Введение
В современный век интенсивных технических достижений и глобальной компьютеризации в нашу жизнь все больше входит электронная музыка. «А ведь у нас в России с давних времен любимым музыкальным инструментом народа была гармонь. Под ее мелодии люди веселились и грустили, встречали гостей и провожали юношей в армию. Она бывала украшением каждого праздника, а гармонист был лучшим парнем на деревне» [8, с. 1]. Увы! Все меньше слышны нежные мелодии гармони на деревенских улицах. В диковинку на селе становится гармонь –неотъемлемая часть культуры, душа национального фольклора. Без знания родной культуры немыслимо будущее. Все это определяет актуальность нашего исследования.
Интересом к национальной музыкальной культуре, творчеству сельских самобытных талантов-гармонистов нашей малой родины продиктован выбор темы.
Цель – изучение творчества самобытных талантов, стремление сохранить культурное наследие гармони во всех ее проявлениях, имена земляков-гармонистов, воспитание подрастающего поколения в любви и уважении к родной культуре.
Объектом исследования являются гармонисты нашего Калмиябашевского сельского поселения.
Предметом исследования является музыкальное творчество, культура исполнительского мастерства самобытных талантов нашей местности, сравнительный анализ места и роли гармони в жизни народа вчера и сегодня, судьба гармони.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: собрать и изучить теоретический материал о гармони, о самобытных музыкальных талантах-гармонистах сельского поселения; изучить материал об известных земляках-гармонистах; выявить тенденции развития роли гармони в жизни народа.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования выдвинута следующая рабочая гипотеза: сегодня, несмотря на то, что электронная музыка прочно вошла в нашу жизнь, гармонь не сдает своих позиций. Она так же востребована, так же любима народом.
Был выдвинут следующий план действий: составить примерный список гармонистов для посещения, вопросы для интервьюирования; договориться о встрече и посетить гармонистов, старожилов нашей округи; провести интервьюирование, видеосъемки и фотографирование; провести анализ собранного материала. На основании проделанной работы написать исследовательскую работу.
Степень изученности: имеется теоретический материал о гармони, о ее рождении, развитии. Конкретная тема о творчестве самобытных талантов-гармонистов нашей малой родины абсолютно не изучена.
Основной источниковой базой нашей работы является информация, полученная в ходе бесед-интервью с земляками-гармонистами, старожилами. В результате были получены ответы на интересующие нас вопросы, проведены видеосъемки, получены фотоматериалы.
Методы исследования: методы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения, метод умения делать выводы, принцип объективности. Данный принцип опирается на источниковую базу.
Написан черновой вариант работы. Обобщение материала, правка черновика проводилась совместно с руководителем, учителем истории Э.Р. Тамиевой. Проведена консультация с учителем истории высшей категории Краснохолмской средней школы №3, Отличником образования РБ, заслуженным учителем РФ Х.М. Фаузетдиновой.
В работе использована следующая литература: С.С. Газарян «В мире музыкальных инструментов», В.Б. Попонова «Русская народная инструментальная музыка», Т. Отюгова «Рождение музыкальных инструментов», Л. Соколова «Народные умельцы», Ф.Г. Хисаметдинова «Родной Башкортостан», материалы из районной газеты «Заря».
Глава I. История рождения, становления гармони
Значение музыки в жизни человека
Невозможно представить себе человечество без музыкального искусства. «В древние времена хорошие музыканты в странах Востока занимали высокие посты в государстве. Конфуцианство считало, что музыка способствует установлению социальной гармонии в обществе… В древней Греции признавали, что музыка обладает магическим воздействием на психическое и физиологическое состояние человека» [2, с. 5-6 ].
«Мелодия гармонизирует жизненное отправление организма, -в 90-е годы 20 столетия говорил Анатолий Попов, президент АОЗТ «Шаляпинский центр». – В отличии от своих предков мы полностью игнорируем способность голоса, музыки восстанавливать физические силы… При пении из организма удаляется молочная кислота, образующаяся при больших нагрузках, расширяются сосуды. Во время пения клетки нашего организма настраиваются на волну здоровья и гармонии…Петь должен каждый» [6, с. 22-25].
Велико влияние музыки на здоровье человека.
Год рождения – 1822-й
На Руси пели всегда. В воспоминаниях великого русского певца Федора Шаляпина «Маска и душа» есть замечательное место: «… Русские люди поют песни с самого рождения. А как хорошо пели! Пели в поле, пели на сеновалах, на речках, у ручьев, в лесах и за лучиной…» [6, с. 22-25].
«Деревенские забавы, хороводы, пляски сопровождались под музыкальное исполнение. Известными являлись жалейка, волынка, гудок, домра, свирель, рожок, дудочка, гусли, балалайка и даже ложки и трещотка» [4, с.12-15]. И только потом появилась гармонь. Откуда она, гармонь?
«Свободное колебание язычков – длинных пластинок, закрепленных одним концом, - использовались в музыкальных инструментах еще 4-5 тысяч лет назад. Известен подобный инструмент под названием древнекитайский шэн. Сохранились письменные свидетельства, что шэн через Россию попал в Данию, Германию» [2, с.163].
