ВРЕМЕНА ГОДА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ВРЕМЕН ГОДА В НАРОДНОМ КАЛЕНДАРЕ И КОСТЮМЕ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВРЕМЕНА ГОДА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ВРЕМЕН ГОДА В НАРОДНОМ КАЛЕНДАРЕ И КОСТЮМЕ

Абрамова Е.М. 1
1МБОУ ОШ 7
Королева Т.А. 1
1МБОУ ОШ 7
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Там дни, как люди - не безлики, -Имея стать и имена.В них ветра вой и солнца блики,

И мудрость вещая видна.Валерий Костюк

21 век. Век высоких технологий,ав далеком прошлом жизнь русских людей состояла из череды будней и праздников. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни. Она проходила в соответствии с народным календарем.

Обоснование проблемы. Наше поколение сегодня вряд ли может представить, даже живя в таком небольшом городе, как наш Красноуфимск, тот быт и распорядок дня, по которому жили и трудились жители сёл и деревень России всего лишь 100-300 лет тому назад. Интерес к прошлому нашей области и города, в котором я живу, привёл меня к потребности найти ответы на вопросы: как жили люди, чем они занимались, каковы были их обряды и обычаи? Мой интерес привел к знакомству с народным календарем, настолько заинтересовавшись этой темой, решила глубже исследовать её. Передо мной встала проблемаКаким образом можно проследить за жизнью наших предков в будни и праздники, какие обычаи и обряды у них существовали, как они ориентировались в этом пространстве и как все это представить в календаре и в образе костюма в наше современное время?

Актуальность такой работы вижу в том, что в наши дни, когда «переписывается» история, искажаются многие исторические факты образованный современный человек должен знать культуру и искусство своего народа и передавать эти ценности будущему поколению.

Так, думая над этими вопросами, решила подобрать и изучить литературу по этому вопросу, это книги Г.Л. Дайн «Игрушка в культуре России.Детский народный календарь», «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология»; А. В. Терещенко «История культуры русского народа», так определилась с темой проекта «Времена года. Художественный образ времен года в народном календаре и костюме». Передо мной встал вопрос, – Каким образом можно выполнить народный календарь и сшить костюмы соответствующие каждому времени года? а так как я увлекаюсь рукоделием и шитьем, то эти знания должна использовать при создании своего проекта.

В соответствии с этим, цель проекта: создание народного календаря ихудожественного образа времен года в костюме.

Чтобы достигнуть поставленной цели, определила ряд задач, которые придётся выполнить в ходе работы.

Задачи проекта:

  • Выявить происхождение слова календарь, и его историю.

  • Изучить литературу, в которой рассказывается об обрядовых праздниках.

  • Проанализировать знания одноклассников по этому вопросу.

  • Выполнить куклы своими руками для календаря.

  • Выпустить «Детский народный календарь».

  • Представить художественный образ времен года в костюме.

  • Спроектировать и изготовить модели платьев представляющие образ времен года.

  • Стимулировать интерес к традициям своего народа у своих одноклассников.

Методы исследования: изучение литературы, посещение городской библиотеки, анализ интернет – ресурсов, отбор информации, наблюдение, анкетирование. В практической части работы планирую выпустить «Детский народный календарь» годового цикла с применением кукол – закруток, сшить костюмы в образе времен года.

Социальная направленность проекта: тема проекта, по моему мнению, носит значимый характер, так как, выполнив «Детский народный календарь» помогу своим сверстникам вернуться в прошлое и осмыслить настоящее, костюмы сшитые мной помогут представить весь цикл времен года, считаю, что работа над этой темой даст возможность проявить мне свое творчество и решить проблему избранной темы.

Глава 1. НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПРИРОДЫ

Иные времени отметы,

Что соблюдали прежде встарь:

Забытый ныне, был при этом

Народный календарь.

На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) месяцеслов. Мы часто обращаемся к календарю, чтобы узнать, какое сегодня число, день недели, в какой день будет праздник. А как же жили наши прабабушки и прадедушки, ведь раньше не было таких календарей [10 с. 18] (см. приложение 1).

