Этот камень можно есть,
Он в слезах и поте есть.
Не вкусна в борще фасоль
Если пожалели
(соль)
1.Введение.
Раньше я всегда считала, что соль необходима человеку только для приготовления пищи. Без неё еда будет несолёной и невкусной. Но однажды я узнала, что можно делать поделки из соленого теста. И мы с мамой и папой нашли много интересной информации о соли, ее удивительных свойствах. В толковом словаре написано: «Соль – это белое кристаллическое вещество с острым вкусом, употребляемая, как приправа к пище». С.И.Ожегов. Узнав подробнее о соли, я поняла, что это не только важный пищевой продукт, но и незаменимый помощник человека в других сферах жизни:
Всем живым существам на земле для поддержания нормальной жизнедеятельности нужна соль.
В год человек потребляет около 8 кг соли.
Соль в больших количествах вредна.
Соль необходима для изготовления мыла, стекла, ткани и бумаги.
Ее применяют в медицине.
Мой папа нефтяник рассказал мне, что соль используется в нефтедобывающей промышленности при ремонте скважин для приготовления специального раствора глушения.
Я же решила использовать соль для творчества. Столько сразу возникло вопросов и поэтому мы с огромным любопытством приступили к поиску ответов.
Актуальность данной темы в том, что человек стремится к прекрасному, и сейчас проявляется большой интерес к необычным техникам в творческой деятельности для использования в современном дизайне.
Результаты нашей работы позволят выяснить, можно ли использовать соль при изготовлении творческих работ для декорирования интерьера.
Объект исследования: нетрадиционные технологии творческой деятельности с использованием соли.
Предмет исследования: процесс создания декоративно-творческих изделий с использованием соли.
Проблемный вопрос: Можно ли с помощью соли изготовить предметы украшения для декорирования интерьера?
Гипотеза: Если ознакомиться с основными свойствами соли и применить их в нетрадиционных техниках творческой деятельности, то можно выполнить изделия для декорирования интерьера.
Цель: Изготовление оригинальных поделок с применением соли
Задачи:
Узнать и исследовать какими свойствами обладает соль
Исследовать нетрадиционные технологии художественного творчества с использованием соли:
а) исследовать способы окрашивания соли;
в) исследовать приемы рисования солью;
Создать творческую работу, используя изученный материал.
Методы исследования:
Теоретический анализ литературы и материалов сети интернет.
Наблюдение, сравнение, опрос, фотографирование.
Анализ полученных данных.
С незапамятных времен соль была известна человеку. В наше время это доступный продукт и мало кто задумывается, что в далекие времена из-за соли люди могли сражаться, убивать, попадать в рабство.Нам трудно представить, что в прошлом во многих странах соль служила существенным источником пополнения казны, была важным предметом торговли. В некоторых странах соль выполняла даже роль денежной единицы. В средневековье соль называли «белым золотом», она была очень дорогая.
В Эфиопии в прошлом веке соль считалась основной валютой, а в наши дни - это признак дружбы и уважения.
В Древнем Риме жалованье воинам зачастую платили солью.
Арабы заключали договоры над чашей с солью и давали клятву, съев немного соли.
Много веков назад во многих странах новорожденных посыпали солью. Считалось, что это спасет их от плохого.
В славянских традициях хлеб-соль очень почитались и считались источником жизни, верности, богатства и благополучия. До наших дней дожило немало пословиц и поговорок, связанных с хлебом и солью:
Без соли стол кривой.
Хлеб, соль, да вода – молодецкая еда.
Хлеб да соль вам, милости просим.
Сердись, бранись, дерись, а за хлебом-солью сходись.
На карте России есть такие места, название которых очень тесно связано с солью. Например, в Костромской области есть город Солигалич, в Пермском крае – Соликамск, а в Иркутской области – Усолье-Сибирское.
В наше время человек научился добывать соль из различных источников и производить ее в больших количествах.
Крупнейшие месторождения соли в России находятся в Архангельской, Нижегородской, Оренбургской областях, Пермском крае.
Меня соль заинтересовала тем, как она может нам помочь в изготовлении изделий для украшения интерьера. Смогу ли я ее свойства применить для изготовления поделок и украсить свою комнату или класс?
2.2. Практическое исследование.Свойства соли:
- Соль хороший консервант. Не допускает гниения продуктов.
