У каждого народа тысячелетиями складывался свой жизненный уклад, язык, своя материальная культура. Если обратиться к литературе, можно найти немало произведений, отражающих традиции народа и кулинарные предпочтения.
Цель исследовательской работы «Использование природных ресурсов в рецептуре и их отражение в художественных произведениях кыштымских авторов» - проследить, как в художественной литературе находит отражения тема рецептуры и выявить взаимосвязь с природными ресурсами нашей местности.
Для того чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить особенности природных ресурсов Кыштымского городского округа;
Определить этимологию рецептуры;
Выбрать художественные произведения, отвечающие теме исследования;
Сопоставить рецептуру и литературу писателей Кыштыма.
Меня заинтересовал этот проект, т.к., увлекаясь чтением художественной литературы, я заметила частое отражение темы еды, которая оказывается универсальной, поскольку базируется на первой из главных естественных человеческих потребностей. Исходя из этого, я решила проследить отражение данной темы в произведениях кыштымских авторов и сопоставить с природными условиями нашего края.
В результате проделанной работы, я предполагаю улучшить и пополнить знания о природных ресурсах родного края, узнать о различных технологиях приготовления блюд, имеющих отражение в произведениях писателей Кыштыма.
1 Природные богатства Южного УралаКогда говорят о России,Я вижу свой синий Урал.Как девочки,Сосны босыеСбегают с заснеженных скал.В лугах,На ковровых просторах,Среди плодоносных полей,Лежат голубые озёраОсколками древних морей.Богаче, чем краски рассвета,Светлее, чем звёздный узор,Земные огни самоцветовВ торжественном сумраке гор. (Л. Татьяничева)
От далекого Северного Ледовитого океана до вольных Прикаспийских степей простирается древнейший горный мир - Урал. Старинные легенды говорят о том, что слово « Урал» произошло от сокращения башкирских слов «Ур» - возвышенная приподнятая часть земли и «ал» - начало слова «алтын» (золото). Ни одна страна, ни один уголок нашей планеты не может сравниться с Уралом по богатству и разнообразию минеральных ресурсов. «Моя вера в Россию прибыла и окрепла от знакомства с Уралом»,- писал знаменитый химик Дмитрий Иванович Менделеев после его поездки по уральским заводам. Немало страниц своих повестей и романов посвятили Уралу Д. Мамин -Сибиряк, А. Герцен, П. Бажов и другие. Не случайно уральский писатель Павел Петрович Бажов никогда не ездил на курорты Крыма, Кавказа, его нельзя было прельстить красотами знойного юга. Родная уральская природа была ему ближе. Влюбленный в свой край, он почти никогда надолго не расставался с ним и именно здесь творил свои волшебные сказы.
Южный Урал - это сказочно богатый край. Уникальность его состоит в многочисленных озерах, лесах, растениях, животных, в богатейших месторождениях самых различных камней. [6]
У каждого народа тысячелетиями складывался свой жизненный уклад, язык, своя материальная культура. История русской кухни, обычаи нашего стола – одна из важнейших частей материальной культуры русской нации, семейного и общественного быта. Пища русского народа, как и любого другого, самым непосредственным образом связана с природными и социально-экономическими условиями жизни, и в то же время ее отличает устойчивость национальных форм. Это выражается в самом характере питания русских людей, способах и порядке приготовления блюд, привычках и предпочтениях, особенностях рациона, да и самого приема пищи. На чем же основана кухня нашего края? Природные условия Урала – климат, обилие водоемов и лесов – сформировали хозяйственный уклад жизни наших предков, их привычки и нрав, характер питания. [1]
Мы рассмотрели богатства Урала. Можно более подробно остановиться на характере питания, который был сформирован природными условиями. Кыштым богат озёрами, за что его и называют Уральской Венецией, в озёрах его водится много рыбы, поэтому распространёнными блюдами были уха и рыбные пироги.
Всегда высоко ценились разные кушанья из рыбы. Предки наши считали, что чем больше рыбы на столе и громаднее ее размеры, тем выше почет для гостей. Русские повара достигли в своем искусстве такого совершенства, что, подобно магам, могли «превращать» рыбу в петухов, кур, гусей, уток, не только придавая блюдам форму этих птиц, но даже имитируя их вкус. В русской кулинарной литературе такие кушанья называли поддельными: «поддельный заяц», «поддельный гусь» и т.д.