  1.  
    1. Народный календарь – энциклопедия крестьянской жизни.

Народный календарь родился много веков назад и является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Издавна основным занятием славян было земледелие, поэтому культура в целом и основная масса обрядов и праздников носила аграрный характер.

Народный календарь, возникший в глубокой древности, был пропитан язычеством. Все, что окружало человека, было одушевлено благожелательной или злой силой, доставляло радость или печаль. Календарь наделялся свойствами живых существ: солнце - батюшка, земля -мать, месяц - молодец, весна - молодица, зима - белолица, осень - водяница.

Названия праздников нередко включали эпитеты, не имевшие ничего общего с христианским содержанием, они могли быть святыми, светлыми, чистыми, благими. Недели имели свои персональные названия: пестрая, всеядная, сырная, зеленая, постная и др. Для обозначения праздника широко использовались цвета: дни бывали белыми, красными, черными и зелеными. Также дни могли быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными.

У каждого месяца было своё название, совсем не похожее на наше современное.

Год делился на четыре сезона: зиму, весну, лето, осень. В связи с этим русские праздники тоже распадались на четыре цикла: зимний, весенний, летний и осенний. Саму жизнь воспринимали как непрерывно повторяющийся цикл жизни и смерти. Олицетворением этого цикла была смена времен года. Весна — это рождение, лето — расцвет, осень — зрелость, зима — смерть. Сегодня эти значения воспринимаются как поэтические сравнения, метафора [8 с. 18] (см приложение 1).

Таким образом можно сделать вывод что именно в календаре мы можем найти почти всё – обычаи, обряды, игры, культы, церковные и христианские праздники, отголоски языческих жертвоприношений, рациональные знания и иррациональные представления об окружающем мире и о человеке. Такой календарь уже превращался в своеобразную энциклопедию национальной культуры и народной жизни.

Глава 2. ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ КРУГ - ВРЕМЕНА ГОДА

Еще не умея писать, человек уже восхищался красотою природы, находил в ней источник вдохновения. Культура каждого народа произрастает на своей почве, имеет свою географию, социальную среду и соответственно, специфическую окраску, то есть обладает самобытностью, эта самобытность в большей мере определена природными климатическими условиями, в которых живут люди.Ярким представлением о русской народной культуре обрядовая кухня, фольклор, народный костюм,а также народный календарь, куда включены мировоззренческие представления крестьянина, его знания, опыт, обычаи, праздники, приметы погоды, сроки повседневных хозяйственных работ[4 с. 18].

Приступила к сбору информации по теме проекта и анализу прототипов:

2.1. Народный календарь – дневник жизни

Изучив историю народного календаря менязаинтересовал вопрос «Что знают мои одноклассники о народном календаре?», решила провести анкету – рассуждение, задав им ряд вопросов.

Анкета рассуждение.

Таким образом, проведя эти исследования, пришла к выводу, что должна представить более полный образ народного календаря.

Получив ответ на свой вопрос, продумала творческий образ «Детского народного календаря»:формат календаря не должен быть маленьким; показан годовой круг всех времен года; цветовым решением выделены времена года; подобраны обрядовые - куклы, соответствующие каждому времени года.

Назначение и область применения. Календарь поможет моим одноклассникам проследить быт наших предков. Узнать обычаи и праздники своего народа его можно использовать как наглядный материал на уроках истории, окружающего мира и во внеклассных и внеурочных мероприятиях нашей школы.

Критерии, которым должен соответствовать календарь. Календарь должен быть: интересно и красочно иллюстрирован; материал изложен в доступной форме; аккуратно оформлен.

Создание образа при помощи методов активизации творческого мышления

Опираясь на изученный материал, можно приступить к генерации идей. Для этого воспользуюсь методом мозговой атаки.Суть метода основывается на следующем психологическом эффекте. Для этого приглашаю группу одноклассников из 5 человек и каждому предлагаю независимо от других индивидуально высказать идеи и предложения. Высказанные идеи:

 

Перекидной

В виде отдельных листов

 

 

Календарь

 

 

В виде конструктора «ЛЕГО»

Раскладушка

 

 

В виде книги

 

Выбор модели календаряПересмотрев все варианты аналогов календарей и идеи высказанные одноклассниками, взвесив все за и против каждой модели пришла к выводу, что меня устраивает вариант №6, так как этот вариант в виде раскладушки очень удобен в просмотре, и можно в дальнейшем использовать обратную сторону (см. приложение 2).

