В учебнике русского языка для 6 класса (автор М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская), в упражнении 69, мы прочитали замечательный текст о появлении первых школ. « Вы задумывались над тем, откуда пришла к нам школа?» - спрашивают нас авторы. Далее они повествуют о том, что первые школы появились у древних греков ещё в 6 столетии до нашей эры, а учились там только мальчики. Мы узнали, что на Руси первые школы появились в конце 10 столетия. Работая с текстом этого упражнения, мы задумались: а когда же появились школы на нашей родине, в Тамбовской области? А в нашем Первомайском районе? А какова история нашей школы, в которой мы учимся? Так родилась идея провести исследование, чтобы узнать эти интересные факты.
Изучение истории появления и развития образовательных учреждений на своей малой родине особенно актуально для нас, нынешних школьников. Мы должны помнить о своих корнях: только в этом случае можно стать полноправным гражданином и патриотом.
Объект исследования – малоизученные страницы истории родного края, касающиеся появления первых школ
Предмет исследования – первые учебные заведения в Тамбове, в посёлке Первомайский.
Цель исследовательской работы: изучение истории появления первых школ в Тамбовской области, в Первомайском районе; изучение истории нашей родной школы.
Чтобы реализовать данную цель и решить проблему по изучению истории первых школ, нам потребовалось решить следующие задачи:
1. Найти, изучить и обобщить сведения по истории появления первых школ в городе Тамбове, в посёлке Первомайский.
2. Проанализировать собранный материал и сделать выводы.
3. Совершенствовать умения и навыки исследовательской деятельности.
Гипотеза: история появления и развития школ в России, в городе Тамбове и в посёлке Первомайском имеет общие корни. Во второй половине ХIХ в. существовали две самые крупные группы среди начальных школ, стоявшие у истоков современной, - церковно-приходские и земские.
В ходе реализации цели и задач, мы использовали разные методы:
- изучение литературы по данной теме;
- изучение и анализ архивных материалов Тамбовского областного народного музея образования, Тамбовского областного краеведческого музея, Первомайского краеведческого музея;
- интервью с Левиной Ларисой Алексеевной, первым завучем нашей школы;
- беседы с учителями – ветеранами.
Научная новизна нашей работы состоит в том, что до сегодняшнего дня никто не занимался поиском, изучением и обобщением данных по исследуемой теме. Мы не могли почерпнуть знания по предмету нашего исследования нигде, кроме архивных материалов, которые требовалось изучить и обобщить.
Наше исследование, имеет практическую значимость. Мы подготовим публичное выступление перед сверстниками. Собранный материал будет использоваться во внеклассной работе и поможет обучающимся больше узнать об истории своей школы.
Этапы исследовательской работы:
1. Выбор темы исследования.
2. Работа с архивными документами, отбор литературы по теме исследования.
3.Выдвижение гипотезы.
4. Определение цели и задач.
5. Доказательство гипотезы:
5.1 изучение архивных документов;
5.2 интервьюирование.
6. Анализ результатов.
7.Выводы.Появление и развитие образования на Руси
До 10 столетия школ на Руси не было. Главным очагом воспитания и обучения для всех сословий в Киевской Руси была семья. Дети знати и горожан могли получить элементарное образование в семье. В семьи бояр приглашались домашние учителя-священники. Мальчиков из бедных семей часто отдавали в ученики к какому-нибудь мастеру – ремесленнику.
Появление первых школ в Киевской Руси было вызвано потребностями духовенств. В городах и селах стали появляться церкви. В церквях скапливались книги, которые нужно было уметь читать. Вот почему началось массовое обучение будущих священнослужителей.
С расширением связей со странами Западной Европы, развитием христианства на Руси появляется интерес к обучению грамоте. Первая «школа учения книжного» открылась в Киеве в 988 г. при князе Владимире Святославиче. В первой половине 11 века появляется дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году.
Во времена правления князя Владимира в школе учиться могли только мальчики, а первыми предметами для их обучения стало книжное дело. Считалось, что мужчины должны быть более подкованы в общении, а девушки не должны знать грамоту, так как они станут будущими хозяйками, и в их обязанности будет входить только правильное владение домашним хозяйством. А для этого знать грамоту совсем не обязательно. И только в мае 1086 года на Руси появляется самое первое женское училище, основателем которого является князь Всеволод Ярославович.
В начале 1096 года школы начинают открываться уже по всей Руси. Первые школы начинали появляться в таких крупных городах как Муром, Владимир и Полоцк, причем строились они чаще всего при монастырях и храмах. Таким образом, священники считались на Руси самыми образованными людьми.