Из этой информации я делаю вывод, что моя творческая работа будет долго храниться.
Рассмотрела соль в магазине и у мамы на кухне, увидела, что кристаллики в одной пачке соли крупные, в другой меньше, а в третьей совсем мелкие.
- Взаимодействие соли и воды.
Для этого я провела такое исследование: На небольшую горку соли капнула немного воды. Соль мгновенно стала мокрой. Долила больше воды и соль начала растворяться. Отсюда можно сделать вывод, что соль хорошо впитывает воду и хорошо растворяется в ней (Приложение Рис. 1). Понюхала соль и сделала вывод, что немного присутствует запах.
Итак, основные физические свойства соли.
Вещество |
Физическое состояние |
|||
Состояние вещества |
Цвет |
Растворимость |
Запах |
|
Поваренная соль |
Твердое |
Белый |
Хорошая |
Есть, слабый, |
Для моего творчества мне понадобится цветная соль. Как же ее раскрасить и чем? А возможно в домашних условиях соль не получится сделать цветной?
Приступим к эксперименту по окрашиванию соли:
Сначала я взяла сухую пищевую краску и смешала ее с солью. Соль не окрасилась.
Отсюда делаем вывод, что сухой порошкообразный краситель, соприкасаясь с солью, не окрашивает ее.
Попробуем сделать цветную соль с помощью акварельных красок. Набираю акварельную краску, и раскрашиваю кисточкой соль. Соль стала цветной! И лучше таким способом получилось раскрасить большие кристаллики соли. Вывод: Соль можно раскрасить акварельными красками. (Приложение рис.2)
Теперь берем гуашь. Смешиваю ее с солью в целлофановом пакете. Соль окрасилась.
Вывод: Соль можно сделать цветной. И мне удалось это при помощи гуашевой краски. (Приложение рис.3)
Краска для батика также преобразила соль в яркую цветную.
Правда эти краски впитались в соль. Цветная соль после такого окрашивания мокрая. Чтобы она опять приобрела сыпучесть, я ее просушила. (Приложение рис4)
Попробовала для данного преображения использовать цветные восковые мелки. Соль красится, но этот процесс занимает много времени и сил.
А простой цветной мел окрашивает соль быстро, легко, в красивые пастельные тона. К тому же она сухая, сыпучая и ее сразу же можно использовать для задуманной работы. (Приложение рис.5)
Вывод: Соль можно покрасить восковыми мелками и цветным мелом.
Отсюда следует, что соль можно сделать цветной и для этого есть несколько разных и доступных в домашних условиях способов.
А теперь, когда мы узнали о необходимых для нас свойствах соли и покрасили ее в разные цвета можно попробовать выполнить поделку. Сначала я ее сделаю из соленого теста.
Для этого я смешала соль, муку и воду, замесила тесто. (Приложение рис.6)
Я думала, что этим тестом можно лепить как пластилином. Но попробовав слепить объемную фигурку, я поняла, что тестом сложно вылепить мелкие и тонкие детали. Оно сразу не засыхает и изделие как бы проседает, «плывет». Отсюда я поняла, что из соленого теста у меня лучше получится плоское изделие и решила сделать рыбку-мукосолку.
На Русском Севере рыбки из солёного теста (мукосолки) служили не простыми украшениями и игрушками, а оберегами. "Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие", - так говорили в праздники в северных русских деревнях, даря произведения из соленого теста. Поэтому моя рыбка может быть украшением интерьера или подарком к празднику. (Приложение рис. 7; 8)
Дальше я решила использовать цветную соль и выполнить декоративные бутылки (насыпушки), которые украсят интерьер дома. Технология изготовления самой простой насыпушки заключается в том, что последовательно насыпаются в декоративную бутылку слои соли разного цвета. (Приложение рис.9)
А потом мы еще узнали, что есть египетский сувенир – рисунок песком внутри бутылки. И изучив информацию в интернете, очень захотелось сделать сувенир при помощи соли. Для этого смастерили своё приспособление - воронку, чтобы насыпать соль, взяли спицу и зубочистку для рисования. Сразу было трудно понять, как это происходит, но после нескольких попыток стало более понятно. Поэтому я сделала такой вывод: Для того, чтобы рисовать цветной солью внутри бутылки необходимо последовательно насыпать соль разных цветов. Верхним цветом рисуем на нижних слоях путем прокладывания необходимой «дорожки» по внутренней стенке бутылки с помощью спицы. Попробовали крупную и мелкую соль и сделали вывод, что для таких рисунков подходит самая мелкая соль. (Приложение рис.10) .