Дизайн-анализ изделия. С целью сбора информации были просмотрены сайты в сети Интернет, посещена детская библиотека. Художественное оформление очень важно при создании календаря. В понятие оформление входит — выбор формата, подбор шрифтов, дизайн обложки, расположение и оформление времен года и цветовое решение[6 с. 18].

Собрав данную информацию, выстроила содержание и оформление календаря: формат А3 в виде раскладушки; обложка и последний лист должны сочетаться друг с другом; по цветовому решению можно определить времена года; размеры кукол не маленькие, но и не большие; шрифт читаемый.

Выбор технологии изготовления изделия. Календарь будет выполнен в технике коллаж из аппликации с применением самоклеющейся пленки (см. приложение 3).

После работы над календарем приступила ко второй части проекта – к созданию коллекции костюмов «Времена года»

2.2. Художественный образ времен года в костюме

Задумалась над значением слова «Художественный образ» и обратилась к толковому словарю по культурологии Кононенко Б. И.[1 с. 18].

  • Художественный образ это форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Воплощение художественного образа в разных произведениях искусства в том числе и в костюмах осуществляется с помощью разных средств и материалов. С помощью художественного образа искусство осуществляет свою специфическую функцию – доставлять человеку эстетическое наслаждение и побуждать художника творить по законам красоты. Так как проект «Времена года» а это осень, зима, весна, лето то этот годовой цикл и отразится в костюмах, которые будут представлять народный календарь [2, 5, 7 с. 18] (см. приложение 4, 5).

Анализ возможных идей. Выбор оптимальной идеи.Передо мной встали проблемные вопросы:

  • Как вы представляете времена года в костюме?

  • Какие природные явления можно отразить в костюмах «Времена года»?

  • Какие цвета у вас ассоциируются со временами года?

За помощью обратилась к группе одноклассниц и при помощиметода мозгового штурма получила ответы на свои вопросы. В ходе проведения мозгового штурма одноклассники высказали варианты решения этих вопросов, а затем из высказанных идей были отобраны наиболее перспективные, удачные, практичные:

На вопрос - Как вы представляете времена года в костюме? -были предложены следующие варианты ответов: осень в золотистом летящем платье украшенном осенними листьями; зима в образе деда мороза и снегурочки; весна в легком струящемся платье голубого цвета с пением птиц; лето розовато красное платье с цветущими полями ромашек и васильков.

На вопрос -Какие природные явления можно отразить в костюмах «Времена года»?- были предложены следующие варианты ответов: осень - это листопад, гроздья рябины, грибы; зима - это метель, вьюга, снежинки кружащиеся в воздухе; весна – это ручейки, прилетающие и вьющие гнезда птицы, распускающиеся листочки; лето – это поля в ромашках и васильках.

На вопрос - Какие цвета у вас ассоциируются со временами года? - были предложены следующие варианты ответов: осень – желтый, оранжевый, золотистый; зима – белый, голубой, синий; весна – нежная зелень; лето – нежно розовые, красные оттенки.

Получив ответы на эти вопросыпросмотрела дополнительную литературу, а это журналы по крою и шитью изделий, книги и журналы по шитью карнавальных костюмов, сеть Интернет и создала банк моделей костюмов «Времен года» (см. приложение 4).

Выбор модели платьев. Пересмотрев все варианты платьев, взвесив все за и против каждой модели, пришла к выводу -ни одна из моделей полностью не соответствует, и из всех костюмов – платьев можно взять некоторые варианты, таким образом платье – костюм будет носить собирательный образ (см. приложение 5).

