Введение
Удивительно, но среди огромного количества всевозможных видов конструкторов, а также готовых, даже начиненных сложными механизмами и микрокомпьютерами, моделей больше всего привлекает именно Лего. Все равно Лего!
Я точно знаю, что сегодня лего-конструированием увлечены не только ребята моего возраста (сейчас мне 10 лет), но и дети гораздо более младшего возраста, и, с другой стороны, уже совсем взрослые люди. К слову, с удивительным миром Лего меня более шести лет назад познакомила никто иной как моя родная бабушка. И, более того, именно она научила меня бережно и внимательно относиться к этому конструктору. Воспринимать его ни как бестолковую забаву, игрушку «на час» и тому подобное, а как бесконечную перспективу возможностей: от создания авторских моделей до нетрадиционного применения Лего, например, для создания анимации…
Именно в этом я вижу актуальность выбранной мной темы – формированию принципиально нового отношения к лего-конструированию. Не только как «простой игрушке», а как к чему-то гораздо большему, не имеющему границ источнику вдохновения и реализации идей.
Отсюда, кстати, возникает гипотеза: лего-констуирование – один из лучших способов развития современной личности, потому что это универсальный инструмент для творчества. Не важно – ребенка или взрослого!
Цель моей работы: С помощью изучения истории создания Лего, сравнения с другими видами конструкторов, а также собственного конструирования и иного прикладного использования Лего доказать выдвинутую мной гипотезу.
Предмет изучения: Лего-конструкторы.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения Лего
2. Сравнить Лего с другими видами конструкторов
3. Определить наиболее востребованные опции Лего-конструирования с помощью инструментов сети Интернет (поисковой системы Яндекс и видеохостинга YouTube)
4. Провести эксперименты
5. Обработать полученные данные и сделать выводы
Методы решения поставленных задач:
1. Поиск и анализ информации
2. Наблюдение
3. Исследование
4. Получение выводов
Мне кажется, моя работа будет иметь практическую значимость, поможет изменить отношение к лего-конструированию – научит воспринимать Лего не только как отличную развивающую игру, но и как универсальный инструмент для творчества без границ.
Глава 1. Все, что хотелось бы знать о Лего
1.1. История создания Лего
Эра Лего началась в далеком 1932-м году, когда рядовой плотник Оле Кирк Кристиансен открыл маленькое предприятие по производству бытовых изделий из дерева и, в том числе, деревянных игрушек. Спустя два года, в 1934-м году, Кирк зарегистрировал торговую марку LEGO, что означает с датского «leg» - «хорошо», а «godt» - «играю». С более древней латыни «lego» переводится как «я учусь».
До 50-х годов прошлого столетия фирма Кристиансена изготовляла в основной своей массе деревянные модели и блоки. Технологии совершенствовались, и вот блок с креплениями, похожими на маленькие округлые шипы, производства 1958-го года выпуска стал таким же, каким его знают современные дети!
К слову, примерно в это же время детали Лего стали делать из специальной «органической» пластмассы, абсолютно безопасной и нетоксичной. Вероятно, в том числе и поэтому лего-конструкторы такие дорогие.
Сегодня почти десять тысяч человек трудятся над созданием конструкторов на 37 предприятиях Лего. Ежегодно появляются все новые и новые наборы конструкторов и человечков на самые разные сюжеты. Совершенные конструкторы продаются в 130-и странах мира! В самой Дании в небольшом городке Биллунде с 1968-го года с успехом функционирует уникальный парк отдыха Legoland.
1.2. Отличие конструкторов Лего
от других видов конструкторов и техник моделирования
Как видно, из истории возникновения, к своему глобальному успеху Лего пришло не сразу. Конечно, сейчас каждый от мала до велика в любой точке нашей планеты с вероятностью 97% знает, что из себя представляют эти конструкторы, из каких основных элементов они состоят. Почему они так популярны, породив бесчисленное множество подобных аналогов-«подделок»?
Предположу, что секрет не только в исключительном качестве деталей, постоянном обновлении и усовершенствовании ассортимента, или классной рекламе. Все дело в сути, в том, для чего собственно это Лего создавалось.
