НОВАЯ ЖИЗНЬ ШКОЛЬНОЙ ТЕТРАДКИ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

НОВАЯ ЖИЗНЬ ШКОЛЬНОЙ ТЕТРАДКИ

Арнаутова В.И. 1
1ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с. Кинель-Черкассы
Кирина Е.И. 1
1ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с. Кинель-Черкассы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной…

Эти строки из стихотворения Ивана Бунина мы вспоминаем, когда заходим в осенний лес. В этом году осень подарила нам немало благоприятных дней для прогулки по лесу. Почти все ученики нашего класса ездили с родителями на отдых, ходили за грибами. Как красиво в осеннем лесу! Как великолепны деревья в своих золотых нарядах! И как жаль, что где-то такая красота вырубается. Деревья используются в промышленности. Мы пока не можем обойтись без древесины. Из неё производят строительные материалы, мебель, картон, скипидар, бумагу. Из различных сортов бумаги делают книги, учебники, тетради и т.д.

Выход из этой проблемы давно найден. Это вторичная переработка бумаги. Но, к сожалению, не все люди бережно относятся к уже ненужной бумаге. Старые газеты, журналы и даже книги часто можно увидеть в мусорных баках. В нашем селе регулярно вывозят бытовой мусор. Недавно стали собирать отдельно пластиковые бутылки. Но в селе отсутствует система сбора макулатуры, и жители отправляют её вместе с остальными отходами на свалку, загрязняя природу. В школе мы организуем Акции по сбору макулатуры для дальнейшей отправки на переработку. Но проведенный нами опрос показал, что значительная часть используемой бумаги сжигается или просто выбрасывается (Приложение 1,2).

Проблема. Очень много бумаги используем мы - школьники. Это учебники, альбомы, тетрадки, книги, цветная бумага и картон. Самая грустная судьба у школьных тетрадей. По нашим данным, только несколько человек из класса оставляют тетради «на память». Большинство детей просто выбрасывают тетрадь в мусор! Нам кажется, что это экологически и экономически очень расточительно. Мы решили постараться найти возможности вторичного использования школьных тетрадей. Тем самым мы планируем привлечь внимание школьников к проблеме ресурсосбережения.

Гипотеза: возможно, использование вторичного сырья для создания полезных и нужных вещей, приведет к бережному отношению к школьному имуществу, поможет приобрести навык хозяйственной и экономической деятельности, даст возможность сохранить лесные ресурсы за счет вторичного использования макулатуры.

Темы: «Новая жизнь школьной тетрадки»

Цель: изучение возможности вторичного использования макулатуры (школьной тетради).

Задачи:

  • узнать историю бумаги, процесс производства бумаги, способы переработки макулатуры;

  • изучить методы изготовления бумаги в домашних условиях;

  • изготовить бумагу в домашних условиях;

  • провести опрос одноклассников о возможности повторного использования школьной тетради, проанализировать результаты анкетирования, сделать выводы;

  • выполнили творческие работы, используя переработанную бумагу и старые обложки тетрадей;

  • изготовить плакат «Новая жизнь школьной тетрадки»;

  • найти другие способы продления жизни тетради

Объект изучения: школьная тетрадь.

Предмет изучения: способы переработки и вторичного использования школьной тетради.

Методы исследования: сбор информации из разных источников, опрос, опыт, анализ.

I. Основная часть

Около трёх десятилетий назад проблемы переработки вторсырья не существовало. В силу того, что отсутствовало многообразие упаковочной тары: вместо пластиковых, полиэтиленовых, пенопластовых и др. упаковок были стекло и бумага. В настоящее время ситуация такова, что упаковочной тары, превращающейся в отходы, слишком много по всему миру, в том числе и в России. Жители выбрасывают ненужные отходы, увеличивая «горы» мусора.

Из анкет мы выяснили, что каждый ученик нашего класса в год в среднем использует от 50 до 70 тетрадей. Произведя расчёты, мы установили, что наш класс только на тетради в год расходует 60кг бумаги. Если всю эту бумагу сдать в макулатуру, то мы спасем 1 дерево!

Для того, чтобы привлечь внимание школьников к проблеме переработки бумаги, мы решили узнать историю появления бумаги, способы её изготовления и переработки.

История возникновения бумаги

Конечно, мы уже знаем, что бумага существовала не всегда. Первобытные люди рисовали на стенах пещеры. Потом появились пергамент, папирус, береста. Почти 2000 лет назад, на смену папирусу и пергаменту пришла бумага. Об изобретении бумаги существуют несколько легенд. По одной из них, бумага была изобретена в Китае.

По другой китайской легенде, бумагу изобрел один раб из Восточного Туркестана (в наше время — территория Узбек­истана). Чтобы сохранить в тайне секрет изготовления бу­маги, китайский император приказал умертвить изобретателя.