Дизайн-спецификация изделия. Костюмы коллекции «Времена года» должны быть: оригинальными; воздушными и ажурными; модными; незамысловатого кроя; нетрудоёмким по изготовлению; невысокой себестоимости; подходящими для фигур разных размеров.

Дизайн-анализ будущих изделий

 

Костюм состоит из основных частей:

Пончо, съемная деталь фартук на кокетке, головной убор

Пончо выполнено из капрона, для каждого времени года свой цвет:

Зима нежно голубой, весна нежно зеленый, лето розово – красный, осень желтый.

Край обработан косой бейкой в цвет ткани.

Съемная деталь фартук на кокетке выполнен из креп сатина, ткань дублирована для жесткости и вышивки, для каждого времени года свой цвет:

Зима нежно голубой, весна нежно зеленый, лето розово – красный, осень желтый.

Для каждого времени года на фартуке будет выполнена вышивка на машине.

Край обработан косой бейкой в цвет ткани,

На костюме зимы будет использован белый искусственный мех.

Головной убор будет соответствовать каждому времени года в виде шапочки отороченной мехом для зимы, остальные головные уборы на ободке с применение съёмных изделий выполненных из разных материалов.

 

Костюм должен соответствовать следующим требованиям:костюм должен быть удобным, достаточно свободным и не сковывающим движения, привлекательным и оригинальным, не очень сложным в изготовлении, универсальным, чтобы подходил на любую фигуру, и мог бы использоваться в качестве основы для другого персонажа. Выбор ткани остановили на капроне и креп - сатине, они имеют приятный блеск, хорошо драпируются, имеют доступную цену.

Таким образом можно сделать вывод что костюм, дизайн которого выбран и проработан наиболее прост в изготовлении и не требует больших затрат.

Ожидаемый результат - постараюсь воплотить все требования и надеюсь, что костюмы получатся оригинальными.

Глава 3. ДИЗАЙН СОЗДАНИЯ ИЗДЕЛИЙ «ВРЕМЕНА ГОДА»

Ознакомившись с полученной информацией и проведя все исследования приступила к практической части проекта.

3.1. Дизайн создания календаря

Описание изготовления. После подбора материалов и инструментов приступила к работе.

В местной типографии был заказан будущий каркас календаря – это листы серого плотного картона форматом А3 соединенные двусторонним скотчем. В ходе работы оставила у страниц серый цвет, так как он напоминает цвет старины.

Подобрала материал для оформления – это самоклеющаяся пленка ярких цветов.

Приклеила к обложке и последнему листу углы в технике вышивки крестом и оформление к краю листа.

Все распределила по страницам.

Подобрала шрифт, вырезала его и распределила по временам года.

Изготовила кукол и распределила их на форматах и приступила к сборке своего календаря (см. приложение 6).

3.2. Дизайн создания костюмов «Времена года»

Описание изготовления. Выбрала ткань: критерии выбора ткани - ткань должна быть: яркая, малосминаема, легкая, может иметь блеск. Выбор ткани: вмагазинах покупателям предлагается большой выбор разнообразных тканей. Шерстяные ткани, а также хлопчатобумажные с ворсом не подходят для летнего костюма. Хлопчатобумажные и льняные на сцене будут смотреться простовато, к тому же они сильно сминаемы и мало растяжимы, что будет создавать дополнительные неудобства.Натуральный шёлк подходит, но стоимость ткани за 1 метр сравнительна велика. Ткани из искусственных и синтетических волокон, хоть и не обладают хорошими гигиеническими и технологическими свойствами, зато имеют приятный блеск, хорошо драпируются, имеют доступную цену.

Для пошива съемной детали – фартука остановила свой выбор на креп-сатине, он относится к категории шелковых тканей. Его внешней особенностью является мелкозернистая поверхность и характерный блеск, потому часто креп-сатин называют не иначе как атласная ткань. Применяют для пошива женских платьев, блуз, а также подобная ткань актуальна для создания театральных костюмов. Для накидки выбрала капрон это лёгкая и очень прочная ткань с гладкой поверхностью, производится из синтетического полиамидного волокна, она придаст костюму лёгкость, воздушность, объём.

