Актуальность: В.А.Сухомлинский писал: «Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка». [1] Рисование - это такой вид творчества, при котором ты можешь абстрагироваться от обыденного мира и погрузиться в нереальный мир фантастики либо скопировать окружающую действительность. [2] Рисование доступно каждому человеку, стоит только захотеть, купить лист бумаги, карандаши или краски. Рисование помогает развивать воображение, побыть человеку наедине с самим собой, со своими мыслями, оно расслабляет и отвлекает от повседневной суеты, что очень актуально сейчас, при нашем активном и очень быстром ритме жизни.
Проблема: В современном мире многие люди не знают, что существуют разные методы рисования. Рисовать можно не только кистями, поэтому мы решили рассказать об этом.
Разработанность исследуемой проблемы: Еще в 80-х годах Т.С. Комарова [2], изучая и анализируя детские рисунки, констатировала, что обучению технике рисования в дошкольных учреждениях уделяется мало внимания. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное.
В 90-е годы XX века отмечается большой интерес со стороны педагогов к использованию разнообразных изобразительных техник. Это обстоятельство объясняется тем, что именно в это время активно изменяется система образования в России, идет поиск эффективных путей, средств, методов развития детского изобразительного творчества, появляются новые вариативные педагогические программы и технологии.
В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей, смена детских поколений и их предпочтений, появление новых художественных приемов и техник. В связи с этим должны измениться и методы работы педагогов в области изобразительной деятельности с учащимися.
О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источников: [3] А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», [4] Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Гипотеза: Если мы найдем информацию о нетрадиционных методах рисования, то сможем сами научиться рисовать этими методами и научить других.
Цель проектно – исследовательской работы: Повышение уровня информированности людей разных возрастов о разных техниках рисования.
Для реализации цели были поставлены задачи:
1.Провести анкетирование среди учащихся в МАОУ СОШ №3;
2.Найти информацию о нетрадиционных и необычных методах рисования;
3.Научиться самим, рисовать разными способами;
4.Создать альманах и буклет о нетрадиционных методах рисования;
5.Провести мастер - класс среди учащихся МАОУ СОШ №3;
6. Провести эксперимент среди людей разных возрастов на умение усваивать новую технику рисования. (4 года, ученики нашей школы, 48 лет).
7.Составить и представить презентацию.
Методы проведенных исследований:теоретический - анкетирование учащихся, сравнительный анализ, изучение литературы [4] , практический - эксперимент, мастер - класс, наблюдение.
Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования.
Объект исследования: одноклассники, родственники, учащиеся старшей и младшей групп школьной изостудии.
Продукт исследования: альманах, рисунки, буклеты, презентация.
План исследования был составлен для осуществления поставленных целей и задач:
№ |
Содержание |
Сроки |
1 |
Выбор темы. |
Ноябрь |
2 |
Анкетирование учащихся. |
Декабрь |
3 |
Сбор информации о нетрадиционном рисовании. |
Декабрь |
4 |
Обучение новым навыкам рисования учащихся МАОУ СОШ № 3 |
Декабрь - январь |
5 |
Создание альманаха. |
Январь |
6 |
Провести мастер – классы с учащимися МАОУ СОШ № 3. |
Январь - февраль |
7 |
Эксперимент с разновозрастными людьми |
Январь |
8 |
Делимся опытом с детскими садами |
Январь |
9 |
Подготовка итогового материала, оформление презентации. |
Февраль |
10 |
Представление презентации на ШНОУ. |
Февраль |
Ход работы:
Провели анкетирование учащихся МАОУ СОШ № 3 на знание - незнание нетрадиционных техник рисования.
Изучили самостоятельно литературу и ряд видео-уроков по нетрадиционным техникам рисования.
Научились самостоятельно нескольким техникам нетрадиционного рисования таким, как: кляксография, эбру на молоке, рисование на наждачной бумаге, рисование мыльными пузырями, техника мятой бумаги, энкаустика, цветные ладошки.
Создали альманах, посвященный семи методам нетрадиционных техник рисования.
Изготовили буклет, где пошагово расписали все изученные нетрадиционные техники рисования, и поделились этим опытом с воспитателями детского сада «Белоснежка» и «Росинка».