«… В 1822 году потомственный немецкий музыкальный мастер Фридрих Бушман изготовил ручную гармонику с медными клапанами и кожаным мехом в три складки. В 1829 году органный мастер из Вены Кирилл Демиан усовершенствовал и запустил в производство изобретенную Бушманом гармонику под названием аккордеон.
Купцы, моряки, артисты привозили ручные гармоники в Россию. В 1830 году тульский оружейник Иван Сизов на ярмарке в Нижнем Новгороде купил гармонику. Изучил ее устройство и сделал своими руками такой же.
Скоро изготовление гармоник стало в Туле повальным увлечением. Наладился их фабричный выпуск по всей России. Множились и разновидности гармоники. Саратовская, ливенская, череповецкая, касимовская, елецкая, вятская – всех и не перечислить…
Русские мастера-умельцы использовали принцип устройства гармоники, а все остальное – структура, звукоряды, звучание – стало чисто русским. Так в России появилась гармошка, приспособленная для исполнения только народной музыки. Чем объяснить любовь к гармони? Этот инструмент сам себе аккомпанирует, извлекаются звуки от едва слышимых до очень громких, гармоника легко хранится, играть можно сидя, стоя, на ходу и приплясывая - сочетание всех особенностей в одном инструменте делает гармонику неповторимой» [1, с. 30-33].
Гармонь и наш край
«Около ста лет назад русский исследователь С.К. Рыбаков впервые увидел в башкирском селе гармонь. Широко распространена гармоника, особенно в западном, северо-западном, северо-восточном регионах республики, а также у пермских и мензелинских башкир» [7, с. 179].
«… Играли в былые времена по башкирским деревням заливистые саратовские гармоники, так называемые однорядки, тальянки. Самодеятельные мастера украшали их еще и бубенцами. Ни один праздник, ни одна свадьба или молодежная вечеринка не обходились без тальянки.
…Гармони башкирских мастеров «Шатлык» и «Дуслык» можно купить в фирменном магазине «Агидель» в Уфе или заказать их в производственном объединении «Дружба». Работы башкирских мастеров радуют не только своим неповторимым внешним видом, но и своеобразным тембром». [5, с. 45].
Глава II. Самобытные музыкальные таланты-гармонисты Калмиябашевского сельского поселения.
Недалеко от реки Быстрый Танып расположены деревни Надеждино, Барьязы, Калмиябаш, Султанаево, Бабаево, Василово. В Танып впадают реки, протекающие через эти селения, Барьязинка, Калмия, Одэнер, Ушья, Киебак. На этой земле, опоенной водами родных рек, живет трудолюбивый народ: русские, мари, татары. Их судьбы тесно переплетены с историей страны. Наш народ трудился, боролся, созидал. И в горе, и в радости отдушиной была гармонь.
Гармонисты деревни Калмиябаш
Центральной усадьбой сельского поселения является деревня Калмиябаш. На сегодняшний день здесь98 домов. Она основана в 1784 году.
В результате нашего исследования удалось выявить имена 43-х гармонистов, уроженцев деревни Калмиябаш. (Приложение 1.1) 25 декабря состоялась встреча с 90-летней жительницей деревни Зайникаевой М. С. «Немало до войны было гармонистов, - вспоминала бабушка Мечук.– Петраев Эпылай, Дмитриев Никонор (Приложение 2.1), Никифоров Микалай, Изергин Ибакай (Приложение 2.2) были хорошими гармонистами. Они не вернулись с войны. Играли на гармошке Ахметьянов Едыган, Дмитриев Санька. Фронтовик-гармонист Исанов Исинбай, исколесивший на своей полуторке по дорогам войны, дружил с тальянкой. (Приложение 2.3) Участник Сталинградской битвы Бикмурзин Петр тоже был тальянистом и сам смастерил скрипку.
Раньше играли целыми семьями. Тамиевы Альберт, Вильсон, их сестра Каролина играли на тальянке. Юная Каролина еще в годы войны с односельчанкой Тимиршиной Измелык веселила солдаток. Самыми заядлыми гармонистами были братья Ибатовы. Глава семьи Ибатов Иман и его сыновья Роман, Гаврил, Владимир и Филимон – все играли на гармони».
Мы установили, что из 43-х гармонистов 22 родились до войны. А 21 относятся к военному и послевоенному поколению. На сегодняшний день в Калмиябаше проживают гармонисты братья Сайтаевы Юрий и Дмитрий, Шакиртов Радислав, Никифоров Рихард и Хайретдинов Петр.
13 декабря 2015 года брали интервью у Хайретдинова П. М. «С шести лет заинтересовался гармошкой. За 53 рубля в сельском магазине отец купил гармонь «Чайка». Учились играть вместе с братом Леонидом. Общим учителем стал его друг Зайнетдинов Санька. Исполняю марийские, татарские, русские народные мелодии. Приглашают в СДК на участие в мероприятиях. А раньше односельчане постоянно приглашали на проводы призывников. Была традиция петь за столом частушки под нашу марийскую рекрутскую мелодию. Утром под гармонь вся деревня провожала призывника. В клубе обязательно плясали всеми любимую марийскую веревочку. Жаль, что все меньше гармонистов. Своим учеником считаю Михайлова Эдгарда (1976 г. р). Еще в школе надо прививать любовь к родным мотивам».
