1. ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ ОБЛАСТИ
«Человечество обречено жить по соседству со стафилококком.
Соседство это не самое приятное, но терпимое.
Все, что мы можем в этой ситуации - избегать конфликтов…»
Врач-педиатр Е. О. Комаровский
Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть здоровым. Это позволяет ему надолго сохранять молодость, продолжать полноценную созидательную деятельность.
Для поддержания здоровья нужны очень простые, известные условия, знакомые нам с детства: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Чтобы эти факторы работали на наше самочувствие, необходимо вести правильный образ жизни. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то роль образовательного учреждения в этом вопросе велика.
В нашем лицее учителями и старшеклассниками проводится много полезных, важных просветительских мероприятий по сохранению здоровья учащихся. Как будущий медик, я подключилась к данному волонтёрскому движению в прошлом учебном году: провела микробиологическое исследование воздушной среды лицея на наличие патогенных микроорганизмов и на основании результатов разработала, создала коллекцию игрушек – «микробов» в качестве реквизита к внеклассному мероприятию «Быль о микробах и воде» для учащихся начальной школы (см. Приложение 1).
Просветительское мероприятие прошло успешно. Первоклассники с удовольствием приняли в нем участие, узнали много нового о профилактике болезней «Грязных рук» и болезней, передающихся воздушно-капельным путем. Существенную роль в этом сыграли выполненные мной игрушки – «микробы».
Мне бы хотелось, чтобы дети знали больше о своем здоровье и о том, как его защитить. Ведь «предупреждён – значит вооружён»! Поэтому я хотела бы продолжить свою деятельность в данном направлении.
Способы организации работы по формированию здорового образа жизни лицеистов разнообразны (см. схему 1).
Схема 1
Способы реализации просветительской деятельности
Экскурсия в медицинское учреждение
Познавательная игра
Тематическая газета
Просветительская деятельность
Спектакль
Информац. презентация
Брошюры, листовки
Беседа
Рассмотрев различные варианты реализации просветительской деятельности, я решила разработать, создать и провести с учениками начальной школы познавательную игру (см. приложение 2). В рамках игры ребята получили бы информацию о том, что воздействием различных факторов внешней среды на микроорганизмы можно подавить их жизнедеятельность, либо вызвать их гибель, что очень важно для сохранения здоровья людей.
Форму и основные элементы познавательной игры я намерена разработать по окончании исследовательского этапа проектной деятельности (см. главу 3), опираясь на его результаты.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта:
создать познавательную игру, позволяющую совершенствовать знания младших школьников о здоровом образе жизни.
Задачи проекта:
провести микробиологическое исследование помещений лицея, выявить степень влияния абиотических факторов на жизнедеятельность бактерий (стафилококков);
на основании анализа результатов исследования разработать составляющие элементы тематической познавательной игры для младших школьников;
разработать эскизы для изделий, подобрать материалы;
выбрать оптимальный технологический процесс создания элементов игры;
оценить свои возможности в области проектной деятельности.
2.1. Оценка своих ресурсов
2.1.1. Интеллектуальные ресурсы
Таблица 1
Имеющиеся знания, умения, навыки |
Необходимо приобрести знания, умения, навыки |
в областях: - материаловедение, - художественная обработка материалов, - информационные технологии, - изобразительное искусство, - исследовательская и проектная деятельность. |
в областях: - биология, - медицина, - педагогика, - экономика, - реклама. |
2.1.2. Кадровые ресурсы
Таблица 2
Участники проекта |
Помощники |
Консультанты |
я |
- учитель технологии, - психолог, - работники лаборатории БСМП им. К. Н. Шевченко, - подруга-одноклассница |
- учитель биологии, - учителя начальной школы, - педагоги дополнительного образования |
2.1.3. Материально-технические ресурсы
Таблица 3
Материалы и техника, имеющиеся в наличии |
Материалы и инструменты, которые необходимо приобрести |
- текстильный лоскут, - нитки швейные, - инструменты для рукоделия, - компьютер, принтер, сканер, - фотоаппаратура. |
- набивочный материал – синтепон, - магниты, - швейная фурнитура, - миллиметровка. |
2.1.4. Информационные ресурсы
Информацию я могу получить из следующих источников: сайты сети Internet, библиотеки, домашняя коллекция книг, диски DVD с обучающими программами, а также материалы, предоставленные помощниками и консультантами.
2.2. Планирование работ по проекту
Организационно-подготовительный этап
Обоснование выбора темы проекта (возникшей проблемы и потребности).
Изучение факторов, влияющих на состояние бактерий воздуха в закрытых помещениях.
Проведение микробиологического исследования воздуха помещений лицея, анализ результатов.
Изучение требований к познавательным играм для младших школьников.
Разработка эскизов элементов игры, выбор лучших вариантов.
Подбор ткани-основы и других материалов.
Технологический этап
Выбор инструментов и приспособлений.
Технология изготовления изделий.
Заключительный этап
Подсчёт себестоимости проектного продукта, оценка его экологичности.
Участие во внеклассном тематическом мероприятии с использованием познавательной игры.
Подведение итогов, защита проекта.
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Цель исследования: исследовать влияние абиотических факторов на жизнедеятельность бактерий (стафилококков).
Задачи исследования:
рассмотреть абиотические факторы, влияющие на жизнедеятельность бактерий;
изучить факторы, влияющие на состояние бактерий воздуха в закрытых помещениях;
выявить степень влияния различных абиотических факторов на жизнедеятельность бактерий;
изучить морфологию бактерий (стафилококков);
ознакомиться с методами бактериологического исследования воздуха.