Провели три мастер-класса среди учащихся МАОУ СОШ № 3 6Б класса, а также старшей и младшей группы школьной изостудии.
Провели эксперимент среди людей двух разных возрастных категорий (4 года и 48 лет). В конце эксперимента мы получили хороший результат, но справился лучше всех ребенок 4 лет, у взрослого эксперимент длился немного дольше, но в целом оба получили положительные эмоции.
Термин «нетрадиционный» предполагает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, привычными. Многие дети и взрослые очень любят рисовать, но когда у них что- то не получается, они начинают сомневаться в своём результате и уходят от своей цели научиться рисовать. А если они попробуют воспроизвести какие - либо нетрадиционные методы рисования, где требуется не аккуратность, а только фантазия, они вновь захотят изучать вид этого творчества. Рисование имеет огромное значение в формировании личности человека. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности, память, внимание, мелкую моторику рук, учит думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для того чтобы развивать творческое воображение, необходима особая организация изобразительной деятельности.
Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Например: рисование мятой бумагой, губкой, пальчиками, восковыми мелками, мыльными пузырями, а также рисование красками на молоке. Рисовать можно любыми материалами. Все зависит от фантазии.
Для того чтобы понять, насколько хорошо учащиеся нашей школы знают о нетрадиционных техниках рисования, мы провели анкетирование, где были заданы следующие вопросы:
1. Знакомы ли вы с нетрадиционными методами рисования?
2. Если да, то, с какими?
Участвующие в опросе: |
Знакомы ли вы с нетрадиционными методами рисования? |
Если да, то, с какими? |
||||
класс |
Кол-во учащихся |
знакомы |
не знакомы |
|||
6Б |
20 |
6 |
14 |
Рисование ладошками, рисование песком, клеем, свечой |
||
Старшая группа изостудии |
25 |
13 |
12 |
Рисование ладошками, пальцами, граффити |
||
Младшая группа изостудии |
16 |
6 |
10 |
Пальчиками, клеем, мятой бумагой, граффити |
На основе полученных результатов мы составили диаграмму.
ДИАГРАММА НА ВХОДЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Исходя из результатов анкетирования, проведённого нами, мы начали искать информацию о нетрадиционных методах рисования, которых почти не было в ответах учащихся. Выбрали семь направлений: энкаустика, эбру на молоке, рисование мыльными пузырями, на наждачной бумаге, мятой бумагой, кляксография и рисование ладошками.
Рисование мыльными пузырями
Рисунки в этой технике всегда получаются очень необычными и разнообразными, поэтому детям очень интересно с ними экспериментировать и фантазировать
Необходимые для работы материалы: белый или цветной лист бумаги для принтера формата А 4, гуашь, кисти, баночка для воды, ёмкость для разведения краски, трубочка.
Рис. 1
Эбру (рисование на молоке)
Эбру – это уникальная техника рисования, которая предполагает создание узора на воде и дальнейшее их перенесение на бумагу или ткань. Когда и как появилась эта техника рисования, до сих пор неизвестно. Некоторые считают, что первые рисунки были сделаны в Турции. Для этой техники рисования используют специальные приспособления и инструменты, обычная вода также подойдёт. Мы попробуем сделать «Эбру» на молоке.
Рис. 2
Энкаустика
Энкаустика – разновидность живописи, которую использовали ещё в Древнем Египте и Греции, только тогда люди брали за основу крашеный воск и деревянные отполированные дощечки. Сегодня всё намного прощё, в качестве холста используется глянцевый картон, а для нанесения цветов подойдут восковые карандаши. Вместо кистей можно использовать утюг.
Рис. 3
Кляксография
Кляксография относится к силуэтному искусству. История возникновения этой росписи восходит к Древней Греции, но наиболее популярной стала в 18-19 в. Этот способ рисования абсолютно не сложный, но очень увлекательный. При помощи кляксографии хорошо получаются разные растения и кустарники. Существует несколько способов: капельный метод и метод растекания, который мы и выбрали.
Рис 4.