Самым старшим гармонистам Калмиябаша Сайтаеву Ю. и Шакиртову Р. по 57 лет. Уроженец нашей деревни восьмилетний Кубатуллин Святослав сейчас живет в селе Краснохолмский. Будущий музыкант посещает музыкальную школу по классу аккордеон.
Гармонисты деревни Бабаево
Деревня Бабаево основана в 1631 году. Сегодня здесь около ста домов, работает средняя школа. Наши исследования выявили, что в округе именно эта деревня является самой богатой на гармонистов. Около 60 имен земляков-музыкантов смогли вспомнить бабаевцы. (Приложение 1.2)
Сегодня в деревне проживают 9 гармонистов: Ибакаев Г.А., Гареев Ф.Г., Миколкин Р.Н., Шуматбаев Э.А., Маязов В.Ш., Кугубаев А.И., Ахмадиева М., Шаймарданова И.Ш., Ахмадиева А.И.
18 декабря 2015 встретились с бывшим худруком, директором Бабаевского СДК Гараевым Фидарисом Г. «Научился играть на гармони в 11 лет, - вспоминает гармонист. – Воодушевил брат Савий из Кугарчино. Наши корни идут из этой татарской деревни. Родители купили брату Рафиту хромку. Я тайком от него учился играть.И сестра Гульсина тянулась к гармони.Уже в 1965 году меня,юного, стали приглашать на проводы в армию. Последний раз играл на проводах в 2010 году. Своими учениками считаю Шуматбаева Э., Миколкина Р., Егорова А. Жалко, молодежь не играет на гармони. Даже в сельском клубе не звучит живая музыка гармони. Люблю марийские, русские, родные татарские мелодии».
Бабаевцы могут гордиться тем, что их деревня является целой кладезью гармонисток. Нам удалось узнать имена девятерых.
Здесь помнят Изудыр Исадыковну Надзиратилову. (Приложение 2.4) Она прожила 98 лет. Рядом с ней всегда была любимая вятская гармонь. Ее сын Шаймарданов Р.Ш. вспоминает: «Мама знала много частушек, сочиняла. Сама играла и пела. Была у нее прекрасная память, и помнила, кого и под какие мелодии в 1941 году провожали на войну. Сохранились ее частушки:
Ме каена мундырко, Лум лумдымо верышке. Пуйырен гын, меат портылына
Шочмо-кушмо верышке».
Сейчас на гармони бабушки Изудыр играет ее сноха Идусия Шайхуллиновна. 5 декабря она поделилась своими воспоминаниями: «Я родом из Василово. Бабушка Изелек обещала продать барана и купить гармонь. У татарина Играпа из деревни Сайтаул купили вятскую гармонь. Мы с братом Алешей были очень рады и начали на спор учиться играть. Собиралось много соседских мальчишек. Им тоже было интересно. Научила нас играть сестра Салимгареева Настюк. Помнится, как летними вечерами мы сидели на крылечке, играли на гармошке. Брат Алексей стал одним из самых лучших гармонистов деревни».
2 января 2016 года удалось встретиться с удивительной самобытной гармонисткой Ахмадиевой Анисией Исликаевной. Она родилась в 1947 году в семье фронтовика Кугубаева Исликая Кугубаевича. «Отец вернулся с войны инвалидом, не мог выполнять тяжелый труд. Завел свою пасеку и стал мастерить гармони. Наша родня была музыкальная. Отец был хорошим гармонистом и нас научил. Братья Исламай, Асылбай играют на гармони, сестра Зинаида выучилась на баяниста. Я научилась играть в возрасте десяти лет. У пионерского костра перед всей школой высказала свое сокровенное желание стать баянисткой, но стала механизатором. Всю мою жизнь со мной рядом гармонь: вятская, тальянка, хромка. Участвовала в районном конкурсе «Играй, гармонь», «Самоцветы Прикамья». Занимала первые места. К сожалению, дети, внуки не играют. Они живут другой жизнью. Раньше наши родители все время проводили праздники, созывали гостей. Нас окружала с детства родная песня и гармонь. Душа болит и плачет, но как передать все молодежи, не знаю».
Бабаевцы знают гармонистку Ахмадиеву М. На гармони игралисестры Алексеева Зоя, Зинаида, Дарья и Байгильдина К. (Приложение 2.5)
Гармонисты деревни Василово
Василово, Васола известна с 1631 года как Васильево. В 1973 году зафиксирована под современным названием. Нам удалось установить имена 57-ми гармонистов деревни. (Приложение 1.3) Один из самых уважаемых старожилов Василово Тимиршин Т.Т. высказал свои мысли: «Немало у нас было гармонистов. Самым талантливым был для меня Алексей Кубатуллин. Он играл мастерски на своей саратовской с бубенцами».
Сегодня в Василово проживают 10 гармонистов. Самым активным бесспорно считается Кумушбаев Валерий. 27 декабря он поделился своими мыслями: «Научился играть у отца. Мы с братом Борисом играли с малых лет. Я играл на тульской, а сейчас в основном на «Беларусь». Могу играть на любой гармошке, на баяне, аккордеоне, на синтезаторе. Всегда играю от души. Приглашают поучаствовать в самодеятельности,в «Играй, гармонь», «Ший кандыра», на сабантуе. Набрались грамоты, призы. Учениками своими считаю племянника Сергея и Кубатуллина Святослава. Нужно приобщать молодежь к живой игре на гармони. Печально, если мы будем слушать только компьютерную музыку».
