ИГРУШКИ ИЗ ФЕТРА СВОИМИ РУКАМИ: ОРИГИНАЛЬНО, БЕЗОПАСНО, ПОЛЕЗНО

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИГРУШКИ ИЗ ФЕТРА СВОИМИ РУКАМИ: ОРИГИНАЛЬНО, БЕЗОПАСНО, ПОЛЕЗНО

Евладенко В.Ю. 1
1БОУ СОШ№45 г. Омск
Журавлёва Н.А. 1
1БОУ "СОШ№45" г. Омск
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Тебе тоскливо и никого нет рядом? На помощь придёт самый верный друг, который никогда не предаст и всегда согреет холодной ночью – любимая мягкая игрушка! Сидит на почётном месте на подушке в изголовье твоей кровати, или заброшен в шкаф на самую дальнюю полку и там пылится? В любом случае приятно вспомнить о нём и узнать, откуда появилось это плюшевое чудо… Я люблю мягкие игрушки и люблю их шить и вязать сама. Поэтому уже второй год занимаюсь в кружке «Волшебные петельки». На занятиях в кружке мы учимся вязать и шить игрушки, делаем лекала, выкраиваем, сшиваем, вяжем; читаем книги о мягкой игрушке; придумываем свои модели и схемы вязания игрушек. Меня заинтересовала история возникновения игрушек. Интересно было подробно узнать, во что играли дети много веков назад. С руководителем мы решили не просто сшить игрушки, но сделать их полезными. Рядом с нашей школой находится Детский Дом, поэтому было решено изготовить для ребятишек этого Детского Дома панно «Алфавит» с мягкими игрушками.

Цель: изготовление панно «Алфавит» для детей Детского Дома.

Задачи: - познакомиться с историей возникновения игрушки;

- изготовить выкройки и сшить игрушки и панно;

- провести анкетирование учащихся.

Если игрушка сделана своими руками, то она становится самым близким другом. Мягкая игрушка играет особую роль для дошкольников и младших школьников; она оказывает влияние на их эмоциональное и нравственное развитие. Сначала ребенок наделяет игрушку определенными положительными качествами, потом она «ведет себя» так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях. Исследованиями было установлено, что фактура материала, из которого сделана кукла или зверюшка, играет значительную роль. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулирующие ребенка на игру.

Теоретическая часть

1. История возникновения игрушки

Игрушки появились рядом с человеком очень давно. В древности их делали из того материала, который был под рукой, - из кожи и дерева, ткани и глины, мягкого камня и бивней мамонта.

Иногда игрушкам приписывалась магическая сила. Как правило, это были звучащие игрушки – свистульки, трещотки, погремушки - своим звуком они «отгоняли» злых духов.

Самые первые игрушки, точнее их «предки», сорок тысяч лет назад существовали не для игры. В древности, когда языческое человечество поклонялось множеству богов, люди делали статуи тех животных, которых обожествляли. Эти статуи назывались идолами и служили для того, чтобы им поклонялись. Вылепит древний человек из глины фигурку мамонта – охота будет удачной, у племени хватит мяса на зиму.

Но не все ритуалы проходили так миролюбиво: иногда, чтобы умилостивить богов, приходилось приносить им жертвы, в том числе человеческие. Однако позже живых людей заменили куклами, последних сжигали во славу почитаемого бога, для чего красиво наряжали, водили вокруг хороводы и пели. Постепенно подобный обряд жертвоприношений превратился в праздник, а сами фигурки – в игрушки. Сначала, конечно, их делали из глины и камня (вот уж такой медвежонок не согреет темной ночью!), а потом стали изготавливать из дерева, соломы и других материалов. Ещё позже соломенные и тряпичные игрушки мастерились для того, чтоб уберечь детей от злых духов, которые, по поверьям, в изобилии кружились вокруг, пытаясь наслать болезнь. Такие куклы назывались оберегами. А если оберег сделан красиво, то почему бы с ним не поиграть? Вот детишки и возились с «куклами», причём ещё несколько тысяч лет назад и в Греции, и в Египте …

Первые упоминания об игрушках можно отыскать в древних книгах. Изображение игрушек встречаются на древних сосудах и фресках. Но самые лучшие свидетельства – это сами игрушки, найденные в разные времена археологами. Ранние игрушки Древнего Египта датируются серединой III тысячелетия до нашей эры. Это деревянные фигурки коров, тигров, крокодилов. Древние мастера изображали животных в миниатюре с большим знанием их повадок и характера. В Древнем Египте впервые встречаются игрушки с несложным проволочным механизмом движения, с помощью которого крокодилы могли раскрывать пасть. Интересна игрушка, изображающая раба, растирающего зерно. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться по наклонной дощечке. (Приложение 1).