Объект исследования: абиотические факторы: свет, температурный режим, влажность.
Предмет исследования: влияние абиотических факторов на развитие микроорганизмов (стафилококков).
Гипотеза исследования: на развитие микроорганизмов (стафилококков) большое влияние оказывают абиотические факторы: освещенность (300-400 лк), температурный режим (27-32°C), влажность (60-70%).
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдения, эксперимент, микроскопирование, математические методы обработки данных.
Эксперимент проводился на базе МБОУ «Лицей №36» г. Калуги и бактериологической лаборатории ГБУЗ "Калужская городская больница скорой медицинской помощи" им. К.Н. Шевченко.
3.1. Теоретическая часть
3.1.1. Влияние абиотических факторов на жизнедеятельность бактерий
Экологические факторы – свойства среды обитания, оказывающие какое-либо воздействие на организм. К ним относится группа абиотических факторов.
Абиотические факторы – совокупность прямых (косвенных) воздействий неорганической среды на живые организмы. Различают следующие группы:
климатические(температурный режим, влажность, давление);
эдафогенные (механическ. состав, плотность, воздухопроницаемость почвы);
орографические (рельеф, высота над уровнем моря);
химические (газовый состав воздуха, солевой состав воды, кислотность);
физические (шум, магнитные поля, теплопроводность и теплоёмкость, радиоактивность, интенсивность солнечного излучения).
Я решила исследовать, как влияют климатические (температурный режим, влажность) и физический (степень освещенности) факторы на жизнедеятельность бактерий воздуха школьной среды.
Температура – наиболее значимый фактор, оказывающий влияние на жизнедеятельность микробов. От продолжительности и интенсивности её действия зависит форма влияния: стимуляция роста и размножения микробов, гибель клеток, изменение метаболизма, а, следовательно, и свойств. Жизнь микроорганизмов возможна в определенных для каждого вида микробов температурных границах.
Влажность. Вода – один из самых важных компонентов микробной клетки (75-85%). Физиологическая роль воды для прокариот значительна: вода является хорошим растворителем и необходима для осуществления реакций, протекающих в клетках. Обмен веществами между бактериальной клеткой и окружающей средой также идет через водные растворы. Минимальная влажность, необходимая для жизнедеятельности бактерий, 30 %, поэтому любое обезвоживание вызывает нарушение функций бактерий и их гибель.
Интенсивность солнечного излучения. Микроорганизмы широко варьируют по своей чувствительности к действию различных излучений. Солнечный свет, его ультрафиолетовый и инфракрасный спектры губительно действуют на вегетативные формы микробов в течение нескольких минут. В зависимости от дозы и продолжительности излучение оказывает летальное или мутагенное действие на микроорганизмы.
3.1.2. Типы бактерий и их морфология
Из всех микроорганизмов, населяющих воздушную среду, наиболее распространены бактерии – надцарство безъядерных микроорганизмов, чаще всего одноклеточных. Они являются самыми древними жителями нашей планеты, а также самыми мелкими представителями живой природы. По степени влияния на организм выделяют следующие типы бактерий:
– патогенные(паразитические) бактерии – паразиты, попадающие в организм и быстро развивающиеся при наличии благоприятных условий. Вызывают разнообразнейшие заразные болезни у человека, животных и растений, таких как чума, сибирская язва, туберкулёз, дифтерия, сифилис, лепра и многие другие;
– непатогенные(симбиотические) бактерии – являются безопасными и выполняют полезные функции, например, бактерии, обитающие в желудочно-кишечном тракте;
– условно-патогенные бактерии, которые становятся патогенными при определенных условиях. Примером может служить кишечная палочка кишечника человека, угревой клещ, обитающий в коже человека.
Различают несколько основныхформ бактерий: кокковидные, палочковидные, извитые и ветвящиеся.
3.1.3. Микрофлора воздуха
Микрофлору воздуха можно условно разделить на постоянную, часто встречающуюся, переменную. Она менее многочисленна, чем микрофлора почвы и воды. Однако, в воздухе закрытых помещений микроорганизмов больше, чем снаружи, т.к. повышено содержание бактерий, возникающих в результате жизнедеятельности человека, и не происходит процессов самоочищения, в отличие от воздуха атмосферы.
Особую опасность представляют патогенные виды бактерий, находящиеся в воздухе: чумная палочка, бактерии Борде-Жангу, палочка Коха, холерный вибрион, стафилококки.
Поскольку род Стафилококк в настоящее время представляет большую опасность для человека, т.к. бактерии широко распространены во всех средах, в том числе и в воздухе, они являются представителями нормальной кожной микрофлоры человека и вызывают широкий спектр болезней (более 100 заболеваний, относящихся к 11-ти классам по Международной классификации 1968 г.; стафилококки могут поражать любую ткань, любой орган), в работе исследуется влияние абиотических факторов именно на бактерии данного рода.
3.1.4. Особенности жизнедеятельности бактерий воздуха
Воздух, как среда обитания, неблагоприятен для развития микроорганизмов. Их жизнеспособность обеспечивают взвешенные частицы воды, слизи, пыли, вместе с которыми бактерии образуют бактериальный аэрозоль. Пыль и аэрозоли, загрязняющие воздушную среду, выступают в качестве своеобразных «транспортных средств» для различных капельных инфекций и других заболеваний. Скорость размножения зависит от ряда условий и для каждого вида бактерий может быть весьма различной.