Деревня Василово взрастила пятерых женщин-гармонисток: Ванина Песта, Салимгареева Анастасия, Кубатуллина Идусия, Дмитриева Анна, Баирова Лариса.
Гармонисты деревни Барьязы
Деревня Барьязы известна с 1810 года. Когда-то здесь было более 300 дворов. Сегодня здесь осталось 18 жилых домов. Строятся и новые. Старожительницей деревни считается Воробьева Лидия Ивановна. В ходе беседы 23 декабря она вспомнила имена земляков-гармонистов. (Приложение 1.4) К сожалению, выяснили имена всего десятерых. Народ разъехался, земляки забываются. У самой бабы Лиды семья музыкальная. Гармонистом-балалаечником был муж Иван Филиппович. В селе Краснохолмский проживает их сын Юрий со своей семьей.
20 декабря 2015 года Юрий Иванович и вся его семья радушно встретили нас. «С десяти лет вслед за двоюродным братом Леонидом заинтересовался гармошкой, - вспоминал Юрий Иванович. – Выписали в 1973 году по посылторгу тульскую гармонь «Чайка». Тогда многие так делали. Выписал самоучитель, чтоб знать нотную грамоту. Разучил свою самую первую мелодию - вальс «Дунайские волны». Отец всегда играл на престольные праздники: Троицу, Пасху, Рождество. Со временем мы стали играть вместе. У меня и жена попалась певунья. Поэтому и дети вместе с нами поют. Любим петь по праздникам в кругу семьи русские народные, застольные и армейские песни. Очень волнует судьба гармони. Если не будем играть, все останется в прошлом».
Гармонисты деревни Надеждино
С 1812г. известна русская деревня Надеждино. Это деревня потомков бывших крепостных графа Мордвинова, корни которых идут в далекую Пензенскую губернию. До Великой Отечественной войны надеждинцы трудились в колхозе «Заря свободы». Здесь была больница, аптека, почта, школа, ферма. Население было большое. Сегодня остались поредевшие дома. Нолюди строятся, не уезжают. 8 января 2016 года встретились с долгожительницей деревни Спиренковой Анастасией Васильевной.Девяностолетняя баба Настя вспомнила двух гармонистов и балалаечника.Гармонист Зименков Виталий Федорович любил играть «Барыню».Служил во флоте.Спустя годы сын перевез его в Калтасы. А мой сверстник с 1926 года Болотников Николай Григорьевич был участником войны. В детстве вместе играли, дружили. Часто под его гармонь пели «Сербиянку». С семьей переехал в Холм. А Соков Валентин Тимофеевич был балалаечником. Помню 9 мая 1945 года. Узнали про Победу, провели собрание. Пели, плясали под гармошку. А сегодня у нас нет ни одного гармониста» - грустно завершила баба Настя. С радостью со своей 85-летней соседкой Сарой Александровной Быковой спела любимую песню.
Гармонисты деревни Султанаево
Татарская деревня Султанаево образовалась в 1894 году. 12 хозяйств, выходцев из деревни Старо-Бикметьево Бураевского района, основали новую деревню. В 1960-е годы здесь было около 74 дворов, а сегодня проживают в 16 домах. Аксакалом деревни является Шайхинуров Зуфар Шайхинурович (1933 г.р.). Вместе со своей супругой Назибой Галеевной любезно согласились побеседовать с нами. Встреча состоялась 6 января 2016 года. Мы узнали имена 15 гармонистов-султанаевцев (Приложение 1.5). «Помню, как до войны по деревенской улице шли и играли на гармони Вахитов Гадель, Габдулхаков Лотый (Приложение 2.6) и Фаткиев Гильым, - делился воспоминаниями Зуфар Шайхинурович. – Они все погибли на войне. Хорошими гармонистами были братья Тимерьяновы Яхий, Сабир, Мубарак. Была у нас и своя гармонистка. Звали ее Янгирова Сайма . В годы войны играла на вечорках для солдаток. Ее дочь Альфия тоже играет и поет, живет в Нефтекамске. Недавно умер один из последних гармонистов деревни Ахметов Мазит бабай (1929г.р). Закиров Гафурьян (1942 г.р.) играл на хромке. Сейчас болеет, не играет. Не осталось гармонистов. Молодежь не умеет играть татарские мелодии и петь песни на родном языке».
В результате посещения и интервьюирования мы установили имена гармонистов всех шести деревень Калмиябашевского сельского поселения с начала XX века по сегодняшний день. Были проведены беседы, сняты на видео музыкальные исполнения гармонистов.
Глава III. Наши известные земляки-гармонисты
Для троих наших земляков музыка, гармонь, искусство стали делом жизни. Все они родом из д. Василово. Они стали известными в районе и за пределами республики. Речь идет о ветеране педагогического труда Ибакаеве Г. А.и о его бывших учениках Дмитриеве Б. А. и Ванюшкине В. М.