Много детских игрушек ученые археологи нашли в Италии при раскопках Помпеи, которая была засыпана пеплом после извержения вулкана Везувия в 79 году. Среди них было много погремушек - трещоток. Один из них представляли собой небольшой диск на рукоятке, к которому крепились бубенчики. Другие пустотелые фигурки: утки, лошади или свиньи, а внутри перекатывались камешки или шарик. В Древней Греции и Риме погремушки или трещотки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Сохранилось поверье с тех далеких времен, что трещотки своим шумом отгоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка.

Самые древние игрушки России датируются X – XVвв. и найдены на территории древних русских городов – Киева, Новгорода, Москвы, Коломны. Персонажами игрушек были кони, птицы, медведи, фигурки всадников, веселых скоморохов - гудошников. В забавных игрушках не копировались черты реальных героев, а подчеркивались наиболее яркие особенности.

В далекие времена, когда ещё не было специальных мастерских, производящих игрушки, их создавали народные умельцы – кустари, которые работали в одиночку или с членами семьи. На территории Сибири было найдено множество фигурок животных: мамонта, носорога, медведя, львицы, верблюд, птиц. Они сделаны из мягкого камня-мергеля за 35-12 тысяч лет до нашей эры. Изделия из бивня мамонта и мягкого камня найдены также на Украине и в других районах. На Украине также были найдены фигурки человека, птицы, коня, выполненные из глины, датируемые 4-3 тысячелетием до нашей эры. На территории Новгорода археологи обнаружили большое количество поделок из дерева. Это были первые народные художники-игрушечники, которые предавали своё мастерство из поколения в поколения.

Шло время. Совершенствовались приемы изготовления игрушек из различных материалов и развивались местные традиции. В дореволюционной России сложилось несколько центров изготовления игрушек, которые существуют и сейчас. Это Троице – Сергиев Посад, села Полховский Майдан, Дымково и другие.

Старейшим промысловым центром в Подмосковье был Троице-Сергиев Посад, ныне г. Загорск Московской области.

Производство наиболее ранних троице-сергиевских игрушек было основано на использовании трехгранной деревянной чурки и связано с искусством объемной резьбы.

Промысел резных игрушек одновременно развивался и в деревне Богородской (ныне село Богородское Загорского района Московской области). (Приложение 2). Изделия богородских мастеров интересны не только формой и резьбой, но и оригинальной конструкцией. Подвижность делает детскую игрушку занимательнее, поэтому мастера изобрели различные игрушки с движением: на кругу, на параллельных планках, на разводах, на спиральных проволочках и т.д. (Приложение 3).

Во всем мире славится ярко раскрашенная деревянная матрешка, раскроешь, а там другая – поменьше, в той ещё меньше и так до самой маленькой. Матрешки изготавливали содержащими до 60 вкладышей. Первая матрешка состояла из восьми кукол. Выточил их вручную мастер игрушечных дел В.Звездочкин, а расписал художник С.Малютин. Наряжены первые куклы в русские сарафаны и платочки. Всем пришлась по душе веселая русская матрешка.

Трудоемкую ручную работу вытачивания болванок впоследствии выполнять на токарном станке, и стала игрушка вырабатываться просто и быстро. Подобные куклы пробовали выпускать во Франции, Германии и других странах, но милая русская матрешка пользуется наибольшей популярностью. Слава ее разнеслась по всему миру. В 1958г. на Всемирной выставке в Брюсселе ей была присуждена золотая медаль.