Прежде всего, Лего – это игрушка-конструктор. Кроме Лего существует с десяток других видов конструкторов1. Они окружают нас с самого раннего возраста, начиная с простейших пирамидок и кубиков. Конструкторы могут быть сделаны из пластика, металла, дерева, состоять из комбинированных материалов, даже включать в себя микрокомпьютеры и другие сложные механизмы и детали, состоять из нескольких цветов и т.д. Также, в одном случае подразумевается сбор модели в команде (два-три и более детей), а в другом это может быть индивидуальная игра (когда конструктор собираю только я один). Но всех их объединяет главное – конструирование, создание предложенной автором модели. Например, мозаики определенного узора в соответствии с предложенным авторами образцом.
Лего так же, как и остальные конструкторы, предлагает мне создать, то есть сконструировать определенную модель на определенный сюжет. К
_______________________________________________________________
1 Приложение I
деталям, для удобства сборки разложенным по пронумерованным пакетам, прилагается подробная инструкция… Почему же тогда, Лего так интересно и никогда не надоедает.
Думаю, ответ в универсальности лего-конструкторов. Я сам очень быстро понял, что каждый из наборов можно комбинировать друг с другом. Из Лего можно собрать такие объекты, как транспортные средства, здания, движущихся роботов. Все, что построено, можно потом разобрать, а детали использовать для создания, например, собственных авторских моделей и объектов.
Благодаря информации из популярной виртуальной энциклопедии Wikipedia узнал очень интересный факт: к 50-летию изобретения конструктора была выпущена коробочка с шестью разноцветными кубиками 2х4, то есть с восемью шипами каждый, которые можно соединить между собой 915 103 765 способами. То есть, это почти миллиард комбинаций!
Ни один из каких-либо других видов конструкторов и техник моделирования на сегодняшний момент не может «предложить» мне что-то подобное.
1.3. Лего-конструирование
как универсальный способ развития детей и взрослых
О пользе лего-конструкторов для развития можно говорить бесконечно. Это и:
развитие мелкой моторики рук, что оказывает непосредственное влияние на развитие речи и умственных способностей;
развитие и совершенствование структурно-логического мышления, что помогает выстраивать объемные конструкции, и, кроме того, разбираться в схемах, инструкциях;
развитие настойчивости, усидчивости и внимательности, ведь сборка различных деталей в одно целое – дело непростое;
наработка таких ценных качеств характера, как терпение, спокойствие, умение переносить неудачи;
стимуляция в игровой форме образного, логического мышления, развитие памяти;
реализация мыслей и фантазий, ведь конструктор не ограничен никакими рамками, поэтому можно легко сотворить самые разные формы и объекты;
обучение четким последовательным действиям – при необходимости соблюдать инструкцию;
возможность создавать неповторимые фантазийные проекты.
К слову, мне мои лего-конструкторы никогда не надоедают и позволяют примерить на себя роль великого изобретателя-конструктора. И, мне кажется, таких, представляющих себя инженерами-конструкторами – любителей лего, немало.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Методы и материалы исследования
Практическая часть моей работы представляет собой два основных блока:
Блок 1 – применение поискового метода для определения наиболее популярных и востребованных опций лего-конструирования при использовании инструментов сети Интернет (поисковой системы Яндекс и видеохостинга YouTube). Результаты применения методов представлены в диаграмме и сводной таблице.1
Блок 2 – проведение экспериментов на предмет подтверждения универсальности применения лего-конструкторов в нашей жизни.2
________________________________________________________________
1 Приложение II и III
2 Приложение IV и V
2.2. Определение наиболее популярных опций лего-конструирования
Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что конструкторы Лего это отнюдь не только качественный набор деталей и механизмов для развития детей. Еще раз повторюсь, что Лего любят и почитают люди всех возрастов, привычек, уровня образованности и так далее.
Более того, в подтверждение своей гипотезы (о том, что на собирании различных моделей заканчивается отнюдь НЕ весь интерес к Лего) я попытался проанализировать, что же мы «хотим» от Лего с помощью инструментов сети Интернет. К сети Интернет я обратился потому, что на сегодняшний день только этот источник информации мне видится наиболее исчерпывающим, а значит, максимально достоверным в своих результатах.