3.2. Практическая часть
3.2.1 Определение степени влияния абиотических факторов на количество стафилококков в воздухе
Для бактериологического исследования воздуха применяются два метода:
седиментационный и аспирационный (см. Приложение 3). При исследовании воздушной среды лицея мной использовался седиментационный метод.
Первый этап бактериологического исследования. Посев бактерий
Исследование проводилось в понедельник утром, до прихода учеников. В нескольких локациях лицея, отличающихся друг от друга температурой, освещенностью и влажностью (см. табл. 4), был произведен посев бактерий путем горизонтального установления чашей Петри. Использовался желточно-солевой агар (элективная для стафилококков среда).
Чашки Петри (кроме контрольных) были открыты на 40 минут, по истечении которых были плотно закрыты и доставлены в бактериологическую лабораторию ГБУЗ «КОК БСМП им. К. Н. Шевченко», помещены в термостат на трёхдневный срок при постоянной температуре 37°C.
Таблица 4
Места установления чашек Петри
№ |
Освещенность |
Температура |
Влажность |
1 (кубовая) |
0-75 лк |
27-32 °C |
60-72% |
2 (кладовая в каб. технологии) |
0-75 лк |
12-16 °C |
35-45% |
3 (подвал) |
0-75 лк |
12-16 °C |
60-72% |
4 (библиотека, архив) |
0-75 лк |
27-32 °C |
35-45% |
5 (кабинет психологии) |
400-500 лк |
12-16 °C |
35-45% |
6 (кабинет биологии) |
400-500 лк |
12-16 °C |
60-72% |
7 (запасной кабинет) |
400-500 лк |
27-32 °C |
35-45% |
8 (кухня) |
400-500 лк |
27-32 °C |
60-72% |
9 (контроль) |
- |
- |
- |
*Были выбраны те помещения, в которых не проводились занятия, после выходных, чтобы проследить влияние только абиотических факторов, исключая антропогенное воздействие.
Второй этап экспериментального исследования. Подсчёт колоний
После извлечения посевов из термостата был произведён количественный подсчёт колоний (см. табл. 5).
Таблица 5
Подсчет колоний
№ помещения |
Кол-во колоний |
№ помещения |
Кол-во колоний |
1 |
5 |
6 |
1 |
2 |
0 |
7 |
1 |
3 |
2 |
8 |
11 |
4 |
0 |
9 (контроль) |
0 |
5 |
1 |
Третий этап. Анализ материала
Был произведен анализ полученных данных: выявлено по две чашки, которые располагались в условиях, отличающихся по одному из изучаемых факторов. Зная количество выросших колоний, я установила, какие факторы оказались наиболее благоприятными для жизнедеятельности стафилококка.
В следующих сравнительных таблицах приведено влияние одного отдельно взятого фактора на количество бактерий.
Таблица 6
Фактор: освещенность
№ помещения |
Степень освещенности |
Температура |
Влажность |
Кол-во колоний |
Вывод |
1 |
0-75 лк |
27-32°C |
60-72% |
5 |
300-400 лк |
8 |
300-400 лк |
27-32°C |
60-72% |
11 |
|
2 |
0-75 лк |
12-16°C |
35-45% |
0 |
300-400 лк |
5 |
300-400 лк |
12-16°C |
35-45% |
1 |
|
3 |
0-75 лк |
12-16°C |
60-72% |
2 |
0-75 лк |
6 |
300-400 лк |
12-16°C |
60-72% |
1 |
|
4 |
0-75 лк |
27-32°C |
35-45% |
0 |
300-400 лк |
7 |
300-400 лк |
27-32°C |
35-45% |
1 |
Вывод: освещенность в 300-400 лк наиболее благоприятна для развития стафилококков, чем освещенность в 0-75 лк.
Таблица 7
Фактор: температура
№ помещения |
Степень освещенности |
Температура |
Влажность |
Кол-во колоний |
Вывод |
1 |
0-75 лк |
27-32°C |
60-72% |
5 |
27-32°C |
3 |
0-75 лк |
12-16°C |
60-72% |
2 |
|
2 |
0-75 лк |
12-16°C |
35-45% |
0 |
- |
4 |
0-75 лк |
27-32°C |
35-45% |
0 |
|
5 |
300-400 лк |
12-16°C |
35-45% |
1 |
- |
7 |
300-400 лк |
27-32°C |
35-45% |
1 |
|
6 |
300-400 лк |
12-16°C |
60-72% |
1 |
27-32°C |
8 |
300-400 лк |
27-32°C |
60-72% |
11 |
Вывод: температура 27-32°C наиболее благоприятна для развития стафилококков, чем температура 12-16°C.
Таблица 8
Фактор: влажность
№ помещения |
Степень освещенности |
Температура |
Влажность |
Кол-во колоний |
Вывод |
1 |
0-75 лк |
27-32°C |
60-72% |
5 |
60-72% |
4 |
0-75 лк |
27-32°C |
35-45% |
0 |
|
2 |
0-75 лк |
12-16°C |
35-45% |
0 |
60-72% |
3 |
0-75 лк |
12-16°C |
60-72% |
2 |
|
5 |
300-400 лк |
12-16°C |
35-45% |
1 |
- |
6 |
300-400 лк |
12-16°C |
60-72% |
1 |
|
7 |
300-400 лк |
27-32°C |
35-45% |
1 |
60-72% |
8 |
300-400 лк |
27-32°C |
60-72% |
11 |
Вывод: влажность 60-72% наиболее благоприятна для развития стафилококков, чем влажность 35-45%.