По-разному украшают матрешек в Загорске, Семенове, Полховском-Майдане. В Загорске - на родине матрешки – игрушку расписывают более строго у нее, четко выражены детали одежды: сарафан, вышитая блуза, передник, платочек, украшенные цветами. В Семенове – другая манера росписи. Там оставляют больше естественного фона дерева, перед матрешки украшен яркими букетами цветов. В селе Полховский-Майдан (Нижегородская область) матрешки («тарарушки») похожи на букеты пышных цветов, их расписывают крупными, яркими, декоративными цветами. Особой декоративностью отличается Городецкая игрушка (Нижегородская область).

К одному из ярких явлений народного искусства относится глиняная игрушка. Своеобразные приемы ее лепки и росписи отрабатывались многими поколениями гончаров. Промысел дымковской игрушки возник в селе Дымково, расположенном недалеко от г. Кирова (Б.Вятки). Дымковская игрушка отличается особым стилем и колоритом. Поверхность ее после обжига белили мелом, разведенным на молоке, а сверху покрывали яркой краской с узорами из овалов, кружочков, полосок. Синяя, красная, желтая краски дополнялись кусочками золотой и серебряной потали. (Приложение 4).

Современная дымковская игрушка отличается большим разнообразием форм и сюжетов. Сейчас в ассортимент игрушек, кроме нарядных модниц, красавцев индюков, фантастических козлов и оленей, входят небольшие жанровые сценки, хороводы, музыканты и др. Эти нарядные праздничные игрушки очень декоративны, хорошо вписываются в современный интерьер.

Необычайно красочна и фантастична народная глиняная игрушка из села Филимоново Тульской области. Сказочные кони с чрезмерно длинной шеей, фантастические коровушки, стройные барыни с детьми или уточками в руках, танцующие пары украшены простым орнаментом. Все игрушки представляют собой свистульки.

Традиции народного творчества живут в прикладном искусстве до наших дней. Часто народное творчество обращалось к таким материалам, как солома, лен, пряжа. Иногда куклы вязались крючком и спицами. Игрушки из дерева, глины, кости, камня постепенно утратили свое первоначальное значение – с ними не играют дети. Это игрушки – сувениры.

Первый шаг к крупному производству был настоящей революцией во всей игрушечной промышленности: игрушки стали делать из папье-маше – смесь бумаги с песком, цементом и мукой. Наряду со старым резчиком, который делает домики и лошадок из дерева, в истории игрушек появляется формовщик. Формовщик делает игрушки не от руки, а вдавливает густую массу в определенную форму. Этим завершается переход к полному механическому характеру производства. Из всех видов игрушек, мягкая игрушка – самая поздняя. Мягкие игрушки прототипы различных животных, которые заботливые мамы шили свои чадам из лоскутков ткани, набивали ватой, украшали, используя различные навыки рукоделия, вязания и вышивку, появились в XIX веке. В конце XIX века широкое развитие получило кустарное производство мягкой игрушки в промышленных масштабах. Сначала XX века начался бум в производстве мягких игрушек и возник феномен плюшевого мишки, потому что повсеместно во всем мире, самой любимой игрушки детей, и даже взрослых, стал плюшевый медвежонок. Мягкая игрушка популярна и сегодня в XXI веке, несмотря на технический прогресс. Сегодня дети играют в компьютерные игры, обожают покеменов, но самым верным другом остается потрепанный плюшевый, такой любимый Мишка. Сейчас существует много игрушек, с которыми можно играть и использовать вместо таких предметов повседневного обихода, как кошельки, подушки, грелки на чайник, карандашницы и т. п. Технологии изготовления игрушек самые разнообразные, также как и материалы, из которых они изготавливаются и которые найдутся в любом доме. (Приложение 5).