Сырьем для изготовления бумаги служили тутовое дерево, бамбук. Слово «бумага» произошло от слова «бамбиго» — так называли бумагу, изготовленную из бамбука.

В России бумага появилась на несколько столе­тий раньше, чем в Европе. В Таджикистане были найдены документы 8 века, которые были написаны на бумаге.

Многие столетия бумагу делали вручную. После изобрете­ния французом Робертом (1761—1828) первой бумагоделатель­ной машины производство бумаги и картона сделало резкий скачок вперед. Непрерывно и с большой быстротой увеличи­вался выпуск бумаги, появлялись новые виды бумаги. Бумагу ста­ли применять не только для письма и печатания книг, для упа­ковки товаров, но и в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве, электротехнике. В России первая бумагоделательная машина была установ­лена на бумажной фабрике в Петергофе.

Изготовление бумаги на производстве

Производство бумаги очень вредно для окружающей среды, заводы по производству бумаги выделяют очень много углекислого газа в атмосферу. Но начнём всё по порядку, для этого необходимо отправиться в лес, ведь именно деревья, а точнее волокна целлюлозы в ней, служат сырьём для получения бумажной продукции. Часть древесины используемой для получения бумаги это низкорослые или больные деревья, их вырезают, чтобы они не мешали другим деревьям расти и развиваться. Используют и ветки больших деревьев, из которых производят доски, а ветки идут на производство бумаги.

Бумага – это сплетение волокон целлюлозы, основного составляющего древесины. Они расположены очень близко друг к другу, а между ними течет сок деревьев. Эти волокна в природе скреплены между собой чем то вроде клея. Что бы получить целлюлозу древесные щепки помещают в огромный чан с водой и химикатами. Эти химические составляющие помогают расщепить природный клей и получить волокна. Этот процесс производства самый вредный. Полученные волокна выпрямляются и промываются, затем проходят отбеливание с помощью хлора или перекиси водорода. Затем волокна высушивают и разглаживают при помощи множества вращающихся горячих барабанов. В конце бумага выходит плотной и совершенно сухой и её наматывают в огромные рулоны.

Переработка вторичного сырья

Конечно все знают, что бумагу так же можно получить из макулатуры. Мы выяснили, что такой способ получения бумагименее вредный для окружающей среды. Для этого бумагу измельчают и отправляют в огромные котлы с водой, что бы отмыть её от типографской краски и чернил при помощи химикатов. В результате этого процесса получают бумажное тесто. Затем эту массу фильтруют, а воду сливают. Для большей белизны бумаги используют красители.

II. Практическая часть

В практической части нашего проекта мы решили найти как можно больше способов «продления» жизни нашей школьной тетрадки. Для этого мы обратились за помощью к родителям, изучили информацию в журналах и интернете, провели опыт и проявили свои творческие способности и фантазию.

Первая жизнь. Экономичная.

Мы выяснили, что не всегда дети дописывают тетради до конца. Иногда несколько листов остаются неисписанными. Мы предложили ребятам из недописанных листов изготовить блокноты. Ребята использовали полученные изделия как записные книжки, памятки по предметам, черновики для сложных вычислений.

Вторая жизнь. Переработанная.

Мы нашли в интернете несколько методик получения самодельной бумаги. В результате мы соединили все лучшее и смогли получить плотную бумагу (Приложение 3).

Чтобы получить бумагу в домашних условиях из бумажных отходов, была применена следующая методика: разорвать бумагу из исписанных школьных тетрадей на мелкие кусочки и поместить их в таз с горячей водой, добавить стиральный порошок и оставить на ночь; утром откинуть бумагу в дуршлаг и промыть проточной водой, отжать полученную массу, добавить большое количество воды и размолоть бумагу миксером в течение 15 минут. На рамку с натянутой на нее сеткой равномерно выложить массу, подождать, пока стечет вода, прогладить через несколько слоев ткани, аккуратно отделить полученный лист бумаги тупым ножом от рамки.

Для получения гладкой цветной бумаги с вкраплениями было применено окрашивание массы красителем и добавления блесток, кусочков ниток, лепестков цветов.

«Рукотворная» бумага не похожа на бумагу машинной выделки: неравномерная по толщине, обычно менее гладкая, подчас слишком хрупкая, она обладает достоинством, которое заставляет забыть все ее недостатки -оригинальностью.

Из полученной путем переработки бумагу мы использовали для изготовления оригинальной аппликации (Приложение 4).

Третья жизнь. Творческая.