В контрольной чашке изменений не наблюдалось, что говорит о чистоте среды в начале исследования.
Четвертый этап. Окрашивание по Граму
Из выросших колоний были приготовлены микропрепараты, произведено окрашивание по Граму (см. Приложение 4). После чего окрашенные бактерии были рассмотрены под микроскопом (см. Приложение 5).
Окрашиваемые бактерии приобрели темно-фиолетовый цвет, значит, они относятся к грамположительным. Были выявлены бактерии, расположенные в виде виноградных гроздьев – стафилококки.
После четвертого этапа исследования чашки Петри были доставлены в лабораторию, где их утилизировали.
3.2.2. Определение количества бактерий на 1 м2
Микробное число – кол-во микроорганизмов, обнаруженных в 1м3 воздуха.
Чтобы определить его в воздухе, пользуются формулой Омелянского, который считал, что в течение 5ти-минутной экспозиции на поверхность плотной питательной среды 100 см2 оседает столько микробов, сколько их находится в 10 л воздуха (1:100 м3):
, где: а – кол-во выросших на чашке колоний;
b – площадь чашки;
t – время в течение которой чашка была открыта;
5 – время по расчету Омелянского;
10 – объем воздуха (в литрах);
100 – площадь в см2, на которую происходило оседание;
1000 – искомый объем воздуха в литрах.
Микробное число вычислялось в чашке №8 (кухня), так как в ней число колоний было наибольшим (см. табл.9).
Таблица 9
Определение микробного числа
Проба |
Кол-во микроорганизмов на м3 (до 1500-чистый, свыше 2500-загрязненный) |
Вывод |
№ 8 (кухня) |
1375 |
Чистый |
Из данных расчетов можно сделать вывод, что в среде лицея воздух является чистым, т.к. был произведен подсчет в чашке с max числом колоний. Однако стоит отметить, что в данном подсчете учитываются бактерии-стафилококки, без учета других бактерий, которые потенциально могут находится в воздухе.
Выводы:
абиотические факторы оказывают большое влияние на жизнедеятельность и количество бактерий в воздухе;
наиболее благоприятными условиями для развития стафилококков оказались температура 27-32°C, влажность 60-72%, освещенность 300-400 лк.
Таким образом, моя гипотеза подтвердилась.
Кроме того, я провела подсчет количества бактерий на 1 м3 (расчет проводился по формуле Омелянского). В результате чего был сделан вывод о безопасности воздушной среды в лицее. Однако, стоит отметить, что в данном подсчете учитываются бактерии-стафилококки без учета других бактерий, которые потенциально могут находится в воздухе.
Результаты анализа микробиологического исследования воздушной среды лицея на наличие патогенных бактерий позволили мне определить основные элементы познавательной игры:
рисунок «Здоровой ребенок»;
рисунок «Болеющий ребенок»;
магнитные пазлы (20 шт.);
миниатюрные игрушки на магнитах;
карточки с вопросами.
4. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ
Эскиз 1 |
Эскиз 2 |
Эскиз 3 |
Эскиз 4 |
(см. Приложение 5).
5. АНАЛИЗ И ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА
НАБОРА ДЛЯ ИГРЫ
Выбирая окончательные варианты элементов набора для игры, я оценивала свои физические, материальные возможности и учитывала следующие моменты:
психологические особенности восприятия информации детей младшего школьного возраста;
сложность технологии изготовления изделий;
практичность и экологичность материалов для игрушек;
соответствие изделий тематике познавательной игры;
соответствие изделий санитарно-гигиеническим требованиям.
На мой взгляд, самые удачные эскизы рисунков – 3 и 4 (см. главу № 4). Они наиболее целостно отражают тему проекта.
Кроме того, я планирую выполнить миниатюрные игрушки на магнитах: золотистый стафилококк, солнышко, капельку воды и облачко (воздух), т.к. считаю игрушки эмоционально теплым и позитивным материалом.
Предполагаемая средняя высота игрушек – около 8 см.
6. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА
«СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА – НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!»
Цель игры: совершенствовать знания детей о здоровом образе жизни.
Познавательная игра для младших школьников «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» может использоваться:
участниками волонтерского движения лицея для информационно-просветительской деятельности;
учителями начальной школы на уроках по окружающему миру и на внеурочных занятиях.
Ход игры
1). Демонстрация картинки «Больной ребенок».
Ведущий просит детей рассказать об увиденном на картинке, предположить причину болезни ребенка.
2). Проведение викторины на тему здорового образа жизни (см. приложение 8).
В качестве бонуса за правильные ответы ученики получают пазлы на магнитной основе, элементы картинки «Здоровый ребёнок».
3). Сбор пазлов. Наиболее активные участники игры собирают на магнитной доске картинку «Здоровый ребёнок».
4). Сравнение картин, обсуждение темы игры. Для развития зрительного восприятия и логического мышления детей используются миниатюрные игрушки на магнитах: солнышко, капелька воды, облачко (воздух), бактерия (Золотистый стафилококк).
5). Подведение итогов, обобщение новых знаний, полученных младшими школьниками в ходе игры.
Вышеописанная игра позволяет не только совершенствовать знания детей о здоровом образе жизни, но и развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, синтез, обобщение), совершенствовать навыки здорового поведения.
7. КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ
М 1:1
Капелька воды Солнышко Облачко Золотистый стафилококк
8. ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ
Для изготовления мягких игрушек можно использовать различные материалы (см. схемы 2, 3).