  1. Развивающие игрушки

Игрушĸа во все историчесĸие эпохи была связана с игровой деятельностью, в ĸоторой формируется типичный облиĸ ребенĸа: ум, физичесĸие и нравственные ĸачества. Однаĸо, ĸонĸретно - историчесĸие условия ĸаждой эпохи наĸладывают отпечатоĸ на содержание игрушеĸ и направленность игр. Развивающие игрушки, моделируют творческий процесс и дают возможность для развития творческой стороны интеллекта ребенка. Основной принцип развивающих игрушек - от простого к сложному. Развивающие игрушки развивают в малышах следующие интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. Основная задача развивающих игрушеĸ - усиленно стимулировать процессы развития у ребенĸа. Особенно это важно возрасте до 3-х лет, посĸольĸу именно в это время ĸлетĸи мозга имеют наибольшую способность ĸ образованию новых связей, и ĸ трем годам мозговая струĸтура уже сформируется на 90%. Самые маленьĸие дети в ходе таĸих игр привыĸают ĸ определенным образам (буĸвы, цифры, различные предметы, приборы), что впоследствии помогает им понять их назначение, научиться ими пользоваться. Для самых маленьĸих могут быть направлены на изучение цвета, оттенĸов цвета, на развитие умения ĸлассифицировать, что станет базой для развития логичесĸого мышления. Развитие мелĸой моториĸи стимулирует в дальнейшем развитие речи и письма. Самостоятельно придумывая, формы пирамидоĸ, давая им названия, ребеноĸ развивает воображение. Для аĸтивного развития речи надо постоянно в ходе игры разговаривать с ребенĸом, называя предметы, сочиняя про них сĸазĸи. Обязательно следует сĸладывать игры обратно в ĸоробĸи, ставить на место, таĸим образом, малыш приучается ĸ аĸĸуратности. Следует всегда помнить про соответствие игрушеĸ возрасту ребенĸа. Игрушĸи могут быть развивающими, обучающими, развлеĸающими, лечащими, причем именно в таĸом порядĸе, а не общепринятом, ĸогда на первом плане развлечение. Игрушĸа должна соответствовать возрасту малыша, она не должна быть сложной для него, чтобы ребеноĸ не разочаровался, и не должна быть слишĸом простой, чтобы выполнять свои развивающие фунĸции. Развивающая игрушĸа должна быть безопасной.

Мягĸонабивные развивающие игрушĸи (зверушĸи, ĸуĸлы) приятны на ощупь и дают свободу пальчиĸам. Мягĸие игрушĸи зачастую становятся любимыми и сопровождают ребёнĸа долгое время. 3. Виды игрушек

Игрушки классифицируют:- по материалам, из которых изготовлены игрушки,- по способам изготовления, - по способу использования детьми и их воспитательному воздействию.

В современной педагогической литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:

1. сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки животных и т.д.),

2. технические (машины, механизмы, транспортные средства),

3. игровые строительные материалы (конструкторы),

4. дидактические игрушки (матрёшки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки, мозаики, настольные и печатные игры и др.),

5. игрушки для подвижных и спортивных игр (мячи, скакалки, серсо, кегли и др.),

6. театральные и декоративные (персонажи кукольного театра, елочные украшения),

7. звучащие и музыкальные игрушки (бубны, ксилофоны и др.),

8. игрушки - самоделки (делаются самими детьми или родителями, воспитателем),

9. игрушки-забавы (смешные фигурки зверей, животных, человечков).

В дополнение к игрушкам в детских учреждениях создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей, самолетов и т.д.

Игрушка в детском саду должна быть представлена во всем ее разнообразии. Учитывая многообразные функции игрушек в педагогическом процессе детского сада, необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм.

Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

Сейчас в магазинах появилось много различных игрушек. Рассматривая игрушки, я попробовала их разделить на группы.

Во-первых, игрушки могут быть изготовлены из различных материалов:

  1. Из ткани

  2. Из меха

  3. Из бумаги

  4. Из глины

  5. Из пластмассы

  6. Из металла

  7. Из дерева

  8. Из стекла

  9. Из фарфора

  10. Резиновые

  11. Из соленого теста

  12. Из соломы

  1. Во-вторых, они могут быть различного размера от 2-5см до 1 метра и больше.

  2. Также в игрушке можно изобразить:

  3. а) героев мультфильмов;

  4. б) животных и птиц;

  5. в) необычные персонажи (выдумки);

  6. г) предметы (сердечко, солнышко).

  7. 4. История возникновения ткани и фетра

  8. В английском языке словом «felt» изначально обозначался любой нетканый материал, полученный путем уваливания шерстяных волокон. К этому понятию и по сей день относят и шерстяной войлок, из которого валяют валенки, и свалянные вручную авторские изделия, и фабричный фетр, и эко-фетр. В русском языке все эти материалы имеют разные названия, но и тут с терминологией выходит путаница, ведь современные виды фетра появились на российском рынке сравнительно недавно.