Как то мы видели панно из каменной крошки (Приложение рис.11). И вот рассмотрели свои цветные кристаллики соли и увидели, что они похожи на камушки. Как же их прикрепить к основе? Взяла клей канцелярский и ПВА. Провела такой эксперимент: Посыпала соль на канцелярский клей и на клей ПВА. Соль хорошо приклеилась и в первом и во втором случае. Вывод: для того чтобы соль соединить с основой (картоном) можно использовать клей канцелярский или ПВА. Мне более привычно для поделок использовать клей ПВА. В первом случае на клей я сыпала цветную соль (рис. 12) во втором – белую, а затем красила акварельными красками, которые быстро впитываются, как бы растекаясь красивым цветным пятном по белой соли (Приложение рис.13: 14).
Вот мы выложили на картоне с помощью клея ПВА и соли соленый пейзаж – зимний и летний (рис. 15; 16). Эти панно выполнили в такой последовательности:
- загрунтовали акриловой краской и клеем ПВА плотный картон, чтобы получить белую основу (рис. 17);
- из лейкопластыря вырезали ствол и ветки дерева и куста;
- прикрепили дерево и куст к загрунтованному картону (рис. 18);
- поочередно покрыли фон клеем и мелкой цветной солью (рис. 19);
- стряхнули лишнюю соль;
- с помощью пинцета убрали лейкопластырь;
- при помощи кисточки акварельной краской подчеркнули ствол и ветки дерева и куста;
- покрасили кисточкой акварельной краской крупные кристаллы соли;
- Нанесли в нужных местах клей и прикрепили крупные «камушки» (рис. 20)
Вот таким образом я рисовала солью. Мне стало интересно, а знают ли мои одноклассники, что можно рисовать солью и сделала опрос.
Вопрос |
Знаешь ли ты, что можно рисовать солью? |
||
Кол-во одноклассников |
Не знаю |
Что-то слышал об этом |
знаю |
23 |
14 |
6 |
3 |
Из опроса следует, что из 23 моих одноклассников только трое знают о том, что можно рисовать солью. А большинство (14 человек) не знают. 6 человек что-то слышали об этом.
Вывод: Рисование солью – это необычная и малоизвестная техника.
Думаю такие приемы и технику можно моим сверстникам осваивать на внеурочной деятельности. А оригинальные произведения из соли займут достойное место в оформлении домашних или школьных интерьеров.
Мы исследовали основные свойства соли, сделали ее разноцветной, и я смогла освоить некоторые технологии изготовления декоративных изделий с использованием соли. Применила их при создании творческих работ (Приложение стр. 10). Мне удалось с помощью соли изготовить предметы украшения для декорирования интерьера. Рыбки-мукосолки украшение на кухне. Декоративные бутылки хорошо разместить на полках и столе, а панно из соли могут украсить как домашний, так и школьный интерьеры. Уже в процессе практической деятельности возникли новые идеи. На будущее мы запланировали исследовать еще больше способов и приемов работы в этой нетрадиционной технике и создать новые оригинальные изделия.
Список источников информации
Большая энциклопедия школьника Москва -2006
Буянова Н.Ю. Я познаю мир: Детская энциклопедия: М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД» 1998г.
Курланский Марк. Всеобщая история соли. М.: Ж Колибри, 2007 г.
Интернет-ресурсы:
Интернет: http://www.edka.ru/article/7ol/int/morckaa_col.htm
Поваренная соль. Интернет: http://www.edka.ru/article/7ol/int/povarennaa_col.htm
Соль- древнейшее из лекарств. Интернет: http://www.abcslim.ru/articles/523/sol/
Соль и виды соли. Интернет: http://www.edka.ru/article/7ol/int/col_i_vidy_coli.htm
Соль. http://www.bizmi.ru/articles/sol/sol.html
Соль. http://www.edka.ru/article/7ol/int/col.htm
Факты о соли. Интернет: http://dietwink.com/fakty-o-soli/
Приложение.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 11
Рис. 12
Рис. 13
Рис. 14
Рис. 15
Рис. 16
Рис.17
Рис.18
Рис.19
Рис. 20
23