Схема 2
Материалы для изготовления мягкой игрушки
Ткани из синтетических волокон
Ткани из
смешанных волокон
Ткани из
натуральных волокон
Мягкая игрушка
Стеклярус, бисер, пайетки, др.
Дублирующие материалы
Фурнитура: глазки,
пуговицы, кнопки, др.
Ленты, косая бейка,
тесьма, кружево
Схема 3
Набивочные материалы
Синтетические материалы:
синтепон, синтепух, поролон, холофайбер
Натуральные материалы:
вата, ватин, шерсть, х/б лоскут
Набивка
Пенопластовые шарики
различных диаметров
Силиконовая набивка
в виде волокон разной текстуры
Пластмассовые
наполнители в виде гранул
простых и ароматных шариков
Учитывая вышеописанную информацию, для элементов игры я подобрала следующие материалы:
лаке золотистого, желтого, голубого цветов – лоскут;
нитки х/б № 60 – в тон тканей и контрастные;
двусторонний скотч;
синтепон – остатки.
Все материалы выбраны с учетом требований, предъявляемых к детским игрушкам.
9. ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ
Для создания мягких игрушек мне понадобятся:
швейная машина «Janome Jem Gold 660»;
доска гладильная, утюг с пароувлажнителем, проутюжильник;
игла для ручных работ № 10, напёрсток;
ножницы;
калька, карандаш, линейка, угольник.
10. РАСКРОЙ ИГРУШЕК
10.1. Особенности материала «Лаке»
Лаке – это разновидность искусственной кожи, которая изготавливается путем нанесения на трикотажную (капроновую) основу лакового блестящего покрытия. Для достижения особых эффектов – перелива, светоотражения и мерцания – в состав материи добавляются специальные пигменты (например, металлического свинцового пигмента или перламутрового красителя).
В ее составе нет вредных химических растворителей, поэтому она долго хранится, остается мягкой, приятной на ощупь, эластичной и упругой.
10.2. Нюансы обработки лаке
Таблица 10
Как работать с искусственной кожей
№ п/п |
Возможная проблема |
Вариант решения |
1 |
«Прилипание» ткани под прижимной лапкой |
Использовать лапки с роликами, либо лапки из тефлона. Можно применить лист вощеной бумаги. |
2 |
Дырочки от прокола иглы |
При раскрое не использовать портновские булавки; машинную строчку выполнять один раз, без закрепок. |
3 |
Разрыв материала по линии стачивания |
Установить большую длину стежка; Использовать машинную иглу для джинсовой ткани (100/16). |
Выкройка располагается с изнаночной стороны ткани, обводится карандашом (для солнышка – с лицевой). Припуск на обработку срезов – 3 мм.
11. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШЕК
Таблица 11.
№ п/п |
Последовательность выполнения работ |
Графическое изображение |
Инструменты, приспособления |
Время, час |
|
Солнышко |
|||||
1 |
Выполнить раскрой круглых деталей игрушки с припуском 3 мм. |
простой карандаш, линейка, ножницы |
0.1 |
||
2 |
Детали кроя сложить лицевой стороной внутрь, стачать, оставив отверстие для набивки. |
игла № 10 для ручных работ, шв. машина, ножницы |
0.1 |
||
3 |
Вывернуть изделие на лицевую сторону, выправить линию стачивания, набить синтепоном. Вставить плоскую магнитную ленту. |
0.2 |
|||
4 |
Зашить отверстие для набивки швом «через край» нитками в тон ткани. |
игла № 10 для ручных работ, ножницы |
0.2 |
||
5 |
Соединить два слоя лаке изнаночной стороной внутрь. Обвести шаблон «солнышко», вырезать по контуру. |
двусторонний скотч, ручка, ножницы |
0.4 |
||
6 |
Соединить детали изделия. |
0.1 |
|||
7 |
Технология изготовления игрушек (облачка, капельки воды, бактерии) аналогична вышеописанной, за исключением пунктов №№ 5,6. |
5.9 |
Т = 7 час.
12. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Необходимо определить себестоимость изделий, на изготовление которых требуются следующие затраты:
1) М3 – материальные затраты
Таблица 12.
Материальные затраты
№ п/п |
Наименование |
Цена за 1 м (шт.), руб. |
Расход материала, м (шт.) |
Всего, руб. |
1 |
Копирование рисунков формата А3 |
50 |
2 |
100 |
2 |
Ламинирование рисунков формата А3 |
150 |
2 |
300 |
3 |
Изготовление пазлов на магнитной основе |
45 |
20 |
900 |
Итого: 1300 руб. |
М3 = 1300 руб.
2) Роп – затраты на оплату труда
С 01.07.2016 г. МРОТ составляет 7500 рублей (Федеральный закон от 02.06.2016 № 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда").
Продолжительность ежедневной работы учащихся ОУ, совмещающих в течение года учёбу с работой, в возрасте от 14 до 16 лет – 2.5 часа; от 16 до 18 лет – 3.5 часа (ТК РФ, Статья 94).
Я – ученица 11 класса, мне 17 лет, время работы в день составляет – 3.5 часа, всего я работала 8 час.
Роп = С (руб.) х Т (ч.), где: С – стоимость одного часа работы (руб.),
Т – время работы над изделием (ч).
Стоимость одного часа работы рассчитывается следующим образом:
С = МРОТ: среднее кол-во раб. дней в месяц: время работы в день
Среднее кол-во рабочих дней в месяц – 22, МРОТ = 7500 руб., Т= 8 ч, тогда
Роп = 7500 : 22 : 3.5 x 8 = 779.22 руб., Роп = 779.22 руб.