В поисковую систему Яндекс я набрал запрос «лего», при этом исключил рекламный директ. Запрос выдал мне 163 000 000 результатов, при чем за месяц (с 01 по 24 февраля 2017 года) – более 5 000 000 результатов-упоминаний, из которых четко выделилось 4 «лидера» списка:
1 лидер – официальный сайт lego.com
2 лидер – сеть сертифицированных магазинов Lego
3 лидер – Игры Лего Онлайн
4 лидер - Видео, посвященные Лего
Видео меня особенно заинтересовало, и я обратился к другому популярному инструменту сети Интернет – видеохостингу YouTube, где получил следующие впечатляющие результаты. В поле поиска я набрал «лего-мультфильм». Видеохостинг предложил мне к просмотру 13 200 000 видео-анимаций, созданных как профессионалами по заказу корпорации Lego, так и непрофессионалами! То есть такими же, как я!
23 февраля 2017 года сузив запрос в поиске видеохостинга до варианта «лего-мультфильм на военную тематику на русском» я получил следующие результаты. Но, хочу принять во внимание, что предложенный топ-список посредством YouTube лего-мультфильмов, скорее всего, изменчив и не стабилен. Например, зависит от даты запроса – 23 февраля мы празднуем День защитников Отечества. И, вероятно, это повлияло на полученные результаты.
Итак, топ-3 лего-мультфильмов на военную тематику, снятых непрофессиональными мультипликаторами:
1. посвященные Сталинградской битве – 2 анимации – с количеством просмотров 4 839 203 и 2 379 977;
2. посвященные другим эпизодам Великой Отечественной войны – 3 анимации – с количеством просмотров 1 974 601, 1 009 037 и 278 804;
3. проект S.T.A.L.K.E.R. – 5 анимаций и более – с количеством от 100 000 до 1 000 000 просмотров.
2.3. Эксперименты
Запросы о Лего в сети Интернет, а также подробное изучение данной темы помогли мне провести собственные эксперименты.
Первый эксперимент: из 56-ти хаотично выбранных деталей Лего (из разных комплектов конструкторов) я решил создать 5 отличных друг от друга объектов.
Отмечу, что на сбор каждого объекта мне понадобилось не более 5-7-ми минут. Вывод: универсальность деталей лего-конструктора позволяет легко создавать все новые и новые модели. Все зависит только от широты собственной фантазии.
Второй эксперимент, технически более сложный, заключался в создании собственного лего-мультфильма.
В ходе сбора информации о Лего, мне стало известно, что на сегодняшний день созданием авторских лего-мультфильмов увлечены миллионы людей самых разных возрастов по всему миру.
Для лего-мульфильмов, в основном, применяется метод stop-motion, что в переводе на русский означает «покадровая съемка», то есть каждый фильм состоит из ряда фотографий, которые незаметно для глаза меняются и создают эффект плавного движения реальной жизни. Точно так же, например, снимаются кукольные мультфильмы.
Я, ввиду отсутствия навыков применения stop-motion, использовал обычную видеосъемку и собственный закадровый голос. Таким образом, на создание лего-мультфильма мне понадобились:
1. два съемочных дня;
2. подготовка, комплектование, расположение и использование реквизита (сбор и разбор объектов Лего в зависимости от сюжетной линии);
3. помощь друзей.
Мной было отснято более двух часов видеоматериала, из которого было «смонтировано» 3 серии продолжительностью 3 мин.20 сек., 7 мин.16 сек. и 7 мин. 22 секунды.
Бесспорный и очевидный плюс моего второго эксперимента заключается в полученном абсолютно новом опыте. Лего-конструирование помогло ощутить себя в совершенно новом, необычном для себя статусе – в роли аниматора-режиссера-оператора-актера! Было очень здорово!
Минус – надо признать, мой лего-мультфильм получился статичным. Я понял, что покадровая съемка или stop-motion, несмотря на всю свою трудоемкость, для создания лего-анимации дает более зрелищный, динамичный и тот самый «живой» эффект. Поэтому, возможно, в будущем буду применять именно этот метод.