Выбор обработки и отделки изделия. Для обработки срезов остановила свой выбор на косой бейке в цвет ткани, а для костюма «Зима» решила использовать белый искусственный мех. Для отделки изделия будет использоваться машинная вышивка, дизайны вышивки будут подобраны к каждому времени года и по итогам исследования решила для зимы будут снежинки, для осени осенние листья, для весны птицы, для лета цветы ромашек и васильков (см. приложение 6).

После подбора материалов и выбора обработки и отделки изделия приступила к пошиву костюмов «Времена года»(см. приложение 6).

Описание окончательного варианта изделий

  • Календарь изготовлен, в нем отражен годовой цикл времен года, использованы разные техники работы при его выполнении это – вышивка, аппликация, куклы закрутки. На календаре придуманы кармашки для сбора и хранения материала о временах года, о природных явлениях.

  • Сшиты костюмы, каждый костюм соответствует времени года по календарю, к каждому костюму изготовлены головные уборы из разных материалов и технологии выполнения.

Календарь и костюмы получились красочными и доступными для одноклассников и детей дошкольного и младшего школьного возраста (см. приложение 3, 8).

Эколого – экономическое обоснование проекта

Изделие и процесс его изготовления является экологически безопасным и не наносит вреда здоровью человека, так как часть материалов взята из природной среды и приобретена в магазине, где имеются сертификаты.

Экономический расчет для народного календаря

/п/п

Название материала

Количество

Цена

(в руб.)

1.

Раскладушка из серого картона

1

250

2.

Самоклеящаяся пленка разных цветов

10цветов по 1 м

500

3.

Канва

Осталось от разных проектов

 

4.

Нитки «мулине» красного цвета

3 мотка

48

5.

Клей карандаш

1

100

6.

Клей гель «момент»

1

120

7.

Ткани, нитки и наполнитель для кукол закруток

Осталось от разных проектов

 

Итого

   

1118 р

По стоимости затраченных денег календарь получился дорогой, но он неповторим, и существует в единственном экземпляре

Экономический расчет для костюмов «Времена года»

Таблица 7

/п/п

Название материала

Количество

Цена

(в руб.)

1.

Ткань креп – сатин разных цветов

6 метров

1352

2.

Ткань капрон разных цветов

6 метров

720

3.

Нитки для вышивки разных цветов

36 катушек

760

4.

Косая бейка разных цветов

45 метров

180

5.

Мех для отделки костюма «Зимы»

Осталось от разных проектов

-

6.

Листы фоамирана

Комплект

120

7.

Клей гель «момент»

1

120

8.

Декоративные элементы

12

125

9.

Ободки для головных уборов

3

57

Итого

   

3 434

Сравнительный анализ стоимости сценического костюма.

Решили провести маркетинговые исследования и выяснить сколько стоит сценический костюм, если его приобрести:

  • В магазине такой костюм купить сложно, в рекламных проспектах нашла костюмы по этой тематике по цене от 1 700 руб. до 5 300 рублей.

  • В ателье – возможно пошить за 3000 рублей.

  • Заказать у частника – возможно за 3500 рублей

Вывод: самостоятельно сшить костюм обойдется дешевле, чем приобрести его другим способом, так как потратив 3 434 рубля мной были изготовлены 4 костюма по цене за один костюм 858 рублей к тому же, вещи, сделанные своими руками хранят тепло приятных часов, которые проведены за работой (см. приложение 8).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа выполнена. Цель проекта достигнута – выполнен «Детский народный календарь» сшиты костюмы «Времена года»

При работе над проектом были выполнены поставленные задачи и решена проблема.

Проект выполнен не напрасно, так как с помощью этого проекта одноклассники узнают историю, увидят и почувствуют культуру и быт нашего народа в прошлом.

Самооценка. Над проектом работалось легко, потому что было очень интересно. Узнала многое о быте простых людей, обычаях и традициях. Считаю, что созданныйкалендарь полностью соответствует по всем разработанным критериям.