3) Ао – амортизационные отчисления
Ао = Собор х Т : Н : 12 : 2 : 8, где:
Собор – стоимость оборудования (р.);
Т – время работы оборудования в процессе изготовления изделия;
Н – срок службы оборудования (лет), берётся из паспорта оборудования;
12 – количество месяцев в году;
22 – среднее количество рабочих дней в месяце;
8 – время работы оборудования в день на предприятии (ч).
Т.к. работа выполнялась в домашних условиях, Ао = 0 руб.
4) Здр – другие затраты
К ним относятся затраты на электроэнергию и на работу в сети Internet.
Расчёт затрат на электроэнергию: Зэ = Сэн х Nобор х Т, где:
Сэн – стоимость одного кВт/ч;
Nобор – мощность оборудования в кВт;
Т – время работы оборудования в часах.
Сэн = 2.76 руб.
Nмашинки = 0.1 кВт, Тмашинки = 0.2 час;
Зэ = 2.76 х 0.1 х 0.2 = 0.06 руб.
Стоимость работы в сети Internet при Т = 3 ч составила:
Зинт = 600:30:24х3 = 2.5 руб.
Т.к. работы проводились при естественном дневном освещении,
Здр = Зэ + Зинт = 0.06 +2.5 = 2.56 руб., Здр. = 2.56 руб.
5) Себестоимость изделия
С = М3 + Роп + Ао + Здр
С = 1300 + 779.22 + 0 + 2.56 = 2081.78 руб., С = 2081.78 руб.
Таким образом, себестоимость элементов игры составила 2081.78 руб. Наборов для проведения познавательных игр на прилавках магазинов много, но на данную тему и в подобной комплектации я не встречала. Поэтому считаю, что мой проект экономически выгоден.
13. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
По-моему, набор для познавательной игры соответствует экологическим нормам, так как для его изготовления можно использовать:
текстильный лоскут (мерный и весовой),
старые вещи и фурнитуру,
отходы от швейного производства (например, швейные нитки, синтепон).
Процесс создания игрушек почти не требует применения различных вредных веществ (клеев, пропитки и др.). Лаке не содержит вредных химических растворителей, не вызывает аллергическую реакцию.
Остатки лаке и синтепона можно израсходовать на изготовление других декоративных изделий. Отходы не требуют утилизации, затраты минимальны.
При необходимости, рисунки и мягкие игрушки можно обработать мыльным раствором, дезинфицирующими средствами.
Следовательно, в процессе изготовления изделий при соблюдении ПТБ (см. приложение 9) не наносится вред здоровью людей и окружающей их среде.
14. САМООЦЕНКА
Работа завершена. Я очень довольна проектными изделиями – на мой взгляд, красивыми, оригинальными, функциональными и качественными.
В ходе исследования мною была изучена информация о влиянии абиотических факторов на жизнедеятельность бактерий (стафилококков).
Я ознакомилась с методами бактериального исследования воздуха и остановилась на седиментационном, основанном на оседании микроорганизмов на питательную среду чашек Петри под действием силы тяжести.
Трудности возникли у меня при разработке элементов набора для познавательной игры: пришлось изучить особенности проведения данного вида игр с младшими школьниками.
Шить мягкие игрушки на магнитах не сложно. Но кропотливая работа заняла много времени. Мелкие детали изделий требовали тщательной обработки.
Проект оказался выгодным не только с практической, но и с экономической точки зрения. Материальные затраты относительно невелики. Себестоимость рисунков и мягких игрушек составила 2081рубль.
Своим проектным продуктом я довольна. У меня получилось именно то, что я хотела: познавательная игра, позволяющая совершенствовать знания младших школьников о здоровом образе жизни.
Ребятам и учителям начальной школы мой проектный продукт понравился, мероприятие прошло успешно.
Реализуя проектный продукт, я в очередной раз убедилась, что быть волонтером интересно и полезно как для других, так и для себя. Считаю, что это образ жизни современного цивилизованного человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Владимиров В.В. Урбоэкология. Курс лекций. – М.: МНЭПУ, 1999 – 204 с.
2. Горбунова Т.В. Современные технологии обучения; Контексты, алгоритмы, образы. Учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации и студентов педагогических специальностей. Калуга; КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2007 – 108 с.
3. Камкарова-Герцог Е.Д. Руководство по рукоделию. – М.: Радио и связь – 62 с.
4. Лебедева Л. Теоретические основы арт-терапии. – ж. Школьный психолог, № 3, 2006, стр. 9-11.
5. Общая и санитарная микробиология с техникой микробиологических исследований под редакцией А. С. Лабинской, Л.П. Блинковой, А.С. Ещиной-М.: Медицина, 2004
6. Основы микробиологии: Практикум: учебно-методическое пособие для вузов / Жарикова Г.Г., Леонова И.Б. – М.: Академия, 2008 – 128 с.
7. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. – М.: Издатель И. В. Балабанов, 2004 – 120 с., ил.
8. Сидоренко О.Д. Микробиология /О.Д. Сидоренко, Е.Г Борисенко, А.А. Ванькова, Л.И. Войно. – М.: Инфра, 2005 – 305 с.
9. Фирсов Н.Н. Микробиология: словарь терминов. – М.: Дрофа, 2006 – 256 с.
10. Шлегель Г.Г. История микробиологии/Г.Г. Шлегель.– М.: УРСС, 2002–153 с.
11. Экология человека: Словарь-справочник /Н.А. Агаджанян, И.Б. Ушаков, В.И. Торшин и др. – М.: Академия, 1997 – 208 с.
