, блюда из яиц или рыбы.

- К каждому приему пищи можно добавлять хлеб в дневном количестве до 150 г пшеничного хлеба и до 75 г ржаного.

В первую очередь нужно учесть, в какую смену учится ребенок, поскольку это влияет на его приемы пищи. Кроме того, рекомендуется составление рациона не на один день, а на всю неделю, чтобы блюда не повторялись и все нужные продукты присутствовали в недельном меню.

Приложение 4 Пример правильного меню на неделю.

День недели

Завтрак

Обед

Полдник

Ужин

Понедельник

Сырники с яблоками и сметаной (300 г)

Чай (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Салат из капусты и моркови (100 г)

Борщ (300 мл)

Котлета из кролика (100 г)

Картофельное пюре (200 г)

Компот из сушеных груш и чернослива (200мл)

Хлеб (75 г)

Кефир (200 мл)

Апельсин (100 г)

Печенье (50 г)

Омлет с зеленым горошком (200 г)

Настой шиповника (200 мл)

Хлеб (75 г)

Вторник

Рисовая молочная каша с изюмом (300 г)

Какао (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Салат из свеклы (100 г)

Бульон с яйцом (300 мл)

Биточки из говядины (100 г)

Тушеная капуста с кабачками (200 г)

Яблочный сок (200 мл)

Хлеб (75 г)

Молоко (200 мл)

Булочка с творогом (100 г)

Яблоко свежее (100 г)

Картофельные зразы с мясом (300г)

Чай с медом (200мл)

Хлеб (75 г)

Среда

Омлет с сыром (200 г)

Рыбная котлета (100 г)

Чай (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Баклажанная икра (100 г)

Картофельный суп с клецками (300мл)

Тушеная печень (100 г)

Кукурузная каша (200 г)

Фруктовый кисель (200 мл)

Хлеб (75 г)

Кефир (200 мл)

Запеченное яблоко (100 г)

Овсяное печенье (50 г)

Блины с творогом и изюмом (300 г)

Молоко (200 мл)

Хлеб (75 г)

Четверг

Гречневая молочная каша (300 г)

Цикорий (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Салат из редиса и яйца (100 г)

Рассольник домашний (300 мл)

Куриная котлета (100 г)

Цветная капуста отварная (200 г)

Гранатовый сок (200 мл)

Хлеб (75 г)

Молоко (200 мл)

Пирожок с яблоками (100 г)

Запеканка из вермишели и творога (300 г)

Чай с вареньем (200 мл)

Хлеб (75 г)

Пятница

Творожные оладьи с медом (300 г)

Чай с молоком (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Салат из яблока и моркови со сметаной (100 г)

Бульон с лапшой (300 мл)

Бефстроганов с тушеными овощами (300 г)

Компот из яблок и винограда (200 мл)

Хлеб (75 г)

Фруктовое желе (100 г)

Простокваша (200мл)

Бисквит (100 г)

Рисовый пудинг с изюмом и курагой (300 г)

Кефир (200 мл)

Хлеб (75 г)

Суббота

Овсяная каша с ягодами (300 г)

Какао (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Кабачковая икра (100 г)

Свекольник (300 мл)

Запеченная рыба (100 г)

Картофель отварной с зеленым горошком (200 г)

Персиковый сок (200 мл)

Хлеб (75 г)

Молочное желе (100 г)

Чай (200 мл)

Булочка с изюмом (100 г)

Омлет с помидорами (200 г)

Цикорий с молоком (200 мл)

Хлеб (75 г)

Воскресенье

Пшенная каша с тыквой и морковью (300г)

Чай с медом (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Салат из огурцов и помидор (100 г)

Суп-пюре из овощей (300 мл)

Биточки из кальмара (100 г)

Отварные макароны (200 г)

Томатный сок (200 мл)

Хлеб (75 г)

Кефир (200 мл)

Груша (100 г)

Творожное печенье (50 г)

Картофельные котлеты со сметаной (300 г)

Молоко (200 мл)

Хлеб (75 г)

Приложение 5 Полезные советы.

1. У ребенка старше семи лет уже сформировались вкусы, поэтому он может отказываться от определенных продуктов, и настаивать, чтобы он их ел, несмотря на отвращение и неприятие, не стоит. Так пищевое поведение может еще больше усугубиться. Родителям стоит попробовать готовить нелюбимые продукты разными способами, возможно, один из них понравится ребенку.

В остальном же настаивать на употреблении какой-либо пищи не нужно, если питание ребенка можно назвать разнообразным – если в его рационе есть хотя бы 1 вид молочных продуктов, 1 вид овощей, 1 вариант мяса или рыбы, 1 вид фруктов и какое-либо блюдо из злаков. Эти группы продуктов обязательно должны быть в детском меню.

2. Многие школьники испытывают серьезные психологические нагрузки во время обучения, что сказывается на аппетите. Родителям следует внимательно наблюдать за ребенком и вовремя отреагировать на ситуацию, когда стресс стал причиной снижения аппетита.

На то, что сниженный аппетит может быть признаком заболевания, будут указывать такие факторы:

- Ребенок худеет, он малоактивный и вялый.

- У него появились проблемы со стулом.

- Ребенок бледный, его кожа очень сухая, состояние волос и ногтей ухудшилось.

- Ребенок жалуется на периодическое появление болей в животе.

- На коже появились высыпания.

Переедание.

1. Избыточное употребление пищи приводит к полноте у детей, причиной которой чаще всего выступает наследственность и образ жизни. Полному ребенку врач порекомендует изменить питание, однако родители могут столкнуться с трудностями. К примеру, чтобы не соблазнять ребенка сладостями, от них придется отказаться всей семье. К тому же, ребенок будет считать, что запреты несправедливы, и может лакомиться запрещенными блюдами тайком.

2. Лучше всего, если полный ребенок пообщается с диетологом один, тогда он легче воспримет советы врача и почувствует себя более ответственным. По словам специалистов, переедание нередко является признаком психологического неблагополучия, например, одиночества. Поэтому есть смысл сходить с ребенком и к психологу.

Приобщить школьника к принципам здорового питания помогут совместные с родителями приемы пищи, при условии, что вся семья питается правильно. Рассказывайте ребенку больше о полезности продуктов и важности питания для поддержания здоровья.

Если ребенок берет с собой еду в школу, предложите бутерброды с сыром, запеченным мясом, пирожок, булочку с творогом, рогалик, запеканку, фрукты, сырники, йогурты. Продумайте, как упаковать пищу и как ребенок сможет ее съесть. Для этого следует купить специальные контейнеры, а также заворачивать бутерброды в пленку.

Не давайте детям полностью обезжиренные продукты, но отдавайте предпочтение маложирным видам молочной продукции.

Просмотров работы: 274