  9. С древности в нашей стране известен материал, из которогоделали теплые валенки - это войлок. Войлок от тюрк.ojlyk - покрывало)– нетканое полотно, получаемое из грубых шерстяных волокон, как правило, из овечьей шерсти. Под воздействием горячей воды, мыла (или другой щелочной среды), трения и давления натуральная шерсть сваливается. По этой технологии и в наше время кочевые племена делают юрты, работники на заводе - валенки, а рукодельницы - шарфики и бусы. Войлок производится до сих пор и фабричным способом, только чесанием, обработкой паром и уваливанием занимаются не люди, а станки. В итоге получается классическое войлочное полотно - теплое, плотное, но достаточно жесткое, с наличием грубых шерстинок на поверхности.

  10. Фетр (от франц. feutre - войлок) - особенный нетканый материал, изготовленный способом валяния пуха, шерсти и меха. Именно поэтому он не осыпается и очень удобен для рукоделия, особенно – для начинающих мастериц. Конечно, современный фетр бывает не только натуральным, но и синтетическим, особой роли для рукоделия это не играет. Он бывает разной толщины и самых невероятных цветов. Не мнется, не имеет лицевой и изнаночной стороны, у него высокая технологичность – фетр приклеивается, пришивается, легко режется. Изделия из фетра выглядят очень аккуратно. Поэтому фетр используется так широко. Для работы с фетром, собственно, нужно знать два основных шва: шов вперед иголкой и обметочный.

  11. В последние годы изготовление из фетра аксессуаров и игрушек становится трендом прикладного искусства.

  12. Фетр производят из натуральных и искусственных волокон. Он может быть чисто шерстяным, такой фетр стоит не дешево и отличается мягкостью. Фетр представляет собой волокнистый материал, произведенный с применением нагревания, увлажнения, трения и других процессов для сцепления волокон меха, волос или шерсти в нетканую, плотно спутанную ткань.

  13. Фетр, который мы используем в своих изделиях – это жесткий корейский фетр 1мм или 1,2 мм толщиной, 100% экополиэстер. В Корее этот материал очень популярен именно для детских игрушек и детского творчества. Корейский жесткий фетр хорошо держит форму, он практически не растягивается и не рвется, на нем не образуются катышки. Шить игрушки из фетра можно руками, и на швейной машинке. Китайский фетр дешевле корейского, но он неоднородный и колючий. Этот фетр подходит для работы начинающим. Фетр американских и японских производителей мягкий. Он закатывается и ворсится. Полотно легко растягивается, из него можно шить то, что будет радовать глаз.

  14. Точное время изобретения фетра неизвестно. Однако ученые установили, что этот материал существовал уже в XVIII в. Остатки фетра были найдены в захоронениях кочевников в горах Алтая и Сибири. Этот материал использовался для шитья и украшения одежды и различных предметов.

  15. В отличие от грубого и жесткого войлока, фетр делался из тонких шелковистых волокон – ворсинок меха и пуха кролика, зайца, бобра. До сих пор по этой технологии делают фетровые шляпы, и по-прежнему сырье обрабатывается химическими веществами для лучшего уваливания. Этот замечательный, легкий, красивый и долговечный материал подарил свое название современному нетканому полотну, получаемому иглопробивным способом.

  16. В настоящее время существует множество видов фетра: он может быть гладкий и ворсовой, различный по толщине и формату листов. Для нас предлагается широчайшая гамма цветов. Изделия получаются яркими, красочными.

  17. Современный фетр изготавливается промышленным способом по тому же принципу, как валяют игрушки иглой с зазубринами рукодельницы в технике «сухого валяния». Эта технология позволяет использовать в качестве сырья не только чистую шерсть, но и смешивать ее с вискозой для увеличения мягкости, гладкости и пластичности материала, а также изготавливать полотно из различных синтетических волокон. Иногда такой фетр называют также фильц.

  18. Иглопробивной способ производства подарил нам широкий ассортимент фетра для самых разных целей.

  19. На что же нужно обратить свое внимание при выборе фетра?