9 декабря 2015 года встретились с Григорием Александровичем (Приложение 2.7). Вот что он нам рассказал: «Приобщился к музыке во время учебы в Благовещенском педучилище. Преподавателем музыки была Биндер Э. А. Учились играть на мандолине, контрабасе, на бас-электрогитаре. В составе эстрадного ансамбля при училище играл на контрабасе. Исполняли и песню «Черный кот». На третьем курсе в 1965 году стал изучать баян. Всю жизнь проработал в Бабаевской школе учителем русского, родного языка и литературы и музыки. Дети учились под аккомпанемент баяна петь в три голоса. Работал хоровой кружок. Каждый год принимали участие в смотре художественной самодеятельности. К праздникам готовили концертные номера. Наши мальчики играли на гармошке. Такие номера очень нравились. Сейчас я на пенсии. Являюсь руководителем ансамбля «Тылзе удыр». Участвуем в конкурсах «Ший кандыра», «Играй, гаромонь». В 2015 году был награжден грамотой в номинации «Гармонист-ветеран».
Годы идут, а душа поет. Сочинил музыку на три стиха учительницы Кельтеевской школы Кумужбаевой В.К. Первую песню исполняли в городе Йошкар-Ола на Пеледыш пайрем. В 2014 году написал вальс «Тый денет пырля», а весной 2015 года родилась мелодия песни «Ломбо пеледыш». Недавно сам написал стихи и музыку песни «Эрвел марий». Своими учениками считаю Дмитриева Бориса, Ванюшкина Виктора».
3 декабря 2015 года встречались с ведущим Калтасинского телевидения, руководителем народно-вокального ансамбля «Сударушка» Ванюшкиным Виктором Микишевичем. «Гармонь, музыка – это моя профессия. Закончил колледж культуры и искусства г. Йошкар-Ола. Играю на гармони, баяне, гитаре. Зов крови, родных корней привели меня к искусству. На гармони вятской играл мой дед. Гармонь мне дает жизненную энергию, кормит. Сейчас при РДК стали принимать участие на обрядовых свадьбах. Удивительно и радостно, что в последнее время наш марийский народ хочет проводить свадьбы с учетом национальных обрядов с песнями и плясками под гармонь (Приложение 2.8). Необходимо на профессиональном уровне готовить гармонистов, открывать кружки при школах, развивать таланты».
Одноклассником Виктора Микишевича является основатель ансамбля «Эрвел марий», заслуженный артист Республики Марий Эл, лауреат Государственной премии имени Олыка Ипая 1994 г.Дмитриев Борис Андреевич. После учебы в культпросвет училище г. Йошкар-Ола Борис Андреевич основал ансамбль, участниками которого были студенты из Башкирии. Их репертуар-это танцы, песни восточных, луговых и горных мари. Яркие костюмы, живая музыка на гармони, фольклор родного народа – все это сделало ансамбль популярным. Гастроли по республике, по стране и даже за рубеж сделали нашего земляка и его ансамбль известным.
Наши земляки, благодаря своему таланту, труду, любви к музыке, к гармони, к родной культуре стали известными людьми.
Глава IV. Тенденции развития места и роли гармони в жизни народа вчера и сегодня
Результаты исследования показывают, что гармонь играла большую роль в жизни людей многих поколений. Наши земляки трудились, праздновали, провожали на войну, в армию и Победу встречали под гармонь. Любили играть на тальянке, на вятской, саратовской. Старшее поколение передавало свое умение молодым. Гармонь была верной спутницей, объединяла сердца людей, помогала сохранять родной язык, песни, танцы. Это вчера. А что сегодня?
Анализируя, составленные нами таблицы (Приложения 1.1-1.4) со списком гармонистов по деревням сельского поселения, можно сделать следующие выводы:
Наибольшее количество гармонистов наблюдается в довоенное и послевоенное время до 1970-х годов;
В1970-е годы число гармонистов идет на спад;
В списках нет ни одного гармониста, родившегося в 1980-е,
1990-е годы и позже.
Составлены возрастные диаграммы по проживающим в данный момент гармонистам (Приложение 3.1-3.4). Напрашиваются следующие выводы:
Самому старшему гармонисту в округе 83 года (Тимиршин Т. Т. - Василово), самому молодому – 37 лет (Кумушбаев С. Б. - Василово), а самому юному – 8 лет (Кубатуллин С. - Калмиябаш);
Средний возраст гармонистов – от 50 до 60 лет (11 гармонистов: Калмиябаш – 4, Барьязы – 1, Василово – 3, Бабаево - 3);
За последние 37 лет наша малая родина почти не взрастила ни одного гармониста.
Значит, наступит время, когда гармонь умолкнет? Ветеран-гармонист Ибакаев сказал следующее: «Вся история показывает, что культура, музыка марийского народа всегда приумножалась на селе. Но в деревнях сейчас среди молодежи фактически не остается исполнителей на национальных инструментах. Цивилизация в области музыки достигла таких высот, что молодому человеку проще включить телефон, компьютер, чем приложить усилия для получения какой-либо мелодии. Молодежь хочет получить сиюминутное удовольствие. Необходимо сохранять родную культуру и обучать молодых игре на музыкальных инструментах».