Труднее работалось над костюмами. Трудность работы заключалась в том, что надо было освоить работу на вышивальной машине, научиться преобразовывать вышивку и освоить этот вид деятельности так, чтобы вышивки получились идеальными и не отличались от оригинала. Беда еще в том, что вышивальная программа не русифицирована, она на английском языке и не все понятия и операции в вышивальной машине знакомы, приходилось использовать инструкции к программе и англо - русский словарь.

Практическая значимость проекта велика, так как история учит нас сохранять, уважать традиции своего народа и с помощью календаря можно донести до одноклассников и младших школьников все самое интересное, чем владели наши предки, и образно представить всё это помогут сценические костюмы отражающие своим образом времена года и народный календарь (см. приложение 9).

Народный календарь это поэма о Времени

Ведь наши предки вели счёт времени по праздникам, по временам года,

По разным семейным и домашним случаям,

Не ссылаясь никогда ни на месяцы, ни на числа...

И нам, молодому поколению стоит поучиться у них.

Информационные источники.

  1. Большой энциклопедический словарь [Текст] – Режим доступа:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/264014.

  1. Голышев, В. Русская одежда. Заговор против русской одежды

[Текст] / В. Голушев. – М., 2000. - Режим доступа:

http://russianinfant.ru/russkaya-odezhda/russkaya-odezhda-zagovor-protiv-russkoyodezhdy-modeler-zaycev-vm-i-averyanova-vn.

  1. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн. - М.: Культура и традиции, 2007. - 120 с. Ил.

  1. Дайн, Г. Л. Игрушка в культуре России. Детский народный календарь[Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн. - М.: ООО «Цветографика», 2015. – 176 с. Ил.

  1. Мерцалова, М.Н. Поэзия народного костюма [Текст] / М.Н.

Мерцалова, – М.: Молодая гвардия, 1975. – 224 с.

  1. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1989. – 189 с.

  1. Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта русского народа. Тт. 1, 2. М.: Олма-Пресс, 1998. – 242 с. Ил.

  1. Терещенко А. В. История культуры русского народа М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2007. – 729 с. Ил.

Приложение 1

Месяцеслов

Рис 1

Приложение 1

Сравнение названий месяцев

Современные русские названиямесяца

Древние славянские названиямесяца

Январь

Сечень

Февраль

Лютый

Март

Березозор

Апрель

Цветень

Май

Травень

Июнь

Червень

Июль

Липец

Август

Серпень

Сентябрь

Вересень

Октябрь

Листопад

Ноябрь

Грудень

Декабрь

Студень

Приложение 2

Анализ календарей, их аналогов и прототипов

Вариант №1

 

Перекидной

Вариант №2

 

В виде блокнота

Вариант №3

 

В виде отдельных листов скрепленных спиралью

Вариант №4

 

В виде книги

Вариант №5

 

В виде конструктора «ЛЕГО»

Вариант №6

 

В виде раскладушки

Приложение 3

Детскийнародный календарь

Общий вид календаря

Обложка календаря

Приложение 3

Детскийнародный календарь

Время года - Весна

Время года – Лето

Приложение 3

Детскийнародный календарь

Время года – Осень

Время года - Зима

Приложение 4

Возможные модели костюмов

№ варианта

Изображение костюмов и головных уборов

Описание

Осень

Вариант №1

 

Образ осени сочетает в себе оранжевые цвета и украшен листьями деревьев.

Головной убор из листьев.

Вариант №2

 

Образ осени сочетает в себе желтые цвета и украшен листьями клена.

Головной убор из листьев.

Вариант №3

 

Платье - пончо сочетает в себе желтые - оранжевые цвета и украшен листьями клена.

Головной убор из ободка ткани с листьями.

Зима

Вариант №1

 

Платье – пончо белого цвета, оторочен белым искусственным мехом, головной убор в виде кокошника.

Вариант №2

 

Платье трапеция, кокетка оторочена мехом, втачной рукав расширенный к низу, головной убор в виде короны.

Для украшения платья использована вышивка.

Вариант №3

 

Платье трапеция с накидкой в виде пончо оторочено белым мехом, головной убор в виде короны.

Для украшения платья использована вышивка.