  20. Прежде всего, необходимо определиться, что Вы сбираетесь из фетра шить. Именно с этого надо начинать, т.к. существующие виды фетра разнообразны и для каждого изделия важно подобрать свой тип фетра. К примеру, из толстого шерстяного или жесткого синтетического фетра не получится изготовить мягкую набивную игрушку или куклу, а из тонкого полушерстяного фетра чехол для планшета или телефона, который сможет защитить гаджет от внешних воздействий.

  21. Чтобы правильно подобрать фетр для своей задумки надо разобраться в его характеристиках.

  22. Основными характеристиками фетра являются плотность и состав. А косвенными характеристиками – толщина и производитель.

  23. У фетра высокая технологичность – он легко пришивается, приклеивается и режется. При вырезании деталей из фетра, по краю не образуется бахрома. У фетра нет «лица» и изнанки, как на обычной ткани. При раскрое игрушек из ткани приходится делать припуски на швы прибавлять 0,5 -1 см. Увеличивается расход ткани – добавляется работа. С фетром таких проблем не возникает – мы экономим материал, нет необходимости обрабатывать края изделия - поэтому простейшие изделия из фетра способен сделать любой, кто освоил шов «вперед иголку».

  24. Плотность обязательно указывается в описании качественного фабричного фетра и измеряется в гр/м.

  25. Визуально разница в толщине практически незаметна, однако Фетр с меньшей плотностью не держит форму, очень рыхлый, тянется, не держит шов; его лучше использовать для создания фона или в качестве второго слоя изделия.

  26. Фетр с повышенной плотностью наоборот, очень податлив и пластичен, держит заданную форму, позволяет создавать плотную набивку изделиям, сохраняет четкий шов, не растягивается до утончения структуры, поддается мягкой усадке при воздействии влажности и пара.

  27. Плотность тесно связана с составом фетра. Фетр с шерстяными волокнами любой толщины хорошо держит форму – это сказываются свойства шерсти. А вот полиэстеровый фетр той же толщины будет мягче, рыхлее и пластичней (это не касается жесткого декоративного фетра со специальной пропиткой и жесткого эко-фетра).

  28. От состава фетра напрямую зависят его свойства.

  29. Шерстяной фетр – самый дорогой и самый качественный из всех. Его текстура приятна, он передает тепло шерсти, создает впечатление уюта. Этот вид фетра у производителей встречается различной плотности, и различной фактуры. Фетр может быть как с плотной однородной текстурой, так и наоборот, иметь более естественную, имитирующую ручное валяние, поверхность с мягким декоративным волокном.

  30. Если поверхность такого фетра плотно уваляна и не имеет пушистости изначально, то такой фетр послужит верой и правдой даже при активном использовании – не будет пиллинговаться в пух и мелкие катышки. Это важная особенность плотного шерстяного фетра.

  31. Из этого фетра создают замечательные украшения, где подчеркиваются его волокна или способность держать форму и объем. И для шитья сумок, очечников, чехлов для планшетов и телефонов, деталей одежды (поясов, кокеток), декора интерьера – ему тоже нет равных.

  32. Полушерстяной фетр – смесь волокон натуральной шерсти и вискозы. Входящая в состав шерсть делает фетр приятным на вид и на ощупь, а благодаря вискозе фактура более гладкая и шелковистая. Полушерстяной фетр – мягкий и пластичный. Шить игрушки из него лучше для детей постарше, которые не будут пробовать их «на зуб», т.к. даже плотная поверхность такого фетра имеет мелкие летучие волокна, которые могут быть аллергенны. Этот фетр идеально подходит для создания мягких набивных игрушек, т.к. способен принимать заданную наполнителем форму. Эта особенность помогает мастерам-кукольникам при создании кукольных лиц-масок - с помощью утюга и пара фетр отлично припосаживается и принимает нужную форму без складок. Именно поэтому из полушерстяного фетра можно шить красивые новогодние поделки, игрушки, подушки, настольные коврики, гирлянды и другие украшения для дома.

  33. Синтетический фетр – в эту обширную группу входит фетр из полиэстера и акрила. Синтетический фетр выпускается различной толщины, жесткости, текстуры. При его покупке нужно обращать внимание на производителя, т.к. у каждого производителя есть свои особенности. Некоторые выпускают жесткий фетр, некоторые мягкий. Синтетический вид фетра дешевле остальных и часто используется для детского творчества.

