ПАМЯТИ РАДИ – БОЛЬ, КОТОРАЯ ДОЛЖНА УТИХНУТЬ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПАМЯТИ РАДИ – БОЛЬ, КОТОРАЯ ДОЛЖНА УТИХНУТЬ

Тугушева Р.Р. 1
1МБОУ "СОШ с.Яковлевка"
Салихова В.Р. 1
1МБОУ "СОШ с.Яковлевка"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Памяти наших предков,памяти всех жертвмассовых репрессийпосвящается моя работа

I. Введение

История Отечества начинается с биографии его гражданина, описания, отчего дома, где живет этот человек, будь то деревня, село, поселок или город. Всякая большая история складывается из множества микро историй.

Еще недавно в советской публицистике было популярно выражение «в Советском Союзе нет, пожалуй, ни одной семьи, которую не опалила бы война». Действительно, потери советского народа в Великой Отечественной войне были огромны и слагались они из потерь буквально каждой семьи. У кого-то погиб, умер от ран, пропал без вести отец, сын, брат; у кого-то родственники были угнаны в Германию или оказались в советских лагерях в составе так называемых «трудовых армий».Однако, вся правда о человеческих потерях в России XX в. была и будет неполной без памяти о массовых репрессиях 1920—1940-х гг.Если репрессии 1920-х гг. являлись, подобно хвосту кометы, продолжением гражданской войны, ликвидацией эксплуататорских классов, и их можно было, не принимая, понять, то репрессии 1930-х гг. разумного объяснения не находят. Об этом говорят все информаторы и респонденты, с которыми пришлось общаться в течение работы. Ныне живущие потомки раскулаченных, рассуждая о причинах этих репрессий, упоминают всё, что угодно, но только не политическую враждебность своих предков по отношению к советской власти. Даже сейчас, когда модно иметь дворянское, на худой конец — купеческое происхождение, ни один из опрошенных не сообщил о том, что его предки действительно были богатыми и жили очень хорошо. Как правило, люди говорят, что жили не голодно, но всё это доставалось неимоверно тяжким трудом всех членов семьи от мала до велика.

Изучение истории народа и страны при работе над историческим архивом собственной семьи, становится возможностью осознать свою принадлежность к общей судьбе и почувствовать уникальность исторического опыта своих близких, и самое главное – найти место в этом потоке истории для себя.1

Сплошная коллективизация, проведенная ускоренными темпами, ранее воспринималась как единый и оптимальный вариант развития. В наши дни коллективизация представляется как явление противоречивое и неоднозначное. Сегодня известны результаты пройденного пути, и можно судить не только о субъективных намерениях, но и об объективных последствиях, а главное – об экономической цене и социальных издержках коллективизации. Без глубокого и всестороннего изучения и анализа коллективизации, «раскулачивания» и их последствий невозможно создание целостной картины истории России советского периода, видения реформирования сельского хозяйства на современном этапе. Кроме того, рассмотрение основных изменений, происходивших в 1930-е гг. в аграрной сфере, позволяет более глубоко осмыслить истоки современного кризиса, охватившего российское сельское хозяйство.2

Проводя исследование, мы собрали воспоминания тех, кто был живым свидетелем тех далеких событий. Конечно, в те далекие 1930-е годы наши респонденты были детьми, и можно ли доверять их воспоминаниям? Но детская память порой фиксирует то, что не прочитаешь на страницах газет и отчетов. Без этих воспоминаний мы не смогли бы воссоздать полностью картину коллективизации в Саратовском крае. История становится живой, когда наполняется именами родных, близких людей. Услышав, от моего дедушки Тугушева Гаяса Ильясовича и его сестры Тугушевой Алии Ильясовны(фото №2) о раскулачивании моего прапрадедушки Девличарова Шарифуллы Алимовича и его семьи, мне захотелось восстановить честное имя моих предков. Трагические события в судьбе моих предков и их односельчан определили тему исследовательской работы.

Тема исследовательской работы: «Памяти ради - боль, которая должна утихнуть».

Цель исследования: Восстановить честное имя моих предков пострадавших от репрессий 1920-40 гг.

Задачи:

1. Выяснить сколько семей в селе Яковлевка пострадало от репрессий.

2. Найти всю информацию о своих родственниках.

3. Собрать воспоминания очевидцев.