Один из ведущих музыкантов Калтасинского района Шипаев Александр Арсланович во время интервью 3 декабря 2015 года высказал оптимистичные слова: «Меня очень волнует музыкальное наследие национальной культуры, гармони. С каждым годом все меньше специалистов. Но уверен, что гармонь не исчезнет. Сама душа народа просит играть. Это мы видим на наших концертах. Живое звучание музыки важнее для старших поколений, молодые это понимают. Конкурсы самобытных талантов «Играй, гармонь», праздник сабантуй, «Ший кандыра» показывают, что есть будущее гармони».
Заключение
В результате проведенной нами работы исследована теория о гармони, музыкальное творчество самобытных гармонистов Калмиябашевского сельского поселения. В итоге состоялось ознакомление с имеющейся литературой, проведены 15 интервьюирований с земляками. Удалось собрать источниковую базу в виде фото и видеоматериалов русских, марийских, татарских мелодий, которые помогли написать наш труд. Составлен список имен 187 гармонистов всех окружных деревень за целый век. Проанализированы списки гармонистов, возрастные диаграммы. Проведена объемная самостоятельная исследовательская работа, основанная на местном краеведческом материале. В этом и заключается новизна работы. Опираясь на мнение земляков, можно сделать вывод о том, что гармонистов раньше было много, а сейчас гармонь переживает нелегкие времена. Их становится меньше. Все наши земляки уверены, что нужно сделать все возможное для пропаганды гармони, как основы фольклора и бережно хранить мотивы родного края.
В Послании Главы республики Башкортостан Рустэма Хамитова Госсобранию – Курултаю РБ отмечается: «Задача муниципалитетов – не допускать увядания культуры на местах». Радует то, что в районе ежегодно проводятся конкурс гармонистов. А по телевизору транслируется любимая многими передача Заволокиных «Играй, гармонь любимая». С уверенностью можно подтвердить выдвинутую нами рабочую гипотезу: гармонь не сдает своих позиций. Она так же востребована, так же любима народом.
Данный исследованный труд пополняет материалы школьного краеведческого музея, может использоваться на уроках истории и культуры Башкортостана, марийской литературы, во внеклассных мероприятиях, посвященных культуре с целью воспитания молодежи в духе патриотизма и уважения к своим национальным культурным корням.
Источники
Интервью с:
Ванюшкиным В. М. 3 декабря 2015года. Село Калтасы.
Шипаевым А. А. 3 декабря 2015 года. Село Калтасы.
Шаймардановой И. Ш. 5 декабря 2015 года. ДеревняБабаево.
Шаймардановым Р. Ш. 5 декабря 2015 года. Деревня Бабаево.
Ибакаевым Г. А. 9 декабря 2015 года. ДеревняБабаево.
Хайретдиновым П. М. 13 декабря 2015 года. ДеревняКалмиябаш.
Гараевым Ф. Г. 18 декабря 2015 года. Деревня Бабаево.
Воробьевым Ю. И. 20 декабря 2015 года. Село Краснохолмский.
Бутусовым В. И. 23 декабря 2015 года. Деревня Барьязы.
Воробьевой Л. И.23 декабря 2015 года. Деревня Барьязы.
Зайникаевой М. С. 25 декабря 2015 года. Деревня Калмиябаш.
Кумушбаевым В. В. 27 декабря 2015 года. Деревня Василово.
Ахмадиевой А. И. 2 января 2016 года. Деревня Бабаево.
Шайхинуровым З. Ш. 5 января 2016 года. Деревня Султанаево.
Спиренковой А. В. 8 января 2016 года. Деревня Надеждино.
Литература:
Газарян С. С. В мире музыкальных инструментов. - М.: Просвещение, 1989. –С.29-33.
Отюгова Т. Рождение музыкальных инструментов. - Ленинград: Музыка, 1986. – С.6, 163.
Попова Т. В. О музыкальных жанрах. - М.: Знание, 1981. –С.3.
Попонов В. Б. Русская народная инструментальная музыка. - М.: Знание, 1984. –С.12-15, 86.
Соколова Л. Гармошка Абдуллы Батыршина/ /Соколова Л. Народные умельцы: очерки о мастерах декоративно-прикладного искусства Башкирии. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1985. –С.45.
Фырнин М. Вот уж действительно пойте на здоровье!/ / Чудеса и приключения. –1995. - №4. –С.23-24.
Хисамитдинова Ф. Г. Родной Башкортостан. - Уфа: Башкортостан, 1992. -С.179.
Шамсутдинов Ю. Растяни меха, гармонист!// Заря. -2012. -№130-131. –С.1.
Интернет-ресурсы:
https://www.zavolokin.ru
Приложение
Приложение 1.1.
Таблица 1. Гармонисты д.Калмиябаш (довоенного периода рождения).