2 Этимология слова «уха»Версии происхождения названия блюда уха в основном сводятся к следующей: слово «уха» происходит от древнего индоевропейского корня jusa, означавшему «отвар» («жидкость»). От данного корня образовалось слово jucha, которое, утратив начальный j, дало слово «уха». Подтверждением тому служат примеры в других языках, берущие своё начало от корня jusa в украинском языке — юшка, в белорусском — уха, тот же корень имеют древнепрусское слово juse (суп с мясом), латинское ius (похлёбка), литовское ju’s`'e (рыбный суп), сербо-хорватское jуха (похлёбка), словенское jucha (суп), чешское jicha (соус). Кроме того, очевидно существует связь и с древним индоевропейским корнем yauti (смешивать), и таким образом мы можем придти к выводу, что этимологически слово уха определяется как смешанное варево, смешанный отвар.
Уха – жидкое горячее рыбное блюдо, которое, однако, неправильно было бы называть рыбным супом. Название «уха» закрепилось исключительно за рыбным бульоном только с конца XVII – начала XVIII вв. В XI – XII вв. «ухой» называли также навар из мяса, в XVI – XVII вв. – из курицы. Однако уже с XV в. уху всё чаще начинают делать из рыбы, которая лучше других продуктов давала возможность создать блюдо, принципиально отличающееся от остальных жидких блюд русского стола. Уха превратилась в блюдо быстрого приготовления, с прозрачной жидкостью, похожей на бульон, поэтому её нельзя заправлять, как рыбный суп, маслом, крупой, мукой, пережаренным луком и т. п. [7]
3 Рецепты приготовления ухиУхой, или вологой, когда-то называли самые разные отвары из мяса, птицы, рыбы и даже сладкие супы. Существуют самые разные способы приготовления ухи «по-старинному». Варили ее из разных пород рыб. Причем рыба подбиралась таким образом, чтобы получить определенное качество бульона. Рыбная мелочь (ерши, окуни) придавала бульону специфический дух и крепость, а благородные породы рыб (сиг, налим) сообщали ему «сладость» и «нежность». [2]
Уха из рыбьих голов
Бюджетный вариант ухи на обед. Вкусно, дешево и сердито.
Головы рыбьи, картофель, лук репчатый, морковь, масло растительное, паприка молотая, лавровый лист, соль, перец чёрный молотый, зелень
Простой рыбный суп (рыбацкая уха)
Самая простая уха - рецепт, который никогда не подводит. Рыбацкий суп - это всегда вкусно!
Рыба, картофель, лук, лук зелёный, морковь, вода, зелень, соль, перец горошком, лавровый лист
Уха наваристая с рисом
Если вы любите рыбные блюда, часто готовите рыбное филе и котлеты, то у вас должны оставаться рыбные головы, хребты и хвосты. Части рыбы можно замораживать, а затем одним махом разморозить и сварить вкусный наваристый рыбный бульон. Предлагаю приготовить сытную уху с рисом.
Головы рыбьи, рыба, картофель, лук репчатый, морковь, рис, зелень укропа, масло растительное, соль, перец чёрный
Уха из судака
Уха из судака вкусная, ароматная и быстро готовится.
Судак, картофель, лук, морковь, лавровый лист, перец чёрный горошком, соль, зелень укропа.
Уха из карася
Карась – рыбка простая, доступная, но очень вкусная. Рецепты из карася разнообразны, но, пожалуй, самые известные – это караси в сметане и, конечно, уха из карасей.
Карась, вода, лук репчатый, картофель, морковь, корень петрушки, корень сельдерея, пшено, чеснок, сало, лавровый лист, перец чёрный, перец чёрный горошком...
Уха обыкновенная
Рыба, картофель, луковицы, соль, лавровый лист, перец чёрный молотый, укроп. [9]
4 Отражение рецептов ухи в творчестве кыштымских писателейМихаил Аношкин «Кыштымские были»: «Уха! Если бы в ресторанах умели готовить такую уху, какую готовят на берегу кыштымцы, пожалуй, в ресторанах не было бы отбоя от посетителей и те рестораны прославились бы на весь мир.