4. Информировать большое количество населения об этой трагической истории предков.

Объект исследования - история раскулачивания в 1930-1931 гг.

Предметом анализа является, история судеб моих родных и односельчан, которые были раскулачены, особенности репрессивной политики государства 1930-1931 гг.

Актуальность работы.

Исследовательская работа относится к прикладным исследованиям.

Значимость работы заключается в создании истории жителей села Яковлевка XX века.

Прикладная ценность полученных результатов исследования: восстановить преемственность поколений, материалы данной работы пополнят фонд школьного музея.

Методы исследования:

· анализ литературы;

· поиск информации;

· знакомство с документами;

· интервьюирование.

II. Основная часть

1. Раскулачивание крестьян в селе Яковлевка – трагические страницы истории

Совсем не исследованной, но оттого не менее трагической страницей, является раскулачивание на территории села Яковлевка. Судить о его масштабах можно лишь по неопубликованным архивным источникам и воспоминаниям старожилов. По словам старожилов на территории с.Яковлевка раскулачиванию подверглись 63 семьи , это по меньшей мере более двухсот человек. Уходят люди, те, кто видел ужасы раскулачивания. А что же такое раскулачивание? В словаре С.И.Ожегова это слово означает «В годы коллективизации сельского хозяйства: лишить крестьянина, считавшегося кулаком, средств производства, права пользоваться землей и политических прав». И все дальше от нас это время. Но живем мы, молодое поколение, которое обязано помнить историю, и не допустить повтора трагических событий. Ради правды. Ради памяти, и ради тех, чья боль до сих пор не утихает.

В рассматриваемый период времени 20-40гг двадцатого столетия главным занятием было сельское хозяйство и землю в основном приходилось обрабатывать вручную, сохами и боронами. Каждая крестьянская семья имела свой надел. Весной и осенью во время полевых работ дома оставались лишь старики и маленькие дети. Все же остальные, включая и детей 8-12 лет, трудились в поле. Жители с.Яковлевка испокон веков считались трудолюбивыми и предприимчивыми. Занимались небольшим частным промыслом - меняли в деревнях дёготь на продукты. Старались построить надворные постройки и держать свое хозяйство. В основном лошади, коровы и овцы. Так как к лошадям было особое отношение. Урожайность в эти годы была низкой – по 8-10 центнеров с десятины. Обычная деревенская семья при собственном благополучии кормила трех горожан. Хозяйства были небольшие, но все старались работать так, как в 1927 году ввели новый сельхозналог.

Принудительно установили низкие закупочные цены на хлеб. Ужесточили формы финансового давления на деревню. Уже в конце двадцать седьмого недоимки стали обычными для крестьянского двора [с. 13-14]. Переход к политике сплошной коллективизации под лозунгом – «даешь бешенные темпы» ставил вопрос о судьбе не отдельных кулацких хозяйств, а в целом о кулачестве. Форсирование коллективизации означало развертывание раскулачивания, т. е. насильственного лишения их средств производства, построек и т. п. и то и другое навязывалось под сильнейшим нажимом сверху.3

Хотя в официальных документах заявлялось, что создание коллективных хозяйств является сугубо добровольным делом самих крестьян. Тем не менее, уже с лета 1929 года имела место практика экономического и гражданско-правового давления на зажиточную часть деревни: владельцы крепких хозяйств лишались избирательных прав, исключались из кооперации, штрафовались за несвоевременную оплату налогов или сдачу хлеба и т. д.4

Все эти события разделили жителей села на два лагеря, на тех которые сразу же вступили в колхозы и приносили свои орудия труда и скотину, и на тех, кто стал сопротивляться. Повсеместно нарушался принцип добровольности, обобществлялся мелкий скот и птица, раскулачивались середняки, многочисленными были факты расхищения конфискованного имущества, мародёрства, физического насилия.

Из числа бедных жителей села была создана комиссия, куда входили 6-8 человек, так называемые «комитеты бедноты». Жители, в своих воспоминаниях, помнили их имена и клички, до сих пор говорят о них с боязнью. Бесчинства со стороны этих людей запомнились на долгие годы. Многие из них были из числа бедных крестьян и с большим удовольствием выполняли свою работу по отбору имущества и выселки семей. Их имена еще помнят, но, к сожалению, не чтут как героев. Эти люди (Хайбулла, кличка Илю, Ханефи, кличка Мелфи, Керкер бабай и др.) не только выполняли приказы, но и издевались над людьми, устраивали побои, отбирали вещи не только у взрослых, но даже у маленьких детей.