Имя |
Информация о возрасте |
Гармонь |
|
1925- 30.11.1943 |
--- |
|
Погиб на фронте |
Вятская |
|
1912-29.01.1943 |
Вятская |
|
1916-1943 |
--- |
|
1917-1943 |
--- |
|
1925 – дем-н в 1945 |
--- |
|
--- |
Вятская |
|
--- |
--- |
|
1903-1989 |
Тальянка |
|
1923-1996 |
Тальянка |
|
1925-2015 |
Тальянка |
|
1932-2003 |
Баян, Тальянка |
|
1934-2012 |
Аккордеон |
|
1923-1973 |
Вятская |
|
1932-2004 |
Вятская |
|
1930-2014 |
Саратовская |
|
1914-1978 |
Тальянка |
|
1917-198… |
Тальянка |
|
1923-2000 |
Тальянка |
|
1914-… |
--- |
|
1928-1987 |
Вятская |
|
1930-199... |
--- |
Гармонисты д. Калмиябаш (военного и послевоенногопериода рождения)
23.Никифоров Михаил |
1942-2007 |
Аккордеон |
24.Никифоров Петр |
1945-2005 |
--- |
25.Тимиршин Аркадий |
1935-2002 |
--- |
26.ХайретдиновАлександр |
1948-1960 |
Двурядная |
27.Хайретдинов Ликандр |
1951 г. р. |
Баян |
28.Хайретдинов Леонид |
1953 г. р. |
Баян |
29.Ахметьянов Филимон |
1948-1987 |
--- |
30.Сайтаев Юрий |
1958 г. р. |
--- |
31.Сайтаев Дмитрий |
1960 г. р. |
--- |
32.Шакиртов Радислав |
1958 г. р. |
--- |
33.Димитриев Юрий |
1962-2014 |
--- |
34.Имаев Алексей |
1958 г. р. |
--- |
35.Имаев Юрий |
|
--- |
36.Михайлов Олег |
1962-2013 |
--- |
37.Микишев Павел |
1964-1979 |
--- |
38.Микишев Алексей |
1972 г. р. |
--- |
39.Хайретдинов Николай |
1954-1990 |
--- |
40.Хайретдинов Петр |
1966 г. р. |
«Чайка» |
41.Никифоров Рихард |
1967 г. р. |
«Чайка» |
42.Михайлов Эдгард |
1976 г. р. |
--- |
43.Кубатуллин Святослав |
2008 г. р. (8 лет) |
--- |
Приложение 1.2
Таблица 2. Гармонисты д. Бабаево (довоенного периода рождения)
Имя |
Информация о возрасте |
Гармонь |
|
Уч. Войны |
--- |
|
--- |
--- |
|
1908-2006 |
Вятская |
|
1912-19-- |
--- |
|
--- |
--- |
|
--- |
Тальянка |
|
1914-19-- |
--- |
|
1911-1991 |
--- |
|
--- |
Мастер |
|
Пропал без вести |
--- |
|
19-- - 19-- |
--- |
|
1935-2010 |
--- |
|
1931-2013 |
Вятская |
|
--- |
Тульская |
|
--- |
Вятская |
|
--- |
Вятская |
|
--- |
--- |
|
19-- -198- |
Тальянка |
|
1930 – 2014 |
Саратовская |
|
1930 – 2012 |
--- |
|
1928-19-- |
--- |
|
--- |
--- |
|
--- |
Вятская |
|
193- - 199- |
--- |
|
1937 г. р. |
Хромка |
|
1936-2012 |
--- |
|
1937 г. р. |
--- |
|
1935-19-- |
Тальянка |
|
1937-196- |
--- |
|
193- - 198- |
--- |
|
193- - 2010 |
--- |
|
193- - 197- |
--- |
|
--- |
--- |
|
--- |
--- |
|
1940 г. р. |
Саратовский |
Гармонисты д.Бабаево (военного и послевоенного периода рождения)
|
1944 г. р. |
Вятская |
|
1947 г. р. |
Тальянка |
|
1950 г. р. |
Баян |
39. ГараевФидарис |
1954 г. р. |
Хромка, Баян |
40.Мусаев Митрофан |
1946 г. р. |
--- |
41.Аптиев Михаил |
194- - 197- |
--- |
42.Аптиев Николай |
1948 г. р. |
--- |
43.Аптиев Дмитрий |
1950 г. р. |
--- |
44.Аптиев Константин |
1965 г. р. |
--- |
45.Аптиев Герасим |
1969 г. р. |
--- |
46.Гареев Шаймардан |
--- |
--- |
47.Аптулаев Иосиф |
1944-2006 |
Саратовская |
48.Шаймарданова Идусия |
1942 г. р. |
Вятская |
49.Гараев Иван |
1942 г. р. |
--- |
50. Шуматбаев Эдик |
1960 г. р. |
--- |
51. Янгильдин Райнис |
19-- - 20-- |
--- |
52.Кандиев Георгий |
19—г. р. |
Труба, баян |
53.Яндимиров Петр |
194- г. р. |
--- |
54.Зайникаев Максим |
1958 г. р. |
Баян |
55.Миколкин Роберт |
1963 г. р. |
--- |
56.Егоров Александр |
1964 г. р. |
--- |
57.Гареев Григорий |
1969 г. р. |
--- |
58.Ибакаев Григорий |
1947 г. р. |
Баян |
59.Ахмадиев Андрей |
19-- - 20-- |
Баян, Кларнет |
60.Шамраев Рудольф |
1971 г. р. |
Гитара |
Приложение 1.3
Таблица 3. Гармонисты д.Василово (довоенного периода рождения)
Имя |
Информация о возрасте |
Гармонь |
|
Фронтовик |
Вятская |
|
1917-погиб на фронте |
Вятская |