Электронные ресурсы
www.36lic.ru
https://ru.wikipedia.org
http://probakterii.ru/
http://strana-sovetov.com
http://krasodom.ru/stil/odezhda
Приложение 1.
Реализация творческого проекта «Быль о микробах и воде»
Приложение 2.
Виды познавательных игр для младших школьников
Игра – важнейший и самый распространенный вид детской деятельности, который подготавливает малышей к жизни. Такой вид познания в простой, ненавязчивой, и, главное, интересной форме, обучает явлениям и связям в нашем большом мире.
Познавательные игры для детей нацелены на получение новых знаний, развитие интеллекта, логики и мышления ребенка. В педагогической практике принято познавательные игры для младших школьников называть дидактическими, а интеллектуальными – познавательные игры для старших школьников.
В процессе познавательных игр не только обогащаются знания ребенка о мире, но и создаются условия для формирования полноценной личности, реализуется воспитательная функция. Познавательные игры способны легко решать возможные проблемы обучения, т. к. в их основе лежит интерес ребенка к процессу. Играя, ученик решает поставленные перед ним задачи и, сам того не замечая, становится более дисциплинированным, настойчивым в достижении целей.
Виды познавательных игр:
Ранние познавательные игры малышей с игрушками, предметами. Манипулируя ими, ребенок узнает такие понятия как форма, размер, цвет, объем, материал, растительный и животный мир, люди и т.д.
Творческие познавательные игры, где присутствует сюжет и распределение ролей. Игры, моделирующие различные жизненные ситуации, будь то «дочки-матери» и их многочисленные варианты, подготавливают к жизни в реальном мире, заставляя детей примерять на себя различные социальные роли.
Дидактические игры с готовыми правилами: настольные, настенные игры, игровые наборы, интерактивные викторины и викторины с использованием карточек. Широкий выбор позволяет с легкостью найти игру и для младшего школьника по какому-то учебному предмету.
Конструкторы, технические игровые наборы типа «Сделай сам» или «Юный физик», направленные на овладение конкретных приемов постановки несложных научных экспериментов или сборки конструкций различного типа сложности.
Игры на тестовой основе, позволяющие развить приемы самооценки усвоенных знаний и умений и стимулирующие к дальнейшему развитию. Сюда относятся игры по тренировке глазомера, внимания, координации.
Познавательные игры для младших школьников позволяют развивать ум, прививают умение сопоставлять и анализировать, узнавать связи и взаимосвязи, проявлять творческие и интеллектуальные способности, стимулируют ребенка к принятию самостоятельных решений, подталкивают к личностному развитию.
Приложение 3.
Методы бактериологического исследования воздуха
Все методы отбора проб воздуха можно разделить на седиментационные и аспирационные.
Седиментационный – наиболее старый метод, широко распространен благодаря простоте и доступности, однако является неточным. Метод предложен Р. Кохом и заключается в способности микроорганизмов под действием силы тяжести и под влиянием движения воздуха (вместе с частицами пыли и капельками аэрозоля) оседать на поверхность питательной среды в открытые чашки Петри. Чашки устанавливаются в точках отбора на горизонтальной поверхности. При определении общей микробной обсемененности чашки с мясопептонным агаром оставляют открытыми на 5—10 мин или дольше в зависимости от степени предполагаемого бактериального загрязнения.
Аспирационный. Более совершенными методами являются аспирационные, основанные на принудительном осаждении микроорганизмов из воздуха на поверхность плотной питательной среды или в улавливающую жидкость (мясопептонный бульон, буферный раствор, изотонический раствор хлорида натрия и др.). В практике санитарной службы при аспирационном взятии проб используются аппарат Кротова, бактериоуловитель Речменского.
Приложение 4.
Окрашивание по Граму
Метод Грама – метод окраски микроорганизмов для исследования, позволяющий дифференцировать бактерии по биохимическим свойствам их клеточной стенки. Предложен в 1884 году датским врачом Г. К. Грамом.
По Граму бактерии окрашивают осно́вными красителями – генциановым или метиловым фиолетовым и др., затем краситель фиксируют раствором йода. При последующем промывании окрашенного препарата спиртом те виды бактерий, которые оказываются прочно окрашенными, называют грамположительными бактериями (обозначаются Грам (+)),– в отличие от грамотрицательных (Грам (−)), которые при промывке обесцвечиваются.
Этапы окрашивания бактерий по Граму:
1). Приготовить образец для исследования (колонии 2-ух видов: белые, малые, плоские; желтые, малые, выпуклые).
2). Поместить одну-две капели образца на предметное стекло (равномерное распределение мазка). Ждем пока мазок высохнет.
3). Зафиксировать мазок (необходимо провести предметным стеклом 2-3 раза над верхней частью пламени горелки).
4). Нанести на образец кристаллический фиолетовый (ждем 30 секунд; кристаллический фиолетовый в водных растворах выделяет ионы хлора (Cl-). Грамположительные бактерии прочно окрашиваются раствором после обработки йодом. Грамотрицательные бактерии образуют с кристаллвиолетом и йодом легко разрушающееся под действием этанола соединение.
5). Аккуратно смыть краситель водой (при слабом напоре).
6). Нанести йод минимум на три секунды (он зафиксирует окраску).
7). Аккуратно смыть водой.
8). Обесцветить мазок, наливая на предметное стекло этанол (или ацетон). Стекающая жидкость должна стать прозрачной.
9). Аккуратно смыть обесцвечивающий раствор водой.