По словам старожилов, крестьянство ответило на это массовым забоем скота. В сёлах частым явлением стал поджог колхозного имущества. Нередки были случаи расправы над коммунистами и колхозными активистами. Люди, подлежащие коллективизации убегали и прятались на сельском кладбище.

По некоторым оценкам в 1930 годах, после выхода постановления ЦИК СССР «О мероприятиях по борьбе с кулачеством» Саратовская область по количеству раскулаченных в России занимала 3 место. 5 Зачастуюотбор семей на раскулачивание проходил по доносу.

Моя семья, как и многие другие в моем селе пострадала от раскулачивания. Узнав от моего дедушки , Тугушева Гаяса Ильясовича и его сестры Тугушевой Алии Ильясовны (фото№2) о трагических событиях в нашей семье, а также моего руководителя Салиховой Венеры Ряшидовны, у которой тоже пострадала семья, мы пришли к выводу, что эту часть истории мы должны помнить и в сердцах каждого из нас восстановить справедливость.

История раскулачивания Кудашева Хасяна Якубовича прадедушки Салиховой В.Р. по мужской линии с одной стороны, является достаточно типичной для того времени, с другой стороны, она содержит в своем повествовании уникальные исторические детали, позволяющие понять и почувствовать саму процедуру раскулачивания, ее бесчеловечность в отношении простых людей. Дом, в котором проживала семья в 1930 г. был очень маленьким. Пятеро детей в семье. Во дворе одна корова, лошадь, и несколько овец.

Он был вольным и своенравным человеком, очень высокого роста и достаточного крепкого телосложения. Когда пришли его приглашать вступить в колхоз, он отказался. Ночью, в феврале 1930 г. явились к ним в дом представители местной власти, произвели обыск, ничего не нашли, а что искали так и не сказали. На прощанье, по воспоминаниям Тугушевой Сары Хасяновны (дочери Кудашева Хасяна) , успокоили: « Теперь, спите спокойно». И в два часа ночи ушли, но в пять часов утра опять явились и начали составлять опись. Забрали корову, лошадь, овец, из имущества не могли найти более или менее ценные вещи, тогда комиссия увидела его тулуп, который носили в то время: «толуп меховой мерлучатый черный воротник енотовый крытый» так было написано в описи. Впоследствии, в архивах не нашлось ни этой описи, и ни одного подтверждающего документа. И вся его семья, была выслана на «Крутой берег» (фото №1) в трех километрах от села, в землянки.

(«Крутой берег»- это левый берег реки Уза, в то время самое высокое место речной долины, находящийся в трех километрах от села. Выселенцами были вырыты землянки, выход из которых направлен был в сторону реки.)

Из воспоминаний внука Тугушева Р.А. 1942 г.р., им пришлось жить в жутких условиях, практически на голой земле.

А другой прадедушка Тугушев Юсеп……. вступил в колхоз и честно работал.

По рассказам Тугушевой Нязыфи Баязитовны 1941г.р мы узнали, что семья ее мужа Тугушева Айсы Хусяиновича(1935г-1999г) тоже была раскулачена и выслана в Архангельскую область. Она вспоминает, как всю свою жизнь с клеймом «Кулак» («Кулак» или «мироед» (от слова «мир» - общество, т.е. «объедающий общество») жил ее супруг. После возвращения в родную Яковлевку, вместе с мамой, остальные члены семьи погибли: отец на фронте, а сестры и брат по дороге к месту поселения. Он не мог простить тем, кто по доносу, разбил жизнь его семье. Мама воспитала его одна, и всячески старалась оберегать от насмешек и оскорблений. Он вырос достойным человеком. В 1995 году они получили справки о реабилитации, им выплатили компенсацию, но боль и обида, которая была в сердце, уже навсегда там поселилась.