Весна

Вариант №1

 

Платье – пончо зеленого цвета на кокетке.

По линии кокетки на платье прикреплены цветы.

Головной убор ободок со цветами.

Вариант №2

 

Отрезное платье с завышенной линией талии, низ платья из разных по цвету клиньев, рукав втачной длинный расширенный к низу.

Головной убор в виде повязки со цветами. По линии талии на платье прикреплены цветы.

Вариант №3

 

Отрезное платье с завышенной линией талии, рукав втачной длинный расширенный к низу.

Для украшения платья использована вышивка.

Головной убор в виде кокошника.

Лето

Вариант №1

 

Отрезное платье с завышенной линией талии, рукав втачной длинный расширенный к низу собранный на манжету.

Для украшения платья использована вышивка.

Вариант №2

 

Отрезное платье, низ платья в виде трапеции, декоративное оформление съемные объемные аппликации из цветов в виде ромашки.

Головной убор – ободок из ромашек.

Вариант №3

 

Приталенное платье с втачным рукавом в виде трапеции. Для украшения платья использована вышивка цветов.

Головной убор ободок со цветами.

Приложение 5

Художественный образ времен года

Осень

Приложение 5

Зима

Приложение 5

Весна

Приложение 5

Лето

Приложение 6

Технология изготовления народного календаря

№п/п

Описание операции

Графическое изображение операции

Оборудование, инструменты, приспособления

1.

Сбор материала

 

Компьютер, книги

2.

Материал для оформления

 

Самоклеящаяся пленка

3

Выбрала форму кругов

 

Циркуль, бумага

4.

Вырезала круги

 

Ножницы

5.

Распределение по листам

   

6.

Вышивка оформления

 

Нитки мулине, ножницы

7.

Приклеивание вышивки

 

Клей, ножницы

8

Подобрала шрифт и вырезала его

 

Ножницы, пленка

9

Распределила и наклеила

   

10

Приклеила карманы

 

Клей, пленка

11

Подобрала кукол

 

Книги

12

Изготовила кукол по временам года

 

Ткань, нитки, ножницы

13

Приклеила кукол в соответствии годового цикла

 

Клеящийся пистолет

14

Готовое изделие «Детский народный календарь»

   

15

Представила свой календарь на дополнительных занятиях в объединении «Куклы обереги»

   

Приложение 7

Технология изготовления костюмов «Времена года»

№п/п

Описание операции

Графическое изображение операции

Оборудование, инструменты, приспособления

 

Подбор материала для костюмов:

Креп – сатин, капрон

 

Ткани

 

Сбор материала и проработка эскизов к костюмам

 

Ноутбук, книги, журналы мод, альбом, карандаши

Накидка

 

Снятие мерок и моделирование готовой выкройки (из изделия с цельнокроеным рукавом)

 

Готовая выкройка

 

Раскладка выкройки на ткань, раскрой изделия

 

Выкройка, ткань, ножницы

 

Обработка срезов накидки косой бейкой

 

Косая бейка, нитки

 

ВТО изделия

 

Изделие, утюг

 

Готовое изделие. Накидка для костюма «Лето»

   

Съемная деталь костюма - фартук

 

Проработала эскиз съемной детали костюма

 

Альбомные листы, карандаши

 

Промоделировала чертеж ночной сорочки, выделила круглую кокетку, нижняя часть детали как у фартука и раскроила

 

Готовые выкройки

 

Раскроила и для жесткости продублировала дублерином

 

Крой изделия, дублерин, ножницы, утюг

 

Подобрала рисунки машинной вышивки в архивах и с помощью программы отправила в вышивальную машину

 

Ноутбук, архивы машинных вышивок

 

По очереди запялила кокетку и нижнюю часть фартука в пяла

 

Пяла, крой изделия

 

Установила в пазы вышивальной машины

 

Вышивальная машина

 

Подобрала и заправила нитки для вышивки

 

Нитки

 

Установила рисунок для вышивки и приступила к вышивке

 

Вышивальная машина

 

Приступила к сборке изделия: сметала

 

Нитки, иголки

 

Примерка и уточнение посадки на фигуре, обрезка лишнего

 

Булавки, ножницы

 

Стачала на машине

 

Швейная машина

 

Обработала срезы

 

Оверлок

 

ВТО изделия

 

Утюг

 

Примерка фартука

 

Крой изделия

 

Отделка кокетки.