  34. Экофетр – 100% экополиэстер, т.е. изготавливается из вторичного сырья, к примеру, из переработанных пластиковых бутылок. Он бывает как мягким, так и жестким.

  35. Жесткий корейский экофетр - отдельный вид экофетра. Этот фетр равномерно плотный по всей поверхности листа, за счет специальной технологии производства держит форму как лист альбомной бумаги (ватмана). Его собрат китайского производства, такой же толщины, рыхловат, не однороден по текстуре листа, имеет просветы и иногда местами вспушенную поверхность. Жесткий корейский экофетр наиболее любим у мам-рукодельниц. Тонкий, но очень плотный, он имеет ровную поверхность, не растягивается, не рвется, край не осыпается и не пушится. Игрушки из него не лохматятся, не создают летучих волокон (не аллергенны), не боятся стирки, не линяют. Работа с ним больше напоминает действия с бумагой для рисования, чем с тканью: край не нуждается в дополнительной обработке, а фигурными ножницами ему можно придать четкую форму зигзага или волны; детали можно не только пришивать, но и приклеивать; плоские игрушки прекрасно держат форму в один или несколько слоев.

  36. Толщина фетра не является показательной характеристикой, т.к. от нее не зависит мягкость, жесткость или плотность фетра. Несмотря на свою толщину, фетр остается пластичным за счет синтетических волокон и средней плотности материала.

  37. На толщину фетра каждая рукодельница ориентируется в зависимости от своих планов на изделие.

  38. Так, например, из тонкого фетра шьем мягкие, набивные или многослойные игрушки и украшения, совмещаем его с тканями и вышивками, применяем сухое валяние.

  39. А из фетра большей толщины лучше всего получаются контурные украшения, крупный декор, сумки, чехлы, декоративные пояса.

  40. Практическая часть

  1. Анкетирование

  1. Меня заинтересовало то, какие игрушки нравятся людям в наше время. Для этого я составила анкету и опросила 53 человека.

  1. Представьте, что Вы в магазине «Игрушек», какую игрушку Вы выберете?

  1. а) герои российских мультфильмов

  2. б) герои зарубежных мультфильмов

  3. в) животные (указать какое)

  4. г) необычные персонажи (выдумки)

  5. д) предметные (сердечко,гитара и т.д.)

  6. е) свой вариант_________

  1. 2. Из какого материала должна быть игрушка

  1. а) из меха

  1. д) из дерева

  1. и) пластмассовые

  1. б) из ткани

  1. е) из глины

  1. к) резиновые

  1. в) из бумаги

  1. ж) вязаные

  1. л) фарфоровые

  1. г) из металла

  1. з) из стекла

  1. м) из соленого теста

  1. 3. Какого размера должна быть игрушка

  2. а) до 6 см

  3. б) до 20 см

  4. в) более 20 см

  5. 4. Ваш возраст______________

  6. В первом вопросе предлагалось выбрать сюжет игрушки из перечисленных. Большинство опрашиваемых выбрали животных (25 человек) и героев мультфильмов (17 человек).

  7. На вопрос, из какого материала должна быть изготовлена игрушка, предпочтение было отдано – меху.

  8. Все опрашиваемые ответили, что у них есть любимая игрушка. Варианты ответов были самые различные (кошки, зайчики, слоны и др.).

  9. А на вопрос, какого размера должна быть игрушка - 43 человека из 53 ответили более 20 см.

  10. Вывод: все дети-респонденты любят игрушки. И выбор у каждого человека разнообразен. Но можно наблюдать, что большинство выбирают мягкие игрушки из меха, изображающие животных и героев мультфильмов.

  1. Виды швов

  • Шов «вперед иголку», шов - наметка, или сметочный шов - «пунктирный» ряд стежков. На одной стороне ткани стежки чередуются с пропусками. Длина стежков и пропусков должна быть одинаковой.

  • Шов «назад иголку», «за иглу», или строчечный шов – непрерывный ряд стежков с возвратом туда, где окончился первый стежок.

  • Стебельчатый шов - ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу.

  • Тамбурный шов - это непрерывная цепочка петель, выходящих одна из другой.

  • Петельный шов - ряд петелек, проложенный вдоль края ткани.