Вот что он вспоминал: « В 1930 году Базарно-Карабулакской районной комиссией по раскулачиванию, куда входили жители нашей деревни, имеется протокол под №1 от 17.02.1930г., хозяйство моих родителей было подвергнуто раскулачиванию, а все члены моей семьи были выселены в Архангельскую область. В составе семьи были мои родители: отец Тугушев Хусяин Давыдович 1896 г. р., моя мать – Тугушева Халифя Ганеевна 1902 г.р. , сестры Азизя, Хафиза, Сажидя и брат Абдеряшит. Я сам родился уже по месту спецпоселения в 1935 году в Карпогорском районе, Архангельской области. Из всех членов семьи остались в живых моя мама и я. Отец погиб на войне, а сестры и брат в пути при этапировании к месту поселения» . И со слов супруги, рассказывая он не мог сдерживать слез. (Приложение №1)

Из воспоминаний Кудашевой Сяйди Хасяновны 1929 г.р мы узнали об еще одной печальной истории. Ее отец Дамаев Хасян Яхъинович был председателем колхоза. «- До сих пор перед моими глазами, один случай. Отец, взяв меня за руку привел меня в один из раскулаченных домов, из которого все вещи были вынесены, нагнувшись, я подняла куклу оставленную прежними хозяевами. У живущих людей в этом доме, забрали и корову, и лошадь, самовар и даже личные вещи, отдав им растрепанную, старую одежду. Их отправили в 2-3км от села, в окопы. Вот что осталось в моей памяти от рассказов моего отца. Среди вернувшихся с войны были и репрессированные люди - это Трягулов Харис Исхакович. После окончания войны он вернулся только через 3 года. Он рассказал, как он и еще несколько наших односельчан были отправлены в Сибирь. Испугавшись вернуться в родное село уезжает в Монголию, а затем в Киргизию». Таких историй по нашему селу можно услышать очень много.

2. История раскулачивания моей семьи

В полной мере испытала на себе все тяготы налогового бремени и моя семья. Трагедия раскулачивания не обошла стороной и моих предков. Мой прапрадедушка Девличаров Шарифулла Алимович и прапрабабушка Девличарова Лятифя Султановна, а также их дети: моя прабабушка Девличарова Асма Шарифовна в возрасте 11 лет, Девличаров Ахметсафа Шарифович 7 лет, Девличаров Ибрагим Шарифович 3 лет, Девличаров Айса Шарифович 3 месяцев - все они были подвергнуты политической репрессии по классовому признаку – раскулачиванию и выселению из родного дома, а также из села (Приложение№2). Сказать, что семья моих предков была зажиточная, я не могу, так как они жили, как и многие и имели в своем хозяйстве: 1 лошадь, 1 корову, 5 овец, сеялку, дом с надворными постройками, плуг, борону.

Братья прапрадедушки Муся, Халилулла, Келимулла были репрессированы и отправлены на Север. А прапрадедушка под конвоем был отправлен в 1930 году на лесоповал в Архангельскую область в Кулацкий поселок Северной губернии как осужденный в высылке на 5 лет. Семье было запрещено оставаться в своем доме. Они были вынуждены покинуть село и обосноваться в 2-3 км от села на крутом берегу реки с маленькими детьми рядом с такими же выселенцами. Жили, совместно помогая друг другу. Строили землянки для выживания, так как уже были холодные дни. Приближалась зима.6

Но на этом не заканчиваются трудности жития. В это же время по утрам приходили конвоиры и уводили взрослых, а также подростков на торфяные работы. Так как у нас болотистая местность, добывали торф, из которого потом изготавливали кизяки для отопления. Вот один случай из воспоминаний моей прабабушки: «Утром, когда конвоиры увели нас на работу, дети были оставлены в землянке. Возвращаясь с работы, зашла в землянку и увидела, что все дети лежат полумертвые на полу. Отоплением тогда служила печка «буржуйка», дети для того, что бы сохранить больше тепла, пораньше закрыли отдушину и угорели угарным газом. Совместными усилиями соседей еле-еле смогли спасти детей».

Мир не без добрых людей. Мимо проезжала повозка с лошадями, остановившись, из нее вышли несколько порядочных людей. Успокоив мать, осмотрев этих детей, они предложили свою помощь, затем направили их в Среднюю Елюзань Пензенской области и приютили в свой дом. Благодаря добрым людям мои родные выжили. Ведь если бы, в ту трудную минуту их не оказалось бы рядом, никто не знает, как бы сложилась судьба моей семьи, нас могло бы и не быть!