Первые школы на Руси хоть и существовали, но не развивались. Государство не уделяло им должного внимания. И только в 17 веке, в эпоху Петра I, изучение наук и искусств в школах начиналось по-новому. В 18 веке Петр I издаёт указ об открытии начальных школ во всех губерниях (областях). В его царствование было открыто 110 таких школ. Детей обучали чтению, письму, счёту. Пётр I очень многое сделал для образования народа, т.к. понимал, что иначе Россия останется отсталой и бедной.
С приходом царствования Екатерины II появляются официальные учебные заведения. В 1780 г. она открыла главное народное училище в С.-Петербурге, выделила средства на училищное дело большинству губернских городов, в том числе г. Тамбову
Первые учебные заведения в Тамбовской губернии
И.И. Дубасов — педагог, писатель, публицист, создатель Тамбовского областного краеведческого музея, в «Очерках из истории Тамбовского края» утверждает, что до начала XIII-го века на территории Тамбовской земли не было ни одного грамотного человека.
Город Тамбов возник в1636 году. Почти полтораста лет он походил на «необширное и некрасивое» болотистое село. В 1769 году Тамбов стал главным городом Тамбовского наместничества. В нём не было ни одного учебного заведения.
В конце 1785 года Г.Р.Державин назначен Екатериной II губернатором г.Тамбова. По Указу императрицы город получил 15 тысяч рублей на «образовательные нужды» . Г.Р. Державин, используя эти средства, открывает 22 сентября 1786 г первое государственное учебное заведение — Главное народное училище (В1825 году оно обретёт статус мужской гимназии). Особенно успешно развивалось народное училище при директоре И.П.Менделееве. Человек грамотный, деятельный, он укрепил материальную базу училища, расширил библиотеку, переработал учебные программы, приблизив их к гимназическим. Уровень подготовки воспитанников определялся качеством преподавательского состава, а он был очень высок. Из стен гимназии вышли многие известные люди: Г.В.Чичерин – дипломат, писатель, музыковед, известный искусствовед А.В.Вышеславцев, «отец» русского футуризма Д.Д.Бурлюк, учёный-востоковед И.П.Минаев.
На следующий год во всех уездных городах (Моршанск, Кирсанов, Козлов, Шацк и др.) открылись малые народные училища. В 1866 году народных училищ в тамбовской губернии было 262, из них в селах – 241.
Общественное движение 1860-х г.г. оказало влияние на развитие женского образования. В 1863 г. открыта Женская министерская гимназия, несколько частных гимназий. Цель создания этих учебных заведений — готовить, как тогда писали, «грамотных девиц, так как на них будет лежать обязанность развивать детей своих сообразно требованиям жизни и прогресса». Гимназии давали классическое гуманитарное образование и право поступленияв университеты.
С возникновением и развитием нового класса - буржуазии – городу потребовались специалисты с техническими знаниями для организации отраслей промышленности и торговли. В России стали открываться реальные училища.
В Тамбове реальное училище открылось 15 мая 1872 г. в здании на углу ул. Большой и Дворянской (ныне — школа №1). Училище сыграло важную роль в подготовке кадров для нового этапа экономического развития края в период буржуазных реформ. Наиболее известные выпускники: А.М. Терпигорев, крупнейший специалист горного дела, академик, художник и архитектор В.А.Щуко, знаменитый кинорежиссёр В.А.Кулешов, фабриканты Асеевы. Все эти люди внесли большой вклад в общее дело – развитие и процветание родной страны.
Учебных заведений духовного ведомства в губернии к началу XX-го века насчитывалось более 410. Это духовная семинария, Серафимовское духовное училище, городское епархиальное училище, Свято-Ольгинское духовное училище. Они и ряд других духовных училищ готовили кадры для епархии, финансировались из церковной и государственной казны.
С ростом числа учебных заведений стал ощущаться недостаток педагогических кадров. Но с приездом в Тамбов Э.Д. Нарышкина положение меняется. В 1870 г. он открывает Екатерининский учительский институт. Это было среднее учебное заведение, выпускавшее в год около 30 преподавателей начальной школы. Институт и юридически, и фактически был всесословным учебным заведением. Сюда принимались дети бедных родителей, если у них обнаруживался талант. Большую заботу проявлял Нарышкин о высоком профессионализме преподавательского состава. Одним из первых директоров института был И.И. Дубасов —известный педагог, писатель, публицист, создатель областного краеведческого музея.
Вывод: Все перечисленные учебные заведения: народные и реальные училища, женские и мужские гимназии, учительский институт, духовные училища, - были первыми учебными заведениями на Тамбовской земле. Но они давали образование очень малой части населения. Несмотря на их рост, основная часть населения (84%)Тамбовской губернии продолжала оставаться неграмотной.