  1. При создании изделий из фетра использовались обычные швейные иглы, иглы для работы с бисером, ножницы, нитки, булавки, клеевой

  2. термопистолет, различные цвета фетра, бисер, пайетки, пуговицы.

  1. Выполнение эскизов

  1. Изготовление панно «Алфавит»

  1. Готовое панно «Алфавит»
  2. Заключение
  3. Изучив литературу по теме исследовательской работы, познакомилась с историей возникновения игрушки. Подробно узнала, во что играли дети много веков назад.

  4. Существует много игрушек, с которыми можно играть и использовать вместо таких предметов повседневного обихода, как кошельки, подушки, грелки на чайник, карандашницы и т. п. Технологии изготовления игрушек самые разнообразные, также как и материалы, из которых они изготавливаются.

  5. Для изготовления игрушек выбрала фетр. Фетр — универсальный материал, из которого с легкостью можно делать прекрасные поделки, игрушки или цветы. Эта ткань бывает самых разнообразных расцветок и отлично подходит для занятий с детьми. Кроме того, фетр очень мягкий, теплый и уютный, и делать из него детские игрушки — одно удовольствие. Создавая игрушки из фетра своими руками, можно подарить ребенку замечательные поделки или просто оригинально украсить свой дом. Изделия из фетра безопасны. Они очень мягкие, не содержат никаких твердых или мелких деталей, так что с ними могут играть даже самые маленькие дети.

  6. Трудно найти ребенка, которому не понравятся забавные мягкие игрушки в виде куколок, зверят или фруктов. Такую игрушку из фетра для детей вполне можно сшить самостоятельно. Для этого занятия не требуются какие-либо специальные навыки, а нужно лишь проявить фантазию и найти совсем немного свободного времени. Изготовила выкройки и сшила из фетра панно «Алфавит» с мягкими игрушками, которые помогут удивить и обрадовать детей Детского Дома настоящими игрушечными чудесами, а также окажут помощь в изучении алфавита. Изготовление игрушек своими руками – это увлекательное и полезное творчество. Такое творение оригинально и неповторимо.

  7. С целью определения предпочтений учащихся провела анкетирование, которое показало, что все дети-респонденты любят игрушки. И выбор у каждого человека разнообразен. Но большинство выбирают мягкие игрушки из меха, изображающие животных и героев мультфильмов.

  8. Поставленная цель достигнута.

  9. В перспективе продолжу изучение истории развития игрушки, проведу мастер-класс по изготовлению игрушек из фетра для младших школьников, подготовлю игрушки ручной работы для детей Детского Дома.

  10. Список литературы
  1. Горькова О. Игры и игрушки для малыша// Мама и малыш. - № 10. - 2007.

  2. Зайцева А. Войлок и фетр. Эксмо, 2011.

  3. Ивановская Т. Игрушки и аксессуары из фетра. Рипол классик, 2012.

  1. 4. История России с древнейших времен до конца ХVII в. 6-7 кл.: Атлас.-

  2. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2000г.

  3. 5. Катунина С.В. История игрушки// Солнышко, 2007.-№6.

  4. 6. Мичеева Н. Игрушки из войлока. Робинс, 2011.

  5. 7. Молотобарова О.С.: Кружок изготовления игрушек–сувениров – Москва: «Просвещение»,1990г.

  6. 5. Петухова В.И., Ширшикова Е.И.: Мягкая игрушка – М.; издатель Балабанов И.В., 1999г.

  7. 6. Соколова Ю., Сидорович Ю.: Мягкая игрушка – СПб.; изд. Дом «Литера», 2000г.

  8. 7. Соколова О. Этот удивительный фетр. Феникс, 2012.

  9. 8. Хошабова Е. Зверюшки из войлока. Питер, 2013.

  10. Интернет источники

  11. 9. http://www.hand-made-toys.net

  12. Приложение 1.

  13. Египетские движущиеся игрушки

  14. Приложение 2.

  15. Богородская игрушка

  16. Приложение 3.

  17. Богородская движущаяся игрушка

  18. Приложение 4.

  19. Дымковская игрушка

  20. Приложение 5.

  21. Современные игрушки

  22. Приложение 6.

  23. Развивающие игрушки

Просмотров работы: 2951