Но не везде раскулачивание проходило одинаково. Возможно, в Средней Елюзани было меньше завистников и поэтому меньше клеветали на соседей.

Прошло некоторое время, моя прапрабабушка с детьми потихоньку начали уживаться в новой и более благоприятной обстановке. Опасаясь донесений, моя бабушка сменила свою фамилию на Кудашеву. И опасения были не напрасны, вдруг совсем неожиданно пришел донос в Елюзанский сельсовет, о том, что Девличарова Лятифя Султановна сбежала со своими детьми из Крутого берега, где им суждено было жить в суровых условиях, в Елюзань. Она была очень сильно напугана этим приглашением. Вся в слезах, она объясняла свою трудную ситуацию, выслушав, администрация сельсовета отпустила ее, успокоив, что не будет выгонять из села. Спустя 5 лет, вернулся из выселения Шарифулла. Расспросив односельчан, он выясняет, что его семья проживает в Елюзани. Прибыв в Елюзань, не находит своей семьи. Ослабленный и истощенный от мытарств он умирает. К сожалению, место его захоронения не известно. К тому времени дочь Асма была уже замужем и жила в Яковлевке. Тяжелые испытания на этом не закончились. Младшему сыну прапрабабушки, Ибрагиму пришлось жить некоторое время у чужих людей в Яковлевке, так как матери было трудно прокормить детей. Асме очень хотелось забрать брата к себе, но муж, мой прадедушка Тугушев Ильяс Абдулович, сначала был против, но одумавшись, они забрали его к себе.

Как сложилась дальнейшая судьба моих предков, мне еще предстоит исследовать, но что мне уже известно, что каждого члена моей семьи отличало исключительное трудолюбие, упорство и любовь к земле. В ходе работы выяснилось, что брат моей прабабушки Асмы, Ахметсафа Шарифович, был первым человеком в селе Яковлевка, который получил высшее образование, чем я очень горжусь.

3. Амнистия

«За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам.

Осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, Федеральное Собрание Российской Федерации выражает глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, заявляет о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека. (в ред. Закона РФ от 03.09.1993 N 5698-1, Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

(в ред. Закона РФ от 03.09.1993 N 5698-1, Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)» 7

Хотелось бы верить, что все жертвы репрессий были реабилитированы. Ведь никто так и не посчитал точно, сколько крестьянских семей пострадало в 1930-е, однако можно сказать с уверенностью, что их в десятки раз больше, чем граждан, обратившихся за реабилитацией. Время стирает все, только память передаваемая будущим поколениям предотвратит произвол(Приложение№1,2).

III. Заключение.

Я поняла одну важную для себя истину: порой мы воспринимаем какое-то историческое событие очень отвлеченно, думая, что не имеем к нему никакого отношения, но ведь всё происходящее в жизни невозможно без участия людей. А если эти люди к тому же связаны с тобой родственными узами, то и событие кажется ближе. И история всегда не однозначна, так как любые исторические события с целью защиты и сохранения строя приводят к массовым репрессиям.

Таким образом, раскулачивание очень сильно повлияло на многие семьи, лишила экономической, хозяйственной опоры, превратила членов семьи в изгнанников, ссыльных, лишенцев. Во многом лишила не только привычного образа жизни, но и заставила начинать все заново на новой земле, без корней. Несколько поколений семей должно было все заново строить, осваивать, добиваться привычного положения. Не все смогли это преодолеть, не только непосредственно подвергшие семьи заплатили большую цену за раскулачивание, но и последующие поколения. Родовая память о тех событиях и внутренний страх отразились на многих живущих моих односельчанах. Отсюда сложившийся менталитет.

Теперь я понимаю, почему иногда мои сверстники, нарушив дисциплину, боятся признаться в содеянном, начинают искать выходы и оправдания.

Подводя итог нашей работы. Мы решили провести опрос среди старшеклассников на предмет знания об этом трагическом событии в судьбе наших предков. Было опрошено 56 респондентов среди обучающихся 8-11 классов. Мы обработали всю полученную информацию. Из опрошенных только 8 человек знают о репрессиях, а остальные 48 затруднялись ответить и даже удивились тому, что такие события произошли в нашем селе.