Да, нигде не умеют готовить такую уху, как в Кыштыме. Некоторые придумывают всякую там "многоэтажную", но все это чистейшая ерунда. Мол, нужно сварить рыбью мелочь, потом рыбешку выбросить, а на отваре уже сварить настоящую уху - из щуки, крупных окуней или линей.
Нет, это кулинарные излишества. Лучше нет простой незатейливой ухи. Сначала надо сварить картошку, потом засыпать рыбу. Дать ей закипеть на крутом огне и сразу же крутой огонь убрать, а доваривать на медленном. Так уха лучше "доходит". Чебачишек надо обязательно выпотрошить, окуней нет, больше вкуса будет. Когда у окуней побелеют глаза, уха готова. Еще хорошо сдобрить перцем, укропом, лавровым листом. Зеленый лук кладут только тогда, когда садятся за еду.
На зеленой травке расстилается плащ, ставится ведро с ухой и начинается пир. И почему еще уха хороша - так это от дымка. Она попахивает этим дымком и становится еще ароматнее и вкуснее.
Такую-то уху и расхлебали Григорий Петрович с Николаем на берегу Травакуля».[3]
5 Пироги – русское национальное блюдоПироги – национальное русское кушанье, которое, по сути, представляет собой хлеб с начинкой. Русские люди относились к пирогу с таким же почтением, как и к самому хлебу. Также как и с хлебом, с пирогами связана масса традиций, пословиц и поговорок, народных сказаний. Историки затрудняются точно сказать, когда именно на Руси появился первый пирог. Ясно одно – это случилось много сотен лет назад. Также не до конца определено и происхождение слова «пирог». По одной из версий оно произошло от древнерусского «пыро», что значило «пшеница». Однако, слова «пирог» и «пир» также имеют общий корень, и их сходство выглядит весьма очевидным. Рыбник – это пирог с рыбой, как правило, треугольной формы. В тесте могли запекать целую рыбину, посыпав ее луком и специями. По одной из исторических версий, пироги произошли в те времена, когда хлеб любили использовать в качестве посуды. Пирог представляет собой идеальное сочетание – основное блюдо, обернутое в тесто. Он сытный и не требует использования каких-либо столовых приборов. С пирогами связано множество русских традиций. Без пирога на столе не обходилось ни одно важное событие, будь то праздник, именины, свадьба или похороны. [8]
Сырейщиков Рудольф «Далёкое и близкое»: «Уже давненько дед – Зотов Василий Саввинович переехал после распада общины Саввинычей на Улагаче в Кыштым. Построил свой дом, обзаведясь большим домашним хозяйством, образовал семью из восьми человек. Работал лесником, построил на приглянувшейся ему реке Наноге заимку, где разводил пчёл. Оттуда привозил много рыбы, ловил её на ивовые «морды» и сети. Особенно любил линей. Жена Мария Степановна пекла из них знатные по всей округе пироги в русской печи с высоким подом с хорошо поднимающимся, пропеченным, запашистым тестом на тонкой нижней промасленной корочке. Пирог доставлял удовольствие самому хозяину и его домочадцам. Духмяный запах пирогов распространялся по всей ближайшей округе, и все соседи уже знали, что это сам Саввиныч приехал с заимки». [4]
6 Использование лесных ресурсовТакже Кыштымские городской округ богат лесами. В лесах есть много ягод и грибов. Их заготавливают на зиму, из грибов варят суп, делают пироги, из ягод – варенье, пирожки.