Рисование на наждачной бумаге
Рисунки на наждачной бумаге получаются очень эффектными и яркими. Рисовать можно восковыми карандашами, мелками, сухой пастелью. Мы решили создать рисунок сухой пастелью. В нашем случае она наносилась с легкостью, т.к. бумага была ребристой, и цвета на черном фоне получились яркими. Работа на этой бумаге приносит удовольствие, т.к. цвета на бумагу ложатся легко и красиво.
Рис. 5
Сначала мы изучили информацию о нетрадиционных методах рисования в интернете, затем с помощью видео-уроков самостоятельно освоили несколько необычных способов, после этого воспроизвели их на практике.
Позже мы создали альманах, который в дальнейшем использовали при проведении мастер – классов. В него вошли наши рисунки, подробное описание работы. Мы оформили его ярко и красочно, чтобы читателям было интересно его изучать.
Рис.6
Сначала мы показали ребятам свой альманах, рассказали ход работы и наглядно показали выполнение техники.
В 6Б классе провели мастер - класс по технике кляксография. Данный вид работы не вызвал у ребят каких – либо затруднений. Всем было очень интересно.
рис. 7
Затем провели два мастер – класса в старшей группе школьной изостудии по технике энкаустика и эбру. Ребята с удовольствием приняли участие и получили положительные эмоции от результата.
Рис. 8
А в младшей группе школьной изостудии провели мастер – класс по рисованию мятой бумагой и мыльными пузырями.
Рис. 9
Учащиеся нашей школы хорошо усвоили материал, рисунки получились у всех.
После этого мы провели повторное анкетирования среди учащихся 6Б класса, старшей и младшей группы школьной изостудии. Мы задали им следующие вопросы:
Легко ли вам было использовать нетрадиционные техники при рисовании?
Понравилось ли вам рисовать нетрадиционными техниками?
Будете ли вы рисовать другими нетрадиционными методами?
Мы получили следующий результат:
Учащиеся Кол-во чел |
Легко ли вам было использовать нетрадиционные техники при рисовании |
Понравилось ли вам рисовать нетрадиционными техниками |
Будите ли вы рисовать другими нетрадиционными методами |
|||||||
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
|||||
6Б |
20 |
17 |
3 |
19 |
1 |
17 |
3 |
|||
старшая группа изостудии |
25 |
25 |
0 |
25 |
0 |
23 |
2 |
|||
младшая группа изостудии |
16 |
13 |
3 |
16 |
0 |
15 |
1 |
ДИАГРАММА НА ВЫХОДЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
По результатам проведенного анкетирования мы сделали вывод, что большинству учащихся понравилось рисовать нетрадиционными техниками, и они хотели бы воспользоваться ими еще.
Следующим этапом нашей работы стал эксперимент среди людей разных возрастных категорий (4 года и 48 лет). Эксперимент проводился с целью изучить, как будут осваивать технику люди разных возрастных категорий и понравится ли им рисовать новыми техниками.
Я, Сагдеева Алия, рисовала с папой техникой мятой бумаги. Так как у папы нет навыков рисования, наш рисунок занял много времени, но в целом у папы всё получилось и ему понравилось.
Техника рисования мятой бумагой:
Инструменты, необходимые для работы: бумага, краски; небольшие тарелочки для разведения красок водой (удобно пользоваться одноразовой пластиковой посудой);бумага, которую вы будете мять.
Ход работы:
Нальем в каждую тарелочку немного чистой воды и при помощи кисти добавим туда небольшое количество краски, варьируя насыщенность цвета по желанию.
Разорвем расходную бумагу на куски и скатаем каждый из них в комочки такого диаметра, чтобы их было удобно держать. Для каждого цвета краски подготовим по отдельному «штампику» и сделаем несколько запасных, чтобы не отвлекаться от рисования.
Теперь можно обмакнем штампик в тарелочку с цветной водой, подождем, пока стечет немного, и наносить краску на бумагу. Рис.10
Я, Мочалова Анжела, рисовала со своей четырехлетней племянницей Мариной. Мы рисовали ладошками. Марина справилась с заданием очень быстро и хорошо.
Рисование пальчиками и ладошками.
Материалы: краска, но больше подойдёт гуашь, кисти, бумага.
Ход работы:
Покрываем краской ладонь.
Отпечатываем на листе бумаги.