Исходя из этого, можно сделать следующий вывод. Дома об этом не говорят, в школе тоже мало информации, сами ребята сейчас вопросами истории своей семьи не занимаются. Я благодарна своему руководителю за выбор такой важной темы. Для себя открыла правду своей семьи. Раскрыла в себе интерес к краеведческой истории. Ради светлой памяти моих предков, дальше продолжу работу в этом направлении. Прежде займусь информированием сверстников. И начну работать над проектом. Я поняла, что изучая любую проблему, надо исследовать различные источники: печать, архивные данные, но самое важное воспоминания земляков.

Узнав больше об истории моей семьи, семей моего поколения, мы пришли к выводу, что историю забывать нельзя, для того чтобы этого не случилось в настоящем и в будущем. Пусть наша работа станет бессмертным памятником для нашего поколения о трагической судьбе наших предков!

Из выше сказанного следует, что необходимо донести информацию своему поколению, чтобы такие события истории не могли повториться.

Проводя исследовательскую работу главное – мы познакомились со многими замечательными людьми, старожилами, тружениками тыла, ветеранами труда, которые, несмотря на все пережитое, в большинстве своем остались не озлобленными, а добросердечными, готовыми поделиться с нами своими знаниями и воспоминаниями.

Многие впервые услышали о своих родных, семейные истории и биографии. Появилась гордость за близких людей. Да, нет среди них аристократов и дворян, но они были и не последние люди. Жили в отпущенное им время, когда нужно было обеспечить семью, а иногда просто выживать. Многие из них встретились с ужасной несправедливостью в жизни, столько работали и так бедно жили. Истинных тружеников называли «мироедами».

Теперь мы лучше узнали жизнь в те далекие времена: что такие лепешки из картофельных очистков, забеленные щи, суп из крапивы, сушеная свекла вместо сладостей. За выражением «тяжелое было время» - мечта о настоящем платье, а не перешитом из обивки дивана, одни валенки на всех детей, тетради из газетных обрезков. Услышали о том, о чем не прочитаешь ни в одном учебнике.

Самое важное - начать создавать историю своего рода, чтобы восстановить преемственность поколений. Ради «предостережения для будущего» сохраняются документы семейных архивов, чтобы потомки знали и помнили, сколько бед для простых граждан несут подобные разрушительные решения руководства страны.

IV. Список используемой литературы и ресурсов

1. Базаров, А.А. Хроника колхозного рабства [Текст] / А.А. Базаров. – М.: Возвращение, 2004. – 816 с. Киселев, А.Ф. Новейшая история Отечества. XX век [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Ф. Киселев, Э.М. Щагин. – М: ВЛАДОС, 2004. – 447с.

2. Киричук У. Н. Трагические страницы раскулачивания в Ишимском округе [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2012 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2012. — С. 53-56.

3. Казаков Б.И. и др. Страницы летописи Саратова/Б.И. Казаков, Г.Д. Казакова, Л.Н. Любомирова.-Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1987.-136 с.: ил.,л. 2. История Саратовского края с древнейших времён до наших дней. — Саратов: ООО «Приволжское издательство», 2008. — 304 с. 3. Семенов

4. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведов

5. Личный архив Тугушевой А.И.

6. Личный архив Тугушевой Н.

7. Сайт http://old-saratov.ru/foto.php?id=1085

8. Сайт https://www.school-science.ru/2017/5/26914

9. Сайт http://moluch.ru/conf/hist/archive/53/1558/

10. http://sadservie.ru/history/in20th/477

11. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1619/

Приложения

Фото№1. Место ссылки раскулаченных жителей с.Яковлевки. Находится в трех километрах от села.

Фото №3. «Крутой берег» .Тугушев Решит Абдулэхатович 1942г.р. показывает места землянок.

Фото №4.На месте одной из землянок выросла Яблоня.

Фото№2. Интервью И Тугушевой Алии Ильясовны

Приложение №1

Приложение №2

1 https://www.school-science.ru/2017/5/26914

2 http://moluch.ru/conf/hist/archive/53/1558/

3 http://sadservie.ru/history/in20th/477

4Казаков Б.И. и др. Страницы летописи Саратова

5 Интернет ресурс «Новая газета».

6 Со слов Алии Ильясовны из воспоминаний моей прабабушки Асмы Шарифовны.

7 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1619/

Просмотров работы: 245