10). Нанести краситель фуксин, который окрасит грамотрицательные бактерии в розовый цвет.
11). Аккуратно смыть излишки фуксина водой, высушить образец.
12). Изучить образец под микроскопом.
Приложение 5.
Исследование в фотографиях
1. Установление чашек Петри в локациях лицея |
|
2. Установление чашек в термостат |
|
3. Подсчет выросших колоний |
|
4. Окрашивание по Граму |
|
5. Вид бактерий под микроскопом |
Приложение 6.
Эскизы рисунков в М 1:2
Приложение 7.
Выкройки игрушек
Приложение 8.
Вопросы викторины
1. С аппетитом все в порядке,
Зайка съел морковку с грядки,
Мыть не стал, а сунул в ротик,
И теперь болит животик.
Нет большого в том труда,
Мойте овощи всегда!
Почему у зайки заболел животик? Что вызвало эту боль? (бактерии).
2. Как выглядят бактерии? (по форме клеток бактерии подразделяют на шаровидные, палочковидные и извитые).
3. Можем ли мы увидеть бактерии невооруженным глазом? Или для этого нам нужны специальные приборы? Какие? (Световой, электронный, сканирующий микроскопы)
4. Чем бактерии отличаются от всех других живых организмов? (самые маленькие по своим размерам организмы на нашей планете; безъядерные, клетки не содержат ядер).
5. А много ли бактерий нас окружает? (Очень много! Ученые-микробиологи считают, что бактерий во всем мире насчитывается 5 нониллионов бактерий: 5 и тридцать нулей)
6. Бактерии есть везде? (Бактерии распространены везде, даже в космосе, поскольку многие бактерии относятся к анаэробам, т.е. им не нужен кислород для жизни).
7. Где бактерий больше всего? (Оказывается, на мобильных телефонах, клавиатурах компьютеров находится больше бактерий, чем в туалете).
8. В организме человека есть бактерии? (в организме человека содержится много полезных и вредных бактерий. Вредных бактерий всегда меньше. Если организм человека здоров, то вредные микробы, попавшие в него, сразу же уничтожаются полезными микробами).
9. В любом ли возрасте в организме человека есть бактерии? (у новорожденных детей их нет).
10. Как бактерии попадают в наш организм? (через немытые овощи, фрукты, через грязные руки, при чихании и кашле больного человека).
11. Какие вы знаете болезни, которые вызывают бактерии? (Ангина, бронхит, гайморит, туберкулёз и др.).
12. Вредных бактерий очень много. Как же нам спастись от них? Отгадайте загадку:
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без ... (воды).
13. Что такое ультрафиолетовых бактерицидных лампах? Почему их так назвали? Где их располагают? (У/ф лампы применяют часто в больницах для дезинфекции и обеззараживания, чтобы убить вредные и опасные бактерии, которые могут вызывать заболевания).
14. Для чего взрослые часто проветривают помещения? (это позволяет избавиться от вредных микроорганизмов, грибков и инфекций и сохранить здоровье).
15. Часто мы видим, как наши родители кипятят воду, молоко… Для чего они это делают?
(Высокая температура убивает большую часть опасных бактерий).
16. Есть ли полезные бактерии? (бактерии помогают готовить квас, квашеную капусту, выпекать хлеб. Существуют и кисломолочные бактерии).
17. Какие кисломолочные продукты содержат полезные бактерии? (простокваша, кефир, ряженка, йогурт).
18. Бифидо- и лактобактерии считаются полезными для организма человека? (способствуют восстановлению микрофлоры кишечника детей и взрослых).
19. Что разрушает полезные бактерии? (консерванты, красители, ароматизаторы, антибиотики).
20. Как помочь полезным бактериям сохранить наше здоровье? (мыть руки перед едой, чаще гулять в солнечную погоду, проветривать помещения, употреблять в пищу только свежие и полезные продукты).
Приложение 9.
Организация рабочего места. ПТБ
ПТБ при выполнении ручных работ
До начала работ:
посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.
Во время работы:
быть внимательной к работе;
надевать напёрсток на средний палец правой руки;
вкладывать иглы и булавки только в игольницу;
класть ножницы с сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.
По окончании работы:
пересчитать иглы и булавки;
убрать рабочее место.
Для операций, выполняемых вручную, необходим рабочий стол, на котором располагаются нужные инструменты (ручные иглы, напёрсток, ножницы, сантиметровая лента) и приспособления (манекен, лекала, колышек, булавки, резец), а также обрабатываемые детали. Вся работа выполняется на столе, обрабатываемую деталь следует держать перед собой. Следует учитывать, что большое влияние на самочувствие и качество выполнения мною работы оказывает правильная посадка.
ПТБ при выполнении машинных работ
До начала работы:
застегнуть манжеты рукавов;
проверить исправность машины;
проверить, не осталось ли в деталях кроя ручной иглы или булавок.
Во время работы:
установку шпульного колпачка, заправку верхней нити производить при выключенной машине;
не класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины;
не передавать ножницы, изделие или детали при включенной машине.
По окончании работы:
выключить машину;
убрать рабочее место.
Рабочее место для выполнения машинных работ состоит из стола, на котором установлена швейная машина и разложены необходимые инструменты, приспособления и детали. За машинкой нужно сидеть прямо, слегка наклонив корпус и голову вперёд. Рабочее место должно быть хорошо освещено; на столе находятся только предметы, необходимые для выполнения данной технологической операции.
Приложение 10.
Изображение готовых изделий
Приложение 11.
Реклама
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!