Юрий Кузнецов «Немного о жизни»: «Летом в хорошую погоду, в выходной день, родители любили ходить в лес. Мать готовила сумки с пирогами, отец иногда брал «мерзавчик» водки, и мы приходили на излюбленное место на берегу озера, разжигали костер и в большом медном чайнике кипятили чай. А я закидывал удочки и начинал рыбачить. Какая благодать была в лесу! Ягод было много – клубника, земляника, черника, костяника, малина, клюква, черемуха, рябина… Их бережно собирали в большие корзины. Черемуху и рябину брали осторожно, чтобы не повредить деревья. Дома собранные ягода перерабатывались в варенье, которое раскладывалось в глиняные банки и опускалось в погреба на длительное хранение. Конечно, все ходили и по грибы. Осторожно, чтобы не повредить грибницу, ножом срезали гриб и укладывали в принесенную тару. За грибами многие ездили на лошадях, их собирали в большие решетки, и не доезжая до поселка мыли в быстрой речке Кыштымке. Хранили грибы в больших глиняных корчагах. Но заготовка ягод и грибов занимала всего несколько летних дней».[5]
7 Традиции моей семьиУха
Очищенную рыбу (окуни, ерши, чебаки) опустить в кипящую воду, подсолить. Соли добавить побольше, т.к. рыба любит соль. Когда у рыбы побелеют глаза, достать её из котелка. В эту воду опустить вторую порцию рыбы (судак, лещ (без брюшка)). Картошку некрупную разделить на 4 части, 2-3 луковицы разрезать напополам, лавровый лист, чёрный перец также опустить в эту воду. Вода должна покрывать картошку на 2 пальца. Помешивать ложкой вдоль стенки котелка. По готовности картошки на отдельное блюдо выкладывать рыбу слоями, дополнительно подсаливая. Картошка выкладывается по периметру рыбы. Юшка разливается по кружкам. Приятного аппетита!
Пирог с рыбой
Дрожжевое тесто раскатать по размеру листика так, чтобы тесто заходило на бортики листа. На это тесто налить столовую ложку подсолнечного масла, ровно столько же сливочного. Положить слой кольцами тонко нарезанного лука, поверх лука выложить чищенную подсоленную рыбу. Если рыба крупная, то лучше её нарезать кусками, а если мелкая – выложить целиком. Для пирога годится всякая рыба, но судак, сиг, рипус, щука в пироге суховаты, поэтому нужно добавить леща без брюшка, так как он очень жирный, тогда эта рыба сухой не будет. Окунь, чебак подходят для пирога без леща. Поверх слоя рыбы выложить слой лука, поперчить, добавить пару листиков лаврового листа, закрыть верх тестом, защипать края и не забыть сделать по середине отверстие для выхода пара. Готовится в духовке 40-50 минут, до золотистой верхней корочки теста. По готовности верхнюю корочку смазать сливочным маслом, закрыть чистым полотенцем, дать пирогу «отдохнуть» 10-15 минут. Пирог ставить на стол на листике, верхнюю корочку открывать руками. Рыбный пирог ножом не режется! Присказка: «От нашего стола – вашему столу, разрешите явству внесть. Сами вскроете или нам позволите?»
ЗаключениеВ ходе проделанной работы я узнала много нового из этимологии названий рецептов, о различных вариантах технологии приготовления блюд. А также о влиянии природных ресурсов определенной территории на кулинарные предпочтения жителей, и отражение темы еды в произведениях авторов
Сравнивая различные технологии приготовления блюд, я пришла к выводу, что в художественных произведениях кыштымских писателей находят отражения рецепты блюд, имеющие непосредственное отношение к природным ресурсам Кыштымского округа.
С помощью моей работы я хочу показать, что рецептура блюд находит отражение в художественной литературе и это взаимосвязано с условиями определенной местности.
Такие мероприятия, как конференции очень важны: они выявляют познавательный интерес ученика, развивают аналитическое и творческое мышление. Система научно-исследовательских работ – одно из средств повышения уровня обучения. Развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач, поиску способов их выполнения.
Я считаю работу интересной, познавательной и трудоемкой, потому что в ходе работы я узнала много нового из этимологии слов, научилась сравнивать, анализировать и делать выводы.
Используемая литератураЕ.М.Величко, Н.И.Ковалев, В.В.Усов Русская народная кухня, - М. «Колос», 1992;
В.М.Ковалев, Н.П.Могильный Русская кухня: традиции и обычаи, - М. «Советская Россия», 1990;
М.Аношкин Кыштымские были, - М. «Современник», 1979;
Р.Сырейщиков Далекое и близкое, Кыштым, 2008;
Ю.Кузнецов Немного о жизни, - Магнитогорск, 1997
https://multiurok.ru/blog/boghatstva-urala.html
http://social.black-team.org/clubs/8_istorija-uhi-i-pravila-ee-prigotovlenija.html
http://www.hlebopek.com/articles/istorija_russkogo_piroga.html
http://www.russianfood.com/recipes/?fid=54
16