Мы попросили одноклассников подумать, как можно использовать исписанные тетради в творчестве. Некоторые предложили тетради использовать для изготовления шаблонов по технологии. Предложили делать объемные фигурки. Большинство ребят захотели сделать оригами. Конечно, кто не знает любимое занятие всех школьников- пускание самолетиков. Мы попросили одноклассников сделать интересные поделки из тетрадных обложек и провели выставку(Приложение5).

Четвертая жизнь. Инновационная.

Для производства бумаги ежегодно в мире вырубается до четырех миллиардов деревьев. Несмотря на использование всевозможных электронных устройств, в России используются миллионы листов бумаги в год. При этом большая часть напечатанной на бумаге информации читается только один раз.

Но что если один лист бумаги можно было бы использовать множество раз, печатая на нем исчезающими чернилами?

Мы решили выяснить, есть ли такие чернила. Оказывается есть!

Исчезающие чернила. Способ первый. Необходимо смешать 50 мл спиртовой настойки йода с чайной ложкой крахмала и отфильтровать осадок. Такие синие исчезающие чернила полностью теряют цвет через 1-2 дня из-за испарения йода.

Исчезающие чернила. Способ второй. Взять веточку ивы, сжечь ее в уголь, потом мелко истолочь или истереть с водой на плите, на которой живописцы трут свои краски и потом развести водой так, чтобы сделались чернила способные писать на листе бумаги. Написанные такими чернилами буквы и слова через шесть дней совсем исчезнут.

Мы провели опыт и выяснили, что надпись получается яркой и исчезает через несколько дней (Приложение 6). Использование подобных чернил в школе экологически безопасно и экономически выгодно. Позволяет писать в одной тетради весь год.

Заключение

Своей работой мы привлекли внимание школьников к проблеме ресурсосбережения и использования вторичного сырья.

В ходе выполнения поставленных задач мы нашли различные способы вторичного использования школьной тетради. Результатом нашей работы стал плакат «Новая жизнь школьной тетрадки» (Приложение7). Творческие работы были представлены на выставке.

Мы поняли, что переработка бумаги даже в домашних условиях процесс не трудоёмкий и экономичный. Наш опыт по переработке бумаги показал, что при измельчении бумаги необходимо добиваться полного распада на волокна. На это стоит обратить внимание!

Домашнюю бумагу выгодно использовать, т.к. она изготавливается из макулатуры и не требует денежных затрат. Лучше всего использовать такую бумагу для оформления. К тому же бумага, приготовленная в домашних условиях, более экологичная.

Мы теперь знаем точно что:

  • В России макулатура относится к мусору, который сжигается;

  • 60 кг макулатуры сберегает от вырубки 1 дерево;

  • Мы живем в бумажном мире. Россия использует 200 млн. т. бумаги каждый год.

  • При этом почти вся бумага может быть переработана и использована;

  • Из одной тонны макулатуры можно изготовить 25 тыс. школьных тетрадей!

  • Четверть школьных тетрадей в России скоро будет выпускаться из макулатуры;

  • Каждая тонна переработанной бумаги сохраняет 17 деревьев!!!

  • Цена за тонну макулатуры колеблется от 1000 рублей до 2000 рублей

Приложение 1

Анкета

Уважаемые ребята и их родители, просим ответить на наши вопросы:

  1. Куда в вашем доме попадает используемая бумага? (тетради, газеты, журналы)

Сжигаем, выбрасываем, используем повторно для домашних нужд, сдаем в макулатуру и др.

__________________________________________________________________

  1. Сколько школьных тетрадей в год вы покупаете?__________________

  2. Как можно использовать исписанную школьную тетрадь?

Приложение 2

Результаты опроса

Приложение 3

Технология переработки макулатуры в домашних условиях

Приложение 4

Изделие из переработанной макулатуры

Приложение 5

Творческие работы

 

Фото 1. Записные книжки, блокноты

 

 

Фото 2. Оригами

 

 

Фото 2. Оригами

 

Приложение 6

Исчезающие чернила

Чернила:смешать 10 частей йода и 1часть крахмала.

Ватной палочкой написать текст.

Через несколько дней он исчезнет.

Приложение 7

Плакат

Используемые источники

1. “Новая Газета” № 49 (492), 2005 год2. Хорёва Г. А. “Твоя альтернатива АЭС” Книга 2 / Энергетический паспорт семьи/ Изд. 2–е, перераб. и дополненное. – Мурманск, 2002. – 32 с.3. Бумага своими руками _ Страна Мастеров.mht

4. Д.Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка.

Интернет-ресурсы:1. http://www.ecology.md

2.http://www.wikipedia.org.

3.http://www.priroda.su4.Http://www.ForexAW.com

5. http://theecology.ru/makulatura?order=title&sort=asc

6.http://www.pressmax.ru/klassifikator_othodov/Makulatura/7.Ежедневная интернет-газета «Экологическая правда».

Просмотров работы: 2039