Заключение
В рамках работы над проектом, посвященном лего-конструированию как универсальному инструменту для творчества, и обработки полученных данных в ходе практической части мной были сделаны следующие выводы:
1. в первую очередь конструкторы Лего используются по их прямому назначению, то есть как наборы деталей и элементов для создания моделей объектов по предложенным в наборах инструкциям и, параллельно, способствуют нашему умственному и физическому развитию;
2. возможно, идею применения Лего как универсального инструмента для творчества неосознанно предложили сами разработчики и авторы лего-конструкторов. Согласно информации виртуальной энциклопедии Wikipedia с начала 2000-х годов корпорация LEGO значительно расширила поле своей деятельности – наиболее успешными проектами стали создание компьютерных игр и мультфильмов (в виде сериалов и полнометражных анимаций). Со временем созданием собственных «самодельных» лего-мультфильмов увлеклись и по-прежнему увлекаются миллионы людей самых разных возрастов во всем мире, причем делают их на высоком технологическом уровне;
3. предположу, что в будущем лего-конструирование станет еще более универсальным инструментом для творчества. В особенности, будет востребована его прикладная составляющая. Уже сегодня, используя основные детали и элементы Лего, мы создаем и применяем в быту небольшие многофункциональные емкости под различную домашнюю утварь, делаем подставки под книги и гаджеты…
Настоящим открытием для меня стала информация о том, что в 2013-м году был запатентован особый лего-кирпич – по внешнему виду ни чем не отличающийся от стандартного кубика Лего, но с составом и размером обычного глиняного кирпича. Это новейший строительный материал, который все чаще применяется для возведения каменных домов и коттеджей!
Таким образом, с полной уверенностью могу сказать, что если на начальном, ознакомительном, этапе мы воспринимаем лего-конструирование как качественную развивающую игру, то, в дальнейшем, отношение к Лего меняется, становится более серьезным. И мы начинаем четко осознавать, что этот вид конструирования настоящая творческая кладовая.
Библиографический список
1. Злаказов А.С. Уроки ЛЕГО-конструирования в школе: методическое пособие / А.С. Злоказов, Г.А. Горшков, С.Г. Шевалдина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
2. Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
3. Машины, механизмы и конструкции с электроприводом. ПервоРобот LEGO WeDo. Книга для учителя. – М.: ИНТ.
4. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду М.: ТЦ Сфера, 2012
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/LEGO
6. http://ideas4parents.ru/rub_mamina_shkola/lego/prosto-pro-lego/lego.html
7. http://womenmag.ru/articles/kakova-polza-konstruktorov-lego
8. http://www.domovodstvo.kiev.ua/index.php/sovetyroditelyam/56-fizicheskoevospitanie/2284-polza-konstruktorov-lego-v-razvitii-rebenka
9. http://www.liveinternet.ru/users/timemechanic/post205365692
10. http://stopmotion.ucoz.ru/index/interesnoe_o_stop_motion/0-11
11. http://lego-video.ru/lego-stati/prakticheskoe-primenenie-lego-voprosi-soveti-rasskazi.html
Приложение I
Виды конструкторов
(случайная выборка по типу материала)
бумажные |
деревянные |
резиновые |
пластмассовые |
металлические |
магнитные |
электронные |
поролоновые |
пластиковые |
мозаика |
классические конструкторы Лего |
Приложение II
Результаты запроса «лего» в поисковой системе Яндекс сети Интернет
Лидеры выпадающего списка (без рекламного директа):
1 лидер – официальный сайт lego.com
2 лидер – сеть сертифицированных магазинов Lego
3 лидер – Игры Лего Онлайн
4 лидер – Видео, посвященные Лего
Приложение III
Результаты запроса «лего-мультфильм на военную тематику на русском» посредством видеохостинга YouTube сети Интернет
23 февраля 2017 г.
Описание, скрин выборочно |
Кол-во анимаций |
Кол-во просмотров |
посвященные Сталинградской битве |
2 |
4 839 203 2 379 977 |
посвященные другим эпизодам Великой Отечественной войны |
3 |
1 974 601 1 009 037 278 804 |
проект S.T.A.L.K.E.R. |
5 |
от 100 000 до 1 000 000 |
Приложение IV
Результаты эксперимента I:
из 56-ти хаотично выбранных деталей Лего (из разных комплектов конструкторов) мной создано 5 отличных друг от друга объектов.
описание |
фото |
Станция 1 |
|
Летательный аппарат 1 |
|
Летательный аппарат 2 |
|
Спутниковая тарелка с пультом управления |
|
Станция 2 с секретным входом |
Приложение V
Результаты эксперимента II: создание лего-мультфильма
описание |
скрин |
гиперссылка |
1 серия |
https://www.youtube.com/watch?v=e2RuCOqInaI&t=127s |
|
2 серия |
https://www.youtube.com/watch?v=I78gqKuenGs&t=7s |
|
3 серия |
https://www.youtube.com/watch?v=zCGQBGFEPro |