Для зимы мехом в остальных костюмах косой бейкой под цвет ткани

 

Швейная машина

 

Отделка нижней части изделия и соединение кокетки и нижней части

 

Швейная машина

 

Готовые костюмы

   

Головные уборы, для каждого времени года свой убор

 

Выполнила эскизы для всех головных уборов.

Работа показана на примере костюма «Осень»

 

Альбомные листы, карандаши,

Фоамиран

Мех, ткань

 

Изготовление шаблона листочков и вырезала их

 

Альбомные листы, карандаши, ножницы

 

Собрала их в единую композицию и прикрепила на ободок

 

Степлер, клей

 

Готовые головные уборы к костюму «Зима», «Лето», «Весна», «Осень»

   
 

В гостях у младших школьников в образе Зимы

   

Приложение 7

При оформлении и шитье изделий соблюдала правила безопасной работы

Типовая инструкция по технике безопасности.

При работе с иголками и булавками:

  • Шейте с наперстком.

  • Храните иголки в определенном месте (специальной коробочке, подушечке и т.д.), не оставляйте их на рабочем месте, ни в коем случае не берите иголки в рот.

  • Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой.

При работе с ножницами:

  • Храните ножницы в определенном месте (коробке)

  • Кладите их сомкнутыми остриями от себя.

Охрана труда и техника безопасности при вышивании

Основными требованиями по охране труда и техники безопасности является осторожное обращение с ножницами и вышивальной иглой. Поэтому при вышивке требуется аккуратность и внимательность. Для скорейшего оказания первой помощи необходимо в аптечке иметь медицинский пластырь, бинт, зеленку.

  • Рабочее место для вышивальных работ должно быть удобным.

  • Стол со всеми инструментами и приспособлениями должен стоять так, чтобы свет на работу падал с левой стороны или спереди.

  • Инструменты и приспособления располагают в правой части стола, а материалы в левой.

  • Во время работы нужно сидеть прямо, не сутулиться.

  • Расстояние от глаз до работы 25-30 см.

  • Левой рукой держать пяльцы, а правой – вышивать.

  • В процессе вышивания следует соблюдать осторожность при - работе с ножницами, ручной иглой и булавками и при работе с утюгом.

При работе с электроприборами

  • Перед работой с электроприбором проверить исправность шнура, о неполадках сообщить учителю.

  • Включать и выключать электроприборы сухими руками за корпус вилки.

  • Во время работы стоять на резиновом коврике.

  • Не оставлять включенным электроприбор без присмотра.

  • Утюг ставить только на специальную жаростойкую подставку.

  • Во время работы следить, чтобы шнур не касался подошвы утюга.

  • Хранить утюг в вертикальном положении.

При работе склеем

  • Не открывать клей зубами.

  • Наносить клей кисточкой или палочкой для клея.

  • При работе с клеем пользоваться салфеткой.

  • Не допускать попадания клея на одежду, руки и лицо; в случае попадания тщательно промыть водой.

При работе склеевым пистолетом

  • Перед включением убедитесь в отсутствии повреждений на корпусе пистолета и шнуре;

  • Если на сопле остался старый затвердевший клей, его необходимо удалить;

  • Включенный пистолет устанавливается на ровную устойчивую поверхность, под него подкладывается лист бумаги, а под сопло фольга для сбора стекающего клея;

  • Ни в коем случае нельзя прикасаться руками к металлическому носику термопистолета;

Приложение 8

Времена года – сценические костюмы

Зима Весна

Осень Лето

Приложение 8

Головные уборы к сценическим костюмам

Зима Лето

Весна Осень

Приложение 9

Представление календаря в объединении «Куклы – обереги»

«Зиму провожаем, весну встречаем»

«Зиму провожаем, весну встречаем»

Просмотров работы: 1922