Развитие образования в Тамбовской губернии. Земство и церковно-приходские школы
Поистине народными и достаточно массовыми стали церковно-приходские школы. При поддержке правительства их открывало духовенство. До1884г. в Тамбовской губернии их было 23, а уже в1893г. – 966.
Ещё более массовыми и популярными стали земские школы.
В.И.Вернадский считается организатором земства в Тамбовской губернии. Их семья построила земскую школу в районе села Вернадовка.
Известные благотворители того периода - семья Чичериных. Они строили земские школы и преподавали в них. Учительские места в земских школах стали занимать выпускники Тамбовской, Моршанской, Козловской гимназий, Екатерининского института. Земская школа вскоре стала очень популярной, отличалась лучшей в преподавании образовательных предметов. Была рассчитана на 1-3 года обучения, воспитание «законопослушного, богопослушного гражданина, умевшего выращивать хороший сельскохозяйственный урожай».
Но даже земскую школу могли посещать далеко не все дети. Их очень часто не отпускали учиться родители, не желая лишиться пары рабочих рук. Художник Богданов-Бельский очень хорошо передал атмосферу земских школ на своих картинах.
Первые школы на первомайской земле
Наш посёлок в то время был деревней Харчевней. Школы в ней не было. Селом Новобогоявленские Выселки она стала называться с 1888 года, когда построили Церковь Покрова Божией Матери.
С этого времени (1888г)в селе начала действовать церковно-приходская школа в небольшом каменном здании, крытом соломой и построенном специально для школы. В 1893 году церковно-приходская школа перешла в ведение земства и стала называться земским народным училищем.
Первое письменное упоминание о Новобогоявленском народном земском училище в отчетах Козловского уездного земства относится к 1892 году.
После 1917 года училище было преобразовано в четырехлетнюю начальную школу, а в 30-х годах – в семилетнюю.
Заключение
Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, история появления и развития школ в России, в городе Тамбове и в посёлке Первомайском имеетобщие корни. Во второй половине ХIХ в.существовали две самые крупные группы среди начальных школ - церковно-приходские и земские. Именно от них «пришла» современная школа.
Работа закончилась. Выводы сделаны. Но мы подумали, что наше исследование будет неполным, если мы не узнаем о том, как дальше развивались события. Какие ещё школы стали появляться в нашем посёлке? Последующая информация тоже очень важна, познавательна и интересна.
Новые школы в посёлке Первомайском
В 1896 году при депо железнодорожной станции Богоявленск по инициативе инженера Вейденгаммера Виктора Алексадровича были открыты ремесленные курсы. Эти курсы стали основой начальной железнодорожной школы, для которой специально было построено деревянное здание около вокзала. (Фото не сохранилось) С тех пор в Новобогоявленских Выселках стало две школы.
В 1935 году обе школы объединились в одну среднюю Богоявленскую железнодорожную Школу № 45, для которой в 1938 году построили одноэтажное здание по улице Вокзальной, в котором потом размещался механический техникум.
В связи с основанием завода «ХИММАШ» началось благоустройство районного центра,и в 1954 году школа получила новое четырехэтажное здание по улице Школьной. Ее первым директором был Барабанов Павел Дмитриевич.
В 1962 году произошло разделение районной средней школы на две. Была образована Первомайская средняя школа №1 с производственным обучением (одиннадцатилетка) в двухэтажном здании по улице Советской и двух близлежащих зданиях. В здании в Школьном переулке осталась восьмилетка, которая в 1965 г. была преобразована в Первомайскую среднюю школу№2.
В 1974 году для школы №1 было построено новое трехэтажное здание. Ее первым директором стала Минакова Раиса Васильевна. Сегодня это – учебный корпус №2 Первомайской школы
Наша школа
В 1981 году в связи с культурным обменом в посёлок Первомайский приехали строители из братской тогда ГДР. Они возвели в нашем поселке целый микрорайон: жилые дома, больницу, Дом быта, аптеку и нашу школу. В 1984 году состоялось открытие Первомайской средней школы №3. Первым директором которой был Духанин Иван Алексеевич. Завучем – Левина Лариса Алексеевна.
В этом здании сейчас учимся и мы в 6 классе Б.
Список использованных источников и литературы:
2. tambovmuseum.ru
3. Материалы Тамбовского областного краеведческого музея
4. Статьи Красновой Елены Михайловны – руководителя
Тамбовского областного народного музея образования
5. Материалы Первомайского краеведческого музея
6. Материалы школьного музея МБОУ «Первомайская сош»