Рис. 11
В конце эксперимента мы получили хороший результат, но справился лучше всех ребенок 4 лет, у взрослого эксперимент немного дольше длился, так как техники были разные, но в целом оба испытывали положительные эмоции.
На основе экспериментов и мастер-классов мы решили создать буклет, в котором пошагово описано несколько нетрадиционных техник рисования. В нём указаны полезные ссылки для воспитателей детских садов, мастер – классы для учащихся разных возрастов. Также в нашем буклете есть полезная информация для педагогов и родителей.
Рис 12.
Таким образом, мы решили поделиться своим умением и информацией о нетрадиционных техниках рисования с воспитателями. Мы посетили детские сады «Росинка» и «Белоснежка», показали детям альманах, подарили буклеты воспитателям младших групп.
На сегодняшний день в детские сады «Белоснежка» и «Росинка» уже использовали буклет для занятий в младшей группе, дети рисовали мыльными пузырями.
«Росинка»
«Белоснежка»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нетрадиционная техника рисования построена на использовании необычного сочетания материалов и инструментов. Такое творчество интересно детям любого возраста и даже взрослым!
У нетрадиционного рисования нет четких границ и правил, которые нужно соблюдать. У ребенка развивается образное мышление. А самое главное, нетрадиционное рисование так же, как и классическое способствует развитию памяти, мелкой моторики, повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись по ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.).
Выводы:
Провели анкетирование в начале исследования, и в конце исследования и увидели, что уровень информированности о нетрадиционных техниках рисования учащихся 6Б класса повысился на 97 % (17 из 20 учащихся), у старшей группы школьной изостудии на 100 % (25 учащихся), у младшей группы школьной изостудии на 97 % (13 из 16 учащихся). Это прослеживается в результатах диаграммы.
Изучили литературу и просмотрели ряд видео-уроков о нетрадиционных техниках рисования.
Освоили несколько техник рисования для того, чтобы показать и научить других нетрадиционными способами рисования.
Создали буклет, где подробно расписаны нетрадиционные техники рисования и способы их выполнения. Буклет предназначен для воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования, учителей изобразительного искусства и, конечно, для изучения различных техник рисования самостоятельно в домашних условиях. Буклеты мы подарили воспитателям детских садов «Белоснежка» и «Росинка».
Изготовили красочный альманах, где продемонстрировали результат наших творческих работ и пошагово расписали семь нетрадиционных техник рисования для того, чтобы использовать эту информацию в мастер-классах.
Провели три мастер - класса в 6Б, старшей и младшей группах школьной изостудии.
Провели два эксперимента среди разных возрастов участников (4 года и 48 лет) в домашних условиях для того, чтобы увидеть, насколько быстро и легко справятся участники с поставленной целью и понравится ли им рисовать нетрадиционным способом.
Составили и представили на школьной НПК презентацию по результатам нашей проектно-исследовательской работы.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. Наша проектно - исследовательская работа долгосрочна, мы решили на этом не останавливаться, а продолжать осваивать самостоятельно другие нетрадиционные техники рисования и показать на практике свои умения и приобретенные знания для других учащихся нашей школы, воспитанников различных творческих объединений, и конечно, для взрослой аудитории.– для увлекающихся рисованием взрослых людей.
Область применения: практическая значимость исследования состоит в том, что данная техника может быть применена на уроках рисования, буклеты можно использовать в детских садах воспитателям, в школе, педагогам изобразительного искусства, а также в кружковой деятельности для развития детского творчества. Полученные знания и умения в освоении нетрадиционных техник рисования можно применить в творческих конкурсах как муниципального, так и всероссийского уровня. Можно использовать нетрадиционные техники рисования в качестве хобби. Есть возможность зарабатывать, изготовляя своими руками необычные работы для продажи на ярмарке или для подарка друзьям и родственникам.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
«Развитие творческих способностей школьников средствами нетрадиционной техники рисования» https://multiurok.ru/blog/razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-doshkol-nikov-sriedstvami-nietraditsionnoi-tiekhniki-risovaniia.html.
Книга одного автора
Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] /Т. С. Комарова, Н.П. Сакулина, пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение,1982.– 208 с. Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008. – 32 с. http://www.detskiysad.ru/izo/dou.html
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004. – 96 с.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб: КАРО, 2008.