|
--- |
--- |
|
Фронтовик |
Вятская |
|
--- |
--- |
|
1933 г. р. (83 года) |
--- |
|
--- |
--- |
|
--- |
Вятская |
|
1928-… |
Вятская |
|
1936-… |
--- |
|
1928- … |
Вятская |
|
1927- 20… |
Вятская |
|
1936-19… |
Вятская |
|
1936-… |
--- |
|
1939-2015 |
Саратовская |
|
1930-19… |
Вятская |
|
1936 - … |
Вятская |
|
1937-198… |
--- |
|
1930-19… |
--- |
|
1935-… |
--- |
|
1930-… |
--- |
|
1939- … |
--- |
|
1928-… |
--- |
Гармонисты д.Василово (военного и послевоенного периода) |
||
|
1960 г.р. |
--- |
|
1967 г.р. |
Баян, «Бел-сь» |
|
1963 г.р. |
«Чайка» |
|
1965 г.р. |
«Чайка», Баян, |
|
1962 г.р. |
«Чайка» |
|
1965 г.р. |
Баян, гармонь |
|
1952 г.р. |
--- |
|
1963 г.р. |
--- |
|
1942 г.р. |
--- |
|
1942 г.р. |
Вятская |
|
1944г.р. |
--- |
|
1958 г.р. |
--- |
|
1959 г.р. |
--- |
|
1955 г.р. |
--- |
|
1946 – 20… |
--- |
|
1945 г.р. |
Хромка, Баян |
|
1947 г.р. |
Баян, Гармонь |
|
1955 г.р. |
--- |
|
1952 г.р. |
--- |
|
1967 г.р. |
--- |
|
1961 – 19… |
--- |
|
195…-20… |
Баян, Гармонь |
|
19…-20… |
Баян, Гармонь |
|
195…-20… |
--- |
|
1967-20… |
--- |
|
196… |
--- |
|
1960 г.р. |
Саратовская |
|
1966г.р. |
Саратовская |
|
1958г.р. |
«Чайка» |
|
1977 г.р. |
«Чайка» |
54. Кумушбаев Сергей |
1978 г.р. (37 лет) |
«Беларусь» |
|
1950 г. р. |
--- |
56. Кырлабаев Владислав |
1955 г. р. |
--- |
57. Баирова Лариса |
1967 г. р. |
--- |
Приложение 1.4
Таблица 4. Гармонисты д.Барьязы
Имя |
Информация о возрасте |
Гармонь |
|
192…-… |
--- |
|
1930-… |
Балалайка, «Чайка» |
|
1932 г.р. |
Гармонь, балалайка |
|
--- |
--- |
|
1938 г.р. |
--- |
|
--- |
--- |
|
--- |
--- |
|
1954 г.р. |
--- |
|
1963 г.р. |
«Беларусь», баян |
|
1954 г.р. |
Гармонь «Чайка» |
Приложение 1.5
Таблица 5. Гармонисты д. Султанаево
Имя |
Информация о возрасте |
Гармонь |
|
1923-1943 |
Тальянка |
|
1916-1943 |
Тальянка |
|
Погиб на фронте |
Тальянка |
|
1932-19… |
--- |
|
1930-… |
--- |
|
1928-20… |
--- |
|
1928-… |
--- |
|
1928 -… |
--- |
|
1937-196… |
--- |
|
1927 - … |
--- |
|
1929-2015 |
Вятская, Тальянка |
|
1923-… |
--- |
|
1958 г.р. |
Баян |
|
1928-… |
--- |
|
1942 г.р. |
Хромка |
Приложение 2.1 Приложение 2.2
Гармонисты д. Калмиябаш 30-х гг. 20 в. (Погибли на фронте).
Приложение 2.3 Приложение 2.4
Гармонист д. Калмиябаш. Гармонистка д. Бабаево
Вернулся с Победой. Надзиратилова И. И.
Приложение 2.5
Гармонистка Байгильдина Каролина на сабантуе в д. Бабаево. 2011 г.
Приложение 2.6
Султанаевцы Вахитов Гадель (1) и Габдулхаков Лотый (2) на фронте.(1942)
Приложение 2.7
Ибакаев Г. А. с юными исследователями Петраевой С. и Хайретдиновым А.
Приложение 2.8
Марийская обрядовая свадьба в Калтасинском РДК. (Декабрь 2014 года)
Приложение 3.1
Количество гармонистов д. Калмиябаш по возрастам
Приложение 3.2
Количество гармонистов д. Барьязы по возрастам
Приложение 3.3
Количество гармонистов д. Василово по возрастам
Приложение 3.4
Количество гармонистов д. Бабаево по возрастам
Приложение 4.
Вопросы для интервьюирования:
Ф. И. О.
Дата, место рождения.
Род деятельности, занятие.
В каком возрасте научились играть на гармони?
На какой гармошке, музыкальном инструменте играете?
Кто был Вашим учителем, наставником?
Кто из членов Вашей семьи играл, играет на гармошке?
Какие мелодии Вы любите исполнять?
Когда обычно Вы играете на гармошке?
В каких музыкальных конкурсах Вы принимали участие?
Участвуете ли Вы в самодеятельности Вашей деревни, села?
Есть ли у Вас свой ученик, последователь Вашего таланта?
Волнует ли Вас музыкальное наследие нашей национальной культуры?
Какова судьба гармони в будущем?
Как привить молодежи любовь, уважение к национальной культуре, фольклору?
29